Техника батика по ткани презентация

Презентация «Ручная роспись тканей.Батик»
презентация к уроку по технологии (7 класс)

Технология 7 класс.Презентация «Ручная роспись тканей.Батик»

История возникновения,виды батика.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_batik_moya.pptx 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ручная роспись тканей Батик Учитель Технологии Алексеева а. н. Технология 7 класс

Батик – искусство декоративной росписи ткани. Слово « batik » — индонезийское. Часть слова -ба- означает «точка» или «капля»; — tik – хлопчатобумажная ткань. « Ambatik » – означает «покрывать каплями ткань», т.е. рисовать на ней.

Искусство батик развивали с глубокой древности индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява. Ручная роспись ткани стала известна в Европе в XX веке. Особенностью батика является роспись с использованием резервирующих составов. Для неё используются такие ткани, как шёлк, хлопок, шерсть, иногда синтетика. Для каждого вида ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется закрепитель, называемый «резерв», в основу которого входят парафин, бензин или вода – все зависит от выбранной техники, ткани и красок.

Разновидности батика: Горячий батик Холодный батик Узелковый батик Свободная роспись Техника « Сибори » Техника « Бандан »

Горячий батик В качестве резерва используется воск, который наносится инструментом – чантингом . Воск используется в горячем ,расплавленном виде , поэтому батик называется горячим.В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершения работы воск с поверхности ткани удаляется .

Холодный батик В большинстве случаев этот способ используется для нанесения краски на шёлк, но возможно использование и других тканей . Резерв состоит из резинового клея , бензина , красителя и парафина . Резервы бывают цветными и бесцветными и наносятся либо трубочками с резервуаром, либо с помощью тюбиков с длинным носиком . Этот вид росписи более графичен ,его можно узнать по линиям от резерва –они служат границей ,удерживающей краску.

Узелковый батик Самая древняя техника( VII в),его родиной является Индокитай. Эта технология предполагает резервирование ткани от попадания на нее краски путём применения разнообразных верёвок , жгутов ,ниток. Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков , после этого опускается в краску или краска наносится на ткань кистью . После окончания процесса покраски те места , которые были обмотаны нитками , остаются неокрашенными . В результате на ткани получится изображение

Свободная роспись Натянутую на раму ткань , в зависимости от характера рисунка, пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают

Техника « Сибори » Так называемый складной батик . Результат достигается путём перевязывания и окрашивания , но более предсказуем ,так как ткань складывается определённым образом . Эта техника имеет японские корни.

Техника « Бандан » Техника узелкового батика(« Бандан »)Один из его видов –техника « планги » -был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками ,крепко перевязывая нитью . Потом ткань окрашивали и удаляли нити , в результате образовывался узор из белых «Горохов».При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз , удаляя старые узелки и добавляя новые . С высушенной ткани убирали перевязочные нити ,но не гладили готовое изделие , благодаря чему долгое время сохранялся эффект « жатости »

Презентация «Роспись ткани в технике «Холодный батик»»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».

Слово «батик» в переводе с яванского означает «рисование горячим воском», отсюда и название техники – «горячий батик».

Батик был довольно развит и в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.

В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).

платья, парео, футболки, косынки, шарфы…

Горячий батик Горячий батик В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого «чантинг» (миниатюрный кувшинчик с удлиненным носиком, который прикреплен к длинной деревянной ручке). Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски. Горячий батик К горячему батику также относится техника «Кракле». Ткань расписанная красками или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем ткань снова натягивается на раму, обезжиривается спиртом, а далее любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины. Холодный батик Холодный батик В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы В технике «Холодного батика» используют краски на основе анилина. При этом роль «резерва» выполняет специальный материал. Обычно используют резерв густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Холодный батик В «Холодном батике» существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – свободная роспись – роспись с применением резерва

— Техника свободной росписи.

— Узелковая техника («бандан»).

«Холодный батик» — свободная роспись

Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют.

Узелковая техника («бандан»). Неожиданные эффекты и все время разные, возникают при работе в этой технике. Узелковый батик — это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками.

