- Как выбрать рушник на свадьбу?
- Полотенце для каравая. Что это?
- История
- Виды рушников
- Каким должен быть традиционный рушник
- Где купить?
- Как выбрать?
- Сколько он стоит?
- Видео по теме
- Значение рисунков на рушниках
- Особенности традиционной вышивки
- Узоры и их символизм
- Отличия русского, украинского, белорусского рушников
- Славянский рушник
- Какие бывают рушники
- Отражение славянских верований в вышивках рушников
Как выбрать рушник на свадьбу?
Находясь на пороге важного события, молодежь особое внимание уделяет обычаям и канонам. Обязательным аксессуаром брачной церемонии и остается свадебный рушник для каравая. Это значимый атрибут традиционного бракосочетания, как в национальном стиле, так и в стиле рустик.
Полотенце для каравая. Что это?
То, что в России называется полотенцем, в украинском варианте звучит как «рушник»: от слова «рушить», «рвать». Есть и другое значение слова – «двигаться», поэтому обрядовое полотенце у восточных славян — это символ пути.
Рушник всегда был обязательным атрибутом свадьбы, так как становился олицетворением удачного пути в семейную жизнь. Сегодня – это элемент декора, в который молодожены продолжают вкладывать сакральный смысл.
История
Этот старинный аксессуар появился задолго до христианизации Руси. Считалось, что, вышивая определенные узоры на льняном или холщовом отрезке ткани, можно защитить Род от сглаза. Такой оберег для семьи обещал благополучие, верность, здоровье, рождение детей. К свадебным полотенцам подход был особый.
Изначально будущая невеста обязана была собственноручно вышить до 40 обрядовых полотенец. Они дарились сватам, гостям – на момент сватовства, на длительной брачной церемонии (свадьбу в отдельных регионах могли отмечать неделю).
Ниже, в разделе «Виды рушников» мы разберем разновидности рушников и ответим на вопросы — какой рушник нужен под икону, а какой при встрече молодых с караваем.
Виды рушников
Сегодня количество свадебных аксессуаров упростилось, осталось 6 обязательных разновидностей сакрального полотна. Они сопровождают ключевые моменты бракосочетания:
- «Рукобитный» рушник вручался будущим родителям жениха. Если девушка давала отказ – дарила тыкву, если соглашалась – вышитое полотенце.
- «Благословенные» украшали иконы, которыми родители наставляли молодых на совместную жизнь в любви и верности.
- Рушник под ноги символизировал начало новой жизни.
- «Союзным» перевязывали руки жениха и невесты в знак единения. Раньше эта традиция заменяла то, что сегодня делают обручальные кольца.
- «Божее» сакральное полотно предназначалось для украшения икон, которые молодые держали во время венчания.
- «Хлебосольный» рушник – воплощение пожеланий процветания и благополучия. Его вышивка отличается отступлением от правил нанесения узоров.
Ключевая роль аксессуара – привлечение богатства и демонстрация бережного отношения к другой свадебной святыне, караваю.
Его замешивали только счастливые в супружеской жизни женщины, поэтому никому кроме них нельзя было брать руками свадебный хлеб, это считалось плохой приметой.
Полотно под каравай отличают пышные узоры, надписи, дошедшие из старины, такие как «Хлеб да соль», и современные, например, «Совет да любовь!».
Каким должен быть традиционный рушник
Полотенце под свадебный хлеб выглядит как отрезок ткани, в центре которого должен быть каравай. Размер аксессуара может быть от 42 сантиметров до 1,5 метра. Центральная часть аксессуара остается свободной от вышивки. Одну четвертую часть полотна слева и справа занимают узоры, надписи с пожеланиями.
Поскольку большинство современных пар на свадебной церемонии ограничиваются только свадебным рушником для каравая, полотно украшают любой вышивкой: бисером, пожеланиями, символами супружества, розами и т.п..
На фото и картинках ниже, примеры различных вариантов полотенца под свадебный хлеб-соль:
Где купить?
Приобрести оригинальный аксессуар под каравай можно:
- в интернет-магазинах;
- свадебных салонах;
- заказать у мастера ручной или машинной вышивки.
Иногда создание обрядового полотенца девушки никому не доверяют. Но если нет времени, просят помощи у женщин своего рода: мам, бабушек, крестных.
Как выбрать?
У кого заказывать полотенце под каравай (на фирме или у знакомой вышивальщицы) – вопрос индивидуальный. По цене работа может не отличаться.
