Технология ручных работ по шитью

§ 10. Ручные работы

При изготовлении швейного изделия одни операции выполняют на швейной машине (машинные операции), другие — руками (ручные работы).

Швейные ручные работы выполняют иглой с применением ручных стежков и строчек, которые могут быть временными и постоянными. Временными строчками закрепляют подогнутый край изделия, соединяют детали между собой, чтобы получить качественную машинную строчку или провести примерку изделия. В дальнейшем эти строчки удаляют. Постоянными ручными стежками пришивают петли и пуговицы, постоянными ручными строчками подшивают низ изделия, выполняют отделку..

В зависимости от вида работы швея-ручница может выполнять ее стоя или сидя за столом. Высота стула должна быть такой, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Во время работы нужно следить за правильной осанкой, положением позвоночника. Рабочее место должно быть хорошо освещено.

Инструменты и приспособления для ручных работ

Для ручных швейных работ необходимы некоторые специальные инструменты и приспособления (рис. 26). С большинством из них вы уже знакомы (см. рис. 15).

Рис. 26. Инструменты и приспособления для ручных работ: а — ручные иглы и булавки; б — наперсток; в — маленькие ножницы; г — распарыватель; д — копировальное колесико

Читайте также:  Схема для вышивки крестом рождественского венка

Ручные швейные иглы бывают различной длины и толщины. Чем тоньше ткань, с которой вы работаете, тем тоньше нужна ир ла. Для шитья короткими стежками используют короткие иглы, для длинных стежков (при сметывании) берут длинную иглу Мгла должна быть идеально гладкой и ровной. Ржавчина или поврежденное острие делают ее негодной для шитья: такая иголка испортит ткань, она более опасна при ранении.

Наперсток предназначен для защиты пальца от проколов во время работы с иглами и булавками. Он подбирается по размеру среднего пальца правой руки. Наперсток не должен соскакивать с пальца или слишком сжимать его.

Маленькие ножницы с прямыми концами нужны для мелких работ, например для отрезания нити.

Распарывателем очень удобно распускать машинные и ручные швы.

Копировальное колесико предназначено для перенесения линий выкройки на ткань.

Понятие о стежке, строчке и шве

Основной способ соединения деталей из ткани — при помощи ниток. Такое соединение называется ниточным. Ниточное соединение может быть временным и постоянным.

При соединении материалов с помощью ниток итла совершает постоянно повторяющуюся работу: она дважды прокалывает ткань, протаскивает нитку и оставляет за собой стежок. Несколько стежков, проложенных друг за другом, называются строчкой (рис. 27). Соединение двух или нескольких слоев материала строчкой называется швом.

Рис. 27. Строчка прямых стежков

Все стежки должны быть ровными, расстояние между ними как с лицевой, так и с изнаночной стороны — одинаковым, а нитки — равномерно затянутыми. Длина стежков зависит от их вида и толщины материала.

С некоторыми видами стежков вы встречались еще в начальной школе, выполняя вышивку, которая является разновидностью ручных работ и в то же время особой формой декоративного искусства. Знакомиться с вышивкой подробнее мы будем немного позже, в связи с художественной отделкой проектного изделия. Теперь же перейдем к рассмотрению конкретных видов ручных работ и требований к их выполнению.

Требования к выполнению ручных работ

  1. Толщина меловых линий, наносимых на ткань при раскрое, не должна превышать 1 мм.
  2. При переводе линий резцом его колесико должно проходить по середине толщины меловой линии.
  3. Для удаления ниток временного скрепления деталей необходимо строчку сметывания разрезать ножницами через каждые 10-15 см, а затем вытягивать концы ниток.
  4. При изготовлении изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей применяют хлопчатобумажные нитки № 50-80.
  5. При выполнении строчек постоянного назначения применяют нитки в цвет материала.
  6. Номера игл должны соответствовать толщине ткани и характеру выполняемых операций.
  7. Частота стежков должна соответствовать характеру выполняемой работы.

Выполнение прямого стежка

При выполнении прямого стежка изделие лежит на столе. Ткань кладут на средний и указательный пальцы левой руки, а сверху прижимают большим пальцем. Правой рукой острие иглы вводят в ткань, иглу проталкивают и выводят на поверхность около большого пальца левой руки. При этом мизинец левой руки прижимает деталь к столу. Правой рукой выводят иглу из ткани на лицевую сторону и затягивают стежок (рис. 28). Следующие стежки выполняют точно так же.

Рис. 28. Выполнение прямого стежка

Перенос линий выкройки на детали кроя

Контурные линии выкройки можно перенести на детали кроя швейного изделия различными способами, в зависимости от того, нужно ли видеть линии только на изнаночной стороне деталей кроя или они должны быть видны и на лицевой стороне. Важно также учитывать вид и свойства материала.

