Труд 5 класс лоскутное шитье

Лоскутное шитье

Patchwork — лоскутная работа; сшитое из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.

Из истории Лоскутного шитья

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также «лоскутной мозаикой». В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
За рубежом лоскутное шитье охватывает огромное количество женщин. К примеру, в США 20 миллионов мастериц занимаются этим видом творчества. Женщины-лоскутницы объединяются в клубы, где издают свои журналы, проводят семинары и выставки.
Английские названия «patchwork» (лоскутное шитье), и «quilt»(стеганые изделия) появились в современной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества благодаря иностранцам. Многие даже считали, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности. В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве. История сохранила сведения о даже том, что Наталья Гончарова — жена Пушкина — шила своим детям одеяла из цветных лоскутков.

Читайте также:  Тюль с вышивкой органза 8533 д1

Инструменты и материалы для лоскутного шитья

Ткани

Ткани можно использовать самые различные, можно сказать любые. Техника лоскутного шитья — практически безотходное производство, в работе найдется место для любого лоскутка , для любого обрезка. Ткани для лоскутного шитья могут различаться по составу и по рисунку.

По составу:

Основным материалом для лоскутных работ являются хлопчатобумажные ткани. Они хорошо стираются и гладятся, мало осыпаются, относительно долговечны. Единственный недостаток — усадка при стирке.
Льняные ткани прекрасно подходят для основы, они прочны, хорошо стираются и мало вытягиваются, но легко мнутся.
Шерстяные ткани мнутся мало, долговечны, хорошо удерживают форму после утюжки.
Вискозные ткани очень красивы и приятны на ощупь, но сильно усаживаются. Легко мнутся и гладятся. Сложны в работе.
Синтетические ткани требуют осторожности при утюжке, многие из них сыпучи, но прочны, мало мнутся и быстро восстанавливают форму после стирки.

По рисунку:

Гладкокрашенные — ткани окрашенные в один цвет, часто применяются в лоскутном шитье для гармоничного перехода от одной ткани с рисунком к другой. Пастельные тона смягчают , а яркие придают изделию контрастность.
Пестротканные ткани — вытканные из нитей разных цветов. Хорошо подходят для создания пледов и покрывал.
Ткани с набивным рисунком. Наиболее популярные и частоприменяемые в лоскутном шитье. Они делятся на несколько групп:

  1. Цветочный рисунок наиболее популярен.
  2. Геометрический рисунок (полоска, клетка, горох и др.), при работе с ним необходимо учитывать расположение рисунка.
  3. Тематический рисунок, например, детский — игрушки, зверюшки и др.
  4. Абстрактный рисунок, который трудно выделить как отдельный элемент. Такие ткани хорошо подходят для создания работ с элементами пейзажа, для панно.

Отделочные материалы.

В качестве дополнительной оделки в лоскутных изделиях широко применяется тесьма, кружево, ленты, бахрома, бусины, поедки, пуговицы и др.

Инструменты

  1. Швейная машина, желательно с зигзагообразной строчкой. (конечно лоскутки можно сшивать и в ручную, как делали наши предки.
  2. Утюг необходим для разутюживания швов. Желательно, чтобы он имел устройство для увлажнения ткани.

3. Измерительные инструменты, такие как линейки длинная и короткая, циркуль, прямоугольный треугольник.
4. Миллиметровая бумага или бумага в клетку, для создания схем.
5. Инструменты для резания: острые ножницы, очень удобно использовать специальные дисковые резаки, им можно резать сразу несколько слоев ткани, что значительно ускоряет процесс. К дисковому ножу необходим специальный мат, на котором и нужно резать ткань.
6. Рапарыватель.
7. Булавки, желательно тоненькие, их применяют для фиксации элементов и слоев изделия.