При выборе руководствуются простыми принципами:
- Полотенца с красочным оттиском не должны пахнуть краской;
- Приобретать лучше с момента подачи заявления в ЗАГС. Этому есть 2 объяснения. Во-первых, у невесты будут другие хлопоты. Во-вторых, есть вероятность, что изготовление этого аксессуара придется ждать долго. Надо учитывать сезонность свадеб;
- Не берут рушники б/у, что считается плохой приметой;
- Важно, чтобы длина изделия делилась на 7 равных частей – того требует обычай.
Невесты должны учитывать, что главное преимущество фабричного изделия – гарантированная аккуратность узора с обеих сторон. Однако уникальным может быть только то полотенце, которое вышивал мастер по индивидуальному заказу.
Сколько он стоит?
Ценовой диапазон на эти аксессуары начинается от 150 рублей в среднем (по Москве) – это цветная печать на текстильном изделии, и от 300 – 700 рублей стоит вышитый рушник с минимальным узором.
Пышность рисунка, качество и длина полотна, известность изготовителя сказываются на его стоимости. Приобрести полотенце для каравая со швейной фабрики можно за 1300 – 1800 рублей. При оформлении заказа учитывают сроки изготовления. Машинная вышивка производится быстрее (от 3 до 7 дней, если это не разгар свадебного сезона).
Видео по теме
Все, что вам нужно знать о свадебных рушниках в видео от Студии свадебных событий «Любовь-Морковь»:
Продумав такие детали свадьбы, как рушник и каравай, вы отдаете дань традициям и демонстрируете старшему поколению, что это имеет для вас значение и особый смысл.
Полотенце под каравай не обязательно вышивать самостоятельно, проще купить его в свадебном салоне.
Набор из нескольких рушников вам понадобится, если у вас запланировано и венчание, и встреча родителями. Набор лучше заказать в одном стиле (при этом аксессуары не обязательно должны быть вышиты, на изделиях могут быть типографские рисунки).
Значение рисунков на рушниках
Традиционная славянская вышивка отличается характерными элементами орнамента, каждый из которых имеет свое значение. Правильная их компоновка и выполнение работы – достаточно сложная задача для начинающей мастерицы.
Особенности традиционной вышивки
При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:
- отсутствие узлов, перекрутов, обрывов нити в рисунке. Согласно верованиям, если узлы и перекруты нитей имели место быть, ритуальное значение орнамента на рушниках пропадало. Стежки должны переходит друг в друга, нить заканчивается после выполнения отдельного фрагмента или в конце вышиваемого участка. Вместо узлов используются закрепки;
- использование только натуральных тканей и нитей. Считается, что максимальное действие, как оберег, дают вручную спряденные нити, сотканное полотно, окрашенные волокна;
- настрой рукодельницы в процессе шитья должен быть спокойным и благожелательным.
При выполнении вышивки на свадебном рушнике эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи, а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.
Узоры и их символизм
Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.
Основными знаками считаются:
- солнце – изображалось кругом, кругом с прямым или косым крестом, знаком свастики (сварги, коловрата). Орнамент может состоять из прямых или кривых линий, иметь в основе круг или квадрат, одинарные или сдвоенные контуры. Обычно вышивается красным цветом;
- земли – прямые горизонтальные линии. В значении «засеянное поле» изображался разделенный на четыре части ромб с точками в каждой части. Этот же символ означал беременную женщину. При сочетании с другими элементами рисунка вышивается черным, реже красным;
- воды – волнистые горизонтальные линии. Могут модифицироваться в горизонтально расположенный одинарный, двойной, многократный зигзаг. В сочетании с ромбами – орошенная, плодородная земля. Вышивается синим или в основных цветах вышивки;
- огня – четко различался огонь земной (костер, разведенный человеком) и огонь небесный (молния, знак Перуна);
- мирового древа, дерева жизни. Схожие знаки использовали для изображения родословного древа. Отдельные элементы показывали родственные связи, семейное положение членов рода, их возраст и другие характеристики;
- знаки богов. На свадебных рушниках чаще всего изображали Ладу – богиню любви и семейного счастья, Макошь – богиню плодородия, подательницу жизни, Рожаниц.
Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы:
- птицы – повернувшиеся головами друг к другу две птицы означают взаимную, разделенную любовь;
- цветы, ягоды, листья – знак достатка, благоденствия, пожелания плодоносного брака. Особенно часто вышиваются ягоды калины и винограда, листья винограда, дуба, розы, лилии;
- знаки плодородия и согласия (Макошь, Лада), солнца и добра (коловрат);
- семейное древо. По традиции невеста в процессе подготовки приданого вышивала на одном конце свадебного рушника свое родословное древо, оставляя другой конец пустым. После сговора (помолвки) заполнялся и второй конец полотенца – там красовалось родословное древо жениха.
Отличия русского, украинского, белорусского рушников
Говорить о базовом различии вышивки свадебных рушников в России, Белоруссии и на Украине с учетом современного осмысления и переделки старинных узоров странно. Теряется значение орнаментов, смысл сочетания мотивов – остается внешняя эстетика и соответствие моде.
Однако базовые отличия существуют:
- в российской и белорусской традиции (особенно северных областей) преобладают знаки земли и воды, солнца, из растительных орнаментов – дуб, васильки, колосья, из животных – лошади и олени, птицы – петухи;
- украинская вышивка радует большим разнообразием растительных мотивов, многоцветными узорами;
- в северных областях предпочитали вышивать счетными швами (настил, плетеный, гладь), в южных – крестиком и художественной гладью.
На фото ниже, представлены традиционные для разных стран рушники:
Белоруссия
Россия
Россия
Украина
Еще примеры орнаментов на рушниках:
Планируя вышивку свадебного рушника, необходимо учесть традиции местности, происхождение жениха и невесты, особенности их семей. При этом соблюдение традиций не стоит доводить до абсурда – современный рушник на свадьбу должен радовать не только смыслом, но и красотой.
Славянский рушник
Создание красоты из обыденности – волшебство, подвластное только тем, кто в свою работу вкладывает не только терпение, усердие, старательность, но и душу, и добрые помыслы, кто вплетает в неё нити сказки и любви. Такие волшебные вещи способны не только радовать глаз, но и чудесным образом влиять на происходящие события, оберегать своего владельца, строить его будущее в позитивном ключе. Не напрасно ведь вышитыми сорочками, рушниками, полотнами одаривали, обряжали человека в самые значимые моменты его жизни: от рождения до проводов в мир иной. Считалось, что именно зашифрованные в вышивке символы могут предопределить, изменить его судьбу.
Рушник, ручник – полотенце (кусок полотна) с вышитыми узорами, отрез ткани, льна, украшенный прошвами, кружевом, подзорами, атрибут всех народных праздников и обрядов. Рушник — это своего рода вышитое символьное письмо. Эта вещь несёт в себе множество смыслов, хранит историю и традиции народа.
Само слово «рушник» объясняют по-разному. Одни исследователи возводят его к слову «руки» — то есть, ткань, которой вытирают руки. Другие предполагают, что «рушник» означает «кусок полотна», от слова «рушить»: отрезать, отрывать, «от-рушить» — таким образом, речь идёт об отрезе ткани, имеющем гораздо больше функций и назначений, нежели простое вытирание рук.
Известный этнограф Арина Никитина говорит о том, что руские знахари при помощи рушников лечили вывихи и переломы, ими же протрясали при эпилепсии. Полотенцем лечили «дурную голову и мысли», им выметали и выгоняли всякую болезнь, «выпрыгнувшую из тела» после сеанса лечения. То есть рушник использовали в манипуляциях, направленных на разрушение болезни.
Выглядит рушник как длинное полотняное полотенце, расшитое по краям богатыми орнаментами. Однако он не используется, как обычное полотенце, в хозяйственных целях. Рушник является произведением народного искусства, воплощением национальной культуры.
К любому значимому событию в жизни человека создавался рушник — рождение ребёнка, свадьба, проводы в армию. Создание ткани — прядение и шитье — было исключительно женским делом и содержало в себе ряд сакральных свойств. Иголка, пронизывающая белую ткань, воспринималась как проводник между миром людей и потусторонним миром. Вышивая определённый орнамент, женщина «программировала» жизнь, вкладывая в свою работу мечты, желания, надежды. В результате рушник становился фактически оберегом, талисманом, магическим предметом. Особой магической силой обладала вышивка, полностью выполненная за световой день — от рассвета до заката. Большинство работ допускалось создавать коллективом мастериц. Но есть и исключения, например, рушник под ноги для свадебного обряда.
