Творческий проект по технологии «Мягкая игрушка»
данный проект подготовлен для олимпиады по технологии (обслуживающий труд)
Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по технологии «Мягкая игрушка»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
Выполнила: ученица 8«б» класса
МОУ «Средняя школа №3»
Руководитель: Тишанинова ЛН, учитель технологии
Обоснование возникшей проблемы
В школе, на уроках технологии, совершенствовались мои умения и навыки в декоративно-прикладном творчестве. На уроках технологии мы занимались рукоделием: вышивали крестом, вязали спицами и крючком, изготавливали различные композиции из ткани. Необходимо было выбрать темы творческого проекта, и я решила сделать мягкую игрушку, так как я ходила на кружок мягкой игрушки, и мне это очень понравилось, я решила не забрасывать любимое дело. Пересмотрев несколько книг по рукоделию, во многих из них меня привлекли игрушки – куклы, цветы, сказочные персонажи. Однако, я решила изготовить пингвинёнка. Мне захотелось узнать историю развития игрушки и проявить свое мастерство.
Цель моей работы: изготовить мягкую игрушку своими руками.
Я хочу, чтобы моя игрушка была интересной, радовала глаз и поднимала настроение.
Изучить развитие игрушки дней.
Игрушка в готовом виде должна соответствовать размерам выкройки.
Самореализоваться при выполнении работы своими руками.
История развития игрушки
Искусство изготовления игрушек – это один из Древнейших видов народного художественного творчества. Игрушки любят все: дети и взрослые. Для детей она забавная игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.
Игрушка всегда сопутствовала человеку. Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. В далекие времена. Когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или членами семьи. Это были первые народные художники – игрушечники, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах богатых залежами глины – из глины. Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки найдены на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н. э. Это – миниатюрные орудия охоты – луки, стрелы, топорики, предметы быта, погремушки.
Различные игрушки, найденные в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая. Это – куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки – куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха.
Иногда игрушке придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. По тем же причинам запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо изображения лица можно увидеть узор в виде креста, ромба, квадрата.
Самые ранние игрушки Древней Руси, найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа – датируются приблизительно Х-ХV вв. Учеными установлено ремесленное производство игрушек в Киеве и Новгороде уже в X-XIII вв. О высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников XIV-XVII вв. свидетельствуют находки в Зарядье, на территории бывшей Гончарной слободы. Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы – свистульки, а также забавные фигурки всадников, скоморохов-гудошников.
Традиции настоящего искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться.
Разработка различных вариантов
Прежде, чем шить свою игрушку я просмотрела множество книг и журналов по изготовлению мягких игрушек. Мир игрушек огромен и многообразен. Мне понравились многие модели игрушек.
Модель №1 Модель №2
Модель №3 Модель №4
Выявление основных требований к изделию
Творческий проект по предмету: «Технология» Раздел: Рукоделие. Тема «Мягкая игрушка»
1 Творческий проект по предмету: «Технология» Раздел: Рукоделие. Тема «Мягкая игрушка» Выполнила ученица 8б класса МБОУ СОШ с УИОП 1 Манина Дарья Руководитель: Береснева О.В уч.год
2 Содержание 1. Обоснование возникшей проблемы 2. Формулировка цели и задач 3. Историческая справка 4. Звездочка обдумывания 5. Разработка различных вариантов 6. Выявление основных требований к изделию 7. Анализ идей и выбор лучшего варианта 8. Материалы и инструменты 9. Организация рабочего места, ТБ при работе. 10. Технология выполнения изделия 11. Экономическое обоснование 12. Самооценка 13. Социальная значимость 14. Экологическое обоснование проекта. 15. Реклама 16. Используемая литература и сайты. 1.Обоснование возникшей проблемы За время обучения в школе, на уроках технологии, совершенствовались мои умения и навыки в декоративно-прикладном творчестве. На уроках технологии мы занимались рукоделием: вышивали нитками, бисером, мастерили сувениры и подарки, шили мягкие игрушки. Необходимо было выбрать темы творческого проекта, и я решила сделать мягкую игрушку, так как с этим видом рукоделия мы познакомились недавно, и он меня больше всего заинтересовал. Пересмотрев несколько энциклопедий по рукоделию, во многих из них меня привлекли игрушки куклы, цветы, сказочные персонажи. Я решила изготовить мягкую игрушку. Мне захотелось узнать историю развития игрушки и проявить свое мастерство в новой для меня работе. 2. Формулирование цели и задач. Цель моей работы: изготовить мягкую игрушку своими руками. Формулировка задач Задачи: 1. Изучить историю развития мягкой игрушки. 2. Определиться с выбором игрушки. 3. Подобрать материал для изготовления игрушки. 4. Подобрать выкройку. 5. Сшить игрушку. 6. Самореализоваться при выполнении работы своими руками.
