Презентация по технологии на тему «Лоскутное шитьё» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
лоскутное шитье Разработала: учитель технологии Простакишина Н.П МБОУ ЦО «Школа – сад №7»
Лоскутное шитье – это искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в единое целое путем сшивания.
Из истории лоскутного шитья Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с давних пор. Считается что этот вид декоративно-прикладного искусства возник в Англии, затем распространился в Америке, где получил широкое развитие.
В России лоскутное шитье стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили х/б ткани.
Лоскутная техника зародилась изначально в крестьянской среде. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла. Такие одеяла было принято дарить на рождение ребенка.
Лоскутное шитьё часто называют пэчворком. Это слово заимствовано из английского языка: patchwork — переводится как изделие из разноцветных лоскутов.
Лоскутные прихватки могут быть самого разного вида. Самый популярный — это квадратная прихватка.
Ещё один вариант — прихватки в технике квилтинг. При этом прихватки выполняют из цельного куска ткани, но украшают объёмной стёжкой. Это американское лоскутное шитьё.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Квилт — это изделие, выполненное с применением техники пэчворк (сшивания небольших кусков ткани). Текстильный коллаж – разновидность техники лоскутного шитья которая основана на наклеивании лоскутов на плоскость или объемную форму. Пэчворк – это техника рукоделия, в основе которой лежит соединение лоскутков ткани. Из полос ткани, квадратиков, кружков можно составить новое изделие, интересное, оригинальное, самобытное. Текстильная мозаика (фр. mosaique — орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков) — это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва «зигзаг». Квилтинг – это американская техника лоскутного шитья. Лоскутный квилтинг – это одновременно и шитьё из лоскутков, и аппликация, и вышивка, и стёжка.
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДБ-339750
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок технологии. Тема урока «Лоскутное шитьё » 5 класс
Автор урока : Филиппова Ольга Николаевна , учитель технологии МБОО Старомайнская СШ № 2 муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области
Тема урока: Лоскутное шитьё. – 2 часа Класс-5а
1.Образовательные: 1.1. Способствовать формированию представлений о лоскутном шитье как об одном из увлекательных и популярных видов рукоделия. 1.2. Способствовать осознанию этапов изготовления изделия из лоскутов. 1.3 Способствовать формированию и развитию самостоятельной деятельности в процессе составления узоров из деталей квадратной формы 1.4Способствовать развитию умений и навыков по выполнению ручных и машинных работ.
2. Воспитательные : 2.1 Способствовать формированию и развитию эстетических качеств личности обучающихся
3. Развивающие : 3.1 Способствовать развитию речи обучающихся, обогащению словарного запаса
4. Профориентационные: Дать информационную справку обучающимся о профессии художника-модельера, дизайнера, швеи.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-практикум
Актуализация знаний. Тест № 1
Изучение нового материала с использованием компьютерной презентации.
Практическая работа «Изготовление прихватки из лоскутов»
Уборка рабочих мест.
Подведение итогов урока. ( рефлексия, отметки за урок)
Организационный момент. Здравствуйте , девочки! Я рада видеть вас сегодня на уроке в хорошем настроении. Желаю вам успешной работы.
Всё у нас получится. Давайте произнесём волшебные слова. ( слайд 1)
Мы умные! Мы внимательные! Мы старательные! Мы отлично учимся ! Всё у нас получится! ( произнести хором)
И ещё : ( слайд 2)
Мы будем отвечать активно, хорошо себя вести, чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти. (Произнести хором)
Сегодня на уроке нам понадобятся……- а ну-ка, поднимите руки, кто из вас любит разгадывать загадки? Сейчас проверим и заодно узнаем, все ли готовы к уроку. Учитель читает загадки.
Маленького роста я Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. ( Игла с ниткой)
Инструмент бывалый- не большой, не малый. У него полно забот- он и режет и стрижёт. ( Ножницы)
Красной может быть и синей, В клеточку, в полоску и без линий, Для любой одежды разная, Суконная и хлопчатобумажная. ( Ткань)
Всё у нас на столе и к уроку мы готовы!!
Разгадывание загадок в ходе организационного момента приводит к организации внимания, необходимого для усвоения нового материала.
Девочки давайте вспомним материал прошлых уроков , который нам поможет в усвоении нового материала урока. ( учитель раздаёт карточки для теста, на маленьких листочках дети оформляют работы) Приложение Тест № 1
Слайд № 3( проверка ответов теста, дети обмениваются листочками- взаимопроверка). Заносят отметку в оценочный лист.
