Что такое канитель — описание, применение в рукоделии
Необычайную популярность в настоящее время приобрели вышитые аксессуары, в создании которых использовалась канитель. Все больше и больше мастеров обращают свою внимание на этот материал. В данной статье попробуем разобраться: Канитель — что это? Какой она бывает и почему так быстро завоёвывает популярность?
Название «канитель» происходит от слова «canuto», что в переводе означает «труба». Она представляет собою тонкую металлическую нить, скрученную в тугую спираль. Чаще всего канитель применяют в вышивке. Первоначально канитель изготавливали только из драгоценных металлов и использовали для украшения одежды монархов или высшего духовенства.
Такую вышивку в России называли — «золотое шитье» и занимались её «золотошвейки».
Современная канитель уже практически не изготавливается из драгоценных металлов, она стала доступнее по цене, появилось много цветов и оттенков. Канитель не окисляется, очень легкая, края при обрезании не «сыпятся» и не требуют дополнительного закрепления чем-либо. Основная страна-поставщик канители — Индия. Современная индустрия предлагает несколько видов канители: мягкая и жесткая круглая канитель, гладкая, фигурная и трунцал. Внешний вид и свойства канители зависят в основном от того, на какую форму её наматывали и какая толщина проволоки использовалась для её изготовления. Продается чаще всего фасовками по 5 г (в зависимости от вида — это 1-2,5 мм). Такого количества достаточно для одной крупной работы.
Мягкая канитель
Для изготовления мягкой канители используется проволока намного тоньше, чем для жесткой канители. Получается она путем навивания на круглую заготовку.
Такая канитель легко растягивается и деформируется, поэтому при работе с ней требуется определенная сноровка и аккуратность. Мягкую канитель либо нарезают на небольшие отрезки и пришивают нитками как стеклярус или бисер, либо пропускают через неё нить и крепят потайными стежками к изделию (для длинных отрезков).
Такая канитель чаще всего используется для сплошного застила поверхности, декоративных стежков, окантовки отдельных элементов или детализации вышивки. Она отлично гнется и принимает любую форму.
Выпускается различных цветов и диаметров (самые популярные: 0,9 — 2 мм).
Жесткая канитель
Жесткая канитель так же получается путем навивания проволоки на круглую заготовку — только в данном случае заготовка имеет небольшую фактуру на поверхности. Такая канитель плохо тянется и хорошо держит форму, работать с ней гораздо легче.
Чаще всего используется для создания контура или выделения крупных деталей, получения рельефного рисунка. Многие мастера сейчас предпочитают использовать жесткую канитель вместо бисера для контура работы, так как это экономит много времени.
Кроме того, диаметр канители небольшой (сравним с японским бисером 15 размера), поэтому контур получается практически незаметным. К тому же сделать ровный ряд бисером с первого раза получится не у всех рукодельниц — жесткая канитель решает эту проблему, контуры получаются идеальными!
Для крепления жесткой канители к поверхности её слегка растягивают и прихватывают потайными стежками.
При работе с такой канителью особое внимание нужно уделить инструментам, с помощью которых отрезается край (ножницы или кусачки) — они должны быть очень острыми и без зазубрин, иначе на канители будут зацепки.
Гладкая канитель
Ещё одна разновидность канители — гладкая. Её отличительная черта — блестящая и яркая поверхность , не имеющая фактуры.
Такая канитель имеет среднюю жесткость: она мягче, чем жесткая канитель, но немного жестче, чем мягкая. Чаще всего используется для создания контрастного эффекта ( рядом с другими видами канители), застила поверхности, декоративных швов. Для крепления гладкой канители её нанизывают на нитку и прихватывают потайными стежками. Изделия с такой канителью получаются сияющими и очень » нарядными «.
Трунцал
Эта разновидность канители имеет ребристую поверхность и изготавливается из плоской проволоки путем намотки на многоугольные заготовки. Благодаря этому трунцал имеет грани, которые сильно преломляют свет.
Именно поэтому трунцал — один из самых «нарядных» видов канители. Он достаточно гибкий и хорошо укладывается в вышивке. За эти качества его очень любят рукодельницы. Трунцал бывает многообразный по форме: квадратный, круглый, рифленый, двойной витой. Чаще всего используется для выделения отдельных деталей, а также для создания контрастного или рельефного эффекта.
Производится различных цветов и диаметров: 1,5 мм, 3 мм.
Фигурная канитель
Она может быть как с плоским, так и с круглым сечением проволоки. Получается путем обвития тонкой проволоки вокруг фигурной заготовки с плавным рельефом (в этом её основное отличие от трунцала, где заготовка имеет четкие углы). Выпускается различной формы: витая, «зиг-заг» и т.д.
По своим характеристикам она гибкая и сверкающая, может быть использована для декоративных швов. Чаще всего применяется при вышивке, для создания контрастного или рельефного эффекта, отлично сочетается с другими видами канители.
