Презентация к проекту «Рисование по ткани в технике батик»
проект по технологии (8 класс) на тему
Презентация к проекту «Рисование по ткани в технике батик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malyonkina.ppt | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ « РИСОВАНИЕ ПО ТКАНИ В ТЕХНИКЕ БАТИК » Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 поселка имени Карла Либкнехта» Курчатовского района Курской области Выполнила: Малёнкина Елизавета, 7Б класс Руководитель: Мартынова Юлия Викторовна
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Познакомиться с техникой батика, с видами, инструментами для батика; научиться выполнять роспись по ткани; развивать творческое воображение , воспитывать интерес к декоративному искусству. Оборудование : Образцы изделий. Краски и кисти. Альбом. Баночка для воды. Ткань. Контуры. Резервирующий состав. Рамка.
Батик — технология окрашивания ткани. Слово « batik » в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» — хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля. Восковая масса – специальный резервирующий состав, главным компонентом которого является пчелиный или искусственный воск. Восковую массу используется только для горячего батика. Резерв — состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи. Стеклянная трубочка- инструмент для нанесения резерва при росписи в технике холодного батика.
ЧТО ТАКОЕ БАТИК ? Это технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, — нанесение специального состава , не пропускающего краску на те места ткани, которые должны оставаться не закрепленными и образовать узор.
КОМПОЗИЦИЯ И ЦВЕТ Работа начинается с подбора материала, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции
КРАСКИ По способу разведения ( спиртовые, водяные) Не имеет запах , чистый цвет, высокая цветоустойчивость По способу закрепления (с помощью утюга, пара) Краска жидкая, сухая
КИСТИ И ТКАНИ Кисть – важный рабочий инструмент , от которого зависит качества работы. По форме – круглая , плоская, веерная. Материал из куньего, беличьего , колонкового меха. Ткань должна быть из натуральных волокон Х/б, шелк.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: Воск – применяется в качестве резервирующего вещества. Рамки Стеклянная трубочка Для нанесения на ткань резервирующего состава Фен для ускорения процесса высыхания Шаблон – четкий рисунок Кнопки
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ: Закрепить ткань с помощью кнопок на рамке сначала по углам, а затем посередине Чем больше количество кнопок , тем ровнее ляжет материал. Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом.
ГОРЯЧИЙ БАТИК Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наносится на ткань при помощи кисти из щетины Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск. Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания. Просушить ткань. После остывания воска работу снова окрасить в цвет.
ХОЛОДНЫЙ БАТИК Нарисовать шаблон Наносить рисунок на ткань С помощью спринцовки поместить в трубочку резерв Нанести резервный состав по контуру Просушить 40-50 мин. Приступить к расписи
УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочков. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась , тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.
ТЕХНИКА СВОБОДНОЙ РОСПИСИ Загрунтовать солевым раствором Начинается рисунок со светлых пятен Постепенно переходить на темные пятна Чтобы рисунок казался выразительным, нанести выборочно черный резерв или контур.
Презентация по технологии » Батик»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Творческий проект по технологии
на тему «Батик»
ученицы 6 класса
МОУ «Мартыновская школа»
Холматовой Азизы
БАТИК
(batik) — индонезийское слово (tik — на индонезийских языках означает «точка» или «капля», а ba — хлопчатобумажная ткань). Батик — это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. Основе искусства техники изготовления батика лежит принцип резервирования. Принцип резервирования заключается в том, что отдельные участки ткани покрывается специальным составом, который не пропускает краску. И затем при окрашивании ткани именно эти неокрашенные участки формируют узор.
Среди основных разновидностей батика выделяют «холодный батик», «горячий батик» и «узелковый батик». Главным их отличием друг от друга является тип резерва, но помимо этого, каждая из техник имеет ряд индивидуальных особенностей.
«Горячий» батик считается традиционным.
