Традиционные цвета для вышивки

Основы цветоведения в вышивке

В художественной вышивке важную роль играет цвет. Любой, даже самый интересный рисунок или схему для вышивки может испортить неудачно подобранные цвета ниток. Для того, что бы наиболее выйгрышно сочетать цвета ниток между собой, надо знать свойства цвета, другими словами необходимо изучить основы цветоведения в вышивке. Все цвета встречающиеся в природе делятся на ахроматические — белый, черный и серый, и хроматические — все остальные, включающие цвета спектра — красный, синий и желтый, и все их возможные оттенки.

Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты, например светло-серый, темно-серый. Хроматические цвета характеризуются тоном, насыщенностью и светлотой. Цветовой тон — одна из характеристик, определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой», «лиловый», «коричневый» и т. д. Например, один красный цвет имеет желтоватый оттенок, а другой синеватый. Смешивая красный цвет с другими красками, можно получить бесконечное множество цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону. Человеческий глаз различает до 400 оттенков. Насыщенность цвета — это степень яркости цвета, которая изменяется в зависимости от наличия в нем серого цвета (ярко-голубой, серо-голубой и т. д.). Чем более данный цвет отличается от серого, тем он насыщеннее, ярче, красочнее. Чистый цвет — это цвет наибольшей яркости. Обычно это свойство обозначается словами «яркий», «приглушенный», «мягкий» (пастельные тона характеризуются пониженной насыщенностью). Яркие цвета чаще всего применяются в вышивке декоративных изделий, более спокойные, ненасыщенные — в вышивке одежды. Светлота — это большая или меньшая близость цвета к белому цвету (например, темно-синий, синий, голубой — разные по светлоте тона одного синего цвета). Темные цвета образуются в результате смешивания какого-либо цвета с черной краской, а светлые цвета — с белой краской.

Читайте также:  Как шить ткань велюр

Изучая основы цветоведения в вышивке нельзя не заметить,что все хроматические цвета делятся на теплые и холодные. К теплым относятся цвета огня и солнца — желтый, оранжевый. К холодным относятся цвета воды, льда — голубой, синий. В пределах каждого цвета могут быть более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым — если с желтым оттенком. Зеленый цвет с желтоватым оттенком — теплый, а с синим — холодный.

Теплые и насыщенные цвета привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета. Их называют также приближающими, выступающими. Холодные цвета и ненасыщенные создают впечатление отдаленности, поэтому их называют удаляющими, отступающими. Наибольшим приближающим эффектом обладает желтый цвет, максимально удаляющим — синий. Нанесенные на одной плоскости цвета могут казаться более близкими или более отдаленными от зрителя. Пользуясь этим свойством цветов, можно передать объем и рельефность деталей вышивки, приблизить и выделить одни части рисунка и отодвинуть на задний план другие. Например, если вы хотите вышить цветок ромашки, серединку лучше выполнить ярко-желтыми или оранжевыми нитками, которые выступают более других цветов и создают впечатление выпуклости.
Так же свойство приближения и удаления цветов зависит от фона, на котором они расположены. На светлом фоне лучше выделяются, выступают темные тона, светлые теряются, а на темном фоне больше выступают светлые и яркие тона, а темные пропадают. На светлом фоне все светлые тона ниток кажутся темнее, а эти же тона на темном фоне кажутся светлее. Все хроматические цвета лучше выделяются на сером фоне. Поэтому, подбирая фон для многоцветной вышивки, лучше использовать ткани светлых приглушенных цветов (серо-зеленый, серо-бежевый, серо-голубой, серо-бирюзовый, кремовый), на которых цветные нитки будут выглядеть наиболее выигрышными. Фон в художественной вышивке ни в коем случае не должен быть ярче самой вышивки. Также следует помнить, что на белом фоне нитки выглядят более яркими и сочными, поэтому следует подбирать нитки приглушенных тонов, а вот на черном фоне красиво смотрится вышивка яркими нитками.

