Использование пайеток в нетрадиционной технике аппликации как средство развития мелкой моторики и творческих способностей
Вера Аптекарева
Использование пайеток в нетрадиционной технике аппликации как средство развития мелкой моторики и творческих способностей
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №582
с углубленным изучением английского и финского языков»
Приморского района Санкт-Петербурга
Аптекарева Вера Гаримановна
2015 -2016уч. год
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
«Использование пайеток в нетрадиционной технике аппликации, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста».
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Хочется отметить, что современные дошкольники имеют качественно другой
эстетический опыт, во многом сформированный медиа средствами, культурно-эстетическими клише и предпочтениями ближайшего окружения (родителями, старшими братьями, сестрами). На мой взгляд, современным дошкольникам намного интереснее «открывать» мир искусства в ситуации экспериментирования и игры. Они успешнее и полнее воспринимают проявления красоты мира, эффективнее и результативнее осуществляют собственную деятельность на основе эмоционально окрашенной и личностно значимой информации и самостоятельно «открытых» способов действий в различных интеграционных связях. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью традиционных методов.
Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.
Недостаточный уровень речевой активности детей.
Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность, мой опыт работы показывает, что нетрадиционные техники аппликации больше заинтересовывают детей.
Выбирая нетрадиционную технику, я учитываю, чтобы они отвечали следующим
доступность детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
содержание изобразительно выразительных средств создания художественного
знакомство с новыми приемами работы;
развитие координации мелкой моторики ;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Работу с использованием нетрадиционных техник я начинаю со 2-й младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:
аппликация с использованием цветного песка; (рис № 1)
аппликация с использование пёрышек; (рис № 2)
аппликация с использованием заготовок, элементов квилинга; (рис № 3)
модульная аппликация из кругов. (рис № 4)
В среднейгруппе работы усложняются дополнительными элементами:
аппликация с использованием цветного песка; (рис № 5)
аппликация с использованием заготовленных деталей квилинга; (рис№6) (рис №6а)
аппликации с использованием бусин; (рис № 7 (рис№7а)
модульная аппликация из кругов;(рис № 8)
аппликация объёмная 3 D.(рис № 9 (рис№9а)
Из всех используемых в работе мною техник, мне хотелось бы обратить ваше внимание на вид аппликаций, которые мы с детьми называем «Волшебное превращение пайеток».
Цель моей работы познакомить детей с новым материалом для аппликации и сформировать умения создавать из мелких деталей (пайеток) заданное изображение, композицию с помощью шпажки.
Задачи творческой деятельности детей:
активизация словарного запаса;
развитие мелкой моторики кисти;
развитие психических процессов;
развитие и формирование зрительного восприятия творческих способностей;
развитие сенсорных способностей;
формирование у детей чувство формы, пропорций, композиции и эстетического восприятия;
воспитывать аккуратность при работе с материалами;
создание положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивно-художественной деятельности.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики. Достигнуть этого, можно лишь путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.
Интеграция образовательных областей достигается за счёт определения целей занятий, максимально учитывающих социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие. Основная задача, сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики по переходу от простого к более сложному.
Данная тема считается актуальной,потому что: нетрадиционная техника аппликации с использованием пайеток несёт в себе, наибольшее значение для развития мелкой моторики и творческих способностей детей. В практике работы, в современных дошкольных учреждениях реализация творческой деятельности детей, занимает незначительное место, по сравнению с другими видами нетрадиционной техники аппликации.
Новизна: Использование разных форм пайеток, для составления объёмных аппликаций (мозаики).
Используемые материалы
Для образовательной деятельности с детьми я использую: заготовленные фоны для нанесения пайеток, шпажка для перемещения пайетки на обозначенное место, клей канцелярский с роликом, пайетки разного размера, формы и цвета.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу систематической, используяследующие формы работы:
индивидуальная работа с детьми;
подгрупповая деятельность воспитателя с детьми.
Для ознакомления с нетрадиционными техниками аппликации необходимо создать условия, которые способствуют формированию навыков и умений по образовательной области «Художественного эстетического развития»» (аппликации) и развитию мелкой моторики у детей. При таком подходе сформируется не только интерес к изобразительной деятельности, но и ряд полезных мыслительных навыков, работы и решения возникающих задач.
