- Вышивка в русском народном стиле
- Особенности русской народной вышивки
- Географические особенности вышивки
- Особенности народной вышивки в южных регионах
- Особенности народной вышивки в северных регионах
- Орнаменты и узоры славянских народов и их обозначение
- Русская вышивка
- История русской вышивки
- Русский орнамент в вышивке
- Другие элементы русской вышивки
Вышивка в русском народном стиле
Созданные нитками узоры наделялись теми или иными магическими защитными свойствами и вышивались в качестве оберега. В зависимости от региона изменялись особенности народных узоров, и даже классическая русская народная вышивка имеет свои отличия в южных и северных областях.
Рукодельнице, которая решила изучить это направление народного прикладного искусства, потребуется узнать значение и приемы создания символов, а также основные характеристики вышитых узоров, относящихся к различным регионам.
- Статья
- Советы
- Сервисы
- Материалы
Особенности русской народной вышивки
Народные вышивки всегда имеют свои особенности. Древнерусская вышивка не является исключением. По количеству приемов и узоров русская вышивка может считаться одной из самых разнообразных. Связано это в первую очередь с тем, что в каждом регионе формировались свои традиции, которые были связаны с местными природными условиями и поверьями.
Большая протяженность страны привела к тому, что традиционная русская вышивка разделилась на несколько разновидностей в зависимости от области.
Географические особенности вышивки
Чувашская вышивка предполагает густую зашивку. В ней присутствуют геометрические узоры, животные и растения. Она тоже относится к русской народной и имеет ряд характерных особенностей. В ней используются только три цвета:
- красный – символизирует стремление к новому;
- белый – знак чистоты и невинности;
- черный – связь мира живых и мертвых, знак родового единства.
Также интересной особенностью чувашской вышивки является то, что в процессе ее выполнения не используют приспособлений, которые облегчают работу. Она ведется только на руках, без пялец и рамок.
В центральных регионах у славян преобладали вышитые красной нитью геометрические узоры, которые переплетаются в сложный орнамент.
Мастерицы из Карелии создавали узоры, которые имели значение, связанное с языческими верованиями. Работу вели только красной ниткой на белом полотне. Центр вышивки занимало тотемное животное или растение, которое было окружено дополнительными символами.
В регионе, где сегодня находится республика Марий Эл, защитная вышивка создавалась только на домотканой основе. В такой вышивке особое значение отводилось символу дерева, который считался оберегом для всей семьи. Также присутствовали в сюжете образы животных и геометрические элементы.
Тарусская вышивка предполагала использование только льняной нити. Работу вели, прошивая белую строчку, а затем делая на ней цветную перевить. Для узоров выбирались только различные растения. Отличительная особенность данной техники – отсутствие изнанки, так как полноценный узор создается на обеих сторонах.
Особенности народной вышивки в южных регионах
Для славян из южной части России характерными узорами в вышивке являются геометрические орнаменты, которые выполнены в технике крест, счетная гладь и белая строка. На домотканом полотне переплетение нитей хорошо заметно, это позволяло мастерицам добиваться ровности узора.
Однако наиболее распространены для южан цветная перевить и счетная гладь. Для цветной перевити использовалась полупрозрачная ткань. Вышивать на ней было сложно, особенно если узор был большой и замысловатый. Наличие такой вышитой работы в доме свидетельствовало о достатке семьи.
Традиционно для вышивания у небогатого населения использовались хлопковые и льняные нити, а у зажиточных людей – шелковые. Иногда узор дополнялся речным жемчугом.
Особенности народной вышивки в северных регионах
В северных районах основными техниками народной вышивки являются гладь, россыпи и косые стежки. Такие узоры создавались традиционно в Вологодской, Архангельской и Ленинградской областях.
Крест встречался в вышивке, но в малом количестве при создании оберегов.
Цвета северной вышивки яркие, она многоцветная и содержит преимущественно растительные узоры. Также в ней встречаются символы Солнца и Луны.
Орнаменты и узоры славянских народов и их обозначение
В русской народной вышивке узоры и орнаменты несут особый смысл. В ней нет элементов, которые выполняются только для красоты.
