Технология выполнения вышивки крестом 5 класс

§ 16. Основные приемы ручной вышивки

Вышивка — широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, суть которого состоит в нанесении на какой-либо материал узора (изображения), выполняемого с помощью иглы, вручную или на машине. Чаще всего вышивают на тканях нитками, но широко распространена также вышивка бисером, блёстками и жемчугом, а кроме того — драгоценными камнями, монетами и даже волосом.

Искусство вышивания — один из древнейших видов художественного творчества, традиции которого своеобразно проявляются у разных народов. Существует множество различных видов вышивки, некоторые из них оформились и завоевали известность как народные промыслы (рис. 55). В России, например, известно владимирское шитье отличающееся яркими красными тонами, изысканная мстёрская гладь белым по белому. Славится также золотное шитье из Торжка. Эта дорогая вышивка выполняется серебряной или золотой нитью. Раньше ею украшали одежды царя и вельмож.

Рис. 55. Образцы русской вышивки

Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле, но мода на вышивку не исчезла. Вышитые изделия широко применяются как для украшения современной одежды, так и для убранства интерьера: в виде художественных панно, ковров, расшитых скатертей, салфеток, полотенец и т. д.

В этом году вы отчасти вспомните, отчасти изучите простейшие вышивальные швы, выполняемые прямыми стежками; научитесь переносить на ткань рисунок для вышивки, изменять при необходимости его размеры. Полученные навыки пригодятся вам при отделке проектного изделия.

Читайте также:  Какую вышивку вышить чтобы забеременеть

Материалы для вышивки

Ткань. Основой для вышивки являются однотонные ткани.

Нитки. Вышивать лучше всего нитками мулине. Прочность окраски ниток можно проверить. Для этого нитку, предварительно смочив, надо вложить в белую ткань и пропарить утюгом. Если на ткани останется след, значит, нитки линяют и вышивать ими нельзя.

Инструменты и приспособления

Для выполнения ручной вышивки нужны следующие, уже знакомые вам, инструменты.

Иглы разной длины и толщины. Лучше всего иметь набор вышивальных иголок.

Ножницы маленькие, с закругленными концами — для отрезания рабочей нитки.

Портновские ножницы — для разрезания ткани и мотков ниток.

Пяльцы лучше иметь деревянные, круглые, с винтом для регулирования натяжения ткани.

Калька применяется для перевода рисунков с оригинала.

Копировальная бумага — для переноса рисунка на ткань. Лучше использовать копировальную бумагу зеленого или красного цвета, для темной ткани — желтого. Черную бумагу можно применять, если предварительно стереть с нее жирный слой ватным тампоном.

Карандаши простые, остро заточенные; мягкий — для кальки, твердый — для перевода рисунка на ткань.

Наперсток — для проталкивания иглы в ткань и предохранения пальца от уколов.

Линейка необходима для разметки вышиваемого изделия.

Увеличение и уменьшение размеров рисунка

Выбранный для вышивки рисунок может оказаться слишком мал или велик. Его размер можно изменить с помощью современной техники — ксерокса или компьютера. Если такой возможности нет, применяют растровую сетку. Для этого готовый рисунок нужно разделить на квадраты одинаковой величины. Затем на бумагу, приготовленную для перенесения рисунка, нанести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Стороны их можно пронумеровать: по горизонтали — буквами, по вертикали — цифрами. Затем последовательно, из квадрата в квадрат, аккуратно перенести рисунок на бумагу. Чем мельче берется сетка, тем точнее будет воспроизведен рисунок (рис. 56).

Рис. 56. Изменение величины рисунка с помощью растровой сетки

Подготовка ткани к работе

Перед вышивкой ткань нужно выстирать для снятия крахмала и слегка просушить, завернув на несколько минут в махровое полотенце. Затем еще влажную ткань следует хорошо проутюжить.

Перевод рисунка на ткань

Сначала надо перевести рисунок на кальку, применяя тонко отточенный простой мягкий карандаш. Нельзя переводить рисунок сразу с книги на ткань!

Затем через копировальную бумагу рисунок переводят на ткань, разложенную в один слой на идеально ровной поверхности. При этом на ткань кладут сначала копировальную бумагу, а затем копию с рисунка, выполненную на кальке, закрепляют булавками и обводят рисунок тонко отточенным простым твердым карандашом или пустым стержнем шариковой ручки.

