Разработка урока «Вышивание. Первые шаги»
Разделы: Технология
Цель урока: Изучение технологии выполнения основных стежков и швов на их основе.
Задачи:
- Образовательные — обучать выполнять задания по образцу; формировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации; учить самостоятельно оценивать результаты работы.
- Воспитательные — вызывать интерес к культуре и искусству вышивания; совершенствовать эстетические взгляды.
- Коррекционно-развивающие — улучшать сенсорные и моторные навыки учащихся; развивать творческие способности личности; знакомить их с образцами самых популярных видов вышивки, развивать речь и внимание.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы обучения:
- теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков учителя на доске.
- практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) при непосредственном участии учителя и самостоятельно.
Материальное обеспечение:
- Схемы
- Образцы
- Материалы и инструменты.
План урока:
- Историческая справка.
- Классификация вышивок.
- Инструменты и материалы.
- Практическая работа (организация рабочего места и техника безопасности). Технология ручной вышивки.
- Итоги урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Историческая справка. (Вступительное слово учителя).
Вышивка — распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах, льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, и др.
Этот вид искусства возник давно — корни его уходят в глубину веков. (На доске написаны слова “Вышивать, вышить что — шить по чему-либо узоры шерстями, шелками, бумагой, золотом и пр.”-(Даль В.И.) Из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить когда впервые удалось воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, определить время возникновения этого искусства. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего вышивок XIX века).
Вышитая белая сорочка — неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.
Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.
Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом особой гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты.
Вышиванием занимались во всех слоях общества — от королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. В России в XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.
Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.
Коми земля — богатый и живописный край, который хранит глубокие традиции народных промыслов и ремесленного производства. Народный костюм — бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Украшение одежды выполнялось вышивкой и нашивкой из шелковой или парчовой ткани. Вышивку выполняли по вороту и оплечьям в мужских рубахах, у женщин — по низу передника, а нашивками из шелковых тканей и парчи — оплечья рубахи и низ сарафана. (Приложение 1).
Что интересно в национальном костюме коми — ижемцы не использовали вышивку. Исключением являлись лишь головные уборы. Они делились на девичьи и женские. Если коми-девушка могла ходить без головного убора, то замужняя женщина не могла выйти на улицу с непокрытой головой. Головные уборы шились из дорогих тканей и украшались вышивкой, бисером и т.д. (Приложение 2 ).
Вопрос: Девочки, есть ли в вашем доме изделия с вышивкой?
Вопрос: Кроме швейных изделий, что ещё можно украсить вышивкой?
Вопрос: Кто в основном занимался вышивкой?
Вопрос: Что являлось предметом гордости каждой семьи?
Вопрос: Какие детали одежды коми костюма украшались вышивкой или нашивкой?
Итак, вы познакомились с историей возникновения вышивки, её применением в одежде разных народов, в том числе и коми.
И в наше время люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.
Художественная вышивка — один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби ещё долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.
Демонстрация вышивок выполненных учащимися старших классов.
II. Классификация вышивок.
Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом и другими гобеленовыми швами по канве) и гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров).
Физминута, включая гимнастику для глаз.
III. Инструменты и материалы для вышивания (с демонстрацией).
При выполнении вышивания необходимы материалы, инструменты и приспособления.
В качестве материала используют ткани и нитки. Для вышивания крестом используют канву. Лучшие нитки для вышивания — мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.
К инструментам для вышивания относятся пяльцы, ножницы и иглы.
- Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец — держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.
- Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами — для подрезания ниток, и большие – для раскроя.
- Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы№1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы№2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы№6-12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.
Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька.
Для перевода рисунка на ткань используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу.
Калька- это прозрачная белая бумага, которая служит для перевода изображения, рисунка, орнамента.
Вопрос: Какие инструменты и приспособления вам знакомы?
Вопрос: С какими инструментами и приспособлениями вы работали?
Зная назначение инструментов и приспособлений, свойства необходимых материалов мы можем приступать к выполнению практической части урока.
IV. Практическая работа (переход в зону выполнения практической работы).
Организация рабочего места.
Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным, свет должен падать слева или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы — в левой. Очень важно принять правильное положение при вышивании, т.к. неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости, а в последствии к сутулости, к искривлению позвоночника и к близорукости. Во время работы корпус немного наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.
В процессе вышивания следуют соблюдать осторожность при работе:
- с ножницами
- ручной иглой
- булавками
- утюгом
Давайте вспомним и повторим правила по технике безопасности при выполнении ручных работ и влажно-тепловой обработки. (Приложение 3).
В четвертом классе на уроках трудового обучения вы проходили швы “вперёд иголку”, “назад иголку”, “уголки” и “тамбурный шов”. Вспомним их. Перед вами карточки с изображением вышивальных швов с одной стороны и название этих швов с другой. С помощью стрелок определите соответствие швов их названию. (Приложение 4). Карточки сдайте учителю.
