Выкройки обуви для антикварных кукол из французской книги
Если вы хотите попробовать свои силы в изготовлении кукольной обуви для себя, то предлагаю вашему вниманию выкройки из французской книги.
Возможно, вы уже встречали эти выкройки в сети. Если нет, то пользуйтесь на здоровье.
1. Перед тем, как шить пару обуви, отшейте пробник — один башмачок, примерьте на ножку своей куклы (если ножки разные, то мерить надо на бОльшую по размеру ногу), при необходимости откорректируйте выкройку (если нужно, сшейте второй пробник и столько, сколько потребуется) и только после этого шейте обувь начистовую.
Кроме отладки по ноге куклы вы можете моделировать выкройки исходя из своей задумки.
2. Выкройка дана без припусков на швы. Необходимо выкроить деталь из кожи с припусками для подгибки под подошву 5-8 мм. Чем больше размер обуви, тем больше необходим припуск.
3. Стелька и подошва кроятся по одному лекалу (выкройке).
Стельку вырезайте из переплётного картона — он идально подходит. Пивной картон слишком мягкий и тонкий.
Перед тем, как выкраивать подошву приложите лекало «стелька-подошва» к башмачку и посмотрите, не нужно ли уменьшить подошву по всему периметру или в отдельных местах. Иногда надо делать подошву на 1-1.5 мм меньше лекала. Всё зависит от свойств кожи, из которой вы кроите верх — если она тонкая, то скорей всего подошву надо будет слегка уменьшить.
4. Между стелькой и подошвой нужно вклеить вкладыш из такой же кожи или картона — в углубление. Если этого не сделать, то работа получится не качественной и не эстетичной — некрасивая вмятина с лицевой стороны подошвы. Берите пример с меня — у моей обуви всегда идеально гладкая подошва без «волдырей» и провалов. А потому что я не ленюсь))) Даже если делаю обувь для своих кукол.
МК по шитью верха туфель будет здесь: пока в работе.
Мастерим туфельки для антикварной куклы
Сегодня я расскажу, как я делала туфельки для антикварной куклы, в виде небольшого мастер-класса.
Начну с выкройки, которую я делала макетным методом. Макетный метод используется часто в построении выкройки для одежды, фото я не стала делать, но об этом методе Вы можете почитать в интернете.
Итак я взяла кусочек фольги, обернула им ножку куклы, смяла фольгу, плотно по ноге, делая форму, разрезаем аккуратно эту конструкцию по пятке, снимаем и раскладываем, форму туфельки делаем по желанию.
Кожа для туфелек у меня не жесткая, достаточно податливая и мягкая, так что с ней работать очень легко.
Переснимаем выкройку на кожу, вырезаем и получаем готовые заготовки
Сначала нам необходимо стачать деталь туфельки по пятке, я делала это на машинке, т.к. кожа мягкая, если кожа плотная можно сделать это руками при помощи плотных ниток и шила для дырочек. Далее нам необходимо стянуть носочек туфельки, т.к. у меня кожа мягкая, я собираю носочек крупной строчкой 0,4 мм и стягиваю его по форме, если будите делать туфельки из плотной кожи, носочек можно подогреть утюгом или над газовой горелкой, делать это нужно аккуратно, не повредив кожу и свои пальчики, кожа мгновенно нагревается и скручивается, делая овальную форму носка.
Далее меряем нашу заготовочку туфельки на куклу, если все нормально, то загибаем края туфельки, в местах закругления делаем зубчики ножницами и приглаживаем через тряпочку не очень горячим утюгом подогнутые края туфельки. Прямо на кукольной ножке клеим нижнюю стельку, а что бы стелька не приклеялась к ножке, я положила кусочек ткани по форме стельки.
Стелька ровно легла на заготовочку, теперь нужно наклеить рантик и закрыть некрасивый шов между стелькой и туфелькой, для этого обмеряю длину стельки и отрезаю из кожи длинный кусочек по длине стельки и шириной 2-3 мм, приклеиваю рант к туфельке, тоже самое делаю с другой туфелькой.
Аккуратно снимаю через некоторое время, (нужно что бы клей под рантом просох) туфельки, делаю украшения- бантики из кожи, лишнюю кожу вверху туфельки я выложила небольшой складочкой и зафиксировала ее прочными нитками для теддиков, сверху закрыла шов кожаным бантом, проделала дырочки в ушках туфельки для завязок, протянула туда кожаный шнурочек. Внутрь каждой туфельки приклеяла еще по внутренней стельке, подождала пока все делати просохнут от клея и примерила туфельки на куклу. Вот такие туфельки у меня получились.
