- Бисероплетение для начинающих: что купить, с чего начать и как научиться?
- Что нужно, чтобы сделать первое изделие из бисера?
- Бисер или наборы бисера.
- Проволока, леска, шелковые, лавсановые, капроновые нити, мононить
- Ручная игла
- Другие аксессуары
- Аксессуары для организации рабочего места
- О техниках бисероплетения для начинающих
- Проект по технологии «Чудеса из бисера»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Бисероплетение для начинающих: что купить, с чего начать и как научиться?
Бисероплетение -популярный вид рукоделия. И не зря. Из бисера получают прекрасные изделия: броши, браслеты, игрушки, цветы. Пожалуй, не такого двумерного или трехмерного изделия, который нельзя было создать из ярких бусинок и металлической проволоки.
Бисероплетение берет начало ещё со времен египетских фараонов. В России и Европе это рукодельное искусство приобрело популярность в первой половине девятнадцатого века. Конечно же, современные материалы и техники отличаются от тех что были два столетия назад, однако, основные принципы изготовления украшений были положены именно в то время.
Бисероплетению может научиться каждый. В интернете очень много мастер-классов, схем, уроков. Если под рукой будут все необходимые аксессуары, даже начинающая плетельщица быстро освоит азы рукоделия и сможет создать свой первый шедевр.
Что нужно, чтобы сделать первое изделие из бисера?
Бисер и проволока. Новички в бисероплетении уверены, что им понадобятся только эти аксессуары. Несомненно, это главные «инструменты» в руках рукодельницы, но в работе могут пригодиться и другие. Опытные плетельщицы советуют новичкам на первое время приобрести следующие материалы и инструменты:
Бисер или наборы бисера.
Это малые круглые бусины. Чаще всего их расфасовывают и продают в пакетиках, указывая примерное количество бисера в них. К выбору бисера необходимо подходить с особым вниманием. Плохо подобранный бисер может испортить изделие, на изготовление которого уйдет много времени.
- Материал.
- Калибровка.
- Цвет.
- Форма.
- Размер.
- Размер отверстия.
- Качество краски.
- Стоимость.
Учитывайте все эти качества при покупке бисера. Выбирайте тот бисер, который идеально подойдет для вашего изделия. С опытом вы научитесь разбираться в бисере и покупать нужный вам вид для создания собственных шедевров.
Проволока, леска, шелковые, лавсановые, капроновые нити, мононить
Для новичков выбор материала для бисероплетения может стать настоящей проблемой. Раньше для бисероплетения рукодельниц использовали нити и конский волос, сейчас выбор стал более богатым и разнообразным. Выбирать материал необходимо, отталкиваясь от ваших задач. Например, чтобы сплести украшения вам следует взять капроновую, лавсановую нить или мононить. Для брелоков рекомендуется использовать леску и ни в коем случае проволоку, аксессуары для ключей, сделанный из проволоки, выглядят весьма неопрятно и мято. Однако, проволока идеальна при создании объемных фигур, статуэток, сувениров и других устойчивых конструкций.
Ручная игла
Несомненно, главным инструментом в этом рукодельном ремесле является игла. В этом деле не подойдет обычная швейная игла, так как она не сможет пролезть в узкое отверстие бисера. Для работы используют специальные тонкие иголочки, которые позволяют проходить через бисерное ушко несколько раз. Ещё одна отличительная черта таких иголок в том, что они имеют одинаковый диаметр по всей длине. Иглы для бисера отличаются друг от друга по диаметру, все они имеют особую нумерацию от 0 до 16, чем больше число, тем тоньше инструмент.
Универсальным являются 10, 11 и 12 номера. Длинна иглы тоже может быть разная от сорока миллиметров до ста и более. Бывают гибкие и твердые бисерные иглы, выбирать стоить от задачи, для которой вы будете использовать ту или иную иглу. Стоит сказать, что по сравнению с простыми иглы для бисера крайне хрупкие и ломкие, поэтому пользоваться или нужно аккуратно, не прибегая к большим усилиям. При работе с проволокой специальные иглы не пригодятся
Другие аксессуары
Также пригодятся плоскогубцы, ножницы, лупа. В бисероплетении есть такое направление как ткачество бисером. На специальном станке рукодельницы создают красивые, яркие полотна -основу для браслетов, ободков, кошельков и других аксессуаров. Если вам по нраву такое рукоделие, то стоит приобрести станок для бисероплетения. Он представляем собой деревянную или металлическую ткацкую раму, на которой можно без хлопот собирать орнаменты, мозаику, фантазийные узоры по схеме.