Запялитъ (поместить в пяльцы) ткань следует таким образом. Сначала кладут на стол меньший обруч, накрывают его тканью, а затем прижимают ее большим обручем. После этого затягивают винт. Требуется хорошо натянуть ткань по долевой и поперечной нити, чтобы не было перекосов. Если кусок ткани невелик и его невозможно натянуть на пяльцы, то к его краям пришивают полоски любой ткани, которые после окончания работы удаляют.

Закрепление рабочей нити

Любую вышивку надо начинать с закрепки.

Закрепка А. Нитку в два сложения (или любое четное количество нитей) продергивают сложенными вместе концами в иглу и делают маленький стежок в начале работы. Нитку тянут, пока не останется кончик в виде маленькой петли. Иглу продевают в петлю и затягивают нить (рис. 57, а).

Закрепка Б. Делают прокол иглой на лицевую сторону, оставляя на изнанке конец нити, и, крепко придерживая его, делают маленький петлеобразный стежок «назад иглу» (рис. 57, б).

Рис. 57. Закрепление рабочей нити на ткани

Технология выполнения швов

Вышивкой можно украсить ваше швейное проектное изделие или, используя технику вышивания, изготовить совершенно новую вещь, например вышитые салфетки, прихватки для посуды или подставки под горячее.

Давайте вспомним вышивальные швы, с которыми вы познакомились в младших классах.

Шов «назад иглу» (рис. 58). Направление вышивки — справа налево. Последовательность выполнения шва:

  1. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1.
  2. Введите иглу в ткань в точке 2.
  3. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3.
  4. Выполните весь узор.
  5. Выведите нить на изнаночную сторону и сделайте закрепку.

Рис. 58. Шов «назад иглу»

Стебельчатый шов (рис. 59). Направление вышивки — слева направо. Последовательность выполнения:

  1. Выведите нить на лицевую сторону в точке У.
  2. Введите иглу в ткань на длину стежка в точке 2.
  3. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3. Нить при этом направьте вниз (или вверх) и прижмите к ткани большим пальцем левой руки.
  4. Рабочая нить должна быть всегда с одной стороны от шва — всегда внизу или всегда вверху. Менять положение нити во время работы нельзя.
  5. Когда вышивка будет выполнена, выведите нить на изнаночную сторону и сделайте закрепку.

Рис. 59. Стебельчатый шов

Петельным швом (рис. 60) можно вышивать по кругу. Направление вышивки — слева направо. Последовательность выполнения:

  1. Нарисуйте на ткани две горизонтальные линии. Расстояние между линиями — около 5 мм.
  2. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 на нижней линии.
  3. Уложите ее справа и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу на верхней линии в точке 2 и на нижней линии выведите иглу на лицевую сторону в точке 3. Вытяните нить, как показано на рисунке. Рабочая нить должна быть под иглой.
  4. Выполните условие пункта 4 технологии выполнения стебельчатого шва. Расстояние между стежками должно быть одинаковым.

Рис. 60. Петельный шов

Тамбурный шов <цепочка) (рис. 61). Направление вышивки — сверху вниз. Последовательность выполнения:

  1. Нарисуйте на ткани вертикальную линию.
  2. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 на нижней линии.
  3. Уложите нить слева от линии и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу в точку 2 рядом с точкой 1. С изнаночной стороны сделайте стежок вниз и выведите иглу на лицевую сторону в точке 3* Вытяните нить, не затягивая ее туго, — получится петелька. Рабочая нить должна быть под иглой.
  4. Если повторять пункты 2-3, получится цепочка из петель, или тамбурный шов. Как и в петельном шве, стежки могут быть одинаковой длины. Если менять их длину и расстояние между точками 1 и 2, получатся декоративные строчки.

Рис. 61. Тамбурный шов

Петля «вприкреп» (рис. 62). Направление вышивки — по кругу. Последовательность выполнения:

  1. Нарисуйте на ткани небольшую окружность.
  2. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 (близко к центру).
  3. Уложите нить слева и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу в точку 2 рядом с точкой 1. Сделайте стежок по изнаночной стороне и выведите иглу на окружности в точке 3. Затяните петельку так же, как в тамбурном шве.
  4. Вколите иглу в точку 4 и выведите ее снова в точке 2 — получится прикрепка.
  5. Повторите действия пунктов 3-4 технологии выполнения тамбурного шва, выводя иглу на линии окружности и поворачивая работу так, чтобы получились лепестки цветка.

Рис. 62. Петля «вприкреп»

Если петельки начинать каждый раз на новом месте, получатся отдельные листочки.

