- СОЛОНИЦА — русская деревенька в Нижегородской области!
- Меню навигации
- Пользовательские ссылки
- Объявление
- Информация о пользователе
- Строчевышивальный промысел
- Сообщений 1 страница 2 из 2
- Поделиться12007-11-14 15:58:25
- Поделиться22007-11-14 16:00:33
- Зарождение народных промыслов
- Традиции строчевышивального промысла старого и нового Пучежа
СОЛОНИЦА — русская деревенька в Нижегородской области!
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Объявление
Информация о пользователе
Строчевышивальный промысел
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12007-11-14 15:58:25
- Автор: Ольга
- Администратор
- Откуда: город Ворсма
- Зарегистрирован : 2007-11-08
- Приглашений: 0
- Сообщений: 337
- Пол: Женский
- Возраст: 61 [1960-02-20]
- Провел на форуме:
1 день 2 часа - Последний визит:
2015-10-31 13:02:35
СТРОЧЕВЫШИВАЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Испокон веков старинное русское село Бор славилось своеобразным строчевышивальным кустарным промыслом. Изделия борских мастериц были популярны далеко за пределами Нижегородской губернии. Традиции строчевышивального промысла продолжила «Борская строчевышивальная фабрика». Она была создана 1960 году в результате слияния артели «Победа», занимавшейся пошивом изделий и артели «1 мая», которая занималась непосредственно ручной вышивкой. Последняя же обязана своим возникновением Горьковскому «Текстильстрочсоюзу», который в 1941 году в деревнях Городищи, Малое Уткино, Юрасово и других создал отделения по обучению строчке и вышивке.
Изделия борских мастериц неоднократно экспонировались на российских и международных выставках, в том числе в Брюсселе в 1958 году, где получили высокую оценку специалистов и поклонников строчевышивального искусства.
В настоящее время фабрика производит разнообразные изделия сувенирно-подарочного назначения: скатерти, шали, платки, столешницы, полотенца, салфетки, косоворотки, блузки, в оформлении которых применяются традиционные техники вышивки: гладь, настрочка, сетка, стяги, шов-валик, аппликация, «ришелье», прорезная гладь. В ассортимент товаров широкого круга потребителей входят также мужские сорочки, постельное белье, ночные сорочки, различные виды профессиональной одежды. Для производства изделий используются натуральные ткани.
На предприятии осуществляет свою деятельность ассортиментный кабинет — выставочный зал, где представлены высокохудожественные, уникальные образцы изделий художников. Для посетителей выставочного зала проводятся мастер — классы, демонстрируются новые коллекции одежды.
ЗАО «Борская строчевышивальная фабрика»
Поделиться22007-11-14 16:00:33
- Автор: Ольга
- Администратор
- Откуда: город Ворсма
- Зарегистрирован : 2007-11-08
- Приглашений: 0
- Сообщений: 337
- Пол: Женский
- Возраст: 61 [1960-02-20]
- Провел на форуме:
1 день 2 часа - Последний визит:
2015-10-31 13:02:35
Художественная вышивка
Одним из известных нижегородских промыслов является художественная вышивка. Она получила развитие в Нижнем Новгороде в 1933 году с созданием строчевышивальной фабрики «Юнона». Сохраняя древние традиции, фабрика и сегодня специализируется на разработке и выпуске женской одежды с элементами художественной вышивки. Ассортимент фабрики достаточно разнообразен: ажурные блузки, изящные платья, сарафаны, деловые костюмы, элегантные вечерние наряды, шарфы и платки, золотошвейные шали и палантины.
На базе собственной экспериментально-творческой лаборатории особое внимание уделяется созданию и выпуску современных коллекций одежды для полных женщин.При создании изделий, художники используют как древнюю традиционную вышивку, так и мотивы городской вышивки прошлого века. Одним из самых популярных направлений вышивки в последние годы стал фольклорно-романтический стиль. Так, наряду со строгими жакетами и классическими блузками, предлагаются модели фольклорного стиля, придающие женскому образу неповторимое очарование.
В числе художественных изделий фабрики — вышитые иконы, панно, гербы, постельное белье, полотенца, скатерти, салфетки из натуральных тканей.
