Техника плетения елецких кружев

Малоизвестная история елецкого кружева

Каждая женщина — мастерица. Издавна, плетение относили к высокому искусству, а мастеров считали — высокими профессионалами. Рождается оно под перестук коклюшек и моет быть выполнено разнообразной техникой. Различные кружевные изделия из Елец имеют чрезвычайно легкий стиль и удивительно тонкие мотивы. Разработаны основные типы изображений в предметной природе снежного региона. Узоры в виде цветов, снежинок имеют любую геометрическую форму. Это плетения, вшитые в скатерти, наволочки, одеяла, накидки, шарфы.

Когда появились кружева

Хотя нельзя назвать точную дату «изобретения», наиболее вероятно, возникло в начале 16-го века. Известно, что открытые тканые ткани и тонкие сетки, которые имели плетенный эффект, существовали на протяжении веков, но их методы не способствовали тем, которые были разработаны для великих европейских шнурков.

Елецкое кружево славится по всему миру

Франция не является родиной плетения, но именно эта страна подарила миру разнообразные техники плетения и сделала ажур синонимом роскоши и изысканного вкуса. Сегодня именно французское кружево часто украшает модные наряды звезд и общественных деятелей всего мира.

Вслед за Италией и Бельгией Франция становится третьим европейским государством, в котором рождаются высокие стандарты и традиции кружевоплетения. В 16 веке кружевная мода во Франции стала очень стабильной благодаря королеве Екатерине и Марии Медичи. Оба они были итальянцами и из своей страны привозили любовь к кружевам. Екатерина даже пригласила из Италии художника по имени Винчиоло, который создает большую коллекцию кружевных узоров, на тот момент существовавших в мире.

Читайте также:  Выкройка платья с неотрезным рукавом

Именно Италия, как родина кружева, поставляла во Францию тонкое плетение с модным тогда орнаментом Марокко. Конечно, стоило такое кружево баснословно дорого и было доступно только самым богатым французам.

Яркость и изящество

Елецкое кружево в XX и XXI веке

Развитие ремесла в г.Елец позволило показать миру огромное количество техник уникальных художественных изделий. Можно увидеть более 200 наименований всевозможных работ. Стоит отметить, что для города, период 60-70 годов стали пиком развития, ведь именно в это время, город стал центром производства кружева в СССР.

Елецкое кружево в XIX веке

Согласно станинным писаниям, каждая женщина, в частности крестьянка умела рукодельничать. Не удивительно, ведь семью нужно одевать. Соответственно девочки с раннего возраста приучались к тому, чтобы шить и прясть.

Разновидность материала

Впервые записи о плетениях можно встретить в Ипатьевой летописи. Их тогда называли золотыми, потому что в кружево вплетались нити серебра или золота.

Говоря о тех временах, сохранились по сегодня образцы с золотым шитьем, парчой и драгоценностями. Знаменитая Людмила на картине именно в таком наряде.

Изделие из материала

Поскольку плетение эволюционировало от других техник, нельзя сказать, что оно возникло в каком-то одном месте, хотя город, название которого впервые ассоциировалось с кружевом, это Венеция. Венеция была важным торговым центром, и именно там были напечатаны первые известные книги о кружевных узорах, и в первые годы город, безусловно, выступал в качестве центра распространения знаний о плетениях.

К 1600 году высококачественное кружево изготавливалось во многих центрах Европы, включая Фландрию, Испанию, Францию и Англию — женщины, которые практиковались в других текстильных ремеслах, похоже, с относительной легкостью приобрели новые навыки, для этого не требовалось специального образование.

Елецкое кружево имеет массу разных вариантов

Путешествующие дворяне и смешанные браки между королевскими семьями обеспечили широкое распространение новых идей моды: они продавались (и контрабандой) через границы. Кружевницы, перемещенные в результате политических потрясений, часто прибывали в качестве беженцев в районы, где уже существовала традиция кружевоплетения, и смогли укрепить это своими собственными навыками. А предприимчивые производители моды для состоятельных людей постоянно искали инновации, чтобы закрепить и расширить свои позиции на рынке. Например ткалось на металлических основах.

