Ткани для свободной вышивки

Ткани для вышивки

Искусство вышивки – от простолюдинов до королевского двора

Вышивка – древнее ремесло, зачастую граничащее с настоящим искусством. В разные исторические периоды и у представителей разных социальных слоев вышивка играла свою специальную роль. Вышивка служила отличительным признаком принадлежности к знатному роду и показателем социального статуса, украшала наряды для праздников и одежду для будней, а также была способом продлить срок службы износившейся одежды или создать уникальное произведение дизайнерского искусства.

Вышивка гладью использовалась крестьянами в древнем Китае для того, чтобы укрепить протершиеся места на локтях рубах и халатов, а уникальная вышивка шелковыми волокнами по шелковому же полотну была отличительным признаком одежды императорских особ. Сегодня же вышивка доступна практически каждому, кто хочет украсить свою одежду или создать уникальный предмет интерьера.

Ткани для вышивки крестиком

Для вышивки крестиком или, как еще называют эту технику, счетным крестом подойдет любая неэластичная ткань с одинаковым количеством поперечных и продольных нитей на сантиметр. Неэластичная – для того, чтобы во время работы рисунок не искажался. А одинаковые размеры нитей и расстояний между нитями нужны для того, чтобы крестики получались ровными, квадратными.

Читайте также:  Вышивка имен своими руками

Наиболее распространенными тканями для вышивки крестом считаются следующие:

  • канва
  • ткань равномерного переплетения
  • лен для вышивки
  • нетканая основа для вышивки.

Канва бывает различного размера, т.е. имеющая различное количество нитей на 1 см ткани – от 8 до 20. На крупной канве вышивают объемные работы, например, подушки, покрывала или скатерти. На более мелкой – вышивки для оформления в раму, небольшие изображения, украшения для одежды и аксессуары.

Ткань равномерного переплетения отличается от канвы тем. Что отверстия между нитями не видны, и ткань имеет сплошное полотно. Вышивка на такой ткани выглядит очень изящно.

Лен для вышивки особенно удачно подойдет для создания работ в стиле прованс или рустик, благодаря натуральной поверхности льняной ткани.

Ткани для вышивки гладью

Для вышивки гладью необязательно выбирать ткань с равномерным переплетением нитей, однако эластичной ткань также быть не должна, чтобы не девормировать рисунок в процессе работы. Лучше всего для вышивки гладью подойдут тонкий лен, плотный гладкий хлопок, шелк с добавками для большей плотности. Шерстью можно вышивать на тонких шерстяных и полушерстяных тканях, для мулине же подойдут более тонкие и легкие ткани.

Для вышивки на тонких тканях можно использовать такой прием – перед тем. Как начать работу, пришить к ткани-основе более плотный материал или приклеить флизелин.

Вышивкой можно украсить как повседневную одежду, так и сделать более изысканным выходной наряд. В любом случае, вышивка придаст одежде неповторимый вид и выделит из толпы ее владельца.

Ткани для свободной вышивки

Ручная вышивка — один из самых распространенных видов рукоделия. Современная вышивка восприняла лучшие традиции народной вышивки прошлого. Вышивкой украшают самые разнообразные изделия: скатерти, дорожки, полотенца, салфетки, диванные подушки, занавеси, покрывала, подзоры, блузки, детские и женские платья, мужские сорочки, белье.

Вышивки выполняются либо по счету нитей ткани, либо свободно по предварительно нанесенному контуру рисунка.

Счетные вышивки удобнее делать по полотну и другим тканям полотняного переплетения, на которых нетрудно производить отсчет нитей. Еще проще делать счетные вышивки на специальной вышивальной ткани, похожей на канву, где вся поверхность разделена на ровные квадратики. Счетные вышивки (к ним относятся большинство старинных народных швов) делятся на сквозные, или строчевые, выполняемые на ткани, разреженной путем выдергивания нитей, и вышивки по целой ткани, называемые также глухими. Строчевых швов и вышивок насчитывается большое количество. К ним относятся все мережки, строчка-перевить, цветная перевить, гипюры, стяги. К глухим швам относятся крест, роспись (часто называется полукрест). Различные виды счетной глади: набор, прутик, косичка, косая стежка и другие.

Счетными швами обычно вышивают рисунки геометрического характера (с прямыми линиями).

Свободные швы позволяют вышивать рисунки с криволинейными контурами на любых тканях: шелке, бархате, шерстяных тканях. Чаще всего они применяются для воспроизведения растительного орнамента. К свободным вышивкам относятся тамбур, ришелье, гладь.

Свободные швы иногда выполняются в соединении со счетными швами. К ним относятся «орловский спис», «владимирский шов», «олонецкий шов по письму» и другие.

Что нужно иметь для вышивания

Для вышивания, кроме ниток и ткани, нужно иметь несколько иголок (коротких с широким ушком), наперсток, ножницы, костяную заостренную палочку, крючок, шило, пяльцы.

Пяльцы. Большинство рукодельных работ делают в пяльцах. Они облегчают работу и улучшают ее качество. Основное назначение пяльцев — держать материал в натянутом состоянии, чтобы предохранить вышивку от стягивания. Пяльцы бывают круглые и квадратные. Первые обычно употребляются для мелких работ и для вышивки на машине, вторые—для больших. Круглые пяльцы —это два деревянных обруча, входящих один в другой (рис. 1). Натянуть материал на круглые пяльцы просто. На меньшее кольцо кладут материал для вышивания. Потом сверху накладывают большее кольцо, нажимают, и ткань натянута. При запяливании ткани в круглые пяльцы надо следить за тем, чтобы материал натянулся туго, для этого меньшее кольцо рекомендуется обертывать узкой полоской марли или мягкой ткани. Если нужно вышивать небольшие кусочки ткани по размеру меньше пяльцев, то по краям материала пришивают 4 кусочка любой другой материи, что дает возможность натянуть материал на пяльцы. Чтобы работа шла быстрее, надо научиться вставлять и выводить иглу обеими руками, то есть правая рука вкалывает иглу в работу сверху вниз, а левая рука — снизу вверх. Таким образом, правая рука все время сверху, а левая — внизу.