3 3 Историческая справка. Изучение истории развития мягкой игрушки. При исследовании материала по истории игрушек, я поставила перед собой следующие вопросы? Какие бывают мягкие игрушки? Когда появилась первая мягкая игрушка? Как производить уход за мягкими игрушками? 1) Мягкая игрушка детская игрушка из искусственного меха, ткани и набивного материала. Раньше для набивки использовали солому, опилки, стружку, вату, волокна хлопка и т. п. Теперь используются современные материалы: синтепон, синтетические гранулы и т. п.мягкие игрушки можно отнести к следующим группам: животные куклы фантазийные дикие домашние сказочные персонажи 2) Когда появилась первая мягкая игрушка? Игрушка всегда сопутствовала человеку. Это куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Древние игрушки были найдены археологами в Египте. Самые ранние упоминания относятся к третьему тысячелетию до н. э. В это время уже использовались сложные техники в изготовлении игрушек с подвижными частями тела. Игрушки или их изображения также были найдены на раскопках Помпеи в Италии. Это были не совсем мягкие игрушки, но они являлись прообразом современной игрушки. Различные игрушки в виде зверей и птиц были найдены на территории Сибири, Украины и других мест. Большое количество древних игрушек встречается на территории Китая. В далекие времена. Когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы кустари, которые работали в одиночку или членами семьи. Это были первые народные художники игрушечники, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах богатых залежами глины из глины. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха. Иногда игрушке придавалось магическое значение. Поэтому запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных
4 народов вместо изображения лица можно увидеть узор в виде креста, ромба, квадрата. В XIX веке во Франции образовался «Синдикат французских фабрикантов игрушек», который и можно считать началом игрушечной промышленности. Первые мягкие игрушки мишки появились в начале XX века в Германии. Первыми прославившимися на весь мир игрушечными медведями являлись Teddy bear (игрушечный медведь Тедди) немецкой фирмы Штайф. Этот медведь стал неразлучным спутником большинства детейуже в начале XX века началось массовое производство плюшевых мишек и увеличение спроса в этой отрасли.. Развитие мягкой игрушки идет по нескольким направлениям. Одно из них это упрощение образа, создание простых игрушек. Второе это движение к натуралистичности будущей игрушки, когда игрушка становится похожей на того или иного зверька. Раньше мягкая игрушка изготавливалась по авторским эскизам вручную, позже появились специализированные производства, знаменитые своими игрушечными коллекциями. Сегодня интерес к мягкой игрушке возрастает и, несмотря на обилие фабричных игрушек, количество мастеров увеличивается год от года. Шитье игрушек это часть большого разнообразия увлечений ручным хобби и часто шитье игрушек переплетается с другими направлениями hand made. Сегодня выделяется несколько больших направлений в изготовлении мягкой игрушки: это куклы, плюшевые мишки и все остальные игрушки. При этом в каждом направлении присутствуют общие элементы создания мягкой игрушки (крой, шитье), так и частные. Например, при изготовлении кукол, кроме тканей и набивки, может присутствовать технология изготовление рук и головы из дерева, глин, пластика и т. п. Современные мягкие игрушки многому научились: они уже и поют, и пляшут, и разговаривают, и танцуют. 3) Уход за мягкими игрушками. Мягкие игрушки рекомендуется чистить от пыли не реже одного раза в неделю! Игрушку можно пропылесосить, протереть влажной тряпочкой или просто почистить щёткой для одежды. Если ваша любимая игрушка сильно испачкалась, допускается лёгкая химчистка но химические вещества нужно применять очень осторожно. А вот стирать или использовать при чистке хлор запрещено. Ещё одно важное правило сушка мягкой игрушки. Если она намокла, сушить надо в подвешенном состоянии. Утюжить плюшевых зверят нельзя.
5 4. Звёздочка обдумывания. Оборудование и материалы Проблема Традиции, мода, модели Форма и размер Поделка «мягкая игрушка» История Технология изготовления Безопасность труда Себестоимость 5. Разработка различных вариантов Прежде, чем шить свою игрушку я просмотрела множество книг и журналов по изготовлению мягких игрушек. Мир игрушек огромен и многообразен. Мне понравились многие модели игрушек. Модель 1 Модель 2 Модель 3 Модель 4
6 6. Выявление основных требований к изделию. Я хочу, чтобы моя игрушка была интересной, радовала глаз и поднимала настроение. Поэтому она должна быть: Доступная по технологии изготовления; Красиво и качественно изготовлена; Небольшого размера; Из мягкой ткани; Яркого цвета; Безопасной для ребенка; Выполнена из экологически чистых материалов; С низкой себестоимостью. 7. Анализ идей и выбор лучшего варианта Модель 1. + Очень красивая. — Выполнить трудно. — Не владею техникой изготовления данной игрушки. Модель 2. + Легко повысит настроение. — Больших размеров. — Пойдёт много материалов. — Большая себестоимость. Модель 3. + Игрушка не сложна в выполнении. + Довольно красивая. — Очень маленьких размеров Модель 4 + Красивая + Лёгкая технология изготовления. + Требует мало материалов. + Небольшая себестоимость. Вывод: Я остановилась на модели 4.
