Труд 5 класс для девочек шитье

Конспект урока технологии 5 класс Швейные ручные работы
методическая разработка по технологии (5 класс)

Конспект урока технологии в 5 классе «Швейные ручные работы»

Скачать:

Вложение Размер
5 класс Швейные ручные работы 27.79 КБ
презентация 5 класс Швейные ручные работы 1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока технологии 5 класс

разработала Хохлова Валентина

Васильевна учитель технологии

МКОУ «Поныровская средняя

Тема урока: Швейные ручные работы .

Цель: создать условия для формирования правил выполнения

ручных прямых стежков, выполнения закрепки в строчке

прямых стежков, успешного оценивания своей деятельности и деятельности других, для работы с подготовленными образцами (технологическими картами), высказывания своих суждений.

  • Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек.
  • Способствовать формированию понятия о стежке, строчке, шве, длине стежка.
  • Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.
  • Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.
  • Научить оценивать качество выполняемых работ.
  • Ознакомить с инструментами и приспособлениями для ручных швейных работ.

Оборудование : образцы стежков и строчек, набор ручных

инструментов, хлопчатобумажные образцы, нитки, ПК, презентация

Тип урока: изучение нового материала

  1. Предметные — развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности.

Знать терминологию по теме «Швейные ручные работы», правила выполнения прямых стежков,

Умения: выдвигать предложения и доказывать, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, умение работать в паре, формулировать правила безопасной работы с иглой, булавками, нитками и ножницами.

  • Личностные результаты
  • Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.
  • Регулятивные — освоить теоретические знания техники ручного шитья.

Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей.

  • Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  • Познавательные — познакомить с видами швейных ручных работ. Способствовать привитию интереса к урокам технологии.

1. Организационный момент .

Учитель Громко прозвенел звонок

наши ушки- на макушке.

Ни минуты не теряем.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами проведём урок технологии. А знаете ли вы, что технология в переводе с греческого означает-«искусство, мастерство, умение».

(На учителе одета ткань в виде швейного изделия, а на манекене готовое изделие из той же ткани)

Учитель- предлагает ответить детям на вопрос. Что на мне одето?)

Дети — отвечают (предполагаемые ответы детей)

  1. На вас костюм;
  2. На вас платье;
  3. На вас просто ткань.

Учитель — Молодцы ребята!

Учитель –А что вы видите на манекене?

Дети — Отвечают предполагаемые ответы детей)

1) На манекене фартук;

2) На манекене косынка;

Учитель — По способу выполнения все швейные работы делятся на машинные и ручные. Каким способом выполнено это изделие на швейной машине или при помощи иголки, ниток и золотых рук швеи?

Дети- (предполагаемые ответы детей)

  1. Это швейные изделия, которое выполнены на швейной машинке.

Учитель — Ребята, вы правильно ответили.

А вот теперь ответьте мне на вопрос, можно ли сшить швейное изделие если у нас не будет швейной машинки?

Дети — (предполагаемые ответы детей)

Да, конечно можно.

Учитель -Как будет называться этот вид работ?

Дети — (предполагаемые ответы детей)

  1. Ручные работы;
  2. Швейные ручные работы.

Учитель — Молодцы ребята и выводит тему урока на экране.

Тема урока: Швейные ручные работы.

Учитель- А сейчас ребята, я расскажу вам притчу.

Учитель рассказывает притчу.

Притча.
У одного крестьянина были ленивые сыновья. Умирая, он сказал им, что зарыл все свое золото на поле, и что это их наследство. Естественно, они принялись искать это золото и перерыли все поле. Не найдя ничего, они решили, что отец все раздал бедным и забыл об этом, а так как поле было уже вспахано, то решили посадить туда пшеницу и прожили год в достатке. Следующим летом они подумали, что могли пропустить зарытое золото и перерыли поле снова. Также ничего не нашли и посадили пшеницу. Так они постепенно привыкли к труду и поняли, почему отец дал им такое указ.

