Народный УЧЕБНИК вышивки
Часто начинающие вышивальщицы задают вопрос:
«В чем разница между полукрестом и петитом ведь на лицевой стороне вышивки они выглядят практически одинаково, и какую технику выбирать для вышивания?»
Петит Гобеленовый стежок (petit-point) | Полукрест Диагональный стежок (половинный крест) | |
Основное различие: Вид стежка с изнанки | Изнаночный стежок в виде длинной косой диагональки проходит по наибольшему расстоянию между точками выхода нитки на лицо | Изнаночный стежок в виде короткой прямой палочки проходит по кратчайшему расстоянию между точками выхода нитки на лицо |
Порядок вышивания | ||
Где используется | Применяется при вышивании дизайнов со сплошной равномерной зашивкой всей поверхности. При создании изображений, схемы которых разработаны в гобеленовом стиле (Вышитые гобелены — что это?) | Полукрест используется чаще всего для видимости «гобеленового» эффекта, при меньших затратах ниток. Также для быстрого зашивания фона. Или для достижения объемного эффекта вышивки чередуются крестики и полукрестики |
На каких тканях вышивается | На специальных гобеленовых тканях (страмин, кордова и др.) или тканях равномерного (корзинного) плетения через одну нитку. | На тканях блочного плетения типа Аида, на равномерке через две нити основы. Реже на равномерке или спецтканях через одну нить основы |
Стежки ложатся ровно и красиво за счет обвивания нити основы вышивающей ниткой. Вышивка получается плотной. Изнанка толстая, легче прятать хвосты в гобеленовую изнанку при смене цвета при вышивании. | Вышивать быстрее и проще. Меньший расход ниток (примерно на 1/3). Вышивка тоньше и изящнее. | |
Больше уходит ниток. При вышивании на плотных тканях в 3 и более ниток получается слишком толстая изнанка, что затрудняет вышивание. Вышивальщице привыкшей шить крестиком трудно бывает переучиться с полукреста на петит. | Стежки получаются менее ровные и аккуратные. При вышивании на равномерке через одну нить основы стежки могут проваливаться при чуть более сильном натяжении нитки при вышивании. | |
Неприятности | Перекос у готовой вышивки. Видимые различия четных и нечетных рядов: рядов вышиваемых в разном направлении (если вышивальщица имеет привычку затягивать стежки). |
Как научиться вышивать быстро, красиво, экономно, используя плюсы, уменьшая минусы и избегая неприятностей свойственных обеим техникам вышивания?
В последнее время все большее число вышивальщиц используют оба этих стежка в одной вышивке. Вышивают совмещая петит-поинт и полукрест в одной вышивке .
Для чего это делается?
И какие преимущества нам может давать сочетание петита и полукреста?
1. Удобство в вышивании, красота и равномерность лицевых стежков
Известно, что проще всего вышивать и получать идеальные стежки возможно когда мы вышивая соблюдаем ПРАВИЛО идеального крестика: «от пустого к полному».
То есть, начинаем стежок — выводим иглу с изнанки на лицо всегда в свободную дырочку ткани, а завершаем стежок (игла идет с лица на изнанку) в отверстие ткани где уже имеется ниточка стежка вышитого ранее.
Когда же мы вышиваем рядами исключительно полукрестом (или исключительно петитом) то через один ряд нам приходится начинать стежок выталкивая нитку налицо в занятую дырочку, что зачастую приводит к деформации ранее вышитых стежков, и требует усилий при проталкивании иглы.
Наглядный пример:
Вышивка идет в направлении сверху вниз. Рядами.
У нас вышит слева-направо ряд полукрестиков синего цвета.
Следующий ряд шьем справа-налево (стрелочка)
Если мы продолжаем вышивать полукрестиками, то выталкивать иглу с ниткой на лицо нам приходится в уже занятую дырочку аиды ( 1 ).
Что особенно непросто при вышивании Дименшнс полукрестом в 5 или в 6 ниток на 18 аиде
Если же мы вышивая полукрестом дойдя до конца ряда в одну сторону захотим следующий ряд (вышивая в противоположном направлении) так же начинать стежок со свободной дырочки ( 1 ), то нам придется вышивать наши лицевые полукрестики с диагональными изнаночными стежками – то есть петитом (гобеленовым стежком)
2. Особенно удобство чередования рядов петита и полукреста ощущается когда вышиваешь методом парковки по рядам (или по мини-рядам в диагональной парковке или вольной парковке «пятнами».
Когда вышивая каждый последующий рядок с одного конца (чтобы шить со свободной дырочки) получаются длинные горизонтальные или диагональные протяжки которые могут стягивать границы вышиваемых участков. Вышивая же чередуя полукрест и петит мы можем вышивать в разных направлениях (слева направо или справа налево) делая вертикальные короткие безопасные протяжки при переходе с ряда на ряд по наименьшему расстоянию.