Зарождение народных промыслов
Нижегородской области.
|
Нижегородский край – один из ведущих в народно – декоративном искусстве, родина многих художественных промыслов, чьи изделия пользуются заслуженной известностью не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Традиционные центры народного искусства: Хохлома, Городец, Павлово, Балахна. Они издавна снабжали многие губернии России, сёла и города крашеной деревянной посудой, художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями и неповторимой золотной вышивкой. В городе Семёнове и с. Сёмине бережно хранят искусство огненной росписи, поэтически перевоплощают красоту родной русской природы. Городец прославился своими прялочными донцами, своеобразными произведениями крестьянской живописи. Волшебные птицы и кони, яркие неповторимые цветы городецкой живописи мы видим на предметах быта: разделочных досках, шкатулках, коробках, сундучках, детской мебели, игрушках и других изделиях. Семёнов – «Полховско-майданская роспись». Мастера этих промыслов создают всемирно известные матрёшки, расписные бытовые изделия, яркие детские игрушки. Заслуженной славой пользуется народная вышивка Нижегородского края. Замечательны созданные в 17-19 веках праздничные женские костюмы. Они хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Их украшает золотошвейная вышивка, цветное кружево, шитьё цветными нитями, бисером.
Варнавинская резьба по кости
В основе варнавинской резьбы по кости лежит своеобразный художественный стиль, сложившийся на основе выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия.
Городецкая роспись и резьба по дереву
Уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.
Казаковская филигрань
Один из древнейших видов художественной обработки металла -скань (от древнерусского — свивать), или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники, — филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинского слов filum (нитка) и granum (зерно), поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков).
Лысковские узоры
Строчевышивальный промысел издавна был широко развит в древнем городе Лыскове и его окрестностях, особенно, когда у стен Макарьевского монастыря шумела знаменитая ярмарка. Среди многих кустарных изделий лысковчан особой любовью и спросом на ярмарке пользовались изделия, выполненные в технике золотого шитья, шитья «по выдергу» — так называемого, «лысковского гипюра».
Ножевой промысел
Еще с XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово-на-Оке, зародился металлический промысел. Издревле эти места в России славились мастерами, изготавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы.
Строчевышивальный промысел
Испокон веков старинное русское село Бор славилось своеобразным строчевышивальным кустарным промыслом. Изделия борских мастериц были популярны далеко за пределами Нижегородской губернии. Традиции строчевышивального промысла продолжила «Борская строчевышивальная фабрика».
Хохломская роспись
Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине когда-то непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Временем рождения Хохломы с её оригинальной технологией принято считать конец 17 века. Технологический процесс создания хохломских изделий сводится к следующему. Первым этапом является вытачивание на станке белой деревянной посуды – так называемого «белья». Затем следует грунтовка – покрытие жидким раствором глины – «вапа» или синтетическим грунтом, далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием. Изделие становится гладким, блестящим, готовым к росписи. Нанесённая роспись закрепляется сушкой в печи. После чего изделие лакируют и подвергают закалке или горячей сушке, в зависимости от состава лака.
Готовые изделия, вынимаемые из печи, сияют золотистым солнечным блеском. Они прочны, легки, красивы. На сложение особого, оригинального стиля хохломы повлияли три главных фактора: традиционные навыки в создании форм деревянных изделий, орнаментальная культура древней Руси и своеобразная технология производства изделий, основанная на их закалке при высокой температуре. Современная энциклопедия определяет хохломскую роспись как народно-художественный промысел, возникший на территории современного Ковернинского района Нижегородской области и получивший свое название от села Хохлома, откуда уже с XVII века в дворовый обиход столицы поставлялась парадная посуда, отличающаяся самобытностью и поэтичностью растительного орнамента росписи, ее празднично — торжественным колоритом, а также строгой простотой форм.
Традиции строчевышивального промысла старого и нового Пучежа
Искусство вышивки имеет многовековую историю. С давних времен вышивка применялась для украшения одежды, головных уборов, скатертей, полотенец, свадебных подарков, причем в каждой местности существовали свои особые узоры и свои приемы их выполнения.
Вышивка наряду с кружево- плетением стала одним из видов женского кустарного промысла.
После Октябрьской революции объединение мастериц в артели содействовало развитию вышивального искусства. Потребительская кооперация Пучежа также приступила к организации строчевышивальных промыслов, и к 1928 году в Пучежской волости насчитывалось 14 строчевышивальных артелей.
Вышивальный промысел того времени являлся крупнейшим художественным промыслом России. Искусство мастериц многочисленных артелей в Новгородской, Ивановской, Владимирской, Рязанской и Калужской областях сложилось и развилось на базе старинных местных традиций народной вышивки.
Различные вышивальные промыслы России имеют свое ярко выраженное лицо, свои исторически обусловленные традиции народных узоров и приемы их выполнения.
Вышивка в Пучеже и окрестных селах была особенно широко распространена в конце 18-начале 19 веков. Спрос на самые разнообразные вышитые изделия был очень большой на рынках Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода. Однако и здесь наиболее высоко ценилась мелкая белая строчка и тонкая белая гладь с ажурными вырезами, за которой сохранилось название «английская гладь».
