- § 16. Швы «узелки» и «рококо»
- конспект урока по технологии 8 класс «швы «узелки» и «рококо». план-конспект урока по технологии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Разработка урока » Вышивка швом «узелок» и «рококо» план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
§ 16. Швы «узелки» и «рококо»
Шов «узелки» позволяет получить объёмную, буклированную поверхность. Им вышивают, например, тычинки цветов. Применяя несколько оттенков жёлтого цвета, можно получить цветы мимозы или серединки ромашек с эффектом объёма. Сочетая белый цвет с оттенками серого, можно вышить замечательного барашка. На панно с пейзажной вышивкой швом «узелки» вышивают листики деревьев и кустов. Этим швом можно вышить цветущую вербу с её мелкими объёмными цветочками.
Шов выполняется с помощью иглы без утолщения в области ушка. Нитки подходят любые, но не шероховатые.
После закрепления рабочую нить выводят на лицевую сторону ткани и берут её в левую руку, натянув участок длиной 1-1,5 см. На нить кладут кончик иглы и обматывают его 1-3 раза. После этого иглу вкалывают в ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность. Потянув за нитку, добиваются, чтобы навивки соскользнули по игле и легли на ткань. Придерживая нить большим пальцем левой руки, осторожно протягивают её на изнаночную сторону. Отступив в сторону на нужное расстояние, иглу вновь выводят на поверхность и выполняют узелок (рис. 26).
Рис. 26. Шов «узелки»
Для получения маленьких узелков берут нитку мулине в одно сложение и делают одну навивку на иглу. Более крупные узелки получаются тремя навивками, но лучше сначала сделать пробу на лоскутке ткани.
Швом «рококо» можно выполнять объёмные композиции: ромашки, хризантемы, розы, зёрна колосьев.
Для выполнения шва необходима игла, в которую можно вложить нить в шесть сложений, но она не должна иметь увеличенного (расплющенного) ушка, чтобы витки нити легко соскальзывали с неё.
Технологии швов «узелки» и «рококо» схожи. Основное отличие в том, что «рококо» выполняется на основе петлеобразного стежка «назад иглу», нитка берётся более толстая и навивок на иглу делают больше. После закрепления рабочую нить выводят на лицевую сторону и делают стежок «назад иглу» такой длины, каким должен быть будущий узелок «рококо», иглу при этом выводят на лицевую сторону в месте первого прокола не полностью, а приблизительно наполовину (рис. 27, а). Указательным пальцем левой руки кончик иглы приподнимают, а правой рукой делают навивки на иглу. Длина навитого участка нитки может равняться длине стежка «назад иглу», и тогда получится прямой жгутик «рококо» (рис. 27, б).
Рис. 27. Шов «рококо»
После этого, придерживая навитый участок большим и указательным пальцами левой руки, иглу осторожно протягивают через него, вкалывают в точку второго прокола и вытягивают нитку на изнаночную сторону. Получился первый жгутик цветка (рис. 27, в).
Если хотят получить изгибающийся жгутик, похожий на лепесток розы или хризантемы, навивают участок в полтора-два раза длиннее. В любом случае сначала делают пробный шов и при этом считают количество витков.
Для получения цветка ромашки жгутики располагают радиально от центра круга. Цветок хризантемы выполняют так же, но более тонкими нитками, жгутики имеют изгибы, и короткие лепестки чередуются с длинными (рис. 28). Цветок розы рекомендуется вышивать нитками мулине в четыре — шесть сложений нескольких тонов: внутреннюю часть (бутон) темнее, внешнюю — светлее.
Рис. 28. Формирование цветков швом «рококо»
Практическая работа № 14
Материалы и инструменты: однотонная льняная ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, напёрсток.
Задание 1. Выполнить вышивку швом «узелки».
- Подготовьте для вышивания начатую вами ранее вышивку «Ветка мимозы».
- Вышейте цветки мимозы швом «узелки» ниткой в два сложения. Чтобы передать объём цветков, по левому контуру расположите узелки светложёлтого, а по правому — тёмно-жёлтого цвета. Середину цветка заполните узелками жёлтого цвета.
Задание 2. Выполнить вышивку швом «рококо».
- Вышейте несколько узелков «рококо».
- Из узелков «рококо» выполните розу нитью в шесть сложений.
конспект урока по технологии 8 класс «швы «узелки» и «рококо».