Учитель — А как вы думаете ребята, что поняли сыновья и почему отец им дал такой указ? Может вы , знаете пословицы и поговорки о труде, которые вам помогут ответить на мой вопрос?

Дети- (предполагаемые ответы детей)

  1. Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

II. Проверка знаний .

Учитель- Пришло время вспомнить знакомые вам ранее инструменты и приспособления и поговорим о новых ранее не знакомых.

-Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения ручных работ?

Учитель- смотрим на экран, ребята.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ РАБОТ

К инструментам для ручных работ относятся:

  • ручные иглы,
  • наперсток,
  • ножницы,
  • сантиметровая лента.

К приспособлениям относятся:

  • партновские булавки;
  • распарыватель;
  • резец;
  • портновский мел;
  • линейка;

III. Изучение нового материала(«Швейные ручные работы»)

Учитель- В начальной школе вы выполняли ручные швейные работы, поэтому попробуйте ответить на мои вопросы.

-Какие правила безопасного труда нужно выполнять, когда работаешь с иголками, булавками, ножницами, нитками?

Дети- (предполагаемые ответы детей)

  1. Иголки должны быть острыми и их нельзя держать без нитки, а находиться они должна в игольнице;
  2. Ножницы передавать кольцами вперёд и не держать на столе их в раскрытом виде;
  3. Нитки нужно отрезать только ножницами, а не отрывать или откусывать зубами.

Объяснение нового материала

Учитель- На современных швейных фабриках ручного труда почти нет, так как для производства важно выпускать много качественной продукции и за короткий срок. Поэтому на фабриках почти все операции выполняют швейные машины.

Ручной труд применяется при пошиве одежды в условиях ателье или дома, когда одежду изготавливают для конкретного заказчика. Это делают при помощи обычной швейной иглы. Как мы уже с вами выяснили, что для выполнения ручных работ нам необходимы инструменты и приспособления и всё необходимое находится на вашем рабочем месте в коробочках.

Дети- (смотрят содержимое коробки)

Учитель — Для того, чтобы приступить к практической части урока я познакомлю вас с общими понятиями, дети работают в таблице.

Шов — это место соединения деталей.

Строчка — это ряд повторяющихся стежков.

Стежок — это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка — расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва — расстояние от среза детали до строчки.

Выполнение практической работы.

Учитель — А теперь мы можем смело приступить к выполнению ручных работ. А начнем мы с выполнения строчки прямых стежков. Но вначале я покажу вам, как это выполнять правильно. (Показываю на большом образце контрастными нитками и большой иголкой.) Не забывайте, что в начале и в конце строчки необходимо ставить закрепку. В начале строчки –это узелок, а в конце строчки-два, три стежка примерно в одном месте.

Учитель- Строчка прямых стежков может образовать смёточный шов, которым можно соединить две или больше деталей и прошить на швейной машинке, тогда машинная строчка будет выполнена более качественно.

Учитель- перед началом выполнения ручных работ, давайте обратимся к требованиям по выполнению ручных работ ( инструкциялежит на столе).

Учитель -Молодцы ребята, вы хорошо справились с работай. А вот, как бы вы оценили себя? Что получилось, а что не очень?

Исходное положение – стоя, спина прямая;

руки, согнутые в локтях, подняты над головой,

ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.

(Образец -2 «Шов назад иголка»)

Самое распространенное использование этого шва при зашивании распоровшегося шва. Учитель показывает на своем образце, принцип выполнения шва «Назад иголка»

Дети работают с образцом и оценивают свою работу самостоятельно.

Также и работу своих одноклассников.

Учитель- Ребята, какими видами работ мы овладели на сегодняшнем уроке?

Дети- (предполагаемые ответы)

1) Шов вперед иголку;

2) шов назад иголку.

Учитель- предлагает ученикам сшить подушку- игольницу.

Дети-соглашаются и приступают к работе.

Выполнение подушки- игольницы своими руками.

Шов — это место соединения деталей.

Строчка — это ряд повторяющихся стежков.

