Творческий проект по технологии вышивка салфетки

Творческий проект «Украсим дом своими руками.Салфетка с вышивкой»
проект (7 класс) на тему

Презентация творческого проекта. Содержит все этапы проектной работы: от постановки проблемы до самооценки и оценки работы. Помощь учителям, занимающимся проектной работой с учащимися.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx 2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Творческий проект «Украсим дом своими руками. Салфетка с вышивкой» Выполнила учащаяся 7-в класса МБОУ гимназии № 2 г.Чехов Угнивенко Валерия Руководитель: учитель технологии Суглобова Л. Г.

Содержание проекта. Проблемная ситуация. Цель проекта. Задачи проекта. Исследование. Первоначальные идеи. Требования к изделию. Выбор лучшей идеи. Чертеж салфетки. Выбор инструментов и материалов. Расчёт материалов и денежных затрат. Технология изготовления салфетки. Экспертная оценка и самооценка

1. Проблемная ситуация Я считаю, что тема моего проекта актуальна, так как мы любим украшать свой дом вещами, а особенно, если эта вещь выполнена своими руками: и з-за этого дом становится более уютным и тёплым. Я решила выполнить салфетку с вышивкой на стол. Тем более вышивка, как справедливо утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение, развивает моторику и усидчивость, помогает проводить время с пользой. Салфетка с вышивкой- это идеальный вариант для нашего обеденного стола. В магазине это стоит дорого, поэтому я решила сделать её своими руками.

2. Цель проекта Разработать и выполнить творческий проект по технологии. Совершенствовать навыки проектной деятельности. Совершенствовать навыки вышивки в технике гладью. Освоить приемы выполнения основных элементов вышивки в технике гладью. Провести экспертную оценку и самооценку проектного изделия. Проверить влияние процесса выполнения вышивки на настроение человека.

3. Задачи проекта Провести исследование. Выбрать модель салфетки и рисунок вышивки. Выбрать инструменты и материалы для изготовления. Построить чертеж салфетки. Составить технологическую последовательность изготовления салфетки. Рассчитать стоимость затрат на изготовление салфетки. Организовать и провести экспертную оценку и самооценку готового изделия.

4.Исследование Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. И мне захотелось почувствовать на себе дух старинного русского ремесла- вышивки. Я решила вышивать гладью и некоторые элементы рисунка стебельчатым стежком. Гладь — вышивка прямыми или косыми стежками, заполняющими полностью или частично узор. Гладь широко распространена в народных художественных вышивках. Богаты возможности вышивки гладью, хотя в распоряжении вышивальщиц всего один стежок.

Стежки гладью заполняют элементы узора по переведенному на ткань свободному контуру. Она хорошо сочетается с другими видами вышивки: рококо, декоративными сетками, стебельчатым швом и др. Для вышивки может быть использована любая ткань с гладкой поверхностью — тонкая и плотная, хлопчатобумажная, льняная, шелковая, с любым переплетением нитей и нитки разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения. Гладь может быть выполнена различными способами и приемами, белыми и цветными нитками. И в белой, и в многоцветной глади преобладают мотивы растительного характера, реже встречаются геометрические орнаменты. Сначала я посетила магазины, где продаются салфетки с вышивкой, и посмотрела примеры рисунков на них. Потом я посетила сайты Интернета. В итоге: в магазинах я увидела слишком сложные узоры, а в Интернете я нашла полезные советы, которые соответствуют моему уровню подготовки для вышивки салфетки. Я выбрала модель салфетки, подобрала ткань, рисунок и нитки для вышивки.

5. Первоначальные идеи Модель 1 Квадратная салфетка. Узор, состоящий из цветков и листьев. Цветки голубые, а листья-зелёные. Плюсы : русский мотив, элегантность. Минусы : слишком простой рисунок вышивки, квадратная форма салфетки не очень подойдет для овального стола

Модель 2 Рисунок состоит из красно-розового цветка с листьями. Форма салфетки прямоугольная. Плюсы : правильно подобранная цветовая гамма , красивое кружево по краю. Минусы : цветовая гамма узора не будет сочетаться с цветовым оформлением кухни и овальной формой стола.

Модель 3 Плюсы: узор состоящий из оранжевых листочков, что сочетается с нашим кухонным гарнитуром и цветом обоев. Овальная форма соответствует форме обеденного стола. Русский мотив цветочного орнамента , оригинальность и правильно подобранная цветовая гамма.