Строчевая вышивка в то время была весьма разнообразной. В ней преобладал растительный орнамент, решенный в виде гирлянд, сюжетные сцены, геометрические фигуры. Часто использовались мотивы в виде рокайльных завитков.
В конце 19-начале 20 веков на характер орнамента пучежской строчевой вышивки оказали влияние печатные рисунки, которые распространялись через скупщиков. В вышивках появились изображения веток сирени, цветущих роз, гроздей винограда, мотивы бабочек, птиц и др.
Во все годы становления и развития строчевышивального промысла города Пучеж мастерицы сохраняли в своих работах тонкость и изящество строчевых переплетений, разнообразие рисунков и композиционных решений.
Пучежская строчевая вышивка обрела свои стилистические особенности, выделяющие ее из огромной массы вышитых изделий других предприятий. Для нее характерна четкая композиция узора, сложные очертания геометрических мотивов, преобладание таких приемов строчки, как настилы, одинарная и двойная штопка, паучки, звездочки и др.
На выставке в Брюсселе в 1958 году были показаны Пучежские вышитые накидки, скатерти с салфетками и нарядные декоративные полотенца, украшенные очень тонкими строчевыми узорами. Одним из авторов этих изделий была художник строчевышивальной фабрики Калинина Евгения Александровна, которой в 1999 году было присвоено звание «Заслуженный художник России». В оформлении изделий был использован традиционный геометрический орнамент с использованием более сложных очертаний, в результате чего ведущие мотивы воспринимаются многолепестковой розеткой, с множеством разнообразных членений и проработок.
Белая ажурная строчка – один из исконных старинных видов русской вышивки – является и в настоящее время наиболее распространенным приемом украшения вышитых изделий из белого полотна в работах пучежских вышивальщиц.
Между тем, пучежская строчевая вышивка очень интересна не только с точки зрения художественной ценности и применяемых мастерицами приемов. Она уникальна и тем, что сохранила свои характерные черты на протяжении веков, хотя, несомненно, подвергалась влиянию других видов вышивки (особенно в советские годы, когда усилилось взаимовлияние национальных культур народов СССР, появлялась агитационная продукция).
«Вышивка была тесно связана с традиционным укладом жизни. В приданом, которое готовили себе девушки, обязательно были простыни, подзоры, накидки, полотенца, одежда и многие другие изделия, украшенные вышивкой. Это было характерно и Пучежской волости». (Н.С.Королева, «Строчевышивальный промысел старого и нового Пучежа, «Народные художественные промыслы Ивановской области», М., 1994).
Считается, что массово заниматься вышивкой на территории нынешнего Пучежского района начали в XVIII и особенно в XIX веке, когда вышитые изделия стали востребованы в городах. Промысел, как и в других местах, строился по принципу приработка. Им занимались крестьянки, как правило, осенью и зимой, после окончания полевых работ. Организаторы промысла развозили по домам ткань и нитки, а после забирали готовую работу и отдавали деньги.
В литературе можно встретить свидетельства о том, что нередко молодые девушки собирались с пяльцами по 5-6 подруг, садились в кружок и вместе занимались рукоделием. «Тут и поболтаем, и песню споем, и посмеемся», — рассказывала в своем интервью газете «Ленинское знамя» надомница пучежской строчевышивальной фабрики Ольга Андреевна Шичкова («Ленинское знамя», Пучеж, 1979 год, 24 июля, 29 июля и 2 августа).
«Заработок опытной строчеи за неделю составлял от 85 копеек до 1 рубля 25 копеек. Скупщики требовали от надомниц тонкой и чистой работы по мелкой сетке или гладью. Именно она была наиболее востребована заказчиками» (Л.И. Воронова «Вышивка Ивановской области», сборник «Народные художественные промыслы: теория и практика». М., 1982, с. 42).
Серьезное влияние на формирование приемов пучежской строчки оказал такой вид вышивки, как «крестецкие гипюры» (позднее их назовут нижегородскими, а затем и горьковскими). Суть приема состоит в том, что вышивка производится по крупной сетке, полученной за счет держки нитей и перевивки. «В конце XIX – начале XX века, когда вышивка постепенно приобретала характер промысла, подобные гипюры появились во многих вышивальных центрах России, — пишет С.И. Бутылина. – В Нижегородской области сложились два строчевых центра – крестецкий (село Старое Рохино) и валдайский (село Зимогорье)». («Творческие проблемы современных народных промыслов», Ленинград, «Художник РСФР», 1981 год, стр. 305). Также в Пучеже получил распространение такой уникальный вышивальный прием, как «вологодские стекла» (вышивка внутри вырезанной ткани). (Л.И.Воронова. «Вышивка Ивановской области», сборник «Народные художественные промыслы: теория и практика». М., 1982, с. 42).
