- Реферат: Татарский народный орнамент в вышивке
- Введение
- Орнамент — своеобразный почерк народа
- Виды орнаментов татарской вышивки
- Вышивка салфеток
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1 . Коврик для молитв
- Приложение 2. Обувь татарских женщин
- Приложение 3. Вышитые головные уборы из фонда городского музея.
- Приложение 4. Вышитые полотенца из фонда городского музея
Реферат: Татарский народный орнамент в вышивке
Название: Татарский народный орнамент в вышивке Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат Добавлен 13:02:39 16 сентября 2011 Похожие работы Просмотров: 5228 Комментариев: 6 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.2 Оценка: 4 Скачать | ||
Мотив, близкий к изображению пионов в вышивке.
Мотив гвоздики в татарском орнаменте
Геометрическому орнаменту в вышивке в большинстве случаев отводится вспомогательная роль. Так, мотивы меандра (связанного и разорванного), спирали, скобы, набегающей волны, жгута, плетенки, веревочки и др. используются в композициях каём и бордюров. Сложные геометрические формы — розетки с фестончатыми краями, сердцеобразный мотив и т. д. выступают обрамлением ведущих цветочно-растительных мотивов.
В более чистом виде геометрические мотивы встречаются в счетных вышивках. Например, геометрический орнамент на концах полотенец, выполненных цветной перевитью, это в основном образованные различными комбинациями прямых и ломаных линий решетки из зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов (простых, спаренных, городчатых). На начелышах «сүрәкә» в полосе бордюра нитями прикрепа создаются легкие орнаментальные ленты: ритмичным повтором двух-трех перекрещивающихся зигзагов или чередованием мотивов спирали и ромба с продолженными сторонами. Для вышивки поверх золотного фона начелышей, типичны шестигранная розетка, восьмиконечная звезда, ступенчатый треугольник, квадрат или ромб с различной внутренней разработкой, Х-образная фигура. На свадебных платках «түгәрәк яулык» геометрический орнамент представлен мотивами ромба, квадрата, розетки, углов и т. д. Для этих платков характерен и геометризованный орнамент (листовидные узоры).
Из линейных геометрических мотивов наиболее распространены и традиционно применялись следующие: мотив волны ( рис.1), набегающей волны (рис.2), мотив жгута (рис.4), фестончатообразный (рис.3), спирали ( рис.8), реже встречаются зигзагообразные (рис.7), мотив веревочки (рис.5), плетенки (рис.6) , и меандра (рис.11-12) получивший в орнаменте вышивки широкое распространение.
Зооморфные мотивы — характерные для декоративно-прикладного искусства русских и финно-угорских народов, в татарских вышивках встречаются очень редко. Одна из причин этого — запреты мусульманской религии на изображение живых существ. От этого идет и некоторая односторонность развития орнаментального искусства татар. Однако «табу» на изображение живых существ вызвало к жизни множество вариантов, не запрещенных религией типов орнамента. И все же, несмотря на самые жесткие каноны, диктуемые религией, творчество отдельных народных мастеров воспроизводило и живые образы, населяющие окружающий мир, находилось место и для изображения сказочных, фантастических героев. Однако установить в узорах вышивок XIX века изображения птиц, бабочек, коней и пр. представляет немалую трудность — настолько стилизованы они, переработаны в духе растительного орнамента. Более реалистично зооморфные мотивы трактуются в золотошвейной глади. Дополнительную трудность в обнаружении зооморфных мотивов представляет многоцветность тамбура. Поэтому в вышивке со сплошным полихромным заполнением труднее прочитать зооморфное начало, чем в вышивке, где тамбур прорисовывает лишь контурные линии.
В вышитых узорах полотенца встречается такая деталь, как мотив дерева-цветка, разделяющего коней одной пары. Этот мотив не что иное, как изобразительный след двух широко распространенных в язычестве культов: земли-матери и деревьев. Еще со времен матриархата плодородящая сила земли олицетворялась в образе женского божества и столь же древним является ее символическое изображение в виде различных форм растительности. Так же изображалось и священное древо жизни, источник жизненной силы, символ плодородия, вместилище души предков. Мотив древа-цветка в полотенце является стержнем трехчастной композиции, сюжетный смысл которой некогда мог означать сцену поклонения симметрично стоящих всадников женскому божеству, или древу.
В вышитом узоре на концах свадебных наголенников тамбур не только обводит контуры мотивов, но и участвует в заполнении его элементов. Нижние детали своеобразного букета из листьев различных форм и размеров заполнены ковровым швом, а верхние — зигзагообразной сеткой тамбура. Если в полотенце отражались графически-лаконичные линии, вызвавшие ассоциацию с образом коней, то в других изделиях замечаем, что «букет-куст» напоминает гигантскую бабочку, с раскинутыми в полете крыльями, а трилистник, завершающий верх букета,- не что иное, как двуглавая птица. Это свойственное народному искусству упрощение и обобщение изображения, в конечном счете, рождало новый самостоятельный условный орнаментальный знак.
Зооморфные мотивы в татарском орнаменте вышивки
Значительное место в декоративном искусстве татар занимала графика. Буквами арабского алфавита, выполненными сложной вязью, украшались заставки и концовки книг, оформлялись шамаили для интерьера жилищ. Незначительное отражение эта традиция нашла и в вышивке. Так, некоторые вышивки прошлого столетия (полотенца, носовые платки, наволочки, чаще намазлыки) сопровождаются текстом — изречениями, посвящениями, добрыми пожеланиями, вышитыми арабской вязью.
