Известные русские центры декоративного шитья
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северных областей и среднерусской полосы.
К распространенным приемам северной вышивки относятся: крест, роспись, вырезы, белая мелкая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.
Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону. Фон использовался мастерицами как элемент узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур (птицы — пава, барса, дерева) вышивались синей, желтой, темно — красной шерстью. Для Русского Севера характерна белая строчка, для Верхнего Поволжья — цветная. В Ярославской области для цветных строчевых вышивок подбирались шелковые нитки нежных тонов или шерстяной гарус. В Олонецкой, Вологодской и западной части Архангельской области вышивали преимущественно тамбуром.
Белая и цветная гладь с растительными мотивами характерны для Владимирской области, золотое шитье — для Тверской, гипюры — для Горьковской и Ивановской областей.
В узорах северной вышивки сюжетные мотивы преобладали над геометрическими. Узоры рисовали на бумаге в клетку и вышивали по счету нитей в ткани. Сложные композицин выполнялись контурно, одним цветом, одним приемом вышивки.
Вышивки Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской и других среднерусских областей многоцвветны. Орнамент — геометрический или геометризованный. Самый распространенный способ вышивки — цветная перевить. Использовались и другие швы: набор, косичка, козлик, крест, счетная гладь, мережки.
В русских северных вышивках часто встречается образ птицы. Это петухи, павлины, водоплавающие и хищные птицы. Еще один популярный мотив — кони, расположенные по сторонам дерева или несущие на себе всадника. Встречаются изображения змей и лягушек, которым в старину приписывали сверхъестественную таинственную силу. Солнце изображалось в форме круга, ромба, розетки. Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие.
Возникновение вышивальных промыслов связано с развитием рыночных отношений. Первые промыслы возникли в Торжке (золотошвейный) и Новгородской губернии (строчевышитых изделий).
В конце XIX — начале ХХ века мастерицы-вышивальщицы увлекались белыми ажурными вышивками по крупной сетке, получившими название гипюр.
Получив готовые узоры в мастерских и школах, мастерицы перерабатывали их и создавали новые орнаменты и швы. Так возникли крестецкая, ивановская, нижегородская строчевые вышивки.
Крестецкий район Новгородской области знаменит изделиями из белого полотна, украшенными белой ажурной вышивкой. Ее называют крестецкая белая строчка. Есть несколько видов крестецкого шва: рассыпной гипюр, старинный гипюр, тарлата, мыльный пузырь, вологодское стекло, сновочный мотив. Изделия вышитые крестецкими швами, дополняют простыми или сложными мережками. Геометрические узоры состоят из сложного переплетения ромбов, розеток и звезд. Они искусно вписываются в фон из легких сеток и создают сказочный рисунок, напоминающий узоры на окнах в морозный день. Мастерицы вышивают вручную или на машине. Крестецкий промысел выпускает покрывала, белоснежное столовое и постельное белье, дорожки, декоративные полотенца, женское и детское белье.
Для горьковского промысла характерна белая строчевая вышивка — горьковский гипюр. На сетке с крупными клетками рщми или в шахматном порядке располагается узор из ромбических форм, напоминающих розетки. Геометрические узоры часто сочетается с растительным геометризованным орнаментом — ягодами, ветками, колосьями, перестыми листьями, елочками. Большие пушистые ромбы на полупрозрачном фоне сетки создают впечатление русской снежной зимы. Кроме строчевой вышивки горьковские мастерицы используют и другие виды швов. Ассортимент изделий — столовое белье, занавесы, полотенца, женские и детские блузки, платья.
На ивановских промыслах вышивают белой строчкой двух видов: по мелкой сетке (старииная крестьянская вышивка) и по крупной сетке типа гипюр. Иногда белая строчка сочетается с цветной ниткой.
Ивановские вышивальщицы используют также белую и счетную гладь, верхошов, тамбур и крест. В узорах преобладают геометрические формы. Ивановские промыслы выпускают белье и одежду.
