Техники вышивки бисером история возникновения

История развития вышивки бисером

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IX – XII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.
Самой нарядной и эффективной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.
Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми и нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.
Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.
С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек – крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это – богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

К середине XVIII века жемчужное шитье, вышивка золотыми нитями постепенно уходит в лета, и на смену ему приходит бисер. Сама Россия бисер не производила, но тем не менее в тот период развитие бисерного рукоделия было настолько популярным и достигло такого совершенства, что конец XVIII и середина XIХ века вошли в историю как «золотой век русского бисера».

Читайте также:  Как рекламировать свою вышивку

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы.

История вышивки бисером

Что такое бисер — сегодня знает каждый. Маленькие стеклянные бусинки широко используются для декорирования бытовых изделий. С их помощью можно создавать всевозможные колье и ожерелья, браслеты и амулеты, ними расшивают головные уборы и одежду, обувь и сумки, делают игрушки и сувениры и, наконец, вышивают картины и иконы. Увидев однажды расшитые бисером работы, невозможно забыть их завораживающее свечение.

Бисерное искусство — один из популярнейших видов рукоделия, старинный вид народного творчества. Люди давно заметили, что бисер — это очень красивый, прочный материал, он не портится от времени, как ткань, не выгорает, как бумага или краска. Он как нельзя лучше подходит для украшения, а украшать себя наши предки любили и умели всегда. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до нашей эры носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах. Стеклянные бусины были найдены даже на одеждах древнеегипетских фараонов, а уж они-то знали толк в красоте и роскоши!

Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. Но так было не всегда. Наши давние предки украшали свою одежду семенами растений, костями животных и рыб. Дерево, глина, фарфор, металл и даже драгоценные камни становились сырьем для изготовления бусин. С развитием цивилизации совершенствовались и технологии производства бисера.

Родиной бисера считается Древний Египет, где научились делать стекло около 3000 лет тому назад. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. Дальше Сирия, Римская империя, Византия, Венеция, с другой стороны Индия, Китай — такой извилистый путь проделывал бисер сквозь века! Музеи всего мира хранят шедевры бисерного искусства разных народов, чтобы помочь нам разгадать тайны прошлого.

Читайте также:  Вышиваю крестиком полеты во с

Венеция — родина многих великих художников и скульпторов, тонких ценителей красоты — на многие века стала единственным центром бисерного производства. Стеклянное художество здесь восприняли очень тепло и восторженно. Нечего и говорить, как широко развит был вкус ко всякого рода художественным изделиям из бисера в самой Италии. В Художественно-промышленном музее Гамбурга сохраняется фрагмент настоящего итальянского костюма времён Возрождения: мелким чёрным бисером вышит прекрасный орнамент из птиц и животных, которые ютятся в завитках фантастических растений, с причудливыми листьями и цветами. Картины итальянских художников того времени донесли до нас всё разнообразие бисерных украшений дамского костюма: бисерное ожерелье, бисерный убор в волосах, всевозможные подвески и пронизки, которыми декорируется иногда и фон картины.

Венецианская республика вела обширную торговлю бисером со всеми странами, постоянно обогащая казну. Это послужило причиной сильной зависти и множества попыток украсть секрет венецианских мастеров, который тщательно скрывали. Постепенно технология производства бисера была освоена в Германии и Франции, а к концу 18 века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (нынче Чехия). Такое соперничество способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам.

С конца 18 века способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу. Можно сказать, что бисер «пронизывал» все слои европейского общества – от королев и принцесс до крестьянок. Женщины из народа носили чепцы, сплошь зашитые бисером и стеклярусом. Наряды невесты и ее подружек тоже переливались бисерным свечением.

Хотя бисер сам по себе один из прочнейших материалов, почти не чувствительный к влияниям времени, но ветшает материя, на которой сделана вышивка. В таких случаях много старых бисерных работ уничтожалось самими владельцами. Бисер можно было спороть и употребить на новые вещи. Поэтому бисерных работ осталось намного меньше, чем можно было ожидать по их громадному распространению.

