- Творческие проекты и работы учащихся
- Подробнее о проекте:
- Оглавление
- Выбор и обоснование проблемы
- Анализ информации по планируемому изделию
- И царю, и молодице, и вам годится
- Выбор вариантов идей, обоснование выбора
- Схема обдумывания изготовления изделия
- Материалы, оборудование, инструменты
- ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПРИХВАТКА» (лоскутное шитье)
Творческие проекты и работы учащихся
Автор готового творческого проекта по технологии на тему «Лоскутное одеяло своими руками» ставит целью работы изготовить экономически выгодное изделие, используя технику «лоскутного шитья». Рассмотрев банк идей, учащаяся остановила свой выбор на изготовлении лоскутного одеяла.
Подробнее о проекте:
В индивидуальном творческом проекте по технологии об изготовлении лоскутного одеяла описывается весь процесс работы ученицы школы над изделием. В работе приведен перечень материалов, оборудования и инструментов, необходимых для изготовления лоскутного одеяла, а также представлена технологическая карта выполнения работы над изделием. В результате выполненного задания школьница провела эргономический и экологический анализ изделия, а также сделала экономический расчёт и определила себестоимость лоскутного одеяла.
Оглавление
1. Выбор и обоснование проблемы.
2. Анализ информации по планируемому изделию.
3. Выбор вариантов идей, обоснование выбора.
4. Схема обдумывания изготовления изделия.
5. Материалы, оборудование, инструменты.
6. Эргономический, экологический анализ изделия.
7. Последовательность изготовления изделия.
8. Экономический расчёт.
9. Межпредметные связи.
10. Экспертная оценка готового изделия.
11. Литература.
12. Реклама.
Выбор и обоснование проблемы
По технологии, в этом учебном году, мы снова работаем над творческим проектом. В классе нам предложили тему: «Лоскутное шитьё». У меня есть несколько поделок в этой технике, которые мы делали в 6 — 7 классах. Они получились довольно не плохо, аккуратные, нарядные, понравились моим близким.
Я долго думала, чем могу удивить их в этот раз и с чем справлюсь сама. Для выбора поделки пересмотрела много книг по рукоделию, старые вырезки из журналов которые начала собирать ещё моя мама. Нашла несколько подходящих и понравившихся мне изделий: панно, симпатичный кухонный набор и лоскутное одеяло. Девочки нашего класса обсуждали выбранные темы, есть и панно, и кухонные принадлежности.
Я думаю, что стоит остановиться на лоскутном одеяле. Такого изделия не будет ни у кого. Да, это как раз то, что нужно.
Анализ информации по планируемому изделию
Узкие кумачовые полосы появились на концах полотенец, разделяя тканый и кружевной края, на подолах сарафанов, маленькими треугольничками запестрели на воротах рубах. К шитью лоскутного одеяла или коврика приступали, когда обрезков-лоскутков набиралось достаточно много. Лоскутные одеяла украшали не только крестьянские избы, но и хоромы. Бывшая литовская крестьянка Марфа Скавронская сшила своему венценосному супругу — Петру I — лоскутное одеяло, а красавица Наталья Гончарова на досуге не считала зазорным мастерить для домочадцев поделки из лоскутов дорогих тканей. В российских музеях также есть образцы этого удивительного искусства
А в музее Виктории и Альберта в Лондоне выставлены стеганые одеяла из Сицилии, изготовленные аж в XIV веке. Есть сведения, что первый стеганый квилт — лоскутное полотно — был изображен на фигуре фараона из слоновой кости около 3400 лет назад. Крестоносцы использовали стеганые изделия как поддевку под тяжелые доспехи. Старейшее стеганое одеяло Америки датируется 1704 годом. Узоры для будущего одеяла рисовали на бумаге, чаще газетной, поэтому удалось точно установить возраст этого экспоната.
Ежегодно в различных регионах нашей страны собираются на фестивали энтузиасты, любители лоскутного шитья. Это «Лоскутная мозаика России» в Иваново, «Лоскутный стиль» в Санкт-Петербурге, «Бабье лето» в Москве. «Покровская ярмарка» в г Омске.
В Америке специальное одеяло шьют выпускникам школ. После ухода из дома и учебы в колледже оно служит напоминанием о прошедших школьных годах. Это очень личная вещь. В дело, как правило, идут любимые старые джинсы, жакеты, кепки и т. д. Если вдруг захочется заглянуть в детство, всегда есть уникальная лоскутная возможность.
В Америке есть замечательная традиция, которую стоит перенять, может быть, и нам. Женщины организовывали квилтинговые посиделки, где они собирались вместе на целый день, шили и готовили обеды и ужины. Результат этих посиделок — удивительные одеяла, которые шили в приданое молодым девушкам. Причем история одеяла-приданого существует во всем мире.