В г. Торжке Тверской области создают уникальные произведения вышивального искусства — золотое шитье. Глухие свободные односторонние швы выполняют на лицевой стороне бархата, сукна или замши. Золотые или серебряные нити кладут плотными параллельными стежками по специальному настилу или подложке по картону, соответствующей рисунку или узору. Торжские мастерицы изготавливают панно, наволочки для диванных подушек, дамские сумочки, пояса, а также армейские знаки отличия.
Особое место в русской вышивке занимает белая и цветная гладь Владимирской области. Народные мастерицы Мстеры вышивают белой мстерской гладью на тонких белых тканях: маркизете, креп — жоржете,батисте. Гладьевая вышивка часто соединяется с мережками. В узорах преобладают мелкие цветочные мотивы в виде букетиков и гирлянд.
Узоры цветной вышивки, называемой владимирскими швами, строятсяиз крупных веток с цветами, листьями и ягодами, иногда в сочетании с мотивами птиц и женской фигуры.
Яркими декоративными вышивками владимирскими швами украшают скатерти, наволочки, портеры, покрывало, панно, полотенца, предметы одежды.
Рязанская вышивка многоцветна. В ней преобладают красные тона в сочетании с ярко-желтыми, синими, зелеными, черными. Применяются разнообразные швы: крест, роспись, цветная перевить, гладь, белая строчка. Яркая декоративная вышивка комбинируется с цветным михайловским кружевом. Геометричные узоры на скатертях, дорожках, панно объединены легкими орнаментальными полосками. Иногда нарядная кайма состоит из нескольких полос вышивки. В верхней части она соединяется с фоном ткани легким узором росписи, в нижней — утяжеляется полосой цветной ткани или широкого кружева.
Рязанские промыслы выпускают постельное и столовое белье, предметы одежды.
Вышивка калужских промыслов необычайна, красочна и выразительна. Основной прием мастериц из Тарусы — цветная перевить. Орнамент геометрический, иногда с растительными и сюжетными мотивами. Как правило, сетку обвивает красная нить, ее дополняют голубые, синие, желтые и зеленые цвета. На старинных холщовых передниках и полотенцах полосы вышивки цветной перевитью, белой строчкой, росписью чередовались с ткачеством, цветными лентами, кумачом и заканчивались цветным кружевом или бахромой. Широкие полосы вышивки цветной перевитью окаймлялись более узкими («подузорами»), выполненными такжн цветной перевитью или росписью. Эти приемы и поныне используются тарусскими вышивальщицами. В ассортименте тарусских изделий столовое белье, предметы одежды, декоративные портьеры, наволочки, занавеси.
Вышивка народов Поволжья — традиционный вид декоративного народного искусства. Мари, чуваши, мордва украшали вышивкой домотканые женским и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы, поясные привески, свадебные платки и покрывала. Каждый предмет расшивался только ему присущим способом. В современных изделиях сохраняются традициоино яркий колорит и геометрические или сильно геометризованные растительные мотивы. Ковровые узоры, плотно зашитые косой стежкой, набором и другими приемами, вышивают шелковыми, серебряными и золотыми нитями.
Старинная тамбовская вышивкас ковровыми узорами, своеобразным орнаментом и цветом в чем-то похожа на вышивку народов Поволжья. Ведущий цвет — приглушеиный нежный красный. С ним хорошо сочетаются светло-охристый, кремовый, зеленоватый, бирюзово-голубой. Мотивы вышивок, как правило, объединены тонким черным контуром. Внутреннее пространство плотно зашито счетной гладью черным шелком с серебряными и золотыми нитями. Тамбовские узоры часто выполняют двустороиним крестом. Он состоит из двух пересекающихся диагональных стежков, замкнутых в квадрат соединяющими их концы стежками. В, узорах преобладают квадраты, ромбы с продленными концами, косые кресты, растительный орнамент, женская фигура. В современных изделиях сохранен старинный тамбовский колорит, но серебряные и золотые нити заменены нитками мулине соответствующих оттенков.
Народная вышивка, как вид русского народного искусства в настоящее время активно развивается. Творческие коллективы каждого промысла бережно хранят и творчески продолжают традиции народной вышивки своего края.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.
2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.
4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.
5. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Под ред. Барадулина В. А. и Танкус О. В. – М.: Просвещение, 1978. – 255 с.: ил.
6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука – классика», 2007. – 560 с.