Создание рушника — это обязательное выполнение строгих правил, обусловленных вековыми культурными традициями и верованиями.
- Одним из важных условий является отсутствие узелков и петель как с лицевой стороны, так и с изнанки, что символизировало единство мысли и действия.
- Намерения и поступки должны совпадать, как две стороны рушника. Считалось также, что лицевая сторона вышивалась для людей, а оборотная для Бога.
- Обрядовый рушник имел ширину полотна, тканого на домашнем станке, то есть около 40 сантиметров. Длину брали от 1,5 до 5 метров. Орнамент располагают только на четверти полотна с каждой стороны.
- В середине рушника всегда остаётся чистое белое полотно, без вышивки и орнамента. Это центральное место — для Бога.
- По рушникам судили о трудолюбии и мастерстве невесты. Молодые девушки вышивали себе в приданое много рушников, ведь на каждый свадебный обряд требовался свой рушник, а для подарков будущим родственникам и сватам — по нескольку рушников. Каждый рушник был уникален, имел свою символическую вышивку, соответствующую его назначению.
Функционально виды рушников разделяются на повседневные (бытовые) и ритуальные (праздничные).
Какие бывают рушники
До сих пор сохранились различные названия для различных видов рушников. Их описание взято с сайта Золотая Игла.
Рушник-утиральник, ручник предназначался для вытирания рук и лица при умывании утром и вечером. Такие рушники обязательно присутствовали в каждом доме. Вышивались утиральники по своим, особым правилам, и пользоваться ими также надо было по правилам: по утрам утирались нижним (левым) концом рушника, по вечерам — верхним (правым). Основным узором в вышивке утиральника являлись солярные символы — свастики, позже — ромбы. Нижний край вышивался от широкой полосы к узкой, верхний — наоборот. Таким образом, узор символизировал восход и закат солнца. Считалось, что умывание с использованием рушника-утиральника утром защищает и придаёт силы для дневных трудов, вечером — снимает усталость. Существует также поговорка «утёрлись и дальше живём», хранящая в себе отголоски этой обрядовой семантики.
Использовали рушники и как повседневную одежду. До сих пор у пожилых людей в украинских сёлах сохранились намитки, или серпанки — рушники длиной от трёх до пяти метров, которые носили женщины в качестве головного убора. Как повседневный наряд они не используются уже давно, но ещё в начале прошлого века намитка была обязательной частью свадебного наряда невесты.
Ширинка — маленький рушник, скорее даже платок в современном понимании. Название обозначает, что данный отрез ткани отрезан от длинного полотна «по ширине», то есть, он настолько узок, что его длина является шириной исходного вытканного полотна. Вышивали ширинку не так ярко, как другие виды рушников. Здесь чаще присутствовала так называемая «белая вышивка», редко встречались узоры чёрной ниткой.
Рушником-ширинкой невеста утирала слёзы перед свадьбой, его повязывали на руку невесте, чтобы вывести девушку из отчего дома, взяв за руку, но не касаясь её кожи. Запрет прикасаться к невесте иначе, чем через ткань-полотно, символизировал, что она в этот момент не принадлежит к миру живых: из отчего рода уже ушла, а в мужнин род ещё не вошла. Схожая символика присутствовала и в «надевании понёвы» — ныне забытом языческом обряде перехода девочки в девушки: девочку, ещё одетую в простую детскую рубашку, ставили на лавку, перед ней стелили специально сделанный для обряда девичий рушник, и предлагали её «вскочить в понёву». Ребёнок должен был выразить своё согласие и пройти по полотну, символизирующему, что в этот момент ребёнок умирает и рождается девушка.
На большие ежегодные праздники ткались и вышивались особые рушники. Например, на Масленницу существовал обычай в благодарность за угощение одаривать хозяев дома рушником-блинником. В частности, такой подарок преподносился свекрови на «невесткиных посиделках».
Божником называли рушник, обрамляющий изображения богов, берегинь, позже — иконы.
При рождении ребёнка ранее использовали рушник родильный — на него повитуха принимала дитя.
После смерти человека рушники сопровождали его при погребении, на них несли гроб, их также вешали на поминальные кресты. Поминальные рушники на поминках расстилали на подоконниках так, чтобы край рушника свешивался за открытое окно — считалось, что на сороковой день душа умершего умывается росой около своего дома и утирается этим полотенцем, после чего окончательно отправляется в Ирий. Такой рушник вышивали скромно, узкой полосой по краю, часто — белыми нитками по белой ткани.