Выбор мотивов рисунка для вышивки

6. Требования к изделию. 1. Технология изготовления доступна и соответствует моему уровню знаний по технологии 2. Небольшой расход ткани 3. Простая конструкция 4. Отвечает эстетическим требованиям 5. Натуральная ткань 6. Легко стирается 7. Растительные мотивы рисунка 8. Функциональная в использовании 9. Невысокая стоимость материалов 10. Будет подходить по форме конструкции к форме крышки стола и цветовому оформлению интерьера.

7. Выбор лучшей идеи № к р и т е р и и Сумма модели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 баллов 1 + + + + + + + + + — 9 2 — + + + + + + + + — 8 3 + + + + + + + + + + 10

Вывод: Оценив все результаты, я решила выполнить салфетку для стола Модель 3.

8. Чертеж салфетки Длина салфетки 105 см. Ширина салфетки 45 см. Углы салфетки закругляем по модели.

9. Выбор инструментов и материалов. Для изготовления салфетки я выбрала инструменты: ножницы, иглы, распарыватель , пяльца , копирка для перевода рисунка на ткань, образцы мотивов рисунка. Для пошива и вышивки салфетки я выбрала материалы: нитки мулине, кружево, ткань , нитки швейные. Из 3-х вариантов ткани я выбрала льняную ткань, так как она обладает хорошей износостойкостью, прочностью, красивым внешним видом. Фактура ткани позволит выполнить на ней вышивку гладью. Так же ткань доступна по цене.

Выбор ткани Ткань для салфетки Хлопок Лен Шелк

10. Расчёт материалов и денежных затрат Материал Количество Цена за ед., р. Стоимость, р. Ткань полульняная 0,5м 150 75 Кружево 2,5м 50 125 Нитки мулине 4шт 20 80 Нитки швейные 1шт 25 25 Итого 305

11. Технология изготовления салфетки

12. Экспертная оценка и самооценка Эксперты Оценка (самооценка) я Изделие имеет низкую себестоимость и стоит меньше чем в магазине в 2.5 раза. В себестоимость не входит стоимость работы, так как оно изготовлено самостоятельно, поэтому проектная работа экономически выгодна. Данная работа дает возможность выразить себя, проявить творческую фантазию. В процессе выполнения работы я старалась выполнить изделие аккуратно и качественно. Занятие вышивкой действительно положительно влияет на настроение. Считаю, что я со своей работой справилась.

Экспертная оценка и самооценка Эксперты Оценка (самооценка) Одноклассница Моей подруге понравилась салфетка, она захотела тоже что-то сделать своими руками для украшения своей комнаты. Мама Маме понравилась салфетка. Она была приятно удивлена, что я сделала ее своими руками. Учитель Учитель отметил, что работа выполнена самостоятельно, аккуратно и в срок. Изделие практичное и красивое.

Проект «Салфетки, вышитые лентами»
творческая работа учащихся по технологии (9 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
tvorcheskiy_proekt_salfetki.doc 583 КБ

Предварительный просмотр:

  1. История проекта
  2. Выбор и обоснование проекта
  3. Альтернативные варианты проекта
  4. Выбор материалов, инструмента и оборудования
  5. Спецификация изделия
  6. Составление технологической карты изделия
  7. Эколого-экономическое обоснование проекта
  8. Техника безопасности
  9. Вывод. Заключение. Оценка изделия
  10. Литература

Ржаницкая средняя общеобразовательная школа

Выполнила ученица 8-б класса

Руководитель : учитель технологии

Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры.

В XIX — начале XX вв. вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, которые подчеркивают край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и надзоры, воплощались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мастерская белая гладь, калужская цветная перевить, орловские и многие другие техники вышивания.

В изображения орнамента закладывался определенный смысл: прямая горизонтальная линия — это поверхность земли; горизонтальная волнистая — вода; вертикальная линия — дождь и т. д.

Для вышивки Белоруссии характерны сочные орнаменты «красным по белому». Для Украины свойствен рушниковый орнамент, им украшали одежду, полотенца (рушники), платки головные и ручные, скатерти, занавески и многое другое. Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляют черный и синий, техника вышивания очень разнообразна.

Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров.

Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространена вышивка шелком, шерстью, золотом, бисером.

Вышивки Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шиться из войлока, сукна, кожи. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных, реже — изображения растений.

У народов Крайнего Севера распространена вышивка оленьим мехом по замше, сукну и аппликация из ткани и кожи с применением бисера.

Вышивки народов Поволжья — марийская, мордовская, чувашская — отличается геометризированными узорами из сочетания растений, животных и птиц.

Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.

Произведения народного декоративного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционное и современное творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции.