7. Еременко Т. И., Забалуева Е. С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.: ил.
8. Горожанина С. В. Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм. – М.: Культура и традиции, 2003. – 128 с.: ил.
9. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова. – Прага: Издательство «Артия», 1980.
Дополнительная:
1.1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.
2.Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.
3.Никоненко Н. М. Декоративно – прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. Практическое руководство для взрослых и детей (Серия «Школа радости») – Ростов / Д.: Феникс, 2003. – 128 с.: ил.
4.Еременко Т. И., Забалуева Е. С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.: ил.
5.Лещеко Т. А. Нетканый гобелен. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005. – 144 с.: ил. – (Горд мастеров).
6.Чиоти Д. полный курс вышивки / Пер. с итал. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2006. – 160 с.: ил.
7.Чиоти Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия /Пер. с итал. – М.: АСТ – ПРЕСС – КНИГА, 2006. – 160с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
8.Вышивка лентами /Пер. с анг. – М.: Издательский дом «Ниолла 21 — й век», 2006. – 132с.: ил. – (Серия «Вышивка от А до Я»).
Вопросы для самоконтроля по теме:
- С чем историки связывают возникновение искусства вышивания?
- Дать определение вышивке.
- Какие самые древние образцы вышивки дошли до наших дней.
- Кто из известных в истории людей владели искусством вышивания?
- Какие мифы Древней Греции о рукоделии знаете?
- Что обозначают разные символы в орнаменте русской вышки.
- Самые распространенные способы вышивания.
- Прославленные русские центры декоративного шитья.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить реферат об одном из прославленных центров вышивального искусства.
Рефераты и реферативные сообщения будут заслушиваться на практических и семинарских занятиях. Рефераты должны иметь по объему не менее 10 листов машинописного текста и должны быть проиллюстрированы.
Альтернативный вариант лекции № 4.
Русская вышивка
Русская народная вышивка не потеряла своего очарования в XXI веке. Модельеры используют узоры русской вышивки для создания новых коллекций, в спорте русская символика выражает патриотизм, бизнесмены используют славянскую стилизацию, чтобы выделиться из числа конкурентов и позиционировать свой бренд как отечественный. Вышивка в русском стиле украшает одежду и интерьеры, многие люди возвращаются к истокам славянской культуры.
Изначально ручная вышивка была ручным ремеслом, но в наши дни ручной труд потеснила машинная вышивка. Дело в том, что машинные технологии позволяют сделать вышивку гораздо более аккуратной и привлекательной, долговечной и прочной. Кроме того, русская машинная вышивка позволяет выпускать многотысячные тиражи в короткие сроки.
Мы вышиваем с 2007 года. В числе наших клиентов — многочисленные ателье и модельеры, выпускающие одежду и коллекции в русском стиле, а так же современные славяне, ролевики и реконструкторы, участники фольклорных ансамблей, организации славянской направленности, а так же многочисленные частные лица, поклонники русской культуры. Для каждого мы создаём ту самую вышивку, которую он искал. Обращайтесь, рады вышить для вас!
История русской вышивки
На Руси вышивка имела сакральное значение: то есть, была тесно связана с верованиями в мистические силы природы и богов. Языческая вышивка славян появилась задолго до прихода на княжение Рюрика. Обережные узоры и символы украшали одежду и предметы быта. Господствовал красный цвет ниток: на белом полотне он ярко выделялся, привлекал внимание.
С принятием христианства начался новый виток развития русской вышивки. Несмотря на ярую борьбу с языческими корнями, здесь, как и в других областях, вытравить древние обычаи не удалось: народная вышивка совместила старые славянские мотивы с новыми церковными. Например, люди всегда поклонялись солнцу как источнику света и жизни, оно символизировало весёлого бога Ярило. С принятием христианства солнце никуда не исчезло из вышивок, но теперь он символизировало Божье величие.
В эти времена – X-XII века – зародилось и стало развиваться русское золотошвейное искусство. Роскошные узоры украшали иконы, предметы церковного обихода, одежду богатых людей. Тогда же – характерная для русской вышивки черта – вошёл в декоративное искусство речной жемчуг. Вышивка жемчугом с тех пор прочно вошла в мировую историю как характерная славянская особенность.