Как вышивать гобелен методом парковки в смешанной технике petit-point — полукрест, по рядам чередуя техники вышивания?
Уменьшается количество перекрестных протяжек, и, следовательно аккуратнее и равномернее становится изнанка.
. При умении вышивальщицы контролировать и мягко укладывать стежки
3. Уменьшается или вовсе исключается перекос готовой вышивки.
4. Рядки вышитые в разных направлениях смотрятся одинаково, и полотно вышивки получается равномерным и гладким.
НО! Вышивая полукрестом-петитом особенно нужно следить за натяжением нитки при вышивании.
Привычка дергать нитку вышивая, или затягивать стежки, а также вышивание на неподготовленной ткани (мятой, плохо растянутой) может привети к обратному эффекту. Перекосы останутся, а различия петитных и полукрестиковых рядков будут некрасиво заметны на готовой вышивке.
Поэтому, чтобы вышивать быстро, красиво, приятно, экономно
- Тщательно готовим ткань к вышиванию (отгладить, растянуть на раме (пяльцах) «Как натянуть канву на раму»
- Тренируем свою технику стежка, учимся вышивать мягко и равномерно, укладывая стежки ровно и аккуратно. «Стежкоукладчик»
*bonny-c*
Почему полукрест может отличаться от петита?
При полукресте короткая палочка на изнанке, если она не лежит свободно, а имеет натяжение, стягивает клеточку, и получается у нас клеточка не квадратная, а пусть на десятые доли миллиметра, но все же прямоугольная, и визуально разницу заметно.
А при петите, даже если его все таки затягивать (хотя это сделать намного труднее), стяжка пойдет по противоположному направлению и немного по диагонали, так что деформация будет намного меньше и перпендикулярного направления.
Поэтому у некоторых вышивальщиц и отличается ряд петита от ряда полукреста.
Почему вышивку особо перкашивает при полукресте?
Здесь влияет то же самое засильное натяжение лицевых стежков. В результате это неважное и мизерное на первый взгляд искажение каждого квадратики ткани умноженное на количество рядов и дает этот сильный перекос всей работы.
Поэтому я считаю крайне важным научиться вышивать так, чтоб нитка (что на лицевой части стежка, что на изнаночной части, либо в протяжке) лежала плоско, ровно, но без натяжения, Тогда вышивка будет не перекошенная в любом случае, и стежки будут одинаковые.
А стежкоукладчик, может здорово помочь поначалу с натяжением нитки, если есть привычка слишком сильно затягивать.
Когда шьется стежок, то затянуть с учетом вставленной под него иголочки, потом иголочку вытянуть, а стежок больше не подтягивать, по ходу дела небольшой излишек ниточки в лицевом стежке уйдет на изнанку и скомпенсирует излишнее натяжение нитки там.
Примеры вышивок:
(увеличение по клику на фото)
Чистым полукрестом на аиде (по изнанке стежки имеют вид параллельных прямых палочек)
Чистым петитом методом по цветам на ткани 22 каунта
Чистым петитом методом парковки рядами на евенвайве 25 каунта
С чередованием петит-полукрест методом парковки рядами на хардангере 22
С чередованием петит-полукрест методом парковки цветовыми пятнами на лугане 25
С чередованием петит-полукрест методом смешанной диагональной парковки на линде 27
Соавторы материала: gem, bonny-c, stefani, Пуля, Juliak
Вышивка Petit point
Вена – город сотен классических зданий, музеев, галерей и театров. Кроме того, Вена – мировая столица классической музыки. Величайшие композиторы прошлого жили и творили здесь: Моцарт, Штраус, Шуберт, Бетховен. Это город, где классическая музыка застыла в камне. А еще Вена – это город, который хранит вековые традиции вышивки в стиле petit point.
Задолго до поездки в Австрию я знала о маленьком магазине в Вене, где продаются вышитые изделия в стиле Petit point. Конечно же, этот магазин был номером один в моем списке достопримечательностей, обязательных для посещения. Признаюсь, первый раз на просьбу сделать несколько фотографий в этом магазине, я получила суровый отказ: это же эксклюзив! Ушла из магазина ни с чем. Второй раз я зашла в этот магазин спустя неделю перед отъездом домой. И мне повезло: любезный продавец не только позволил сделать фотографии, но рассказал про вышивку.
Выйдя из магазина и присев на газон около дворца Хофбург, написала эту статью.
Считается, что вышивка в стиле petit point стала популярной благодаря императрице Марии-Терезии из династии Габсбургов (1717-1780), которая обожала вышивать. Вскоре вышивка стала очень популярной, и изделия в стиле petit point стали символом Вены.