Подготовительная деятельность при работе с пайетками
Беседа о правилах техники безопасности при работе с мелками деталями и шпажкой.
Обозначение темы занятия и демонстрация готового образца.
Обсуждение с детьми темы способов реализации в творческих работах.
Перед ознакомлением детей с новой техникой, я проводила пробные работы, подгрупповой и в индивидуальной деятельности, чтобы дети смогли сориентироваться и освоить новый элемент техники.Примеры: падает снег, морское дно, хаотичное наложение пайеток на фон. Только после того, как дети освоили начальные умения использования шпажки и свободного перемещения выбранной пайетки на обозначенное место, я стала усложнять выбранные работы с уже выраженным силуэтом.
На листе картона или заготовленного фона нанесите клей, слегка нажимая на него.
Небольшого количества клея будет достаточно для фиксации пайетки.
Если при нанесения клея ребёнок сильно нажал на клей и клея вышло много смокните лишний клей салфеткой, не размазывая, дайте высохнуть этому месту и повторно нанесите клей.
Возьмите шпажку, длина шпажки должна быть среднего размера,что бы ребёнку было удобно держать её в руках.
Прикоснитесь кончиком шпажки до клея, и затем преподнесите и дотроньтесь до выбранной вами пайетки и переместите её на выбранное вами место фиксации.
Таким способом перемещайте пайетки с периодичностью коснувшись кончиком шпажки до клея, что бы перемещать пайетки.
Рисунок выполняется от простого к сложному, сначала мелкие детали, затем крупные.
Дайте клею высохнуть, при высыхании клея пайетки фиксируются и не отваливаются.
Формировать умения оценивать свои работы и работы других детей. Побуждать положительно реагировать на результаты собственного труда.
Представляю вам наглядно результаты нашей совместной деятельности.
Работы на начало учебного года в младшей возрастной группе.
«Украсим платье кукле Маше» (рис. №1)
«Капитошка на зимней прогулке» (рис. №3)
Интегрированная работа объёмная аппликации и пайетки «Весенняя полянка» (рис№5)
«Подарок для царевны Несмеяны» (рис. №6)
Работы на начало учебного года в средней возрастной группе.
Дети в средней группе, в отличии от младшей группы, осваивали знакомство с новым видом техники, целенаправленно фиксируя пайетки в словесно указанном направлении.
«Украсим платье Золушке на бал» (рис. 7)
«Оформление орнамента» (рис№8)
«Открытка к празднику Пасха» (рис. №9)
Результаты внедрения методики работы с пайетками.
К концу учебного года дети освоили навык использования инструмента (шпажки, при нанесения пайеток на заданное изображение, могут выполнить усложнённую композицию, работу выполняют без помощи взрослого. Процесс творческой деятельности активизировал у детей концентрацию внимания, умение сосредотачиваться при работе с мелкими деталями, усидчивость. Благодаря яркости и разнообразию форм и цвета пайеток творческий процесс становится увлекательным и захватывающим, выполненная работа вызывает у детей положительный эмоциональный фон.
Работы к концу учебного года в младшей возрастной группе.
«Котёнок Гав на прогулке» (рис. №1)
«Божья коровка улети на небко» (рис. №2)
«Прогулка по Африке» (рис. №3)
«Василиса Прекрасная» (рис. №5)
Работы к концу учебного года средней группы.
К концу учебного года дети самостоятельно выполняют аппликацию в технике мозаика с усложнённой заданием: выбери цвет по заданной цифре (от 1 до 5). Для фрагмента рисунка без цифры дети самостоятельно выбирают цвет пайеток.
«Портрет кота Мурзика» (рис. 7)
«Весёлая обезьянка» (рис. 10)
Исследовательская работа «Волшебство из пайеток»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения
Исследовательская работа на тему:
Волшебство из пайеток
(научно-практическая конференция «Шаг в будущее»)
МАОУ СОШ №9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения
Мелехова Светлана Михайловна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения
Пайетки как декоративный материал
Инструменты и материалы
Основные приемы работы с пайетками
Организация рабочего места и правила техники безопасности
Каждый из нас часто сталкивается с проблемой: сделать кому-то подарок. Созданный собственными руками, он приобретает особую ценность. Вещи, изготовленные своими руками, приносят в нашу жизнь уют и теплоту, дарят радость творчества.