Еще одной цивилизацией, водившей дружбу с бисерным искусством, была Русь. Наши прародители в то время отдавали предпочтение живым природным материалам и, прежде всего, жемчугу. Даже под словом «бисер» они на протяжении многих веков понимали именно жемчуг. Мастерицы искусно расшивали им одежду, которой придавалось очень большое значение,а монахи и монашенки, отгороженные от мирских тревог и суеты, вышивали жемчугом иконы, оклады, пелёны и ризы во славу Создателя. Эта традиция сохранилась и сегодня.

По сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились невысоко: ими украшали свою одежду лица незнатные. Применение бисера в шитье и других изделиях начало возрождаться снова только в 15 столетии. Его привозили из-за границы, из Венеции.

С 18 века начинается расцвет бисерного искусства в странах Восточной Европы. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, привлекался для отделки дворцовых залов, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах. Холст, канва, нитки, бусы были хорошо знакомы и доступны мастерицам. На вкусы людей стали влиять совершенно новые художественные течения и мода: национальные традиции постепенно стали вытесняться западноевропейскими. Стали использоваться новые приёмы отделки интерьеров, привлекаться неизвестные ранее материалы. Так, в обиход вошли пышные орнаменты стиля барокко. Появились первые стеклярусные и бисерные панно – большие тяжёлые ткани, наподобие ковров, сплошь узорно расшитые бисером. Крупные вышивки иногда целиком покрывали стену, заменяя обивку, иногда висели на стенах в рамках, как живописные картины.

Для создания таких масштабных работ активно эксплуатировался крестьянский труд. А там, где есть принуждение, умирает искусство. Постепенно работать стали без вдохновения, по рисованным схемам, утрачивая живой народный стиль. Нередко за этим занятием просто убивали время, пользуясь однотипными рисунками-заготовками на клетчатой бумаге.

После некоторого художественного безвременья снова появляется шанс оживить бисерное искусство. И этот шанс дается нам с вами — тем, кто не безразличен к маленьким стеклянным шарикам! Вперед, за работу!

Искусство вышивки бисером: история, география, старинные техники

Вышивание бисером — популярное занятие с глубокими корнями и богатой историей.

Этим творческим процессом издревле увлекались в разных странах и на разных континентах: вышивали и мастерицы на Руси, и европейцы, и индейцы в Северной Америке.

Современные рукодельницы также активно интересуются вышиванием. Изучить историю бисерной вышивки — значит отследить эволюцию этого кропотливого трудоемкого процесса, понять всю его ценность, вдохновиться идеей для создания своего собственного шедевра. К тому же изделия с этническими мотивами быстрыми темпами набирают популярность.

История возникновения вышивки бисером

История появления бисерной вышивки начинается с момента создания самого бисера, а, точнее, с возникновением стеклоделия, которое зародилось в Финикии несколько тысячелетий назад.

Здесь и стали появляться первые бисерные изделия. Вскоре, центром производства бисера стала Венеция.

Вместе со стеклянными бусинами, техника вышивания быстрыми темпами распространялась по Европе. Особенно в изготовлении самого бисера и изделий из них преуспела Чехия, которая стала новым центром производства стеклянных бусин.

Первое упоминание о бисерной вышивке, относящееся к Америке, появилось 12 октября 1492 года, когда Христофор Колумб оставил в своем судовом журнале заметку о том, что жители Сан-Сальвадор преподнесли ему в подарок замысловатое изделие из стеклянных бусин.

Мастерицы Древней Руси начали вышивать бисером в IX-XII вв., заменив им жемчуг, который использовался ранее.

Расшивка полотен на Руси

Русские умелицы начали активно применять цветной стеклянный бисер с середины VII века. Вышивкой украшались наряды, кошельки, сумки, из этих бусин изготавливались украшения, картины, иконы.

С середины VIII века начинается расцвет этого ремесла: вышивание с применением бисера стало популярным видом рукоделия, которое активно использовалось для украшения одежды и интерьера.