Перенести линии выкройки быстро и аккуратно можно с помощью резца-колесика и копировальной бумаги (рис. 29, а), цвет которой должен контрастировать с цветом ткани.

Рис. 29. Копирование линий выкройки: а — колесиком; б — прямыми стежками

После раскроя детали кроя остаются сложенными лицевыми сторонами внутрь, а выкройка — приколотой булавками. В таком виде детали кроя накладывают на разложенную копировальным слоем вверх бумагу и проводят колесиком по всем контурам выкройки, внутренним линиям и меткам. При этом контуры выкройки должны проявиться на обратной стороне в виде точек. Отколов выкройку, детали кроя снова скалывают булавками, переворачивают и еще раз проводят колесиком по контурным линиям, чтобы они обозначились на второй детали.

Однако этот способ не годится для тонких тканей, которые легко повредить, и для набивных пестрых тканей, где мелкие точки от колесика будут незаметны.

Линии выкройки можно перенести на лицевую сторону детали ниткой контрастного цвета с помощью прямых стежков, которые прокладывают по следу колесика или мелка, разъединив детали (рис. 29, б).

Контуры выкройки удобно обвести портновским мелом с той стороны, где она приколота. На другую же сторону линии выкройки можно перенести с помощью булавок. Булавки вкалывают насквозь через два слоя ткани в точках пересечения прямых линий (рис. 30), переворачивают детали кроя и соединяют точки, обозначенные булавками с помощью линейки и портновского мелка. (При переносе кривых линий булавки вкалывают так часто, как это нужно, чтобы выявить контуры линии.) Этот способ непригоден для очень тонких тканей, так как булавкой можно вызвать раздвижку нитей.

Рис. 30. Перенос линий выкройки на детали кроя булавками

Предохранение срезов от осыпания — обметывание

Для того чтобы ваше изделие выглядело аккуратно с изнаночной стороны, все срезы деталей кроя нужно обработать. Сделать это лучше с помощью швейной машины, но если такой возможности нет, нужно набраться терпения и обметать срезы косыми (или петельными) стежками. Делают это в направлении слева направо, огибая стежками срез. Нить туго не натягивают.

Ручная закрепка

Начало и конец строчки ручных стежков нужно закреплять не узелком, а двумя-тремя короткими стежками на одном месте. Такую закрепку легко удалить. Попадая под машинную иглу, она не портит строчку.

Временное соединение деталей — сметывание

Чтобы сметать детали швейного изделия (рис. 31), их складывают лицевыми сторонами внутрь (при этом срезы деталей должны совпадать). Скалывают булавками точно по линии шва. Прокладывают строчку прямых ручных стежков, отступив от намеченной линии шва на 1 мм в сторону среза детали, чтобы сметочные строчки не попали при дальнейшей работе под строчки машинных стежков. Начало и конец строчки закрепляют.

Рис. 31. Сметывание

Временное закрепление подогнутого края детали — заметывание

Заметать край детали можно двумя способами. Заметывание с открытым срезом. Припуск на подгибку детали подогнуть на изнаночную сторону так, чтобы сгиб прошел точно по намеченной линии, проложить ручные прямые стежки, начало и конец строчки закрепить ручной закрепкой (рис. 32, а). Заметывание с закрытым срезом. Подогнуть припуск на подгибку детали на изнаночную сторону так, чтобы сгиб прошел точно по намеченной линии. Заколоть булавками. Проложить ручные стежки близко к сгибу Подогнуть срез еще раз. Заколоть булавками. Ширина подгибки должна быть одинаковой по всей длине детали. Проложить ручные стежки близко ко второму сгибу (рис. 32, б).

Рис. 32. Заметывание: а — с открытым срезом; б — с закрытым срезом

Практическая работа № 11
Изготовление образцов ручных работ

Вам потребуются: детали кроя, выкроенные на прошлом уроке, копировальное колесико, портновские булавки, линейка, портновский ^лел, ножницы.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Перенести линии выкройки на изнаночную сторону деталей кроя с помощью копировального колесика или портновского мела и булавок (по выбору):

  • на деталь «Образец обметывания» — по одной продольной стороне выкройки;
  • на деталь «Образец шва вподгибку» — по одной продольной стороне выкройки;
  • на вторую деталь «Образец шва вподгибку» — по одной продольной стороне выкройки;
  • на обе детали «Образец стачного шва» — по одной продольной стороне выкройки.

Задание 2. Перенести линии перегиба припусков на подгибку с помощью прямых стежков ниткой контрастного цвета:

  • на деталь «Образец шва вподгибку»;
  • на вторую деталь «Образец шва вподгибку».

Задание 3. Выполнение образцов ручных работ.

