Церковные ткани чем вышивают

Статья: православная церковная вышивка (с описанием)

Православная церковная вышивка (золотое и лицевое шитьё).
Золотошвейное дело пришло на Русь из Византии и получило здесь стремительное развитие. Сейчас образцы древнерусского шитья — покровы на мощи святых, шитые иконы, пелены и плащаницы, литургические комплекты — хранятся в музеях как драгоценные экспонаты. Богатое собрание образцов церковной вышивки хранится в музее-ризнице Троице-Сергиевой Лавры. В советское время искусство церковной вышивки было практически утрачено, изгнано как часть чуждой идеологии. Но в последние пару десятилетий двадцатого века усилиями церковных деятелей, искусствоведов, художников, золотошвейное дело возродилось, и сейчас успешно развивается.

Церковная вышивка отличается от светского рукоделия тем, что это искусство по-настоящему элитарное. Элитарность эта обусловлена тремя главными факторами. Во-первых, и прежде всего, это искусство посвящено Богу как высшему началу. В стремлении выразить невыразимое, запечатлеть незапечатляемое, вышивка, как и другие церковные искусства опирается на традицию, канон. Поэтому церковная вышивка неразрывно связана с иконописью.

Второй фактор логично вытекает из первого. Это искусство посвящено самому прекрасному, высокому и чистому, что только может представить себе или испытать человек. Поэтому при создании изделий для храма используют только натуральные материалы, притом, материалы драгоценные: дорогие ткани — бархат, парча, шёлк, хлопковые и шёлковые нити, жемчуг, драгоценные камни, а также золотую и серебряную нить.

Третий важный фактор, обуславливающий элитарность церковной вышивки — её трудоёмкость и сложность. Любая вышивка — дело кропотливое и не быстрое, но церковная вышивка отличается особым набором древних затейливых и необычайно эффектных выразительных техник, овладеть которыми под силу далеко не всякой мастерице. Крупные работы в области церковного шитья выполняются соборно, силами нескольких мастериц, каждая из которых выполняет отдельный фрагмент работы. Затем все фрагменты собираются вместе. Иногда работа над какой-нибудь крупной вещью — деталью священнического облачения — митрой, саккосом, или богослужебным предметом — плащаницей, литургическим комплектом — может продолжаться несколько месяцев, до года и более…

Читайте также:  Шить без выкроек сарафанов

Данное описание затронет лишь немногие, наиболее характерные и выразительные из золотошвейных техник.
Итак, одной из эффектнейших, потрясающе красивых золотошвейных техник является золотное шитьё «в прикреп». Для прикрепов используется металлизированная нить — золотая или серебряная. Нити эти действительно золотые или серебряные: настоящее трёхпроцентное золото или серебро раскатывают в фольгу и наносят на хлопковую нить. Готовую нить наматывают на большие катушки — бобины. Золотое напыление довольно прочное, но всё же шить им обычным способом — вдевая нить в иглу и продёргивая нить сквозь ткань с лица на изнанку и обратно — невозможно, металл сдирается с нити. Поэтому золотая нить пришивается к ткани при помощи другой, как правило, армированной (особо прочной) нити. Выполняется прикреп в несколько этапов. Сначала контур элемента, который собираются зашить прикрепом, заполняют длинными (во всю ширину элемента) горизонтальными стежками толстой хлопковой нитью — гарусом. Получается такая полосатая поверхность. Стежки стараются класть как можно более равномерно, расстояние между стежками делать в толщину самой гарусной нити. Это — настил, нижний слой, который не будет виден на готовом шитье.