Основная часть урока
Тема нашего урока на доске: ЛОСКУТНОЕ ТЬЁШИ . Прочтите её, пожалуйста. Но что случилось? Ох уж эти буквы- ни минуты на месте- брали бы пример с вас. Помогите, пожалуйста, расставьте буквы правильно, и прочитайте наконец тему урока.
ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ. ( слайд 4)
Цели урока: ( слайд 5)
Изучить историю и приёмы лоскутного шитья.
Познакомиться с современными популярными орнаментами в технике лоскутного шитья.
Приступить к изготовлению прихватки из лоскутов в технике «квадрат».
Удивительное рукоделие – лоскутное шитьё- своими корнями уходит глубоко в древность. И известно многим народам. В разных книгах по работе с лоскутом встречаются разные понятия, например, «лоскутная техника», «лоскутное шитьё», «лоскутная мозаика», «пэчворк», «квилт». Толчком для лоскутного шитья стали заплаты, которые ставились на ещё крепкие но слегка потёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это и навело мастериц-рукодельниц на создание изделий из лоскутов.
Сообщения девочек: __________________________________________________________
Самое древнее изделие в лоскутной технике датируется 980 годом до нашей эры и было найдено в Египте.
В Европе лоскутное шитьё появилось около 800 лет назад, во время крестовых походов. На юге Франции и Англии, где из остатков дорогого ситца бережливые женщины пытались создать другие изделия. Таким образом, лоскуты стали сшивать из-за нехватки материалов и дороговизны тканей.
В России особую популярность шитьё из лоскутов приобрело во второй половине 19 века. Тогда в крестьянской среде появился ситец – материал фабричного производства, с ярким рисунком. Крестьянки охотно шили из него одежду, а оставшиеся куски бережно хранили. Вскоре во многих уголках России появились лоскутные изделия. Одеяла, половики, настенные ковры, покрывала, наволочки.
Американцы утверждают, что лоскутная техника – пэчворк- зародилась у них и оттуда распространилась по всему миру. Не будем спорить, изделия из лоскутов были везде, где жили экономные и бережливые хозяйки.
Лоскутное шитьё не утратило своего обаяния и сейчас. Создаются современные вещи, книги. ( Слайды 6-13)
А теперь давайте откроем тетради и запишем новую тему в тетрадь в виде плана : ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ.
Россия 2 половина 19 века. Ситец.
Америка. Англия. Пэчворк.
Материалы: лоскуты, нитки. ( слайд 14)
Инструменты: ножницы, игла, напёрсток. ( слайд 14) Сообщение об игле, ножницах_______________________________________________
Узоры ( квадрат, треугольник, многоугольник, прямоугольник)
Техника выполнения: шахматка, кубики, изба, колодец, соты
Узор в лоскутной технике состоит из повторяющихся элементов, которые имеют одинаковую форму и размер. Чтобы выкроить их, пользуются шаблоном из плотной бумаги или картона.
Шаблон- ( немец. ) это образец, по которому изготавливают какие-либо одинаковые изделия. Шаблон можно купить в магазине, а можно изготовить самим при помощи циркуля, линейки, карандаша.
Быстро , а главное со вкусом подобрать ткани для выполнения изделий из лоскутов поможет ЦВЕТОВОЙ КРУГ
Цвет имеет решающее значение в зрительном восприятии композиций.
Работа с учебником стр. 164, рис. 110 Основные и дополнительные цвета); рис.112, стр.166.
Орнаменты можно сделать из полос- прямоугольников, квадратов, треугольников, многоугольников . ( Показ орнаментов детей)
Закрепление по плану. Тест № 2
Практическая работа «Изготовление прихватки из лоскутов ». ( Раздать план выполнения практической работы и нструкционно-технологическую карту, листы ПТБ.) Заслушать сообщения детей о ПТБ при работе с иглами и булавками, с ножницами, на швейной машине, с утюгом) ________________________________________________________________
Материалы и инструменты: записаны на листочках уже готовых.
Зачитать план практической работы, Вводный инструктаж по выполнению плана практической работы.
Выполнить в тетради эскиз прихватки в цвете. Рисунок.
Сделать шаблоны прихватки , размером 11*11 сантиметров. Мы их сделали на прошлом уроке.
Выкроить детали. Изучая пункты инструкционно-технологической карты. Сколько деталей будем выкраивать? Всего – 6 деталей. Два квадрата цвета А, два квадрата цвета Б, петелька для подвешивания прихватки или шнурок, подкладка и прокладка. Размер их будет 21*21( без учёта припусков внутри )
Придерживаться последовательности из инструкционно-технологической карты по изготовлению прихватки.
Выполнение практической работы
Заключительная часть урока
Домашнее задание. Заполнение карты урока.