Композиция — это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

Форма и содержание зависят:

  1. от того, какие швы будут использованы;
  2. от назначения изделия;
  3. расположения узора на изделии;
  4. выбора цвета для его выполнения.

От характера и расположения композиции зависит выбор орнамента.

Орнамент — последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.

Повторяющиеся элементы в орнаменте называются раппортом.

При выполнении орнамента используют следующую технику вышивки: счетные швы, крест или полукрест, счетную гладь, роспись, гобелен и другие.

Вышивка крестом выполняется на плотной ткани или канве. Канва — это специальная ткань для вышивки.

Техника вышивания крестом и полукрестом — одна из самых известных и популярных в народном творчестве. Эта техника известна издавна, но широко распространилась во второй половине прошлого столетия.

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. (Показать учащимся выполнение стежков «крест», идущих горизонтально, вертикально и по диагонали.)

Косой гобеленовый шов — это строчка повторяющихся стежков, которые выполняют, выводя нить на лицевую сторону из левого нижнего угла клеточки, а заканчивают — в правом верхнем. Вышивку выполняют на холсте или канве .

История солового белья.

Без столового белья вот уже много веков не обходится ни один дом, ни одна хозяйка. Столовому белью всегда придавалось большое значение, и ценилось оно очень высоко. Благодаря столовому белью даже самая скромная трапеза выглядела торжественно. Красивое столовое белье создаст оригинальную, уютную и праздничную атмосферу в доме. В приданое любой девушки, и бедной, и богатой, входили наборы столового белья, нередко вытканные самой невестой. Конечно, столовое белье можно купить, но, во-первых, едва ли можно найти в магазине вещь, отвечающую всем вашим требованиям, а во-вторых, если вещь сделана своими руками, она уже излучает тепло.

Широкое использование столового белья заставляет искать новые пути для дизайна и подбора материала. Чтобы не изобретать еще раз велосипед, не тратить силы на ненужную и бессмысленную работу, а создать что-то свое, новое, оригинальное, современное, стильное, качественное, действуя при этом рационально, с учетом накопленного опыта, необходимо провести исследование. Изучив многовековую историю возникновения и способы отделки столового белья, исследовав традиции, воспользуемся накопленным опытом хороших, ловких хозяек, позаимствуем их секреты, а кое-где придумаем и изобретем сами. Вспомним, что мы называем столовым бельем. Обратимся к толковому словарю:

Скатерть — изделие из плотной ткани, которым покрывают стол.

Платок для вытирания губ или небольшую скатерть называют салфеткой.

Полотенце — бельевое изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания.

. Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху Средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы.

В то же время в Англии, где мужчины брились, салфетки были распространены мало. В настоящее время для сервировки стола используют два вида салфеток — тканевые и бумажные. Тканевыми салфетками, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки. Иногда на торжественных приемах сервируют только тканевыми салфетками. Тогда их используют и для защиты одежды, и для вытирания губ.

Полотенца для вытирания рук впервые появились в Испании в XV веке. В России исстари пользовались для этой цели специальными полотенцами — рушниками, которые назывались тогда убрусами, а древние саксы — тонко выделанной кожей. Африканские племена вытирали руки просто листьями растений.

Значение полотенец в жизни славян всегда было огромным. Полотенце сопровождало славянина от рождения до кончины. Полотенце — полоса жизни, так считалось на Руси. По русскому обычаю крестьянская девушка приносила в дом будущего мужа приданое, которое должна была себе приготовить ко дню своего совершеннолетия — к 15-16 годам. Одних полотенец к моменту сватовства в запасе у невесты нередко было около 100 штук.

Число и качество предметов, входящих в приданое, служило мерилом умения работать. По ним определялся уровень владения женским ремеслом и наличием художественного вкуса. Девушка сама выращивала лен, обрабатывала его. В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Девушка, украшая праздничные предметы приданого, не изменяла издавна установленные места расположения узора.

В XV веке, в эпоху Высокого Возрождения, в Италии в моду вошли белые скатерти, салфетки и полотенца. Они считались предметом роскоши до конца XVIII века, когда стали доступными среднему классу. Белая вышивка и фактура ткани старинного столового белья дышат многовековой историей, эти рукотворные вещи исполнены особого очарования.

Сохранившиеся голландские скатерти и салфетки XVI века поражают сложностью тканого узора и удивительной для текстиля особенностью — на них выткано имя заказчика, имя ткача, название местности, где соткана вещь, и даже стихотворные строки, посвященные событию, ради которого трудился мастер.