Золото крепится поверх настила различными способами. Мы разберём самый простой прикреп, который называется «клопчик» или «рогожка». Золотную нить в нужном количестве наматывают на катушку или веретёнце. Армированную нить вдевают в иголку, делают узел на конце и выводят с изнанки на лицо.
Золотная нить крепится к ткани вертикальными рядами. (Это проще всего представить себе как рисование: нижний слой — настил — горизонтальные штрихи, верхний слой — золото — перпендикулярные штрихам настила вертикальные штрихи). Если зашиваемый элемент имеет неправильную форму, то пришивать золото, как правило, начинают в самом высоком месте, то есть там, где вертикальный ряд будет наиболее длинным. Небольшое количество золотой нити отматывают от катушки, кладут поверх настила и пришивают армированной нитью в самом низу будущего вертикального ряда, под самым нижним горизонтальным гарусным стежком. При этом, золотая нить пришивается не за самый кончик: мы оставляем небольшой, сантиметров в пять, свободно лежащий хвостик. Пришивается золото совершенно обычным способом: армированная нить на иголке у нас выведена на лицо, мы обводим ею золотную нить, втыкаем иголку в ткань, уводим нить на изнанку и затягиваем. Следующий стежок мы будем делать, отсчитав четыре горизонтальных ряда, между четвёртым и пятым горизонтальным гарусным стежком. Следующий — ещё четырьмя рядами выше, между восьмым и девятым стежком настила, потом — между двенадцатым и тринадцатым, и так далее, до самой высокой точки. Здесь мы снова прикрепим золотную нить, независимо от счёта, согнём её вниз и пойдём обратно, прикрепляя золото во втором вертикальном ряду точно также, как и в первом. Дойдя до низа, мы снова прикрепим золотную нить у кромки вышивки, согнём её вверх, и будем пришивать третий ряд, но со смещением: мы точно также пришиваем золото через каждые четыре горизонтальных ряда, но делать это начинаем чуть раньше — не после четвертого, а после второго ряда настила (потом после шестого, после десятого, и так далее). Дошли до верха, развернулись, и идём вниз, крепя золото в четвёртом вертикальном ряду точно также, как и в третьем. Пятый и шестой ряды выполняются как первый и второй, седьмой и восьмой — как третий и четвёртый. Так ряды чередуются до самого конца, по всей поверхности вышиваемого элемента. Зашив таким образом всю поверхность, мы закрепляем армированную нить на изнанке, а золотную нить отрезаем, оставляя хвостик. Гарус, на котором лежит золото, имеет толщину, поэтому рисунок — шахматные клеточки — получается чуть выпуклым, рельефным. (Хвостики затем уводятся на изнанку следующим образом: иголка с длинным ушком наполовину втыкается в ткань там, где начинается хвостик, в торчащее из ткани ушко мы вставляем кончик золотной нити, протаскиваем и иголку наизнанку вместе с хвостиком золотной нити, иголку снимаем).

Читайте также:  Вышивать красивые ровные крестики

Золото блестит при свете, и вышитые золотом иконы «живут», свет играет на них, преломляется по-разному, в зависимости от ракурса, с которого на них смотрят. Необычайно эффектно!
Прикрепов существует очень много. Следуя схеме, по которой крепится нить, можно выложить золото диагональными (косыми) рядками, ромбиками, крестообразно…
Выразительный эффект достигается не только за счёт схемы прикрепа. Очень часто цвет прикрепляющей (армированной) нити подбирают контрастно по отношению к металлической нити: пришивают золото красной, зелёной, голубой ниткой, тогда узор на блестящей поверхности вышивки становится цветным.

В церковном шитье золотом в прикреп вышивают нимбы и облачения Спасителя, Богородицы и святых, а также элементы орнаментов, буквы тропарей и другие значимые детали.

