Ты сам мастер батик презентация

Искусство «Батик»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему

Скачать:

Вложение Размер
batik.pptx 1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Искусство Батика Выполнила: Суслова Надежда Васильевна Учитель изобразительного искусства МОУ « Визимьярская средняя общеобразовательная школа»

История и традиции Батик — это обобщенное название разнообразных способов художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип резервирования, то есть покрытия не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовывать узор. Этот способ росписи по ткани с давних времен использовался в древних цивилизациях Шумера, Перу, Японии, Шри-Ланки, в Африке и Индокитае. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии. В переводе с яванского «батик» означает «рисование горячим воском». Традиционное искусство яванского батика — это не просто роспись по ткани, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега. Батики до сих пор используются населением Индонезии для повседневной и праздничной одежды.

Родиной незаменимой ткани для росписи – шелк, считается Китай. По легенде, первой открыла шелковую нить Си-Лин , жена императора Хуан-ди . Она случайно обронила кокон тутового шелкопряда в горячую воду и обнаружила, что от размягченного кокона отделились тончайшие нити. Длительное время секреты получения шелка, его окраски растительными красителями и изготовления ткани хранились в Китае в строжайшей тайне. О значимости шелка в культуре китайцев может свидетельствовать тот факт, что шелковица в Китае – священное дерево, символ плодородия.

Основные приемы росписи тканей Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.

Для нанесения рисунка на ткань издавна использовали растопленный воск. Его в виде точек и линий наносили на поверхность ткани с помощью чантинга — небольшой металлической емкости с носиком. У некоторых чан-тингов было два или четыре носика, что ускоряло процесс. Описанный способ сохранился до нашего времени под названием горячий батик.

Техника – горячий батик

Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром.

Техника – холодного батика

Узелковая техника считается самой древней техникой батика, и появилась она в Индокитае еще до VII века. Технология узелкового батика проста. Точно так же, как и в других методиках батика, ткань следует зарезервировать от попадания краски, но для этого используется не резервирующий состав, а различные веревки, нитки, жгуты. Ткань плотно обматывают в виде различных узелков, а затем опускают в краску (или наносят краску кистью). После процесса крашения места ткани, обмотанные нитками, остаются непрокрашенными , а рисунок на ткани, получаемый таким способом зависит от способов завязывания, обматывания, складывания и прошивания отдельных ее фрагментов.

Техника – узелковой росписи

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет индивидуальную неповторимость произведений каждого художника, свойственную ручному труду. Для росписи используются специальный грунт или соляной раствор, для ограничения растекаемости краски по ткани. Рисунок выполняют кистью. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с отделкой резервирующим составом.

Техника – свободной росписи

Ткань, опьяненная собой, Изнеженная лаской света, Она испытывает лето, Как бы не тронута зимой. О.Мандельштам

Презентация «Ручная роспись тканей.Батик»
презентация к уроку по технологии (7 класс)

Технология 7 класс.Презентация «Ручная роспись тканей.Батик»

История возникновения,виды батика.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_batik_moya.pptx 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ручная роспись тканей Батик Учитель Технологии Алексеева а. н. Технология 7 класс

Батик – искусство декоративной росписи ткани. Слово « batik » — индонезийское. Часть слова -ба- означает «точка» или «капля»; — tik – хлопчатобумажная ткань. « Ambatik » – означает «покрывать каплями ткань», т.е. рисовать на ней.

Искусство батик развивали с глубокой древности индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява. Ручная роспись ткани стала известна в Европе в XX веке. Особенностью батика является роспись с использованием резервирующих составов. Для неё используются такие ткани, как шёлк, хлопок, шерсть, иногда синтетика. Для каждого вида ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется закрепитель, называемый «резерв», в основу которого входят парафин, бензин или вода – все зависит от выбранной техники, ткани и красок.

Разновидности батика: Горячий батик Холодный батик Узелковый батик Свободная роспись Техника « Сибори » Техника « Бандан »

Горячий батик В качестве резерва используется воск, который наносится инструментом – чантингом . Воск используется в горячем ,расплавленном виде , поэтому батик называется горячим.В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершения работы воск с поверхности ткани удаляется .

Холодный батик В большинстве случаев этот способ используется для нанесения краски на шёлк, но возможно использование и других тканей . Резерв состоит из резинового клея , бензина , красителя и парафина . Резервы бывают цветными и бесцветными и наносятся либо трубочками с резервуаром, либо с помощью тюбиков с длинным носиком . Этот вид росписи более графичен ,его можно узнать по линиям от резерва –они служат границей ,удерживающей краску.