С той давней поры почти не изменился состав набора столового белья, необходимого для приема гостей. Это:

  • квадратная скатерть;
  • 12 салфеток;
  • салфетка для буфетной стойки (большие столовые буфеты обязательно имели выдвижную стойку или стойку из мрамора в более поздние века);
  • одно полотенце, которым гости вытирали руки.

Полотенцем и тазиком с душистой водой гостей обносил с луга. В 1530 году великий философ и писатель Эразм Роттердамский давал следующие советы в одном из своих сочинений: «Салфетка должна быть наброшена на левое плечо или находиться в левой руке. Когда тебя обносят едой, надо взять кушанье ложкой, затем обтереть ее салфеткой и положить обратно. руки неприлично вытирать об одежду, нужно пользоваться салфеткой или краем скатерти».

Можно иронизировать над манерами предков, но качество и красота вытканных ими тканей поражает. Не только прочность, но и орнамент определяли стойкую моду на льняные дамаски из Голландии, Саксонии, Ирландии.

В XVII веке королевой льняного бала была Голландия. Район Амстердама Харлем стал в те времена европейским центром производства льняных и шелковых дамасков. В XVIII веке таковым становится Саксония. Тогда же входит в моду украшать столовое белье дрезденским кружевом — ажурной, изысканной белой вышивкой в стиле рококо.

В XIX веке начинают производить превосходное льняное полотно и дамаски в России.

С конца XIX века в России многие отдавали столовое белье в монастырские мастерские, которые охотно брали светские заказы. Термин «монастырская работа» дошел и до наших дней -так определяют особо тонкую, искусно выполненную белую вышивку и ажуры на белье из льна и хлопкового батиста.

Вышивка и кружево сопутствуют истории столового белья. В XVIII столетии кружевная прошва, белая вышивка решетками и филе являются непременным атрибутом белья. В моде отделка из фламандского кружева. По указанию Петра I в Россию в Новодевичий монастырь пригласили 30 монахинь из фламандских

монастырей для обучения девочек-сирот умению плести брабантские кружева.

В середине того же века на мануфактуре помещицы Протасовой из Мценского уезда Орловской губернии работали сотни мастериц. Они изготавливали огромный ассортимент изделий, которые экспортировался в Англию и Турцию.

В старину в Европе и в России было принято запасаться столовым бельем основательно. Самые красивые вещи передавались по наследству, ими гордились, демонстрировали знатокам рукоделия. Эта часть жизни каждой хозяйки дома была очень важной. В 1807 году англичанин Томас Хоп написал книгу «Убранство жилого дома», которая стала своего рода библией для женщин из Англии, Франции России, Австрии, Швейцарии, особенно прославившейся белой вышивкой по белью. Белья должно было быть вдоволь — на все случаи жизни: рождение, крестины, свадьбы, на большие съезды гостей. Большинство русских дворян жили в своих имениях — это требовало особого рода покупки, хранения, накопления столового белья. До отмены крепостного права помещики держали «девичьи» — мастерские по кружевным и белошвейным работам, производству полотна. После отмены крепостного права дворяне, состоя тельные купцы и мещане обычно покупали льняное полотно в крупных магазинах известных фирм. Особое внимание уделялось цвету столового белья. По традиции, которая почти не нарушается и сегодня,-столовое белье для званых приемов всегда белого цвета и высокого качества. Обязательным было подкрахмаливание белья. Количество и качество белья долгое время было показателем положения семьи в обществе.

Узорчатые скатерти, полотенца — образцы традиционного русского ткачества.

Традиции и современность . В настоящее время существует большое разнообразие скатертей из самых разнообразных материалов разных цветов и оттенков. Но классическим материалом для них являются леи и хлопок. Лен — добротная, очень плотная ткань, которая, однако, легко мнется. Поэтому скатерти чаще делают из смешанных волокон льна с хлопком или льна синтетикой.

Льняные или хлопчатобумажные скатерти с блестящими выпуклыми узорами называются камчатными. В самых торжественных случаях стол накрывается белой камчатной или простой скатертью. Это классический вариант; помимо белой можно использовать скатерти светлых пастельных тонов.

Цветные скатерти или скатерти, украшенные цветным узором в тон столовой посуде, можно использовать для чайного стола или обеда в оригинальном стиле. На пеструю скатерть можно ставить только однотонную посуду. Помните, что выбор скатерти должен соответствовать поводу и цели застолья!

Светлые скатерти с узорами в тон посуде подходят к любому случаю. При выборе цвета следует учитывать и его воздействие на человека: красные и желтые тона приветливы, синие и зеленые — напротив, холодноваты, сдержанны.

