Церковная вышивка или церковные

Содержание
  1. ЦЕРКОВНАЯ ВЫШИВКА (ВЫШИВАНИЕ)
  2. ЦЕРКОВНАЯ ВЫШИВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА
  3. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ВЫШИВКИ
  4. ЦЕРКОВНАЯ ВЫШИВКА И ИКОНОПИСЬ
  5. ЦЕРКОВНАЯ ВЫШИВКА ОБЛАЧЕНИЙ
  6. ЛИЦЕВОЕ И ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕРКОВНОЙ ВЫШИВКИ
  7. ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ОТ НОННЫ ИВАНОВОЙ
  8. ЦЕРКОВНАЯ ВЫШИВКА ОТ НОННЫ ИВАНОВОЙ
  9. История возникновения церковной вышивки
  10. Золотошвейная мастерская
  11. Поновление плащаниц Спасителя
  12. Митры иерейские и архиерейские ручной работы
  13. Митры — церковные головные уборы
  14. Плащаницы ручной работы
  15. Вынос плащаницы Иисуса Христа
  16. Церемония выноса плащаницы Успения Пресвятой Богородицы
  17. Распространение вышивки золотом или золотой вышивки
  18. Ручная вышивка во все времена
  19. Народная вышивка ручной работы
  20. Технология вышивки вручную
  21. Вышивка жемчугом, самоцветами и бисером на Руси
  22. Техника жемчужного шитья и вышивки бисером на Руси
  23. Золотое шитье или вышивка золотыми и серебряными нитями
  24. Искусство бисероплатения и вышивки бисером
  25. Искусство вышивки камнями-самоцветами и стразами
  26. Шитье икон бисером, жемчугом, камнями-самоцветами, стразами, золотом
  27. Традиции церковного шитья
  28. Вышитые иконы
  29. Обряды с иконами
  30. Вышитые оклады икон (ризы)
  31. История окладов икон (риз)
  32. Иконография иконы Казанской Божьей Матери
  33. История обретения иконы Казанской Божьей Матери
  34. Творимые Казанской иконой Божьей Матери чудеса и ее почитание
  35. Кража и уничтожение Казанской иконы Божьей Матери
  36. Описание иконы Святой Троицы
  37. Сюжет иконы Ветхозаветной Троицы
  38. Символы иконы Православной Троицы
  39. Оклады иконы Живоначальной Троицы
  40. История иконы Святой Троицы
  41. Реставрация вышивки и тканей
  42. Консервация и реставрация текстильных изделий
  43. Укрепление ветхих тканей
  44. Реставрация художественных тканей
  45. Вышивка икон бисером
  46. Икона Божией Матери Донская «под старину»
  47. Куколи патриарха

ЦЕРКОВНАЯ ВЫШИВКА (ВЫШИВАНИЕ)

ЦЕРКОВНАЯ ВЫШИВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА

Церковное искусство, составным элементом которого является церковная вышивка, пришло на Русь вместе с православной верой из древней Византии, что изначально предопределило его форму и содержание.

Читайте также:  Шитье для детского уголка

Верующие христиане с особым пиететом относились к внутреннему убранству храмов и церковным облачениям, о чем говорят бережно хранимые ими древние предметы церковной утвари. Поскольку церковь причастна к Богу, то согласно христианским верованиям церковные убранства должны нести на себе отблеск божественной красоты.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ВЫШИВКИ

На протяжении многих десятилетий прошлого столетия на территории нашей страны искоренялись и разрушались традиции церковного искусства и богослужения. К счастью этим традициям не суждено было угаснуть полностью, и они сохранились в музеях, малочисленных храмах и редких монастырях, которые еще действовали к концу прошлого столетия. Сбереженные образцы старинного церковного искусства и богослужения, иконы, облачения очень важны для сохранения многовековых традиций и не позволят угаснуть духу соборного сознания и утратить духовно-нравственные ценности нашего народа. Церковное искусство развивалось и духовно обогащалось многие столетия, при этом бережно сохранялись православные каноны, символика, форма, цвет. Храмы украшались резными и расписными иконостасами, киотами, церковной утварью. В домах православных христиан на видном месте в красном углу обязательно устанавливались иконы.

ЦЕРКОВНАЯ ВЫШИВКА И ИКОНОПИСЬ

В VIII веке Святые Отцы Седьмого Вселенского Собора (состоялся в 787 г. в г. Никее при византийской императрице Ирине (память 9 августа по юлианскому календарю)) провозгласили догмат иконопочитания для православных народов, который гласил, что иконопочитание направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви, что изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием, и что слово евангельское сообщает нам через слух то, что икона показывает через изображение. Они провозгласили, что икона является «книгою для неграмотных», отражающей содержание Священного Писания, к которому она и приравнивалась. Иконопись являет особую форму божественного откровения, которое становится достоянием верующих, как через богослужение, так и через икону. Через икону мы узнаем о Боге, мы познаем Бога, через иконы святых угодников мы соприкасаемся с таинствами их преображения, становимся свидетелями их божественной жизни, через иконы мы получаем божью благодать.

