- Вышивка трапунто
- Итальянское трапунто
- Ткани для вышивки
- Нити для трапунто
- Стабилизаторы в трапунто
- Вышивка трапунто руками
- Оригинальная объемная итальянская вышивка трапунто
- История возникновения трапунто
- Важность выбора тканей
- Нюансы машинной вышивки
- Выбор ниток и иглы
- Виды выполнения различных техник трапунто
- Провансальское бути
- Трапунто: техника шадоу
- Марсельское пике
- Трапунто: учимся делать объемную вышивку. Вариант 1
Вышивка трапунто
Итальянское трапунто
Наряду с известными видами вышивки лентами, крестом или гладью, существует еще один, о котором знают далеко не все рукодельницы. Это объемная вышивка трапунто.
Особенность вышивки трапунто заключается в том, что в этой технике можно вышивать как вручную, так и на швейной машинке. Более того, такой вид вышивки можно запросто отличить от любой другой по ярко выраженному объемному рисунку.
Итальянская вышивка трапунто имеет несколько особенностей, касаемых выбора игл, ткани, техники вышивания и т.д.
Ткани для вышивки
Если вы хотите ощутить явный объем изделия на выходе, нужно тщательно подойти к выбору ткани покрытия. Здесь выбор должен падать определенно на тонкие ткани типа: шифон, х/б ткань, сатин и т.д.
Что же касаемо ткани прокладки, тут разнообразие довольно велико. В зависимости от объема, который вы хотите получить, можете выбирать тонкий синтепон разной величины, холофайдер или спанбонд, хорошо подходящие для ручной работы.
Также обязательно нужно уделить внимание иглам. Выбирайте так называемые иглы для квилтинга. Их особенность в большой длине и большом ушке.
Нити для трапунто
Вышивка трапунто требует особого отношения к нитям, используемым в работе. Одним из основных нюансов является то, что нити должны быть одинаковыми по толщине. И верхняя нить предпочтительнее должна быть полиэстеровой, так как они не рвутся и хорошо держат узор.
В работе вы можете использовать не только полиэстеровые нитки, но и выбрать вискозу, если она вам больше по душе. Но сразу стоит отметить, что скорость вышивания вискозными нитками должна быть небольшая. В противном случае, ведущая нить собьется. Более того, рисунок будет сбиваться и деформироваться.
Стабилизаторы в трапунто
Чтобы рисунок не стягивался, не сбивался и не терял свою форму, в вышивке трапунто используют так называемые стабилизаторы. Существуют обычные и специальные стабилизаторы.
Техника трапунто требует применения обычных стабилизаторов. Специальные же пригодятся тем рукодельницам, которые вышивают картины большого объема с множеством слоев.
Изначально в применении стабилизаторов нужно обработать края материала клеем по внутренней стороне, чтобы поверхность изделия была не липкой.
Обязательно нужно помнить про одинаковую длину стежков. Равная длина показывает не только красоту рисунка, но и ваше умение направлять ткань на скорости в нужном направлении. Помните, что склеенные слои нельзя резко дергать иначе они могут разойтись.
Вышивка трапунто руками
Вышивка в технике трапунто без помощи швейной машинки имеет интересное название — шадоу. Такой стиль подразумевает собой нанесение рисунка на верхний слой материала и затем обработка его стежками. Из материалов можете использовать лайтбокс или бумагу для заморозки — это значения не имеет. А также стоит отметить, что кроме как водорастворимых маркеров для нанесения рисунка никакие другие использовать не стоит, чтобы избежать окраски ткани.
Следующим шагом в технике является подготовка рисунка на бумаге. Ее нужно приутюжить к нашему рисунку. После этого ее можно оторвать, а саму ткань замочить в воде и дождаться момента, когда цвет маркера пропадет. Вы можете разнообразить рисунок разноцветными нитками.
Главное, брать шерстяные нити. Именно с их помощью получится более четкий и красивый узор.
Про другие виды объемной вышивки читайте в нашей статье «Объемная вышивка и ее виды».
Оригинальная объемная итальянская вышивка трапунто
В мире рукоделия существует множество оригинальных вышивальных техник. Одна из них – итальянская техника вышивки трапунто.
Итальянская вышивка трапунто удивляет своей неподражаемостью и оригинальностью. Главное отличие от других видов вышивки – это ее объемность. Выполняется вышивка швейной машинкой или иголкой вручную.
Вышитое изделие выпуклой формы можно даже отличить от любой другой техники на ощупь. Техника выполнения достаточно сложна, но ознакомившись с ее технологией и отличием способов вышивки, можно стать практически профессионалом в работе.