Читайте также:  Схемы для вышивки бисером у пруда

Еще одной неотъемлемой частью в изучении основ цветоведения в вышивке является светотень. Цвет и свет — это понятия, неотделимые друг от друга. Благодаря свету человек видит предметы, их форму и цвет. Но в зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться. При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее. При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий — темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть. Поэтому очень важно цветную вышивку и особенно подбор цветов и оттенков ниток выполнять при дневном свете. Правильное расположение цветов и оттенков на узоре зависит от формы предмета и освещенности. Плоский предмет, освещенный прямыми лучами, воспринимается одноцветным. На предмет объемной формы лучи света падают под разными углами и, отражаясь, создают цветовые оттенки. Каждый предмет имеет освещенную и теневую части, что позволяет видеть предмет объемным.
Между светом и тенью всегда существуют переходы. В зависимости от того, как предмет расположен к источнику света, различают шесть переходных степеней светотени:

  • светлая часть — часть предмета, обращенная к источнику света;
  • полутон — часть предмета, находящаяся под каким-либо углом к свету;
  • теневая часть — часть предмета, находящаяся в противоположной стороне от источника света;
  • тень, падающая от предмета на другую освещенную часть;
  • рефлекс — свет, отраженный от каких-либо окружающих предметов. Рефлекс изменяет цвет изображаемого предмета и лучше заметен в тенях;
  • блик — особо высветленная часть предмета. Блик зависит от поверхности предмета. Матовая и шероховатая поверхность не имеют блика, а гладкая, ровная поверхность, отражая свет, дает светлый блик. Это свойство необходимо учитывать при вышивке блестящих ягод (виноград, слива, вишня), а также при вышивке глаз, которые без блика смотрятся пустыми, слепыми.
Читайте также:  Сами шьем с ольгой

Влияние светотени на форму изображаемого предмета можно проследить на примере шара. Если нарисовать круг и закрасить его ровно краской одного цвета, то получится плоский круг. Если же его заполнить по краям в теневой части более темными тонами выбранного цвета с постепенным переходом на более светлые тона в освещенной центральной части, то зрительно создается ощущение формы шара.

Понятие о светотени дает возможность показать объемность вышиваемых предметов (ягоды, цветы, птицы). Свет влияет на расцветку предметов. В освещенной части предмета (или узора) цвет имеет более светлые тона, а в затемненных местах тона того же цвета темнее. В вышивке цветов и листьев, при подборе цветов и тонов ниток вышивальщица должна учитывать их форму и освещенность. Например, нижние листья на ветке, на которые падает тень от других цветов или листьев, нужно вышивать нитками более темных тонов, чем верхние листья, которые лучше освещены и вышиваются нитками светлых тонов того же цвета. Лепестки одного цветка также неодинаково освещены, и вышивают их одни более светлыми, другие темнее.

Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть изучая основы цветоведения в вышивке это гармоничное сочетание цветов. Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании.Гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их уяснить, надо изучить образование цветов. Для этого используют цветовой круг, который представляет собой замкнутую ленту спектра.