Обработка изделия после вышивки

Чтобы не испортить вышивку, стирать загрязненное изделие нужно очень осторожными движениями. Вода должна быть теплой, а моющие средства — без отбеливателя. После полоскания в холодной воде изделие следует слегка отжать и на несколько минут завернуть в махровое полотенце.

Влажное вышитое изделие надо отутюжить с изнаночной стороны на льняной или белой хлопчатобумажной ткани. Если изделие пересохло, нужно все повторить сначала: нельзя сбрызгивать его водой, так как могут остаться пятна.

Практическая работа № 17
Выполнение образцов вышивальных швов

Вам потребуются: плотная светлая гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, нитки мулине различных расцветок; иглы, ножницы, наперсток, пяльцы, калька, копировальная бумага.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Подготовка к вышивке.

  1. Начертите несколько линий на ткани на расстоянии 20 мм друг от друга.
  2. Вденьте в иглу нить в два-четыре сложения. Выполняйте в начале каждого шва закрепку А на расстоянии 20 мм от края, а в конце каждого шва — закрепку Б на расстоянии 20 мм от края.

Задание 2. Выполнение образцов вышивки.

Выполняйте в начале каждого шва закрепку А на расстоянии 20 мм от края.

  1. Шов «назад иглу» выполняйте, двигаясь справа налево. Длина стежка в строчке — около б мм.
  2. Стебельчатый шов выполняйте, двигаясь слева направо. Длина стежка в строчке — около 4 нитей ткани.
  3. Петельный шов выполняйте между двумя линиями с расстоянием между ними 5 мм, двигаясь слева направо.
  4. Тамбурный шов (цепочку) выполняйте, повернув работу на 90° и двигаясь сверху вниз.
  5. Шов «петля вприкреп» выполняйте на той же линии в виде нескольких петелек из одного центра в виде цветочка.
  6. Сделайте в конце каждого шва закрепку Б на расстоянии 20 мм от края.

Задание 3. Выполнение вышивки для прихватки.

  1. Выберите рисунок для вышивки.
  2. Перенесите его на кальку.
  3. Переведите рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги.
  4. Закрепите ткань в пяльцах.
  5. Выберите швы, которыми вы решили выполнить вышивку.
  6. Выполните вышивку.
  7. Снимите пяльцы с ткани.
  8. Выстирайте и тщательно отутюжьте ткань с вышивкой.

Новые понятия

Вышивальные швы: «назад иглу», стебельчатый, петельный, тамбурный, петля «вприкреп»; мулине.

Конспект урока» Вышивка крестом»5 класс

Конспект урока » Вышивка крестом»- технология 5 класс.

Цель:научить выполнению вышивки крестом по канве.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с видами декоративно- прикладного искусства- с вышивкой крестом, с технологией выполнения простейших ручных швов, умения выполнять их.

2.Развивать навыки работы в коллективе.Развивать познавательный интерес, внимание,усидчивость.

3.Воспитывать трудолюбие,сознательное выполнение правил техники безопасности, правил санитарии и гигиены,самоконтроль,творческий подход,наглядно-образное мышление,соблюдение технологической дисциплины.

План урока.

2. Изложение нового материала.

3.Вводный инструктаж и практическая работа.

4.Уборка рабочих мест.

Урок комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,( беседа, демонстрация, рассказ, инструктаж, самоконтроль,сравнительная характеристика) , репродуктивный,практическая дисциплина.

Оборудование: канва, сетка, сантиметровая лента, линейка, утюг,каркндаш, инструкционные карты, модели с вышивками, схемы, журналы, мулине,ткань х\б канва.

Оборудование для учащихся ( на каждого):ткань х\б канва, тетрадь, игла,нитки мулине, ножницы, распарыватель, инструкционная карта, карточка самоконтроля, утюг.

Ход урока.

1.Организационный момент . Приветствие,установка дисциплины, проверка отсутствующих, готовности к уроку.Тема и цели урока.

Стежок стежок еще стежок.

Что проще может быть,

Когда в кресте наискосок

Но расцветают под иглой

Секрет у чуда есть.Какой?

Сегодня и узнаем мы.

Здесь секретов будто бы и нет,

Ты делай все с душой,

И вышитый тобой букет

Задышит как живой.

Росу и трепет лепестков

Ты сможешь ощутить.

А чудо у тебя в руках:

Иголочка и нить!

2.Презентация.»Вышивка крестом»( история вышивки, изделия вышитые крестом и тд).- 5 слайдов.