Выбор цвета

Правильный выбор цвета — основа лоскутного шитья. Поэтому, прежде чем приступить к работе, подумайте, в какой цветовой гамме вам бы хотелось видеть свое будущее творение. Если вы хотите вписать изделие в конкретный интерьер, подбирайте ткани соответствующих цветов.
Ну а если вам повезло и вы обустраиваете новый дом, сделайте роскошную вещь, такую, какую просит ваша душа и сердце, и подбирайте детали интерьера (обои, шторы, мебель и пр.) под нее. Цветовая гамма изделия зависит и от его назначения. Если вы задумали одеяльце для малыша, то используйте ткани нежных, «ласковых» цветов: розовый, голубой, сиреневый, с нежным рисунком. Если для ребенка постарше, который уже активно изучает мир, то берите яркие, сочные, с активным рисунком ткани.
Чтобы вам было легче подбирать цвета и чтобы у вас было меньше ошибок, воспользуйтесь следующим способом. Приколите к стене или любой другой вертикальной поверхности отрез белой фланели.
Белой — потому, что это нейтральный цвет, который не будет мешать другим цветам, фланели — потому; что к этой ткани лоскуты будут «прилипать» без булавок Отрез лучше взять не маленький, минимум 150 х 200 см. Далее продумайте дизайн изделия и подберите ткани нужных цветов. Отрежьте от каждой ткани по кусочку и приложите к фланели. В том случае, если вы задумали геометрический рисунок, не поленитесь, выкроите лоскуты четко по рисунку и выложите хотя бы один блок. Отойдите на несколько шагов, слегка прищурьте глаза. Вы сразу увидите лишний цвет — он будет «кричать», выбиваться из общей цветовой гаммы. Посмотрите также, не слились ли ваши детали в одно цветовое пятно. Сохраните этот отрез фланели, пусть он всегда будет использоваться именно для этой цели. Недостаточно внимательное отношение к цвету приводит к тому, что детали изделия зрительно смешиваются друг с другом или, наоборот, один цвет перебивает другой. Работа в этом случае выглядит негармонично, некрасиво. Так что не спешите сшивать. Поверьте, хотя порой времени на подбор тканей требуется гораздо больше, чем непосредственно на само шитье, но они оправданны.

Техники лоскутного шитья

Шитье из полос («колодец», «ананас», «лестница правосудия», «шеврон»)

Шитье из полос — самый распространенный вид лоскутной техники.

Техника, при которой сшивая полосы, а потом разрезая их определённым образом можно получить очень симпатичные блоки для изготовления лоскутных изделий.Лоскуты пришиваются не поочерёдно, линиями, а сшиваются вместе, по краям. Эта техника позволяет использовать отрезы старой одежды, даже поношенные ткани. Обрезанные по краям аккуратно фрагменты сшиваются легко. На припуск достаточно оставлять около 0,5 мм.
Эта техника — не нова. Из-за интереса к старинным видам рукоделия она вновь стала актуальной. Несложные — но подробные — выкройки должны состоять из лоскутков-полос различных тканей. Его на английский лад называют квилтинг. Удобнее всего начинать от центра, закрепив здесь первый квадрат или прямоугольник. Вокруг него лоскутное шитье из полос требует разместить другие отрезы ткани.

«Бревенчатая изба». У этого популярного узора много других названий: «американский квадрат», «сруб», «колодец», «лабиринт». Особенность шитья — сборка цветных полосок по спирали вокруг «очага» — маленького квадратика по традиции красного или желтого цвета, символизирующего очаг в доме. Цвет полосок — «бревнышек» — тоже символичен: светлые — освещенные углы избы, темные — теневые. Традиционный блок делится на светлую и темную половины по диагонали.

  1. Притачайте к одной стороне квадрата полоску, сложив их лицом к лицу, обрежьте выступающий конец.
  2. Отогните полоску и присоедините к ней в правом углу вторую полосу одинаковой с первой ширины. Вторую полосу также обрежьте по канту.
  3. Притачайте третью полосу контрастного цвета и укоротите выступающий конец.
  4. Продолжайте так до тех пор, пока блок не обретет заданный размер

Шитье из квадратов

Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани наипростейшей геометрической формы — квадрат. Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочные шахматные доски.
Известна эта техника с тех давних времен, когда тканей, производилось очень мало, они были слишком дороги, и даже лоскутики размером с почтовую марку шли в дело, кстати, это они дали название «почтовая марка» одному из узоров, составленному из крошечных квадратиков.
Особенно часто использовали такое шитье в деревенских семьях, где к каждому кусочку ткани относились очень бережно.
Работать с квадратиками одно удовольствие. Сначала рисуют на клетчатой бумаге цветной узор — эскиз (одна клеточка равна одному квадратику). Многие, не ломая голову, используют готовые рисунки для вышивки крестом и орнаменты для вязания. По эскизу рассчитывают количество квадратиков из тканей определенного цвета. Кроить следует точно по шаблону, иначе квадратики трудно совмещать при сшивании.
Крупные лоскутики (более 6×6 см) кроят с учетом долевой — она должна проходить параллельно любой стороне квадратика, в более мелких — долевую не соблюдают.Принцип соединения квадратиков в полотно таков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы — между собой. Для прямоугольного изделия квадратики сшивают в полосы по более короткой стороне — так намного удобнее.

