Захарчук-Чугай Р.В. Українска народна вишивка. Західні області УРСР
Видавництво «Наукова думка», Київ, 1988 — 194с.
Укр:
У монографії вперше в історичному аспекті розглядається народна вишивка як своєрідне художнє явище і як один із поширених видів народної творчості, в якому знайшла свое відображення художня культура українського народу. Комплексно досліджується мистецтво вишивки в усіх різновидах, її соціальне значення і місце в художній традиції українців. Дається аналіз техніки виконання, художніх особливостей різнопланових видів вишивки, здійснена класифікація змісту і форми орнаментальних мотивів і композиційних схем. Для мистецтвознавців, істориків мистецтва, етнографів, народних майстрів вишивки.
Зміст
Вступ
З історії розвитку вишивального мистецтва на Україні
Матеріал, техніка вишивання
Функції вишивки
Композиційна структура вишивок, образність їх орнаменту
Локальні художні особливості вишивок
Традиції вишивального мистецтва
Висновки
Рос:
В монографии впервые в историческом аспекте рассматривается украинская народная вышивка как своеобразное художественное явление, один из распространенных видов народного творчества, в котором нашла свое отражение художественная культура украинского народа. Комплексно исследуется искусство вышивки во всем разнообразии, ее социальное значение и место в художественной традиции украинцев. Дан анализ техники исполнения, художественных особенностей разноплановых видов вышивки, осуществлена классификация содержания и формы орнаментальных мотивов и композиционных схем.
Для искусствоведов, историков искусства, этнографов, народных мастеров вышивки.
Украинская народная вышивка. Кара-Васильева Т. В., Заволокина А. О.
Категория: | Традиционная одежда |
---|
| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 12 148, фото: 1
В книге рассматриваются особенности украинской народной вышивки, ее местные характеристики разных областей. Описываются основные техники шитья.
Автор: Кара-Васильева Т.В., Заволокина А.О.
Название: Украинская народная вышивка
Издательство: Лыбидь
Год: 1996
Язык: украинский
Формат: Djvu
Размер: 25.6 Mb
Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».
Категория: Традиционная одежда Теги: Украина Автор: Кара-Васильева
Вологодская и Ярославская народная вышивка [1955] |
В книге представлены узоры Вологодской и Ярославской народной вышивки, собранные В.Я.Яковлевой с полотенец, рубах, подзоров.
Книга альбом полностью и всесторонне освещает основные этапы развития украинской вышивки с момента ее зарождения по настоящее время, показывает роль и место такого вида декоративного искусства в оформлении одежды, жилья, использование его в храмовых интерьерах, во время различных праздников и
В монографии прослеживается развитие народной вышивки на примере полтавского региона, где наиболее ярко проявились ее художественные особенности. Анализируются музейные собрания, искусствоведческие и этнографические источники, а также приводятся материалы, собранные автором в экспедициях. Вышивка
В монографии впервые в историческом аспекте рассматривается украинская народная вышивка как своеобразное художественное явление. Комплексно исследуется искусство вышивки во всем разнообразии. Дан анализ техники исполнения, художественных особенностей разноплановых видов вышивки, осуществлена
«В богато иллюстрированном издании, основанном на материалах музейных коллекций Украины, впервые так полно и широко высветлена история развития украинской вышивки. В альбоме показаны также роль и место вышивки в оформлении народной одежды и жилья.»
Тайна украинской вышивки
Еще 100 лет назад, исследуя вышивку, В. Стасов отмечал: «У народов древнего мира орнамент никогда не содержал в себе ни одной лишней линии, каждая черточка имела тут свое определенное значение. Это — сложный язык, последовательная мелодия, которая имеет свою основную причину и предназначена не только для глаз, но также для разума и чувств».
Так и с украинской традиционной вышивкой, некоторые тайны которой я постараюсь сегодня приоткрыть.
Здесь все имеет значение: вид и цвет ткани вышиванки, цветовая гамма и сочетание цветов вышивки на рубахах, и конечно же сама символика узоров. При этом в каждом регионе Украины узоры и орнаменты значительно отличаются и даже могут нести разное смысловое значение. Например, в Полесье не была распостранена вышивка черной нитью, поскольку его считали символом смерти и скорби. А жители Подолья наоборот, считали черный цветом земли, и его наличие символизировало богатство и благополучие, это же касается и знаменитой Борщевской вышивки — где черный выступает основным цветом.