В Швеции старейшее одеяло XVIII века передавалось в семье по наследству. Мужья-мореплаватели привозили из далеких стран удивительные шали, капоры, которые и стали материалом для творчества шведских мастериц. В шитье такого одеяла обязательно участвовали все женщины семьи. Совет старейшей стоит запомнить: «Итак, девочки, учитесь делать красивые маленькие стежки, потому что, вставая утром, вы будете любоваться ими всю жизнь». Очень мудро.
Во многих странах также существует замечательная традиция дарить красивое одеяльце новорожденному. Современные психологи выяснили, что ткани для такого одеяла очень долго хранили запахи. Младенец по этим запахам распознавал «своих» и «чужих». Здесь одеяло — еще и своеобразный оберег. Вот и думай, так ли не правы были наши бабушки, делая подарок внуку в виде лоскутного чуда.
И теперь, и 100 лет назад шитье лоскутного одеяла — это праздник, это творчество, а лоскуты и лоскутики, обрезки лент, тесьмы, кружева — настоящие сокровища. Запаситесь терпением и материалом.
И царю, и молодице, и вам годится
Существуют целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork*. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов.
Своим разнообразием и многоцветном лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).
Выбор вариантов идей, обоснование выбора
Из всех предложенных вариантов, я выбрала одеяло в технике «полоса», так как эта техника довольно проста в выполнении, и при соответствующем подборе цветового сочетания тканей будет выглядеть красиво и оригинально. Я думаю, что такая работа мне по силам.
Схема обдумывания изготовления изделия
Для изготовления изделия мне понадобятся:
Часть необходимых материалов есть у меня дома, а кое-что мне придётся купить.
Материалы, оборудование, инструменты
Приступая к шитью, помните, что удовольствие от процесса и результата работы, можно получить, только если вы располагаете хорошо отлаженной машиной. Перед использованием обязательно смажьте маслом основные узлы. А если машине необходима регулировка, воспользуйтесь услугами квалифицированного специалиста.
В наборах к современным машинам имеются лапки с регулятором ровной строчки, для стежки, пришивания шнура, выполнения аппликации.
Иглы
Для ручного шитья игла подбирается в зависимости от толщины материала, номера ниток, а также от вида выполняемых стежков. Она должна свободно проходитъ сквозь ткань, иначе даже самые простые операции будут выполняться с трудом, а работа получится неряшливой.
Так, неправильно подобранная игла растягивает и раздвигает нити ткани, а нитки фиксируют эту деформацию.
Очень толстая или тупая игла в швейной машине рвет ткань и стягивает ее. Иглы в швейной машине следует часто менять, так как они быстро тупятся. Можно использовать импортные иглы, специально предназначенные для стежки и сборки лоскутков.
Булавки
Тонкие булавки с плоской петелькой используют для скалывания деталей между собой (вместо сметывания), при подкалывании деталей к основе и подготовке лоскутных деталей к стачиванию. Часто применяются и длинные булавки со стеклянным или пластмассовым шариком на конце. Ими удобно соединять лоскутки между собой, несколько слоев материала обычно скалывают английскими булавками.
Наперсток
Наперстки бывают разной формы.Главное при выборе наперстка — размер, который должен соответствовать толщине вашего среднего пальца. Слишком большой наперсток будет соскакивать, а слишком маленький — сдавливать палец, вызывая онемение.
Наперсток защитит ваши пальцы от уколов иглы, поэтому обязательно используйте это простое приспособление при выполнении ручных швов.
Ножницы
Необходимо иметь ножницы для ткани и ножницы для бумаги, картона, прокладочных материалов. Ножницы для ткани должны быть острыми, с длинными концами 8-10см, обязательно легкими. Никогда не используйте ножницы для ткани при разрезании других материалов: они очень быстро тупятся. Для вырезания выкроек, шаблонов из картона и работы с толстыми материалами (драп, ватин в несколько слоев и др.) лучше воспользоваться ножницами с короткими концами.
Для обрезания ниток удобно применять маленькие, ножницы или ниткорез (снипер). Ими легко срезается лишняя ткань в аппликациях, делаются надсечки и подрезы в припусках на швы.
Измерительные инструменты
Очень удобны для работы прозрачные широкие линейки с маркировкой различных углов, специальные линейки, а также длинные линейки от 50 см до 1 метра. Для изготовления крупных изделий одеял и покрывал — понадобится длинная ровная рейка и большой треугольник. Чтобы облегчить работу, можно запастись несколькими угольниками разных размеров и лекалами.
Карандаши
Чтобы начертить эскиз, шаблоны, нанести линии строчки на ткань, вам понадобится простой графитный карандаш, а также белый или желтый карандаш для темных тканей. Карандаши должны быть всегда острозаточены, поскольку от точности проведенных линий зависит качество изделия. Для разметки линий на ткани можно также использовать портновский мел. Сейчас выпускаются специальные карандаши и маркеры для нанесения линий на ткань, следы которых исчезают при воздействии воды или просто стираются через некоторое время.