Воротник

Мода всегда вела кружевной промысел. К концу 16-го века ерши и стоячие воротники требовали смелого геометрического игольчатого шнурка. В течение первых лет 1600-ых они постепенно заменялись более мягкими воротниками, требующими многих ярдов относительно узкого льняного плетения — катушки. В то же время возрос спрос на Золотое и серебряное кружево для краевых перчаток, обувных роз, курток и Кушаков, а также для отделки поверхностей других предметов одежды.

К середине 17-го века льняное кружево снова носилось плоским, и оба изготовителя игл и шпульных кружев усовершенствовали свои навыки, чтобы произвести некоторую чрезвычайно сложную работу с поднятым игольчатым шнурком, известным как и плавные формы миланского кружева шпульки, являющегося одним из самых больших достижений периода.

Обратите внимание! Елецкое кружево было завезено дворянами, в город Елец, где взято начало возникновение ткачества удивительных сплетений.

Наше время

В современном мире ассортимент Елецкого кружева, который выпускает фирма с одноимённым названием можно насчитать более 250 наименований высококачественной продукции. Изделия можно раздоить на серийные, так и уникальные. Среди позиций воротничок и пелерины, шляпы и пальто, жакеты и блузы, шарфы и пончо, салфетки и скатерти.

Более того, елец кружево располагает детским ассортиментом товара. Есть также постельные принадлежности и столовый ассортимент.

К нашему времени уже известны секреты — схемы производства кружева. Процесс изготовления его начинается с намотки шпульки нити. В процессе работы их нужно перемещать в нужном порядке. Шпульку нужно держать обеими руками за нижнюю их часть, но нельзя прикасаться к нитке.

Большой палец должен перемещать шпульку справа налево. При этом левая и правая бобины должны двигаться таким образом, чтобы она находилась справа от прохода, под левой.

Способы плетения нитей в кружеве существует всего три способа плетения:

В городе, где взято начало производства кружева, есть музей, в котом представлены удивительные артефакты того как началось создание изделий до современного состояния. Можно послушать рассказа специалистов. Они проведут уникальный интересный экскурс в историю.

Старинное Елецкое ремесло

Характерные отличия

От других видов кружева, именно елецкое обладало тонкостью и рельефностью. Стиль любого изделия выполненного елецкими мастерами, нельзя перепутать ни с каким другим — это особе искусство, в которое мастера вкладывали душу.

Мастера придумывали все новые техники плетения, чтобы, в конце концов, достичь объёмности и форм своих рисунков в ткачестве кружева.

Кружево Елец — вид русского кружева с бобинами, центром которого является город Елец Липецкой области. Он славится контрастом небольшого изящного рисунка (содержащего как растительные, так и геометрические фигуры) и тонкого ажурного фона. В 1960 году было основано производство, которое с 1974 года известно как производственное объединение — завод Елецкое кружево.

Елецкое кружево и его история известна в России с конца 18 века . В одном из центров, основанных в Елце, русские начали осваивать искусство, пришедшее к нам из Европы. Известно, что сотни людей, живших в 25 верстах от Елец освоить непростое ремесло округ стал уже в начале прошлого века. Сначала мастера использовали зарубежные узоры, но со временем у них стала появляться своя новинка, которая в последствии стала называться Елецкое кружево.

Технология изготовления елецкого кружева.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

Проведение мастер-классов, творческих лабораторий.