- Солнце. Вышивается в форме круга, розетки или традиционного солнца с лучами, которые внутри заполняются орнаментом, напоминающим кружево. Это символ плодородия, радости и жизни. В зависимости от узора работу ведут крестом или тамбурным швом.
- Вода. Символизирует границу, разделяющую Явь и Навь. Знак призван нести знание и защиту от преждевременной смерти. Также в ряде регионов он долгое время считался символом бессмертия и перерождения. Вышивается такой узор в виде зигзага или волны.
- Берегиня или Макошь. Она призвана защищать семью от неприятностей и бед, а также сохраняет женское здоровье. Символ изображается как женщина с поднятыми руками.
- Огневица. Оберег для женщин, который помогает защищаться от плохих мыслей, злых дел и гнева. Вышивается символ только крестом красной или алой нитью на белом или золотом фоне.
- Стрибожич. Это символ, изображающий лопасти ветряной мельницы. Такой знак традиционно вышивали на рабочей одежде как защиту от стихии. Также считалось, что этот узор помогает справляться с тяжелой работой. Вышивался он крестом красными нитями на белом фоне, а вокруг него в ряде районов делался синими нитями квадрат.
- Рожаница. Это богиня, образ которой в вышивке символизирует плодородие, благополучие в семье и многодетность. Такой оберег часто вышивался на одежде замужних женщин, а также на свадебных рушниках и скатертях. Существовало поверье, что особой силой он обладает, если сделан старшей женщиной в семье. Работа выполняется крестом, красными и синими нитями.
Русская вышивка
Русская народная вышивка не потеряла своего очарования в XXI веке. Модельеры используют узоры русской вышивки для создания новых коллекций, в спорте русская символика выражает патриотизм, бизнесмены используют славянскую стилизацию, чтобы выделиться из числа конкурентов и позиционировать свой бренд как отечественный. Вышивка в русском стиле украшает одежду и интерьеры, многие люди возвращаются к истокам славянской культуры.
Изначально ручная вышивка была ручным ремеслом, но в наши дни ручной труд потеснила машинная вышивка. Дело в том, что машинные технологии позволяют сделать вышивку гораздо более аккуратной и привлекательной, долговечной и прочной. Кроме того, русская машинная вышивка позволяет выпускать многотысячные тиражи в короткие сроки.
Мы вышиваем с 2007 года. В числе наших клиентов — многочисленные ателье и модельеры, выпускающие одежду и коллекции в русском стиле, а так же современные славяне, ролевики и реконструкторы, участники фольклорных ансамблей, организации славянской направленности, а так же многочисленные частные лица, поклонники русской культуры. Для каждого мы создаём ту самую вышивку, которую он искал. Обращайтесь, рады вышить для вас!
История русской вышивки
На Руси вышивка имела сакральное значение: то есть, была тесно связана с верованиями в мистические силы природы и богов. Языческая вышивка славян появилась задолго до прихода на княжение Рюрика. Обережные узоры и символы украшали одежду и предметы быта. Господствовал красный цвет ниток: на белом полотне он ярко выделялся, привлекал внимание.
С принятием христианства начался новый виток развития русской вышивки. Несмотря на ярую борьбу с языческими корнями, здесь, как и в других областях, вытравить древние обычаи не удалось: народная вышивка совместила старые славянские мотивы с новыми церковными. Например, люди всегда поклонялись солнцу как источнику света и жизни, оно символизировало весёлого бога Ярило. С принятием христианства солнце никуда не исчезло из вышивок, но теперь он символизировало Божье величие.
В эти времена – X-XII века – зародилось и стало развиваться русское золотошвейное искусство. Роскошные узоры украшали иконы, предметы церковного обихода, одежду богатых людей. Тогда же – характерная для русской вышивки черта – вошёл в декоративное искусство речной жемчуг. Вышивка жемчугом с тех пор прочно вошла в мировую историю как характерная славянская особенность.