Читайте также:  Вышивка для хорошего настроения

Основной задачей иконы является воспитательная роль, которая была поставлена перед иконописанием сразу же после победы иконопочитателей, которая была провозглашена Торжеством Православия. При храмах и монастырях всей Руси создавались мастерские, где изготовлялись иконы и предметы церковного обихода. За столетия торжества христианства церковное искусство обрело новые традиции и обогатилось новыми направлениями. Одним из традиционных направлений этого искусства является церковная вышивка.

ЦЕРКОВНАЯ ВЫШИВКА ОБЛАЧЕНИЙ

При изготовлении плащаниц, хоругвей, покровцов, облачений священнослужителей, митр, закладок, окладов Евангелия, пелен и пр. применялось личное и золотное шитье (элементы церковной вышивки), вышивка жемчугом. Церковное шитье (церковная вышивка) традиционно связывают с Божьей Матерью, которая получила воспитание при храме, и является покровительницей рукоделия.

Согласно некоторым сюжетам иконографии во время Благовещения Святая Дева ткала храмовую завесу и поэтому изображается с пурпурной нитью в руках. В момент завершения земной жизни Спасителя завеса в храме, сотканная руками Божьей Матери, раздралась надвое сверху донизу (Мф. 27, 51; Мк. 15, 38; Лк. 23, 45).

В искусстве Древней Руси вышивка занимает особое место и имеет глубокие традиции, восходящие к народному творчеству. Усердие женщины в рукоделии считалось особой добродетелью. Наряду с широко распространенной на Руси орнаментальной вышивкой с принятием христианства бурно развивается живописное или лицевое шитье, изображающее лики святых и сцены их жития. Вышивка (церковная вышивка) использовалась как для отделки одежд священнослужителей, так и в убранстве храмов.

ЛИЦЕВОЕ И ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕРКОВНОЙ ВЫШИВКИ

Лицевое шитье, как элемент церковной вышивки, выполнялось на дорогой шелковой ткани: на гладкой тафте, атласе или узорчатой кафке. Золотные и серебряные нити, речной жемчуг, самоцветы, дробницы, особые технические приемы, не противоречащая иконописным канонам композиция и цветовое решение создавали неповторимые произведения церковного искусства. Жемчуг в большом количестве добывался в реках русского Севера и поэтому им украшали не только парадные одеяния представителей благородных семейств, но и праздничные крестьянские одежды. Облачения духовенства украшались как местным речным, так и привозным морским жемчугом. Жемчугом часто обрамляли фигуры святых, вместе с самоцветами его использовали для создания орнаментальных узоров.

В последние годы древнее искусство переживает новый расцвет. Возрождаются стены храмов и монастырей, а вместе с ними и традиции церковного искусства, одним из заметных элементов которого является церковная вышивка.

ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ОТ НОННЫ ИВАНОВОЙ

КАТАЛОГ

ЦЕРКОВНАЯ ВЫШИВКА ОТ НОННЫ ИВАНОВОЙ

История возникновения церковной вышивки

История возникновения церковной вышивки, как уникального искусства, уходит в глубину веков и насчитывает не одно тысячелетие. Церковная вышивка на территорию нашей страны имеет старинные традиции и обычаи и пришла из Византии в 10 веке сразу после крещения Руси. Читать полностью

Золотошвейная мастерская

Семейная золотошвейная мастерская, расположенная в Сергиевом Посаде почти у стен Троице-Сергиевой Лавры, в составе Нонны и Алексея Ивановых сегодня успешно занимается вышивкой золотом для интерьера, а почти тридцать лет назад все начиналось с церковной вышивки, а именно с митр. Читать полностью

Поновление плащаниц Спасителя

Мы часто говорим: «реставрация«, однако это не совсем так. Не нужно путать понятия «поновление» и «реставрация«. Хотя на страницах настоящего сайта написано «реставрация«, строго говоря мы в нашей мастерской занимаемся скорее поновлением, чем научной реставрацией тканей и вышивки. Читать полностью

Митры иерейские и архиерейские ручной работы

Искусно вышитые вручную православные митры, украшенные жемчугом, бисером, драгоценными камнями, писанные вручную иконки для митр требуют особого мастерства и опыта, цена их высока и поэтому основными заказчиками, как и всей церковной вышивки, обычно выступают Троице-Сергиева Лавра, и художественно-производственное предприятие «Софрино». Ручная работа, включая ручную вышивку православных иерейских и архиерейских митр, является залогом нестандартных и оригинальных творческих решений. Читать полностью