На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, располагают 4 главных чистых цвета— красный, желтый, зеленый, синий. Говоря о «чистом цвете», подразумевают, что он не содержит в себе оттенков других, соседних с ним в спектре цветов (например, красный цвет, в котором не замечается ни желтого, ни синего оттенков). Далее на круге между чистыми цветами располагают промежуточные или переходные цвета, которые получают, смешивая попарно в различных пропорциях соседние чистые цвета (например, смешав зеленый с желтым, получают несколько оттенков зеленого цвета). В каждом спектре можно расположить по 2 или 4 промежуточных цвета.
Смешав каждый цвет в отдельности с белой и черной краской, получают светлые и темные тона одного цвета, например, синий, голубой, темно-синий и т. д. Светлые тона располагают с внутренней стороны цветового круга, а темные — с внешней. Заполнив цветовой круг, можно заметить, что в одной половине круга расположены теплые цвета (красный, желтый, оранжевый), а в другой половине — холодные (синий, голубой, фиолетовый).
Гармоничное сочетание цветов заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в согласованности различных цветов и оттенков между собой. Наиболее простым способом определения гармоничных сочетаний цветов является нахождение этих цветов на цветовом круге.
Выделяют 4 группы цветовых сочетаний. Монохромные — цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе. Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3—4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый. Монохромные сочетания часто используют в вышивке одежды (например, на голубом фоне вышивают нитками темно-голубыми, голубыми и белыми), декоративных салфеток (например, на суровом полотне вышивают нитками коричневыми, светло-коричневыми, бежевыми), а также в художественной вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени.
Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый).
Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие. Они цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.
Контрастные цвета — это диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой. Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При cоприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их.
Например, при вышивке букета используют 3 цвета: пурпурный, зеленый и желтый. Их нужно согласовать. Вначале берут краски и на листе бумаги смешивают поочередно желтый цвет с зеленым в разных количествах и получают зелено-желтые и желто-зеленые цвета; смешав желтый и пурпурный, получают новый цвет. Затем соответственно новым цветам подбирают нитки. Вышивая букет из красных и желтых цветов и зеленых листьев, вводят в них вновь полученные цвета, и все они будут гармонично сочетаться. Среди контрастных сочетаний существует несколько приятных для глаз и часто встречающихся в природе — это пары чистых цветов; красный и зеленый, фиолетовый и желтый.
При помощи красок овладеть гармонией цветов проще. Однако, учитывая некоторые особенности, можно гармонично согласовывать цвета ниток:

  • нельзя смешивать диаметрально противоположные на цветовом круге контрастные цвета ниток. Например, если настрочить вместе красные и зеленые или желтые и синие, получится пестрота. Для гармоничного их сочетания необходимо добавлять нитки переходных тонов;
  • не рекомендуется смешивать нитки разной светлоты и разной насыщенности. Если прострочить по темно-красному розовым или по темно-зеленому светло-зеленым, то получится также пестрота. Между этими тонами обязательно должны быть переходные тона;
  • можно смешивать между собой цвета ниток, расположенные рядом на цветовом круге. Например, если прострочить по ниткам красного цвета темно-оранжевыми или по желтым желто-зелеными либо по темно-пурпурным фиолетовыми, то получатся новые гармоничные цвета. При этом нитки разных тонов как бы сливаются в один новый тон;
  • можно смешивать между собой нитки, цвета которых имеют одинаковые насыщенность (яркость) и светлоту. Например, если настрочить по бледно-голубым ниткам бледно-сиреневыми или по бледно-желтым бледно-розовыми, получатся новые тона. Также можно получить новые темные цвета, настрочив по темно-синим ниткам темно-зелеными, по темно-фиолетовым темно-красными и т. д.

Tаким образом, можно смешивать не только 2, но и 3,4 тона, создавая новые цвета и восполняя отсутствие ниток нужных цветов.
Колорит— определенное взаимоотношение всех цветов и тонов узора, подчиненное общему тону. Колорит в зависимости от преобладания определенных тонов может быть светлым или темным, ярким или мрачным, холодным или теплым. В художественной вышивке необходимо, чтобы каждый цвет узора, взятый в сочетании с другими цветами, не «выпячивался» и не «пропадал», а создавал бы общее впечатление главного, основного тона. Богатство колорита не в пестроте, а в разнообразии оттенков и переходов цвета. Вышивая узор, следует прежде всего определить основной его цвет, а затем искать остальные оттенки. Фон также должен быть подчинен ведущему цвету вышивки.
Усвоив основы цветоведения в вышивке, светотени и гармонии цветов, можете смело приступать к воплощению самых смелых идей!

