Технология 8 класс для девочек практическая работа вышивка

Урок по технологии в 8-м классе. Тема: «Ручная художественная вышивка гладью»

Разделы: Технология

Обучающая:

  • формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;
  • формировать знания о многообразии ручных швов в технике гладь;
  • формировать умения выбора материалов для вышивания.

Воспитательная:

  • вырабатывать точность и аккуратность в работе;
  • формирование положительной мотивации к предмету;
  • формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;
  • воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

Развивающая:

  • развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;
  • развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.

Цитата урока: «Не учи безделью, а учи рукоделью». (В.И.Даль)

Ход урока

I. Организационный момент

  • Проверка готовности к уроку.
  • Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение материала по разделу вышивание

Письменно ответить на тест.

1. Швейные изделия отделывают вышивкой.

  • а) батик;
  • б) мережка;
  • в) ришелье;
  • г) простой крест;
  • д) владимирская гладь.

2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.

  • а) координатной сетки;
  • б) ксерокса;
  • в) линейки и циркуля.

3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.

  • а) завязать узелок;
  • б) спрятать нить под стежками;
  • в) закрепить нить в петлю.

4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.

  • а) карандаш;
  • б) копировальная бумага;
  • в) фломастер;
  • г) ножницы;
  • д) эскиз рисунка.

5. Для вышивания необходимы следующие материалы.

  • а) пяльцы;
  • б) нитки мулине;
  • в) нитки х/б;
  • г) напёрсток;
  • д) крючок.

Ответы на тест: 1-б, в, г, д; 2-а, б; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.

III. Изучение темы урока

  • Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.
  • Показ презентации

В.И.Даль писал: «Не учи безделью, а учи рукоделью», вышивка относится к одному из видов рукоделия.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Из истории вышивки (зачитывает одна из учениц). Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI — V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии. [2]

Из истории вышивки (зачитывают ученицы). Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI — XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты.

С конца XIII — начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье. [2]

На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь.

Из истории вышивки (зачитывает ученица). Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика.

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала — хоругви, плащаницы, воздухи. В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки — “русская гладь”: растительный узор выполняется швом “вперед иголку” по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные “разделки” — стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани. Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др. [3]

Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.

Из истории вышивки (зачитывает ученица). Вышивка народов нашей страны необычно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования в быту. В любой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.

Готовыми вышитыми работами – можно украшать своё жилище, что не только делаем его красивым и особенным, но и создаём неповторимый образ.

В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства.

Современная мода вновь возвращается к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт.

Рассказ учителя об основных техниках вышивания гладью и их отличиях.

IV. Практическая работа.

Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
  3. Не шить ржавой иголкой.
  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания гладью (приложение).

На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.

В середине выполнения практической работы провести с учащимися гимнастику для глаз:

  1. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
  3. Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  4. Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: вышивать по рисунку одним из швов гладь по выбору.

Оценивание работ учащихся.

Уборка рабочих мест.

Используемая литература:

  1. Е. Б. Глинская. Азбука вышивания. – М.: Педагогика, 1991.
  2. Н.И.Тихонравова. Применение метода проектирования в изделиях, украшенных вышивкой.- Йошкар-Ола, 2002.
  3. Сайт учителя технологии Шик Н.Л. www. tehnologiya. narod. ru

Проект на тему «Вышивка крестом»
проект по технологии (8 класс) на тему

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест. Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_na_temu_vyshivka_krestom_kz.docx 31.69 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 8Б КЛАССА

ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА____________4

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ВЫШИВКИ___5

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА____6

КОНТРОЛЬ ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ_____6

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бусин, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блесток, а также и монет (реже всего).

Виды вышивальных техник :

  • Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении, ровно, как и нижние в противоположном направлении.
  • Полукрест — первый стежок шитья «простого» крестика.
  • Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.
  • Удлинённый крест со строчкой — удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.
  • Славянский крест — перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.
  • Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий.
  • Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.
  • Двойной, или «болгарский», крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
  • Саккинин крест — сакнитский вид вышивания
  • «Звёздочка» — ещё один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.
  • Крест Левиафан — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).
  • Рисовый шов — сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.
    Это стежки, проходящие через концы четырёх разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых — более тонкую нитку другого цвета.
  • Итальянский крест — состоит из 8 стежков, первые 4 повторяют болгарский крест, остальные «окаймляют» его по периметру клетки, соединяя верхние, правые, нижние и левые углы между собой.

Методы вышивания

  • По цветам — последовательное вышивание по цветам, при котором путь нитки проходит по всей непрерывной области данного цвета в вышивальной схеме. Вышивание по цветам удобно для схем с большим количеством цветов.
  • Рядами (Парковкой) — вышивание цвета ограничено одним рядом и не продолжается, пока ряд не будет закончен полностью. Вышивание рядами подходит для более простых схем с небольшим числом цветов.

Главное, чтобы «крестики» были ровными, а изнанка — гладкой, без «протяжек» и узелков.

ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА

Я недолго думала, какую тему мне выбрать, моё внимание сразу привлекла вышивка крестом. Я довольно таки давно занимаюсь этой деятельностью, мне очень нравится это. Тем более, это совсем не сложно.

Как мне кажется, изделие должно быть аккуратно вышито, чистым и поглаженным.