Утюг
При работе с тканями необходим утюг так как в лоскутном шитье каждый шов проглаживается сразу после прошивания. Желательно, чтобы он имел, терморегулятор, автоматически поддерживающий температуру, необходимую для определенной ткани. Во время работы для утюга должно быть выделено постоянное место на столе или гладильной доске. Очень удобно, если справа от швейной машины вы разместите гладильную доску или небольшую тумбу для глажения сшиваемых деталей.
НИТИ
Выбор ниток зависит от конкретной операции, которую вы выполняете.
Лоскутки в блоки сшивают простыми катушечными нитками N50 и 60 нейтральных тонов (сиреневыми, серыми, бежевыми) в зависимости от цвета лоскутков.
Для сборки блоков в полотно требуются прочные, армированные, хорошего качества катушечные нитки N 40, 50.
Детали изделий перед стежкой сметывают прочными катушечными нитками, контрастными по цвету, чтобы их было хорошо видно на ткани.
Для швов, выполняемых на швейной машине, в аппликациях, панно и ковриках. Цвет подбирается в тон или чуть темнее цвета лицевой стороны ткани. Используют цветной шелк, мулине и цветные катушечные нитки N 60 и 80. В качестве отделочных можно также взять тонкую шерсть, люрекс, ирис или гарус.
Для ручных отделочных швов используют разнообразные нитки — от шелковых до шерстяной пряжи и тонкой тесьмы. Главное, чтобы они соответствовали материалу по фактуре и цвету, подчеркивали рисунок, украшали изделие.
Тонкими нитками обычно шьют по тканям с плотным переплетением нитей основы и утка. На более грубых тканях типа шерсти, бортовки, пальтовых материалах отделочные швы выполняются более толстыми нитками — мулине (в 3-4 нитки), ирисом, гарусом, тонкой шерстью, синтетической пряжей.
Очень толстые нити, пряжу, шнуры и тесьму пришивают швом «вприкреп». Такую отделку можно выполнить на любой ткани.
Материалы.
Ткани состоят из переплетающихся нитей. Нити основы (долевые) — наиболее крученые и крепкие. В процесс е ткачества они сильно натянуты, поэтому ткань не растягивается по долевой нити. Нити утка (поперечные) скручены слабее и при изготовлении ткани натягиваются не так сильно, поэтому ткань по ширине может растягиваться, что обеспечивает дополнительную прочность.
Переплетения нитей основы с нитями утка, их вид и плотность определяют свойства ткани, ее фактуру, прочность, эластичность и т.д…
Нити в тканях переплетаются в определенном порядке: каждая нить основы проходит попеременно то над нитями утка, то под ними. Такие переплетения очень разнообразны. Основные из них: прямое (полотняное), диагональное, атласное, сатиновое.
Ткани прямого переплетения очень удобны в работе. Это большая часть хлопчатобумажных тканей — ситец, бязь, льняные, полульняные, шерстяные и другие ткани. Хороши для лоскутных изделий ткани сатинового и атласного переплетения. Они достаточно плотные и имеют гладкую, блестящую поверхность. Эти ткани долговечны, легко стираются и поэтому подходят для изготовления любых изделий, особенно для одежды и изделий, которые будут постоянно использоваться и часто стираться. Для таких изделий лучше всего подбирать ткани, близкие по качеству.
Лоскутное изделие может быть полностью изготовлено из шерстяных или шелковых тканей, а также из трикотажного лоскута. Но в этом случае ткани нужно нашить на основу — хлопчатобумажную или синтепоновую, а затем обязательно простегать, так как шерстяное и трикотажное полотно сильно деформируется, растягивается, плохо держит форму. Собранные на основу, эти ткани прекрасно смотрятся в жилетах, куртках, декоративных покрывалах.
Для стеганых одеял и покрывал традиционно лучшим материалом является стопроцентный хлопок.
Хлопчатобумажные ткани практически не деформируются, хорошо гладятся, служат дольше, чем другие ткани при ручной стежке иголка легко проходит сквозь них. Эти ткани из-за ярких расцветок или необычной фактуры (гофрированные, зернистые, с блеском или ворсом), дополнительно украшают и заметно обогащают цветовую гамму изделия.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПРИХВАТКА» (лоскутное шитье)
В конце XVIII века в Великобритании стало развиваться искусство сочетания разных по форме и цвету лоскутков тканей, которое получило название «лоскутное шитье», или «пэчворк». Лоскутное шитье – это техника рукоделия с давней историей.
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., а в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.
Создание полотна из разноцветных тканей, сшитых между собой, — это увлекательный творческий процесс. Лоскутные изделия состоят из разноцветных квадратов, которые принято называть блоками. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины . В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма. В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей.
Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.
В конце XVIII века в Великобритании стало развиваться искусство сочетания разных по форме и цвету лоскутков тканей, которое получило название «лоскутное шитье», или «пэчворк». Лоскутное шитье – это техника рукоделия с давней историей.
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., а в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.
Создание полотна из разноцветных тканей, сшитых между собой, — это увлекательный творческий процесс. Лоскутные изделия состоят из разноцветных квадратов, которые принято называть блоками. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины . В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма. В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей.
Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.