Русская народная традиционная вышивка: символ в каждом узоре

Закончилась страдная пора, отгуляны все осенние праздники, наступила пора отдыха и рукоделия. Девицы и женщины садились за прядение, вышивание, ткачество, шитье. Какие узоры выходили из-под рук самобытных мастериц! Да и вышивались они не абы как, а со значением. Порой на рубашке можно было прочитать целый сказ.

Девица готовила себе приданое и вышивала милому рубаху. И уж как она вышьет свою судьбу, так та и сложится. Не зря покровительница рукоделия Макошь (великая земля родящая и богиня-ткачиха) держит в своей руки нити судьбы человеческой. Обычному веретену, иголочке придавалось магическое значение.

Сложнейший колорит шитья.

И вышивальщица рискует

Уйти за грани бытия…

Особенности древнерусской техники вышивания

Удивительными по красоте, удобству, формированию осанки были традиционные русские одежды. А уж какой яркой и говорящей вышивкой они были украшены! Одежда и вышивка на ней должна соответствовать статусу и возрасту женщины и мужчины. Да и жилище всегда было украшено живописью нитями. Она красовалась на занавесках, скатертях, подзорах, одеялах, полотенцах, рушниках.

Золотное шитье и шитье жемчугом — очень нарядное украшение нитями из настоящего золота и серебра, речного жемчуга и перламутра. Для декора одежды и предметов быта использовались льняные, шелковые нити. Крестьянские женщины использовали нити попроще: льняные, хлопковые, шерстяные. Жемчуг и перламутр тоже был им доступен — реки всегда были рядом. Традиционной вышивкой в народном костюме украшались подолы, воротники, запястья — в этих случаях искусство было обережным. Такие узоры как будто закрывали вход к телу наговорам, злобе, сглазам.

Методы украшения вышивкой в разных регионах различались, существовало много способов, особенностей узора и расположения. Декоры различались на рубахах и сарафанах девиц, молодиц, женщин, вдов. Из одежды очень нарядно золотыми нитями расшивалась епанечка. Головные уборы для праздников покрывались богатой отделкой золотым шитьем, перламутром, жемчугом. Традиционные цвета: красный; оранжевый – цвет солнца, зарождения жизни; черный – цвет земли родящей.

Исторические сведения

Каждая крестьянская женщина владела искусством вышивки. Изделия использовались для собственных нужд, и только в девятнадцатом веке, с отменой крепостного права, стали вышивать на продажу.

Наиболее древняя вышивка — это украшенная одежда из захоронения на стоянке Сунгирь, она выполнена из бусин. Археологи считают, что ей 25000 лет.

В музеях хранятся образцы вышивок белой нитью косым швом, которые датируются 15—16 веками. С конца 17 — начала 19 века сохранились столешники и занавески, вышитые сложными геометрическими узорами и орнаментами, в этих узорах уже применялись и другие методы вышивки.

Пока из найденных самым древним экземпляром золотого шитья считается находка из кургана Черная могила. Она датируется второй половиной 10 века. В археологических раскопках находят довольно часто образцы золотой вышивки, датируемые 12—13 веками. Сама нить представляла собой шелк с навитой на него золотой и серебряной фольгой. Но, скорее всего, само искусство существовало и гораздо раньше, так как нити из хлопка, льна, шерсти вряд ли сохранились бы в земле до наших дней.

В Государственном историческом музее хранятся более 60 экземпляров золотных вышивок из погребений в курганах 13 века.

Народные северные традиции

Из северных строчек выделяется два основных вида: счетные (по счету нитей в ткани), несчетные (по контуру). Счетная делилась на верхошвы и сквозные швы.

Верхошвы исполнялись цветными и белыми нитями, входили в ткань, не нарушая порядок переплетения.

Это большая группа швов, в нее входили:

  • роспись — тонкая цветная двусторонняя линия через три—пять нитей ткани, внутри тонкой росписи создавались яркие цветные мотивы;
  • счетная гладь — плотные параллельные стежки через определенное количество нитей ткани;
  • набор — узор как будто набирается на ткани швом вперед иголку;
  • косая стежка — счетный шов по диагонали;
  • атласники — готовая вышивка очень ровная и гладкая;
  • косичка — при переплетении нитей образуется косичка;
  • поддевчатый шов — стежок, расположенный вертикально, обвит нитью.