Может быть выполнен на хлопке или шелке. В «горячем» батике, как и в других видах батика, используется так называемый резерв. Резервом для «горячего» батика может быть парафин, воск, стеарин. Воск наносился на ткань заостренной бамбуковой палочкой-пером, а позднее — кистью или специальным инструментом — чантингом, который представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной ручке. Процесс начинается с нанесения на шелк или хлопчатобумажное полотно контуров будущего рисунка. Участки, которые нужно оставить неокрашенными, покрывают слоем расплавленного воска, после чего ткань расписывают. На следующей стадии полотно снова покрывают воском и окрашивают. При использовании техники горячего батика эта процедура повторяется не больше четырех раз, так как при более частом смешении красок ткань начинает терять качество и интенсивность цвета. Таким образом, ткань окрашивается последовательно в разные цвета. Затем лишнюю краску удаляют, а воск выпаривают утюгом.
«Холодный» батик, как правило, выполняется на шелковых тканях. Резервирующий состав может быть бесцветным, но может также иметь любую окраску. Для росписи в технике холодного батика используется резерв на основе парафина и бензинового растворителя. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий, графический характер. Резервирующий состав по контуру рисунка наносят на ткань с помощью стеклянной трубочки различного диаметра. В технике холодного батика, в отличие от горячего, используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани. Батик на шелке очень хорошо закрепляется при помощи запаривания. После чего его можно стирать и гладить, не боясь, что краска смоется или побледнеет.
Для выполнения узелкового батика самой удобной является тонкая хлопчатобумажная ткань, но также возможно использование вискозы или шелка. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный всем. Ткань перевязывают веревкой и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. Так же можно использовать прищепки и зажимы, или же завязывать ткань узелками. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы — пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний. Одним словом — это способ механического резервирования тканей.
СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ
Выполняется без использования резервных смесей. Рисунок на ткань при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва. Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора, красками с загусткой из резерва, печатными красками по тканям, масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют запарки, кроме росписи масляными красками. Однако такой вид батика можно и не запаривать, но в дальнейшем его нельзя подвергать стирке и необходимо охранять поверхность от попадания на нее капель воды.
Представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Композицию можно украсить, используя различные трафареты-лекала, а также подручный материал: растения, кружева, пуговицы, бусы и т.д.
РОСПИСЬ ПО СЫРОМУ
Необходимо уметь рисовать по сырой ткани. Замечательная техника батика даёт возможность создавать на шелке тонкие,мягкие переходы, делая рисунок воздушным и нежным. Происходит это благодаря плавному перетеканию красок из одной в другую.
Желательно сделать набросок перед тем, как приступить к росписи ткани, чтоб убедиться, что подобранные вами оттенки смотрятся гармонично.
Примечательно, что красители могут смешиваться прямо на ткани для батика, а получившиеся оттенки вас непременно удивят! Также можно попробовать работать кистями разной толщины. Рисовать следует слаженно и быстро, пока не высох шелк. Если зазеваться, то на полотне появятся подтёки и некрасивые резкие контуры. При росписи больших полотен мастера батика часто ищут себе помощника, который смачивает белый кусок ткани.
Техника батика роспись по сырому, или свободная роспись, может использоваться самостоятельно, однако чаще её применяют для закрашивания фона в холодном батике.
Проект-презентация на тему: «Батик» (9 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Творческий проект Батик Барабашиной Анастасии Ученицы 9 «Д» класса МБОУ гимназии №8 города Тихорецка учитель технологии Сарвилкина Нина Ивановна 2016год
Мои цели: 1. Совершенствование своих возможностей в области проектной деятельности. 2. Разработка и выполнение творческого проекта. 3. Оценка проделанной работы. Пояснительная записка: 1. Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта. 2. Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов. 3. Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идей. 4. Выбор технологии изготовления изделия. 5. Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления. 6. Разработка конструкторской документации, качество графики. 7. Описание изготовления изделия. 8. Описание окончательного варианта. 9. Эстетическая оценка выбранного варианта. 10. Экономическая и экологическая оценка готового изделия. 11. Реклама изделия.
Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта. Всю свою жизнь я занималась творчеством. Четырехлетнее занятие вокалом не прошло даром, я езжу по многочисленным конкурсам, получаю награды. Однажды мне предстояло пройти еще один конкурс. Около месяца я выбирала песню и думала, чем поразить зрителей и жюри. Я подобрала чудесную песню «Сказочная Жар-птица». И у меня возникла идея, ведь можно не только украсить меня и мой голос, но и сцену. Но как? Может нарисовать рисунок, но это было бы эпично, но ведь можно рисовать не просто на бумаге, а на ткани, тем более на уроках технологии с моей замечательной учительницей мы проходили разные виды батика.
