- Конспект урока . Тема : Лоскутная техника (пэчворк) — вчера и сегодня. план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока на тему «Техника лоскутного шитья»
- Техники лоскутного шитья
- Шитье из полос («колодец», «ананас», «лестница правосудия», «шеврон»)
- Шитье из квадратов
- Шитье из треугольников («русский квадрат», «звезда Огайо», «мельница», «карточный фокус» и др)
- Свободная техника (роза, сумасшедший квилт)
Конспект урока . Тема : Лоскутная техника (пэчворк) — вчера и сегодня.
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
Урок посвящен одному из древнейших видов народных ремесел — мастерству создания различных изделий из остатков тканей. Лоскутная техника применялась рукодельницами
многих народов мира, а сегодня это мастерство переживает второе рождение. Научить девочек любить и развивать старинное ремесло, обогатив его своей фантазией — вот основная
цель моего урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лоскутная техника (пэчворк) — вчера и сегодня. | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподаватель : Сибирцева Т.А.
Урок : Лоскутная техника ( пэчворк) – вчера и сегодня.
Возраст учащихся : для девушек 7-го класса .
Цель : — ознакомить учащихся с историей возникновения мастерства лоскутной
техники, этапами ее развития ;
Задачи : — дать понятие о цветовой гармонии, цветовом круге;
— освоить приемы подбора тканей по цвету и фактуре ;
— закрепить навыки швейного мастерства в процессе изготовления
конкретных изделий ( прихватки дл я кухни ) .
Тип урока : комбинированный урок .
Формы и методы работы : историческая справка, беседа, объяснение в процессе игры, моделирование, коллективное обсуждение .
Средства обучения : Пособие «Лоскутное шитье, стежка и аппликация», иллюстрации и фото по истории лоскутной техники , образцы детских работ ,
карточки с цветовым кругом , образцы сочетаний контрастных и родственных цветов, комплекты деталей кроя , технологические карты.
Контроль : индивидуальный, фронтальный, взаимоконтроль, групповой контроль, самоконтроль.
Межпредметные связи : история, изобразительное искусство, геометрия.
Ожидаемый результат : раскрытие творческого потенциала учащихся и совершенствование навыков швейного мастерства в процессе изготовления изделий в технике пэчворк.
I . Организационный этап.
II. Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению
III . Этап усвоения новых знаний.
- Историческая справка (развитие лоскутной техники в различных странах мира)
- Понятие о цветовом круге и цветовой гармонии.
- Практический подбор тканей для изделия.
- Изучение техпроцесса изготовления изделия.
IV. Этап закрепления изученного материала.
Практическая работа : изготовление прихватки для кухни.
V . Этап подведения итогов .
1. Коллективная оценка работ, выбор лучшей работы.
I. Организационный этап .
Сегодня мы с вами поговорим об одном из замечательных видов декоративно-
прикладного искусства , дошедшего до нас с самых древних времен — о
мастерстве лоскутной техники или иначе , пэчворке ( от английских слов
patch – кусочек, лоскут и work – работа ).
II. Этап подготовки учащихся к к активному и созидательному усвоению
Лоскутная техника – это соединение фрагментов тканей , подобранных по
цвету и фактуре в определенном порядке , для создания мозаичных геометричес-
ких узоров. Самые первые лоскутные изделия были сугубо функциональными –
одеяла и покрывала из остатков толстых тканей, набитые шерстью или соломой,
были одними из самых необходимых вещей в доме. Нехватка и высокая стои –
мость одежды приводили к тому , что к любым тканям и лоскутам хозяйки
относились очень бережно, применяя их для вторичного использования.
Сегодня мы живем в совсем другом мире. Все можно найти и купить в магази-
не. Но … когда видишь изготовленные из , казалось бы , ненужных лоскутков
вещи , становится теплее на душе ! Давайте и мы сегодня прикоснемся к этому
искусству и , кто знает, быть может , вы достигнете в этом высокого мастерства !