план-конспект урока по технологии на тему
конспект урока дает понятие о всевозможных видоах швов, их применении и сочетание с другими видами вышивки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_vyshivka_shvom_rokoko.docx | 458.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии в 8 классе
Тема: « Вышивка швом « узелок» и «рококо».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: познакомить учащихся с декоративными возможностями швов «узелки» и «рококо», их использованием в вышивках; учить выполнять швы «узелки» и «рококо» и с помощью ни вышивать различные предметы; развивать глазомер, выполняя вышивку без предварительно нанесенного рисунка; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: образцы изделий, вышитых витыми швами; ткань; нитки мулине, иглы, карандаш, проектор, компьютер.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II.Сообщение темы урока.
Учитель. Все рассмотренные на предыдущих уроках техники вышивания требуют предварительного нанесения рисунка. С помощью швов, которые мы будем изучать сегодня, можно, при небольшом опыте, вышивать без точной разметки рисунка и при этом получать красивые объемные вышивки.
Но часто эта техника вышивания используется в сочетании с другими. Знаете ли вы, о каком виде вышивки пойдет речь? (ответы учащихся.)
Итак, сегодня на уроке мы будем учиться вышивать витыми швами.
III.Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам.
1.Какое свойство дало название вышивке «атласная гладь»?
2.Какой шов является основным в атласной глади?
4.Какой толщины нитку нужно выбирать для вышивания атласной и штриховой гладью и почему?
IV Изучение нового материала.
Шов «узелки» относится к простейшим видам швов и является вспомогательным в различных техниках вышивания.
Узелками заполняют сердцевины цветов или половинки листиков в вышивках белой гладью. Иногда цветок, вышитый белой гладью, обшивают узелками по контуру. Выполняют их так. Закрепляют нитку и выводят на лицевую сторону ткани на линии контура. Левой рукой оттягивают ее влево. Иголку держат горизонтально острым концом влево. Обвивают ее 1-2 раза ниткой в направлении от себя, нитку придерживают пальцами левой руки до конца выполнения шва. Правой рукой прокалывают иглой ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани. Осторожно протягивают нитку на изнаночную сторону. Подтягивая к ткани получившийся узелок, выводят иглу на лицевую сторону, отступив от вышитого узелка вправо на расстоянии 1,5-2мм, а вводят рядом со сделанным узелком и т.д по кругу, пока не будет заполнена вся сердцевина цветка.
В вышивках цветной гладью узелки выполняют цветными нитками мулине, иногда в 4-6 и более сложений, а иглу обвивают 3-4 раза. Величина узелка зависит и от толщины иглы.
Шов «рококо» напоминает выполнение шва «узелки» с той разницей, что на иголку навивают много витков и получают длинный стежок. В народных вышивках этот шов называют «витой», «кучерявый», крученый».
Навивкой можно вшивать множество цветочных узоров на самых различных тканях. Для работы нужны длинные тонкие иглы и нитки мулине.
Наносят контур узора на ткань. Закрепляют нитку с изнанки или под стежком и выводят на лицевую сторону ткани.
Немного отступив назад, вкалывают иглу в ткань справа налево и выводят в место первого прокола на лицевую сторону. Делают 9-10 навивов рабочей ниткой на кончик иглы и , придерживая навивы рабочей нитки пальцами левой руки, протягивают иголку. Затем иглу вкалывают в предыдущий прокол и выводят рядом, притягивая нитку. Получился первый жгутик- лепесток цветка. Так выполняют второй и все последующие стежки- жгутики ромашки, розочки, хризантемы, вышиваемые в цветными нитками.
Шов «ягодка» также относится к витым швам. Шов «ягодка» выполняется навивом рабочей нитки на оба конца иголки. Работу начинают сверху вниз, закрепив нитку с изнанки в нижней точке ягодки. Затем делают прокол вверху ягодки и выводят конец иголки в прокол не вытягивая иголку из ткани. Нитку вытягивают из иголки и обвивают ею 7-8 раз верхний и нижний концы иголки.
Последний раз нитку , которая находится внизу, поднимают вверх и петлей в виде восьмёрки обвивают иголку. Закончив навивку, снова затягивают нитку в иголку. Придерживая «ягодку» большим пальцем левой руки, осторожно протягивают иголку с ниткой вниз, закрепляют одним- двумя стежками и выводят иголку с изнанки в верхнюю петлю «восьмерки». Прикрепляют верхнюю часть ягодки ткани, а иголку выводят слева направо в нижнюю точку второй ягодки, продолжая вышивание. Такая «ягодка» получается объемной. Стебель, листья, ножки ягод вышивают другими декоративными швами.