Еще один из видов счетной вышивки — это мережка. Нити из ткани выдергивались по утку или по основе. Свободные ниточки в образовавшемся пространстве стягивались самым причудливым образом.

Строчка — заполнение по заранее выдерганной сетке различными видами узоров. Узоры получались просто кружевными.

Узорам Севера была свойственна строгая геометрия и симметрия, продиктованные счетными швами.

Со временем и на Север пришли более легкие в исполнении швы: тамбурный и стебельчатый. Позже всех пришел крест.

Вышивка всегда была украшением одежды и предметов домашнего быта, а женские и девичьи головные уборы декорировались особо нарядно. Ведь женщина в замужестве полностью покрывала свои волосы, чтобы ни единый волосок не выбился. Для украшения корун, перевязок, кокошников, венцов, повойников, кичек и косников использовалось сажение по бели. Выкладывался контур рисунка шнуром (белью), а по нему и пространстве между контурами пришивался жемчуг, бисер, блестки. Это были очень красивые головные уборы.

Бранная вышивка — еще одна визитная карточка северян. Стежок плотно шел к стежку, узор выкладывался по горизонтали.

Из мотивов для северян характерны геометрия, звери и всадники, птицы и растения. Самая любимая птица пава — символ любви и счастья – изображалась с поднятым крылом и огромным хвостом. В цветах преобладают мягкий красный, розовый, брусничный.

Техники южных областей

Для Юга Руси характерна односторонняя и счетная гладь, косая стежка и цветная перевить. В отличие от строгого Севера здесь царило многоцветье. Из узоров — строгая геометрия. Квадраты и ромбы символизировали плодородную землю. При цветной перевити продергивалась нить по утку и основе. Прореженные столбики многократно перевивались разноцветной нитью. По верху шли геометрические орнаменты, иногда дополненные бисером и лентами. Получалась многоуровневая вышивка.

Еще один вид — стлань. Пустое пространство между продерганными нитями заполнялось вышивкой, наподобие переплетения холста.

В Орловской губернии для отделки праздничного костюма, рушников, подзоров, скатертей применялся орловский спис — причудливый орнамент, изображавший символическое древо жизни. Контур выполнен тамбурным швом, заполнен многоцветьем — оранжевым, синим, красным, желтым, зеленым, черным — в технике «набор». Не обошла птица-пава стороной и южную вышивку.

Образы женских фигур, зверей, всадников были связаны с древними верованиями славян. Например, изображение на подоле Рожаницы способствовало зачатию. В основном все изображения символизировали изобилие. Такие узоры можно было читать, как сказки.

Центр страны

В Центре перемешались Юг с Севером. Здесь использовали и строгий счет, и свободную роспись, перевить, тамбур, гладь, белая гладь, золотое шитье. Отдельно можно выделить белую строчку. Орнамент выполнен белым по полупрозрачной сетке. Мотивы — от геометрии до изображения зверей, птиц, людей. Все изображения имели древнее символическое значение.

Завораживала мастерская белая гладь. На тоненькой ткани расцветали белым разные цветы – букеты, гирлянды. Там же развивались знаменитые владимирские швы – крупная гладь яркого красного цвета с вкраплениями желтого, синего, зеленого.

Со временем в обережную вышивку стали входить бытовые сцены. Узор становился все более декоративным. Вышивку стали выполнять по образцу, на продажу. Но настоящие творческие мастерицы и в образцы вносили собственные дополнения.