  1. Обметать косыми стежками один продольный срез детали «Образец обметывания».
  2. Заметать с открытым срезом край детали «Образец шва вподгибку» (рис. 32, а).
  3. Заметать с закрытым срезом край второй детали «Образец шва вподгибку» (рис. 32, б).
  4. Сметать отдельно две пары деталей «Образец стачного шва».

Новые понятия

Ниточное соединение; стежок, строчка, шов; обметы-^^ вание, сметывание, заметывание, ручная закрепка.

Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (817,2 кБ)

Цели:

  • Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.
  • Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.
  • Сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков.
  • Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, хлопчатобумажные лоскутки, нитки, ПК, проектор.

На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Регистрация учащихся в классном журнале.

— Проверка готовности к уроку.

II. Повторение.

-Для чего надо знать свойства ткани?

-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?

— Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?

-Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?

-Что относится к приспособлениям?

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока.

Как вы думаете? От чего зависит качество готового изделия?

(Ответы учащихся) учитель демонстрирует прихватку — игрушку или другое изделие.

Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаше всего в таком случае изделие безвозвратно испорчено. Чтобы такого нее случилось с вашими изделиями, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.

Сведения о ручных стежках и строчках.

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.

Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы.

Шов — это место соединения деталей.

Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную. (слайд 2)

Строчка — это ряд повторяющихся стежков.

Стежок — это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка — расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва — расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (слайд 3)

Рассмотреть таблицу №3 в учебнике на стр. 22-23. «Виды ручных стежков и строчек»

Рис.1 Виды стежков: прямые, петельные, петлеобразные.

Виды строчек: сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, обметочные.

К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.

Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Опасности в работе:
    повреждение пальцев иглой или булавкой;
    травма руки ножницами;
    травма глаз.
  2. Что нужно сделать до начала работы:
    посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
    положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
  3. Что нужно делать во время работы:
    быть внимательной к работе;
    надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
    вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
    класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
    передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
  4. Что нужно сделать по окончании работы:
    посчитать количество игл и булавок в игольнице;
    убрать рабочее место.

Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

При ручных работах используют следующие инструменты: иголки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. (Слайд 4 )

К приспособлениям относятся: булавки, манекен, лекала, колышек, резец, линейки, угольники, мелок. Таблица 1, стр. 17

— Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров — тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.

— Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые — под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.

Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.

— Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.

— Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными — легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными — шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.

Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 — 200 мм. Один конец у них узкий, другой широкий.

— Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5—1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.

Терминология ручных работ. Таблица № 2 стр.21.

Практическая работа.

Выполнение ручных стежков и строчек при изготовлении игрушки. (слайд 6-16)

Учитель показывает учащимся приемы выполнения ручных швов, обращая их внимание на аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности работы.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ:

  1. Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.
  2. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.
  3. Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.
  4. Нитку закрепляют в начале и в конце строчки: в начале—с помощью узелка на конце нитки, в конце — двумя-тремя стежками одной длины.
  5. Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
  6. Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.
  7. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани

Текущий инструктаж

I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно — гигиенические требования.

НЕЛЬЗЯ:

• перекусывать нитку зубами — от этого портится эмаль и можно поранить губу; 1

• пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;

II. Пользование основными инструментами для шитья.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения

учащимися самостоятельной работы):

— разбор типичных ошибок

— вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Правила безопасной работы

Во-первых, все иголки свои собери
И маленький домик для них смастери.
Открою тебе интересный секрет:
Ты другу расскажешь, а может, и нет.

У нас у иголок имеются ушки,
Ушки, конечно же, любят подушки.
Иголкам подушку скорей подари,
На ней все иголки свои собери.

Поверь, они счастливы будут безумно,
А мы- то с тобой поступили как умно!
Не будешь иголки искать где попало,
Ну вот, и от мамы тебе не попало…

Игла в работе весела,
Она тонка и так мила!
Не будешь класть ее на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке…
А тебе потом воткнется в пятку.

Иголки надо сосчитать,
Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать,
Хотя бывает неохота.

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передай.

Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота.
Не забудь их закрыть
И на место положить.

Напомнить хочу про рабочее место-
Диван или кресло?
Усядемся лучше с тобою за столом,
И ткань здесь разложи, и мыло найдем,
Коробку достанем, где все инструменты.
Сошьем все детали, набьем элементы,
Те из, которых игрушка родиться,
Рабочее место тебе пригодится!
Все правила эти обязан ты знать
И неуклонно их выполнять!

IV. Итог урока.

Анализ выполненной работы учащимися.

Вопросы для повторения:

  1. Какие нитки используют для выполнения ручных работ?
  2. Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?
  3. Где применяют прямые стежки?
  4. Где применяют петельные стежки?
Оцените статью