Увеличение или уменьшение рисунка

Если размер вышиваемого изделия не совпадает с размером рисунка, последний приходится увеличивать (рис. 2) или уменьшать (рис. 3). Сделать это можно следующим образом. Предположим, нужно увеличить узор в два раза. Нужный участок разлиновывают на равные квадраты. Чем мельче квадраты, тем точнее будет увеличение. Затем на чистом листе бумаги вычерчивают то же количество квадратов, но уже увеличенных в нужное число раз, в данном случав в 2 раза. Переносят в эти клеткилинии соответствующих клеток оригинала. При аккуратной работе получается точно увеличенная копия рисунка. При уменьшении рисунка клетки оригинала уменьшают в нужное число раз. Такой прием называется увеличением или уменьшением рисунка по клеткам. Очень важно при этом приеме вычерчивать точные квадратные клетки, иначе форма рисунка изменится.

Перевод рисунка на ткань

Существует несколько приемов перевода рисунков на ткань.
1. Перевод рисунка на ткань через копировальную бумагу — наиболее распространенный, быстрый и простой способ. Ткань расстилают на столе или на гладкой доске, сверху кладут копировальную бумагу. На нее накладывают рисунок и закрепляют кнопками или булавками. Остро отточенным мягким карандашом обводят линии рисунка. На ткань темных тонов рисунок переводится так же, как через копировальную бумагу, с той лишь разницей, что вместо копировальной бумаги берут бумагу, натертую мылом.
2. Перевод рисунка на ткань «припорохом». Рисунок сначала переводят на тонкую прозрачную бумагу — кальку, затем кладут его на стол, покрытый толстым сукном или мягким материалом. Тонкой иглой прокалывают кальку по линиям контура рисунка, стараясь делать дырочки на равном расстоянии друг от друга. Затем кальку с проколотым контуром рисунка кладут на вышиваемый материал и укрепляют кнопками или булавками. После этого берут кусочек ваты, смачивают в растворе керосина с синькой, сажей или белилами. Сильно отжимают, чтобы не было клякс, и начинают натирать линии с отверстиями по контуру рисунка. Проходя через проколы, раствор образует на ткани «припорох» — следы но линии контура узора (рис. 4).

3. Перевод рисунка на ткань при помощи тонкой бумаги. Тонкую бумагу с рисунком приметывают на толстую цветную ткань или бархат. Затем частыми мелкими стежками прометывают все линии узора. После этого бумагу обрывают и на материале остаются контуры узора.

Закрепление нитки на ткани

При вышивании никогда не делают узлов. Нитку закрепляют на целой ткани в основном тремя способами.

1. Нитку закрепляют несколькими мелкими стежками в том месте, которое в дальнейшем закроется вышивкой. 2. Делают первый стежок швом «вперед иголку», не вытягивая нитку из ткани до конца, оставшийся маленький кончик нитки пришивают одним стежком и отрезают конец нитки, а потом это место закрывают вышивкой. 3. Самый простой способ: нитку складывают вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок; не вытягивая нитку из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают ее, вкалывая иголку в ткань. Место закрепления нитки остается совсем незаметным.

Заканчивая вышивку, надо рабочую нитку пропустить мелкими стежками под рисунок.

В мережках нитку закрепляют следующим образом: для первого стежка иглу пропускают в продернутую полоску ткани между нитей будущего столбика и вкалывают в материал за 2—3 нити от края мережки, кладут рабочую нитку петлей справа налево, подхватывая на иглу 4 нити мережки и затягивают петлю. Для прочности на этом же месте делают вторую петлю.

В строчевой работе для закрепления нитки без узла прошивают швом «вперед иголкой» по незашитым столбикам сетки; эти столбики в дальнейшем обовьются и закроются вышивкой.

Швы для свободной вышивки

Вышивка редко выполняется каким-либо одним швом; Обычно в одном узоре применяются различные виды швов. Это придаёт вышивкам нарядность и разнообразность.

Шов «вперед иголку» (рис. 5) — самый простой вид шва. Стежки этого шва идут один за другим. Одна линия этих стежков довольно однообразна, но если изменять величину стежков, давать их в различном ритме, вводить нитки различных цветов, применять то толстую прядь ниток, то тонкую, можно достичь разнообразия и создать простую по выполнению, но красивую вышивку. Этот шов также применяется при обведении контура рисунка (в глади).
Шов «за иголку» (рис. 6). Шов «за иголку» несложен. Само название говорит о том, что стежок делается назад от прокола иглой и выводится под тканью впереди сделанного стежка. Этот шов рельефен и украшает вышивку. Выполняется он так: проколов ткань иглой, на нее набирают, предположим, 4 нити ткани и протаскивают через них иглу с ниткой. Затем прокалывают ткань сзади второго прокола иглы, на половине первого стежка, то есть иглу вкалывают на второй нити, и набирают шесть нитей: две за иглой и четыре впереди. Следующий стежок опять будет состоять из двух нитей за иглой и четырех нитей впереди. Величина стежков зависит от толщины ткани.
Шов «строчкой» (рис. 7) предназначен для плотного соединения ткани. Выполняется этот шов так: набирают иглой 2—3 нити, протаскивают нитку и снова прокалывают ткань, вводя иглу в место первого прокола. На иглу набирают теперь не 2—3, а 4—6 нитей, то есть одинаковое количество нитей за иглой и впереди нее. С лицевой стороны ткани этот шов дает сплошные стежки, как при шитье на машине, с изнанки напоминает шов «за иголку».
Петельный шов (рис. 8), как можно судить по названию, применяется для обметывания нетель, им можно подрубить края ткани, а также вышивать (обычно применяется в «ришелье»). Лицевые и изнаночные стежки здесь расположены перпендикулярно к краю ткани. Шьют слева направо, при этом край ткани находится внизу. В начале работы делается прокол в левом нижнем углу вышивки с изнаночной стороны на лицевую, то есть «к себе», а все остальные проколы уже пойдут с лицевой стороны на изнанку. После первого прокола направляют нитку вниз, придерживая ее большим пальцем левой руки, делают прокол с лицевой стороны наизнанку и направляют острие иголки в образовавшуюся петлю. Иглу протаскивают через петлю и тянут нитку вниз и «на себя». Петля затягивается на краю материала. При обметке петель и швов все стежки делают одной величины, они должны плотно прилегать друг к другу. В вышивке стежки делаются редко — на расстоянии 3—4 нитей (рис. 8, а). Стежки можно чередовать, делая два стежка коротких, один длинный (рис. 8, б). Если стежки делают на расстоянии 3—4 нитей, то промежутки (с другой стороны шва) вышивают петельным швом ниткой другого цвета (рис. 8, в). Петельный шов можно украсить штопальным швом или швом «вперед иголку». Получится плотная цветная полосочка, которая применяется для заделки разреза на вышитой блузке, детском платье или мужской рубашке (рис. 8, г).