Шли годы. Первоначально вышивкой занимались монахини: это связано было с тем, что с помощью вышивки на Руси украшали в основном церковные атрибуты. Постепенно вышиванием занялись знатные женщины: было ли это влиянием Анны Ярославовны, ставшей французской королевой и поведавшей об этой западной традиции, или просто юным девицам так прививали благочестие – неизвестно.
Параллельно славянская вышивка развивается в крестьянской среде. Здесь история вышивки словно стоит на месте: древние языческие узоры и символы по-прежнему украшают одежду, бельё, занавески. К XVII веку народная вышивка входит в моду, и её мотивы проникают и в дворянскую среду.
С XVIII века и далее на русскую вышивку начинают оказывать влияние западные мотивы. Пётр I вводит европейский костюм, и дамы спешат украсить свои платья на парижский или берлинский манер. Наиболее востребована мужская вышивка, при дворе расшитые кафтаны входят в моду. Особого рассвета русская вышивка достигает в XIX: галантная эпоха требует изящества и эстетики.
Возникновение и распространение машинной вышивки производит переворот в этой сфере искусства. В XX веке происходит интеграция искусств и национальностей: африканские мотивы могут соседствовать со средневековой символикой, вышитые строки из стихотворения А.Блока – украшать танцевальный наряд для бала-маскарада.
Русский орнамент в вышивке
От простого узора орнамент отличается многократным повторением одного и того же элемента. Как возникла такая идея? Дело в том, что в древности узоры для вышивки не были простым украшением: они передавали сакральное знание. Раз за разом повторяя тот или другой символ, вышивальщица подчёркивала и усиливала его значения. Особенно это относится к обережной вышивке.
Рассмотрим основные символы русской вышивки.
Солнце. Славяне высоко чтили солнце: впрочем, как и любой древний языческий народ. Солнце символизировало жизнь, радость, плодородие. В народной вышивке чаще всего светило представляется как колесо или розетка. Чаще всего такой символ был центром, вокруг которого закручивается орнамент, однако встречались и повторяющиеся мотивы колеса.
Ромб. Сейчас популярность этого символа кажется странной, потому что мы позабыли его значение. В древности же ромб символизировал женское начало, материнство. Ромб повторялся в разных вариациях на полотенцах и скатертях, подолах платья и рубахах. Он был обязательным украшением женской одежды, а так же служил талисманом для плодородия.
Крест. Этот символ был нам известен задолго до принятия христианства. Равноконечный крест символизировал солнце: его расходящиеся лучи. Близкая вариация символа – свастика – символизировала вращение солнца. Удивительно, как национал-социалистическая партия Германии умудрилась выбрать своей эмблемой символ нации, которую они намеревались уничтожить под корень! Так или иначе, в XX веке коловорот – наше название свастики – окончательно ушёл в прошлое, считается осквернённым символом.
Ёлочка. Частенько вы можете увидеть на старинных вышивках узор-ёлочку. Это традиционная вышивка России, она символизирует дерево вообще и Древо жизни, лес и природу.
Другие элементы русской вышивки
Конечно, символика русской вышивки не ограничивается орнаментами. Многие реалии жизни нашли своё отражение в искусстве вышивальщиц.
Особой популярностью всегда пользовались мотивы флоры и фауны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой: вспомните павлоградские платки, палех. А ведь вышивка в стиле гжели или хохломы распространена ив наши дни, её узнают во всём мире! Кстати, гжель заметно отличается от традиционных цветов русской вышивки: красного, чёрного и золотого.
Животные тоже появляются на полотне довольно часто. Они символизируют то же, что и звери из русских народных сказок. Однако вы вряд ли найдёте в вышивках медведя. Почему? Дело в том, что в тотемном языческом сознании медведь был прародителем всех славян, а потому на него наложено табу. Медведя нельзя изображать, и даже имя его под запретом – слово «медведь» является ничем иным, как заменой. Поэтому в узорах вышивания прародитель не появляется.
Часто возникает в орнаменте женская фигура: символ плодородия и женского начала. Если женская фигура простирает руки к небу – это символ единства двух начал.