Митры — церковные головные уборы

Слово митра впервые появляется в греческом языке и означает один из нескольких предметов одежды: вид пояса, который носили под доспехами, как упомянуто в Илиаде Гомера; головная повязка, которая используется женщинами для подвязывания волос; некоторый вид официального вавилонского головного убора, как упоминал Геродот. Читать полностью

Плащаницы ручной работы

Плащаницы занимали особое место в искусстве церковной вышивки. Плащаницей называют плат, на котором изображают лежащее в гробе тело Иисуса Христа, или плат с изображением усопшей Пресвятой Богородицы. Читать полностью

Вынос плащаницы Иисуса Христа

Первоначально вместо плащаницы Иисуса Христа в поздний византийский период (т.е. начиная с XIV века) во время богослужения в Великую субботу использовался воздух . Читать полностью

Церемония выноса плащаницы Успения Пресвятой Богородицы

Плащаница Пресвятой Богородицы являет собой вышитую икону, т.е. произведение церковной вышивки с изображением сцены Успения Пресвятой Богородицы, сюжет которой посвящен этому событию. Читать полностью

Распространение вышивки золотом или золотой вышивки

Искусство вышивания, как вид рукоделия, от которого берет начало и церковная вышивка, было известно еще в Древнем Египте. На стенах древних гробниц и саркофагах были найдены изображения одежд египетских фараонов, отделанных пышной вышивкой. Читать полностью

Ручная вышивка во все времена

Зарождение ручной вышивки как вида декоративно-прикладного искусства произошло на Древнем Востоке, где ручной вышивкой украшались сначала элементы одежды. Читать полностью

Народная вышивка ручной работы

История вышивки ручной работы насчитывает не одно тысячелетие. Первоначально вышиванием ручной работы занимались только в восточных странах, но позже этот вид декоративно-прикладного искусства пришел и на территорию Древней Руси. Читать полностью

Технология вышивки вручную

С появлением современных технологий рынок наводнили изделия, выполненные машинной вышивкой, хотя изделия, выполненные вышивкой вручную ценятся намного выше, благодаря своей эксклюзивности и высокому качеству ручной работы профессионального мастера. Читать полностью

Вышивка жемчугом, самоцветами и бисером на Руси

На Руси издревле одежду и предметы быта украшали вышивкой узорами, самоцветами, жемчужным, а впоследствии и бисерным шитьем. Читать полностью

Техника жемчужного шитья и вышивки бисером на Руси

На Руси наряду с вышивкой золотыми и серебряными нитями, драгоценными и полудрагоценными камнями высоко ценили шитье или вышивку жемчугом. Читать полностью

Золотое шитье или вышивка золотыми и серебряными нитями

Золотое шитье или вышивка золотой и серебряной нитью относится к очень древнему виду рукоделия. Читать полностью

Искусство бисероплатения и вышивки бисером

Бисер появился на Руси сравнительно поздно и вышивке бисером предшествовала вышивка жемчугом и золотом. Бисероплетение возникло как продолжение традиций и техники жемчужного и золотного шитья. Читать полностью

Искусство вышивки камнями-самоцветами и стразами

Вышивка самоцветами, т.е. драгоценными, полудрагоценными камнями, и стразами в сочетании с вышивкой золотом, жемчугом и бисером имеет свою долгую историю. Читать полностью

Шитье икон бисером, жемчугом, камнями-самоцветами, стразами, золотом

Традиции церковного шитья

В наше время церковная вышивка или церковное шитье, приобретает все большую популярность, и не перестает нас радовать сочетанием витиеватых линий рисунка, разнообразием орнаментов, следованием канонам изображений, а также традиционностью элементов декора, включая шитье золотом, жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями-самоцветами, бисером, стразами. Читать полностью

Вышитые иконы

Икона – в переводе с греческого означает “образ”. По легенде сам Иисус дал людям первый свой образ. Читать полностью

Обряды с иконами

Икона, как объект религиозного почитания, всегда широко использовалась в народе в охранительных, магических и очистительных обрядах. Читать полностью

Вышитые оклады икон (ризы)

Ри́за, или окла́д — накладное украшение на иконах, которое покрывало всю доску иконы поверх писанного образа, кроме личного письма — лика и рук, для которых в окладе выполнялись прорези. Читать полностью

История окладов икон (риз)

С давних времен к писаным темперой иконам на Руси вышивальщицы готовили дорогие оклады из жемчуга и перламутра, драгоценных и полудрагоценных камней-самоцветов, цветных стекол, золотых и серебряных нитей, а позже из бисера и страз. Читать полностью

