рабочая программа «Лоскутное шитье»
рабочая программа
Программа разработана для работы в творческом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_loskutnoe_shityo_2018-2019.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа г.Выкса, Нижегородской обл.
Рабочая программа кружка «Волшебный лоскут» (трудовая направленность с элементами декоративно-прикладного творчества)
Возраст детей: 11 — 15 лет. Срок реализации — 1 год
Учитель трудового обучения:
Программа художественной направленности «Волшебный лоскут» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиНа 2.4.4. 1251-03 (зарегистрированного в Минюсте 27.05.03 г. № 4594),
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей, Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844.
Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративноприкладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды. Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.
Актуальность создания программы обусловлена желанием, дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. Условия реализации данной программы позволяют использовать личностноориентированный подход в обучении, расширить полученные на уроках труда знания, умения и навыки. Творческие проекты могут быть реализованы с использованием всего многообразия декоративных ручных и машинных швов. Учащиеся знакомятся с различными видами тканей и других текстильных материалов. Сюжеты и тематика могут быть как традиционными, выполненными в технике лоскутного шитья (пэчворк), так и свободные композиции, выполненные по собственным эскизам, сюжетами для будущих картин из тканей могут служить иллюстрации детских книг, окружающий мир, природа, птицы, цветы, насекомые. Поиск тематики, материалов для воплощения, назначение будущего изделия – процесс творческий, многогранный, как индивидуальный, так и коллективный. Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». Основная направленность не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Особенность деятельности ребенка на занятии, включает в себя как равнозначный интеллектуальный , так и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны быть неторопливы, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, — все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Основные направления художественной деятельности обучающихся на занятиях:
Создание плоскостных и объемных композиций из различных текстильных материалов
декоративная и конструктивная работа;
обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;
изучение художественного наследия.
Цель программы: формирование и развитие художественной культуры ребенка через народное декоративно — прикладное искусство; развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания изделий из ткани, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
В процессе обучения решаются следующие задачи :
Обучающие : — научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива; — обучить основам мастерства; — сформировать специальные навыки по предмету; -формировать технологическую культуру; — обучение искусству гармоничного подбора цветов; — обучение технологии сборки изделий из лоскутов; — обучение приемам шитья на швейной машинке.
Развивающие: — знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства, — знакомство детей с русским народным творчеством, — развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала. — развитие познавательной активности ребенка; — развитие фантазии, творческих способностей; — развитие умения анализировать, давать оценку своей работе. — через коллективно-творческую работу способствовать развитию навыков межличностных отношений.
Воспитывающие: — формирование художественно — творческой активности. — воспитание трудолюбия, — способствовать воспитанию любви к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа; — сформировать интерес к жизни через творчество; — воспитывать бережливость, экологическую сознательность; — формировать качества личности — настойчивость, терпение, аккуратность в труде;- формирование самостоятельности.
Программа для внеклассных занятий рассчитана на 1 год обучения. Объём учебной нагрузки в неделю составляет 2 часа . Количество учебных часов в год – 72 часа,
Занятия проводятся 1 раз в неделю с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционной школы. В кружок набираются дети среднего школьного возраста, 11 – 15 лет. Подбор изготавливаемых изделий, техника и технология выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.
Характеристика ожидаемых результатов
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе первого года обучения предполагается, что дети получат следующие знания и умения: умение выполнять все виды ручных швов, используемых в технике пэчворк; умение конструировать несложные узоры, умение изготавливать несложные панно.
Основные знания и умения выпускников кружка «Волшебный лоскут»
Должны знать: -правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами; -историю лоскутного шитья; -техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник»; -способы выполнения аппликации; -технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки; -материалы, применяемые в лоскутном шитье; -основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму; -требования к качеству готовых изделий.
Должны уметь: -правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда; -подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья; -составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник»; -обрабатывать, оформлять лоскутное изделие; -делать аппликацию; -определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий
Учащиеся проявляют: — готовность к сознательному выбору своего места в жизни; — художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и умение эстетически ее оценивать. — владеют коммуникативной культурой, относятся с вниманием и уважением к людям, -проявляют терпимость к чужому мнению; — активность в познании нового; — умение анализировать, давать оценку своей работе;
Система оценки результатов
Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно- индивидуальную (качество индивидуальной работы). Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс опросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу. Итогом работы детей является участие их в районных, городских и областных выставках и конкурсах.
Критерии оценки результатов:
1) теоретические знания и познавательная активность 2) практические умения и навыки 3) аналитические умения 4) творческое мышление, воображение 5) коммуникативная культура.
В соответствии с поставленными задачами и планируемыми результатами года, для выявления стартовых возможностей и оценки результатов обучения, качественных личностных изменений обучающихся были определены следующие критерии оценки:
- учебно-организационные умения;
- познавательная активность в творческой деятельности;
- теоретические знания;
- практические навыки;
- творческая активность;
- навыки межличностных отношений.