  1. Первые два лоскута верхнего ряда соедините лицевыми сторонами внутрь, сколите, совместив срезы, и прострочите точно по линии припуска на шов. Шов приутюжьте «на ребро», а затем заутюжьте в сторону более темного квадратика, чтобы припуски на шов не просвечивали через ткань.
  2. Присоедините третий квадратик ко второму лицевыми сторонами внутрь и сострочите. Шов заутюжьте в сторону темного квадратика. Последовательно пристрочите все очередные квадратики этого ряда. Первая полоса готова.
  3. Приготовьте все остальные полосы и соедините в полотно: сложите лицевыми сторонами внутрь первые две полосы и сколите булавками точно по машинным швам, расположив булавки перпендикулярно срезам. Далее полосы сострочите по линии припуска на шов и, вынув булавки, приутюжьте шов «на ребро», а затем в одну сторону. Аналогично соедините остальные полосы и отутюжьте готовый образец.

Конспект урока по технологии на тему «Лоскутное шитье» (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижневерейская средняя школа

2015-2016 уч. год

Урок технологии в 5 классе

Учитель: Ворожеинова Мария Николаевна

Учебник (УМК) : Н.В. Синица,В.Д. Симоненко. «Технологии ведения дома»

Тема урока: Лоскутное шитье

Образовательная – дать начальное представление о лоскутном шитье; познакомить обучающихся с техникой «Полоска» и приемами «Диагональная раскладка», «Колодец», «Изба»; научить выполнять эскиз модуля лоскутного изделия

Развивающая – формировать конструктивно-технологическое мышление; развивать(профессионально-важные) качества личности: аккуратность, точность.

Воспитательная – продолжить формирование творческого начала и навыков коллективного труда у обучащюихся.

Методы проведения занятия: обучающая игра с выполнением практических работ.

Объекты труда : бумага, нитки, иголка, ножницы, компьютер

Межпредметные связи: история – краткие сведения из истории лоскутного шитья, изобразительное искусство – цветоведение.

Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийная презентация, картон, канцелярский нож, цветные карандаши, готовые образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья; коллекция тканей для работы;

Методы ведения занятия: беседа, рассказ, показ наглядностей, самостоятельная работа обучающихся.

Тип занятия: изучение нового материала.

I. Организационная часть – 3 мин.

проверка готовности к уроку;

Ребята, я сегодня предлагаю вам провести урок в форме игры. Для этого необходимо разделиться на две группы.

За 10 минут командам необходимо разгадать кроссворд и назвать тему сегодняшнего урока, которая является ключевым словом в данном задании. За каждое отгаданное слово команда получает по баллу.

Приспособление для хранения игл.

Инструмент для раскроя ткани.

Ряд однородных повторяющихся стежков.

Графическое изображение будущего изделия, выполненное от руки.

Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.

Нить идущая поперек ткани.

однолетние травянистое растение дающие волокно того же названия.

Нить идущая вдоль ткани.

легкая ткань полотняного переплетения для легких платьев, сарафанов, халатов.

Волокно животного происхождения

Инструмент для ручной работы с тканью.

Оборудование для влажно-тепловой обработки.

Материал, который изготовляют на ткацком станке путем переплетения нитей.

Маленький чудесный помощник для безопасной работы с иглой.

Какое ключевое слово было зашифровано в кроссворде? (Слайд 1)

Правильно — “лоскутное шитье”. И как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдет о лоскутном шитье.

Итак, тема сегодняшнего урока “Лоскутное шитьё”.

3. Изучение нового материала. (Слайд 2)

Лоскутная техника — удивительное рукоделие. Пришло к нам из глубокой древности. Ставя на изделия заплатки различной формы и расцветки, мастерицы пришли к мысли создания изделий из лоскутков.

Техника сшивания кусочков ткани и кожи на Руси появилась в незапамятные времена. Особую популярность она приобрела во второй половине 19 века, когда стала развиваться текстильная промышленность и во многих городах приступили к выпуску таких тканей, как красивые яркие сатины, ситцы, бязи и другие. Оставшиеся от раскроя лоскутики экономные хозяйки тоже пускали в дело. Почти в каждом крестьянском доме можно было увидеть веселые разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, разноцветные яркие коврики и многое другое.

