- Что такое батик: пошаговая инструкция, техники, какие выбрать ткань и краску
- Что такое батик
- Разновидности и техники батика
- Горячий батик
- Холодный батик
- Свободная роспись
- Узелковый батик (бандан)
- Набивной батик
- Техника сибори
- Сферы применения батика
- Как изготовить батик
- Пошаговая инструкция холодного батика для новичков
- Лучшие ткани для батика
- Художественная школа Batik4art
- Всё о батике, Батик мастер класс
- Как покрасить ткань (узелковый батик, шибори)
- 4 комментария к « Как покрасить ткань (узелковый батик, шибори) »
Что такое батик: пошаговая инструкция, техники, какие выбрать ткань и краску
Батик – это искусство рисования по тканям. Изначально узоры наносили в несколько ступеней, тратя даже на несложную роспись несколько месяцев. Со временем были изобретены более быстрые и простые техники, которые дают разные эффекты. Они позволяют придать даже самой простой вещи оригинальный вид.
Что такое батик
Батиком называют ряд техник нанесения рисунков по ткани. Метод украшения материалов применяют как в домашних, так и в заводских условиях.
Традиционная техника предполагает применение резервирования. Это значит, что перед тем, как начать рисовать красками, на контуры рисунка наносят резервирующий состав, который удерживает краситель в нужных пределах.
Резервирующая смесь содержит в составе вещества, отталкивающие краситель (воск, бензин, парафин). С его помощью удается разрисовать материал сложными узорами с любым количеством четких деталей.
После высыхания принта с контуров вычищают и смывают вещество. Получается яркий многослойный рисунок с четкими границами.
Такой способ украшения подходит для разных видов материала. Его применяют для облагораживания повседневной одежды, домашнего текстиля, декоративных элементов образа.
Рисовать на тканях человечество начало очень давно. Первые образцы были сделаны в Древнем Египте 4 тысячи лет до нашей эры. Подобную технику применяли шумеры, африканские племена, жители Древнего Востока и другие народы древности.
Несмотря на древнее происхождение искусства рисования на тканях, считается, что основоположниками батика стали жители индонезийского острова Ява. Именно там текстильные полотна украшали максимально стойкими и сложными узорами, применяя воск в качестве резервирующего состава.
Древние мастера тратили на изготовление одного рисунка от нескольких месяцев до нескольких лет. Это связано с тем, что процесс состоял из определенного количества этапов.
Мастер должен был вымочить, прокипятить, отбелить, высушить материю, сделать набросок узора, нанести на контуры растопленный воск (воск быстро застывал, и его постоянно приходилось топить заново), разукрасить полотно, а затем высушить его. Натуральные красители наносились на изделие в несколько слоев. Этот процесс занимал много времени.
Секреты батика передавались из поколения в поколение. Ученики начинали роспись с растительных несложных принтов, а когда их осваивали, переходили к пейзажам и запечатлениям на ткани сюжетов известных мифов.
Интересно, что идентичные узоры, написанные разными мастерами, выглядели абсолютно по-разному.
Долго такие ткани стоили дорого и были доступны лишь знати. По узору на одежде можно было определить, к какой семье и сословию принадлежит человек.
Позже батик стал использовать и простой народ, но копировать орнаменты знатных семей им было запрещено. Каждая девушка должна была разукрасить к свадьбе платок, которым обвязывали руки молодых. Невесты старались собрать в приданое как можно больше вещей, украшенных батиком.
В семнадцатом веке индонезийцы стали продавать свои работы в Европу. Европейцам так понравились живописные материалы, что, чтобы облегчить работу мастерам, они изобрели батик-шрифт. Это устройство долгое время не давало воску застывать.
В девятнадцатом веке были изобретены перфокарты, позволяющие переносить на полотна готовые эскизы. В это время батик распространился повсеместно.
Советы для начинающих:
Разновидности и техники батика
Батик – это общее название нескольких техник нанесения узоров на ткань. Виды этого искусства были изобретены различными народами в разное время.