Позволит ли техника изготовления изделий из пайеток изготовить любой подарок от детской поделки до эксклюзивного сувенира.
Тему своего исследования «Волшебство из пайеток» я выбрала не случайно. Однажды мне подарили набор «Картина из пайеток». Меня очень заинтересовала работа в этой технике и захотелось самой создать по-настоящему красивое изделие.
Оказывается, декорирование пайетками — это одно из наиболее популярных и востребованных направлений современного творчества, ведь благодаря разнообразию их художественных возможностей любую вещь можно изменить до неузнаваемости, создавать изделия в единственном экземпляре. Исходя из принятого решения, я поставила перед собой цель и определила задачи.
Цель: расширить знания о технике выполнения изделий из пайеток и учиться применять данную технику.
изучить литературу по этому виду искусства, истории его возникновения;
подобрать необходимые материалы и инструменты;
освоить способы крепления пайеток;
развивать творческие способности и эстетический вкус.
наиболее удобная и простая техника при работе с пайетками — крепление на заготовку при помощи канцелярских булавок.
для изготовления различных сувениров необходимо владеть разными способами плетения и крепления пайеток;
Объект изучения: техника украшения пайетками
Предмет изучения: изделия из пайеток
изучение литературы и различных источников по теме ;
наблюдение, показ, образец;
Применяя технику работы с пайетками, можно изготовить уникальный подарок своими руками.
1. Пайетки как декоративный материал
«Пайетка» — слово французского происхождения, которое означает «золотая песчинка или блестка». По внешнему виду этот декоративный элемент напоминает конфетти, так как имеет похожие цветовую палитру, размеры, формы. Отличием же является наличие отверстия, которое позволяет удобно и легко крепить их к различным предметам женского гардероба и элементам интерьера для декоративной отделки, а так же материалом изготовления – пластиком. За время своего существования пайетки видоизменялись. Современные виды данного декоративного элемента невероятно разнообразны по размеру и форме: большие и маленькие, плотные и объемные, круглые, овальные и фигурные.
По цвету различают цветные, прозрачные, глянцевые, матовые, с металлическим блеском или радужным отливом. Так же существуют ткани, кружево и тесьма с пайетками. Нельзя не отметить наборы для детского творчества с пайетками, которые позволяют создавать картины из блесток посредством их приклеивания или прикалывания специальными булавками к основе из пенопласта согласно схеме.
Пайетки относятся к восточным украшениям. Их родина — Индия. Именно там первыми придумали расшивать блестками свой национальный костюм — сари. В России первое наличие пайеток отмечается в городском костюме женщин конца XIX начала XX веков, только изготовлялись они тогда из рыбьего клея, по этой причине их было нельзя мочить, поэтому такие платья чистились только вручную, считались богато украшенными. (Приложение2)
С учетом цикличности моды этот элемент декора никогда не терял своей актуальности. Украшению пайетками подвергались совершенно разные предметы гардероба: одежда, обувь, аксессуары и предметы интерьера.
Пайетки длительное время использовались только для украшения вечерних или сценических костюмов и аксессуаров к ним. В начале 60-х годов XX века они пришли в повседневный женский гардероб вместе с появлением стиля хиппи, перенявшим восточный стиль в одежде. Однако, пик популярности пайеток пришелся на 80-е годы XX века, так называемую эпоху «диско». (Приложение 3)
В новых тенденциях декорирования интерьера пайетки занимают одну из лидирующих позиций, их активно применяют для оформления квартиры, витрин магазинов, интерьеров кафе, ресторанов. Это позволяет придать обстановке сияние, роскошь и эксклюзивность. (Приложение4)
В последнее время стал очень популярен «Hand-Made» — это украшение одежды, аксессуаров, предметов интерьера своими руками. Пайетки сейчас повсюду: на шапках, на футболках в виде веселых принтов, на вечерних платьях, которые переливаясь, выглядят очень элегантно. (Приложение5)
Техника работы с пайетками не только выполняет декоративную функцию, но и несёт в себе определённый блок задач:
Развитие математических представлений:
упражняет в порядковом и количественном счёте;
закрепляет знание направлений: вверху, внизу, слева, справа;
развивает цветовое восприятие, понятие о холодных и тёплых тонах;
учит гармонично подбирать цвета.