ПЕРЕЧЕНЬ ИДЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

МОДЕЛЬ №1 Вышить котёнка в сине-голубых тонах. Мне нравится именно этот вариант, потому что на нем изображено одно из моих любимых живностей, а так же, приятные для глаз цвета.

МОДЕЛЬ №2 Вышить три розы в красно-розовых тонах. Цветы, как никак, классика, тем более розы, да и еще в такой цветовой гамме.

МОДЕЛЬ №3 Вышить вишню в бардовых тонах. Очень красивый рисунок, как по мне, да и главное простой!

Но все же я выбираю МОДЕЛЬ №1, потому что эта картина меня больше всего импонирует.

  1. Купить материалы для вышивки (канва, нити, иголка).
  2. Вышить картинку крестом.
  3. Написать проект.
  4. Показать учителю технологии.

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ВЫШИВКИ

К сведению, вышивка крестом зародилась именно на Руси. Она берет начало в 9-10 веке. Об этом говорят многочисленные находки археологов. К таким находкам относятся фрагменты одежды, которые украшены узорами, выполнены золотыми нитями. Это было очень популярно в те времена, им украшали одежду и предметы быта, но только знатные особы. А уже самый расцвет вышивки крестом на Руси пришёлся на восемнадцатый век. В это время рукоделие уже не было привилегией знатных женщин и монахинь. В каждой крестьянской семье было заведено, что девочка, которой исполнялось семь-восемь лет, начинала учиться вышивать. Она сидела долгими зимними вечерами и вышивала. Вышивка наносилась, прежде всего, на приданое бедующей невесты. Разнообразными узорами, составленными из некрупных крестиков, украшались платки, скатерти, салфетки, рубашки, полотенца и многое другое. Вера в то, что вышивка имела спасительную силу, по-прежнему не угасала. Изделия с вышивкой обязательно использовались в быту, их дарили на рождение ребёнка, когда его крестили, при венчании молодых, также в доме вышивкой украшали красный угол с иконами.

Рисунки, цвета, да и характер самой вышивки отличаются друг от друга в зависимости от территории. Так, например, рукодельницы северной и средней полосы России используют традиционные орнаменты с характерным для них использованием оттенков. Наибольшее распространение получила вышивка с повторяющимися узорами. Это могут быть как геометрические фигуры, так и изображения чего-либо. На ткани они изображаются в виде цепочки. Одинаковые узоры или группы узоров повторяются один за другим в определённой последовательности. Вся цепь узоров получила название раппорт.

Для вышивки крестом подходит любая ткань с одинаковым количеством поперечных и продольных нитей.

Самый главный инструмент вышивания. Для вышивки крестом используют тупые гобеленовые иглы, т.к. острая игла может расщепить канву или уже вышитые крестики. Также отличительной особенностью вышивальных игл является широкое ушко, чтобы можно было без затруднений вставить нить.

Нити, произведенные специально для вышивания или других видов рукоделия.

  • Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их, сомкнув лезвия, кольцами вперед.
  • Нельзя шить ржавой иголкой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней след и, кроме того, может сломаться.
  • Нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке, а булавки – в коробочке с крышкой.
  • Не прикусывать нитки зубами – можно испортить эмаль и поранить губы.

организация рабочего места

Чтобы работать с вышивкой было удобно и приятно, нужно правильно организовать свое рабочее место.

Рабочая поверхность должна располагаться по левую строну от источника света. Предпочтительней яркий дневной свет, а в вечерние время – лампа дневного света (холодный свет).

Положение вышивальщицы тоже имеет значение: корпус во время работы должен быть слегка наклонен вперед, при этом не сутулится и не опускать голову низко над работой. Если Вы работаете за столом, придвигайте стул так, чтобы можно было опираться на его спинку.

Расстояние между глазами и работой приблизительно 25-30 см. Обратите внимание на постановку рук при работе: левая рука должна находиться под работой, а правая – сверху.

Если у Вас есть свое постоянное «рабочее» место – это очень хорошо. Вы можете все инструменты и материалы распределить по ящикам и папкам (если они есть). В моем случае не было постоянного рабочего места , поэтому для простоты и удобства размещения рабочих материалов я использовала файл для документов.

Теперь, когда моё рабочее место готово и все материалы для работы собраны, можно приступать к изготовлению изделия. Я делаю свою работу с соблюдением правил при вышивании крестом.

Выполненная мною вышивка мне самой очень понравилась, также она понравилась моим друзьям и

родственникам. Она отлично украсила интерьер моей комнаты.

Плюсом вышивки является то, что на её изготовление я потратила всего 150 рублей. А в магазине мне

пришлось бы потратить намного больше.

Я довольна результатом, и всегда буду стараться делать всё своими руками.

Я покупала готовый набор для вышивания. Всего он мне обошелся в 150 рублей. В него входят канва «nitex», нитки «angel» и игла 28.

Использование ткани, ниток, иголок, ножниц, пялец и т.д., вредных воздействий на организм

человека в процессе выполнения работы не оказывает. Оно экологически чистое. Сырьем для

получения хлопчатобумажной ткани, ниток, является растение хлопок, возделываемое

На основе выше изложенного считаю, что изготовление и дальнейшее использование моего

проекта не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности

Читайте также:  Схема вышивки оберег папоротник
Оцените статью