Пестрые набивные ткани создают атмосферу радости в детский День рождения, затейливо вышитые — на праздники Рождества и Пасхи. Цветной скатертью накрываются и столы буфетного типа (шведский стол).

Клетчатая скатерть хорошо подходит для кофейного стола. Для простого обеда можно использовать скатерти ярких, насыщенных тонов — темно-синего, зеленого, красного. Для такой скатерти требуется особая сервировка и соответствующая посуда.

Большое значение имеет и размер скатерти. Лучше всего скатерть смотрится, если свисает с края стола на 15-25 см. Больше она может свисать лишь в том случае, если нужно спрятать ножки изношенного стола или козлы самодельного.

Если стол длинный и нужны две скатерти, то вторую кладут так, чтобы внешний стык не был виден от входа. Для круглого стола можно сделать скатерть-чехол, состоящую из основы по размеру стола и «юбки». «Юбку» выполняют из того же материала, что и основу, но присборивают или плиссируют ее или делают из материала другого цвета или фактуры. Необычно выглядят двойные скатерти гармонирующих или контрастных тонов.

Нижняя, основная, скатерть должна свешиваться с края стола на 25-30 см, а верхняя — прикрывать только поверхность стола. Так накрывают стол для небольшого количества приглашенных. Например, в качестве основной скатерти можно взять желтую, а сверху положить коричневую или синюю с желтым рисунком. Верхняя скатерть может также быть кружевной или прозрачной (тюлевой).

Под тонкую скатерть следует подстелить подкладку из одноцветной хлопчатобумажной фланели (мольтона). Чтобы подкладка лежала ровно, ее привязывают к ножке стола специальными лентами.

Углы скатерти должны закрывать ножки стола, а по бокам края следует опустить не выше 25 см, но и не ниже сидений стульев. Под скатерть можно положить плотную бумагу (или обтянуть столешницу грубошерстным материалом), тогда она ляжет ровнее, стук тарелок будет тише.

Если нет новой скатерти, а старая выглядит совсем непразднично, рекомендуется купить в магазине обыкновенный тюль, на метр больше длины и накрыть им стол.

В некоторых случаях столовые скатерти можно заменить сетами. Сет — это небольшая скатерть или деревянная, пластмассовая подставка для посуды. Его размер не должен быть меньше 30×40 см, чтобы для посуды (тарелки, бокала и прибора) было достаточно места. Наиболее практичны и удобны сеты прямоугольной и овальной формы. Можно комбинировать сеты: на середину стола положить сет вытянутой формы («дорожку»), а под каждую тарелку — квадратный сет с тем же рисунком.

С использованием сетов появляется больше возможностей для красочного оформления стола. Любой сет можно эффектно украсить аппликацией, масляными красками или краской с блестками. Самодельные сеты с аппликациями из цветной бумаги понравятся детям. Очень благородно будет выглядеть полосатый сет с гармонирующим с ним сервизом. Двухцветный сет с однотонной посудой сделает яркой любую трапезу.

Со скатертью должны гармонировать по цвету и материалу приборные салфетки — то есть те, которые прилагаются к каждому прибору.

Салфетки того же цвета, что и скатерть, будут выглядеть лучше, если их материал будет чуть тоньше материала скатерти. Если салфетки слегка отличаются по оттенку от скатерти, материал может быть тем же самым.

Приборные салфетки обычно делают из различных тканей (обычно их крахмалят). Они бывают разной величины: для завтрака размером примерно 32×32 см, столовые от 40×40 см до 60×60 см. Салфетки сервируют разными способами.

Все многообразие столового белья не ограничивается скатертями и салфетками. Сервировку стола можно разнообразить небольшими деталями из тканей, которые придадут особый колорит накрытым столам. Это: колпаки для чайников и кофейников («грелки»), коробочки для яиц (служат для сохранения яиц к завтраку теплыми), вставки в хлебную корзинку и другие.

Скатерти и салфетки должны сочетаться с посудой, особенно это касается ярких оттенков

Правила цветовой гармонии.

Универсальных подсказок здесь не существует — цвет столового белья в первую очередь Должен сочетаться с обстановкой. Пытаясь достичь при этом эти сочетания хорошо смотрятся в интерьерах, ориентированных
на природную эстетику или обыгрывающих деревенскую
тематику. Зеленый прекрасно гармонирует и с яркими цветам
теплых тонов — оранжевым, желтым, красным. Кстати, именно
такая цветовая гамма соответствует национальным орнаментам
многих культур: красно-зелено-оранжевые ацтекские рисунки,
зелено-желто-красный «светофор» Африки, оранжево-зеленая
палитра Индии.