IV. Демонстрация приемов выполнения витых швов:
«узелки», «рококо», «ягодка». При показе приема выполнения узелков, обращает внимание на то, чтобы игла с навитым узелком не попадала в точку первого прокола, так как узелок вместе с ниткой легко пройдет на изнанку.
V. Практическая работа.
Задание 1. Выполнить вышивку швом «узелки».
Задание 2. Выполнить вышивку швом «рококо».
Задание 3. Выполнить вышивку швом «ягодка».
- Контроль правильности приемов выполнения вышивки.
- Контроль соблюдения правил охраны труда.
- Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
- Контроль объема и качества выполненной работы.
- Исходное положение – сидя на стуле. Выполнять захват ножек стула ногами изнутри снаружи (по 8-10раз).
- Исходное положение – сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Выполнить приподнимания пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны (по 5-6 раз).
- Исходное положение — стоя, руки опущены. Выполнить приседания на носках, вытягивая руки вперед.(6-8 раз)
VI. Подведение итогов.
- Выставка работ учащихся.
- Заключительное слово учителя.
Сегодня вы познакомились с новым интересным видом вышивки. Как вы убедились, эта техника хорошо сочетается с различными видами глади, позволяя декорировать такой вышивкой различные виды изделий: занавески, панно и т.д. вышивка в этом случае будет объемной, а это придает ей оригинальность.
Ваши работы показывают, что вы все освоили приемы выполнения вышивки. В лучших работах стежки выполнены аккуратно и от этого вышивка выглядит красиво. Молодцы!
Оценки. Домашнее задание: учебник, стр. 48-50.
Разработка урока » Вышивка швом «узелок» и «рококо»
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
Разработка урока по вышивке , с применением ИКТ, физкультминуткой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_vyshivka_shvom_rokoko.docx | 462.51 КБ |
prezentatsiya_sokrashchennaya.pptx | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме: «Вышивка швом « узелок» и «рококо».
Актуальность: развитие творческих способностей на уроках технологии по теме “Вышивание швом « узелок» и « рококо»” обусловлена тем, что в условиях перехода к новой образовательной системе начинают складываться предпосылки для большего распространения и развития личностно -ориентированного подхода в образовании.
- Познакомить учащихся с историей возникновения вышивки техникой выполнения с помощью презентации, выполненной в Power Point;
- Научить технике выполнения швов «навивкой».
- Развивающая: развивать наглядно — образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук.
- Обучающая: расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
- Воспитывающая: продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины, взаимоконтроля.
Результативность таких уроков:
- положительная мотивация на уроках технологии с применением ИКТ , создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
- использование музыкотерапии позволяет снять мышечное напряжение и психоэмоциональную нагрузку, улучшить настроение.
- обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
- умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
- возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, презентация темы, набор игл.
- Дидактическое обеспечение:, образец вышивки выполненный учащимися, журналы, диск с релакс — мелодиями.
Тип урока : урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.
Урок комбинированный- представляет собой соединение элементов практического и теоретического занятия. В обучении технологии используется операционно – предметная система (изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.
- Организационный момент
- Правила техники безопасности в кабинете технологии.
- Объявление темы урока. (На доске написана тема урока).
- Изложение целей урока.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
11. Вопросы по пройденной теме
1 .Вопрос к учащимся: Какие виды вышивки Вы уже изучили?
Ответ: Художественная гладь. Владимирское шитьё. Белая Гладь. Прямая гладь, Счётная гладь, Крест.
2. Вопрос к учащимся: С какими инструментами и материалами, используемыми при вышивке вы знакомы?
Ответ: Ткань — плотная, но тонкая, можно на неотбеленном льне, канва
Игла — с большим ушком.
Пяльцы — обычные, круглые.
Напёрсток — предохраняет палец от наколов.
3 . Вопрос к учащимся: Вы помните, как закреплять нить на ткани без узла?
Ответ: Нить в два сложения продёргивают концами в иглу, выполняют небольшой стежок в начале работы, протягивают нить, оставляя на лицевой стороне кончик в виде петельки, в которую вдевают иглу и протягивают нить.
111.Объяснение нового материала. (Презентация)
Слайд 1, Тема урока. «Шов узелок и рококо»
Слайд 2, История вышивки навивкой «рококо».