III. Этап усвоения новых знаний .
1. Историческая справка (развитие лоскутной техники в различных странах
А сейчас мы с вами немного поиграем и совершим историко- географическую экскурсию. Я буду рассказывать интересные факты о пэчворке и показывать вам фотографии, а вы должны отгадать, о какой стране мира я говорю.
— в Каире, в Музее «Булат» посетителям показывают образец орнамента , выпол —
ненный из кожи газели . Датируется образец примерно 980 годом до н.э.
Столицей какого государства является Каир ? (ответ : Египет).
— в одном из Тибетских монастырей в 1920 году был обнаружен ковер , сохранив-
шийся с IV века н.э. Его создали монахи из лоскутков одежды паломников , со-
вершавших восхождения к храму.
В какой стране находятся Тибетские монастыри ? (ответ : Китай).
— в Токийском Музее костюмов экспонатами являются кимоно , украшенные узо –
рами из кусочков тканей . Кимоно сохранились с XVI в. н. э.
Столицей какого государства является Токио ? Где носят кимоно ? ( ответ :
— в Европе особенно популярен пэчворк стал на Британских островах. Из колони –
альной Индии , наряду с драгоценностями и пряностями корабли привозили
богатые и дорогие ткани, используемые потом хозяйками в лоскутной технике
Какая страна находится на Британских островах ? Колонией какой страны явля-
лась Индия ? (ответ : Великобритания).
— первые переселенцы из Старого Света вынуждены были беречь одежду и белье,
так как им еще только предстояло построить города и фабрики на новых терри-
ториях. А красить ткани они научились у коренных жителей – индейцев.
О каких переселенцах идет речь ? В какой стране коренными жителями являют-
ся индейцы ? ( ответ : Соединенные Штаты Америки ).
Молодцы ! Наше путешествие по Земному шару закончено . Теперь мы отпра-
вимся дальше – в мир цветовой гармонии .
2. Понятие о цветовом круге и цветовой гармонии .
Особое внимание в лоскутной технике уделяется цвету материалов. Задача под-
бора тканей для красивого изделия может оказаться сложной, если не знать
определенных правил, о которых мы с вами сейчас и поговорим.
За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из
цветов, которые вы все хорошо знаете с детства. Давайте вспомним их :
(девочки раскладывают на рабочих местах карточки с цветами )
Правильно, молодцы. Это цвета видимого спектра , которые мы называем
радугой. Цветовой круг можно разделить пополам. Цвета красно-желтой поло –
вины будут называться теплыми. Эти цвета более яркие, они как-бы выступают
на передний план . Какие ассоциации возникают у вас при виде этой цветовой
гаммы ? ( девочки озвучивают свои примеры ). Правильно, это солнце , огонь,
Сине-фиолетовая гамма спектра составлена из холодных цветов. Какие образы вы видите, глядя, на эти краски ? ( слушаем ассоциации учащихся) . Да , это
цвета голубой дали, воды, льда.
Любой цвет характеризуется яркостью и насыщенностью.
Яркость – это степень близости к белому цвету.
Насыщенность – это степень густоты цвета.
Помимо теплых и холодных, цвета делятся на хроматические и ахроматические.
К хроматическим относятся все цвета нашего спектра и их оттенки.
К ахроматическим относят белый, серый, черный цвета.
Давайте теперь посмотрим , как сочетаются различные цвета друг с другом.
(работа с карточками цветов)
— хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета ;
— ахроматические цвета хорошо гармонируют с любым другим хроматическим
— красиво выглядит комбинация оттенков одного и того же цвета ;
— оригинальны сочетания, образуемые равнобедренным треугольником, вписан-
ным в цветовой круг.
- Практический подбор тканей для изделия.
Сейчас мы с вами приступим к практической работе по подбору тканей , учи-
тывая ваш вкус и полученные вами сегодня знания .
( Девочки по очереди выбирают ткани-компаньоны из заранее заготовленных комплектов с выкройками . Процесс происходит с коллективным обсуждением
различных вариантов, объяснением мотивации при выборе .)