«Холодный батик» — роспись с применением резерва

Техника «Гутта». Эта техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Техника с применением контурного состава, позволяющего четко разграничить цветные участки, гарантирует успех даже начинающим. Наиболее удобный инструмент для нанесения резерва — стеклянная трубочка длиной 14-18 см.

Материалы, необходимые для художественной росписи ткани Материалы Кисти Рамы для росписи Прочие принадлежности Правила безопасной работы: При работе с росписью по ткани необходимо соблюдать правила: 1. Натягивать ткань на раму осторожно, стараясь не поранить руки. 2. Прикреплять кальку с рисунком к ткани булавками, осторожно. Ни в коем случае не брать булавки в рот. Не пользоваться ржавыми булавками, кнопками. 3. Не подносить емкость с резервирующим составом к открытому огню, плитке или утюгу. 4. При работе с горячим батиком, не пользоваться посудой с прогнутым дном, брать горячую посуду при помощи прихватки. 5. Хранить готовый резерв, разведенные анилиновые красители в закрытой посуде, стеклянных или пластиковых пузырьках. 6. Набирать краситель в палитру при помощи пипетки, а резервирующий состав в стеклянную трубочку при помощи резиновой груши или шприца. 7. Заполнять трубочку резервирующим составом лишь на ¼ ее длины. 8. Аккуратно нужно работать с утюгом при закреплении рисунка. Последовательность выполнения практической работы

(для холодного батика чаще всего используют шелк).

Создание эскиза на бумаге. (рисунок на бумаге лучше обвести темным карандашом, так контур будет хорошо виден через ткань) Натягиваем ткань на подрамник или пяльцы. Перенесение рисунка с эскиза на ткань (аккуратно чтобы не повредить ткань, закрепите эскиз с помощью швейных булавок, обведите рисунок). Нанесение контурной линии резервом (наносите резерв равномерно одной линией, желательно не отрывая руки. Следите за тем, чтобы не оставалось незамкнутых контуров). Работа с краской (участок рисунка должен заполняться краской равномерно, от одного угла до другого. Роспись начинается со светлых оттенков к более темным и насыщенным. Закрепление краски После завершения работы, ткань можно снять с рамы через сутки. Краска закрепляется утюгом, проглаживается вся поверхность рисунка с изнаночной и лицевой стороны по 3 минуты. (Под ткань с росписью подложить ненужную, чистую тряпку). Готовое изделие. Кроссворд:

1. Роспись по ткани.

2. Остров, где батик завоевал особую популярность, роспись этого острова имеет свои традиционные узоры и технику нанесения рисунка.

3. Дополнительный декоративный эффект.

1. Ткань, в основном используемая в росписи по ткани.

2. Техника с применением контурного состава, разработанная в начале XX столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку.

3. Резервирующее вещество, которое используется в технике горячего батика.

Презентация на тему «Роспись ткани в технике холодный батик»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мастер – класс: «Роспись ткани в технике холодный батик».

Слово батик происходит от индонезийского batik, в котором ba – это ткань, а tik — капля, точка. ​Батик — это древняя технология ручной росписи ткани с использованием различных резервирующих средств. Резервом называют специальные составы, не позволяющие краске уходить за границы и препятствующие смешиванию цветов. А слово ambatik означает штриховать и покрывать пятнами, каплями.

В наше время под понятием батик подразумевается любой вид ручной росписи ткани. Выделяют несколько основных видов росписи: горячий батик, холодный батик и узелковый батик.

Батик очень популярен в наше время. Это интересное и увлекательное занятие. Я предлагаю познакомиться с такой разновидностью росписи ткани, как «холодный батик». Для того чтобы освоить его , в первую очередь необходимо приобрести следующие материалы и инструменты: Акриловые краски по шелку «батик» «Dekola» предназначены для росписи шелковых тканей методом холодного батика или свободной росписи. Допускается применение красок для х/б и синтетических тканей.

Кисти: Лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти. Важно, чтобы мокрая кисточка имела тонкий кончик. Синтетические кисти использовать в данной работе необходимо аккуратно, они по-другому держат жидкую краску и зачастую при соприкосновении кисти с поверхностью материала отдают всю жидкость сразу. То есть получается не плавная отдача краски, а резкая, большой каплей.