Petit Point в переводе с французского означает «точечная вышивка». По сути petit point (в простонародье – вышивка петитом) – это стежок-полукрест с диагональю на обратной стороне, что позволяет получить довольно плотную вышивку на шелковой канве (сетке). Освоить вышивку гобеленовым стежком может любая мастерица. Вышивают по схемам как для вышивки крестом: 1 закрашенный квадратик на схеме равен одному стежку. Но сложность заключается в том, что вышивка petit point выполняется по тончайшей сетке, используются шелковые или хлопковые нитки с огромным количеством оттенков. Современная цветовая палитра ниток насчитывает более 1300 оттенков.
Вышивать рекомендуется с помощью лупы и при хорошем освещении (раньше вышивали только при дневном свете). Невооруженным глазом в готовой работе вы увидите лишь маленькие точки (их можно сравнить с пикселями), благодаря которым рисунок вышивки будет выглядеть четче, ярче и словно нарисованным. В одном квадратном сантиметре такой вышивки может содержаться от 121 до 484 стежков.
Мануфактуры Марии Штрански и Аннегрит Ковачек продолжают традиции petit point в современной Вене.
Вышитые кресла в магазине Petit Point – Maria Stranski
Мануфактура Мария Штрански (Maria Stranski) существует с 1932 года. В 1960-х гг хозяйкой мануфактуры стала фрау Жардин (Jardin). Она работала на Марию Штрански, а потом переняла мануфактуру. Мануфактура Марии Штрански находится в 32 округе Вены. На сегодняшний день на мануфактуре работают 32 мастерицы со всей страны. Самой молодой мастерице 56 лет, самой пожилой – около 90 лет! Удивительно! Я сразу поинтересовалась: а как же зрение? На что мне ответили: существует ошибочное мнение, что вышивка petit point портит зрение. На самом деле это не так. Вот вышивка по принту портит зрение. А здесь развивается моторика глаз: вышивальщица часто переводит глаза со схемы на вышивку и обратно. По сути получается гимнастика для глаз.
На большую работу уходит примерно год – полтора. Мастерицы работают по 2-3 часа в день.
Одна и та же вышивка может быть выполнена на сетке разного размера (каунта). Вышивки, выполненные на сетке более мелкого размера, выглядят более реалистичными.
Сравнение вышивки на газе разного каунта
Самый крупный газ – 11 каунта (11er gauze) – насчитывает 900 стежков на квадратный дюйм. Вышивка по такой сетке выполняется в 2 ниточки.
По более мелкой сетке (15er gauze – 1600 стежков на квадратный дюйм и 19er gauze – 2500 стежков) вышивка выполняется уже в одну ниточку.
Самой мелкой основой для вышивки является 21er gauze. В одном квадратном дюйме – 3500 стежков! На таком газе на манфактуре Марии Штрански вышивает только одна мастерица, ей около 70 лет. Работы, выполненные на такой основе, считаются коллекционными. Стоимость такой работы от 3600€ до 5500€!
Примеры вышивок на 21м газе
Сравнение вышивки на газе разного каунта: чем мельче размер сетки, по которой выполняется вышивка петит поинт, тем меньше размер готовой работы
Как и раньше, традиционными темами вышивки petit point являются цветы и городские виды Вены. Кроме того, сейчас популярен современный черно-белый Хофман, а также Климт. По их работам вышиты целые серии картин и сумочек.
Не только все вышивки выполняются в Австрии, но и вся фурнитура к ним делается вручную местными ремесленниками. В брошах используется фурнитура из литого серебра ручной работы.
Подвески с вышивкой Petit point
Ридикюли также шьются вручную. Внутренняя часть сумочек выполнена их тонкой кожи, на подкладке фирменная бирка. Для ридикюлей используются фермуары (застежки), сделанные из меди с серебряным покрытием. Застежка сама по себе является произведением искусства: ее вырезают и гравируют вручную. Такие сумочки можно считать настоящим произведением искусства! Стоимость подобных ридикюлей – от 600 евро. Что самое интересное, представители высшего общества до сих пор посещают оперу с такими вышитыми сумочками!
Раньше мастерство вышивки передавалось из поколения в поколение. Но в настоящее время мастериц становится все меньше, школы вышивки petit point нет. Возможно, со временем вышивка petit point в Вене скоро умрет, если не появятся новые мастерицы.
Сумки с вышивкой петит поинт под национальные костюмы
Штраус и маленький Моцарт
Еще несколько работ из магазина Марии Штрански
В магазине Petit point Марии Штрански продаются и наборы для вышивки в стиле petit point (цены до 70 евро) – каждая рукодельница может вышить миниатюру или даже целую сценку венской жизни по старинной схеме. В каждый набор входит по два отреза газа для вышивки (разного каунта: 11й и 15й), копия схемы, раскрашенной вручную, игла и мулине.
Я себе купила один из больших наборов в магазине Petit point – вот такой
Посмотреть и купить изделия, вышитые на мануфактуре Марии Штрански. можно в магазине Petit point. Maria Stranski, который находится по адресу: Hofburg Passage 2, 1010 Wien
Статья написала для журнала “Burda. Вышивка крестиком” (октябрь 2017)