7 8. Материалы, инструменты для изготовления мягкой игрушки. Элементы изделия Туловище, голова, лапы, хвост Глаза Прокладка для жёсткости живота Набивка Варианты материалов драп, сукно, фетр, костюмная ткань, мех, флис ; кожа, пуговицы, бусины, бисер, нитки, ткань; картон, полукартон вата, кусочки поролона, ткани или синтепона; синтетические гранулы, холофайдер Мой выбор материалов и обоснование. Флис (приятен на ощупь и гипоаллергенен). Ткань флис ( не надо материалы искать, обрезки всегда под рукой). Полукартон (придаст жёсткость, не будет выпирать, будет не заметен). Кусочки синтепона (дешёвый, экологически чистый материал, легко можно найти в магазинах) Инструменты: иголка ручная, ножницы, булавки портновские, напёрсток, палочки для набивки. 9. Правила техники безопасности при работе с тканью. 1) Хранить иголки и булавки в определённом месте. 2) Не пользоваться ржавыми иглами и булавками. 3) Шить иголками только с напёрстком. 4) Ножницы хранить в чехле. 5) Не откусывать нитки зубами, а отрезать ножницами.
8 10. Технология выполнения изделия. 1) Подбери инструменты и материалы к работе. 2) Вырежи выкройки из бумаги (картона или полукартона). 3) На левую сторону ткани приложи выкройку. (Выкройки даны без припусков на швы. Поэтому добавь к контуру выкройки по 5 мм с каждой стороны и вырезай все детали по очереди). 4) Вырезанные детали сложи лицевой стороной во внутрь и сшивай петельным или потайным швом, оставляя с одной стороны отверстия. 5) Панцирь сшивай по схеме. 6) Дополни недостающие углы панциря, пришивая треугольные элементы, до окружности. 7) Выверни сшитые детали на лицевую сторону. 8) Между панцирем и животиком вставь шаблон животика без припусков на швы из полукартона. 9) Набей мягким материалом (синтепоном) ровно и плотно части тела черепашки. 10) Детали лап и хвоста вставь в отверстия туловища и сшей. 11) Зашей отверстия. 12) Оформи мордочку. Детали изделия: Часть панциря (7 деталей) 6де Часть панциря
9 11. Экономическое обоснование Наименование Цена (руб.) Расход, затраты Стоимость(руб.) материала Флис жёлтый м Флис розовый, Имелось в 0 салатный, голубой. наличии Синтепон , 10м 6.50 Нитки катушка Итого: Из составленной таблицы видно, что себестоимость игрушки, сделанной своими руками, меньше стоимости игрушки купленной на рынке или в магазине из аналогичных материалов. 12. Самооценка Стремление обладать своей собственной игрушкой всегда приводило к самостоятельному изготовлению игрушек для себя, своих детей или для друзей. Моя игрушка мне очень нравится, она получилась именно такой, какой была задумана. Вообще, у игрушек сделанных своими руками много преимуществ. Это не только увлекательное занятие, это всегда великолепное настроение по окончании работы и хорошее настроение тех, кому эта игрушка попадает в руки. 13. Социальная значимость. Создание мягкой игрушки — увлекательное дело. Это отличный подарок и для взрослого, и для малыша. Тренирует мелкую моторику, внимание, усидчивость. Украшает интерьер дома. Может стать настоящим домашним бизнесом или хобби. Старые вещи получают новую жизнь, а хлама становиться меньше. 45. Экологическое обоснование проекта. В своей работе я использовала материалы и инструменты, которые не оказывают вредных воздействий на организм человека в процессе выполнения работы. Они экологически чистые. На основе выше изложенного считаю, что изготовление и дальнейшее использование моего изделия не влечёт за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
10 15. Реклама Эта мягкая игрушка Не пустяк, не безделушка. Силы даст она тебе Жизнью наслаждаться. И всегда и везде Всюду улыбаться. Мягкая игрушка Лучшая подружка, Положи ее в кровать Будет сладенько там спать, Сон пусть твой оберегает, От кошмаров охраняет, Обними ее покрепче И прижми сильней к себе, Одиноким ты не будешь Вместе с ней наедине. Вмиг теплее тебе станет, И невзгоды пропадут, Ведь все мягкие игрушки Своих милых берегут! 16. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И САЙТ: 1.Технология: Технология ведения дома: 5-7 классы, учебники для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко М.: Вентана- Граф, с. 2.Технология: поурочные планы по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»/ Н.В.Синица Технология: поурочные планы по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».5-7 классы /авт.-сост. Е. А. Гурбина.- Волгоград: Учитель, с.
11 ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ: Правила охраны труда во время работы: 1. Свет должен падать слева или спереди от работающего, 2. ножницы лежать с правой стороны столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к работающему. 3. нитки для шитья, иголки в специальной коробке или игольнице; 4. брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд. При выполнении работы я соблюдала правила охраны труда, т. е. правила безопасной работы с режущими инструментами. Санитарно-гигиенические требования: 1. Перед началом работы необходимо вымыть руки. 2. Источник света должен находиться слева. 3. Продолжительность работы не должна превышать трёх учебных часов. Каждые 1 1,5 часа глазам необходим 30 минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз. 4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины. 5. Нельзя откусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, десны и язык. Правильно организованное рабочее место способствует более качественному выполнению изделия.