Материал и расцветки

Для золотного шитья использовалась волоченая золотая или серебряная нить. Металл протягивали через отверстие и вытаскивали тонкую проволочку. Затем стали использовать шелк или лен с намотанным на нить металлом. Еще для вышивки применялась бить — плоская металлическая полоса и канитель — металл, скрученный в упругую пружинку. Так как такие нити имели немаленькую цену, да и поистреплется тоненький металл, если будешь все время протаскивать его через ткань, то вышивка делалась способом в прикреп. Металлическая нить укладывалась в рисунок, а закреплялась она простой льняной нитью. Такое шитье и до сих пор используется в предметах церковного обихода. Под золото использовалась привозная ткань: камка, атлас. Очень эффектно смотрелись древнерусские орнаменты на бархате малинового и красного цвета.

Известна сохранившаяся пелена запрестольная «Спас на убрусе с предстоящими», датируемая 1389 годом. Она вышита на тафте цветным шелком. Шитье этой пелены называют живопись иглой. Исследователи древнерусского искусства считают, что пелена выполнена в честь победы на Куликовом поле Дмитрия Донского.

Еще одним из важнейших произведений древнерусского шитья считается пелена «Суздальский воздух» 1410— 1413 годов, выполненная на шелке в золотых и серебряных нитях.

В нарядной и декоративной древнерусской вышивке применялись нити золотые, серебряные, шелковые.

Древнерусское узорочье выполнялось и на простых льняных тканях. Особенно обильно украшались головные уборы. Женский покрывной платок-ширинка расписывался по легкой светлой ткани золотой, серебряной нитью, шелком, кружевом, речным жемчугом, перламутром.

Народная русская вышивка писалась на легкой и добротной крестьянской ткани из льна, крапивы, конопли. Шилось льном, бумагой (хлопком), гарусом (шерстью), шелком. Основной цвет был белый и красный по белому фону. Со временем стало больше разного природного цвета: синий, зеленый, оранжевый, желтый, черный.

Сюжеты

Изначальное значение вышивки — это оберег и рассказ о своем роде, почитание древних предков. Основу узора составляла главная фигура, например Макоши. Композиция строилась из древа жизни, коней и всадников, птиц, сказочных животных, домов, растительных и геометрических орнаментов. Древнерусская вышивка — это разговор, система знаков, своего рода язык, который очень хорошо понимали наши предки.

Значения различных орнаментов

Много знаний о сюжетах и орнаментах и чтении искусства вышивки под воздействием христианства было утеряно. Одежда, знаки, символы и орнаменты очень строго различались при статусе и возрасте женщины.

Женская фигура — это богиня. Рожаница изображалась с опущенными руками, символизировала животворящую силу природы и рождения жизни. Богиня Рожаница поможет молодице зачать дитя, обрести красоту и стройность. Изображение Макоши было с поднятыми руками. Символы плодородия шли по всему изображению обоих богинь.

Ромбы с крестами внутри — символы плодородия и солнца.

Изображения цветов — красота, любовь, целомудрие, огонь.

Древние русы могли договариваться с силами природы, поэтому знаки солнца, воды, огня, ветра, природные орнаменты и изображения зверей были им в помощь.

Коники — символы солнцестояний: осеннего, зимнего, весеннего, летнего. Древними очень почитались именно эти праздники, они считались знаковыми.

Всадники на них — символы солнечных богов, Даждьбога, например, дарующего бога, дающего свет и тепло.

Птицы — знаки рассвета, воскресения, пробуждения.

Связь поколений в древности не терялась, поэтому в обережной вышивке присутствовали и символы рода, предков.

Обереги

Обереги использовались для защиты себя и дома, привлечения удачи, укрепления здоровья. Любой изображенный знак несет некую энергию, поэтому нужно очень внимательно и аккуратно носить на себе и наносить на одежду обережные знаки.

Цветок жизни — это изначальный символ чистой формы и пропорции. Переплетение 12 нитей жизни, духовного и материального, цикл жизни. Восьмидневный человеческий эмбрион выглядит именно как цветок жизни. Математики его называют матрицей жизни. Не пренебрегают этим символом и христиане, он встречается на церковных принадлежностях.

