Старинные секреты плетения кружев третьякова
Подборка книг по русскому кружеву
сохраняйте себе на стену чтобы не потерять.
Русское кружево.
Третьякова Е.И. 1995г.
Книга Е.И. Третьяковой, посвященная старинным русским техникам кружевоплетения. Автор рассказывает об истории возникновения различных видов кружев и приводит несколько моделей кружевных сувениров с инструкциями по их изготовлению.
Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево.
Климова Н.Т., 1993г.
Искусство плетения ажурного узора из нитей с помощью небольших деревянных палочек-коклюшек было известно мастерицам давно, однако широкое распространение оно получило в России в конце XVIII—XIX веках. Этот сложный, но необычайно увлекательный вид творчества не исчез и в наши дни. Искусство кружевоплетения получило активное развитие на предприятиях художественных промыслов Российской Федерации, расположенных в издавна известных традиционных центрах Вологодской, Рязанской, Кировской и других областей. Время возникновения кружевоплетения на коклюшках в России до сих пор точно не определено. Однако нет сомнения, что оно имеет давнюю историю. Известно, что в XVII веке искусные кружевницы работали не только в царских и княжеских мастерских, расположенных в Москве, но и во многих боярских, вдали от стольного города. От того периода сохранилось металлическое кружево из серебряных и золотных нитей, нередко дополненных сверкающей плащенкой, мелким жемчугом, а иногда и цветным шелком.
Русское плетеное кружево.
Фалеева В.А. 1983г. Часть 1, 2.
Редкое искусство, которое почиталось нашими предками и свидетельствовало о глубинах прикладного мастерства в самобытной культуре. Русское плетеное кружево – предмет исследования любопытной и практически не популярной сегодня отрасли русского декоративно-прикладного искусства. В книге представлены обобщенные сведения о ступенях эволюции русского кружевоплетения с XVII века до наших дней. Представлены характерные особенности работ в различных регионах страны. Представлены традиционные кружевные узоры, орнаменты, а также творческие изыскания отдельных мастериц. Описывается также история формирования советских художественных кружевных промыслов. Всего – более двух сотен иллюстраций, куда вошли также уникальные и традиционные работы, костюмы, портреты и картины.
Плетение кружев.
К.В. Исакова .1960г.
Учебное пособие для учащихся художественно-промышленных училищ и художественных профессионально-технических школ знакомит читателя с технологией кружевоплетения. Оно также предназначено и для желающих самостоятельно научиться плести кружева.
Учебный материал расположен в строгой последовательности. За объяснением основных элементов плетения следует изложение методики плетения парного кружева.
Русский народный орнаментъ. Выпускъ первый. Шитье, ткани, кружева.
В.В. Стасов, 1872г.
Как известно, Стасов был сторонником теории заимствования русских народных орнаментов, вышивок, а также устного творчества, включая былины, у других народов, т.е. отрицал самобытность русского народного искусства. «По месту, наши узоры не могли произойти специально в нашем отечестве, потому что существуют у многих других народов с незапамятных времен, гораздо раньше появления Руси на исторической сцене». — пишет Стасов. И хотя позиция Стасова по вопросу заимствования русских былин у других народов подверглась серьезной критике со стороны современных ему ученых, его установка на «заимствованный» орнамент ещё не получила серьезную оценку среди современных этнографов и искусствоведов.
Но книга интересна, безусловно, не позицией Стасова, а тем, что это первый художественный альбом русской народной вышивки, изданный в России. Обычно этнографы, ссылаясь на эту книгу Стасова, любят цитировать это его утверждение: «Имеют ли какое-нибудь значение изображения наших вышивок? Не просто ли это продукт фантазии и произвольная игра в линии? Никогда. Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства».
Русское кружево. Узоры и сколки.
Давыдова С.А. 1909г.
Раритетное издание книги известной собирательницы и популяризатора кружев Софьи Давыдовой. В этой книге представлены образцы русского кружева и сколки к ним. Книга перекликается с ещё одной книгой Давыдовой, «La Dentelle Russe» («Русское кружево. Альбом»), изданной на французском языке. В отличие от предыдущего издания, в этом, к ряду образцов, имеются сколки. Стоит отметить богатство альбомов Софьи Давыдовой тем, что и ценнейший курс плетения «Учебной коллекции по плетению кружев» Н.Я. Эрихсон, изданной в 1913 году был подготовлен по образцам «Русское кружево. Узоры и сколки» с разработкой сколка к каждому образцу.