Если вы отдаете предпочтение классическому направлению, лучше использовать скатерти светлой гаммы. Хрустящее накрахмаленное столовое белье — непременный атрибут торжественного банкета. Белый цвет прекрасно сочетается со всеми другими. Если одна из двух скатертей белоснежная, то вторая может быть любой — при этом появляется оттенок классической строгости. Сегодня белый цвет можно и «подкрашивать» -с ним успешно соперничают слоновая кость, светло-кремовый, шампань, оттенки бежевого и светло-желтого. Распространенный прием — сочетать светлые тона с темно-бордовым. Это создает очень респектабельную атмосферу. Величественный бордовый превосходно смотрится в паре с золотистым цветом, живописно — с изумрудно-зеленым, оригинально — с оттенками желтого.

О желтом поговорим подробнее. Им нельзя очень увлекаться. Ученые говорят, что у людей, помещенных в комнату, где стены, пол и потолок окрашены в желтый цвет, появляются симптомы морской болезни — головокружение, тошнота. В малых дозах этот цвет вызывает весьма приятные ассоциации — напоминает солнечный свет, делает обстановку более теплой.

Желтые пятна скатертей будут весьма уместны и среди деревянных стен, и в помещении с авангардным интерьером. Они поднимут настроение и создадут атмосферу праздника.

Важно найти правильное соотношение между тканью, будущим изделием, денежными ресурсами, интерьером и своими умениями обработки ткани. В настоящее время существует большое разнообразие материалов разных цветов и оттенков. Важно понять, какая именно ткань нужна (хлопок, лен, полиэстер или смесовая). Ведь именно состав ткани определяет то, как она себя ведет в работе. Например, хлопок при стирке дает определенную усадку, но зато выдерживает кипячение, чего нельзя сказать об искусственных материалах. А вот полиэстер и некоторые смесовые ткани весьма неприхотливы в стирке. Цикл эксплуатации столового белья из хлопка — в среднем от 3 месяцев До года, из смесовых тканей — от 6 месяцев до 3-4 лет (в зависимости от количества стирок).

При выборе ткани для столового белья важны практический опыт, знания и чутье. Кроме зрительного восприятия той или иной ткани большое значение имеет ощущение ее пластических Качеств:

  • мягкости;
  • упругости;
  • плотности;
  • сминаемости.
  • Состав и фактура ткани, из которой сшито столовое белье, играют важную роль. Конечно, не бывает универсальных тканей, каждая имеет свои плюсы и минусы. И все же есть ряд критериев, учитывая которые можно гораздо легче сделать правильный выбор ткани:
  • а) усадка;
  • б) деформация (что зависит от ткани, уровня услуг прачечных и других факторов);
  • в) линька;
  • г) легкость в стирке и глажке.
  • Кстати заметим, что «отстирываемость» — понятие весьма относительное. Отстирать при соответствующем умении можно почти любую ткань, но не от всех жировых пятен. Дело в том, что некоторые пищевые кислоты и другие ингредиенты, попадая на ткань, изменяют химический состав ее красителя. И будь то хлопок или полиэстер, пятно все равно останется, какой бы замечательный стиральный порошок или другое моющее средство вы ни использовали.
  • По составу ткани можно разделить на две группы: теплые-«живые», и холодные-«мертвые». К теплым относятся натуральные: хлопок и лен. Причем хлопок считается 100 %-м, даже если в его состав входит до 20 % добавок (это могут быть вискоза, лавсан и др.). Холодными называются смесовые ткани: полиэстер, искусственный хлопок (вискоза) и др.
  • Самой популярной тканью на сегодня считается смесовая — полиэстер плюс вискоза и хлопчатобумажная ткань с добавками.
  • Хотя здесь, как и везде, существуют свои незыблемые традиции. Так, испокон веков лен считался самым дорогим, престижным и «ходовым» материалом.
  • Как уже было сказано, не существует универсальных материалов, каждый имеет свои преимущества и недостатки. Остановимся на этом подробнее.
  • Лен — это классика, живая ткань, он престижен, но его использование, тем не менее, несет в себе много минусов: эта ткань
  • трудно разглаживается, подвержена большой усадке, линьке (окраска льна — очень сложный процесс, возможный только в промышленных условиях, причем даже правильно и профессионально окрашенный, он обладает весьма низкой сохранностью цвета), после 5-6 стирок «теряет вид» и поэтому считается недолговечной.
  • Хлопок можно назвать самой «эстетически правильной» тканью: он хорошо впитывает. Салфетка из 100 %-го хлопка никогда не размажет помаду по лицу. Столовое белье из этой ткани легко гладится, при необходимости его можно стирать при температуре до 90°С. Хлопок с добавками меньше мнется и деформируется. Срок его службы выше, чем у льна, и в зависимости от частоты эксплуатации колеблется от трех месяцев до полутора лет. Скатерть из хлопка смотрится богато и эффектно.
  • К минусам этой ткани можно отнести усадку, которой, кстати, можно частично избежать, использовав изделие из хлопка со специальной «малоусадочной» пропиткой.
  • На скатертях длиной до 2 м усадка незаметна, а вот на изделиях большего размера из 100 %-го хлопка она достигает 10 % (если скатерть размером 3 м, она «потеряет» 15-20 см своей длины).
  • Смесовая ткань — оптимальный состав которой 50-70 % полиэстера на 50-30 % вискозы либо х/б соответственно. Изделия из смесовой ткани почти не садятся, практически не подвержены деформации. Смесовая ткань легка в стирке, хорошо отстирывается, срок ее службы значительно выше по сравнению с натуральными тканями. Имеет стойкую окраску (даже если скатерть полиняет, цвет останется насыщенным и ровным). Изделия из смесовой ткани маломнущиеся. Один из основных ее недостатков — «прогораемость». Если хлопчатобумажную скатерть искра прожигает за 30 секунд, то смесовую ткань – в два раза быстрее. Столовое белье из этой ткани невозможно прокипятить (оптимальный режим стирки — 40-80 °С), оно трепет периодической химчистки.
  • Бытует мнение: если ткань немнущаяся, ее не нужно гладить. Эта точка зрения ошибочна — скатерти гладят не только ради придания им должного вида, но и ради дезинфекции и нейтрализации стирального порошка и прочих химических средств которые могут (особенно в летний жаркий день) вызвать аллергическую реакцию.
  • Еще один нюанс, на который стоит обратить внимание при выборе столового белья: ткани должны быть ровной плотности. Для скатертей обычно используются более тяжелые ткани (большей плотности), чем для наперонов, которые требуют частой стирки (стирка тонкого наперона легче и обходится дешевле). Плотность ткани из хлопка для столового белья должна быть не ниже 170 г/кв. м, иначе срок службы изделия резко снижается.
  • Оптимальный вариант для хлопчатобумажных тканей -| 190-300 г/кв. м, при большей плотности изделие выглядит грубо, «топорщится». Лен по своей структуре — ткань грубая и тяжелая, поэтому оптимальная плотность для столового белья из льна — 200-250 г/кв. м.
  • Рекомендации тем, кто хочет обновить столовое белье
  • Первое — цвет и рисунок. Если вы начинаете с нуля, то выбрать можно любую ткань — главное,

чтобы она вам понравилась и хорошо вписалась в общий интерьер. Если же требуется лишь частичная замена столового белья, то ткань надо подбирать по тону, цвету и рисунку, чтобы скатерть не смотрелась «ни к селу, ни к городу».

  • Второе — качество или фактура ткани (ее плотность). При полной замене старого белья нужно в первую очередь определить, каким вам хотелось бы видеть новый облик дома — «тяжелым» или «легким». Если же вы добавляете новые скатерти к уже имеющимся, необходим тщательный подбор ткани не только по цвету и рисунку, но и по фактуре.
  • Третье — дизайн скатертей, то есть их форма, размер, припуск. Обязательно представьте, как скатерти будут смотреться в интерьере дома. При этом их форма должна зависеть от формы столов (круглые, квадратные или прямоугольные), а размер следует определить заранее. Припуск обычно зависит от вашего желания. Маленький припуск сэкономит часть денег, зато большой будет смотреться богато и придаст столу торжественность.
  • Четвертое — важно понять, какая именно ткань вам нужна (хлопок, лен, полиэстер или смесовая). Ведь именно состав ткани определяет то, как она себя ведет в работе. Например, хлопок при стирке дает определенную усадку, но зато выдерживает кипячение, чего нельзя сказать об искусственных материалах.
  • А вот полиэстер и некоторые смесовые ткани весьма неприхотливы в стирке, что очень удобно для кухни. Неплохо поинтересоваться и сроком службы тканей. Например, цикл эксплуатации столового белья из хлопка — в среднем от 3 месяцев до года,
  • из смесовых тканей — от 6 месяцев до 3-4 лет (в зависимости от количества стирок).
  • Если все предыдущие условия учтены, нужно четко опреде-1 литься с количеством материала для скатерти. При покупке важно учитывать и вероятность повторной «докупки», если вам по каким-либо причинам не хватит ткани или отделки. Поэтому нужно заранее уточнить, есть ли необходимое количество тканей и ниток нужных расцветок, и фактур.
  • Сколько потратить на «одежку» стола — каждый решает caмостоятельно. На чем можно сэкономить, а на чем не стоит, может посоветовать опытный специалист или консультант, который, вероятнее всего, поможет найти компромисс в трудном вопросе соотношения цены и качества материалов
  1. Выбор и обоснование проекта