Шов «козлик» (рис. 9) часто встречается в русских вышивках. По внешнему виду он представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне изделия и два параллельных ряда на изнанке. Вышивать начинают снизу вверх или от себя, стежки делают от себя, а иглу направляют все время «на себя». Шов «козлик» также употребляется при заделывании краев в верхней одежде (подол, карманы, швы и т. д.).

Шов «цепочкой» (рис. 10) представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой. Такой шов называют еще «тамбурным». Исполняется он следующим образом. Шьют «на себя», иглу выводят с ниткой на лицевую сторону. Положив нитку петлей и придерживая ее большим пальцем левой руки, вводят иглу с лица на изнанку в предыдущий прокол и направляют по изнанке вниз на 3—4 нити. Новый прокол на лицевую сторону делают так, чтобы кончик иглы попал в середину петли. Получается петелька с ниткой посредине. Тамбурный шов очень однообразен, потому рекомендуется дополпять его другими видами швов.

Стебельчатый шов (рис. 11) получил свое название потому, что им обычно вышивают стебельки цветов. Стебельчатым швом пользуются, например, вышивая переход от тонкой части стебля к утолщенной. Очень часто стебельчатый шов применяется при выполнении контурных узоров. Шьют им назад иголкой, то есть каждый стежок делают, отступя назад. Вколов иглу в ткань, набирают от 2 до 4 нитей на иглу, протаскивая нитку, и, отступя, снова вкалывают иглу и набирают на нее количество нитей, равное первому стежку. Иголка со вторым стежком должна выйти из ткани в середине предыдущего стежка, лицевые стежки идут в одном направлении, заходя один за другой справа или слева, в зависимости от назначения шва. Соблюдение равной величины стежков и обязательное выведение иглы при втором, третьем и последующих стежках в середине предыдущего стежка делают шов красивым.

Сквозные счетные вышивки

Мережки

Мережку делают по выдернутым только в одну сторону нитям. Мережка часто входит в различные виды вышивки, но применяется также и как самостоятельный вид украшения ткани.

Мережка «столбик» (рис. 12). По технике выполнения самая простая.

Выполняется следующим образом: из ткани выдергивают 3—4 нити; закрепляют нитку у нижнего левого края мережки, рабочую нитку ведут прямо вверх в продернутую полоску ткани, подхватывают ею слева направо пучок вертикальных нитей (3—4, в зависимости от плотности ткани), обвивают их один раз справа налево и вкалывают иглу в ткань с изнанки на лицевую сторону за 2 нити ткани от края мережки для следующего стежка. Наиз-нанке под каждым стянутым «пучком» образуется диагональный стежок.

Мережка «X» (рис. 13). Сначала делается мережка «столбик». Затем ниткой посредине мережки собирают по два столбика узлом. Узелок делается следующим образом: нитка подхватывает два столбика, проходит под ним, возвращаясь, она обвивает их, чтобы выйти в образовавшуюся петлю, и затягивает ее. Чтобы узелок не сдвигался, тут же делается вторая петля.

Мережка «панка» (рис. 14). В середине широкой мережки, края которой подшивают кисточкой, оставляют от двух до трех невыдернутых нитей. На них с двух сторон одновременно делают кисточки.

Выполняются они следующим образом: первым стежком нитка покрывает оставленные нити ткани снизу вверх и проходит под ними по диагонали вниз; выйдя на лицевую сторону на расстоянии трех нитей от первого стежка, нитка проходит по горизонтали справа налево, то есть возвращается к месту начала работы; затем, направляясь по диагонали вверх, она затягивает нижнюю кисточку; верхняя же кисточка затягивается движением нитки справа налево и по диагонали вниз.

Эта мережка служит краем других мережек, в таких случаях она делается близко к краю и носит название «подстрочка».

Мережка «полотнянка» (рис. 15). Сделав первый (верхний) ряд панки, приступают к выполнению второго (нижнего) ряда, одновременно делая воздушные петли полотнянки. Для этого рабочую нитку закрепляют внизу на подстрочке, делают два столбика панки и движением рабочей нитки вверх налево обвивают два столбика петлей, затем нитка переходит вверх и делает петлю на панке,потом вправо за два столбика и, наконец, снова вниз к месту начала воздушной петли. Чтобы.перейти к выполнению второй воздушной петли, делают четыре столбика панки. Между четвертым и пятым столбиками делают вторую воздушную петлю.

Мережка настилом. Внешний вид таких мережек может быть самым разнообразным (рис. 16).

Сначала делают обычную мережку «столбик», затем, закрепив нитку, движением справа налево набирают на иголку четыре столбика: первый под иголку, второй на иголку, третий под иголку, четвертый снова на иголку. После четвертого столбика, протащив нитку, уже обратным движением иголкой левый четвертый столбик набирают под иголку, третий на иголку и так до первого (чтобы нитка перекрыла те столбики, которые при первом ходе оказались над иголкой). Протаскивая нитку, затягивать ее не нужно. Снова направляют иголку справа налево, и так до середины мережки, затем с середины мережки набирают следующие четыре столбика и т. д. Но если предыдущую группу столбиков заполнили снизу вверх, то следующую надо заполнять сверху вниз.