Стежок — это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка — расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва — расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные

Правила безопасной работы

V. Домашнее задание . (кто не дошил игольницу делают это дома под присмотром родителей и декорируют её по своему усмотрению. Кто дошил, те просто её декорируют)

VI. Уборка рабочих мест.

VII. Подведение итогов урока учителем .

Учитель- Ребята, мне очень понравилась ваша работа. Вы были активными, трудолюбивыми и уж точно не похожими на тех братьев из притчи. А сейчас я хочу чтобы вы составили букет ( на стикерах — цветочках я предлагаю вам написать ответы на вопросы:

Учитель задаёт вопросы

1) было ли мнеинтересно на уроке?

2) с каким настроением я работали?

3) чему я научился?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: . Швейные ручные работы

Ознакомить с приемами выполнения ручных стежков и строчек. Способствовать формированию понятия о стежке, строчке, шве, длине стежка. Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда. Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус. Научить оценивать качество выполняемых работ. Ознакомить с инструментами и приспособлениями для ручных швейных работ. Задачи урока: Цель: создать условия для формирования правил выполнения ручных прямых стежков, выполнения закрепки в строчке прямых стежков, успешного оценивания своей деятельности и деятельности других, для работы с ПОДГОТОВЛЕННЫМИ ОБРАЗЦАМИ(технологическими картами), высказывания своих суждений.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ ШВЕЙНЫХ РАБОТ инструменты ручные иглы Наперсток Ножницы сантиметровая лента.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ ШВЕЙНЫХ РАБОТ приспособления портновские булавки распарыватель резец портновский мел линейка

Шов — это место соединения деталей. Строчка — это ряд повторяющихся стежков. Стежок — это переплетение ниток между двумя проколами иглы. Длина стежка — расстояние между двумя последовательными проколами иглы. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

СМЕТАТЬ Шов «вперед иголку»

ШОВ НАЗАД ИГОЛКУ

Домашнее задание дошить игольницу дома под присмотром родителей и украсить её по своему усмотрению.

1. Было ли мне интересно на уроке? 2. С каким настроением я работал? 3. Научился ли я чему то новому?

Вы, ребята, молодцы! Все умельцы, удальцы . А работать с вами мне, Повезло скажу вдвойне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока для 5 класса по уч. Симоненко «Швейные ручные работы». В конспекте присутствует прием технологии «Критическое мышление» — ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

Конспект урока по столярному делу с инструкцией по Правилам безопасной работы на электроточиле.

Урок технологии в 5 классе .Раздел: «Создание изделий из текстильных материалов». Содержит первоначальные экономические знания по расчету стоимость швейного изделия.

Разработка урока по ФГОС. Содержит самостоятельную работу. Учебник Макарычев Ю.Н.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по приобретению умений и навыков выполнять ручные швейные операции. Сформировать навыки обмётывания срезов косыми и петельными стежками.

Задания составлены для 5 класса в виде теста после изучения ручных швейных работ.

Технологическая карта урока технологии в 5 классе «Швейные ручные работы&quot.

Технология построения выкройки фартука и его пошива (уроки труда в 5 классе)

Фартук – очень распространённая и практически не меняющаяся деталь одежды с давних времён до нашего времени. Фартуки были мужские, и женские. Роли у них были разные – церемониальная, рабочая, статусная, декоративная. В наши дни домашние хозяйки фартуком пользуются не часто, находя ему более современную альтернативу. А зря! Это очень удобная и симпатичная деталь одежды. Тем более что изготовить передник сможет даже школьница.

Технологию пошива фартука и его выкройки изучают уже в 5 классе на уроках труда. Эта простая в изготовлении вещь будет идеальным выбором для приобретения навыков шитья. В этой статье мы рассмотрим, как выполнить построение чертежа фартука, а также пошив нескольких моделей.

Основные модели фартуков

Школьный учебник «Технология 5 класс» включает разделы по технологии обработки древесины, металла, искусственных материалов, доступную для ребёнка информацию о рациональной технологии ведения домашнего хозяйства. Для многих из этих работ необходима специальная одежда в виде детского фартука. Именно поэтому умение сшить фартук для девочки является очень важным.