Шли годы. Первоначально вышивкой занимались монахини: это связано было с тем, что с помощью вышивки на Руси украшали в основном церковные атрибуты. Постепенно вышиванием занялись знатные женщины: было ли это влиянием Анны Ярославовны, ставшей французской королевой и поведавшей об этой западной традиции, или просто юным девицам так прививали благочестие – неизвестно.
Параллельно славянская вышивка развивается в крестьянской среде. Здесь история вышивки словно стоит на месте: древние языческие узоры и символы по-прежнему украшают одежду, бельё, занавески. К XVII веку народная вышивка входит в моду, и её мотивы проникают и в дворянскую среду.
С XVIII века и далее на русскую вышивку начинают оказывать влияние западные мотивы. Пётр I вводит европейский костюм, и дамы спешат украсить свои платья на парижский или берлинский манер. Наиболее востребована мужская вышивка, при дворе расшитые кафтаны входят в моду. Особого рассвета русская вышивка достигает в XIX: галантная эпоха требует изящества и эстетики.
Возникновение и распространение машинной вышивки производит переворот в этой сфере искусства. В XX веке происходит интеграция искусств и национальностей: африканские мотивы могут соседствовать со средневековой символикой, вышитые строки из стихотворения А.Блока – украшать танцевальный наряд для бала-маскарада.
Русский орнамент в вышивке
От простого узора орнамент отличается многократным повторением одного и того же элемента. Как возникла такая идея? Дело в том, что в древности узоры для вышивки не были простым украшением: они передавали сакральное знание. Раз за разом повторяя тот или другой символ, вышивальщица подчёркивала и усиливала его значения. Особенно это относится к обережной вышивке.
Рассмотрим основные символы русской вышивки.
Солнце. Славяне высоко чтили солнце: впрочем, как и любой древний языческий народ. Солнце символизировало жизнь, радость, плодородие. В народной вышивке чаще всего светило представляется как колесо или розетка. Чаще всего такой символ был центром, вокруг которого закручивается орнамент, однако встречались и повторяющиеся мотивы колеса.
Ромб. Сейчас популярность этого символа кажется странной, потому что мы позабыли его значение. В древности же ромб символизировал женское начало, материнство. Ромб повторялся в разных вариациях на полотенцах и скатертях, подолах платья и рубахах. Он был обязательным украшением женской одежды, а так же служил талисманом для плодородия.
Крест. Этот символ был нам известен задолго до принятия христианства. Равноконечный крест символизировал солнце: его расходящиеся лучи. Близкая вариация символа – свастика – символизировала вращение солнца. Удивительно, как национал-социалистическая партия Германии умудрилась выбрать своей эмблемой символ нации, которую они намеревались уничтожить под корень! Так или иначе, в XX веке коловорот – наше название свастики – окончательно ушёл в прошлое, считается осквернённым символом.
Ёлочка. Частенько вы можете увидеть на старинных вышивках узор-ёлочку. Это традиционная вышивка России, она символизирует дерево вообще и Древо жизни, лес и природу.
Другие элементы русской вышивки
Конечно, символика русской вышивки не ограничивается орнаментами. Многие реалии жизни нашли своё отражение в искусстве вышивальщиц.
Особой популярностью всегда пользовались мотивы флоры и фауны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой: вспомните павлоградские платки, палех. А ведь вышивка в стиле гжели или хохломы распространена ив наши дни, её узнают во всём мире! Кстати, гжель заметно отличается от традиционных цветов русской вышивки: красного, чёрного и золотого.
Животные тоже появляются на полотне довольно часто. Они символизируют то же, что и звери из русских народных сказок. Однако вы вряд ли найдёте в вышивках медведя. Почему? Дело в том, что в тотемном языческом сознании медведь был прародителем всех славян, а потому на него наложено табу. Медведя нельзя изображать, и даже имя его под запретом – слово «медведь» является ничем иным, как заменой. Поэтому в узорах вышивания прародитель не появляется.
Часто возникает в орнаменте женская фигура: символ плодородия и женского начала. Если женская фигура простирает руки к небу – это символ единства двух начал.