Техники исполнения ОНН

Формы жанровых направлений ОНН

Краткое описание ОНКН

Плести кружево в г. Ельце начали не позднее 1801 года, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: « сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года ». Кружево на полотенце выполнено «полотнянкой» и «сеткой». «Сетка» наиболее часто применяется в Елецком кружеве. Другой промысел, существовавший в Ельце с давних времен — плетение из шерсти особого шнура — гаруса. Готовый гарус окрашивали в красный, черный и желтый цвета. Его употребляли для вышивания солдатских мундиров. Гарус плели на восьми толстых коклюшках и на подушке, снизу плоской, сверху выпуклой.
Формированию промысла способствовало истощение почвы и плохие урожаи, когда крестьяне вынуждены были искать дополнительные заработки. Кроме того, с изменением военной формы падал спрос на гарус, плетением которого занимались в Ельце. На развитие промысла, так же, повлияла и относительная дешевизна материалов и инструментов для открытия собственного кружевного дела, что имело значение, как для беднейших городских сословий, так и для множества крестьянских мастериц, до реформы 1861 года работавших в помещичьих мастерских, а затем предоставленных самим себе. И, наконец, важную роль в становлении кружевной промышленности стало играть и строительство железных дорог (через Елец прошли две линии Ряжско-Вяземской и Орловско-Грязской железных дорог), что позволяло скупщикам своевременно подвозить нитки и увозить готовые изделия в центры губерний и в столицу.

Промысел был городского происхождения, сначала он появился в самом Ельце, достиг полного развития к 1880 году, а оттуда перешел в уезд, где его освоили сначала женщины, а затем и дети. Преимущественно кружевоплетением занимались в Казацкой, Суворовской, Ламской и Воронецкой волостях. Плетением занимались только в купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Кружево плели для собственных нужд. Во второй половине 19 века кружевной промысел был достоянием широкого круга малообеспеченных женщин и был средством заработка всей семьи.
Старинные Елецкие кружева отличались необычайной тонкостью и тщательностью отделки, высокими художественными качествами. Местные кружевницы выработали особую технику плетения кружева, отличительной особенностью которой является легкость стиля и тонкие, изящные, хотя и несколько однообразные мотивы, которые сложились под влиянием ровного степного пейзажа. Типичным для Ельца было парное кружево, сцепное было перенесено из Вологодской и Вятской губерний.
Парное (мерное) кружево.

От начала и до конца мерное кружево выплетается на одинаковое количество пар. Измеряется оно всегда метрами. Подушка при плетении парного кружева всегда находится в горизонтальном положении. Булавки в таком кружеве всегда ставятся прямо и точно в точки накола. Проплетя 10 см парного кружева, булавки из начала кружева можно доставать и переставлять в ту часть, которая плетется. Мерное (парное) кружево может иметь следующие формы: прошва, край и аграмант. Прошва отличается ровными кромками. Край имеет одну ровную кромку, а другую зубчатую. Аграмант обладает зубцами вдоль обеих кромок. Парное кружево состоит из трех частей: кромка, основной узор и фестон.Дополнительное название мерного кружева звучит как парное. В Ельце преобладало парное кружево, самое простое. Для плетения используют лен белый, суровый и желтоватый, шелк белый, черный, кремовый, хлопчатобумажную нить « паутинку (или пятинку) шестипасменную », которую делали специально для плетения кружев (она была и разной толщины, и цветная).
Сцепное кружево.

Сцепное кружево выполняется небольшим количеством коклюшек по сколку. Рисунок образуется изгибающейся плетеной полоской, в которой места изгибов соединяются с помощью вязального крючка. Количество пар всегда небольшое, от 6 до 12 пар, и которое выполняется по мере плетения на разное количество пар.
В Елецком кружеве много разнообразных решеток, в орнаменте распространен мотив цветка, цветочные формы и розетки заключаются в какую-либо геометрическую форму: круг, квадрат, ромб или прямоугольник. Изящество и тонкая проработка деталей орнамента, нежность и воздушность — главные качества, по которым можно безошибочно узнать Елецкое кружево.
Самобытный стиль и техника плетения типично елецкого узора с обилием прозрачных ажурных решеток максимальное использование творческого ручного труда мастеров и художников. Отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремились передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Своеобразие ряда елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора.
Специфика крупных елецких штучных изделий и в построении композиции центрального поля из отдельных элементов — розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом — одна из выразительных особенностей елецкого кружева.
К настоящему времени Елецкое кружево бытует как элемент декора одежды, изделий домашнего текстиля или как авторские кружевные изделия: косынки, воротники, галстуки, салфетки, скатерти, декоративные панно. В Ельце продолжает работать ЗАО фирма «Елецкие кружева» и ООО «Кружевной край», где хранят традиции елецкого кружева, что особенно важно в условиях значительных социально-экономических изменений, происходящих в последние годы в нашей стране.