Сновочная мережка. Сновочные мережки могут быть в 3, 5, 7 сновок, то есть в 3, 5, 7 рабочих ниток, в зависимости от ширины мережки. Мережка в 5 сновок (рис. 17). Из ткани выдергивают 20 — 30 нитей и делают столбики. Затем первую рабочую нитку закрепляют на ткани посередине мережки и стягивают в пучок то 4 столбика, то 6 столбиков (так чередуя до конца мережки). Вторая рабочая нитка закрепляется на материале в точке «а» (слева) и проходит волнообразной линией с одного конца мережки до другого. Сначала она идет над первым снопиком (в четыре столбика), соединяя узлом по два столбика, затем проходит в центре второго снопика (в 6 столбиков), не закрепляясь и под третьим снопиком (в 4 столбика), также соединяя по два столбика узлом (см. ход нитки «а» на рисунке). Третья рабочая нитка «б» повторяет движение нитки «а»; четвертая рабочая нитка сновка закрепляется в точке «в», проходит волнообразно над ниткой «а» в первом снопике, затем в центре второго снопика и под ниткой «а» в третьем снопике. Нитка «в» вначале закрепляется узелком на первом столбике, затем она стягивает узлом второй и третий столбики, образуя раскол, и закрепляется узлом на четвертом столбике. Пятая рабочая нитка — сновка «г» — повторяет движение нитки «в».

В этой мережке на пересечении волнообразных линий на снопике в 6 столбиков вышивается большой «паучок», а на снопике в четыре столбика — маленький «паучок». «Паучки» делают рабочей ниткой, которая проходит по средней нитке мережки. Она скрепляет место перекрещивания волнообразных линий на снопике и настилает паучок.

«Паучок» (рис. 18). Если мережку делают в двух направлениях — горизонтальном и вертикальном, то при скрещивании ее рядов образуются пустые квадратики. Эти квадратики можно заполнить простым или сложным узором, в зависимости от сложности рисунка мережки.

Самый простой рисунок по выполнению — это «паучок». Сначала рабочую нитку натягивают с угла на угол квадрата по диагонали, а затем по горизонтали и вертикали. Натягивая нитку, ее обвивают, причем последнюю нитку обвивают только наполовину. Дойдя до центра перекрещения натянутых ниток, рабочей ниткой делают узелок в центре.

Чтобы образовался «паучок», рабочая нитка должна двигаться по кругу, переплетая нитки. Обойдя круг, нитка зацепляет за последнюю натянутую нитку и поворачивает назад, переплетая нити в обратной последовательности. Сделав последний круг, нитка закрепляется возле незаконченной (необвитой) нитки и обвивает ее до конца.

В готовом виде рисунок напоминает паука.

Края квадратов заделываются петельным швом или гладевым валиком.

Старинная строчка

Старинная строчка — это многорядная мережка (рис. 19). Нитки выдергиваются только в одну сторону по основе или по утку, поэтому мережка часто называется «держка в одну сторону». Выполняется она так: на иглу набирают четыре нити ткани, подрезают и выдергивают, а 2-3 нити остаются неподрезанными, затем опять четыре нити ткани подрезают и выдергивают и т. д. Неподрезаиные нити обшивают, как мережку «панка», а крайние столбики заделывают мережкой «столбик». Стороны с подрезом нитей обметывают петельным швом. Клеточки, образующиеся между рядами столбиков и разделяющими их полосками ткани, заполняют горизонтальными плотно лежащими рядами ниток. Рабочая нитка натягивается поверх столбиков. Покрыв 3—4 столбика, нитка возвращается обратно, обвивая в каждой клеточке рабочую нитку один раз.

«Держку» вышивают на мужских рубашках, женских блузках, полотенцах, подзорах. Иногда, ее сочетают с другими видами вышивок — крестом, гладью и т. д.

Строчка-перевить

Основой этого вида вышивки является сетка, на которую наносится рисунок.

Подготовка сетки для белой строчки. Держка сетки производится по основе и по утку (рис. 20). На ткани проколом иглы намечают границы мотива вышивки. В вершине одного из углов подрезают нить утка и основы, их осторожно натягивают и подрезают в других отмеченных точках, затем подрезанные нити выдергивают со всех четырех сторон.

По выдернутым нитям набирают на иголку с цветной ниткой нити основы и утка. В каждом ряду сетки берут такое количество нитей по основе и утку, чтобы клетки сетки получились строго квадратной формы. Нити, набранные на рабочую нитку, осторожно подрезают и выдергивают. Первой в каждой полоске выдергивается средняя нить; когда она выдернута, соседние с ней выдергиваются без затруднений, попарно. Это ускоряет работу. Около края сетки выдергивают на одну-две нити меньше, чтобы при обметке края петельным швом не увеличилась крайняя клетка. Подготовленную сетку запяливают в пяльцы и обвивают.

Обвивка сетки. Для белой строчки сетку обвивают по диагонали тонкой белой ниткой (катушка № 40—50). Если сетка мелкая, то каждый столбик обвивают одним стежком, а если крупная — двумя-тремя стежками, делая наизнанке диагональный стежок (рис. 21). Начинают перевивать сетку с левого нижнего угла, который является переходом от вертикального столбика к горизонтальному. Дойдя до края строчевого мотива, тем же движением перевивают столбики сетки, спускаясь вниз по диагонали, Делая второй диагональный стежок, параллельный первому. Так перевивают всю сетку, затем обметывают край с подрезанными нитями петельным или гладевым швом.

Перевитую и обметанную по краям сетку заполняют различными строчевыми разделками: одинарной штопкой, паутинкой, настилом.

Рисунок-узор наносят на сетку по счету клеточек. Иногда по сетке вышивается рисунок с свободным контуром, не по счету клеток. Контур такого рисунка сначала наносят на кальку тушью, затем прикалывают или приметывают под строчевую сетку и рабочей ниткой наносят на сетку контур швом «вперед иголку». Можно также кальку с рисунком приметать сверху на строчевую сетку и прошить по ней контур швом «вперед иголку». Когда контур обшит, кальку срывают, делают контур широкий (4—5 миллиметров) и заполняют фигуры орнамента разделками, по счету клеток сетки.

Строчевые разделки

Одинарная штопка (рис. 22) — это заполнение клеток сетки одним вертикальным и одним горизонтальным стежком, причем в каждой клетке образуется прямой крестик. Одинарную штопку выполняют белыми нитками № 40—50 (катушка) по перевитой сетке.