Подведение итогов урока. ( рефлексия- лесенка успеха , отметки за урок)
Уборка рабочих мест.
Список используемой литературы:
Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / ( Н.В. Синица , В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2016.- 192 с.: ил.
Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: методическое пособие/ Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2016.- 144.
Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
. Технология: Обслуживающий труд: 5 класс: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений ( вариант для девочек)/ под ред. В.Д.Симоненко- 3-е изд., перераб.- М :Вентана-Граф, 2007.
Тетрадь с печатной основой Межуева Ю.В. Технология , 5 класс Вариант для девочек: В 2 частях- Саратов: Лицей, 2007г.
Сафаргалиева Татьяна Владимировна, Конспект урока «Лоскутное шитьё 5 класс.» МБОО школа № 8 г.Ульяновска, 2014 год
Конспект урока по технологии «Лоскутное шитьё» (5 класс)
МБОУ Темкинская муниципальная средняя общеобразовательная школа
Урок технологии (технологии ведения дома) в 5 классе «Лоскутное шитьё» (ФГОС)
Подготовила и провела учитель технологии Епифанова Светлана Николаевна
Познакомить учащихся с одним из видов традиционного народного творчества – лоскутным шитьем и техниками изготовления лоскутных блоков;
Развивать творческие способности учащихся в процессе обработки текстильных лоскутов, навыки соединения деталей кроя лоскутного изделия по схеме;
Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.
Тип урока : изучение нового материала
Компьютер, проектор, экран ;
инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки);
материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма);
шаблоны выкроек изделий;
образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства (салфетка, прихватка, панно, одеяло);
выставка картин, сделанными учащимися
(Учитель входит в класс в юбке, изготовленной в технике лоскутного шитья, и в вышитой блузе. В руках — корзина с лоскутными подушечками).
Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний,
создать условия для мотивации ученика, внутренней потребности включения в учебный процесс.
проверка явки учащихся ;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу.
-Все такого мнения ?
-Все без исключения ?
-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь! Пожелайте друг другу удачи!»
II . Проверка ранее изученного материала
выяснить степень усвоения изученного материала;
определить типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидировать обнаруженные недочёты.
1. Инструменты для ручной работы с тканью. (Иголка, булавка, ножницы)
2. Волокна животного происхождения. (Шелк, шерсть)
3 . Специалист ткацкой фабрики. (Ткачиха)
4. Изделие, полученное в результате конструирования, моделирования, раскроя, обработки срезов. (Швейное)
5. Вид рукоделия (Вышивка)
Цель этапа: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания, формулировка учащимися на основе ключевого слова цель сегодняшнего урока.
-Девочки, вам нравится мой наряд? Что скажете?
-Какие знакомые вам техники рукоделия присутствуют в моем костюме? (Швейное изделие, вышивка, лоскутное шитье)
-Что из перечисленного вы уже изготавливали? ((Швейное изделие, вышивка)
— Что будем шить сегодня? (Лоскуты)
— Что вы хотите узнать на уроке? (Что такое лоскутное шитьё, как оно появилось, как этот вид рукоделия используется в современности; какие виды лоскутного шитья бывают; как сшить лоскуты)
IV . Проблемное изложение нового знания
Цель этапа: сформулировать и согласовать цели урока; организовать уточнение и согласование темы урока; организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
Фиксация темы и цели урока . Слайд 1,2
Какова тема сегодняшнего урока? (Лоскутное шитьё)
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, что такое лоскутное шитьё, как оно появилось, актуальность этого вида рукоделия на сегодняшнем этапе жизни человека. Узнаем, какие виды лоскутного шитья бывают, и попробуем сами изготовить несложное изделие в этой технике.
Притча о лоскутном шитье. Слайд 3
Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: «Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом — полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!» Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица — и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез — ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.
Вот такая притча о лоскутном шитье существует. Так почему сейчас и раньше люди так любили лоскутные одеяла, пледы, покрывала, сшитые или вязаные. Эти изделия были во многих семьях?
Варианты ответов (Приносят ощущение домашнего тепла. уюта и добра в наши дома….)
Ребята теперь давайте послушаем краткие сообщения ребят. Они нашли в интернете информацию, откуда появилось лоскутное шитьё, как развивалось у нас в России.
Заслушивание кратких сообщений учащихся из истории лоскутного шитья:
Лоскутная мозаика известна очень давно. Её применяли вместе с другими технологиями шитья, когда создавали одежду и предметы интерьера из ткани. Были найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад. Лоскутное шитьё существовало уже в IX веке до новой эры, об этом свидетельствует экспонат, хранящийся в музее в Каире. Это лоскутное одеяло, выполненное в технике аппликации, египетскими женщинами. Сохранились так же мозаичные лоскутные работы, изготовленные в Индии в VI — VII вв н.э.