История возникновения трапунто
Вышивка трапунто возникла в Италии, на острове Сицилия. Многие знают эту страну как колыбель древних памятников культуры и архитектуры. Но не все знают Италию как родоначальницу нескольких популярных видов вышивки. Одна из них – выпуклая вышивка трапунто. Название этой изысканной техники произошло от итальянского слова «trapuntare», что значит вышивать. Техника выпуклой вышивки появилась первоначально с практической целью для экономии тканей, поскольку раньше для подкладочного материала вышивки применялось старое рыхлое и ветхое полотно.
Именно ветхость подкладки ткани и давала такой изящный результат объемности в изделии, поскольку через отверстия в ткани добавлялась объемность узоров, посредством добавления ваты в нужном фрагменте. Мастерицы из бедных слоев, желая, как всякая женщина, украсить свое жилье, творили невероятные скатерти, салфетки, покрывала, постельное белье, чехлы на подушки, а также украшали одежду.
В основном использовали растительные фрагменты узоров, цветы, букеты, геральдику дворянских родов для богатых заказчиков. Чаще всего применялось полотно из белого льна, что подчеркивало изящность линий вышивки.
Изделия из бедных районов Италии пленили своей красотой и изысканностью, поэтому стремительно завоевали любовь и поклонение не только в Италии, но и многих королевских семьях Европы.
Неожиданная удачная экономия быстро переросла в неподражаемую технику объемной вышивки. Из Италии в XVI трапунто с иммигрантами прибыло в Америку, где быстро завоевало любовь не только мастериц, но и знати. Важными пунктами для точного воспроизведения техники является правильный выбор материалов и инструментов.
Важность выбора тканей
В трапунто ткани играют большую роль, можно выбирать однотипные, можно выбрать разных фактур, это придаст изюминку вышивке и колорит.
Важное условие: ткань должна быть тонкой, батист, сатин, шифон, хлопчатобумажные ткани. Стрейчевые ткани нельзя применять.
Для нижнего слоя очень часто мастера используют ту же ткань, что и для верха. Выбирая ткань для прокладки внутрь, нужно обязательно обратить внимание на качество материала, так как прокладка формирует объем:
- синтепон, для работы максимальная плотность 100 грамм на 1 кв.метр, более плотный утяжеляет изделие;
- спанбонд, хорошо держит выпуклость форм, но более удобен для ручной вышивки;
- холофайбер, бывает нескольких видов, отличается от синтепона тем, что не задерживает влагу и запах;
Иногда, в зависимости от изделия, можно выбрать поролон. Хотя он и хорошо держит форму, но в процессе использования готового изделия может крошиться и пожелтеть. Это существенный недостаток, поскольку при прозрачном верхнем материале, это испортит внешний вид изделия.
Нюансы машинной вышивки
Вышивку осуществляют на машинке или вручную. Работая на машинке важно учитывать подъем лапки, укладывая слои ткани. Если уменьшить слои, то пропускаются стежки машинкой. К тому же если прокладки будет больше, то не хватит верхнего и нижнего слоя. При создании выпуклости важно, чтобы верхнего и нижнего слоя было больше по размерам, чем серединки. Если будет лишняя по размерам, потом можно подогнать. После создания вышивки, главное создать равномерность выпуклости по всему периметру.
Выбор ниток и иглы
Иглы для вышивки нужно подобрать максимально длинные. Такие иглы обычно с широкими ушками, при работе нить движется легко и не рвется. Если нет такой иголки, тогда уменьшить скорость строчки на машине. Игла должна быть острой, поскольку нужно прокалывать несколько слоев. Если игла тупая, то на ткани могут быть затяжки, внешний вид изделия будет испорчен.
Нитки для вышивки верхнюю и нижнюю берут одинакового размера, или нижняя нить должна быть тоньше. Чтобы изделие выглядело красиво и нить не рвалась в процессе работы, лучше всего брать полиэстеровую нить. Такая нить удерживает подкладку и большие по размерам выпуклости. Если нить вискозная, то скорость сделайте очень низкой, для равномерности стежков. Поскольку такая нитка потом деформирует рисунок, могут рваться стежки в процессе эксплуатации вещи, следовательно, и рисунок будет испорчен.
Самая красивая вышивка получается при использовании металлизированных нитей. Выглядит такая вышивка очень изысканно, но нитки могут рваться при машинной работе, поэтому необходимо использовать специальную сетку. Обычно только профессиональный мастер применяет металлизированные нитки, с ними достаточно сложно работать. Хлопчатобумажные нитки, больше подходят для ручной работы, поскольку они могут путаться и рваться.
Виды выполнения различных техник трапунто
Флорентийское и итальянское трапунто отличается от других техник количеством слоев ткани, которые натягивают пяльцами. Во флорентийской вышивке их всего 2 слоя, в итальянском трапунто используют 3 слоя. Поэтому итальянское трапунто считается двусторонним, поскольку рельеф четко виден с обеих сторон. Очень красиво смотрятся изделия, выполненные в двухцветной гамме, поскольку его можно использовать с обеих сторон.