Рельефная вышивка, вышивка в стиле рококо берет свое начало из одноимённого стиля — стиля рококо. Эпоха, захватившая период первой половины XVIII. В России эта эпоха императрицы Екатерины Великой. Рококо – завиток, раковина. Иногда этот период называют миниатюрным веком, когда идеалом женского облика была кукольная, миниатюрная красотка с изящной невысокой фигуркой, тонкой талией, затянутой в корсет, маленьким ротиком, узкими плечами. Красотка одета в платье с сильно декольтированном лифом и необъятно-пышной юбкой на кринолине. Рукава украшены многослойными кружевами, платье сшито из тафты, батиста или шёлка, и тоже украшено бантиками, оборочками и цветами. Цвет платья в основном пастельный: нежно-голубой, розовый, бледно-зелёный, бледно-жёлтый. Самое любимое украшение в наряде – гирлянды цветов.
И так, для этой эпохи характерна особая декоративность, миниатюрность, объёмность и рельефность. И это отразилось в вышивке, которая так была и названа – вышивка рококо . Сегодня вышивка в стиле рококо снова в моде. Ею украшают не только одежду, но и домашний текстиль, настенные панно.
Слайд 3. Технология вышивания.
Итак, всего несколько стежков. Несколько шагов до мастерства. Давайте сделаем их вместе!
В учебнике на стр 48 , параграф 16.
Учащиеся записывают название темы и виды швов в тетради.
Слайд 4.Техника безопасности
Учащиеся повторяют основные правила техники безопасности.
Слайд 5 . Шов «узелок»
Для выполнения этого шва нужна игла с увеличенным ушком, но не расплющенная. Нить можно взять в 3-4 сложения. От толщины нитей будет зависеть объемность вышивки.
Закрепите нить на изнаночной стороне, выведите иглу на лицевую сторону, поверните иглу влево. Сделайте на иглу 2 – 3 навива рабочей нитью, навивая от себя. Придерживая навивы большим пальцем, введите иглу в ткань с лицевой стороны на изнаночную, отступив от первого прокола на 1-2мм. И протяните сквозь навивы иглу с нитью. После чего вколите иглу снова на лицевую сторону вплотную в месте выкола. Далее следует второй узелок. Такими узелками можно заполнить серединку цветка, например, ромашки.
Выполняем на образце данный шов (серединка ягоды )под музыку.
Слайд 6. Основные советы, которые помогут вам быстро получить красивую вышивку:
1. Вся игла по всей длине должна иметь одинаковую толщину. Тогда она легко будет проходить через навитый стежок.
2. Необходимо соответствие ткани и ниток. Для лёгких тканей – тонкие нити, для плотных – толстые, тяжёлые нити.
3. Для вышивки рококо не рекомендуется использовать нитки с неровной поверхностью. Нити должны быть упругими, которые держат форму закрутки.
4. Накрученные нити на игле нужно плотно придерживать, чтобы они не раскрутились.
5. Чтобы вышивка была плотной, каждый жгутик укладывайте ближе, плотнее к предыдущему.
Слайд 7 . Шов «рококо».
Этот шов похож на предыдущий. Но здесь на иглу делают несколько навивов. Такой шов получается удлинённым. Игла для такого шва должна быть длинная, причём, одинаковая по толщине на всей своей длине.
Закрепите нить на изнаночной стороне. Выведите иглу на лицевую сторону. Немного отступив назад, сделайте стежок «назад иголку», оставив иглу в полотне. Обмотайте её конец нитью. Придерживая нить пальцами, протяните сквозь них иглу, вколите её в полотно, вытяните на изнаночную сторону и закрепите. Размер вышивки зависит от толщины пряжи и количества витков. Этим швом можно вышить розы, ромашки, хризантемы.
Рассмотреть в учебнике рисунок с образцом выполнения шва.
Выполняем на образце данный шов (серединка листьев) под музыку релаксации.
Слайд 8. Заключение
От творения наших рук
Возникла зависть у подруг,
Но это им простительно,
Мы вышиваем – изумительно!
Готовый образец вставляем в рамку (открытка), закрепляем. Демонстрация работ учащихся.
Похвалить лучшие работы, выставление оценок. Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились и практически изучили новый вышивальный шов. Вы очень хорошо справились с заданием. Молодцы.
Домашнее задание: принести все принадлежности для вышивки нового образца. Спасибо за урок.