Однако лоскутная техника как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства начала развиваться в Англии. Что такое «печворк»? «Patch» в переводе с английского означает лоскут или заплата. Соответственно, «пэчворк» – шитье из лоскутов. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка . Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой , считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий.
4.Лоскутное шитье в России . Слайд 7
Первоначально это было не столько лоскутное шитье в современном понимании этих слов, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища из лоскутков отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики-половички. Поскольку «мелкоте» — так на Руси называли мальчиков и девочек до шести – восьми лет – новой одежды не полагалось, то русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых маленьких. Да и одежде для более взрослых детей шили преимущественно из старой одежды родителей или просто давали донашивать свою. Такая традиция была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных и даже богатых. Сейчас это может показаться странным, но если учесть, что вся одежда состояла только из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, то становится понятным, почему вещи, послужившие одному поколению, не только не выбрасывались, но и могли пригодиться детям и внукам. Все это давало бережливому и расчетливому крестьянскому уму толчок к лоскутному творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых вещей.
5.Слово учителя : Слайды 8-11 В настоящее время шитьё из лоскутков переживает второе рождение. Оно превратилось в вид декоративно – прикладного искусства, с помощью которого создаются уникальные изделия для оформления интерьеров кухни, спальни или столовой, Особенно таких видов дизайна, как деревенский стиль. Из цветных лоскутков можно получить оригинальные изделия, такие как сумки, жилеты, юбки
Виды лоскутного шитья : Слайды 12-15
Техник шитья из лоскутков много, это шитьё из квадратов. Треугольников (Техника «Звезда»). Полос (техника «Колодец» «Паркет», «»Изба»). Узор «Спираль» пришивают лоскуток к лоскутку произвольной формы и размера по кругу, по спирали. Слайды № Техника работы с лоскутками подразумевает как работу по шаблонам (лекалам), так и произвольное вырезание деталей сразу на ткани. Но в какой технике не выполнялось бы изделие, есть рад общих требований.
Требования, которые необходимо соблюдать при работе с лоскутом: Слайды 16-17
1. Соблюдение цветовой гармонии в подборе цветов лоскутков тканей и при составлении узоров. О правилах цветовой гармонии мы с вами разговаривали на предыдущем уроке, давайте вспомним эту тему.
Работа фронтально с классом: Слайд 18
Игра «Я знаю цветовую грамоту» . На слайдах выходят вопросы и рисунки, на которые следует ответить.
РИС1 Спектр ахроматических цветов. РИС2 Спектр хроматических цветов
РИС3 Спектр тёплых цветов РИС4 спектр холодных цветов
РИС5 контрастность цвета (цветовой круг)
2. Грамотное продумывание узора изделия, зарисовка эскиза.
3. Правильный подбор тканей для изделия. Об этом мы с вами тоже уже говорили. Важно грамотно подбирать ткани идентичные по толщине и фактуре и волокнистому составу. Самым подходящим материалом для лоскутного шитья для начинающих, конечно, являются различные хлопчатобумажные ткани. Основной их недостаток ,имеются в виду наши российские ткани, – то, что они дают сильную усадку и нуждаются в обязательном замачивании. Но они прекрасно гладятся, шьются, не осыпаются, а главное – красивы, экологичны и долговечны .
4. Правильное соблюдение направления долевой и поперечной нитей при раскрое деталей: Слайд 19-20
Шаблоны раскладывают на ткани строго в соответствии с направлением долевой нити. Кроят по косой, долевой и поперечной.
Перед тем как начать кроить, обязательно определите долевую нить и срежьте кромку, чтобы она случайно не попала под раскрой. Шаблон наложите на изнаночную сторону ткани, и обведите мылом или мелом (если ткань темная) и карандашом (если ткань светлая). Если вы собираетесь сделать аппликацию, то шаблон следует накладывать на лицевую сторону ткани.
5. Все выкраиваемые детали должны быть ровные, одного размера с одинаковыми
припусками на швы. (Иначе узор получиться неровный и не аккуратный)
6. Стачивание на швейной машине выполнять аккуратно, точно по намеченным линиям шва и выполняя закрепки в начале и конце строчки.
7. Материалы и инструменты:
куски ткани, ножницы, иголки и нитки, швейная машина, утюг и гладильная доска.
Самостоятельная работа «Подбор ткани по цветовой гамме» .
Цель этапа: зафиксировать алгоритм выполнения лоскутного верха из квадратов.