Выполним на образце знакомые швы по одной линии.
- “вперёд иголку”
- “тамбурный шов”
Берем лоскут ткани (20х20) гладкокрашенного ситца (можно бывшего в употреблении ) и переносим на него линии с карточки – схемы (Приложение 5).
Захватываем 2-3 нити ткани в начале первой строчки почти полностью протягиваем нить через ткань и вводим иглу в петлю, оставшуюся над тканью. Выполняем по первой линии шов “вперёд иголку”. Шов состоит из последовательных стежков, укладывающихся по линии контура, который может быть прямолинейным или криволинейным. Шов выполняем справа налево, игла направлена всегда вперёд. Стежки должны быть одинаковыми по величине, длиной 2-3мм. Шов “вперёд иголку” применяется в шитье для обрисовки контуров и для смётки деталей, в вышивке этот шов выполняем толстыми нитками.
Переходим на вторую линию и выполняет “тамбурный шов”. Тамбурный шов соответствует цепочке из воздушных петель, связанных между собой.
Иглу направляем остриём вниз и каждый стежок образует петлю за счёт того, что до прокалывания ткани и выхода иглы на лицевую сторону материала движением правой руки рабочая нить укладывается на ткани по дуге. Вытянутая затем из ткани игла оказывается расположенной над этой дугой. Тамбурный шов применяется в украинских народных вышивках.
Посмотрите внимательно на доску и найдите знакомые вам швы. (К доске прикреплены карты с изображением швов) (Приложение 6).
А какие швы вам незнакомы? (Отвечают и показывают у доски по картам).
Сегодня мы с вами продолжим изучение вышивальных швов и новое с чем мы познакомимся это:
- “стебельчатый шов”
- “петельки с прикрепом”
Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В вышивках чаще всего применяется для исполнения стеблей, но может применяться для заполнения кружков либо других фигур. Удобнее исполнять стебельчатый шов снизу вверх либо слева направо. Иглу с рабочей нитью направляем назад, выходим на лицевую сторону материала примерно посредине последнего стежка, нить лежит слева либо справа от него. По окончанию работы с нитью закрепляем её, проводя под 5-7 стежком с изнанки и отрезаем остаток нити.
Далее выполняем последний шов “петельки с прикрепом”.Этот шов очень хорош для вышивания как растительных( цветы и листики), так и геометрических узоров. Шов состоит из петельки закреплённой маленьким стежком. Если несколько петель сходятся своими началами в одной точке, то получается цветочек. При этом иглу направляем по радиусу окружности от центра, рабочую нить укладываем под иглу, После протягивания иглы закрепляем маленьким стежком и возвращаемся в исходную точку. Для украшения шва можно закреплять каждую петлю не один, а два либо три раза, делая симметричные стежки.
V. Итоги урока.
Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линии и длину стежка.
Проверка выполняемой работы и оценивание.
Домашнее задание: закончить работу, посмотреть есть ли изделия с вышивкой дома и каким способом они выполнены.
Опорные понятия: мулине, пяльцы, копировальная бумага, шов “вперед иголку”, “стебельчатый шов”, “петельки с прикрепом”, “тамбурный шов”. (Написаны на доске).
Конспект урока по технологии 5 класс » Виды вышивки»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Конспект к уроку технология в 5 классе расчитан на 2 учебных часа, при изучении раздела «Декоративно-прикладного творчества».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_tehnologii_5_klass.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестуемый педагог Сушицкая Светлана Николаевна
Предмет технология Класс 5
Тема урока: Виды вышивки
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями о видах вышивки.
Основные термины, понятия: Вышивка, швы « вперед иголку», « шнурок», стебельчатый, тамбурный, «петля в прикреп », « узелки», петельный.
— иметь представление о понятиях «вышивка», «свободные швы»;
— уметь заправлять нитку в иголку;
— уметь подбирать цветовую гамму для вышивки;
— уметь выполнять «свободные швы»;
— знать названия швов в вышивке;
— уметь переводить рисунок на ткань;
— уметь выполнять «свободные швы»
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
— определять общие для всех правила поведения ;
— определять правила работы в группах;
— оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— проговаривать последовательность действий на уроке;
-работать по плану, инструкции;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
— проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Дидактические задачи этапов урока
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Целеполагание и мотивация.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Формируемые умения (УУД)
Метапредметные (УУД): регулятивные:
— овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: — слушать и понимать речь других;
Контроль за готовностью к уроку
Проверка количества присутствующих учащихся
Доклад дежурного, подготовка к уроку.
3.Постановка учебной проблемы
— правильно называть виды швов;
— правильно называть понятия цветового круга
Метапредметные (УУД): познавательные:
— обосновывать основание для классификации;
— овладевать умением анализировать;
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Предметные: — определять вид шва, переводить рисунок на ткань, подбирать гамму цветов.