развивает абстрактное мышление;
учит плоскостному и объемному моделированию;
учит владеть иглой, булавками;
учит работе с трафаретом.
развивает мелкую моторику, глазомер, координацию движений под контролем глаз.
воспитывает усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
знакомит с новым видом художественной деятельности;
прививает умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности.
В этой технике выполняют картины, аппликации, объёмные сувениры, которые могут украсить современный жилой интерьер, очень популярно украшение одежды и аксессуаров.
Вывод : техника работы с пайетками доступна и интересна людям различных возрастов. Она развивает фантазию и художественный вкус, позволяет создавать уникальные изделия.
2. Инструменты и материалы
Для работы в технике мозаики из пайеток достаточно иметь следующие материалы
1) плотная основа (пеноплекс, пенопласт, фигурные заготовки из пенопласта);
2) пайетки (шестигранные, круглые, фигурные)
5) эскиз, выполненный самостоятельно или готовая иллюстрация
3. Основные приемы работы с пайетками
Проанализировав сведения об изделиях, изготовленных из пайеток, я выяснила, что для изготовления декоративной работы подходят следующие техники:
мозаика из пайеток при помощи гвоздиков-булавок или клея;
плетение из пайеток;
Мозаика из пайеток закрепляется тонкими гвоздиками через центральное отверстие. Этот способ крепления пайеток очень удобен и прост, подойдет для блесток с небольшим отверстием, которое немного меньше диаметра шляпки гвоздика.
В технике приклеивания лучше использовать блестки в форме вогнутой чашечки и приклеивать их изнаночной стороной наружу, это необходимо для того, чтобы через отверстие не выступал клей. При выполнении работ на объемных предметах целесообразнее применять «клей-пистолет» или «Titan», которые отлично приклеивают, не растекаются и не имеют цвета.
Техника плетения из пайеток позволяет изготавливать разнообразные объемные цветы, необычные букеты, а также сувениры и украшения. Для овладения данной техникой достаточно освоить четыре основных приема плетения из пайеток: плоская полоса, полоса с бисерным швом, выпуклая полоса и способ плетения петельками.
Техника вышивки пайетками очень разнообразна. Вышивать пайетками нужно тонкой бисерной иглой. Нити для вышивания должны быть очень крепкими и совпадать по цвету с тканью или пайетками. Вышивание – занятие кропотливое, требующее немалой выдержки. Чешуйки должны лежать ровно, одна к одной, иначе изделие будет выглядеть
неопрятно. С вышивкой пайетками можно применять и красивый бисер. Существуют различные виды швов с пайетками: фиксация бисером, шов «Назад иголку», непрерывный шов, шов «Рыбья чешуя». Для создания объемной вышивки пайетки можно переслаивать бисеринками, накладывать выпуклой стороной друг к другу.
4. Последовательность работы
Подготовить эскиз изделия, пайетки разных цветов, гвоздики в необходимом количестве. Выбрать цвет пайетки в соответствии с цветовым эскизом изделия. На гвоздик-пин надеть пайетку и аккуратно приколоть на указанное место. Для удобства и простоты работы не смешивать между собой пайетки различных цветов. Начинать прикалывать пайетки с края изделия и постепенно продвигаться к центру. Если обнаружена ошибка, просто вытащить гвоздик, заменить цвет пайетки и приколоть правильно. В результате получается очень красивое и эффектное изделие. (Приложение6)
5. Эколого-экономическое обоснование
Моё изделие выполнено из экологически чистых материалов, не содержащих вредных для детского организма химических веществ. Сам процесс изготовления изделий при правильной организации рабочего места и соблюдении санитарно-гигиенических требований тоже не влияет на здоровье. Оставшиеся пайетки и гвоздики в ходе работы я собирала в отдельные коробочки, так как они мне ещё могут пригодиться в дальнейшем.
6. Организация рабочего места и правила техники безопасности
Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования :
рабочее место не должно быть загромождено;
удобно, когда инструменты и приспособления располагаются по левую руку от работающего, а материалы—по правую, (для левши);
необходимо соблюдать правила посадки при работе за рабочим столом:
Правила техники безопасности
Рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь свое место;
хранить гвоздики-пины только в коробочке, не брать в рот;
нельзя вкалывать иглу, гвоздики-пины в одежду – это опасно.