Горячий батик
Горячий батик – техника рисования по ткани, которая максимально приближена к способу, используемому индонезийскими мастерами. Древняя технология предполагает использование в качестве резервирующего состава горячий растопленный воск.
Воск, нанесенный чантингом на контуры рисунка, быстро застывает, не давая краскам проникнуть за его границы. Красители наносят на ткань в несколько слоев. После того, как рисунок высохнет, восковой состав удаляют с материала. Для этого используют бензин или проглаживают полотно утюгом через газету.
Данный метод используют для рисования на хлопчатобумажной материи. Применим он также для льняной и джинсовой ткани.
К просмотру видео:
Холодный батик
Холодный батик – более современный способ ручного разукрашивания ткани. В данном случае используются холодные резервирующие составы.
Резерв для холодного батика может быть густым и жидким. Густые субстанции сделаны на основе резины, а жидкие – на основе воска. Существуют не только бесцветные, но и пигментированные смеси, позволяющие создавать цветной контур.
Холодные составы наливают ровной линией на границы деталей специальной трубочкой. Внутри узоры раскрашивают несколькими слоями красителей. Получаются рисунки с максимально четкими контурами.
Метод подходит для шелка и других тонких материалов. После завершения росписи изделие оставляют на сутки, а затем стирают в мыльной воде вручную.
Свободная роспись
Свободная роспись не предполагает использования резервирующего состава. В этом случае краски наносят на полотно в один слой. Обычно техника применяется для украшения тканей растительным принтом.
При свободном батике границы узоров получаются размытыми, а сам рисунок – полупрозрачным. Такая методика хорошо смотрится на шелке, полупрозрачных синтетических материалах.
Мастер-класс по видео:
Узелковый батик (бандан)
Для работы в технике узелкового батика необязательно иметь навыки художника. Ткань или готовое изделие завязывают в несколько узелков с помощью нити.
Каждый узелок окунают или пропитывают красителями разного цвета. После высыхания узелки развязывают, получается материя с яркими цветными разводами. Если правильно подобрать оттенки, то получится красивый эффект деграде – плавный переход оттенков из одного в другой.
Метод батика использовался африканскими племенами. В моду его ввела субкультура хиппи. Узелковый способ применим для любых мягких материалов.
Набивной батик
Набивной батик предполагает использование штампов из картона, дерева, пластика и т. д. Штамп окунается в краску и прижимается к ткани. Некоторые детали можно дорисовать вручную.
Смотрите, как исполняют технику:
Техника сибори
Еще один метод батика, не требующий от мастера навыка рисования. При его использовании материя покрывается цветными разводами разной интенсивности. Подходит для мягких тканей.
Чтобы выполнить батик сибори, материал мнут, скручивают и завязывают. К некоторым местам можно привязать пуговицы, фигурки, травы, которые оставят отпечаток. Затем погружают в красящий состав. Разворачивают полотно только после полного высыхания.
При желании можно процедуру повторить, окунув в краситель другого цвета. В этом случае ткань будет иметь разноцветные разводы.
Сферы применения батика
Батик применяют для облагораживания интерьера. Красиво смотрятся расписанные в этой технике покрывала, диванные подушки, настенные панно, постельное белье и т. д. Такие детали делают интерьер более легким и изысканным.
Одежду тоже расписывают вручную. Узоры наносят на блузки, платья, шейные и носовые платки.
Как изготовить батик
Для росписи по ткани необходимо приобрести ряд инструментов. Ниже представлен список для начинающих:
- Подрамник. Подрамник – устройство, на котором крепят расписываемую ткань. Профессиональные изделия регулируются по размеру. Некоторые мастера используют обычные пяльцы. Сделать подрамник можно и самостоятельно, сколотив 4 деревянные дощечки в виде рамки.
- Кисти. Раньше для батика использовали перья птиц. Сейчас применяют специальные кисти. Важно, чтобы они были качественными, с ровно постриженным ворсом, без выпадающих волосков. Один раз потратившись на качественные кисти, ими можно работать несколько лет.
- Бумага. Перед тем, как сделать эскиз на материале, его рисуют на тонкой бумаге. Ее размер должен быть равен размеру узоров.