Аксессуары для организации рабочего места
Так же важно правильно организовать рабочее пространство. Каждый вид бисера должен находиться в собственной ячейке. Заранее позаботьтесь о контейнерах, коробочках, органайзерах, где будет храниться бисер, нити и инструменты. В продаже можно найти эргономичные палитры-органайзеры, лотки для работы с бисером, которые превратят бисероплетение в удовольствие.
Поверхность стола не должна быть грязной и загромождённой. Особое внимание нужно уделить свету. Работать при плохом освещении невероятно сложно, кроме того вы можете ухудшить свое зрение. Приобретите настольную лампу или оборудуйте место другим источником света
О техниках бисероплетения для начинающих
Покупка материалов и инструментов -это первый этап. Следующая задача начинающей рукодельницы -выбор техники бисероплетения, которая ей больше по душе. Техник очень много -более 10. Кратко опишем самые популярные.
- Плоское параллельное плетение. Выполняется на проволоке. Готовое изделие состоит из параллельных рядов из бусинок.
- Французское (дуговое, круговое) -выполняется на проволоке, плетутся ряды по кругу вокруг центральной оси. Очень часто техника используется при создании цветов (лепестков, листиков).
- Игольчатое -в этой технике используется проволока, так как с её помощью можно сконструировать изделие любой формы.
- Кирпичный стежок -ряды соединяются петельно, и поэтому работа получается упругой. В самом первом ряду бисер надёжно сплетается повторным пропуском нити.
- Монастырское -один из самых известных современных и простых способов плетения бисером.
На примере монастырского плетения рассмотрим последовательные шаги в работе.
- На леску насадите четыре бисеринки.
- Замкните их в замочек, введя иголку в первую, вторую и третью. У вас получится первое звено –крестик.
- Нанизывайте на иголку три бисеринки, и введите их в четвертую бисеринку предыдущего звена.
- Далее иголку нужно ввести в верхнюю часть нового крестика. Продолжайте плетение до необходимой длины.
- Затем начинаем плести полотно. В боковую бисеринку первого звена первого ряда введите иглу с тремя элементами. Образуется знакомый нам крестик.
- Выведите иглу в верхнюю часть данного звена и, набрав две бисеринки, введите иглу в боковую часть второго крестика и верхнюю часть предыдущего звена.
Проект по технологии «Чудеса из бисера»
Проект по технологии ученицы 8 класса «Чудеса из бисера»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по технологии «Чудеса из бисера» | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 имени героя Советского Союза Н. Гастелло г.о. Самара
Тур олимпиады по технологии
Направление: Декоративно-прикладное творчество
учащаяся 8б класса
и изобразительного искусства
I. Обоснование выбора темы …………………………………………………3
II. Основная часть.
III. Технологическая часть.
- Инструменты для бисероплетения ……………………………………11
- Организация рабочего места и ТБ ……………………………………..12
- Классификация бисероплетения …………………………………..…..13
- Технология выполнения стрекозы………………………………………14
- Технология выполнения букета полевых цветов………………………16
- Технология выполнения пчёлки…………………………………………19
IV. Заключительный этап.
- Экономический расчет затрат (стрекоза)………………………………..22
- Экономический расчет затрат (букет полевых цветов).………………..23
- Экономический расчет затрат (пчёлка)…………………………. ……..24
- Реклама………………………………………………………………. 25
- Заключение……………………………………………………………..…26
I.ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ
Творчество в любой области — мощный, неиссякаемый источник интеллектуального развития и положительных эмоций, наполняющих жизнь радостью, вводящий человека в атмосферу поиска.
Бисероплетение — один из самых старых и интересных видов декоративно-прикладного искусства. Работу из бисера я использую потому, что материалы и инструменты просты и доступны. Имеющийся материал и соответствующие возможности помогут за короткое время с малыми затратами создать изысканное произведение.
Цели моей работы:
• изучение истории возникновения бисероплетения;
• овладение техникой изготовления изделий из бисера;
• развитие творческих способностей;
Прежде чем начать заниматься бисероплетением, я приступила к изучению истории создания бисера: изучила легенду изготовления стекла и появление бисера в России. Выяснила, какие изделия из бисера можно создать, познакомились с видами бисера, с тем, что нужно для работы с этими радужными бусинками. Выявила «загадку радуги » — умение подбирать цвета. Научилась работать со схемами, и только тогда приступили к работе.