На фото — образец современной церковной вышивки. (Это одно из клейм большой вышитой иконы. Клейма — маленькие иконки, на которых, как правило, изображаются разные сюжеты из житий святого, изображение которого помещается на центральной, большой иконе. Клейма располагаются по контуру вокруг центральной иконы) Представленный на фото элемент — клеймо к вышитой иконе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Сюжет — Успение (кончина) Патриарха. Фигурка почившего Патриарха — в центре композиции. Святейший лежит во гробе, он облачен в патриаршее одеяние, левая рука прижимает к груди Евангелие, правая — вытянута вдоль тела, Голова святого окружена нимбом. Справа и слева от гроба небольшими группами стоят монахи — старцы и юноши. Группа справа (в ногах гроба) — более многочисленная. Стоящий ближе всех ко гробу молодой монах опускает крышку на гроб, другой молодой священник стоит чуть правее первого, в правой руке у него кадило, в левой — дароносица или баночка с помазанием. За их спинами толпится ещё несколько монахов. В изголовье гроба стоит старец с Евангелием в руках, его голова также окружена нимбом. Чуть позади него стоит ещё один престарелый монах. На заднем плане — фасады храмов. На уровне куполов, на свободных участках фона вышита, по канону православной иконописи, надпись на церковно-славянском языке: Успение Святителя Тихона. Буквицы надписи — стилизованная церковная вязь. Облачения Святейшего и монахов, нимбы, гроб, буквицы, стены и купола храмов — всё это вышито золотом в прикреп, цвет прикрепляющей нити — в тон золота, жёлтый. Использовано несколько чередующихся видов прикрепов, так что рисунок, по которому уложено золото, на близко расположенных деталях всегда разное. Контуры всех элементов вышиты коричневым цветом, власы (волосы) молодых монахов — также коричневый цвет двух оттенков — каштанового и бурого. Власы Патриарха и старцев — серый цвет, они седые. Для ликов и рук фигурок использован цвет близкий к телесному. Черты лица и пальцы вышиты контурно, коричневым. Цвет фона — серый, для фона использована серая парча.
Таким образом, икона выполнена монохромно: в ней использованы всего три цвета, главный из которых — золотой.
В вышивке, наряду с прикрепами, использованы и другие вышивальные техники. Для личного
(ликов и кистей рук, власов и бород), а также обрезов обоих Евангелий использована техника глади «в раскол», шелковой нитью. Позём (земля, на которой лежит гроб и стоят фигурки), обложки Евангелий, врата центрального храма, и некоторые другие элементы архитектуры храмов, зашиты в золотной технике «скань». Контур нимба Патриарха обведён жемчугом.
Икона, фрагмент которой приложен к описанию, создана силами мастериц золотошвейной мастерской московского Донского монастыря. На фото имеется прямоугольный водяной знак: надпись «Донской монастырь» на фоне храма.

Вышивка икон: история и современные суждения

Очень многие вышивальщицы рано или поздно в процессе своего увлечения вышивкой приходят к вышиванию икон. Вышитая икона может стать отличным подарком близким на венчание, рождение ребенка, юбилей. Особенно популярны среди рукодельниц вышивки Николая Чудотворца, Казанской и Владимирской Божьей Матери, Ангела Хранителя, Серафима Саровского, ну и конечно же именные иконы Святых заступников. Вышивка может быть выполнена как крестом на канве, так и бисером на специальной ткани, где лики и руки святых, а также церковные символы напечатаны красками. Иногда для придания большей выразительности авторы схем используют комбинацию разных техник, добавляют бусины, ленты для украшения одежд святых. Чаще всего такие схемы комплектуются всем необходимым и продаются в виде наборов для вышивания бисером или крестом. Сейчас православная тематика стала очень популярной среди производителей наборов, а современные методики печати на ткани сделали технику вышивки икон доступной.

Для непосвященного человека — все такие наборы являются иконами, но так ли это?
По поводу вышитых крестиком или бисером икон ходит очень много мнений, давайте попробуем разобраться можно ли вышивать иконы и как их нужно вышивать правильно.

Прежде всего, нужно вспомнить почему на Руси появились вышитые изображения святых. Они пришли к нам из Византии, во времена крещения Руси, особое распространение получили в XV веке, до этого основная масса икон была написана маслом. Вообще появление вышитых изображений святых было связано с необходимостью брать иконы с собой в военные походы.
Со временем возникла особенная техника вышивки, в которой были выполнены такие изображения святых. Она стала называться лицевое шитье. Вышивка выполнялась шелковыми нитками на натуральной шелковой основе, в работе использовались оттенки бежевого и серо-бежевого тонов и для вышивки одежд малое количество золотых, серебрянных и прочих дорогих нитей. Особый аспект делался на лик святого, особенно выразительно выделялись глаза. Икона делилась на « личное» — то есть открытые части тела святого, которые выполнялись « атласным» швом или швом в « в раскол», и « доличное» — одежды святого, пейзаж, которые вышивались цветными нитками и золотыми или серебрянными « в прикреп». Такую икону можно было легко свернуть как флаг, она была очень легкой и удобной в походных условиях.
Также в этой технике вышивались хоругви, плащаницы, иконостасы, одежды священнослужителей, покровы для алтарных престолов, завесы для царских врат и многое другое.
Однако уже в XVI веке вышитые иконы стали приобретать совсем другое значение. Постепенно вышивка икон становится царским занятием, появляются царицыны мастерские — светлицы, во главе которых стояли именитые киевские княгине и такие царицы, как Ирина Годунова и Анастасия Романова. В XVII веке появляются мастерские именитых людей, купцов Строгановых. При этом сами иконы становятся намного богаче, усиливается декоративность образов, используется большее количество оттенков шелка, одежды, фон иконы украшается драгоценными или полудрагоценными камными, жемчугом, увеличивается количество золотых и серебрянных нитей. Многие современные искуствоведы считают, что именно после этого происходит кризис лицевого шитья. Техника разделилась на два радикальных направления: во многих произведениях этого периода стала преобладать схематизация образа, появляются жесткие притенения на личном, утолщаются контуры фигур и упрощается проработка фоновых деталей, или же, потеряв свои канонические основы, шитье начинает превращаться в живописные картины. Такие картины в XVIII-XIX веках практически заменили иконы в русских храмах того времени.