Закрепив нитку на столбике сетки в точке 2, прокладывают рабочую нитку сразу поверх нескольких клеток, в данном случае поверх 3 столбиков сетки; нитку зацепляют за четвертый столбик сетки в точке 2; при обратном ходе нитка перевивает места пересечения ее с сеткой и возвращается к точке 1. От точки 1 переходят к точке 3, прокладывают нитку горизонтально поверх сетки к точке 4, обвивают рабочую нитку двумя стежками и возвращаются к точке 3, чтобы потом сделать длинный стежок от точки 5 к точке 6 поверх двух клеток, и т. д. Последовательный ход выполнения одинарной штопки показан на рисунке.

Двойная штопка выполняется так же, как одинарная, с той лишь разницей, что в каждой клетке натягивается не по одной нитке, а по две — вдоль и поперек.

Паутинка, или воздушная петля, выполняется по перевитой и по неперевитой сетке параллельными рядами или по диагонали. Рабочую нитку закрепляют внизу -на столбике сетки, обвивая сначала столбик слева воздушной петлей, затем рабочая нитка переходит вверх тоже в петлю, потом вправо за столбик и, наконец, снова вниз к месту начала воздушной петли (см. рис. 15, «мережка полотнянка»).

Настил — это заполнение клеток сетки очень плотным швом (штопальным) ниткой мулине или шелком. Набирают один стол-бик клеточки на иголку, другой под иголку; при возвращении рабочей нитки столбики набирают в обратном порядке, делая несколько рядов ниток в каждой клетке, пока заполнится вся клетка.

Цветная перевить

Цветная перевить (рис. 23) — особый вид цветной строчевой вышивки, в котором сначала выполняется штопкой (стланью) узор по неперевитой сетке, а затем перевивается сетка цветной ниткой. Сетка для цветной перевити делается более плотной, чем для белой строчки. Для этого при подготовке сетки нитей выдергивают в два раза меньше, чем оставляют, например 3 нити выдергивают, а 6 оставляют.

После того как рассчитана сетка и выдернуты нитки, приступают к выполнению мотивов «стланью», т. е. вышивают их одинарной штопкой по неперевитой сетке. «Стлань» делается обычно нитками светлых тонов — белыми или желтыми. Мотивы, вышитые стланью, получаются очень плотными, без всяких просветов. Оставшуюся кругом узоров сетку перевивают толстой цветной ниткой (чаще всего красной или синей). Каждый столбик перевивают несколько раз, переходя от вертикального к горизонтальному уступами по диагонали. Чтобы на пересечении клеток ткань не просвечивала, при переходе от вертикального столбика сетки к горизонтальному делают диагональный стежок с лицевой стороны. Получается цветная, плотно обвитая сетка.

Мережка с цветной ниткой

Для выполнения мережки (рис. 24) выдергивают из ткани несколько нитей. Цветной ниткой столбики стягивают швом в виде крестика по следующей схеме: из точки 1 иглу с ниткой вкалывают через точку 2 вниз за 4 нити от края мережки в точку 3. Косым стежком 3—4 набирают на иглу 4 нити мережки и делают второй косой стежок 5—6, а с изнанки вкалывают иглу за 2 нити ткани от края мережки, после чего делают стежок через край мережки, вкалывая иглу с изнанки снова в точку 6, и т. д. Таким же швом обшивают вторую сторону мережки. Получается ажурная мережка, окаймленная с двух сторон цветной полосочкой. Эта мережка применяется в сочетании с цветной перевитью, крестом, полукрестом.

Олонецкий шов по письму

Особенность данного вида белой строчевой вышивки (см. цветную таблицу) та, что в ней сетка подготавливается только для фона, а ткань под основным узором остается целой (нити в этом месте не выдергиваются).

При выполнении шва сначала наносят рисунок на ткань через копировальную бумагу, затем контур рисунка обшивают тамбуром простым или двойным (два ряда тамбура). Фон вокруг узора выдергивают — три нити выдергивают, три оставляют и обвивают по диагонали.

Ткань основного узора украшается различными разделками, круглыми дырочками.

Крестецкая строчка

Этот вид вышивки был создан мастерицами Крестецкого района Новгородской области (см. цветную таблицу). Он применяется для оформления изделий из белого полотна белыми сквозными узорами. Все изделия украшаются узорами исключительно геометрического характера, выполняемыми различными видами кре-стецкой строчки. В Крестецком районе известно несколько разновидностей приемов строчки, каждым из которых выполняются особые виды узоров: «мыльный пузырь», «старинный гипюр», «рассыпной гипюр».

«Мыльный пузырь» — этот вид вышивки получил свое название из-за воздушных очертаний и округлости узора. Чтобы выполнить «мыльный пузырь», сначала намечают границу мотива, выдергивают по одной нити вокруг квадрата, затем для создания крупной сетки выдергивают 15 миллиметров, а 5 миллиметров оставляют; желательно оставлять четное количество нитей (рис. 25, а). После этого редкими стежками обметывают подрезанные нити ткани по краям мотива, а оставленные нити сетки разделяют пополам (б) и обшивают, как столбики в мережке. Затем наносят по две параллельные диагональные нити в каждой клеточке отдельно, вкалывая иглу в маленький квадратик ткани.

На пересечении диагоналей, обвивая рабочую нитку, сразу делают маленькие паучки (в). Когда все диагонали натянуты, приступают к разработке маленьких плотных квадратиков из ткани, то есть обшивают их мережкой, делая на каждой стороне по два столбика, вкалывая иглу все время в центральную точку квадратов (г), затем вокруг плотного квадратика рабочая нитка идет по кругу, закрепляя нитку двумя узелками на пересечении нитей. Когда круг закончен, его плотно обвивают, для упругости и на расстоянии 3 миллиметров делают второй большой круг. Получаются легкие полупрозрачные кружки на тонкой сетке.

Старинный гипюр (рис. 26). Выполняется так же, как «мыльный пузырь», только вместо ажурных кругов на натянутых диагоналях делают плотно наснованные фигурки. Таким образом вокруг маленьких квадратиков ткани образуются очень плотные розеточки в виде восьмилепестковых ромашек.