Иконография иконы Казанской Божьей Матери

С точки зрения иконографии Казанскую икону относят к огрудному варианту Одигитрии. На иконе Богородица изображается огрудно, слегка склоненной в сторону поясного изображения Младенца Христа, расположенного строго анфас с благословляющим жестом правой руки. Читать полностью

История обретения иконы Казанской Божьей Матери

В июне 1579 в Казани случился страшный пожар, во время которого сгорела часть города и половина Казанского кремля, а также дом в котором жила семья стрельца Даниила Онучина. Читать полностью

Творимые Казанской иконой Божьей Матери чудеса и ее почитание

Казанская икона Божией Матери считается на Руси особо чтимой. Именно эта икона участвует в обряде благословения молодых к венцу, для этого используют, как правило, две иконы: Казанской Божьей Матери и Иисуса Христа . Читать полностью

Кража и уничтожение Казанской иконы Божьей Матери

Уже в XIX веке было не совсем ясно, где находится подлинник иконы, хотя считалось, что он пребывает в Богородицком монастыре Казани, откуда его похитили в июне 1904 года, вместе с другой ценной иконой. Читать полностью

Описание иконы Святой Троицы

Одной из наиболее известных русских икон является икона Андрея Рублева «Троица» или «Гостеприимство Авраама», создание которой относится к XV веку. Читать полностью

Сюжет иконы Ветхозаветной Троицы

Сюжет «Гостеприимство Авраама», положенный в основу иконы Ветхозаветной Троицы, изложен в 18 главе книги Бытия в Ветхом завете. Читать полностью

Символы иконы Православной Троицы

Уже к IX—X векам сложилось устойчивое представление о том, что приход трех ангелов к шатру Авраама является символом триединства Всевышнего, и это представление лучше всего передает именно икона Святой Троицы Андрея Рублева. Читать полностью

Оклады иконы Живоначальной Троицы

Согласно документальным свидетельствам Троице-Сергиевой лавры в 1575 году Иван Грозный поместил икону в золотой оклад. Читать полностью

История иконы Святой Троицы

Впервые об иконе «Живоначальной Троицы» Андрея Рублева упоминается в решении Стоглавого собора от 1551 года, касающегося канонических деталей изображения. Читать полностью

Реставрация вышивки и тканей

Следует отметить, что реставрация церковных тканей зародилась в нашей стране в 1919 г. в стенах Троице-Сергиевой лавры, в ризнице которой хранятся настоящие сокровища декоративно-прикладного церковного искусства . Читать полностью

Консервация и реставрация текстильных изделий

Следует отметить, что практика консервации и восстановления церковных тканей и вышивки, применяемая в действующих храмах и монастырях, не всегда соответствует практике научной реставрации, принятой в музейной среде . Читать полностью

Укрепление ветхих тканей

Одной из сложных и важных проблем восстановления церковного текстиля является укрепление ветхих тканей . Читать полностью

Реставрация художественных тканей

Поновлению и реставрации часто подлежат Господские и Богородичные плащаницы, пелены, вышитые иконы, шитые ризы, оклады икон, покровцы и воздуха, выполненные методами золотого и серебряного шитья, жемчужным шитьем, вышивкой бисером, стразами, а также, драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями-самоцветами. Читать полностью

Вышивка икон бисером

Вышивка икон — очень древнее занятие. Но она подходит для религиозных людей и браться за это дело тем, кто не слишком хорошо относится к Богу, считается плохо. Для начала, нужно определиться, какую именно Вы будете расшивать икону. Самым правильным считается купить икону и делать вышивку уже для нее, однако, можно взять и обычное бумажное изображение, приклеев его на фанеру, но после завершения работы ее нужно отнести в церковь и освятить. Первый или второй вариант Вы выбираете, икона не должна быть маленьких размеров. Очень красиво смотрятся большие иконы с расшивкой бисером, но можно взять икону и около 20 см в длину. Читать полностью

Икона Божией Матери Донская «под старину»

Согласно преданию, Донская икона Божией Матери помогла русскому войску одержать победу на Куликовом поле. С тех самых пор весь православный мир молится лику, который способен даровать силы и придавать уверенности в себе. Именно поэтому данному чудотворному образу можно возносить молитвы с просьбами о помощи на поле боя, о защите от врагов или о мире. . Читать полностью

Куколи патриарха

Куколь (лат. капюшон) в Русской Церкви с XVII века после реформ патриарха Никона это верхнее облачение монаха великой схимы . Белый куколь является самым заметным (правда, не богослужебным) отличием в облачении Русского патриарха и представляет лишь дораскольную форму монашеского клобука . Читать полностью

Оцените статью