В Нижегородской области была распространена и тамбурная вышивка, также широко применяемая в Пучеже. («Народные художественные промыслы России», Москва, 1984, с. 53).
В конце XIX – начале XX века, как отмечает С.И.Бутылина, для вышивки нередко использовались рисунки, печатавшиеся в приложениях к журналам «Родина», «Нива», «Новый русский базар» и т.д. («Творческие проблемы современных народных промыслов», Ленинград, 1981 год, стр. 304).
После революции в 1920-х годах в Пучежской волости стали появляться артели вышивальщиц. Первыми были Кандауровская и Ушибихинская артели (Г. Шаргатов, главный бухгалтер фабрики, «Страницы нашей летописи», «Ленинское знамя», Пучеж, 4.12.1966). Промысел становится массовым. С 1926 по 1928 год в Пучежской волости количество людей, занятых местными промыслами, выросло с 8,1% до 36% населения («Народные умельцы», Иваново, 1990 г., с. 103). В это время в Пучежской волости насчитывалось 14 строчевышивальных артелей.
Как правило, в артели мог состоять глава семейства или его жена, но по факту на одну книжку члена артели работала вся семья. По данным исследователей, при официальном членстве около 1500 человек, в артелях фактически работало до 11 000 человек. (Л.И. Воронова. «Вышивка Ивановской области», сборник «Народные художественные промыслы: теория и практика». М., 1982, с. 43). Работать начинали с детских лет, поэтому уже к отрочеству многие девушки обладали зрелым мастерством и развитым художественным вкусом. В начале 30-х годов до 90% своей продукции артели отправляли за границу – в США, Англию и Францию. Кстати, рисунки для этих вышивок многие вышивальщицы называли «дикими» (в основном, из-за цветовых решений). Для поощрения работниц, изготавливавших продукцию на экспорт, им выделяли дефицитные товары, например, керосин. (Г.А.Шаргатов, «История Пучежского строчевышивального промысла». Архив предприятия. 1981 год, с. 21).
Старейшие работники артелей вспоминают, что вышивку и особенно держку нередко делали и мужчины. В.В.Пухова рассказывала: «Когда я в начале 1930-х годов работала в Кандауровской артели, председатель правления Н.М.Пузанов часто занимался держкой нитей. Мало того, его брат А.М. Пузанов, работавший в Москве, в Совете Министров, когда приезжал в родное село, тоже не мог отказать себе в удовольствии дергать нити для строчевой вышивки». (Воспоминания В.В.Пуховой, записанные Л.И.Вороновой в июне 1992 года).
Больше всего производилось комплектов столового белья «из льнов, вышитых белой строчкой по держке». («Народные умельцы», Иваново, 1990 г., с. 103).
В первые годы работа артелей сохраняла сезонный характер. В крупных деревнях были организованы раздаточные пункты. («Пятьдесят ступеней к высотам грядущего», В.Торнов, директор строчевышивальной фабрики. «Ленинское знамя», Пучеж, 28.10.1978).
В 1930-х годах в каждой строчевой артели стали создаваться общие мастерские. Переход туда поначалу был болезненным, ведь женщинам приходилось оставлять хозяйство. Но затем нововведение прижилось.
В 1950 году начала работать объединенная артель с общей численностью 505 человек (Пучежская строчевышивальная артель). С 1960 года начинается новый этап в жизни коллектива. 1 октября промартели преобразуются в государственные предприятия, и в Пучеже создается строчевышивальная фабрика. (Н.С.Королева, «Строчевышивальный промысел старого и нового Пучежа, «Народные художественные промыслы Ивановской области», М., 1994). После старого посада фабрика была фактически построена на новом месте, а также переоборудована. Тогда ручные приемы вышивки стали дополнять машинными операциями, чтобы удешевить продукцию и сделать ее более массовой, увеличить выпуск.
Однако и в годы расцвета фабрики широко использовался труд вышивальщиц-надомниц. «Эта форма участия в общественно-полезном труде оказалась очень удобной для сельских хозяек, многодетных матерей». (И. Антонов, «Край голубого льна», Иваново, 2004, с. 78).
Сейчас в Пучеже работают два предприятия, специалисты которых сохраняют традиции и приемы пучежской строчевой вышивки: ООО «Ришелье» и ЗАО ПХП «Истоки» (правопреемник строчевышивальной фабрики). ЗАО ПХП «Истоки» 28 октября 2018 года исполнилось 90 лет!