Метапредметные (УУД): познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
-высказывать свое предположение;
-точно и полно выражать свои мысли.
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем изучение технологии выполнения вышивки. Вышивка дает нам возможность украсить свой наряд, свой дом, развивать свое творчество.
фронтальный опрос по вопросам:
1. Скажите, что вы знаете еще о вышивке?
2. С какими вышивальными швами мы с вами познакомились?
3. Что вы можете сказать о цветовом круге?
4. Какие же цвета называют теплыми, а какие холодными?
5.Какие пары цветов можно назвать контрастными?
Показ цветового круга.
«Между прочим, Макиавелли как-то сказал, что искусство дипломатии похоже на искусство вышивания»,— говорит в известном мхатовском спектакле «Чрезвычайный посол» король одной из скандинавских стран, бывший, по утверждению авторов пьесы, не только‘ мудрым политиком, но и искусным вышивальщиком. Давайте попробуем все же предположить, что, встав на путь освоения вышивальных премудростей, мы тоже можем приобщиться к дипломатии. Как вы думаете, какие черты характера человека можно выработать, занимаясь вышиванием? Да и поэтому вышивание всегда привлекало людей не только тех, кто стремился вышивать, но и тех, кто использовал вышивку в украшении своего дома, своего наряда. Даже художники не смогли не затронуть этот вопрос, многие из них выполняют рисунки для вышивания, изображают на своих полотнах изделия с вышивкой, людей занимающихся таким искусством, вот перед вами знаменитое полотно – картина В. А. Тропинина Золотошвейка. Государственная Третьяковская галерея. Посмотрите, как изобразил художник девушку вышивальщицу. Как вы думаете, почему картина называется «Золотошвейка», и какие чувства она у вас вызывает? Да, раньше, как и сейчас золотное шитье остается востребованным, оно очень красиво, но и очень дорогое и сложное в выполнении. Поэтому вышивальщицы должны быть очень умелыми.
Слушают, анализируют, осмысливают и делают выводы.
Выводят суждения на речевой уровень.
Ставят цели и задачи урока.
Думают, отвечают на вопросы, заслушивают ответы друг друга.
1) Вышивка это древнее искусство и сейчас оно в моде и т.п.
2) Это швы «вперед иголку», «шнурок», стебельчатый, «за иголку», тамбурный, «петля вприкреп», «узелки», петельный;
3) Цветовой круг показывает цвета (состоит из цветов замкнутого спектрального ряда), в нем есть холодные и теплые цвета. По нему можно проще подобрать подходящие друг к другу цвета. Хорошо подходят цвета расположенные вблизи друг друга в пределах ¼ части цветового круга (гармония родственных цветов) или на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг;
4) теплые — красный, желтый, оранжевый (выступают); холодные – зеленый, синий, голубой, фиолетовый, пурпурный (отступают);
5) зелёный-красный; синий –оранжевый; фиолетовый – жёлтый.
Мы можем стать терпеливее, аккуратнее, развить в себе вкус, стремление к красоте, уюту в доме, хорошо развивается глазомер.
5.Открытие нового знания
Метапредметные (УУД) регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке; — под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
— определять последовательность действий на уроке.
-знать отличительные особенности видов вышивки;
— владеть вышивальной иглой;
— знать понятия машинная и ручная вышивка;
— уметь подбирать рисунок для вышивки.
— определять правила работы в группах;
— оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).
— слушать и понимать речь других;
— Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить и выполнить? Золотое шитье является одним из видов вышивки. Сегодня тема нашего урока «Виды вышивки». В наше время существуют разные виды вышивки. Это вышивка ручная и машинная. Почему она так называется? Правильно. Из этих видов вышивки простейшей является ручная, она и считается основой вышивания. Видов ручной вышивки множество, вот только некоторые их названия. Свободные швы, счётные швы, гобеленовые швы гладь, мережка, изонить, ришелье, хардангер и др. Для выполнения машинной вышивки конструкторы придумали швейные машины с функцией вышивки, а также современные специальные вышивальные машины, которые дают возможность выполнить вышивку очень быстро, одинаково на многих изделиях и даже часто без присутствия самого человека, по специальной компьютерной программе, по заданию с флеш — карты (показ видео). Есть машины маленькие (индивидуальные или для мини -фабрик) и очень большие (фабричные). Вышивка на одежде не только украшение, но и эффективный рекламный ход, не теряющий со временем своей актуальности, прекрасное декоративное украшение и хороший подарок. Для любой вышивки самое главное суметь правильно подобрать ее размер, цветовую гамму и выбрать технологию её выполнения (т.е. подобрать виды швов для ее выполнения). Поэтому мы сегодня обязательно этому научимся. А для этого проведем две практических работы:
Первая практическая работа: «Подбор цвета и технологии выполнения вышивки» Вводный инструктаж. Проведение инструктажей в группах, во время выполнения работы. — Выбрать рисунок, подобрать цвета, виды швов.