Рассыпной гипюр с рисунком, составленным из сетчатых квадратиков, кружочков и плотных перемычек, показан на рисунке 27. Для рассыпного гипюра выдергивается крупная сетка: 8—10 миллиметров подрезают и выдергивают, а 3 миллиметра оставляют. Сетку обвивают редкими стежками, каждый столбик три-четыре раза.Центральную клетку мотива заполняют «паучком». От центральной клетки во все стороны насновывают в несколько рядов рабочую нитку и переплетают настилом, образуются плотные части узора на полупрозрачном фоне. Подрезанные нити сотки обметывают петельным швом.

Горьковские гипюры

Этот вид вышивки отличается от крестецкой большей легкостью, мягкостью.


Горьковские гипюры выполняются по крупной, редко перевитой сетке (при сетке в 10 миллиметров — 8 миллиметров подрезают, а 2 миллиметра оставляют). Гипюры вышивают на полотне нитками мулине и катушкой № 40 или № 50. Очень часто рисунок заканчивается фестонами. Сначала выдергивают сетку по прямой нитке, затем толстой ниткой намечают форму фестонов, по сетке проходят швом «вперед иголку», после чего начинают обвивать сетку до проложенной нитки. Когда вся сетка обвита, делают обметку края и фестонов петельным швом (рис. 28). Фон гипюра зашивают тонкой катушечной ниткой по диагонали особым швом «тень» (рис. 29). На фоне помещают ромбической формы «цветки»: «паучок» с воздушными петлями (рис. 30), «сновочный уголок» (рис. 31), «плотная звездочка» (рис. 32), а также крупные, идущие через несколько клеток стежки (рис. 33). «Цветки» выполняют нитками мулине. Вокруг «цветка» клеточки остаются свободными, благодаря чему «цветки» не сливаются с фоном. Горьковскими гипюрами вышивают скатерти, портьеры, занавеси, накидки, подзоры.

Счетные вышивки по целой ткани

К ним относятся: крест, роспись, двойной крест, набор, косая стежка.

Вышивка крестом

Вышивать крестом можно по специальной ткани (канве). Канву нашивают на материал и, считая квадратики, вышивают рисунок. Когда вышивка закончена, нити канвы осторожно выдергивают.

Можно вышивать также по ткани с крупной ровной нитью, составляющей правильные квадраты, например по полотну.

Крест (рис. 34) выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. При правильном выполнении креста на изнанке должны проходить ровные прямые полосы в одном направлении — по вертикали или по горизонтали.

Соблюдение этих правил достигается следующими приемами. Когда крест идет по одной ровной линии, горизонтально, то все стежки выполняются сначала в одну сторону, а затем они перекрываются стежками в противоположную сторону (а).

Когда крест шьется по вертикали, то, сделав один стежок снизу вверх, надо наизнанке перейти прямо вверх и, проколов иглу на лицевую сторону, сделать косой стежок вниз налево. Сделав на изнанке прямой стежок кверху, перейти к образованию третьего креста и т. д. (б).

Сложнее всего работа по диагонали, так как в некоторых случаях приходится подводить второй диагональный стежок под уже выполненный первый, для того чтобы все верхние стежки на лицевой стороне ткани лежали в одном направлении, а наизнанке шли прямыми полосами (в).

Крест можно вышивать и по точкам. Для этого на миллиметровке рисуется нужный узор. Он накладывается на кальку. Кальку и миллиметровку скалывают вместе. Тонкой иглой делают проколы на концах крестиков по всему рисунку. Далее поступают так же, как при переводе рисунка на ткань «припорохом».

Небольшие точки, отпечатавшиеся на ткани, указывают на места выполнения крестиков (рис. 35).

Двойной крест (рис. 36) состоит из четырех перекрещивающихся стежков — двух по диагонали и двух по основе и утку. Делают каждый крестик полностью. Сначала обыкновенный крестик, затем после второго стежка иглу вкалывают на середину между двух верхних проколов, делают долевой стежок сверху вниз, а также поперечный слева направо.

Последовательный ход выполнения двойного креста показан цифрами.

«Полукрест», или «роспись» (рис.37) представляет собой двусторонний шов, в котором лицевые и изнаночные стежки соединены в непрерывную линию. Выполняется он в два хода.

Первый ход: слева направо прокладывают диагональные лицевые стежки по счету ниток. Наизнанке получаются такие же по величине стежки, но наклоненные в другую сторону.

Второй ход: работая в обратном направлении, заполняют промежутки между лицевыми стежками, делая проколы в места проколов первого ряда стежков. Полукрест широко распространен в вышивках различных народностей СССР.

Косичка, или прутик (рис. 38), вышивается ровной полосой, заполняемой перекрещпвающпмпся стежками. Проколов ткань с изнанки на лицевую сторону, делают стежок по диагонали вверх направо, вкалывают в ткань справа налево и, выйдя на поверхность, делают удлиненный стежок вправо вниз. Подхватив ткань справа налево, делают следующий короткий диагональный стежок. На изнанке получаются две параллельные линип из стежков по краям полоски.

Косая стежка

Косая стежка (рис. 39) — наиболее распространенный шов марийской, мордовской и чувашской народной вышивки. Она вышивается шелком, шерстью, мулине, золотой мишурой (см. цветной рисунок VI). Основной цвет вышивки красный (терракот) и небольшое количество темно-синего, зеленого и золотисто-желтого цвета. Косая стежка выполняется по счету нитей ткани стежками, идущими в косом направлении. Сначала контур рисунка обшивается росписью (или полукрестом) (а), а затем рисунок заполняется косой стежкой (б). Делается это так: закрепив нитку, делают прокол с изнанки на лицевую сторону. Чтобы сделать первый косой стежок, отсчитывают четыре нити вправо и две вверх, делают наизнанке горизонтальный стежок справа налево. Величина стежка равна половине косого стежка (в). Второй косой стежок делается на две нити ткани выше первого (б), третий — на две нити ткани выше второго и т. д. Движение стежков идет все время вверх направо. Получается по одному стежку в каждом ряду. Чтобы вышить по второму стежку, последний стежок наизнаике делают движением слева направо, а косой стежок направляют вниз справа налево, делая проколы в места проколов предыдущего ряда стежков. На изнанке получаются непрерывные горизонтальные линии, напоминающие шов машинной строчки, а на лицевой стороне образуется плотно зашитая поверхность с направлением стежков в одну сторону. В зависимости от рисунка направление стежков можно изменить, делая крестообразный поворот (г).