Обыденными называли рушники, вытканные в одиночку или коллективно в течение одного светового дня. Таким рушникам приписывали обережные, защитные свойства — ведь они создавались исключительно под солнцем, когда злые силы ночи не могли им повредить. Обыденные рушники использовали в обрядах защиты и очищения. Например, через расстеленный на земле рушник на излёте зимы прогоняли скот, чтобы оградить его от болезней. При длительной засухе обыденный рушник расстилали на дороге, ведущей к селению, «приглашая» к себе дождь. Ткались такие рушники ни в коем случае не впрок, а только непосредственно перед использованием в обряде.
Вспоминая известную присказку «скатертью дорога», нельзя не вспомнить о подорожных рушниках. Такие рушники, небольшие, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давались с собой в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам. Подорожный рушник символизировал пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.
Ещё один важный вид рушника — рушник хлебосольный. На нём подавали хлеб-соль гостям, он украшал свадебный стол перед женихом и невестой.
Свадебных рушников насчитывается несколько видов. В знак согласия родителей и невесты на создание семейного союза семье жениха дарили богато вышитый рукобитный рушник.
Когда невеста была готова к свадьбе, её отец передавал со специально выбранным посыльным в дом жениха нарочно вышитый для этой цели посыльный рушник — знак того, что можно ехать за невестой, начинать свадьбу. Вышивали такой рушник белыми нитками, в некоторых областях — красным, но никогда не вплетали в вышивку чёрный цвет. Традиционные мотивы для вышивки посыльного рушника — птицы, символизирующие вести. Сакрально такой рушник означал, что невеста уже «умерла» для отчего рода, и её пора ввести в род жениха.
Отдельно ткали и вышивали рушник «родительский» или «благословенный», на который вставали коленями молодые, когда их благословляли на брак родители. Союзный рушник уступает размерами остальным свадебным рушникам, он более узкий — им связывают руки жениха и невесты, символизируя общую будущую жизнь, любовь и духовные узы. Дружные рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда, кстати, и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо).
С момента, когда молодая жена переступала порог своего нового дома, в её новой семье все домочадцы должны были пользоваться только её рушниками-полотенцами.
В первое утро своей замужней жизни молодая жена, умывшись, вытирала лицо особым рушником — утренником. В некоторых областях юга России и Украины ещё сравнительно недавно существовал обычай передачи этого рушника в дом родителей. При этом отец молодой жены имел право спросить: «горький (солёный) утренник или сладкий?» — это так иносказательно спрашивали молодую жену, хорошо ли с ней обошёлся муж в первую супружескую ночь. То есть, если не плакала ночью — рушник после утреннего утирания будет сладким, а иначе — горьким, солёным.
Первый поход молодой жены к колодцу за водой также сопровождался специальным «водяным» или «колодезным» рушником, который вешался на коромысло и вручался золовке или свекрови вместе с первой принесённой в дом водой. В дальнейшем этот рушник использовали, ставя на него воду. Считалось также, что если расстелить на подоконнике такой рушник, а на него на ночь, предшествующую современному празднику Крещения, поставить сосуд с водой, так, чтобы в него «заглядывали звёзды» — такая вода не испортится целый год и будет обладать целебной силой.
Узоры на рушниках сейчас вышиваются самые разные, и зачастую их смысл уже утерян. Но если говорить об исконных традициях такой вышивки — каждый орнамент, каждый мотив, его расположение отвечали строгим правилам.
Отражение славянских верований в вышивках рушников
Внутреннее убранство славянских домов богато украшалось красивейшими рушниками. В большинстве это были обрядовые рушники, вышитые для радостного семейного события, которые служили и напоминанием о событии, и оберегом семьи. Но особое место занимал родовой рушник, семейная реликвия, бережно хранимая и переходящая от старших членов рода к младшим. Он переходил по наследству обычно старшему сыну, но в некоторых местностях такой рушник доставался первенцу в семье независимо от пола, или самому младшему, который оставался в отчем доме и заботился о престарелых родителях. Такой рушник не мог быть посвящён чему-то преходящему, он посвящался философским мировоззрениям древних славян.
Изучая старинные рушники, можно представить себе общую схему расположения основных знаков, используемых для передачи представления людей о строении Вселенной. Небо на них изображалось в семь рядов орнаментов, отличающихся формой, величиной и количеством символов-узоров. Под Небом помещалось изображение Земли, отделённое от Неба небольшой узкой полоской.