Подведем итог: канитель — это недорогой материал, с которым достаточно просто работать даже начинающей рукодельнице. Он выпускается различного цвета, формы, диаметра, поэтому его всегда можно подобрать согласно задумке. Благодаря такому разнообразию, можно создавать настоящие шедевры, используя только одну канитель. А уж в дополнении с бисером, бусинами и стразами она смотрится совершенно роскошно.
Канитель хорошо сочетается с дорогими высококачественными материалами, не «удешевляет» работу. Она не «тяжелая» — можно вышивать даже по сетке или шелку. К тому же с её помощью можно добиться таких интересных эффектов, каких невозможно получить при использовании других материалов.
Единственный минус, на мой взгляд, это слишком «парадный» вид канители. Поэтому украшения с ней получаются броскими, переливающимися. Но и этот эффект можно «смягчить» с помощью других грамотно подобранных материалов.
Канитель
Добрейшего всем дня! Сегодня мы с вами поговорим о канители.
Канитель — это наглядная иллюстрация выражения «Новое — это хорошо забытое старое». Не сказать, что она была так уж совсем и забыта, но использовалась в очень ограниченном кругу, в основном при изготовлении различного церковного убранства. А не так давно она начала свое победное шествие в более широких рукодельных кругах, и сейчас уже многие мастера используют ее в своем творчестве при создании украшений.
Итак, что же такое канитель? Википедия дает ей следующую характеристику: «Канитель — это тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить, употребляемая для вышивания». Но правильнее все-таки сказать, что это не нить, а тонюсенькая проволочка, свитая в тугую спираль.
Раньше канитель производили преимущественно из драгоценных металлов, сейчас повсеместно распространена канитель из меди. Поэтому если вдруг у вас на медь аллергия — работать с ней надо осторожно. Не знаю, насколько часто такая аллергия встречается, но у меня она есть, поэтому считаю своим долгом предупредить.
В сети есть немало информации, посвященной канители. Я свои познания преимущественно получаю из группы в ВК «В — значит вышивка» , которую ведет талантливая мастерица-рукодельница Эльза Бикметова. От нее же — и классификация видов канители, которую я приводу ниже.
Итак, канитель бывает:
Поговорим подробнее о каждой из них.
Жесткая канитель. Она представляет собой спираль круглого сечения, достаточно крепкую и прочную, что позволяет ее использовать при вышивке контуров.
В продаже можно найти жесткую канитель двух размеров — 1 мм и 1,2 мм. Наиболее популярные цвета — золото нескольких оттенков (розовое, светло-желтое, темно-желтое), серебро и медь. Эти цвета также отличаются стойкостью к истиранию и выцветанию, в то время как иногда встречающаяся жесткая канитель других цветов может начать облезать уже в процессе работы с ней.
Перед началом работы жесткую канитель необходимо слегка растянуть, чтобы стежки могли спрятаться между ее витками. Но не переусердствуйте, слишком растянутая спираль смотрится не очень аккуратно и может подпортить впечатление от работы в целом. Пришивают ее потайными стежками.
Пришивать жесткую канитель лучше с уголка, если украшение сложной формы и в нем есть углы. Если же обшивается контур круглого или овального элемента, позаботьтесь о том, чтобы сделать стык как можно менее заметным. Для этого необходимо отрезать ее с точностью до миллиметра очень острыми ножницами, чтобы при отрезании «хвостик» не повело и не растянуло. Формировать углы на канители, особенно острые, удобнее всего пинцетом.
Мягкая канитель. Это тоже спираль круглого сечения, но, как и следует из названия, гораздо более мягкая. Проволока здесь значительно тоньше, и рельеф спирали за счет этого выражен гораздо слабее, из-за чего эту канитель часто называют гладкой.
Нередко можно видеть гладкую канитель выделенной как отдельный вид, который считается более мягким, чем жесткая, но более жестким, чем мягкая. Но раз Эльза относит ее к мягкой канители, я не вижу поводов с ней спорить 🙂
Мягкую канитель очень легко повредить, поэтому необходимо соблюдать аккуратность не только при работе с ней, но и при хранении. Если жесткую канитель можно уложить плотной стопочкой, утрамбовать ломиком, чтобы ящик закрылся, и быть уверенным, что ей ничего не станется, то с мягкой этот номер не пройдет и ее придется попросту выбросить. Поэтому лучше хранить ее не в пакетиках, а, к примеру, намотав на вот такую катушку из-под стразовой ленты.
Баночки с широким горлышком тоже прекрасно подойдут. Главное — не утрамбовывайте ее 🙂
Несмотря на то, что работать с мягкой канителью значительно сложнее, чем с жесткой, у нее есть неоспоримые преимущества. За счет мягкости ей можно придать любую форму и изогнуть в любом направлении. Цветовая гамма у мягкой канители гораздо шире, чем жесткой, и большинство цветов имеют стойкое покрытие, что позволяет мастерам не ограничивать свою фантазию при подборе цветовой гаммы украшения.
В продаже можно найти мягкую канитель различного диаметра, наиболее популярными являются виды от 0,9 до 2 мм.