Технология изготовления лоскутного блока «Квадрат» по инструкционной карте Слайды 22-24
1. Для того, чтобы правильно выкроить детали, вы будете пользоваться картонными трафаретами с внутренней пустотой. Обводить надо трафарет и снаружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя – для выполнения шва.
На отглаженной ткани обвести нужное количество деталей, на тёмной ткани рисуем мылом, а на светлой – карандашом на изнаночной стороне. Делаем экономную раскладку, учитывая направление долевой нити (по основе).
2. Раскрой ткани.
3. Начинаем сборку деталей в полосы по три штуки. При сшивании кладём лицевую сторону к лицевой.
4. Отглаживаем полосы и сшиваем их между собой. Получаем квадрат 2 на 2 штуки.
5. Отглаживаем квадрат и выкраиваем из более плотной ткани нижнюю деталь нашего изделия.
VII . Практическая работа «Выполнение образца лоскутного изделия» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем
тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке
проверить умения учащихся работать по алгоритму
организовать самостоятельную работу учащихся
организовать самопроверку самостоятельной работы
организовать по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок
организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы
Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.
Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 сантиметров.
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
Во время работы соблюдать порядок на рабочем месте.
При выполнении ручных работ:
— хранить иголки в специально отведенном месте – подушечке, игольнице;
— шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
— ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;
— передавать ножницы кольцами вперёд.
При работе на швейной машине:
При работе с утюгом:
— перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;
— включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой – держа вилку;
— ставить утюг на подставку;
— следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;
— правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани);
— после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить.
Технология изготовления лоскутного блока «Квадрат» по инструкционной карте
1. Обвести трафарет и снаружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя – для выполнения шва.
На отглаженной ткани обвести нужное количество деталей по шаблону, на тёмной ткани рисуем мылом, а на светлой – карандашом на изнаночной стороне. Делаем экономную раскладку, учитывая направление долевой нити (по основе).
2. Раскрой ткани.
3. Начинаем сборку деталей в полосы по два (три) квадрата. При сшивании кладём лицевую сторону к лицевой.
4. Отглаживаем полосы и смётываем или скалываем булавками их между собой. Получаем квадрат 2х2 или 3х3 штуки.
5. Отглаживаем квадрат
Объявить критерии оценки правильности выполнения работы: Слайд 26
Правильная геометрическая форма изделия, срезы и края ровные, швы ровные, аккуратные. Начало и конец строчек закреплён, швы разутюжены .
— Озвучить порядок работы. Предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы.
VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке
организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
о рганизовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
о рганизовать проведение самооценки учениками работы на уроке
по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
— Выполнили ли мы цели урока?
Кому из вас было интересно? Кто испытывал трудности при выполнении заданий?
Что вы узнали? Чему вы научились?
Что вас удивило? Что вам захотелось?
Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
«Технология изготовления лоскутного блока «Квадрат»
1. Обвести трафарет и снаружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя – для выполнения шва.
На отглаженной ткани обвести нужное количество деталей по шаблону, на тёмной ткани рисуем мылом, а на светлой – карандашом на изнаночной стороне. Делаем экономную раскладку, учитывая направление долевой нити (по основе).
3. Раскроить ткань.
4. Начинаем сборку деталей в полосы по два (три) квадрата. При сшивании кладём лицевую сторону к лицевой.
Отглаживаем полосы и смётываем или скалываем булавками их между собой, сложив полосы лицом друг к другу. Получаем квадрат 2 на 2 или 3 на 3 штуки.
6. Отглаживаем квадрат
История лоскутного шитья
Лоскутная мозаика известна очень давно. Её применяли вместе с другими технологиями шитья, когда создавали одежду и предметы интерьера из ткани. Были найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад. Лоскутное шитьё существовало уже в IX веке до новой эры, об этом свидетельствует экспонат, хранящийся в музее в Каире. Это лоскутное одеяло, выполненное в технике аппликации, египетскими женщинами. Сохранились так же мозаичные лоскутные работы, изготовленные в Индии в VI — VII вв н.э.
2. «Patch» в переводе с английского означает лоскут или заплата. Соответственно, «пэчворк» – шитье из лоскутов. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани из индийского хлопка . Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом, правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий.
3. Лоскутное шитье в России .
Первоначально это было не столько лоскутное шитье, сколько перешивание, подновление одежды и предметов быта из лоскутков, отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики-половички. Русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых маленьких. Такая традиция была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных и даже богатых. Вся одежда состояла из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, и вещи, послужившие одному поколению, могли пригодиться детям и внукам. Все это давало бережливому и расчетливому крестьянскому уму толчок к лоскутному творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых вещей.