Свободные вышивки по рисованному контуру виды

Швы по свободному контуру

Тамбурный шов


Рис. 75. Виды тамбурного шва: а — зигзагообразный; б — двухцветный; в — широкий; г — канатный; д — перекрученный; е — открытый; ж — заплетенный

Имеется много модификаций этого шва.

Простой тамбурный шов представлен в разделе строчки на рис. 51.

Рис. 51. Простой тамбурный шов иглой

  • Очень декоративен зигзагообразный тамбур (рис. 75, а). Игла вкалывается в ткань под углом к продольной оси шва. Хорошо смотрится обычный или зигзагообразный тамбурами шов, выполненный нитями двух цветов. Для этого в иглу одновременно вдеваются две рабочие нити разных цветов (рис. 75, б) и поочередно каждым цветом последовательно вышиваются петельки тамбурного шва.
  • При выполнении широкого тамбурного шва рис. 75, в) игла с рабочей нитью входит в ткань под углом к оси шва и на некотором расстоянии от начала петельки.
  • Очень красив канатный тамбурный шов (рис. 75, г). Выполненный толстой крученой нитью, он напоминает цепь с перехватами. Лучше вышивать его снизу вверх. Прежде чем вколоть в ткань, иглу обкручивают один раз рабочей нитью движением слева направо. Затем делают петлю рабочей нитью и, отступив на некоторое расстояние от предыдущей петельки шва, вкалывают иглу в ткань выполнения следующей петельки.
  • Особенность перекрученного тамбура (рис. 75, д) состоит в том, что снаружи рабочий стежок иглы пересекает под углом направление шва. Игла входит в ткань снаружи петли рабочей нити.
  • Открытый тамбур (рис. 75, е) характеризуется тем, что петелька шва образуется не в процессе вкалывания иглы в ткань, а путем подхватывания рабочей нитью предыдущей петельки. В самом начале работы необходимо сделать начальный стежок 1-2, за который крепится первая петля шва.
  • Заплетенный тамбур (рис. 75, ж) внешне совсем не похож на основной шов. Особенность его заключается в том, что игла вкалывается поперек шва и рабочая нить делает перекрученную петлю.
  • Интересной разновидностью тамбурного шва является одиночный тамбур. Его еще вызывают «петелька в один прикреп», «петелька в два прикрепа». Одиночный тамбур обычно используют для вышивки простых цветов или листьев (рис. 76). При вышивке петелькой в один прикреп прикрепляющий стежок кладется по оси лепестка, а при вышивке петелькой в два прикрепа два прикрепляющих стежка располагаются под одинаковым углом к оси лепестка. Петельками в два прикрепа удобно вышивать цветы василька, репейника. При вышивании одиночным тамбуром крупных элементов петельку можно выполнить в три прикрепа.
Читайте также:  Курсы кройки шитья уроки


Рис. 76. Выполнение одиночного тамбура: а — петелька в один прикреп: б — петелька в два прикрепа; в — петелька в три прикрепа

Вышивка одиночным тамбуром хорошо смотрится на трикотажных, вязаных изделиях. Нити лучше брать слабого кручения — шерсть, гарус.

Петельный шов


Рис. 77. Петельный шов: а — простой; б — сгруппированный по два стежка

Применяется самостоятельно как декоративный, а также как составной элемент при обработке края в некоторых видах вышивок. В исполнении очень прост (рис. 77).

Меняя расстояние между стежками и наклон, чередуя стежки разной длины, можно получить много вариантов декоративного петельного шва:

  • петельный шов с ритмично чередующейся длиной стежка;
  • петельный маскировочный шов. Стежки выполняются попеременно по одну и другую сторону шва. Первый стежок делают крайний слева, сверху вниз, следующий укол иглой навстречу ему — снизу вверх и т. д. Этот шов применяется для маскировки соединительных швов;
  • петельный шов, которым обшивают группу свободно наложенных нитей одного цвета;
  • смещенный петельный шов. Вышивальную нить затягивают не на краю шва, как обычно, а посередине (рис. 78, а). Этим швом также маскируют соединительные швы;


Рис. 78. Виды петельного шва: а — смещенный; б — с перевивом; в — крест; г — лапочка

  • петельный шов с перевивом (рис. 78, б). Выполняется справа налево. Является основным при вышивке ришелье;
  • петельный шов «крест» (рис. 78, в). Игла вкалывается в ткань под наклоном, в результате чего стежки образуют крестики;
  • петельный шов «лапочка» (рис. 78, г) — сочетание стежков разной длины и наклона;
  • двухцветный односторонний петельный шов. Вначале выполняется обычный петельный шов одним цветом, затем другим, причем стежки второго шва ложатся в промежутках между стежками первого.