В вышиванке орнаментом обязательно украшались края одежды. Считалось, что это те места, через которые под рубаху может пробраться зло, ведь именно на руках, шее и подоле открывается доступ к телу. Вышивка в этих местах несла и несет в себе оккультный характер, а символы на ней — это в первую очередь обереги. Девичью сорочку украшала вышивка на рукавах, вокруг горловины и по низу подола. Замужние женщины вышивали сорочки еще и на груди, воротнике, рукавах. Подол украшался более широкой вышивкой, чем у девушек, потому что орнаменты дополнялись символами рода мужа.
Орнаменты вышивок делятся на три основных группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные). При этом геометрические орнаменты считаются мужскими, а растительные — женскими.
В числе традиционных мужских символов: всевозможные знаки огня (ромбическая решетка), знаки солнца (ромб с отростками-лучами или прямой крест) и ромбы с точкой в середине (знак нивы, засеянной семенем).
Исконно женские геометрические символы — прямая линия (знак земли), всевозможные спирали, волны и змейки (знаки воды), а также косой крест, напоминающий букву Х — это начертание руны «урожай» и знак Луны.
Но узор народной сорочки не состоит только из мужских или только женских символов. Обычно они сочетаются, ведь каждый человек — это инь и янь. Поэтому выгнутую змейку — символ Воды и восьмиконечную звезду — Солнца вышивали как на мужских, так и на женских вышиванках. Как символы материнской и отцовской энергии их было принято наносить на детскую рубашку в качестве оберега. Верхние лучи цветка-звезды могут быть расположены как крест (вертикально) — этот знак привлекает силу солнца.
Принципиально важно, чтобы на обратной стороне вышиванки не было узелков. Учитывая сакральное значение такой рубашки, считалось и считается, что узелки на узоре могут стать узелками на судьбе и жизненном пути.
Важный символ, который встречается во многих орнаментах вышивки Берегиня. Ее создал народ загадочным, многоликим и могучим цветком, который символизирует материнскую силу, бесконечность жизни, непрерывность рода, каждая его новая ветка — это зарождение новой семьи, поэтому оно — неотъемлемый элемент свадебного рушника. На средних и верхних ветках дерева могли изображаться птицы — представители верхнего мира, символы вечности, бессмертной души и божественного присутствия.
Бытует мнение, что для мужских сорочек более характерны геометрические узоры, а для женских — растительные. Хотя, чаще всего встречаются вышиванки смешаного типа, как с геометрическими узорами, так и с растительными.
Растительный мир вышиванки достаточно богат и представлен такими мотивами как: виноград, дубовые листья, калина, роза, мак, барвинок, лилия, хмель и прочие.
Виноград считается символом плодородия и семейной жизни, он несет радость пополнения и умножения семьи. Однако присутствие букетов и гроздьев винограда на мужских вышиванках считалось недопустимым.
Особенно популярным мотив стал на Полтавщине и Киевщине, а вот на Черниговщине узоры с виноградом наносили исключительно на рушники и скатерти.
Дуб — это священное дерево, воплощение Мирового дерева-прадуба, растущего в раю или соединяющего миры. Это также дерево бога грома и молнии Перуна, покровителя солнечной мужской энергии, развития, жизни. Дуб почитают за мощность, красоту, долговечность.
Калина, как и дуб, есть воплощение силы и красоты, но силы необычной, а красоты бессмертной. Когда-то калина связывалась с рождением Вселенной и огненной троицы: Солнца, Луны и Звезды, а ее имя происходит от староукраинского названия Солнца — «Коло». Красные ягоды калины — это символ крови и бессмертного рода, огня и солнца. Именно поэтому все свадебные рушники, девичьи и даже мужские сорочки заполнены гроздьями калины. Можно выстроить семантическую цепь: калина — кровь — рождение — бессмертие. Калина — символ духовной жизни женщины: ее девичество, любовь и красота, замужество, радость и горе. Цветами калины украшают наряд невесты и каравай, а ее красные гроздья вплетают девушки в венки на празднике обжинков.
Часто можно встретить сочетание дубовых листьев и калины, особенно на вышиванках молодых парней. Это прекрасный символ жизненной энергии рода, который несет в себе установку на здоровую силу и красоту.