Уровни освоения программы разные, как и дети которые их осваивают. Каждый критерий и уровень характеризуется своими показателями. Качественную оценку можно перевести в бальную для удобства фиксирования результатов в табличном виде для всего коллектива и в индивидуальных личностных карточках обучающихся .
Система контроля уровня знаний, умений, навыков детей и качественных изменений личности обучающегося предусматривает определение начального уровня (сентябрь); промежуточный контроль (январь); итоговый контроль (май). Формы подведения итогов освоения разделов программы разнообразны. Среди них: мини-выставки детских работ, интеллектуальные конкурсы, выполнение индивидуальных заданий и коллективно-творческих работ, самостоятельные, с элементами творчества, работы.
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида/под ред. В.В. Воронковой: Сборник 2.- Москва, ВЛАДОС, 2000 г., Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида/ под ред. К.п.н. А.М. Щербаковой.- Москва, НЦ ЭНАС, 2001г.
На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические. Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования. Лучшие работы детей выставляются на выставках, фестивалях.
Оборудование: бытовая швейная машина, оверлог, утюг.
Основные инструменты и приспособления: иглы различного размера (№7-8), портновские булавки, наперстки, ножницы, нож для распарывания, колесикорезец, линейка, карандаши.
Материалы: различные лоскуты ткани, меха, бумага, картон, нитки армированные, простые, мулине и др., вата, синтепон, пуговицы, тесьма, шнуры, кружево.
Основное содержание программы (64 часа)
Тема 1. Вводное занятие. История лоскутного шитья. Инструменты и материалы. Правила безопасности, 2 часа
Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места.
Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода, плоские и объемные композиции.
Тема 2. Цвет. Цветовые сочетания, 2 часа
Цветовой круг. Основные, дополнительные. Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.
Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.
Тема 3. Декатировка. Раскрой деталей, 2 часа
Свойства тканей. Виды тканей. Работа с тканями в процессе эксплуатации. Подготовка ткани к работе. Изготовление деталей для раскроя. Раскрой лоскутных деталей.
Объекты труда: ткани разных цветов, фактур, рисунки, шаблоны
Тема 4. Аппликация. Способы выполнения, 2 часа
Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка. Общие правила выполнения всех видов ручных швов. Закрепление нитки на ткани. Сметывание с помощью булавок. Применение ручных швов в аппликации.
Объекты труда: панно, лоскутная картина.
Тема 5. Выполнение аппликации в технике ручных швов, 4 часа
Выбор сюжета. Способы увеличения или уменьшения рисунка. Изготовление деталей кроя. Подбор ткани. Подготовка ткани к работе. Раскрой деталей. Сборка деталей. Сметывание. Изготовление изделия с помощью ручных швов.
Объекты труда: панно, лоскутная картина.
Тема 6 . Окончательная обработка изделия, 2 часа
Окончательная сборка изделия. Придание работе законченности. Влажнотепловая обработка. Проверка качества готового изделия.
Объекты труда: панно, лоскутная картина.
Тема 7. Виды машинных швов, применяемых в аппликации, 2 часа
Виды машинных швов, наиболее часто применяемых в лоскутном шитье. Их назначение и применение.
Объекты труда: образцы машинных швов.
Тема 8. Выполнение аппликации в технике машинных швов. 6 часов
Подбор сюжета для лоскутной картины. Выполнение эскиза. Подбор ткани, подготовка ткани к работе. Раскрой деталей. Изготовление изделия с помощью машинных швов.
Объекты труда : панно, лоскутная картина, предметы быта.
Тема 9. Окончательная обработка изделия, 2 часа
Окончательная сборка изделия. Придание работе законченности. Использование техники ручных швов для проработки мелких деталей и контурных рисунков.
Объекты труда: панно, лоскутная картина, предметы быта.
Тема 10. Изделия в технике «квадрат», 2 часа
Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Подбор и подготовка ткани к работе.
Объекты труда: шаблоны, ткани.
Тема 11. Изготовление изделия в технике «квадрат», 8 часов
Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажнотепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка и другие предметы быта
Тема 12. Изделия в технике «треугольник», 2 часа
Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Подбор и подготовка ткани к работе.
Объекты труда: шаблоны, ткани.
Тема 13. Изготовление изделия в технике «треугольник», 8 часов
Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.
Тема 14. Техника «полоска», 2 часа
Подготовка ткани к работе. Раскрой полосок. Технология пошива.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.
Тема 15. Изготовление изделия в технике «полоска», 8 часов
Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.
Тема 16. Творческое задание. Изготовление предметов быта в лоскутной технике,10 часов
Выбор модели и ее назначения, эскизирование. Подбор ткани по цвету, фактуре, рисунку. Подготовка ткани к работе. Раскрой. Изготовление изделия в лоскутной технике, в технике накладного шитья. Окончательная обработка изделия. Влажнотепловая обработка. Контроль качества готового изделия.
Объекты труда: Фартук, прихватка, коврик, наволочка, панно и др.