Швы лучше выполнять по счету нитей ткани, используя толстую крученую нить.

Елочка

Внешне шов напоминает еловую веточку. Каждый стежок располагают так, чтобы одна часть его образовала стебель, а вторая — иголочку (рис. 79, а). При каждом новом стежке меняют направление рабочей нити делая полупетлю то справа, то слева от оси шва. На изнанке получаются прямые стежки, расходящиеся от оси шва.


Рис. 79. Выполнение елочки (а) и шва с перехватом (б)

В правильно выполненной елочке полупетли лицевых стежков одинаковые. Для этого необходимо каждый раз вкалывать иглу с изнаночной стороны на лицевую на одинаковом расстоянии от предыдущего стежка.

Шов с перехватом

Представляет собой сочетание отдельно расположенных вертикальных стежков и прикрепляющих их к ткани коротких наклонных стежков (рис. 79, б). Прикрепляющий стежок перебрасывается через вертикальный слева направо.

Зигзагообразные швы, треугольники

Выполняя простой зигзагообразный шов (рис. 80, а), из точки 1 делаем по лицевой стороне стежок вниз с наклоном направо в точку 2. По изнаночной стороне выполняем горизонтальный стежок 2-3 такой длины, чтобы точка 1 оказалась напротив его середины. Из точки 3 по лицевой стороне прокладываем стежок в точку 2, затем по изнанке выполняем стежок 1-4 такой же длины, как и стежок 2-3, и т. д.


Рис. 80. Выполнение шва «зигзаг» (а), одинарного треугольника (б) и двойного треугольника (в)

  • Шов одинарный треугольник (рис. 80, б) выполняем вышеописанным способом, добавят по лицевой стороне горизонтальный стежок снизу.
  • Чтобы получить двойной треугольник (рис. 80, в), дважды повторяем все стежки.

Узелковый шов

Применяется в сочетании с вышивкой гладью для заполнения частей листиков, сердцевинки цветов.

Иглу нужно брать одного диаметра по всей длине, чтобы не выделялось ушко. Делаем стежок длиной 2 — 3 мм с таким расчетом, чтобы рабочая нить выходила на лицевую сторону как раз посередине этого стежка (рис. 81, а). Оставляем иглу в ткани и на свободном конце ее делаем рабочей нитью один виток.

Левой рукой прижимаем иглу с навивкой к ткани, а правой аккуратно протягиваем иглу с рабочей нитью через ткань и виток и прикрепляем полученный узелок к ткани в том же месте. Шов, в котором делается один виток, называется насыпью.


Рис. 81. Узелковый шов: а — насыпь; б — рококо

Можно сделать на игле несколько витков (рис. 81, б), тогда образуются валики. Укладывая их определенным способом, получим красивые розочки или другие цветы. Этот вид вышивки еще называют «рококо». Чтобы цветок был изящным, на игле надо делать не более 15 — 17 витков.

Стебельчатый шов

Применяется в белой глади для вышивки стеблей цветов, а также самостоятельно при выполнении контурных узоров.


Рис. 82. Варианты выполнения стебельчатого шва

Основан на шве «назад иголку», то есть каждый стежок делают, отступив назад. Лицевые стежки ложатся в одном направлении, заходя один за другой справа или слева, в зависимости от назначения шва и удобства его выполнения (рис. 82, а).

Лицевые стежки должны быть в два раза длиннее изнаночных, каждый прокол последующего лицевого стежка находится на середине предыдущего. Иногда стебельчатый шов выполняют так, что лицевые стежки не перекрывают друг друга, а лежат строчечкой (рис. 82, б).

Свободная вышивка по рисованому контуру. Мктодическая разработка урока
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему

Тема:»Свободная вышивка по рисованному контуру»

· Цели: закрепить навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки;

· развивать глазомер, моторику рук, способность сравнивать и анализировать.

Оборудование:

рабочая тетрадь, ткань для вышивания, пяльцы, игла, нитки мулине,

копировальная бумага, карандаш.

Объект работы: салфетка

Ход урока

Организационный момент

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы ,теперь садитесь

Скачать:

Вложение Размер
svobodnaya_vyshivka_po_konturu.docx 21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:»Свободная вышивка по рисованному контуру»

  • Цели : закрепить навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки;
  • развивать глазомер, моторику рук, способность сравнивать и анализировать.

рабочая тетрадь, ткань для вышивания, пяльцы, игла, нитки мулине,

копировальная бумага, карандаш.

Объект работы : салфетка

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы ,теперь садитесь

Проверка учащихся по журналу, инструментов и принадлежностей (пяльцы, ножницы, иголки, наперсток, нитки).