Все модели передников делятся на две группы – фартук с нагрудником и фартук без нагрудника. Варианты моделей с нагрудником, в свою очередь можно разделить по технологии кроя на отрезные по талии и цельнокроеные.

Самые простые виды передников, предлагаемые для изготовления на уроках труда, показаны на следующих рисунках. Для каждого фартука построение чертежа выполнено на 1⁄2 полного лекала. Это сделано не случайно. Именно так, прикладывая половину выкройки к сгибу ткани, следует размечать детали фартука. Это обеспечит полную симметрию изделия.

Если девочка уже сшила простую модель передника, то можно украсить фартук различными деталями. Несколько интересных вариантов показаны на следующем рисунке.

На основе простых базовых выкроек можно смоделировать выкройку фартука, выполнив расклешение или изменив линию нижнего среза. Схематически построение чертежа показано на рисунке ниже.

Каждый передник, сшитый своими руками, обязательно будет интересным и уникальным. Подобрать украшение и выбрать стиль начинающая мастерица может по своему желанию.

Далее рассмотрим пошагово пошив передника.

Фартук для труда

Выкройка фартука для урока технологии в 5 классе очень простая. Как построить основную деталь, показано на чертеже ниже. Завязки для пояса и бретельку нужно выполнить по своим меркам.

Для пошива фартука для школьника нужно подготовить:

  • ткань 0,6 на 0,6 м;
  • косая бейка под цвет основной ткани – 3 м;
  • лента велкро для пояса;
  • нитки, швейный инструмент.

Описание пошива

Размечаем детали на ткани. Пример раскладки показан на следующем рисунке. Кроме передника на нём показаны ещё детали нарукавников и косынки.

Выкраиваем все детали (кроме пояса и бретельки) без припусков на швы, поскольку срезы будем обрабатывать косой бейкой.

Обрабатываем срезы основной детали косой бейкой.

Заготовку для пояса выкраиваем с припусками по ширине 1 см. Складываем полосу пополам изнаночной стороной внутрь, прострачиваем по трём сторонам. Выворачиваем, проутюживаем. Припуски свободного края подворачиваем внутрь. Размеры готового пояса – 2,5 на 16 см. Фиксируем булавками пояс на основной детали, пристрачиваем. Пришиваем ленту велкро на обе части пояса.

На заготовке кармана подворачиваем на изнаночную сторону верхний срез на 5 мм, прострачиваем. Затем делаем ещё один подворот на 25 мм, прострачиваем по краю сгиба.

Остальные срезы кармана следует обработать косой бейкой. Приложить карман на основную деталь, приметать или зафиксировать булавками. Притачать карман машинным швом. На углах выполнить треугольные закрепки. По центру кармана выполнить разделительный шов.

В завершение удалить нитки намётки, проутюжить изделие.

Простая выкройка фартука для ребёнка 5-7 лет

Для девочки возможность вместе с мамой заняться готовкой на кухне – не просто труд, а своего рода приобретение статуса. Она становится настоящей взрослой хозяюшкой. И, конечно, такая работа требует соответствующей одежды. Предлагаем вам сшить простой, но симпатичный фартучек для маленькой помощницы.

Для пошива потребуется:

  • плотная ткань натурального состава, подойдёт лён, хлопок – 0,4 на 0,43 м;
  • такая же по размеру клеёнка – по желанию;
  • полоска кружева (по желанию) – 19 см;
  • косая бейка – 0,6 м; 0,75 м; 0,75 м; 0,16 м или полоски ткани аналогичной длины шириной 3 см;
  • нитки, швейный инструмент.

Описание

Построение выкройки нужно выполнить по предлагаемому чертежу.

По желанию можно для фартука изготовить второй слой из клеёнки. В таком случае выкраиваем вторую деталь, складываем их вместе (клеёнка внизу) и прострачиваем. Далее работаем как с одной деталью.

Пришиваем намёточным швом косую бейку по трём сторонам фартука. Пристрачиваем, при необходимости подрезаем лишнюю бейку.