Основные приёмы работы — вышивка, вязка, низание. Чаще всего использовались швы:

  1. «монастырский»,
  2. «строчный»,
  3. «стебельчатый»,
  4. «арочный».

Особенность русской вышивки заключалась в том, что бисерины укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели).

Фото 1. Пример украшения ткани растительным узором из бисера с применением различных техник вышивания.

Затем появилась техника «в прикреп», когда бусинки нанизывались на нить в определенном порядке и фиксировались на ткани другой нитью поперечными стежками через небольшие промежутки. При подобной технике вышивания тканевая основа настолько плотно покрывалась бисером, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи.

Важно! С помощью таких особенностей, русская вышивка получалась, словно приподнятой над плоскостью ткани, а соединение в одной композиции разных по величине бусин делало изображение более рельефным.

Наиболее популярными элементами, которые присутствовали в изделиях русских рукодельниц, считаются растительные узоры, солнечные знаки и символы, звезды, геометрические фигуры, павлины с распущенными хвостами.

Вышивание бусинами североамериканских индейцев

После открытия Америки, на континент начали поступать всевозможные изделия, в том числе и выполненные из стекла. Вскоре, в руки североамериканских индейцев попал и бисер.

Местные мастера начали декорировать мелкими бусинками практически все: элементы одежды, женские и мужские украшения, конскую упряжь, сумки, чехлы.

Изначально у индейцев было два популярных вида рукоделия: вышивание иглами дикобраза и раскрашивание.

Вышивка бисером стала вторым по важности ремеслом после рукоделия с использованием игл дикобраза.

Особенно это занятие пользовалось популярностью у женщин племени Кроу, которые использовали три технологии стежка:

  • «С перехватом»: на одну нить набираются бусинки и пришиваются по определенному рисунку. Второй нитью через небольшие промежутки крепится бисер согласно выбранному рисунку (благодаря перехвату второй нитью, нить с бусинами надежно фиксируется на основе).
  • «Ленивый»: бусины пришиваются с помощью нескольких коротких параллельных рядов одной нитью, и ряд тянется от одного конца до другого для создания эффекта волны.
  • «Модифицированный ленивый стежок»: бисер пришивается к материалу удлиненными параллельными рядами. Дополнительной нитью ряды фиксируются на основе через небольшие промежутки в несколько бусин.

Внимание! Чаще индейцы использовали бусины голубого, красного, черного, белого и перламутрового цвета. Судя по сохранившимся изделиям, большей популярностью пользовался голубой цвет.

Современные тренды развития бисерной вышивки

Современная бисерная вышивка отличается разнообразием цветовой гаммы и узоров. В магазинах для рукоделия представлены самые разные товары, с помощью которых можно в короткие сроки изготовить картину, украшение, или элемент одежды: это и разнообразный бисер, и всевозможные основы, и подробные схемы, и инструкции. Одни мастерицы делают попытки возродить старинные техники, другие — изобретают свои схемы.

Фото 2. Комплект украшений из бисера ручной работы с использованием натуральных полудрагоценных камней.

Современная бисерная вышивка встречается везде: в декоре элементов одежды, сумок, кошельков, в женских украшениях. Большой интерес вызывают иконы из бисера и копии полотен знаменитых художников, а также различные этнические украшения.

Справка. Бисерная вышивка — не только занятие для домашнего времяпрепровождения. Это модное течение, которое подхватили даже самые именитые кутюрье. Например, вышивку часто используют Жан-Поль Готье, Аделин Андре, Валентино Гаравани.

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео о процессе возникновения и развития бисерной вышивки.

Кратко о популяризации украшений из бусин на ткани

Исследуя историю возникновения бисерной вышивки, можно почерпнуть массу интересных идей для создания собственного шедевра. Этнические украшения, повторяющие индейские изделия, древнерусские орнаменты — все это добавит «изюминку» скучному повседневному образу, а картина из бисера оживит любой интерьер.

Оцените статью