- Журнал “Чудесные мгновения”, Москва, «Роспечать» № 1–12, 2005.
- Энциклопедия семейной жизни. Том III г. Донецк “Отечество” 1991г
- Учись рисовать В.И. Коморский г. Москва “Дрофа” 2000г
- Искусство вышивания г. Москва “Просвещение” 2000г
- Узоры русского серебряного века. М. Сафронова. г. С.Петербург 1994г
- Декоративное вышивание по ткани Т.Н.Андрианова г. С.Петербург 2005г
Упражнения для физкультминутки
1. Исходное положение – сидя на стуле. Выполнять «захват» ножек стула ногами изнутри и снаружи (8-10раз)
2. Исходное положение-сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Выполнить приподнимание пяток, одновременно разводя ноги стоп в стороны (5-6 раз)
3.Упражнение для глаз.
А)вертикальные движения вверх-вниз
Б)горизонтальные движения вправо- влево
В)вращение глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки
Г)глазами «нарисовать» фигуру, нарисованную на доске
4.Исходное положение – стоя, руки опущены. На раз – руки поднять вверх, потянуться. На два – вернуться в исходное положение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентацию подготовила учитель технологии лицея№7 г Солнечногорска Баранцева Светлана Вячеславовна Вышивка швом «узелок и рококо»
Технология вышивания Всего несколько стежков . Несколько шагов до мастерства. Давайте сделаем их вместе!
Техника безопасности Техника Безопасности при работе с иголками и булавками. 1 . Шейте с напёрстком. 2. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке ) 3. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье. 4. Нельзя откусывать нитку зубами 5. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой. 6. Выкройки и ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя Техника Безопасности при работе с ножницами. 1 . Храните ножницы в определённом месте. 2. Кладите их сомкнутыми остриями от себя. 3. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх. 4. Передавать ножницы кольцами вперед.
Шов «узелок» 1.Держите острие иглы рядом с точкой, откуда выходит нитка. Натягивая нитку левой рукой, обвейте ею 2-3 раза иглу. 2.Удерживая нитку левой рукой, стяните витки и вколите иглу в ткань, чуть отступив от точки выхода нитки на лицевую сторону. Протяните иглу на изнанку работы, чтобы закрепить узелок, и снова выведите иглу на лицевую сторону в следующей точке. 3.Для заполнения детали рисунка начинайте работу с правого верхнего края. Прокладывайте узелки параллельными рядами. Для рельефного эффекта чередуйте толщину нитки через каждые 10-20 узелков.
Шов « рококо» 1.Выведите иглу на лицевую сторону, протяните нитку на всю длину. Вколите иглу, немного отступив, и снова выведите на лицевую сторону в исходной точке. 2.Обвейте ниткой острие иглы 6-7 раз. Плотно прижмите образовавшийся жгутик большим пальцем левой руки к ткани, а правой рукой аккуратно протяните через него иглу. 3. Потяните рабочую нитку в противоположную сторону, чтобы жгутик лег ровно на ткани, после чего вколите иглу в той же точке.
Основные советы, которые помогут вам быстро получить красивую вышивку: 1. Вся игла по всей длине должна иметь одинаковую толщину. Тогда она легко будет проходить через навитый стежок. 2. Необходимо соответствие ткани и ниток. Для лёгких тканей – тонкие нити, для плотных – толстые, тяжёлые нити. 3. Для вышивки рококо не рекомендуется использовать нитки с неровной поверхностью. Нити должны быть упругими, которые держат форму закрутки. 4. Накрученные нити на игле нужно плотно придерживать, чтобы они не раскрутились. 5. Чтобы вышивка была плотной, каждый жгутик укладывайте ближе, плотнее к предыдущему.
От творения наших рук Возникла зависть у подруг, Но это им простительно, Мы вышиваем — изумительно .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткая аннотация: данный урок составлен с использованием методических основ личностно-ориентированного обучения и ИКТ. Задачей обучения является развитие индивидуальности обучаемых. Во время ур.
Дать понятие о вышивке как традиционном виде рукоделия Ознакомить учащихся c одним из видов русской вышивки гладью – владимирскими швами.
Разработка урока » Вышивка крестом»- технология 5 класс.
Разработка урока «Вышивка крестом» 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.
Разработка урока «Вышивка художественная, белая, владимировская» 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.
Разработка урока «Вышивка шелковыми лентами» 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.
технологическая карта урока по технологии «Вышивка лентами» (7 класс).