Красный мак, один из моих самых любимых мотивов, означает красоту, молодость и их скоротечность. Венок из красных маков — символ женской чистоты, его сравнивают с белым светом. Есть и другое объяснение семантики этого растения — в нем заложена память рода. Считалось, что красный цветок мака прорастает на месте убитого человека из капли его крови. Существовало поверье, что весной поле после битвы покрывается маками. Таким образом, нежный и трепетный цветок несет в себе незабвенную память рода, символизирует связь с миром предков, бессмертие. Поэтому мак использовался при вышивке покутных рушников.
Роза — почитаемый цветок украинцев, ее бережно лелеяли под окнами хаты и вышивали на рубашках и рушниках, ведь это растение напоминает собой Солнце. Даже в слове ружа (старинное название розы) можно найти древнее название Солнца — Ра. А староукраинское название крови — руда, потому роза также символизирует огненную кровь. Роза — цветок богини любви Лады и ее дочки — богини весны Лели. «Царь-цветок» является символом доброжелательности и достатка, а красная роза — символ девичьей красоты и чистоты. Узоры с розами складывались по законам растительного орнамента, что обозначало бесконечное солнечное движение с вечным возрождением. Там, где розы сложены в систему геометрического узора, эти растения — не просто цветы — это цветы-звезды, связанные между собой, которые воплощают представление человека о Вселенной как о гармоничной системе.
Мотивы с хмелем были характерны для мужских вышиванок, их носили преимущественно молодые холостые хлопцы, поскольку этот цветок являлся символом молодости, буйства и любви. А вот женатому мужчине носить сорочки с таким узором считалось неприличным. Аналогичную трактовку имеет вышивка с изображением барвинка — весьма распространенного цветка на украинских вышиванках.
Животные мотивы на вышиванках встречаются реже по сравнению с растительными и геометрическими, и более характерны для детских вышиванок, рушников и скатертей. Наиболее популярные — это голубь, кукушка, петух, сказочные птицы, собака, конь и другие.
В народных представлениях голубь — святая, жертвенная, «божья птица» — символ чистоты, очищения, а также свадебно-ритуальных обрядов. Два голубя — символ любви, творчества. Голубь часто выступает как воплощение души. Считалось, что облик голубей, особенно белых, принимают добрые души, а облик черных воронов и ворон — злые.
Кукушка — одна из наиболее «мифических» птиц. Кукушка-гадалка извещает о весне и пророчит человеку, насколько долгой будет его жизнь. Считалось, что если весной человек услышит кукушку и имеет при себе деньги, то ему будет везти весь год. Символика кукушки связана прежде всего со смертью и потусторонним миром. Согласно поверьям, именно у кукушки находятся ключи от вырия — места, куда на зиму улетают птицы. Она открывает его птицам, когда они вылетают весной на землю, и закрывает, когда те возвращаются на зиму в царство мертвых. На рушниках кукушек чаще всего вышивают на ветке калины, что символизирует продолжение рода.
К сожалению, всего перечесть в одной статье невозможно, многообразие народной фантазии бесконечно и я всего лишь прикоснулась к сакральным тайнам украинской вышивки. Но напоследок хотелось бы упомянуть так называемое «бродовское письмо», в последнее время ставшее весьма популярным среди любителей национальной вышивки.
«Бродовское письмо» приобрело широкую известность благодаря Владимиру Подгорняку, много лет пристально изучавшему истоки и многообразие украинской писанки и вышивки. Его исследования народного творчества Прикарпатского края позволили выявить определенные закономерности в орнаментах, что и натолкнуло его на мысль о некой закодированной информации в них. В результате, В. Подгорняк привел буквенную расшифровку символики украинской вышивки, древний календарь и детальную инструкцию такой вышивки. Свои наработки он представил в книге, некоторые страницы которой представлены ниже:
Вот, собственно, основа письма — алфавит:
В своей книге автор детально разбирает ряд примеров написания слов с использованием выше указанного алфавита.
Ну и первое, что было утащено мной в копилочку при знакомстве с бродовским письмом — это, конечно, написание имен, надеюсь, вы там найдете и свое 🙂 Ведь так мило и необычно подписать свое творение таким способом или подарить ароматическое саше, мешочек с именем получателя.
Таким способом написания кроме имен (личных, родовых) можно вышивать и обереги, в частности молитвы.
1. Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
2-3. Пречистая Дева Мария будь моему ребенку матерью и покровительницей.
Надеюсь, этот пост будет вам полезен и интересен.