Свастика — один из древнейших символов солнца, огня, вселенной, незыблемости. Вселенная из космоса выглядит, как свастика.

Ромб с перекрестьем внутри, точками в каждом сегменте — символ засеянного поля (плодородие). Без точек — поле не засеяно.

Орепей — земля, предки, душевное спокойствие, счастье.

Предок — единение поколений, связь с пращурами.

Очень много значений символов просто не сохранилось, есть много новоделов и домыслов.

Идеи вышивки со схемами

Как приятно надеть нарядную юбку, блузку, вышитые своими руками. А полотенчики, даже если не вышивать на них обереги, а написать иглой просто красивый рисунок, в который можно влюбиться с первого взгляда. Он будет омолаживать, приманивать удачу.

Полотенце

Обычай умывать, очищать лицо водой утром и вечером идет из глубокой древности. Утром смываем сны, вечером дневные заботы, чтобы сладко спать. А вытиральное полотенце завершит ритуал очищения.

Для вышивки полотенчика использовать лучше ткань, в которой можно считать нити. Очень подходит лен. Если использовать владимирскую гладь, будет самое что ни на есть старинное полотенце.

  • ткань льняная;
  • нитки мулине (красные, оранжевые);
  • иголочка для вышивания, у нее слегка затупленный кончик, чтобы не рвать ткань.

Сам рисунок будет виден только на лицевой стороне, с изнанки будет виден контур рисунка.

  • на ткани карандашом намечается контур рисунка;
  • в контур укладывается первый длинный шов по лицевой стороне, он заполняет все пространство внутри контура;
  • следующий шов идет с изнанки, он коротенький, его ход точно по контуру, иголка выводится снова на лицо;
  • верховой гладью заполняется весь рисунок.

Для начала достаточно вышить несколько простых цветочков по бортику полотенца.

На костюме

Золотая вышивка, сажение по бели, шелк — достаточно небольшого рисунка, но это уже будет деталь костюма от кутюр. Среди ниток мулине можно найти и металлические, да и канитель, и жемчуг есть в свободной продаже.

Для вышивки понадобится:

  • подходящая ткань;
  • если костюм у вас уже готов, то есть совсем небольшие пяльцы;
  • нить с металлическим блеском;
  • нить-основа — хлопковая.

Выбирается орнамент. Он вырезается из бумаги и пришивается на ткань.

  • нить с металлическим блеском лучше намотать на держатель, который легко будет лежать на ткани;
  • начало металлической нити закрепляется у контура бумажного настила;
  • металлическая нить перекидывается к следующему краю контура и закрепляется там хлопковой ниткой, продетой в иголку;
  • перекидывая и закрепляя нить по контуру, постепенно заполняется рисунок орнамента.

От завитков орнамента будет зависеть причудливость рисунка. Такой труд, конечно, требует времени и усидчивости, но результат впечатляет.

Персонажи из сказок

Схему любого персонажа сказки для вышивки крестиком легко найти в сети. Чтобы выполнить работу, нужно считать клеточки ткани и соблюдать цветовой тон, указанный в схеме.

Ну, а можно почувствовать себя живописцем и вышить любимого персонажа гладью.

  • ткань для полотна;
  • пяльца;
  • иголка для вышивания;
  • мулине оранжевого, белого, черного цвета;
  • вырезанный из бумаги контур лисы.

Нужно туго затянуть ткань в пяльцы, но не перетяните, чтобы при снятии рисунок не перекосило.

  • обвести контур лисы на ткани;
  • мелкими стежками глади заполнять всю внутренность контура, подбирая цвет. Грудку вышить белым, лапки черным. А оранжевый можно разбавить красным;
  • глаза можно как вышить, так и пришить черный блестящий бисер.

Видео

Познакомиться с образцами традиционной русской народной вышивки и услышать интересный рассказ о ней можно в следующем ролике.

Оцените статью