аккуратно обращаться с материалами и инструментами;
нить, леску и проволоку обрезать только ножницами;
для защиты пальцев использовать наперсток;
ножницы класть только с сомкнутыми лезвиями;
ножницы передавать только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;
через каждые полчаса работы нужно 15 минут отдохнуть (для защиты зрения).
7. Практическая работа
Изучив технику работы с пайетками, я приготовила все необходимое.
Сначала это были пробные работы, освоение техники мозаики из пайеток. Я выполнила картину «Попугай». Это набор для творчества, в котором есть все необходимое и готовая схема крепления пайеток. После того, как я освоила основные приёмы работы, то смогла выполнить еще несколько изделий. (Приложение 7). В процессе работы поняла, что изделия, выполненные по самостоятельно составленному эскизу гораздо интереснее.
Так же решила проверить, можно ли выполнить работу на бархатной бумаге и планшете из куска пенопласта. Необходимо было самой перенести рисунок на бархатную бумагу, которая прикреплена на пенопласт, наложить на рисунок пайетки и наживить их гвоздиками, в завершении все пайетки с гвоздиками нужно достать. В результате на бархатной бумаге обозначился точечный рисунок-эскиз. Затем убрать эскиз, надежно прикрепить гвоздиками все пайетки на фон. Это трудоемкий, но интересный процесс.
Кроме того, я решила проверить насколько удобна техника приклеивания пайеток. Получилось не очень хорошо, так как на основании могут остаться потеки и следы от клея.
Я провела анкетировние среди одноклассников. Был задан вопрос, знают ли они, что такое пайетки? Оказалось, что девочки все знают, что такое пайетки, а мальчики — только 54 % опрощенных знают об этом материале. У 90% девочек есть вещи с пайетками, а мальчики — только у 30% обращали внимание на вещи с пайетками. 40% опрошенных девочек сами пробовали работать с пайетками, и только 0,07% мальчиков пробовали работать с этим материалом. Я сделала вывод, что изделия с пайетками больше интересуют девочек, чем мальчиков.
Изучив литературу по данной теме, я узнала историю использования пайеток. Выяснила, что этот вид искусства положительно влияет на развитие человека: воспитывает эстетически и даже развивает умственные способности, мелкую моторику.
В настоящее время украшение пайетками пользуется необычайной популярностью. Изображениями в этой технике можно украшать одежду, пояса, сумки, аксессуары для мобильных телефонов, а также интересные сувениры. Такие стильные вещицы могут стать оригинальными подарками, которые обязательно будут оценены по достоинству родными и друзьями. Цель работы достигнута. Познакомившись с техникой мозаики пайетками, удалось создать свои работы. (Приложение 7)
Гипотеза подтвердилась: можно выполнять сувениры и поделки, используя разные техники работы с пайетками. Настоящую сверкающую картину можно создать даже на куске простого пенопласта. Для начинающих я бы посоветовала использовать готовые наборы для творчества.
Мне пришлось немало потрудиться, но успех стоит потраченных сил и времени. Творите и получайте от этого радость!
Занятия воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивают абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику, координацию движения рук, воображение. Техника украшения пайетками будет интересна всем, кто обладает неутомимой фантазией и стремится создавать красоту своими руками.
IV. Библиографический список:
Башкуева, М.Д.Украшение стразами. Макияж, маникюр, стильный декор одежды, аксессуаров и предметов интерьера. – М.: РИПОЛ классик, 2012. – 192 с.
Горянова, О.В. Стразы, пайетки, стеклярус: модный декор одежды/ О.В. Горянова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 285 с.
Дональд , А . Дизайн привычных вещей = The Design of Everyday Things. — М .: Вильямс , 2014. — С . 384.
Каянович, Л.Л. Декорируем ткань шаг за шагом. – Харьков.: Клуб Семейного Досуга, 2006.
Лакшми Бхаскаран Дизайн и время. — СПб.: Арт-родник, 2016.
Леви С. Вышивка бисером и блестками. Новые техники и узоры/ Пер. с англ. В.Ф. Дюбиной. – М.: Мир книги, 2011. – 112 с.
Лущик Л . Стиль Hand made. Обновляем и делаем одежду модной. – М.: Эксмо, 2014. – 64 с.