Ткань: Безусловно, самым идеальным вариантом будет натуральный шелк, но это весьма недешевое удовольствие. Подойдет также хлопок. Искусственный шелк сложнее в использовании, краска по нему хуже растекается и закрепляется. Ткань для батика используют в основном белого цвета. Ткань необходимо предварительно постирать лучше с хозяйственным мылом и проутюжить.

Деревянная рама или подрамник. Существуют различные конструкции рам, обеспечивающие тугое натяжение шелка. Рамы раздвигаемые с помощью гаек можно подогнать под любой размер ткани.

Кнопки или натяжные крючки. Необходимы для натягивания ткани на раму.

Палитра и пипетки облегчают забор краски из флаконов и их смешивание.

Резервирующий состав применяется для создания резервирующей линии, которая служит барьером для красителя в процессе росписи. Покрытые резервирующим составом участки шелка перестают впитывать краску и сохраняют первоначальный цвет ткани. В отдельных случаях для получения особого эффекта применяются золотой, серебряный или цветной резервирующий составы. Резерв также бывает в специальных флаконах или тюбиках с насадками.

Трубочка стеклянная для нанесения резервирующего состава на ткань. Еще вам пригодится емкость для воды, исчезающий маркер или мягкий карандаш, салфетки, для закрепления и высушивания ткани утюг, фен.

Организация рабочего места Идеальное рабочее место должно быть хорошо освещено и обеспечено водой, иметь достаточное пространство, чтобы передвигаться вокруг подрамника и рисовать с любой стороны. Важно, чтобы перед глазами была вся палитра имеющихся в вашем расположении красок. Так вы можете подобрать нужные вам цвета. Время от времени необходимо проветривать помещение, так как акриловые краски и резервирующий состав источают вредные химические испарения

Последовательность выполнения работы. 1. Разработка эскиза. Выполнить эскиз в цвете. Перевести на кальку. Обвести тонким черным маркером четкими непрерывистыми замкнутыми линиями для точного переноса на ткань. Можно использовать готовые картинки из интернета. На его просторах огромное количество разнообразных шаблонов и эскизов.

2. Подрамник обклеиваем бумажным скотчем. Для того чтобы подрамник не загрязнить краской, а в будущем последующие работы.

3. Натягиваем ткань на подрамник, используя специальные кнопки для шелка (трехзубчатые) или обычные кнопки. Шелк должен быть натянут как барабан.

4. С изнаночной стороны при помощи булавок аккуратно закрепляем рисунок.

5. Переносим рисунок на ткань используя исчезающий маркер.

6. Наносим резервирующий состав касаясь концом трубочки линий рисунка. Обязательным условием является замкнутость контура. Линию необходимо проводить плавно без остановок, чтобы состав мог пройти сквозь ткань. Резерв необходим для того, чтобы не допустить затекания и смешивания красок. Затем нужно подсушить нанесенные линии резерва, проверить их целостность. Для этого на отдельные закрытые участки нужно капнуть воду и посмотреть, не выходит ли она за контур. Если есть погрешности, то после высыхания нанести резерв на эти участки повторно (лучше с изнанки).

7. Затем приступаем непосредственно к росписи элементов композиции. Это самая увлекательная часть работы! Готовим краски разной насыщенности. В работе используем растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным.

8. Фон расписываем в самом конце. Перед заливкой фона ткань увлажняют для лучшего растекания краски. Чтобы не получилось некрасивых разводов.

9. Для заливки фона берем большую кисть.

10. Оставляем высыхать. Ткань снимаем с подрамника через 24 часа и закрепляем краски через х/б ткань утюгом в режиме хлопка, в течении 5 минут. Машинная стирка допускается спустя 48 часов после полного высыхания мягкими моющими средствами при температуре от 30° до 40°С в режиме «Деликат».

Можно добавить некоторые нюансы и акценты декоративным контуром по ткани. В этой работе использован контур Dekola. Снова даем полностью высохнуть.

Номер материала: ДБ-314204

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Иконы бисером для ивана
Оцените статью