Вышивка— одно из самых интересных и распространенных видов декоративно- прикладного искусства.Вышивание — увлекательный, творческий труд, который может принести детям много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного, дети приобретут такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность.Это искусство относится к эпохепервобытной культуры.Вышивка тесно связана с появлением первого стежка.

Материалом для вышивки в разные далекие времена служили жилы животных, нити льна, хлопка, шерсти, шелка, и даже применялся натуральный волос.

В России вышивка имеет древнюю историю.Ею украшали одежду, (показ мужской рубашки вышитой крестом к свадьбе),обувь ( пример царских туфель), конскую сбрую,жилище( показ рушников, полотенец, салфеток и тд ).Вышивка условно подразделялась на городскую и деревенскую.Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.Народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства..

Один из древнейших видов рукоделия, которым увлечены и женщины и мужчины по всему миру- вышивка крестом.И это не удивительно, ведь все что нужно для вышивания-это терпение, терпение и еще раз терпение.Стремление создавать прекрасное своими руками было , есть и будет.

Вышивка крестом- это техника курашения изделий различными стежками из ниток, Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных ниток мулине.

Ты любишь вышивать? Постичь искусство это

Поможет красота, Взгляни скорей вокруг:

Природа так свежа, залита морем света!

Трудись и вышивай, не покладая рук!

4. Показ слайдов выполнения техники вышивания крестом.

5. Необходимые инструменты и материалы для вышивания.( показ слайдов).

6.Прежде , чем приступитьк выполнению вышивки, повторим правила ТБ:

Инструктаж по технике безопасности( показ слайдов).

Во время вышивания следует помнить о правилах техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками.

-хранить иголки в специально отведенном месте:игольнице.

-не шить ржавой иглой.

-шить с наперстком, чтобы не пораниться.

-ножницы сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

— передавать ножницами кольцами вперед.

7.Самостоятельная работа учащихся.Оказание контроля и индивидуальной помощи.

Запяливание — заправка ткани в пяльцы.Положить кольцо меньше н а стол, накрыть его канвой , прижать кольцом большим к меньшему, подтянуть винт, натянуть канву.( девочки выполняют запяливание ткани в пяльцы).

8.Раскрыть пас му, разрезать в том месте , где узелок. Длина нити должна быть 50-60 см длиной(показ длины нити- взять нить и перебросить ее через локоть, снять и отрезать ножницами.Соединить нить , чтобы получилась петелька на конце и вдеть в иглу.В вышивке никогда не делают узелков.Изнаночная сторона должна быть аккуратной и чистой.

9.Нить закрепляется на лицевой стороне ткани в том месте, где будет располагаться вышивка. Выполните небольшой стежок в начале работы, протяните нить, оставляя на лицевой стороне поверхности кончик в виде петельки, в которую введите иглу и затяните нить.

Девочки закрепляют нить на канве.

10.Выполняют простой крест по горизонтали

Сплетаются стежки, сливаются в цепочку,

Иголочка ведет их строго за собой,

Бежит, бежит она и не поставит точку,

Пока не завершит рисунок непростой.

Предупреждение о возможных ошибках:

— демонстрация приемов выполнения швов

-выполнение девочками практической работы

-.целевые обходы рабочих мест( контроль за соблюдениями)-правил по ТБ,правильностьвыполнения работ, сбор материала для заключительной части урока.

Физминутка.

11.Практическая работа. Все учащиеся получают карточки самоконтроля по выполнению практической работе.

Карточка самоконтроля.

Учителем проводится текущий инструктаж, контроль за последовательностью выполнения практической работы,исправление ошибок, помощь в их устранении.

12.Рефлексия.

— чему мы научились на уроке?

— что было трудно?

— актуальна тема была на уроке?

-что не получилось?

— кто испытал радость успеха?

— нужны ли такие уроки?

Натянутый на пяльцах холст

Манит сврею новизною,

Как будто говорит со мною,

Хоть с виду скромен он и прост.

Несет в своей он чистоте

Цветы, иконы и картины,

Как в море, в нем живут глубины

И небеса на высоте.

Что буду я здесь вышивать?

Помилуй , Господи, направи

Меня, работу всю управи.

Чтоб радость ближним доставлять.

13. Анализ проделанной работы, выставка работ и выступления по желанию. учащихся , допущение типичных ошибок и советы девочек по их устранению., вопросы к учащимся, задание к следующему уроку.Общие выводы к уроку. Предложения учащихся на следующий урок.Выставление оценок.

Оцените статью