В период Советской власти очень много икон было сожжено и утеряно, современные мастера восстанавливают традиции лицевого шитья по немногочисленным дошедшим до нас образцам древнего мастерства.

Благодаря этому многовековому процессу современные церковные каноны стали намного лояльней к вышитым иконам, чем те, что были изначально. Во многих церквях даже сегодня сохранились иконы вышитые полностью крестом или бисером, в отступлении от изначально, в которых одназно говорилось, что лики и символика должны быть либо написаны маслом, либо вышиты лицевым шитьем. Вышивка крестом изначальна не предназначалась для вышивки икон вовсе.
Сегодня многие священники по-прежнему не воспринимают вышитые полностью крестиком иконы, они говорят, что ничего плохого в таком изображении нет, но и иконой оно не является, это просто картинка, которую можно повесить на стену рядом с вышивкой цветов и пейзажем.
Другие же, считают, что не важно в какой технике выполнена вышивка иконы, главное, чтобы в нее было заложены правильные намерения и она была освящена в церкви.
Также существует мнение по поводу освещения икон, что само изображение святого уже освящает икону и дополнительно освящать в церкви ее не нужно …
Все эти разночтения — следствия эволюции в сознании церкви. Бурное развитие технологий печати на тканях и полиграфии сделали таинство создания икон доступным простым людям. Творения этих людей еще очень новы для церкви и единого взгляда на вышивку еще не сформировалось.
Церковь сегодня однозначно признает бисерные иконы, вышитые на специальной канве с напечатанными ликами и символикой. Наверное поэтому эта техника приобретает все большее количество поклонников. Однако и для этой техники существуют свои правила, которые желательно соблюдать.

Многие вышивальщицы спрашивают, нужно просить благословение на вышивку иконы бисером?

По классическим правилам церкви, да нужно. Более того, при общении с батюшкой вы можете показать ему набор по которому планируете вышивать и заручившись его поддержкой, приступить к работе. Считается, что при вышивке иконы человек очищается духовно, поэтому это занятие очень полезно в период беременности, или в тяжелых жизненных ситуациях. Нередко вышивка иконы помогает увидеть выход или посмотреть на обстоятельства абсолютно по-другому. По окончании работы все-таки нужно освятить икону в храме.
Что касается вышивки крестом, если у вас есть желание вышить такую икону — вышивайте, в большинстве своем священнослужители, увидев вашу работу, поблагодарят вас за то, вы создаете своими руками такие вещи. Очень редко священники отказываются освящать такие иконы, большинство из них очень радуется, что еще один человек приобщился к вере и стал ближе к богу.

Конечно наши творения будут далеки от шедевров мастеров, выполненных лицевым шитьем или написанных красками, но важны не только соблюдения канонов, но и вложенная мастерицей энергетика иконы, намерения и помысла вышивальщицы.
В любом случае любая икона несет в себе огромный заряд энергии, она станет мощейшим обрегом вашего дома, наставит детей на путь истинный, избавит от пьянства, принесет мир в семью и поможет исцелиться от болезней.

Оцените статью