Провансальское бути
Для начала работы необходимо при помощи стекла и освещения снизу перенести рисунок на ткань, применяя водорастворимый маркер. Потом сложив лицевую и изнаночные ткани, сметываем их. Стежки сметывания при ручной работе делаем мелкие, удалив рисунок маркера стиркой, после высыхания отпариваем подготовленный материал. Рельеф создается путем набивки длинными нитями пряжи. Для этого нужно взять иголку с длинным ушком и протянув нить внутрь рельефной выпуклости, отрезаем необходимую длину нитки, конец ее заправляем иглой внутрь узора. Более крупный узор набиваем ватой через раздвинутую основу изнанки, важно не порвать ее. Равномерно распределяем по всему рельефу, до полного его заполнения необходимой выпуклости.
Трапунто: техника шадоу
Отличается тем, что проводится в 5 слоев, важно их правильно запомнить и выполнить. Обычно используют очень тонкий верхний слой, чаще всего это органза. В данной технике трапунто обязательное условие использование стабилизаторов тканей: тканевых, клеевых и прокладки. Стабилизаторы предотвращают стягивание тонких тканей. Обязательно после окончания работы необходимо удалить стабилизаторы.
Марсельское пике
Это вид бути, в котором используется 3 слоя. Для прокладки применяется синтепон, стежки более длинные, чем обычно в бути. Изделие получается тяжелее, в основном используют для изготовления одежды, покрывал и чехлов для мебели.
Трапунто: учимся делать объемную вышивку. Вариант 1
Как правило в создании фактур или работ в лоскутном шитьё мы используем ткани для пэчворка производства США, хлопок. И в лоскутном шитье также. А если сложная фактура, например бархат, то сразу сталкиваешься с проблемой переноса рисунка на ткань. Или очень сложно переносить рисунок на ткань темного цвета. Что в этом случае можно сделать.
Можно использовать водорастворимый стабилизатор Авалон (используется он в основном для машинной вышивки. Он полупрозрачный, переносим наш эскиз водорастворимым маркером.
Делаем стежку цветка. Три слоя стегаем сразу. Размещение слоев: верхний водорастворимый стабилизатор с рисунком, бархат лицевой стороной вверх, изнанка в данном случае батист с шелком. Т.е. игла будет шить по рисунку на стабилизаторе.
При выборе изнанки обратить внимание чтобы ткань практически не тянулась никуда, иначе трапунто провалится вниз.
Классическое ручное трапунто делается ручными стежками, но при данных материалах делаем контур стежки машинным способом, а наполнение вручную. Поэтому пока это первый вариант. Отличие от машинного трапунто в рельефе и пластичности работы. На фото после стежки со стороны изнанки.
После этого работу нужно замочить в воде комнатной температуры, исчезнет Авалон с разметкой рисунка. Высушили, прогладили.
Раздвигаем волокна ткани на изнанке. Напоминаю что для трапунто всегда орнаменты замкнуты.
Берем палочку для трапунто, ее край цепляется за волокна синтепона.
Берем пышный синтепон и вытягиваем кусочек, методично запихиваем внутрь отверстия, краем палочки распределяем равномерно во все зоны.
С лицевой стороны данный этап выглядит так.
Продолжаем также с остальными фрагментами цветка.
Отверстия зашиваем мелкими стежками.
Фактура выглядит так.
Небольшой видеофрагмент того, как это выглядит.
Анализируем то что получилось на пробе. Анализ зависит от того что вам надо в итоге достичь. Почти как и в других аспектах.
* рисунок слишком битком, для ручного трапунто 1 лучше делать эскиз с паузами, т.е. наполненные фрагменты цветка чередовать с деталями без заполнения. Переделать эскиз.
* слишком битком наполнение синтепон, немного полегче надо. Рельеф будет меньше, соответственно работа пластичней. Возможно попробовать наполнение другим материалом.
* Изнанка повела себя идеально, ее оставляем.
* Попробовать на других материалах! Попробовать с разной прозрачностью материалов!
* Использовала хлопковый бархат, проверить с другим бархатом, возможно результат совсем будет другим.
8. И в итоге у вас должен возникнуть закономерный вопрос, а что дальше. Ведь классическое трапунто должно собраться в сэндвич.
* Можно для квилтов сделать сэндвич, стегать или вручную или на машине, я бы выбрала в данном варианте максимально тонкий хлопок для сэндвича. Получается рисунок стегать будем повторно а этот момент уже потребует виртуозного профессионализма из-за сильного перепада плотностей.
* Оставляем так, но подклад или изнанку нужно будет сделать. Если оставляем так необходимо следить за деформацией всей площади ткани из-за рисунка, соответственно контролировать натяжение нити и набивку трапунто. Возможно из-за этого придется изменить масштабность эскиза.
С удовольствием прочитаю ваши варианты использования ручного трапунто в комментариях.