Если будут вопросы или пожелания, пишите, я обязательно вам отвечу.
Изготовление обуви для антикварных кукол. Материалы и инструменты.
Четыре года назад я уже писала подобную статью. С тех пор мои знания и навыки существенно расширились, и я решила написать снова. Надеюсь, данный материал будет более полезным.
1.1.Материалы.
Обувь для антикварных кукол обычно шьют из натуральной кожи. Можно шить и из ткани (на подкладке), но речь пойдёт именно о коже, так как ткань не вызывает такого количества вопросов и проблем, как кожа.
Итак, какая натуральная кожа нужна для шитья обуви антикварным куклам? Наверное, вы удивитесь, но правильная кожа – это самое сложное в изготовлении такой обуви. Нужно найти кожу правильной толщины, пластичности, мягкости, фактуры и при этом нужного цвета. Поверьте, это очень трудно.
Кожа должна быть:
— Толщиной 0,8-1,0 мм. Тонкая кожа (перчаточная и одёжная) не подойдёт. Т.е. кожа не должна быть «как тряпка». Вместе с тем толстая (мебельная и обувная) кожа более 1 мм может подойти только для очень больших размеров.
— Пластичная в меру – кожа должна иметь способность немного растягиваться. Именно немного. Чересчур растяжимая кожа (например, как трикотаж) не подходит. Но и абсолютно непластичная кожа (представьте лист офисной бумаги) тоже не подходит. «Дубовая» кожа нужной толщины тоже не для нас.
— По фактуре идеальна гладкая матовая кожа с естественным «рисунком». Также может подойти лаковая и полулаковая кожа и кожа с мелкой, не слишком выраженной фактурой. Я люблю как матовую, так и полулаковую кожу – гладкую или с небольшим эффектом кракле на внешнем слое. Однажды я использовала для шитья сапожек довольно пластичную не толстую гладкую лаковую кожу кремового цвета – было очень красиво.
— Что касается качества, обычно я покупаю итальянскую кожу, так как её качество высокое. Но, следует учесть, что любая, даже очень качественная кожа, это «живой» материал: у шкуры может наблюдаться разная толщина и степень пластичности на разных участках, могут присутствовать шрамы, дырочки, пятнышки и другие различные дефекты от прижизненных повреждений кожного покрова животного (коровку кусали комарики, например) или производственные дефекты (например, из-за того, что разные участки шкуры способны по-разному воспринимать краситель, хотя такое редко встречается).
Где и как покупать кожу? С одной стороны, сейчас купить кожу не проблема. С другой стороны, купить кожу именно нужных характеристик, да ещё и требуемого цвета, как писалось выше, большая проблема. Надо искать и искать, и находить постоянного поставщика или нескольких.
Обычно продавцы кожи указывают в описании все необходимые характеристики: цвет, фактуру, толщину, степень пластичности, назначение (галантерейная, перчаточная, одёжная и т.д.), страну изготовителя. Если в описании отсутствуют какие-либо характеристики – например, степень пластичности – спросите продавца, не стесняйтесь. И даже если пластичность указана, всё равно лучше уточнить её степень. Покупать кожу можно шкурами, полушкурами и в других размерах — некоторые продавцы предлагают кусочки от размера А-4.
При покупке следует учитывать два момента:
1. Выгодней покупать кожу целыми шкурами и полушкурами (шкурки МРС (малого рогатого скота) не крупные).
2. Всегда существует риск получить кожу, не оправдавшую ожидания. Иногда случается, что купленная кожа не совсем то, что хотелось бы и на что рассчитывалось. И с этим просто нужно смириться в том случае, если продавец вас не обманул. Такая проблема возникает, главным образом ввиду того, что кожа может оказаться недостаточно пластичной или, напротив, слишком тянущейся.
3. Всегда необходимо просить продавца при упаковке кожи для отправки не использовать скотч (или подкладывать под него бумагу), скручивать шкуру в плотный рулон (ни в коем случае не складывать кожу, как ткань) и обматывать его стрейч-плёнкой во избежание попадания влаги на кожу. В идеале этот рулон затем обматывают упаковочной бумагой и так отправляют. Если шкурка небольшая, то её можно положить в почтовый пластиковый конверт подходящего размера. Но, поскольку такие конверты часто продырявливаются в процессе доставки, стрейч-плёнка всё равно обязательна. Это правило актуально для всех продавцов, кроме проверенных, у которых уже покупалась кожа, и чья упаковка всегда правильная и не вызывает нареканий.