В отличие от жесткой канители, мягкую пришивают не цельным куском, а нарезав на небольшие кусочки-трубочки. Если нужно нарезать много совершенно одинаковых трубочек, используйте линейку или шаблон. И, конечно же, не забываем, что ножницы должны быть острыми, чтобы они четко резали канитель там, где надо,а не мяли ее. Пришивать можно как надевая кусочки канители на иглу, по примеру стекляруса, так и потайными стежками.
Фигурная канитель. А вот эта спираль уже не круглого сечения. Поскольку при ее изготовлении используется не трубочка, а фигурная заготовка с плавным рельефом, сечение у фигурной канители может быть любым, и при ее изготовлении может быть использована как круглая, так и плоская проволока.
Ее несомненным преимуществом как раз и является вот эта «фигуристость», которая прекрасно скрывает небольшие огрехи в работе и повреждения самой канители.
Фигурная канитель очень гибкая и сверкающая, ее можно смело использовать для декоративных швов. Чаще всего она применяется при вышивке для создания контрастного или рельефного эффекта, и отлично сочетается с другими видами канители.
Наиболее часто в магазинах встречается фигурная канитель диаметром от 1,5 до 4 мм.
Бамбуковая канитель. Нечто среднее между круглой и фигурной канителью. Рельеф поверхности этой канители похож на резьбу шурупа с периодическим увеличением и сужением диаметра намотки, что в готовом изделии визуально напоминает ствол бамбука.
Как и обычная фигурная канитель, она очень гибкая и блестящая, что делает ее очень удобной в использовании. Прекрасно сочетается в вышивке с другими видами канители.
Одним из наиболее распространенных видов в магазинах является бамбуковая канитель толщиной 1,5 мм.
Трунцал. Еще одна разновидность фигурной канители, которая имеет ребристую поверхность и изготавливается из плоской проволоки, а не из круглой.
По форме бывает квадратный, круглый, рифленый, двойной витой. За счет наличия граней трунцал очень сильно преломляет свет, и, бесспорно, является самым блестящим представителем в блестящем семействе канители 🙂
Он достаточно гибкий и хорошо укладывается в вышивке. Кроме того, за счет свой формы он может скрыть множество огрехов, повреждения на нем практически незаметны, и это делает трунцал идеальным «тренировочным полигоном» для новичков, которые впервые взяли в руки канитель.
В магазинах можно встретить трунцал различной толщины, наиболее популярными являются виды от 1,5 до 4 мм.
Чаще всего трунцал используется для выделения отдельных деталей, а также для создания контрастного или рельефного эффекта в вышивке.
О видах канители поговорили, пришла пора поговорить о местах ее обитания.
Любой интернет-поисковик по запросу «канитель» выдаст на-гора не один десяток больших и маленьких магазинов, в которых можно найти практически что угодно, любого цвета и диаметра.
Самый экономичный способ — участвовать в закупке канители золотошвейной мастерской, если такая есть в вашем городе и есть возможность пообщаться с мастерицами оттуда. Как правило, такие мастерские закупают материалы для золотого шитья, в том числе и канитель, оптовыми партиями, что позволяет значительно сэкономить на ее стоимости.
Но этот способ применим не для всех, поскольку и золотошвеек осталось мало, и мастерские есть далеко не везде, и возможность поучаствовать в совместной закупке тоже не всем доступна. Поэтому сдаю пароли и явки еще двух мест, в которых я покупала прекрасного качества канитель. Первый — это уже не раз упомянутый в моих статьях добрым словом магазин «Кабошон» и не менее замечательный магазин Галины и Дмитрия Дитрих на Ярмарке мастеров «Lumi-art» .
Обращайте внимание на один нюанс. Канитель можно продаваться как на вес, в граммах, там и метражом. Если не просто пополняете норку хомяка, а берете ее под конкретное изделие, можно примерно рассчитать, сколько канители понадобится. К примеру, 5 грамм жесткой канители диаметром 1,2 мм — это около 90 см длину (и не забываем про то, что она еще будет немножко растянута перед работой), а 5 грамм трунцала диаметром 3 мм — это около 40 см.
И в качестве вывода — два главные козыря использования канители. Первый — экономичность. Канитель стоит сравнительно недорого, и украшение из нее по себестоимости будет гораздо ниже, чем аналогичное по форме и размеру, но вышитое, к примеру, японским бисером. Второй — вес. Канитель практически невесома, что позволяет создавать достаточно большие по размеру украшения, которые не будут оттопыривать ткань одежды или вообще как-либо мешать своей громоздкостью.
Из недостатков — разве что можно «пересолить», слишком увлечься и создать или чересчур яркое, режущее глаз украшение, или из разряда «дорого-богато, сплошное золото».
На этом краткая экскурсия по канительному царству окончена. Буду рада видеть дополнения к теме в комментариях, спорить и доказывать свою точку зрения также не запрещено 🙂
Всем ровных крестиков, ровных петелек и послушных бисеринок!