- Изучение техпроцесса изготовления изделия.
Следующий наш шаг – это изучение технологического процесса , т.е. порядка
технологических операций, для изготовления кухонной прихватки.
Давайте рассмотрим , какие детали необходимы нам для начала работы.
Итак в ваших комплектах тканей находятся :
( учащиеся раскладывают на столе детали кроя )
Квадраты цвета А – 8 дет.
Квадраты цвета В — 8 дет.
Подкладка – 1 дет.
Прокладочный материал – 1 дет.
Полосы А для окантовки — 2 дет.
Полосы В для окантовки – 2 дет.
Далее происходит коллективная работа с технологической картой, обсуждение
порядка и содержания технологических операций . Особое внимание уделить
вопросу аккуратности в работе .
IV. Этап закрепления изученного материала.
Практическая работа : изготовление кухонной прихватки .
- Составление рисунка лицевой поверхности :
— сметать парами квадраты А и В на расстоянии 1 см от среза ;
— стачать детали , удалить нитки временного назначения ;
— разутюжить припуски шва ;
— сметать пары квадратов для образования полос ;
— стачать полосы , удалить нитки временного назначения ;
— собрать 4 полосы вместе , образуя рисунок прихватки ;
— сметать, стачать, разутюжить .
- Соединение деталей и окончательная обработка изделия :
— сложить вместе лицевую поверхность, прокладку и подкладку, совместить
— обработать верхний и нижний срезы окантовочными полосами А ;
— обработать правый и левый срезы окантовочными полосами В ;
— удалить все нити сметывания ;
— выполнить воздушную петлю в уголке прихватки .
1. Коллективная оценка работ, выбор лучшей работы.
На заключительном этапе провести обсуждение качества и внешнего вида
детских работ . Учитывая мнение каждого учащегося определить лучшую
Дать возможность девочкам проанализировать свою творческую деятельность в процессе работы на уроке, рассказать о том, что больше всего понравилось , за-
помнилось, что показалось сложным .
Закончить урок притчей :
Однажды к старому мудрецу пришла женщина и сказала :
— Все у меня в жизни сложилось — хороший муж, хорошая семья, дом — полная
чаша, но стала я думать – зачем все это ? И жизнь моя развалилась , все не в радость…
Выслушал ее мудрец и посоветовал сшить свою жизнь . Ушла женщина от него в сомнении . Но решила попробовать . Взяла лоскуток своих сомнений и пришила его к клочку голубого неба, которое видела из окна. Засмеялся ее маленький внук – и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло Запоет птица – еще один лоскуток прибавляется, обидят до слез – еще один.
И получались из оскутного полотна одеяла, наволочки, подушки , салфетки, сумочки … И те , к кому они попадали , чувствовали , как частички тепла согревают их душу, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной …
Конспект урока на тему «Техника лоскутного шитья»
Тип урока – комбинированный.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья; коллекция тканей для работы; журналы Мод; презентация ( Power Point ).
Межпредметные связи: история , краеведение, информационные технологии, ИЗО, черчение, математика.
Тема урока: «Лоскутная техника».
Личностные – формирование нравственных качеств личности, воспитание патриотизма (уважение традиций народа своей Родины), эстетических взглядов (речи, одежды, труда).
Метапредметные – развитие сенсорных навыков (умение определять признаки и свойства материалов по их цвету, свойствам, фактуре), моторных навыков, воображения, умения применять полученные знания на практике.
Предметные – изучение различных видов лоскутного шитья, составление блок-схем, научить рационально использовать отходы ткани, обучить рациональной организации рабочего места, подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству, изготавливать и использовать универсальные шаблоны.
Оборудование и материалы: картон, ножницы, чертежные принадлежности, образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья; коллекция тканей для работы; журналы Мод; проектор, презентация ( Power Point ).
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изложение познавательных сведений.
4. Практическая работа учащихся.
5. Подведение итогов занятия.
6. Домашнее задание.
1. Подготовка рабочих мест.