Это что касается кожи для верха.
Для подошвы необходима более толстая (до 3 мм) жёсткая кожа. Оптимальный вариант кожа растительного дубления ок. 2 мм толщиной. Можно покупать как листы, полосы или шкуры, так и готовые кожаные стельки в обувных магазинах (последний вариант обойдётся дороже).
Кроме кожи, для изготовления обуви необходим переплётный картон – для стелек. Советую именно переплётный, не пивной и какой-либо другой. При изготовлении обуви больших размеров (более 10 см по стельке) можно сделать двойную стельку для большей прочности.
Стельки обычно оставляют картонными, но при желании можно приклеить с внутренней стороны тонкий хлопок (можно принтованный – в полоску, горошек, цветочек) или очень тонкую кожу.
Кроме того, необходимы нитки: обычные швейные №№40,50 – для отстрочки и декоративных строчек (вручную или на швейной машинке), более толстые нитки №№ 30-10 – для создания декоративных строчек (вышивки) и декоративных швов вручную. Не толстые нитки из хлопка и шёлка для вязания могут понадобиться для вязания крючком шнурочков.
Понадобится и различная фурнитура:
1.Пуговицы — обычно используют старинные ботиночные или бусины (стеклянные цветные непрозрачные или металлические).
2. Пряжки металлические или из натурального перламутра. Металлические – можно состарить. В качестве имитации пряжек можно использовать различные металлические колечки для изготовления бижутерии – их пришивают в двух точках по бокам или сверху-снизу.
3. Люверсы: 4 мм – для больших размеров, 3 мм – для больших и средних размеров, 3 и 2 мм – для маленьких размеров.
4. Декоративные элементы – обычно это фурнитура, используемая для украшений – шапочки (колпачки) для бусин (лучше плоские), различные декоративные элементы небольшого размера.
Для декора и завязок необходимы ленты и шнуры из натуральных материалов. Используются шебби-ленты из вискозы или шёлковые ленты (натуральный шёлк), шнурки тонкие 3-5 мм из хлопка или шёлка. Для обтачки края можно использовать ленты.
Для подкладки, обтачки края, изготовления бантов и розеток может понадобиться натуральная ткань (например, хлопок — для подкладки, шёлк – для обтачки, бантов и розеток).
1.2. Инструменты и вспомогательные материалы.
— Ножницы и ножи. Необходимо подобрать удобные, подходящие именно вам, острые и качественные, ножницы для вырезания деталей и декора. Могут также понадобиться фигурные ножницы – зигзаг, волна.
Нож может понадобиться при раскрое прямых деталей (вырезаются с помощью металлической линейки).
В продаже есть специальные ножницы для кожи, но мне они не подошли. Мои ножницы хороши для раскроя одежды и разрезания кожи на куски – т.е. для «крупной» работы, а вот для более деликатной работы — вырезание деталей и мелких декоров — они слишком грубые.
— Различные ручки для раскроя деталей и декора: лучше использовать гелевые ручки различных цветов. Для тёмной кожи хороши сребристая и белая. Для светлой кожи подходит бронзовая или золотая гелевая ручка. Для цветной кожи подходят и те и другие – какой цвет лучше, решается опытным путём. В крайнем случае, можно использовать шариковую ручку с тонким, не мажущим, стержнем. Впоследствии следы разметки можно убрать абразивной шкуркой (с изнанки), чуть влажной тряпочкой (чтобы убрать разметку с лицевой стороны).
Серебристая гелевая ручка также необходима для разметки на лентах для создания бантов и розеток. Главное, это делать в тех местах, которые затем будут не видны.
В продаже имеются серебристые гелевые ручки для работы с кожей для шитья сумок и обуви. Хочу отметить, что они не подходят – они оставляют слишком толстые следы.
— Иголки различного размера.
— Простой карандаш – для раскроя подкладки и работы с выкройками.
— Линейки с чёткой разметкой. Я использую 20-сантиметровые металлические линейки, а также пластиковые линейки с шаблонами кругов.