Узелковый батик Самая древняя техника( VII в),его родиной является Индокитай. Эта технология предполагает резервирование ткани от попадания на нее краски путём применения разнообразных верёвок , жгутов ,ниток. Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков , после этого опускается в краску или краска наносится на ткань кистью . После окончания процесса покраски те места , которые были обмотаны нитками , остаются неокрашенными . В результате на ткани получится изображение

Свободная роспись Натянутую на раму ткань , в зависимости от характера рисунка, пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают

Техника « Сибори » Так называемый складной батик . Результат достигается путём перевязывания и окрашивания , но более предсказуем ,так как ткань складывается определённым образом . Эта техника имеет японские корни.

Техника « Бандан » Техника узелкового батика(« Бандан »)Один из его видов –техника « планги » -был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками ,крепко перевязывая нитью . Потом ткань окрашивали и удаляли нити , в результате образовывался узор из белых «Горохов».При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз , удаляя старые узелки и добавляя новые . С высушенной ткани убирали перевязочные нити ,но не гладили готовое изделие , благодаря чему долгое время сохранялся эффект « жатости »

Презентация мастер-класса «Батик»
презентация

Скачать:

Вложение Размер
batik_mk.pptx 1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Волшебный мир батика Мастер –класс с педагогами. Автор: Волкова Ольга Владимировна Воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» Г. Саратова

Здорово создавать что-то своими руками. Шитье и вязание, вышивка и создание цветов из ткани — прекрасные занятия. Совершенно новое и необычное — роспись по ткани или батик. Здесь не так много мастерства, а больше творчества. Прекрасные цветы, бабочки и птицы на тонкой ткани кажутся живыми. И создать эту волшебную красоту может каждый !

История появления батика. Существует красивая легенда о том, как появился батик. Давным-давно жил на свете один мастер. Он очень любил природу, и каждое утро выходил из дома, поднимался на вершину холма и смотрел на раскинувшуюся под ногами тропическую долину. Так он сидел целый день и любовался диковинными цветами, яркими бабочками и переплетением лиан. А вечером возвращался домой.

Что такое батик? Batik – индонезийское слово. Tik означает «точка» или «капля», ba – ткань. Ambatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют ткань, расписанную вручную Виды батика: узелковый батик холодный батик горячий батик свободную роспись роспись с помощью аэрографа

Ткань для батика Ткань лучше выбрать натуральную. По составу – шелк, хлопок, тонкая шерсть, лен. Начинать проще всего на хлопке. Удобно учиться и затрат минимум. Хлопок послужит для панно, картин. А вот для одежды, особенно после воска – в горячем батике – не подойдет. Для «тренировки» можно брать лоскуты от бывших простыней, рубашек. Плюс в том, что они многократно стираны, а значит, легко будут впитывать краску, но и минус – на старой ткани краски заметно блекнут. Недостаток синтетических тканей в том, что они недостаточно хорошо впитывают воду, краска может плохо растекаться. При выборе ткани можно сделать следующее — на постиранную ткань капнуть воды или краски. Если капля лежит на поверхности и не растекается, то для росписи такая ткань не подойдет. Если краска наносится легко, можно работать. Но стоит учесть, что при высоких температурах (при фиксации краски утюгом или в духовке) синтетика имеет свойство плавиться. Шелк – самый лучший вариант. Для изготовления предметов одежды и аксессуаров – идеален. Цена выше, зато работать с шелком интереснее, появляется больше возможностей.

Холодный батик В технике холодного батика используют краски на основе анилина . При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы.

В качестве резерва в горячем батике используется ; воск . Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого « чантингом ». Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Горячий батик

Свободный батик Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной обводкой и отделкой резервирующим составом.

Роспись с помощью аэрографа Аэрография представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа, при этом можно использовать разнообразные красители. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром.

Техника узелкового батика чрезвычайно результативна тем , что можно от души поупражняться в цветовой окраске, в композиции узоров, показать свои способности художника по росписи ткани. Например, узор в виде круга можно назвать солнышко . Вот как он выполняется. Возьмём светлую белую ткань. Камешек , горошину, пуговицу, подложим под ткань, плотно обвяжем снизу нитками и завяжем узелок. Ещё в двух местах перевяжем ткань и окрасим. Окрашивают ткань последовательно (соблюдая аккуратность) в несколько цветов: с одной завязкой её опускают в красную краску, с другой в оранжевую, концы ткани в жёлтую Для этого участки ткани с шариками погружают в раствор красителя, а остальную часть ткани придерживают палочками (или прищепками).Чтобы получить более мягкие живописные переходы от цвета к цвету, перед окрашиванием ткань нужно хорошо смочить и отжать. Закончив работу – развяжите все завязки и любуемся, что получилось. Каждый раз результат будет иной, непохожий на предыдущий. Это разнообразие нравится всем. Пока изделия влажное, прогладьте утюгом – краска будет дольше держаться . Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ .

Техника безопасности: Накрывать стол плёнкой, салфеткой; Не ставить краски на край стола; Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.

Презентация «Искусство Батик»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Батик- технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» — хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля.

Батик — batik — индонезийское слово.

Часть слова — tik — на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»;

— ba — хлопчатобумажная ткань.

Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань.

Батик — технология окрашивания и украшения ткани.

1. Техника горячего батика

2. Техника холодного батика

3. Техника узелкового батика

4. Техника набивного батика

5. Техника монотипии по ткани

6. Техника свободной росписи

7. Техника травления с использованием

Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции

Композиция и цвет

По способу разведения ( спиртовые, водяные)

Не имеет запах , чистый цвет, высокая цветоустойчивость

По способу закрепления (с помощью утюга, пара)

Краска жидкая, сухая

Кисть – важный рабочий инструмент , от которого зависит качества работы.

По форме – круглая , плоская, веерная.

Материал из куньего, беличьего , колонкового меха.

Ткань должна быть из натуральных волокон Х/б, шелк.

Воск – применяется в качестве резервирующего вещества.

Раздвижные рамы и подрамники

Для нанесения на ткань резервирующего состава

Фен для ускорения процесса высыхания

Шаблон- четкий рисунок

Булавки для шелка

  • Закрепить ткань с помощью кнопок сначала по углам, а затем посередине
  • Чем больше количество кнопок , тем ровнее ляжет материал.
  • Расстелить ткань и положить подрамник
  • Выровнять контуры ткани, загнуть одну сторону и закрепить .

Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом.

Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины

  • Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины
  • Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск.
  • Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания.
  • Просушить ткань.
  • После остывания воска работу снова окрасить в цвет.

Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок — белый на цветном фоне.

  • Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок — белый на цветном фоне.
  • Воск наносят на фон и внутренние линии мотива, а сам рисунок окрашивают.
    • Воск наносите крупными пятнами неопределенной формы. Не стоит обводить сначала кистью все контуры мотива, так как при крашении эти полосы проявятся.
  • Самый сложный способ — воск наносят только на контуры рисунка. Для этого пользуются чантингом.
    • Работа с ним очень сложна, необходимо много тренироваться, чтобы контуры получались ровными.
  • Если нанести недостаточно горячий состав, он не проникнет в ткань, и зарезервированные места окрасятся.

Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва

Три способа нанесения воска.

Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску.

  • Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску.
  • При поверхностном окрашивании после первого окрашивания на высохшую ткань наносят новый рисунок воском. Затем следует второй слой краски. В качестве узора вы получите и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Продолжать этот процесс можно столько раз, на сколько у вас хватит воображения.
  • Важно! Краски наносимые на места, не покрытые воском, смешиваются. Соответственно, начинать надо с более светлых тонов и переходить к более темным.

Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва

Многоцветный горячий батик.

В технике холодного батика используют анилиновые красители.

  • В технике холодного батика используют анилиновые красители.
  • Роль контура выполняет резервирующий состав. Существуют цветные и бесцветные резервы.
  • Холодный резерв наносится специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, или используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва

Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась , тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.

Основной прием в узелковом крашении — завязывание ткани в обычные узлы.

Завязывание по долевой нити

Завязывание по косой нити

Для создания мраморного узора ткань скомкайте в клубок и обмотайте веревкой. После крашения вы увидите хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор.

При крашении в узелковой технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы. Оберните в ткань любые из этих предметов и туго обмотайте их ниткой. Ткань обтягивающая предмет окрасится ровно, а вокруг получится звездчатая округлая форма.

Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали. Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали.

Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим крестообразную звезду.

Цветы: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе.

Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой — не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой. Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой — не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.

Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.

Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.

Техника свободной росписи получила большое распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.

  • Техника свободной росписи получила большое распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.
  • Свободная роспись по тканям из натурального шёлка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями.
  • Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Тишина. Елена Решетова

Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва

Читайте также:  Выкройки теплых сарафанов больших размеров
Оцените статью