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.

Учитель: Чтобы познакомиться с истоками лоскутного шиться вам было дано задание: Подготовить сообщение об истории лоскутного шитья .

Сейчас внимательно послушайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы, представленные на доске:

Что способствовало возникновению лоскутного шитья?

В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?

Когда в России начали складываться традиции лоскутного шитья?

Зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.

Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика”, – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.

Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.

Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды.

Необходимо отметить, что мастерицы экономно самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.

— Кто ответит на вопросы?

Изделия из лоскута изготавливают не только из тканей из натуральных волокон, но и из химических волокон. Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, фактуре, толщине, плотности. В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшую в употреблении, и новая ткань. Лоскут должен быть чистый отутюженный и при необходимости накрахмаленный. Новую ткань подвергают декатировке. Также в лоскутном шитье применяются ватин, сентипон, обрезки лент, кружев, тесьмы и т.д. Особое внимание уделяют подбору лоскута по цвету и рисунку.

Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг “каждый охотник желает знать где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” — красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” — зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов – черный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый — синий, жёлтый — фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – жёлтый – синий; зелёный – фиолетовый – оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный – оранжевый и т. д. (Слайд 3)

Показать инструкцию: “дополнительные цвета”

Зелёный, серый, синий, жёлтый, чёрный, коричневый

Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой

Чёрный, синий, красный, коричневый, зелёный, голубой, фиолетовый

Жёлтый, оранжевый, тёмно-зелёный, песочный, розовый

Серый, белый, голубой, жёлтый, красный, чёрный

Желтый, чёрный, красный, бежевый, зелёный

4. Практическая работа

Учитель: Прежде чем приступить к практической работе мы должны вспомнить технику безопасности.

(Учащихся вместе с учителем повторяют технику безопасности)

Технология лоскутного шитья

Выполнение эскиза орнамента (2 экземпляра)

Выкраивание лоскутных деталей.

Соединение лоскутных деталей в соответствии с выбранной техникой лоскутного шитья.

Техника лоскутного шитья – совокупность приемов и технологическая последовательность соединения лоскутов определенных форм в орнаменты и полотна.

Выделяют 4 техники лоскутного шитья: «полоска», «треугольник», «квадрат», «свободная техника», которые содержат множество приемов.

Сегодня мы познакомимся с техникой «полоска», а именно с приемами : «Диагональная полоска», «Елочка», «Колодец»

Сборку рисунка следует вести от середины к углам в обе стороны. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.

Наметить диагональ квадрата (основы) и середину центральной полосы с помощью утюга

Закрепить центральную полосу на основе, совмещая намеченные линии лицевой стороной вверх.

Следующую полоску наложить на предыдущую лицевыми сторонами во внутрь, уравнивая срезы. Проложить строчку строго по линии шва.

Отвернуть полоску на лицевую сторону и отутюжить и закрепить ее булавками на основе. (последние два действия выполняют с каждой последующей полоской)

Сборку рисунка следует вести от угла основы. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.

Угловой квадрат делают контрастным по отношению к цвету и тону полосок. Темный квадрат — светлые полоски, светлый квадрат — темные полоски. Каждый следующий слой полосок темнее предыдущего. В центре квадрата — рисунок или цветок.

Принцип соединения полосок такой же, как и в «Диагональной раскладке»

Наметить на основе диагонали.

Выкроить по шаблону центральный квадрат, сторона которого равна двойной ширине полоски, приколоть булавками к основе так, чтобы его углы были расположены точно по диагоналям основы.

Выбрать направление сборки (в данном случае по часовой стрелке).

Подготовленные полоски тканей темных и светлых тонов нашить по сторонам квадрата последовательно, следуя нумерации на рисунке.

За 3 минуту найти ошибки, допущенные в схемах.

В течение 20 мин изготовить модуль орнамента техникой «Полоска» (прием «Диагональная раскладка) используя технологическую карту.

5 . Оценка работы учащихся

7 . Рефлексия урока ( Слайд 9) А теперь продолжите фразу.

На уроке мне больше всего понравилась работа …..

Мне удалось узнать ….

Я хочу посоветовать себе почитать …..

6 . Домашнее задание (Слайд 10)

1. Прочитать с. 170-172

2. Разработать свой узор для лоскутного шитья.

Оцените статью