Заделка края в марийской вышивке. Иногда в национальной марийской вышивке край изделия заканчивается цветной вышитой полосой. После нескольких рядов, зашитых косой стежкой, край выполняется особым швом. Из точки 1 (рис. 40) делают стежок с наклоном вправо вниз в точку 2 и выводят иглу через 2—3 нити в точку 3. Отсюда делают стежок с наклоном влево в точку 4. Наизнанке прокладывают диагональный стежок вправо и на расстоянии двух-трех нитей от точки 1 вкалывают иглу в точку 5. Последующие стежки выполняют так же. Шов рекомендуется делать плотный. В нижней части шва образуется жгутик в виде веревочки. По этому жгутику сгибается ткань и подшивается с изнанки.

Набор

Набор выполняется по счету нитей ткани. Эта вышивка покрывает ткань рядами, состоящими из стежков «вперед иголку». Движение рабочей нитки идет в одном направлении с одного конца работы до другого и обратно. На изнанке узор получается обратный тому, который образуется на лицевой стороне.

Гладь

Существует несколько видов глади: плотная белая с настилом, легкая без настила, прорезная, русская гладь, теневая и атласное шитье.

Гладью выполняется обычно растительный орнамент из цветов и листьев по переведенному рисунку.

Белая гладь с настилом (бельевая). Бельевой гладью вышивают на тонких тканях — батисте, маркизете, крепдешине. Нитки для этой глади нужно брать мягкие и желательно блестящие (мулине, шелк). Гладьевые вышивки украшаются различными видами дополнительного шитья: узелками, россыпью, подкладным швом, или «восьмеркой», ажурными сетками, мережками.

Чтобы научиться вышивать бельевой гладью, надо ознакомиться с некоторыми самыми необходимыми приемами этой вышивки.

«Листик» (рис. 41). Контур рисунка обшивается швом «вперед иголку», затем делается настил. Настил кладется вдоль листика, а сверху накладывают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в противоположном настилу направлении.
«Дырочки» (рис. 42) прокалывают толстой штопальной иглой и обметывают тонкой катушечной ниткой.
«Пышечка» (рис. 43). Контур обшивается швом «вперед иголку», делается настил, затем вышивается гладь.
«Листик в раскол» (рис. 44). Раскол — это значит, что листик делится на две части. Начинают листик, как обычно: наметывают край, кладут настил, но на месте, где должен быть раскол, делают два параллельных стежка. Сначала заполняют целую часть листика, а дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, вкалывая иглу между параллельными стежками. После того как одна сторона вышита, переходят ко второй.
«Цветочек» (рис. 45). Сначала выполняется дырочка, затем обшивается контур цветка, делается настил и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу.
«Узелки» (рис. 46). Обшитая ровным гладьевым пли стебельчатым швом форма заполняется следующим образом: рабочая нитка, появляясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза и возвращается к тому месту, откуда вышла. При вкалывании иглы узелок надо придерживать пальцем, пока рабочая нитка не притянет его к материи.
«Россыпь» (рис. 47) делается мелкими стежками «назад пголку». Как узелки, так и россыпь заполняют форму, начиная от краев, параллельно очертаниям.
Подкладной шов, или «восьмерка» (рис. 48), выполняется мелкими стежками «назад иголку», идущими по краю формы. Рабочая нить, сделав здесь небольшой стежок, перекидывается наизнанке к другому краю, чтобы, образовав там такой же стежок, вернуться назад для выполнения рядом с первым стежком второго. Наизнанке образуется частый переплет в виде «восьмерки». Места вышивки, украшенные подкладным швом, хорошо выделяются на легких тканях и на просвет.
«Прорезная гладь» (рис. 49). Сначала обводят контур швом «вперед иголку», затем делают надрез вдоль листика и обшивают так: игла выходит с изнанки из разреза, а с лицевой стороны вкалывается в материал, получается узкий шов «закрутка».

Художественная цветная гладь (рис. 50). Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила не высокой, а плоской гладью (двусторонняя).

Если лист или цветок довольно большой, то не следует делать длинных стежков, а вышивают более короткими стежками, сначала одним цветом, а затем другим, более темным или светлым. Иглу лучше вкалывать не в ранее сделанный стежок, а между стежками, чтобы не было резкого перехода от одного цвета к другому.

Атласная гладь (рис. 51). Для этой глади нужно брать нитки мулине или шелк. В иглу лучше вдевать одну нитку: чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый последующий стежок делают, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, немного отступя назад, под нитку только что сделанного стежка. Направление стежков должно идти обязательно по жилкам листика, лепестка. Когда на листике или лепестке начинается закругленная часть, то по линии выгиба нужно увеличить число стежков для того, чтобы не получилась длинная косая или прямая линия от края к середине. Эти добавочные стежки делают по краю, возвращаясь назад от середины листика к внешнему краю. На правой стороне ткани получается ровная блестящая поверхность рисунка, а на левой стороне беспорядочно разбросаны маленькие стежки.

Русская гладь (рис. 52). Стежки величиной от 5 до 7 миллиметров идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2—3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2—3 нити рабочей ниткой.

Владимирский шов

Это декоративный односторонний шов (рис. 53). На изнанке имеются лишь небольшие переходы по контуру рисунка. Вышивается толстыми нитками (мулине в шесть ниток). Основной цвет вышивки — красный. Стежки располагаются по направлению листика, или лепестка, или круга. Иногда середина цветка украшается декоративными сетками. Для заполнения сетками рабочую нитку натягивают от контура одной стороны до контура другой по горизонтали и по вертикали, получается клетка. На скрещиваниях нитки закрепляют различными стежками.

Ришелье

Эта вышивка более позднего времени. Переведенный на ткань контур рисунка обшивают швом «вперед иголку» один или два раза (рис. 54). Одновременно делают скрепляющие части узора — перемычки (бриды). Затем весь узор и края обметывают петельным швом. Край петельного шва должен быть направлен в сторону среза. Материал между линиями узора и края вырезают по окончании всей вышивки.

Бриды можно делать тремя способами: просто обвивая их петельным швом, настилом.