Изложение нового материала

Эпиграф (слайд 3)

Мудрец сказал ведь неспроста,

Что мир спасает красота.

Чем век свой, маяться, в безделье,

Займитесь лучше рукодельем!

( объясните этот эпиграф )

Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд

Картинка (слайд 4)

Ребята,кого вы видите на картинке? (Девушка вышивает)

Издавна женщины на Руси занимались рукоделием — своими руками украшали жилище, шили и вязали для себя, мужа, детей. Скатерти-салфеточки, кофточки-носочки — все эти вещи, изготовленные с любовью своими руками, излучают особую энергетику и греют душу владельцам, напоминают о заботливых руках бабушки или мамы. В наше время женщины занимаются рукоделием, в основном, не по необходимости, а для того, чтобы отвлечься от будничных проблем, отдохнуть. Ведь, к примеру, вышивая картину или салфетку , и наблюдая, как с каждым стежком все более обозначается рисунок и игра цвета, получаешь истинное удовольствие. Ну а потом, как приятно и самой полюбоваться своим изделием , и получить комплимент от удивленных гостей. Раньше перед выданьем замуж девушки вышивали своё приданое и когда была свадьба,то девушки выставляли своё приданое на показ гостям,чтобы гости оценили хорошая рукодельница или нет невеста.

А вам нравятся картины вышитые?Посмотрите сколько их много и какие они красивые,яркие.И вышивать можно различными способами вышивки.

На предыдущих занятиях мы с вами уже познакомились с несколькими видами вышивальных швов: Вспомним их .

Шов вперёд иглу(Слайд 7)

Вперед иголку — самый простой. Его применяют для оформления одежды, салфеток, смётывание деталей кроя.

Петельный (Слайд 8)

Применяется в шитье для обшивки петель, обметывания краев изделия и в вышивании. Выполняется слева направо и состоит из петлеобразных стежков

Стебельчатый (Слайд 9)

Украшающий,им обшивают в основном стебли растений)

Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого. Тамбурным швом можно выполнять контуры мотивов растительного и геометрического характера, контуры животных, а также сплошь заполнять плоскости узоров,

Тамбурные швы широко используются в народных вышивках многих областей нашей страны, ею в старину украшали предметы убранства крестьянской избы — различные полотенца, подзоры, столешники (скатерти).

Ребята,а как вы думаете какая тема урока у нас сегодня ?

(Учащиеся придумывают тему урока)

Свободная вышивка по рисованному контуру

(Запишите в тетради)

А как вы думаете какая цель урока? Давайте придумаем сами.(Думают цель)

• закрепить навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки;

• развивать глазомер, моторику рук, способность сравнивать и анализировать.( Слайд 2 )

Работы выполненные простейшими видами вышивки по контуру

А как вы думаете ,что мы хотим сегодня узнать на уроке (дети вместе с учителем придумывают )(Слайд 14)

1.узнать что-то новое

2.Что я знаю и что я не знаю

3.Практическую работу выполнить

5. Домашнее задание

Сейчас мы вспомним сказки А.С. Пушкина из которых вы выберите любимый персонаж и тамбурным швов выполните вышивку по рисованному контуру на салфетке.

«Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Подумаем кого из зверей можно взять для вышивки?

Слова ученицы .( Слайд 15)

«Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.»

Выбираем для вышивки белку.

Следующая ученица ( Слайд 16)

«Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет».

Выбираем для вышивки лебедь

Еще какие вы сказки знаете?

«Сказка о рыбаке и рыбке»(Слайд 17)

«Пошел старик к синему морю;
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

Выбираем для вышивки рыбку.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

Тамбурный шов тоже похож на цепь, звенья которой выходят одно из другого.

Какие нам понадобятся инструменты и приспособления в работе?

(Нитки,ножницы,пяльцы,иглы) (Слайд 18)

Перед работой вспоминаем правила безопасности работы с ножницами, иглами.( Слайды 19-25 )

Ребята вы сидите все по двое и должны выполнить работу в парах т,е выполнить вышивку салфетки и оценить работу друг у друга,(т.е взаимооценка)и поставить оценку друг другу.

Учащиеся выбирают для вышивки понравившуюся картинку: лебедь, рыбка или белочка.

Переводят при помощи копировальной бумаги рисунок на ткань, запяливают ткань и вышивают тамбурным швом по контуру.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильную организацию рабочего места, правильную посадку, технологию выполнения шва, правила безопасности труда, оказывает непосредственную практическую помощь отстающим учащимся.

Во время работы и в конце учащиеся проводят самоконтроль и взаимоконтроль выполняемой работы.

Оцените статью