Технология лоскутного шитья урок по технологии

План-конспект открытого урока по технологии «Лоскутное шитье. Материалы для лоскутного шитья»

Разделы: Технология

Класс: 6

Ключевые слова: лоскутное шитье

Тип урока – урок получения новых знаний.

Технология урока – сотрудничество и личностно-ориентированное обучение.

Цель урока:

  • изучение одного из видов традиционного народного творчества;
  • научить учащихся подготавливать ткань к работе; подбирать по цвету «лоскуты»;
  • выполнять раскрой деталей по шаблонам.

Задачи:

  • дидактические: знакомство учащихся с историей создания изделий из лоскута;
  • развивающие: формирование и совершенствование навыков правильного и точного соединения детали кроя лоскутного изделия по схеме;
  • воспитательные: воспитание патриотизма и уважения к истории родного края, формирование художественного вкуса.

Планируемые результаты:

  • ознакомление с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем (его историей возникновения, необходимыми материалами, инструментами и приспособлениями);
  • видами лоскутного шитья, выполнение изготовления шаблона
  • развитие эстетического вкуса на примере подбора цветовой гаммы для изделий;
  • развитие творческих способностей, воображения;
  • развитие логического мышления.
  • развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности.
  • воспитание интереса к ручному труду, уважительного отношения к труду других людей;
  • привитие аккуратности, прилежности при выполнении работы.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные — освоить теоретические знания о лоскутной технике;
  • коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • познавательные – познакомить с основными приемами лоскутной техники, с сочетанием цветов в изделии. Способствовать привитию интереса к урокам технологии.
  • личностные – воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.

Основные понятия: лоскутная пластика, шаблоны, геометрические фигуры, сочетание цветов.

Межпредметные связи: история, ИЗО, математика, информатика.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемно-диалогические, практические.

Оборудование:

  • инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки);
  • швейные машины;
  • компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение:

  • материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма);
  • шаблоны выкроек изделий;
  • таблица цветового шестисекторного круга;
  • инструкционные карты;
  • образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства (салфетка, прихватка, панно, одеяло);
  • видеоматериал

Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, демонстрация трудового приёма, самостоятельная работа учащихся.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид деятельности: декоративно-прикладное искусство.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3. Изучение нового материала.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вводная беседа

— На уроках технологии мы занимаемся разным видом деятельности. Вы узнаёте что-то новое, делаете для себя неожиданные открытия. В этом вам помогают трудолюбие, терпеливость, усидчивость, настойчивость, смекалка, любознательность и желание научиться тому, что ещё не умеете.

Вы знаете много пословиц и поговорок о труде, о работе. Объясните, пожалуйста, смысл некоторых из них в контексте урока. Я думаю, они как раз подходят к нашей деятельности на уроках технологии.

(Девочки объясняют смысл пословиц и поговорок)

Была бы охота — заладится всякая работа.
Труд человека кормит, а лень — портит.
Всякое уменье трудом даётся.
Без дела жить — только небо коптить.
Жизнь дана на добрые дела.

— Итак, исходя из ваших объяснений, можно сделать вывод, что нужно быть трудолюбивым, любознательным, настойчивым, чтобы чему-то научиться.

— На ваших столах находятся листочки с кроссвордом. Разгадав данный кроссворд, вы определите ключевое слово сегодняшнего урока.

Какое ключевое слово было зашифровано в кроссворде?

— Я попрошу вас предположить, о чем пойдет речь сегодня и озвучить тему нашего урока.

— Сегодня мы будем говорить о лоскутном шитье.

— Тема урока звучит так: «Лоскутное шитьё. Материалы для лоскутного шитья».

3. Изучение нового материала

Изделие можно изготовить не только из целого куска ткани, но и из лоскутов.

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.

Чтобы познакомиться с истоками лоскутного шиться получше, мы послушаем девочек, которые нам подготовили доклад.

Рассказ учениц.

1 ученица:

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.

2 ученица:

Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту лоскутное одеяло служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

3 ученица:

В 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. В нашей стране и зарубежном проводятся фестивали, конкурсы, мастер — классы, создаются творческие объединения.

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, интерес к которому неуклонно растёт. Лоскутное шитье переживает новое рождение, оно стало для многих любимым занятием. Из разноцветных лоскутов можно получить оригинальные вещи: жилеты, юбки,сумки, одеяла, подушки, покрывала и сделать подарок своими руками.

Учитель:

Вы внимательно послушали доклады девочек, а теперь постарайтесь ответить на вопросы (карточки с вопросами):

— Что способствовало возникновению лоскутного шитья?