Стяги

Стяги выполняются на тонких редких тканях (маркизет, батист, редина). Ажурный узор получается в результате стягивания нитей ткани. Стяги чаще всего применяются в сочетании с гладевой техникой.

Стяг «панка» (рис. 55) выполняется рядами слева направо, между рядами остается свободная, не стянутая, нить материала. Последовательность работы показана цифрами на рисунке.

Стяг выполняется и по диагонали. Последовательность работы показана на рисунке 56.

Бахрома из ниток

Бахрома из ниток (рис. 57) выполняется толстыми нитками мулине. Чтобы сделать бахрому, берут полоску картона желаемой длины. Делают небольшой стежок сверху вниз из точки 1 к точке 2, а затем с изнанки на расстоянии двух-трех нитей прокалывают в точку 3. Обвив ниткой картон, вкалывают иглу на расстоянии двух нитей от точки 3, делают стежок наизнанке и вкалывают иглу на расстоянии двух нитей от точки 2, после чего делают стежок в точку 1. К следующему стежку переходят наизнанке, горизонтальным стежком на расстоянии четырех нитей от точки 1. Порядок последующих стежков такой же.

Когда рабочая нитка обовьет всю полоску картона, картон осторожно вытаскивают, получается бахрома из цветных ниток (ее не обрезают). Этой бахромой заканчивают салфеточки, скатерти, полотенца. Цвет нитки берут в тон вышивки на изделии.

Бахрома из материала

Этой бахромой (рис. 58) заканчивают небольшие вышитые изделия. Бахрома может быть белая, суровая или цветная, в зависимости от рисунка. Чтобы пришить бахрому, из ткани изделия выдергивают по 2—3 нити с каждой стороны, затем берут полосу цветной ткани (в тон вышивки), складывают ее пополам и приметывают к нижнему ряду выдернутых нитей, после чего делают мережку «столбик». Обшивая нижний край мережки, одновременно пришивают цветную ткань. Около мережки по цветной полосе вышивают светлой ниткой в тон основной ткани маскировочный шов — полукрестом, гладью или крестом, после чего ткань подрезают до цветной полосы и выдергивают нити цветной и основной ткани до маскировочного шва. Получается густая бахрома в 3 слоя. На углах бахрома не делается.

Соединительные маскировочные швы

Иногда приходится вышивать вещи большого размера из узкого материала. Чтобы скрыть места соединения различных тканей и украсить изделие, применяют маскировочные швы. Маскировочными швами соединяют как одноцветные полотнища ткани, так и белую ткань с цветной, например при украшении изделий каймой из ткани другого цвета.

Маскировочные швы могут быть плотные, глухие или ажурные, прозрачные.

Допустим, что в тонком занавесе надо соединить кромку с кромкой. На просвет будут выделяться плотные нити кромки темной полосой. Этот недостаток можно устранить, если применить ажур-ные маскировочные швы. Сначала полотнища ткани соединяют по кромкам, сметывают крупными стежками швом «вперед иголку», затем сшивают узким швом «через край», захватывая по одной нити кромки, а остальные толстые нити кромки выдергивают, как в мережке. Сшитый рубец разглаживают. Материал запяли-вают в пяльцы и по шву вышивают различными видами швов, крестом, «косичкой», «восьмеркой», «панкой».

Маскировка соединительного шва мережкой «фонарик» (рис. 59). Этот шов выполняется на плотных тканях (чесуча, полотно). Из кромок выдергивают по 5 нитей, оставляют по одной крайней. Эти две крайние нити сшивают через край тонкой ниткой (катушка № 60—80) и потом обшивают швом «панка», захватывая по две нити мережки в пучок. Для образования столбиков мережки по ее краю вышивают «косичку» цветными нитками мулине. Получается два ряда столбиков. Затем на столбиках мережки делается фонарик толстой белой ниткой мулине. Фонарик выполняется в два приема: сначала рабочая нитка закрепляется на середине нижнего ряда столбиков, скрепляя двумя узлами по 3 столбика мережки, переходит вверх к «панке», делает воздушную петлю и возвращается вниз, скрепляя следующие 3 столбика мережки вместе. Так получается одна половина фонариков. Затем делается вторая половина фонариков в верхнем ряду мережки, С двух сторон мережки вышивают полукрест цветными нитками мулине (в тон «косички»).

Маскировки соединительного шва крестиком (рис. 60).

Этот шов лучше всего выполнить на тонких прозрачных тканях, особенно на таких вещах, которые смотрятся на просвет. Из кромок выдергивают по 5 нитей, в середине оставляют из каждой кромки по 3 нити. На оставшихся шести нитях, закрывая соединительный шов, вышивают толстыми белыми нитками мулине крупный крест (6×6 нитей). Края мережки обшивают швом, который стягивает по 12 нитей мережки, образуя с лицевой стороны косые диагональные стежки, сходящиеся под углом, а на-нзнанке два параллельных горизонтальных ряда. Широкие столбики мережки соответствуют двум крестикам. С двух сторон мережки можно добавить еще две полоски вышивки росписью, которые сделают этот шов еще более нарядным.

Маскировка соединительного шва «восьмеркой» (рис. 61). Из кромок выдергивают по 4 нити, оставляют по 5 крайних нитей. На оставшихся 10 нитях, закрывая соединительный шов, вышивают толстыми цветными нитками мулине «восьмерку», захватывая по 3 нити в столбик, и делая одновременно то верхний ряд столбиков, то нижний. С двух сторон широкой мережки вышивают крест 6×6 нитей, который стягивает по два столбика мережки. Для перехода от одного крестика к другому делается маленький вертикальный стежок на 3 нитях.

Маскировка соединительного шва «паучками» (рис. 62). Из кромок выдергивают по 8 нитей, оставляют по одной крайней нити кромки. Оставшиеся две нити (соединительный шов) обшивают «нанкой», захватывая по две нити в столбик. Для образования столбиков мережки по краю мережки вышивают швом, который стягивает по четыре нити мережки, образуя с лицевой стороны стежки с небольшим наклоном, а на изнанке два параллельных горизонтальных ряда. Чтобы замаскировать соединительный шов, на «панке» вышивают крест и «паучки», объединяя по два столбика вместе; с двух сторон мережки вышивается крест.

Оцените статью