4 II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
От древности до наших дней
Люди начали носить украшения раньше, чем одеваться. На рисунках эпохи неолита встречаются изображения людей с ожерельями. Изначально ожерелья были не просто украшениями, а средством общения с божествами и духами. И, носили, их чаще… нет, не женщины, а мужчины, потому как считалось, что амулеты, бусы, ожерелья обеспечивают удачу на охоте и в бою, отпугивают злые силы. А на праздниках и в ритуалах ни один шаман или знахарь просто не мог обойтись без украшений. Человек всегда стремился продемонстрировать свою индивидуальность. Такое поведение заложено человеческой природой.
Украшения из крошечного бисера и бус существовали еще во времена правления Клеопатры. Клеопатра обожала украшения из бисера. Царица дорожила своим ожерельем, которое ей в знак своей великой любви преподнес Цезарь.
Египетские фараоны носили одеяния, искусно вышитые бисером. Вышивание бисером было широко распространено в древнем Египте.
У некоторых народов бисер служил разменной монетой. А в Африке в рабовладельческие времена за несколько связок бисера можно было купить раба.
История бисера полна приключений и тайн. Историю бисера связывают с возникновением стекла.
Легенда о возникновении стекла.
Однажды финикийские купцы возвращались на родину из Африки, нагруженные ценным товаром: природной содой. Путь их был долог и нелегок. Для отдыха они высадились на пустынный берег. Здесь и застала их ночь. Чтобы приготовить пищу, путешественники разожгли костер, а так как камней под рукой не нашлось, они обложили его большими комками соды.Костер теплился всю ночь. Рано утром в золе купцы нашли большой удивительный слиток, который изумил их. Он был твердым и чистым и прозрачным, словно вода из родника. Это было не что иное, как стекло.
Тем не менее, до производства бисера было еще далеко . Позже люди стали делать из стекла бусинки – шарики с отверстием под нить. Эти бусины стали называть «бисером». Бисер — от арабского «бусер» или «бусра», что значит «фальшивый жемчуг». Тогда бисер был еще матовым. Постепенно бусины изменялись, уменьшаясь в размерах. Египтяне украшали ими символ безграничной власти фараона — ожерелье Солнца.
Бисер из Египта попал в Рим. Вышивание бисером и бисероплетение настолько полюбилось римлянам, что они очень скоро овладели вышиванием бисером, и даже научились искусству изготовления стекла. Производство же непосредственно бисера стало возможным только лишь с изобретением стеклодувной трубки.
В VI веке лидером в производстве стекла стала Византия. Там искусство бисероплетения расцвело и заслужило всеобщую любовь. Оттуда оно перебралось в Венецию, которая долгие годы была монополистом в производстве бисера и пыталась сохранить ее. Она тщательно охраняла секреты производства бисера: был издан указ, который запретил экспорт из страны не только секретов производства стекла, но и стеклянных осколков, за раскрытие профессиональных секретов мастерам грозила смерть. Выдающиеся мастера и члены их семей имели различные привилегии: их дочери имели право становиться женами патрициев, власти же старались не замечать преступлений, которые совершали стеклоделы.
В XVII — XVIII веках пальму первенства у Венеции перехватила Чехия. Ее богемский граненый бисер не был похож на венецианский, он был покрыт эмалями разных цветов, спрос на него был огромен.
На Руси бисер был популярен со времен язычества. В XI веке в Киеве внучка
Ярослава Мудрого Анна-Янка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц, в которой давали девочкам-сиротам «в руки» ремесло. Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря ним, мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства — иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной
палате Московского Кремля и других музеях страны. На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV в. привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. Для многих народов России элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские и девичьи головные уборы.
Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.
Кокошник и другие элементы женской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей – тысяч неизвестных самобытных мастериц.
Но не только крепостные крестьянки и монастырские послушницы занимались рукоделиями. Богатые и знатные светские дамы и даже русская императрица Мария Фёдоровна тоже были большими любительницами рукоделий и
вышивки. «Лень, — говорила императрица, — мать всех пороков».
Даже среди мужчин тоже попадались военные и губернаторы с пяльцами в руках.В 1752 г. М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но прив озят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 г. Усть-Рудницкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, граненые камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т.п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме.
В 1765 г., после смерти М. В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.
В 19 веке популярность бисера распространилась во все страны Европы и Америки. Бисером декорируют и интерьер и одежду. Во Франции стало модно применять бисер как дополнение к городскому костюму. Популярны сумочки, косынки, шарфы из бисера.
В 20 веке интерес к плетению бисером заметно снижается. Плетение бисером с возникновением хиппи вновь становится популярным.
Мода регулярно меняется, но интерес к вышивке бисером и бисероплетению никогда не исчезал.