- Краски. Для толстых материалов подходят акриловые красители. Для тонких полотен выбирают красители на водной основе. Их преимущество заключается в том, что, добавляя разное количество воды, можно добиваться оттенков разной интенсивности.
- Стеклянная трубка. Это трубка с утолщением по центру и тонким носиком. В нее набирают холодный резерв. Через носик резервирующий состав вытекает на ткань. Чем тоньше носик, тем более тонким получается контур.
- Чантинг. Это устройство для восковых резервирующих средств. Оно имеет деревянную ручку, на которую крепится металлический резервуар для заливки расплавленного воска с острым наконечником.
- Восковой резерв. Это средство, которым делают контуры в горячем батике. Воск расплавляют и используют по назначению. Иногда его смешивают с парафином.
- Холодные контуры. Применяются в холодном батике. Состоят из воды, бензина, резиновых масс или смол. Бывают прозрачными и цветными.
- Кнопки. Ими фиксируют материал на подрамнике.
- Нити, веревки, трафареты. Нужны для узелкового батика.
- Письменные принадлежности. Для нанесения рисунков.
- Электрический растапливатель воска. В нем воск всегда остается жидким.
- Фантомный маркер. Используется для нанесения эскиза на материю, исчезает после раскраски.
- Когти. Удерживают основу в рамке. В отличие от кнопок, не оставляет отверстий в ткани.
- Аэрограф. Устройство для равномерного распыления красителей.
Пошаговая инструкция холодного батика для новичков
Обычно новички выбирают холодный батик. Он прост в исполнении и не требует много материалов. Нужно лишь следовать инструкции:
- Полотно крепят на подрамнике, равномерно натягивая. На нем рисуют эскиз карандашом или ручкой.
- Резерв набирают в специальную трубку. Его наносят четко по контуру, не оставляя разрывов и свободных участков. По окончании трубку промывают.
- Детали раскрашивают красками. Чтобы менять интенсивность оттенков, их разводят водой. Начинают со светлых тонов, плавно передвигаясь к темным.
- На окрашенные узоры насыпают небольшое количество соли. Когда роспись высохнет, песчинки стряхивают. Полотно оставляют на сутки.
- Материю полощут в мыльном растворе, а затем в воде с небольшим количеством уксуса. Когда ткань высохнет, ее гладят через газету.
Лучшие ткани для батика
Для батика подходят материалы с гладкой поверхностью. Чаще всего раскрашивают следующие ткани:
Батик – название группы техник ручной росписи ткани. Такое искусство было изобретено тысячи лет назад и до сих пор не утратило популярности. Его применяют для украшения одежды и домашнего текстиля.
Какая из техник нравится вам больше всего? Делитесь своими работами в комментариях. Расскажите друзьям о статье в соцсетях.
Художественная школа Batik4art
Всё о батике, Батик мастер класс
Как покрасить ткань (узелковый батик, шибори)
Инструкция окраски ткани активными (проционовыми) красителями для проектов в технике узелкового батика и шибори..
Метод «прямого нанесения» красителя на ткань — самый удобный, экономичный и наиболее экологически безвредный по сравнению с традиционным методом окрашивания в ванне. Вам не придется приготавливать больших объёмов краски и погружать в неё ткань. Вместо этого нужно приготовить небольшое количество концентрированного раствора красителя и наносить его непосредственно на нужные участки ткани.
Перед началом работы внимательно прочитайте инструкцию по приготовлению краски и статью о технике безопасности, так как инструкция купленой вами краски, может отличатся от нашей.
- Очень удобно использовать в качестве рабочей поверхности картон от упаковочных коробок. Поверх картона постелите пластиковую плёнку, а на плёнку положите слой старых газет.
- Для личной защиты:
- Резиновые перчатки, чтобы защитить кожу от воздействия химических и красящих веществ.
- Бумажная маска, чтобы предотвратить вдыхание порошка.
- Защитный халат или фартук, чтобы не испортить одежду брызгами краски.