— В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?

— Когда в России начали складываться традиции лоскутного шитья?

Давайте посмотрим видеоматериал и познакомимся с разнообразными приемами работ с лоскутками.

Просмотр видеоматериала.

Учитель:

Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты, кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.

Учитель:

И так вы узнали, что к наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.

Печворк. «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work — работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.

Квилт. «Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо)». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.

Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.

Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.

Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых. Но хочется напомнить вам ещё две народные мудрости:

  • Бережёная вещь два века живёт.
  • Семь раз отмерь — один раз отрежь.

Учитель: Какие инструменты и оборудование необходимы для изготовления изделий из лоскутков?

— Чтобы получились аккуратные и красивые изделия потребуются следующие предметы: ножницы, иголки и нитки, швейная машина, утюг и гладильная доска. Для того чтобы правильно выкроить детали, нужны будут картонные трафареты. Обводить надо трафарет и снаружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя — для выполнения шва.

Учитель: — Как вы думаете, какие ткани нужно использовать для работы в лоскутном шитье? (Ответы учащихся)

— Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т.п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

4. Как подготовить материал к работе?

Подготовка материалов к работе включает следующие этапы: 1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки.

2. Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.

3. Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.

4. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку.

Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг “каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” — красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” — зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов – черный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый — синий, жёлтый — фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – жёлтый – синий; зелёный – фиолетовый – оранжевый и т.д.

Учитель раздает карточку-памятку “дополнительные цвета”

Зелёный, серый, синий, жёлтый, чёрный, коричневый

Открытый урок по теме: «Лоскутное шитье»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Цель и ожидаемый результат (для учителя): познакомить учащихся с историей создания изделий из лоскутка. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Определение потребности в изделиях, выполненных в лоскутной технике. Краткая формулировка задачи. Проведение исследований по выбору ткани. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_tehnologii_loskutnoe_shityo.doc 94 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме: «Лоскутное шитье»

Технологическая карта урока: по технологии

Учитель: Пасько Ольга Владимировна

Дата проведения: 21.04.2016г.

Присутствовали на уроке:

Стряхилева Н.А. – заместитель директора по УВР,

Евменова Н.Н. – заместитель по УВР,

Гудилова О.А. – заместитель директора по ВР,

Ишметова Л.Ф. – председатель школьного методического объединения «Технология»,

Суркова Е.А.- председатель школьного методического объединения «Естествознание».

Тема урока: Лоскутное шитье. Прихватка из лоскутков.

Место урока в теме: Рукоделие.

Тип урока: комбинированный

Форма занятия: урок сообщения нового материала с применением ИКТ и практическая работа.

Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:

Форма использования ИКТ

Создание рабочего настроя.

Коррекция опорных представлений и вхождение в новую тему.

Объяснение нового материала

Использование наглядности, проблемной ситуации, повышение мотивации для восприятия материала.

Закрепление нового материала

Цель и ожидаемый результат (для учителя): познакомить учащихся с историей создания изделий из лоскутка. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Определение потребности в изделиях, выполненных в лоскутной технике. Краткая формулировка задачи. Проведение исследований по выбору ткани. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги.

Задачи: О – расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия, обучить новым способам действия, новым рабочим местам. Р – развитие мышления (мыслительных операций – анализировать, сравнивать обобщать, классифицировать); развитие точности движения; развитие самостоятельности, инициативы. В — воспитание трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности; воспитание эстетических взглядов. Знать основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной пластике. Уметь подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, пользоваться шаблонами, соединять детали между собой, использовать прокладочные материалы. Технологии: метод проектов.

Оборудование: мультимедийное сопровождение; плакаты по теме; тетрадь, учебник, утюг, картон, схемы, образцы; шкатулка с инструментами (ножницы, иголки, нитки, булавки, карандаш, мел, линейка); ткань х/б размер 10х10см – 10шт.

Позитивный настрой на урок

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.

Л . Самоорганизация. Р. Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Включение в учебную деятельность

Проверка выполненных образцов?

Какие ПТБ мы должны соблюдать при швейных работах?

Демонстрация выполненной работы

К. Взаимодействие с учителем во время опроса . П. Взаимоконтроль

Изучение нового материала

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания

Как вы думаете, что такое – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Но и сегодня эта техника не утратила своего обаяния (слайд 2, 3, 4, 5,).
Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты и нитки, которые можно найти в любом доме. И самые обычные инструменты: ножницы и иголка.
Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь (слайд 6, 7).