Орнамент современных вышивок в основном продолжает традиции народной вышивки прошлого. Цветочно-растительные узоры остаются столь же популярными в народе, как и прежде. В немалой степени это связано с тем, что тамбурный шов остается ведущей техникой и на сегодняшний день.
Вышивка салфеток
Выбирая узор для наших салфеток, мы обратили внимание на то, что в книге Ф.Х. Валеева узоры, используемые в тамбурной и золотошвейной вышивках, отличаются большим разнообразием мотивов и обилием их вариаций. Однако ознакомившись с вышитыми изделиями городского музея, мы увидели полотенца, выполненные счетной гладью с геометрическим рисунком (приложение 4).Мы опросили не мало знакомых и соседей, чтобы найти женщин, которые занимались вышивкой.С большим трудом, но нам все-таки посчастливилось познакомиться с двумя жительницами нашего города: Бакировой Нураньей Абунакировной и Аксановой Сарой. Они показали нам свои изделия, которые вышивали в молодости. Их изделия, выполненные гладью и швом крест мало напоминали татарский орнамент (Приложение 5). Эти женщины приехали в наш город в 30-е годы детьми, поэтому видно, что на их творчестве отразилось веяние городского быта и рядом живущих жителей других народностей.
На своих изделия мы решили показать традиционную вышивку татарских женщин, выполненную тамбурным швом.
Тамбурный шов применяется не только в вышивках, но и при отделке изделия. Внешне выглядит вроде цепочки. По характеру стежков в татарской вышивке различают тамбур низкий (элме), шитый крупными стежками, и
тамбур высокий, шитый мелкими стежками, создающими впечатление рельефно нашитого шнурка ( куперткэн элме). В последнем случае обычно употреблялись толстые нитки из крученого шелка. Для вышивки салфеток мы взяли традиционные для татарской вышивки цветочно-растительные узоры, а края вышили популярным мотивом «виноградной лозы».
Фото вышитых салфеток.
Заключение
Работая над проектом, мы выяснили, что вышивка является одним из массовых и традиционных видов татарского народного творчества. В давние времена вышивать умели молодые и старые женщины всех социальных прослоек города и деревни. Изучая литературу, пришли к выводу, что литературы по специальному изучению татарского народного орнамента, как и в целом декоративно-прикладного искусства татар очень мало. Тем не менее, мы выяснили, что в разработке орнамента в вышивке татарские мастера и мастерицы достигли большой виртуозности, создав многочисленные узоры и приемы их построений. Они прекрасно понимали значение гармонии, формы, ритма, законов цветовых соотношений. Во времена седой древности украшениям и узорам вещей, одежды, сооружений придавалось значение символа, оберега, охраняющего владельца предмета или одежды от враждебных и невидимых сил. Орнаментальные украшения являлись и знаками, помогающими определить племенное, социальное и общественное положение человека. Эти особенности, мы можем наблюдать и в русском декоративно-прикладном творчестве, что характеризует народное искусство как общечеловеческое, « планетарное», но при этом сохраняется ярко выраженный национальный характер.
Внимание к татарскому орнаменту вызывается не только проблемами, связанными с их научным характером и представляющими определенный интерес для искусствоведов, этнографов, историков, но и практическими задачами творческого освоения богатейшего орнаментального наследия народа художниками, архитекторами, мастерами художественной промышленности.
В результате исследования литературы, мы узнали, что татарские женщины применяли многие виды вышивок, но к самому древнему виду творчества татар относится тамбурная вышивка. Этот шов относится к древнейшим видам вышивальной техники азиатских народов. Данная техника, стала доминирующей у татар, проникнув впоследствии в творчество чувашей-анатри и русских Среднего Поволжья. Однако работая в городском музее и познакомившись с творчеством жительниц нашего города, мы не обнаружили именно этой техники вышивания. Для того, чтобы воскресить забытый вид творчества, мы вышили салфетки с применением тамбурного шва.
В результате наших исследований, мы пришли к выводу, что творчество наших народов очень многое связывает. Известная роль в этом процессе относится и к тем этнокультурным взаимоотношениям, которые постоянно существовали у татар и их предков с соседними народностями. У наших народов разные обычаи и традиции, но это не мешает нашему существованию. Нам интересны и мы хотим знать традиции других народов.
Надеемся, что наш материал вызовет интерес учащихся к произведениям народного искусства татар, истории, поможет в воспитании художественного вкуса и развитию творческих способностей.
Кружат нас жизни повороты,
Но вновь и вновь
Объединяют все народы
Согласье, дружба и любовь.
Список литературы
1. Валеев Ф.Х., Татарский народный орнамент.Казань, 2002.-295 с.
2. Гулова Ф.Ф.Татарская народная вышивка / Под ред. Р.Г. Мухамедовой, Казань, Татарское книжное издательство, 1980 .-332 с.
3. Горяева Н.А., декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ Под ред. Б.М. Неменского.- М,: Просвещение, 2000.-176 с.: ил.
4. Н.Г. Климова., Народный орнамент в композиции художественных изделий.- М.: — Изобразительное искусство, 1993
Приложение 1 . Коврик для молитв
Приложение 2.
Обувь татарских женщин
Приложение 3.
Вышитые головные уборы из фонда городского музея.