По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.» в 2012 г. был снят документально-образовательный фильм «Елецкое кружево».

Елецкое кружево

Один из старейших видов коклюшечного кружева из города Елец

Немного истории

Первые рисунки для кружевных узоров были привезены из Европы — из Германии, Бельгии и Франции, но вскоре появились местные художники и свой самобытный стиль.

Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее из Европы искусство.

«Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские».

Наше время

«Елецкие кружева» сегодня — это новые декоративные решения и технологические приемы, но не забыты и прежние традиции искусства кружевоплетения.

Пелерина

Не случайно лучшие образцы работ из Ельца представлены как в коллекциях ведущих хранилищ народного искусства, так и в частных собраниях.

Орнамент

Нынешний ассортимент продукции » Елецких кружев» — около 200 наименований. Сюда входят и строче-вышитые изделия, выпускающиеся в отдельном цехе, и, разумеется, штучные, поистине уникальные как по замыслу, так и по исполнению ручные работы. Кстати, выполняют ельчане и индивидуальные заказы. Мода на кружева была всегда.

Отличия

Главной отличительной чертой Елецкого кружева являются природные мотивы и растительные орнаменты.

В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности — «гречишка», «жемчужка2, «паучки», «вороний глаз», «павлинка2, «реченка».

Традиционно, как правило, это кружево — многопарное. Это самый сложный вид плетения. В нем применяются до нескольких сот пар коклюшек, и в отдельных случаях количество коклюшек может превышать полторы тысячи.

Для плетения используют лен белый, суровый и желтоватый, шелк белый, черный, кремовый, хлопчатобумажную нить «паутинку (или пятинку) шестипасменную», которую делали специально для плетения кружев (она была и разной толщины, и цветная).

Листики и сеточка

От остального русского кружева это отличается тонкостью, рельефной сканью, нежным миниатюрным узором с ясным рисунком и множеством композиционных решений.

В елецких кружевах орнамент из плотной полотнянки чаще всего окружался увеличенными просветами в виде решеток, что даже в одноцветных кружевах создавало живописный переход от плотного узора к ажурному фону, состоящему из мельчайших ячеек. Зубцы же всегда заканчивались тончайшим узором из плетешков.

Первое упоминание

Первое свидетельство о кружеве датировано 1801 годом, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». Кружево на этом полотенце выполнено полотнянкой и сеткой.

Особенности

Сетка наиболее часто применяется в Елецком кружеве.
Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.

Всемирные выставки

Впервые Елецкие кружева были представлены на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. С тех пор работы кружевниц из Ельца выставлялись на Всемирных выставках в Брюсселе, Париже, Монреале (1967), Осаке (1970), где неоднократно награждались медалями и дипломами. Лишь за последние десять лет « елецкое чудо» экспонировалось на 120 международных выставках, всякий раз неизменно вызывая восхищение. А в 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали.

Разные нити

В елецких кружевах мастерицы часто использовали одновременно нити из разных материалов: лен, шелк и пр., нередко добавляли охристые, голубые, зеленоватые по цвету нити, создавая необычный живописный эффект и, в целом, делая многопарное елецкое кружево по своей изысканности редким для России.

Авторские права

Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Оцените статью