Актуальность выбранной мною темы определяется тем, что – это интересная техника росписи тканей становится всё более и более популярной, несмотря на то, что это очень древнее искусство. Я убеждена, что ручная работа, в отличие от промышленного производства, всегда будет высоко цениться. Батик отлично смотрится в интерьере. Широкие возможности, которые дают нам краски для росписи ткани, ничуть не уступают традиционной живописи масляными красками. Этот вид рукоделия набирает обороты с каждым днем, об этом можно судить по все новым и новым блогам и сайтам о батике, где начинающие рукодельницы выставляют на суд свои работы и делятся советами. Так что вопрос об актуальности батика в наши дни — даже не обсуждается!
Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. В России батик появился в 20-е годы. Русские художники не опирались на какую-либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30-е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.
Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов. Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием специальных составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв . Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.
Горячий батик В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Холодный батик Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой , и жидкий . Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках , которые оснащены удлинённым носиком. Как правило, холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» . Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью.
Свободная роспись Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Узелковый В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода. А так этот вид батика выполняется в разной технике.
Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идей. У меня были разные идеи: начиная от разных видов батика и заканчивая разными видами вышивки. 1. Вышивка крестом 2. Вышивка гладью 3. Батик
Выбор технологии изготовления изделия. Батик бывает разный: холодный, горячий, узелковый и свободный. В моем случае мне больше подходит холодный и горячий батик. Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. . Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Итак, из этих двух вариантов я выбрала холодный батик. Мне он больше нравится, чем горячий.
Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления. Итак, мое будущее изделие должно быть не слишком дорогое и должно быть изготовлено из чистых материалов, ибо чем дышит наше человечество очень важно. И я постараюсь выдержать все свои критерии. В результате подсчета себестоимости был сделан вывод: хотя стоимость картины высокая, но материалы могут быть использованы впоследствии при изготовлении другой картины в технике холодного батика.
Разработка конструкторской документации, качество графики. Мне понадобятся: Ткань Краски Контурный состав Деревянная рама Палитра и пипетки Стеклянные трубочки или пластмассовый флакон с пипеткой на конце Фен Кнопки Кисточки
Описание изготовления изделия. 1. Для начала я нарисовала рисунок, на обычной бумаге. 2. Было сложно туго закрепить очень большую ткань на деревянной рамке кнопками, но я справилась. 3. Дальше я наложила кальку на рисунок и обвела просвечивающиеся контуры чёрным фломастером. 4.Подложенный под тонкий шелк рисунок так хорошо просвечивает, что можно наносить контурный состав(резерв) без предварительного перевода контуров рисунка на ткань. 5.Флаконом золотого цвета с контурным составом я не торопясь выполнила все контурные линии. 6. Сначала я наносила светлые тона, затем темнее. Краски я смешивала с раствором соды 1:1. Получилась прекрасная работа!
Описание окончательного варианта. Прекрасная Жар-птица на белой ткани из чистого шёлка. Её тело играет с цветами, переходя от ярко-зеленого к желтому, а затем к ярко-красному. Ее сказочный хвост покрыт разными цветами, нежно переходящими друг в друга. Рядом с ней волшебный цветок с двумя бутонами и множеством листьев. Сказочная Жар-птица и прекрасный цветок покрыты золотым контуром. На эту работу невозможно наглядеться!
Я считаю, что такое изделие как у меня не купишь в магазине. Роспись по ткани выполнена аккуратно. Со зрительного зала смотрелась просто великолепно. Моя работа мне нравится и имеет довольно привлекательный вид. Я уложилась в свои расчеты. Изделие с экономической точки зрения не дорогое и конкурентно способное. Выполнено из экологически чистых материалов. Эстетическая оценка выбранного варианта. Экономическая и экологическая оценка готового изделия.
Реклама изделия. Мое изделие поразило зрителей и жюри. Конкурс прошёл на славу. Намеченные мною цели были выполнены. Моя работа так же участвовала в конкурсе « Молодые дарования Кубани», где заняла первое место. Теперь моя «Сказочная Жар-птица» радует меня дома, украшая мою стенку.