В самом верхнем, седьмом небесном ряду располагают узоры, изображающие птиц. Седьмое Небо ассоциируется с раем, поэтому его заселяют фантастические райские птицы, а также петушки, которые символизируют счастье и своим ярким опереньем тоже напоминают райских птиц.
Шестой ряд, расположенный ниже седьмого, заполняется звёздами, имеющими вид четырёхконечных снежинок. Они обычно имеют небольшой размер, зато их достаточно много. Такой орнамент символизирует звёздное небо.
В пятом ряду вышивают три одинаковых крупных узора, которые называют разными именами: Женщина-Вазон, Змееногая Богиня, Рожаница и другими. Внешний вид узора представляет стилизованное изображение женской фигуры. Существует предположение, что эти три фигуры представляют символы трех Матерей: Макошь – богиня счастливой судьбы, хорошего урожая, удачи, Мать – Земля в образе богини и Лада – Мать всех людей. Ладой древние славяне называли супругу мужчины. Богиня Лада покровительствовала жёнам, рождающим детей.
Эти Великие Матери завершают ряды верхнего неба, которое отделяется от низшего неба заметной разделительной линией.
Сразу под верхним небом располагается четвёртый ряд орнаментов, составленный из трех больших восьмиугольных розеток, которые всегда в славянской символике означали Солнце. Три положения Солнца в ряду означают: утренний восход Солнца, полдень – середина дня и вечерний закат.
Третий ряд неба занимают четыре розетки, имеющие четыре лепестка. Розетки условно разделены линиями на четыре равные части. Обращает на себя внимание повторение числа «четыре», а также меньший размер знаков по сравнению с «солнечными» знаками. Этот символ означает смену четырех фаз Луны, которая по величине значительно уступает Солнцу. Такими орнаментами рукодельницы представляли цикличность времени на своих рушниках.
Второй небесный ряд занимают Берегини. Они по форме напоминают женские фигуры, хотя орнамент состоит из цветущих деревьев. Фигурки Берегинь изображаются заметно меньшими по величине, чем фигуры трёх Матерей из пятого ряда. Весь второй ряд неба выглядит как хоровод из пяти Берегинь.
Первый ряд символизирует грань между Небом и Землёй — «твердь небесную». Она изображается в виде двух горизонтальных линий и горизонтального волнистого узора, который означает влагу, содержащуюся в Небесах непосредственно над Землей.
Ниже небесных рядов вышивается широкий орнамент, в котором собраны все основные принципы устройства земной жизни. Люди здесь представлены двумя условными мужскими фигурами, которые объединяют крупные розетки с растительными и геометрическими знаками, показывающими особенности природы и жизни славян.
В центре розетки изображали ромб, разделенный на четыре части. Внутри каждой части ромба вышивали точку. Этот ромбический узор означает вспаханное плодородное поле. Из него растут во все четыре стороны крупные колосья, а между ними цветут васильки или гвоздики. Как известно, крупные колосья среди культивируемых злаковых культур имеет рожь. Только славяне, в отличие от соседних народов, выращивали рожь и пекли ржаной хлеб, что и отражали в своих орнаментах. Другие мелкие элементы, наполняющие общий земной орнамент, символизировали плодородие, продолжение славянского рода, мужское начало в природе и постоянное цикличное возрождение.
Композиция вышивки рушника содержала всю структуру мироздания, как её себе представляли в давние времена славяне. Она включала семь уровней неба – три верхних и четыре нижних. Самые верхние представляют рай, где обитают три Богини-Матери. Нижние уровни отделены от земли небесной твердью, содержащей запасы дождевой воды. В них находятся светила и добрые духи. На Земле живут люди, которые занимаются земледелием, свойственным славянам.
Составление орнаментов и их трактовка являются общими для всех рушников. В славянских вышивках заметно влияние магических чисел. Например, число семь, которое особенно часто повторяется в создании рушников. Так, часто длину рушника определяют как ширину его полотна, умноженную на число семь. Каждый край рушника одинаково украшают семью рядами орнаментов. Некрупные узоры в одном ряду повторяют семь раз. Крупные узоры вышивают в меньшем количестве, но составляют из семи разных элементов.
Все узоры вышивок представляют собой символы, которые отражают различные явления жизни.