2. Получение сведений об отсутствующих.
3. Сообщение темы и целей урока. (слайд 1, 2)
II . Актуализация знаний.
Повторение правил организации рабочего места при выполнении ручных работ.
Повторение правил ТБ при ручных и машинных работах.
III . Сообщение познавательных сведений.
Из истории . Сообщения учащихся.
Учитель . Лоскутное шитье в последние годы обретает у нас в стране все больше поклонников. Шитье из лоскутов – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история. (слайд 3)
Истоки создания изделий из лоскутов следует искать, очевидно, на Востоке. В Египте, в окрестностях Каира, были найдены изделия в этой технике старше 3000 лет. Многочисленные находки со всего света свидетельствуют, что эта техника шитья практиковалась в разных уголках мира. Лоскутная техника занимала важное место в истории американской культуры.(слайд 4)
1 ученица. «Изба», «дом», «хижина»- так по-разному называют то место, где им уютно и безопасно, куда всегда можно вернуться. Именно об этом, наверное, думали мастерицы, изобретая своеобразные узоры из лоскутов ткани для украшения своего дома. Были придуманы десятки вариаций узоров, и их использование стало повсеместным. Некоторые композиции стали настолько популярны, что имеют собственные имена: «Свет и тень», «Ступени дворца правосудия», «Прямая борозда», «Колодец», «Звезды» и другие, отражающие различные стороны жизни и занятий людей. (слайд 5,6)
2 ученица. Женщины американских поселенцев создавали свои шедевры сначала из домотканой и окрашенной вручную шерсти, а когда стали доступны разнообразные по цвету ситцы, этот узор стал главной темой в дизайне интерьера. Бревенчатая изба была для поселенцев островком цивилизации среди дикой природы.
Полоски ткани изображают бревна, а центральный квадрат символизирует сердце дома. Красный квадрат олицетворяет очаг, дарующий тепло и пищу, а желтый – свет фонаря, который висел на окне и позволял в темноте найти дорогу к дому. Светлые полосы соответствуют освещенным стенам избы, а темные изображают темные ее углы. Центральный квадрат традиционно выполняют из однотонной ткани, а «бревна» могут быть самых разных цветов и рисунков. (слайд 7)
3 ученица. На протяжении многих поколений у женщин Нового Света было принято шить для своей семьи квилты – стеганные лоскутные изделия . Английское название этой техники « quilt » — означает стежка. Известно, что уже в XIII веке существовала стежка в одежде, прежде всего, это делалось для уплотнения материала и для термоизоляции. В XVIII веке появились так называемые гобелены, в которых прослеживаются отличительные признаки классического лоскутного покрывала. Религиозная тематика этих работ указывает на то, что они создавались в монастырях, сиротских приютах, в госпиталях. Вероятно, в изготовлении одного ковра принимало участие несколько мастеров. (слайд 8)
Учитель . Как художественное ремесло техника лоскутных изделий развивалась, например, в Германии, лишь в последние десятилетия. Особую роль здесь сыграла Гильдия Пэчворк с ее все возрастающим числом поклонников, которые существенно содействовали распространению этой техники. Английское название этой техники « patchwork » — означает изделие из лоскутов. Лоскутная техника популярна у многих народов. (слайд 9)
Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе? (сообщение ученика)
В нашем регионе были распространены изделия, выполненные в технике “уголки ”. Сущность её заключалась в том, что лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них выкраивают с помощью шаблона, складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их основания на основу из любой плотной ткани, получая мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников.
В крестьянских семьях бытовала ещё одна очень простая техника. Нарезанные прямоугольники нашивались на основу рядами. Коврик получался мягким.
В лоскутной технике выполнялись коврики, одеяла, покрывала. В этом случае квадраты из ткани сшивались между собой с изнаночной стороны вручную . (слайд 10)
Учитель. Есть ли у вас в семье изделия из лоскута? Кто в вашей семье занимается прикладным творчеством?
Учитель. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.