- Пластиковое ведро или таз для приготовления фиксирующего раствора.
- Кувшин или банка для приготовления «химической воды».
- Банки для приготовления смеси красителей.
- Резинки, шнурки, нитки и т.д. для создания узоров (зависит от проекта)
- Пипетки, мягкие пластиковые бутылки или другие инструменты для нанесения краски на ткань.
- Измерительная посуда или мерные ложки.
Шаг 1.
Новую ткань или изделие перед началом работы необходимо выстирать, чтобы удалить остатки любых веществ, которые могут помешать красителю окрашивать волокна.
Эту традиционную рекомендацию можно не соблюдать, если вы уверены, что на ткани или на изделии отсутствуют следы аппрета (специальный состав, применяемый при промышленной обработке тканей).
Шаг2.
Подготовка фиксирующего раствора.
Растворите 3/4 стакана карбоната натрия (кальцинированная сода ВНИМАНИЕ! Это — не питьевая сода. ) в 4 л тёплой воды. Если этого количества раствора недостаточно, чтобы покрыть весь материал, приготовьте больше фиксажа, следуя рекомендованной пропорции.
Карбонат натрия (кальцинированная сода) это обычное химическое вещество — основной ингредиент бытовых стиральных средств и пены для ванн.
Работайте в перчатках, чтобы избежать раздражения кожи , как при работе с любыми концентрированными моющими средствами.
Шаг 3.
Положите влажную ткань на рабочую поверхность и зафиксируйте её для окрашивания избранным способом (скрутите, завяжите и т.д.)
Закрепляем ткань или изделие в пакет с помощью шнура, резинок и т.п.
Шаг 5.
Обработка материала фиксирующим составом.
Время обработки ткани в фиксирующем растворе не имеет определяющего значения для качества окрашивания.
Достаточно просто окунуть и хорошо пропитать материал содовым раствором, но лучше оставить ткань в растворе на 5 минут — это нормально. Можно — на ночь, что тоже возможно.
Не обязательно готовить большой объем фиксажа, чтобы погрузить весь материал сразу. Раствор можно использовать многократно, обрабатывая поочерёдно несколько изделий или кусков ткани.
Примечание: Можно обрабатывать ткань или изделие фиксирующим составом после формирования рисунка (завязывания узлов или складывания) или до фиксирования. Результат будет несколько отличатся.
Шаг 6.
Отожмите ткань.
Чем больше фиксажа останется на ткани при окрашивании, тем более непредсказуемый результат ожидает вас после окраски.
Окраска приобретает мрамороподобный или перистый рисунок.
Если необходимо получить четкие контуры и резкие границы, то ткань лучше высушить перед окраской.
Шаг 7.
Положите влажную ткань на рабочую поверхность и зафиксируйте её для окрашивания избранным способом (скрутите, завяжите и т.д.)
Шаг 8.
Подготовка «химической воды» для растворения красителя.
Растворите 3/4 стакана мочевины и 2 чайные ложки лудигола в одном литре горячей воды (если вода жесткая, добавьте 1 ч. ложку смягчителя или немного уксуса).
Краски, приготовленные на «химической воде» могут храниться долго, не меняя своих свойств.
Если у вас нет ингредиентов для «химической воды», просто растворите порошок красителя в горячей воде.
Шаг 9.
Приготовление красящих растворов.
Приготовьте небольшие объёмы концентрированных красок основных цветов по рецептам и используйте их для приготовления и смешивания нужных оттенков.
Для ярких, насыщенных и темных оттенков необходимо взять 4 -6 чайных ложек красителя на стакан «химической воды».
Для средних оттенков 2-4 ч. ложки на стакан «химической воды». Для светлых, пастельных оттенков 1/10 -2 ч.ложки на стакан воды.
Порошки анилиновых красителей имеют различную плотность, поэтому можно заметить, что одинаковые по весу два сорта красителя могут занимать различный объём. Красители плотной мучнистой консистенции более концентрированные и их требуется меньше для достижения требуемого оттенка.