Сейчас плетение бисером популярно. Вышивание бисером используют для украшения головных уборов, одежды, бисером вышивают панно и картины, оригинальные аксессуары. Появились новые модифицированные техники, свежие интересные материалы.
Плетение бисером доступно каждому, кто хочет прикоснуться к этому прекрасному искусству.
III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
Для работы: понадобятся бисер любой величины и цвета. Бисер, диаметр которого больше 5мм, называется бусиной. Хранят бисер в коробочках. Во время работы его раскладывают в маленькие розетки или высыпают на ткань, с которой его легко набирать на иголку.
Иголки нужны тонкие бисерные (№ 11 или 12) с удлиненным ушком. Если нет иголки, низать можно ниткой, обмакнув ее конец в клей или лак для ногтей. Нить использовать армированную №45 или тонкую леску.
На столах лежат схемы изготовления двух изделий. Для плетения объёмных изделий используется леска, для плоских – нить.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА И ТБ
Для работы с бисером необходимо:
- Правильно организовать рабочее место:
- на столе должен быть порядок (нитки, ножницы хранить в специальной коробке, иглу – в игольнице, схема в папке и т. д.)
- свет должен падать с левой стороны
- следить за правильной посадкой при работе
- расстояние между глазами и работой должно быть от 35-30см
2. Выполнять правила ТБ:
- ножницы класть сомкнутыми лезвиями от рабочего
- передавая ножницы, держать их за сомкнутые концы
- ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены
- иглу хранить в игольнице.
Существует множество способов бисероплетения. Сейчас я попробую составить классификацию способов, но она будет условна, т.к. способы взаимосвязаны между собой, вытекают друг из друга. Каждый способ может иметь и другое название в различных источниках. Способы используют для изготовления изделий по отдельности, или комбинируют:
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРЕКОЗЫ
Схема для изготовления стрекозы
- Бисер
- Бусины 2 шт. для туловища и 2 шт. для глаз;
- Проволока
- Лак для ногтей
- Отрезать проволоку длиной 20-25 см.
- Нанизать 1 большую бусинку, 1 маленькую бисеринку, 1 бусинку, 1 бисеринку.
- Поместить набранный бисер посередине проволоки.
- Другой конец проволоки продеть через последнюю маленькую бисеринку в обратном направлении.
- На оба конца проволоки нанизать 1 большую бусинку. С каждой стороны сделать по одной петельке, слегка скрутив проволоку у самого туловища.
- Нанизать 1 маленькую бисеринку и сделать ещё по крылышку с каждой стороны.
- На оба конца проволоки нанизать последовательно 1 большую бусинку и 5-7 маленьких бисеринок. Один конец проволоки обрезать вплотную к туловищу стрекозы.
- Крылья можно заполнить лаком, или при их формировании нанизать на них бисер.
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БУКЕТА ПОЛЕВЫХ ЦВЕТОВ
Я в весеннее поле пошёл за цветами,
Мне хотелось собрать там фиалок душистых,
Показались так дороги сердцу,
Что всю ночь там провёл средь цветов до рассвета.
Всего нужно изготовить 6 лепестков
Всего нужно выполнить 3 красных лепестка и 5 зелёных чашелистиков .
В букете 3 колокольчика, значит нужно 18 синих лепестков, 9 жёлтых тычинок и 3 зелёных листика.
Для букета потребуется 1 травка.
Теперь собираем цветы и готовые листики в букет, обматывает стебли зелёной ниткой.
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЧЁЛКИ
- Нанижите 3 чёрных бисерины. В двух последних скрестите проволоку. Сделанный элемент будет иметь вид треугольника как на рисунке.
- Подхватите 2 чёрные бисерины, поместите их под рядом из двух бисерин. Второй конец проволоки проденьте через только что набранные бисеринки в обратном направлении. Сбоку это будет выглядеть так:
- второй нижний ряд
- первый верхний ряд
- первый нижний ряд
- Далее делайте по схеме ( на ней приведена только верхняя сторона)
4.Теперь сделайте верхний ряд туловища из двух бисеринок.
Нанижите на левый конец проволоки одну жёлтую бисеринку, поместите её примерно на расстояние 1 см от туловища, проволочку скрутите. Это левая лапка. Правая лапка делается аналогично. Сделайте нижний ряд из двух чёрных бисеринок.
5.Остальная часть пчёлки выполняется по схеме. Все лапки и крылышки выполняются между верхней и нижней частью туловища.
Крылышки можно заполнить лаком или нанизать на них бисерины.