— Пробойники различного размера – для отверстий под люверсы и декоративные отверстия.
— Шило или толстая острая игла вместо него.
— Устройство для установки люверсов. Я использую «кроподайл» — в нём есть пробойники двух размеров и устройство для установки люверсов также двух размеров – 3 и 4 мм.
— Разметочный ролик. Я крайне редко его не использую, т.к. шью на машинке. Если вы будете делать декоративные отстрочки вручную, ролик понадобится для разметки равномерных проколов.
— Инструмент для полировки ровного края кожи – только для подошвы. У меня есть деревянный. В продаже встречаются и пластиковые.
— Инструменты и приспособления для тиснения подошвы: штампы металлические, молоток, стилус с маленьким шариком на конце, но лучше обычная маленькая ложка – для продавливания желобка вдоль края (используется плоский закруглённый или овальный кончик обратной стороны, т.е. «ручки»).
— Бумага: обычная для принтера – для выкроек и шаблонов, более тонкая, писчая (или для машинописных работ) – для подкладывания под деталь при отстрочке на швейной машинке.
— Клей канцелярский – только для приклеивания подкладки к коже.
— Клей для кожи. Я использую «Момент» и «Контакт». Прозрачный клей-гель «Момент» и супер-клеи не подходят. Этим клеем клею всё: верх к стельке, прокладка между стелькой и подошвой, приклеивается подошва и декор (например, кожаные розетки).
— «Химия»: для окраски и тонировки кожи. Окрашивать кожу (как верх, так и подошву) можно краской на водной основе итальянской фирмы «Арнези». Этой же краской можно окрашивать деревянные каблуки. Для состаривания фурнитуры можно использовать битумный лак (продаётся в магазинах для художников, для декупажа, очень «пахучий»). А для состаривания кожи можно использовать тёмный шеллачный лак – только для подошвы, различные тонирующие средства на ваше усмотрение. Кроме того, можно использовать чернильные подушечки для скрапбукинга. В любом случае, какое именно средство использовать для окрашивания, тонировки или состаривания, необходимо выяснять опытным путём.
— Лак матовый, прозрачный, на водной основе – для покрытия деревянных каблуков. Подошву покрывать таким лаком не рекомендую – будет некрасиво блестеть.
— Шлифовальные шкурки и абразивные пилки – для состаривания верха и подошвы, а также обтачивания каблуков и неровных срезов подошв.
— Ватные палочки – для работы с клеем и тонировки.
— Зажигалки – для опаливания излишне ворсистой мездры.
— Канцелярские зажимы – для фиксации деталей при их склеивании.
Это основные материалы и инструменты. Что ещё можно использовать в своей работе, каждый мастер решает самостоятельно. Ведь главные инструменты – это голова и руки. А ещё необходимо вдохновение, постоянный поиск, постоянное изучение источников — я практически ежедневно просматриваю фото оригинальной обуви антикварных кукол. Эта тема настолько обширна, я ещё столько всего не испробовала, что вдохновения и работы хватит на многие годы.
Если вы хотите просто попробовать или делать изредка обувь для своих кукол, то можно использовать «подручные» средства и «случайную» кожу. Я именно так и начинала: использовала тот инструментарий, который был под рукой, кожу, которую брала от старой одежды, обуви и сумок.
Но, если вы хотите делать обувь на продажу, то инструменты должны обеспечивать быструю (относительно, конечно) и качественную работу, а материалы должны быть самыми лучшими. А ещё я советую позаботиться о достойной упаковке ваших изделий, визитке и прочих вещах, связанных с продажей авторских работ.
Благодарю всех за внимание и надеюсь, что мой МК будет полезным для тех, кто делает обувь для антикварных кукол, и тех, кто интересуется такой обувью.
Я так же надеюсь на то, что этот материал будет интересен моим покупателям и заказчикам, ведь всегда интересно посмотреть, как работает мастер над теми вещами, которые ты покупаешь.
Материал подготовлен в сентябре 2017 года Маргаритой Черябкиной (russian_antique_doll).
МК по изготовлению кожаных туфель для антикварных кукол:
Пожалуйста, при копировании данных материалов указывайте автора и ссылку на оригинальный текст.
Обувь фабрики Fischer, Naumann & Co (выпускала 610 качественных моделей кукольной обуви для внутреннего рынка на экспорт, закрылась в 1943 году). Фото из GoetheStadtMuseum.