Перед приготовлением красящего раствора необходимо растереть порошок красителя в небольшом количестве горячей воды до полного растворения.
Шаг 10.
Нанесение красящего раствора.
Концентрированный красящий раствор наносится на ткань с помощью различных инструментов, в зависимости от применяемой техники крашения.
Это могут быть кисти из натурального или искусственного волоса, губковые или ватные тампоны, валики, пластиковые мягкие бутылки, пипетки и, наконец, аэрограф.
Наиболее распространенная ошибка — недостаточная интенсивность цвета после высыхания красителя.
Окрашивая ткань в технике узелкового батика или шибори, эту ошибку уже не исправить. Поэтому, если необходимо получить интенсивный цвет или тёмный оттенок при прямом нанесении красящего раствора не стоит бояться щедро лить краску на ткань. Кроме того, дополнительно пропитайте ткань краской с изнаночной стороны, перевернув перевязанное изделие.
Этот же совет справедлив и для ткани, натянутой на раму, если речь идет о плотных тканях, таких как атлас.
Шаг 11.
После нанесения красящего раствора нужно оставить работу , накрыв или поместив перевязанный пакет в пластиковую плёнку на несколько часов (от 2 до 10).
Большее время гарантирует более интенсивную окраску.
Если вы не располагаете достаточным временем для закрепления краски, можно поместить ваше изделие в микроволновую печь на несколько минут.
Но время закрепления краски в микроволновке зависит от нескольких показателей — массы изделия, мощности печки, интенсивности красящего раствора и расположения пакета на поворотном круге печки.
Использование микроволновой печи для закрепления красителей на изделиях из шёлка и шерсти вообще не рекомендуется
(можно сжечь ткань или получить пятнистую окраску), а для хлопка, льна и вискозы требуются экспериментальные пробы. Кроме того это можно делать только в печке, которая не используется для приготовления пищи.
Шаг 10 — последний.
Промывка готового изделия.
Первый раз промыть изделие, не удаляя фиксирующих перевязок, в проточной воде комнатной температуры.
Не забудьте о защитных резиновых перчатках.
Когда вода станет более или менее прозрачной, прополоскайте изделие в воде с уксусом (примерно 100 г 3% уксуса на 5 л воды).
После этого снимите перевязки и прополоскайте изделие в том же порядке.
Лучший способ полоскания изделия — добавление синтрапола. Это специальное моющее средство, способствующее наиболее полному удалению несвязанного красителя с ткани.
Синтрапол добавляется в первую промывочную ванну (примерно 1 ст ложка синтрапола на 15 л воды). После промывки с синтраполом добавлять уксус в последнюю промывочную воду не нужно.
Промывайте изделие, пока вода не станет прозрачной.
Затем высушите изделие .
Удачи!
© При использовании материалов сайта активная ссылка на www.batik4art.com обязательна.
4 комментария к « Как покрасить ткань (узелковый батик, шибори) »
аа!! спасибо огромнейшее. очень познавательно! надо будет поэкспериментировать)
Скорее за дело. Это очень увлекательно. Я сделала своё первое платье в этой технике из марлёвки и носила его почти 10 лет!
У дочки кто то испортил платье, на синем фоне крупные белые пятна , хочу ей все исправить и покрасить его в стиле Батик, кто может взятая за такую работу профессионально и сколько это стоит ? Жду ответ . Помогите , пожалуйста , она его очень любит . Благодарю . Надежда . Симферополь . Крым +79788446130
Среди многочисленных видов материй лен удерживает одно из ведущих мест по известности. Такой материал в первый раз упоминается еще в древнеегипетских манускриптах и его употребление датируется 5 тысячелетием до нашей эры. В различные времена и в разных странах мира лён применялся для изготовления одежды, скатертей, вариантов сумок, нательного и постельного белья.
На текущий день есть огромное количество тканей, те которые ведущие изготовители России и зарубежья изготавливают из льняной пряжи. При всем этом благодаря прибавлению различных органических компонентов достигнуты довольно разнообразные свойства. По этой причине в нашем каталоге можно встретить немыслимо широкий диапазон льняных материй.