Какие изделия из лоскута сегодня можно увидеть? (слайд 11,12)
Чтобы изделие из кусочков ткани получилось красивым, эффектным, нужно правильно подобрать ткань по фактуре и цвету (демонстрация коллекции тканей). Чаще всего используют хлопок. Его легко кроить, он хорош в обработке, держит форму. Выбор х/б тканей сейчас очень велик, можно найти любые оттенки, самые разнообразные набивки и узорчатые переплетения. Шелк с его матовым блеском выглядит особенно благородно. Тонкие шелковые ткани перед раскроем приутюживаются для уплотнения к тонкому флизелину. Наряду с хлопком и шелком можно употреблять и лен, и вискозу, и смесовые ткани. Флизелин служит для прокладки. (слайд 13)
Чтобы избежать после стирки изделия линьки или усадки, следует предварительно простирать все необходимые ткани. Ткань становится мягкой и ее легче шить.
Выбор цвета имеет первостепенное значение в проекте изделий из лоскутов. Законы гармонии, построенные на цветовом спектре, помогают извлекать нужный эффект и развивать новые идеи.
Основой гармонии цвета и его воздействия является цветовой круг. Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. При смешении двух основных цветов получаются производные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Цветовая гармония может возникнуть в результате сочетания двух красок, близких друг к другу, а также в результате цветового контраста. Гармония – это всегда равновесие. (слайд 14)
Технология изготовления изделий в лоскутной технике .
1. Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;
2. Составить схему изделия;
3. Подобрать ткань по цвету, фактуре;
4. Подготовить ткань к раскрою;
5. Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;
6. Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;
7. Вырезать детали по линии припусков;
8. Соединить их согласно схеме по линиям контура;
9. Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;
10. Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;
11. Обработать края окантовочным швом.
Можно изготовить универсальный шаблон-трафарет. Для этого нужно перевести деталь на картон, сделать прибавки на швы, вырезать по линиям припусков и по линиям контура. (слайд 15)
Организация рабочего места.
При выполнении изделий в лоскутной технике рабочее место делится на три зоны: стол с инструментами, приспособлениями и материалом; швейная машина; утюжильная доска с утюгом. Рабочий стол не должен быть загроможден, инструменты и приспособления должны располагаться по правую руку, а материал – по левую.
Инструменты следует хранить в рабочей коробке. Для шаблонов, рисунков и выкроек нужна папка. Материалы лучше всего хранить в полиэтиленовых пакетах, это сокращает поиск при подборе тканей. Очень удобно, когда каждому цвету выделяется отдельный пакет. При выполнении работ необходимо следить за осанкой, ТБ.
Вопрос: «Как вы думаете из чего легче сшить лоскутное полотно: из квадратов или полос?»
Изделия из полос. Это самый простой способ. Нужно выкроить полоски ткани одинаковой ширины, можно разной длины. Сметать их, а затем стачать швом 0,5-0,7 см, отутюжить. (слайд 16)
Из полученного полотна можно изготовить прихватку или коврик на стул. Т. к. в 5 классе еще не выполняют окантовочный шов, то можно сложить верхнюю часть и подкладку лицевыми сторонами внутрь, стачать швом 0,5-0,7 см, оставляя 10 см незастроченными, чтобы вывернуть. Внутрь положить прокладку из синтепона или шерсти, простегать все три слоя.
Более аккуратным ученицам можно дать изготовление из квадратов в шахматном порядке, это более сложная техника. (слайд 16)
Из полос можно быстро и в тоже время изысканным образом изготовить лоскутное полотно с разнообразными узорами. Принцип на удивление прост: сшиваются полосы разной (одинаковой) ширины, затем разрезаются и заново компонуются. При сшивании машинку нужно настроить на короткие стежки, чтобы при разрезании швы не разошлись. (слайд 17)
Можно быстро сшить и комплексные блоки. Для этого необходимо изготовить три лоскутных ленты.
Составление блок-схемы «Мельница» (слайд 18)
Составление блок-схемы «Изба» (слайд 19)
VI . Практическая работа учащихся.