Для выполнения изделий в технике лоскутного шитья можно использовать любые ткани (слайд 8, 9)
А теперь познакомимся, какие существуют техники, приемы работы с лоскутом (слайд 10-14)

Ответы на наводящие вопросы

Запись в тетрадях

Л. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.

П. Владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации.

Р. Планирование процесса познавательной деятельности

Составление технологической карты

Мы с вами научились составлять технологическую карту и сейчас вы, используя полученные знания составите технологическую карту выполнения узора в лоскутной технике (слайд 15-17)

Работа в тетрадях

Л. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности

К. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива.

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка и оценка результатов работы

Обменяйтесь своими работами и оцените насколько точно и аккуратно выполнены образцы

Где зародилось искусство лоскутного шитья?

Почему лоскутное шитье можно назвать своего рода искусством?

Какие изделия можно выполнять в этой технике?

Почему для начинающих заниматься этим видом ремесла лучше начинать с хлопчатобумажных тканей?

Меняются своими образцами.

Л. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы.

Р. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей

П. Оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности.

К. Аргументация своего мнения и позиции коммуникации.

Информация о домашнем задании

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Записываем домашнее задание

Запись в домашнего задания в дневник.

I. Организационный момент:

— отчет дежурных, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний:

— повторение пройденного материала.
Провести актуализацию знаний по теме «Цветоведение». Раздать карточки. Карточки двух цветов. Вопросы в карточках дифференцированы по уровню сложности. Критерии оценки выписаны на доске (оценки за работу ставятся в карточки, которые находятся на столах у учащихся).

III.Углубление знаний по «Цветоведению». Учащаяся заранее подготовила рассказ о цветовой гармонии.

Основы цветовых сочетаний

Представьте себе радугу на голубом небе. Нежные тона, еле уловимые переходы от цвета к цвету. Смотришь – и кажется вот- вот растает. Наверное, у каждого по-своему откликается в груди этот миг, когда природа, и без того совершенная в своей гармонии и красоте, одаривает нас чудом восхода или заката, грозовым небом или сияющей радугой. Раскладывая перед собой лоскутки ткани, постарайтесь воскресить эти ощущения, ведь нам предстоит создать чудо, которое тоже должно вызвать похожие эмоции. Лоскутное изделие будет отражать внутренний мир, который складывается из всего, что нас окружает: природа, народные традиции данной местности, отношение в семье, знакомства с различными видами искусства.

Многие мастерицы-рукодельницы, обладают врожденным чувством цвета, интуитивно сочетают расцветки и создают изделия, отличающие тонкостью цветовых решений, пропорциональностью частей, ритмичностью. И все же, чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и оттенках, следует иметь некоторые представления о свойствах цвета. Ведь в лоскутном изделии общий колорит, цветовые пятна являются основными способами выражения художественного замысла. Правильно воплотить их помогают законы гармонии, построенные на цветовом спектре.
Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. От смешивания этих основных цветов образуются все остальные.
Из двух основных цветов получают промежуточные. Соединение красного цвета с желтым дает оранжевый, желтого с синем – зеленый, синего с красным – фиолетовый.

Оранжевый цвет противоположен синему, и в природе эти цвета контрастны. Контрастные цвета дополняют друг друга и дают красивое сочетание. Такие цвета называют дополнительными, и в цветовом кругу они находятся друг против друга.
Чистые цвета, расположенные по цветовому кругу от красного к зеленому через желтый, являются теплыми. Все цвета от красного к зеленому через синий являются холодными. Обычно изделия выполняются в каком-то одном тоне – теплом или холодном, но элегантность и живость всей работе придает небольшое количество контрастных по цвету деталей.
Все цвета, расположенные в цветовом круге, называют хроматическими. Белый, черный и все оттенки серого называются ахроматическими. Они используются в сочетании с различными хроматическими цветами, чаще как разделяющие, нейтральные или для смягчения активного цвета.

Планируя шить изделие из лоскутков, в первую очередь нужно отталкиваться от самого изделия и четко представлять в каком окружении оно будет использоваться, затем подбирать лоскутки.

IV. Закрепление знаний по «Цветоведению».

Учащиеся делятся на две группы и выполняют практическую работу.
Практическая работа: выполнить цветовой круг из полосок гладкокрашеной ткани на большом листе картона по образцу цветового круга Гете, но добавляя полоски ткани сложных цветов и ткани с набивным рисунком, соблюдая цветовую гармонию.
(Оценки за эту работу выставить в карточки самооценки, которые находятся на столах учащихся)

V. Сообщение темы и цели урока:

— В нашем городе и стране стоит большая проблема утилизации мусора. Дома у каждого из нас скапливается большое количество ткани: в лоскутах, старых и ненужных вещах. ( слайд №1)

-И так, ЦЕЛЬ нашего урока: найти и изучить некоторые способы утилизации отходов из ткани, превращая их в нужные вещи для домашнего хозяйства или предметы для украшения интерьера.