На уроках технологии учитель предложил нам изготовить любое изделие с применением вышивки. Нам были представлены образцы вышитых изделий. Образец изделия с вышивкой крестом всем понравился, но мы сомневались в наших возможностях. Технология с виду проста, хотя требует внимания и аккуратности в работе. Сомнения рассеялись, когда учитель познакомил нас с конструкцией и технологией изготовления этого изделия. Имея техническую документацию, материалы и инструменты, можно осуществить задуманное.

Мои родители купили обеденный столик. Я решила, что вышитые салфетки на этом столе будет прекрасное дополнение в интерьер нашей кухни. Материал можно найти в домашнем хозяйстве. Я попросила у мамы ткани, а мулине у нас дома очень много, потому что рукоделием занималась наша бабушка.

Прежде чем приступить к вышивке салфеток , я исследовала потребительский рынок. Мне было интересно, по какой цене, качеству и дизайну предлагают это изделие на рынке (см. схему 1)*.

Исследовав потребительский рынок, пришел к выводу, что данное изделие буду делать сам. Оно должно отвечать следующим требованиям: дополнять интерьер кухни так, чтобы всё сочеталось в одном стиле. У нас дома много вышивок. Изделие, с одной стороны, должно быть простым, с другой — отличаться оригинальностью . Желательны минимальные экономические затраты на приобретение материала и ниток для отделки.

Итак, моя цель – вышить салфетки, которые должны отвечать вышеперечисленным требованиям.

  1. Альтернативные варианты проекта

Приступая к проектированию изделия, необходимо представить ряд вариантов подобного изделия, чтобы выявить ряд существенных преимуществ и недостатков. При выборе конструкции и технологии изготовления этого изделия я определил параметры, которые следует учесть при вышивке салфеток.

Назначение: использовать как украшение, дополняющее интерьер кухни.

Надёжность: зависит от качества подобранного материала.

Лёгкость и простота изготовления: достигаются путём применения простых швов вышивки, с которыми знаком любой школьник, приобретая навыки практической работы с иглой.

габариты изделия: необходимо использовать салфетки стандартных размеров.

Компактность изделия, пропорции и объёмные цветовые элементы отличают его от изделий промышленного производства. Хотелось бы, чтобы нас окружали предметы естественного происхождения, которые не вредят нашему здоровью.

После выбора оптимального варианта необходима разработка технической документации.

  1. Выбор материалов, инструмента и оборудования.

В качестве материалов используются ткани (канва) и нитки. Для вышивания подойдут однотонные хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и смешанные ткани. Лучшие нитки для вышивания – мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность, разнообразие цветов и оттенков. Кроме того, в современной вышивке используются ирис, бумажный, шелковый и шерстяной гарус, шерстяные и синтетические нитки. Подбирая нитки для работы, следует помнить, что они должны быть крепкими, равномерно окрашенными и устойчивыми к воде и свету.

К инструментам для вышивания относятся ножницы , иглы , пяльцы , наперсток , сантиметровая лента и карандаши . Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания. Самые тонкие иглы №1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы

№ 2 – 5 – для работы на льняных тканях. Толстые иглы № 6 – 12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным, с гладкими краями, чтобы при работе не перетиралась нитка, и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.

Пяльцы бывают круглой или прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец – держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.

Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами – для подрезания ниток и большие – для раскроя.

Исследуя различные материалы, применяемые в производстве подобного рода изделий, я нашла, на мой взгляд, оптимальное соотношение между стоимостью материала, и функциональными возможностями в результате эксплуатации (прочность, долговечность).

Для изготовления изделия я выбрала самый распространённый материал – сатин . Наряду с технологическими свойствами она имеет текстуру (природный рисунок), что способствует одновременно решению дизайнерской задачи.

Читайте также:  Схема шитья нитками мулине
Оцените статью