1. Запись основных терминов и положений.
2. Вводный инструктаж: повторение правил техники безопасности.
3.Составление блок-схемы для прихватки (полотно из полос, «Мельница», «Шахматка», «Изба») Изготовление универсального шаблона-трафарета. Текущий инструктаж по технике безопасной работы.
4. Заключительный инструктаж.
V . Подведение итогов занятия.
Повторение изученного материала, контроль и самоконтроль усвоения.
Выставление оценок за работу на уроке.
VI . Домашнее задание . Подготовить ткань для прихватки
Техники лоскутного шитья
Шитье из полос («колодец», «ананас», «лестница правосудия», «шеврон»)
Шитье из полос — самый распространенный вид лоскутной техники.
Техника, при которой сшивая полосы, а потом разрезая их определённым образом можно получить очень симпатичные блоки для изготовления лоскутных изделий.Лоскуты пришиваются не поочерёдно, линиями, а сшиваются вместе, по краям. Эта техника позволяет использовать отрезы старой одежды, даже поношенные ткани. Обрезанные по краям аккуратно фрагменты сшиваются легко. На припуск достаточно оставлять около 0,5 мм.
Эта техника — не нова. Из-за интереса к старинным видам рукоделия она вновь стала актуальной. Несложные — но подробные — выкройки должны состоять из лоскутков-полос различных тканей. Его на английский лад называют квилтинг. Удобнее всего начинать от центра, закрепив здесь первый квадрат или прямоугольник. Вокруг него лоскутное шитье из полос требует разместить другие отрезы ткани.
«Бревенчатая изба». У этого популярного узора много других названий: «американский квадрат», «сруб», «колодец», «лабиринт». Особенность шитья — сборка цветных полосок по спирали вокруг «очага» — маленького квадратика по традиции красного или желтого цвета, символизирующего очаг в доме. Цвет полосок — «бревнышек» — тоже символичен: светлые — освещенные углы избы, темные — теневые. Традиционный блок делится на светлую и темную половины по диагонали.
Притачайте к одной стороне квадрата полоску, сложив их лицом к лицу, обрежьте выступающий конец.
Отогните полоску и присоедините к ней в правом углу вторую полосу одинаковой с первой ширины. Вторую полосу также обрежьте по канту.
Притачайте третью полосу контрастного цвета и укоротите выступающий конец.
Продолжайте так до тех пор, пока блок не обретет заданный размер
Шитье из квадратов 
Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани наипростейшей геометрической формы — квадрат. Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочные шахматные доски.
Известна эта техника с тех давних времен, когда тканей, производилось очень мало, они были слишком дороги, и даже лоскутики размером с почтовую марку шли в дело, кстати, это они дали название «почтовая марка» одному из узоров, составленному из крошечных квадратиков.
Особенно часто использовали такое шитье в деревенских семьях, где к каждому кусочку ткани относились очень бережно.
Работать с квадратиками одно удовольствие. Сначала рисуют на клетчатой бумаге цветной узор — эскиз (одна клеточка равна одному квадратику). Многие, не ломая голову, используют готовые рисунки для вышивки крестом и орнаменты для вязания. По эскизу рассчитывают количество квадратиков из тканей определенного цвета. Кроить следует точно по шаблону, иначе квадратики трудно совмещать при сшивании. Крупные лоскутики (более 6×6 см) кроят с учетом долевой — она должна проходить параллельно любой стороне квадратика, в более мелких — долевую не соблюдают.Принцип соединения квадратиков в полотно таков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы — между собой. Для прямоугольного изделия квадратики сшивают в полосы по более короткой стороне — так намного удобнее.
Первые два лоскута верхнего ряда соедините лицевыми сторонами внутрь, сколите, совместив срезы, и прострочите точно по линии припуска на шов. Шов приутюжьте «на ребро», а затем заутюжьте в сторону более темного квадратика, чтобы припуски на шов не просвечивали через ткань.