— И ТЕМА нашего урока: Лоскутное шитье. (слайд №2)

— Удивительное рукоделие — лоскутное шитье — своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для ее создания послужили обыкновенные заплаты, которые пришивались на потертые вещи, заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутков. (слайд №3)

По теме урока учащимся было заранее дано задание подготовить материал. (Слушаем материал из истории лоскута).

История лоскутного шитья.

До последнего времени считалось, что лоскутное шитье является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до нашей эры была найдена в Египте. А в скифских курганах- обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?

Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.

В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

— Хорошо. Спасибо. О том, какие инструменты, материалы и приспособления понадобятся нам для выполнения лоскутного шитья, расскажет нам. (слайд №4)

Для выполнения лоскутного шитья, чтобы получились аккуратные и красивые изделия нам понадобятся: различные кусочки ткани, ножницы, нитки, иглы, карандаш, мел, утюг и гладильная доска, швейная машина. Для того, чтобы правильно выкроить детали, мы будем пользоваться шаблонами (сплошными или сквозными) или картонными трафаретами с внутренней пустотой. Обводить надо трафарет и с наружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя — для выполнения шва.

— Хорошо. Спасибо. Лоскутное шитье — один из традиционных видов русского народного творчества. Но существуют и другие виды лоскутного творчества о которых нам расскажет. (слушаем материал о видах лоскутного творчества)

-Во время прослушивания сообщения заполните таблицу в карточке №1 (слайды №5 ,6, 7, 8, 9 )

Виды лоскутного шитья.

Пэчворк (по-европейски) — старинный вид рукоделия, лоскутная техника аппликации или шитье из лоскутков путем накладывания мелких деталей на более крупные (от английского ПЭЧ — заплатка или кусочек ткани, лоскут. ВОРК — работа). Повсюду рачительные хозяйки не выбрасывали лоскуты изношенной одежды. Их откладывали про запас, а потом использовали: ставили заплатки на одежду, шили из лоскутов одеяла, коврики или детские игрушки. Для того, чтобы смастерить новую вещь, лоскутки тщательно подбирали по цвету, чтобы изделие выглядело, по возможности красиво.

В отличии от моделирования одежды при создании предметов интерьера, например панно, покрывала или наволочек, здесь возможно применение тканей любого вида, фактуры, расцветки.

Квилтинг по-американски) — более широкое понятие, чем пэчворк. Квилтинг — это сшивание и простегивание. Он включил в себя несколько видов рукоделия, включая лоскутную технику, пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки. Готовые работы в этой технике принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия — квилтерами.

Кинусайга — это старинное японское рукоделие, включающее несколько техник: резьба по дереву, лоскутное шитье, батик, роспись, аппликация. Довольно сложная техника, требующая много времени и терпения. По сути, это вид аппликации из кусочков старинных шелковых кимоно (японские хозяйки тоже приберегали старые вещи – шелк обязательно должен пригодиться) на тщательно обработанной деревянной дощечке. Сначала художник рисовал картину на бумаге, затем вырезал детали так, что получались трафареты. По этим трафаретам из кусочков шелка вырезали детали картины, а на деревянную основу наносились глубокие контуры тонким острым ножиком. Края шелковых деталей заправлялись в эти прорези, и получалось произведение искусства необыкновенной красоты и выразительности. На кусочках ткани могли быть складки – это только добавляло реалистичности картине. Эта работа требовала кропотливого труда и безупречного вкуса, и потому картины в стиле кинусайга очень высоко ценились.

Пэчворк на пенопласте или лоскутное шитье без нитки и иголки — сравнительно молодой вид рукоделия.

Шить – хлопотное занятие. Стоит только подумать, что надо доставать и настраивать швейную машину, делать выкройки, кроить, скалывать, строчить и утюжить швы. Но оказывается, что заниматься лоскутной пластикой можно и без швейной машины, иголки и нитки.

Для работы в этой технике используются те же материалы, что и для настоящего лоскутного шитья: лоскутки из ткани различных цветов и рисунков, портновские булавки с декоративной бусиной на конце, портновские булавки – гвоздики. А вот инструмент, хотя и простой, совершенно отличен от швейного.

Самое главное в этой технике – пенопластовая или пеноплексовая основа. (строительный утеплитель).

Ф.И_________________________класс________ Карточка №1

Читайте также:  Набор для вышивки мусульмане
Оцените статью