Если вместо готовой бейки используется полоска ткани, то выполняем на ней два встречных подворота, заутюживаем.

Верхний край также обрабатываем косой бейкой или полоской ткани. При желании вшиваем кружевную ленту.

Обрабатываем срезы на боковинах фартука, определившись с необходимой длиной завязок. Сначала фиксируем детали булавками, затем прострачиваем.

Повторяем для второй стороны.

Открытые края беек подшиваем вручную или на машинке, подвернув внутрь.

Проутюживаем готовое изделие.

Как выкроить фартук одной деталью: видео мк

Фартук из старых джинсов

Если вашему сыну на уроки труда необходим фартук, то предлагаем сшить его своими руками из старых джинсов. Плюсов у такого решения несколько. Во-первых, джинсовая ткань достаточно прочная, что немаловажно, учитывая назначение фартука. Во-вторых, пошить такой фартук просто и быстро, поскольку совершенно не нужно выполнять построение чертежа. В-третьих, в итоге вы получите уникальное изделие, отличающееся от скучных магазинных аналогов. В-четвертых, вы сэкономите семейный бюджет.

Описание

Рассмотрим поэтапно изготовление фартука. Сначала отпорем пояс с передней части. Делаем это аккуратно, не повреждая хлястики.

Обрезаем штанины на нужную длину и ширину.

Разрезаем по центральному шву, добиваясь ровной укладки штанин.

Фиксируем это положение булавками.

Стачиваем штанины, обрезаем лишнюю ткань на одной из них. Стачиваем пояс.

Для нагрудника выкраиваем прямоугольную заготовку из остатков штанины. По верхнему краю выполняем подворот.

Для лямочки можно использовать вырезанный с этих же джинсов шов.

Стачиваем нагрудник с фартуком. В нагруднике выполняем петли, вставляем туда концы лямочек.

Получается совсем не гламурный, мужской вариант фартука.

Если вы используете для изготовления зауженные джинсы, то при совмещении штанин получится открытый участок. Выкраиваем нужную деталь и, подложив под низ, пристрачиваем.

Получаем рабочий фартук.

Фартук для кухни: видео мастер — класс

Фартук с аппликацией

Возраст ребёнка: 3-4 года.

Для пошива нужно подготовить:

  • однотонную немнущуюся ткань для основной детали;
  • ткань в клетку для обтачки;
  • белую ткань не «сыпучую» — для аппликации;
  • нитки мулине чёрного цвета;
  • швейные принадлежности.

Описание

Сначала нужно изготовить шаблон для аппликации. Готовая схема показана ниже. Перечертите рисунок с монитора или распечатайте в нужном масштабе.

Изготовление выкройки фартука нам не потребуется. Разметку выполним прямо по ткани. Для этого нам потребуется две мерки. Замеряем длину изделия от плеч до нужного уровня и расстояние между плечами. К примеру, получилось 60 см и 25 см.

Строим прямоугольник по этим меркам, откладываем с каждой стороны по 6 см к центру, вырезаем пройму.

Используя основную деталь как шаблон, размечаем обтачку.

Вот что получилось.

Прострачиваем их по трём сторонам.

На изнаночную сторону основной детали размещаем обтачку. Между ними укладываем завязки как показано на фото. Смётываем и прострачиваем на расстоянии 1 см от срезов.

Надсекаем припуски по линиям изгибов.

Выворачиваем обтачку на лицевую сторону, фиксируем намёточным швом на расстоянии 1 см от края, проутюживаем.

Изнанка получается аккуратной.

Подворачиваем срезы обтачки внутрь, оставив ширину 25 мм. Затем намётываем.

Прострачиваем строчкой зигзаг.

Используя копирку, переносим рисунок на ткань, вырезаем по контуру.

прострачиваем, выворачиваем, приутюживаем.

Вышиваем мордочку зайца. Примётываем аппликацию, вставив ушки. Пришиваем аппликацию декоративными стежками.

На месте изгиба ушка прокладываем строчку. Передник готов!

Читайте также:  Расход материала при шитье
Оцените статью