Присоедините третий квадратик ко второму лицевыми сторонами внутрь и сострочите. Шов заутюжьте в сторону темного квадратика. Последовательно пристрочите все очередные квадратики этого ряда. Первая полоса готова.
Приготовьте все остальные полосы и соедините в полотно: сложите лицевыми сторонами внутрь первые две полосы и сколите булавками точно по машинным швам, расположив булавки перпендикулярно срезам. Далее полосы сострочите по линии припуска на шов и, вынув булавки, приутюжьте шов «на ребро», а затем в одну сторону. Аналогично соедините остальные полосы и отутюжьте готовый образец.
Шитье из треугольников («русский квадрат», «звезда Огайо», «мельница», «карточный фокус» и др)
С самых давних времен, еще до изобретения швейной машинки, шитье из треугольников полюбилось многим мастерицам. Предполагают, что особенно увлекались им русские рукодельницы. Порой в скромной деревенской избе единственным украшением было нарядное «цветастое» одеяло из множества треугольных лоскутиков. С треугольниками легко работать: из них можно «сочинить» любой геометрический орнамент и при необходимости разложить самый сложный на треугольники, каким бы замысловатым он ни был. Наиболее часто используют лоскуты в форме прямоугольных равнобедренных треугольников, их кроят по шаблону, располагая его на ткани так, чтобы направление долевой нити совпадало с одной из коротких сторон треугольника, затем складывают треугольники по два и сшивают по длинной стороне — получаются квадраты, которые соединяют в полотно. При раскрое большого количества двухцветных пар треугольников используют такую «хитрость»: сначала вырезают из тканей двух цветов по одинаковому количеству квадратов (со стороной, равной стороне треугольника в готовом виде плюс припуск на шов), складывают лицевыми сторонами по два квадрата разного цвета, скрепляют булавками, намечают диагональную линию и прокладывают вдоль нее 2 строчки на расстоянии припуска на шов от диагонали. Разрезают по диагонали, разворачивают лоскуты, заглаживают припуск в сторону более темного — образуется 2 двухцветных квадрата. Разноцветные треугольники сшивают, применяя другую «хитрость»: их складывают попарно, скалывают и сострачивают на машинке, одну пару за другой, не обрывая нити, а затем нити разрезают. Если треугольники выкроены из ткани, которая слишком тянется, то при стачивании подкладывают под строчку бумагу.
«Мельница». Двухцветный узор из восьми одинаковых треугольников (по четыре каждого цвета), сшитых в квадрат. Сначала треугольники попарно (светлый с темным) стачивают длинными сторонами, образовавшиеся квадраты — в полосы, чередуя цвета. Полосы сшивают в квадрат, начиная от центра — так легче соединить все линии в одну точку. Шов разутюживают на обе стороны.
Свободная техника (роза, сумасшедший квилт)
Крейзи-квилт (англ. crazy quilt) или безумные(сумасшедшие) лоскутки — очень необычная творческая техника, в которой в свою очередь смешалось множество швейных и вышивальных техник. Если обычный квилтинг — это геометрия и математика, одним словом, порядок. То крейзи-квилт — это самый настоящий полет фантазии. К тому же практичный и экономичный, для создания очередного шедевра запросто подойдут одиночные разноразмерные лоскутки, пуговицы и бусины, остатки кружева и т.д.
«Крейзи» — одно из остроумнейших изобретений в лоскутном шитьё, помогающее решить головоломку: как из вороха разноцветных, никому не нужных обрезков тканей, специально ничего не выкраивая, можно создать что-то полезное, оригинальное и красивое. В дело идут даже крохотные кусочки, потому изделия напоминают пёстрые мозаичные картинки, в которых, кажется, лоскуток с лоскутком соединены беспорядочно, в неожиданных цветовых сочетаниях с обилием ломаных линий.
Этот блок можно шить в любом порядке, и нет правил, которые указывали бы на то, правильно или нет сшит этот блок. Но мне нравится, когда из центра, словно розочка, расходятся кусочки ткани. Такой блок мы и будем шить.