Украшение одежды бисером история

История происхождения бисера

Бисер всегда привлекал внимание людей, наверное с тех пор, как появилось стекло. А когда оно появилось? Достоверных фактов нет, где впервые было оно получено. Одни соглашаются с легендой, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде – однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля – они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но куски селитры, чем оказались эти камни, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла. А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет? Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины.

История происхождения бисера
Название – бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый жемчуг. Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы. Венеция стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Производство стекла было перенесено на остров Мурано не только с целью, избежать пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла – Муранского стекла. Мастерам-стекольщикам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу. Весь мир украшала Венеция своим бисером – сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера. В ХVIII веке появились конкуренты – Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Бисерное украшение одежды было настолько популярным, что становилось знаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце – из какой местности, какого рода, знатен ли, женат ли. Но особенно в ХIХ веке во Франции появились изысканные туалеты – в отделке были и бисер, и стеклярус.

Читайте также:  Выкройка жилета с цельнокроеным воротником

История происхождения бисера в России
А что же у нас в России? Издавна стеклянные бусы были известны и здесь. В скифо – сарматскую эпоху уже бусы использовали в качестве украшения. Но здесь более ценился жемчуг, серебро и различные металлические украшения. Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет. А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ – го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно – Вторая мировая война…

Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия снова радует нас своей неповторимостью, изяществом. Сейчас снова изделия из бисера востребованы. Бисер придаст очарование и яркость вашей одежде. Изделия из бисера блистают на подиумах, в бутиках, бисером украшают бижутерию и одежду, кошельки, сумочки, воротнички, пояса и другие аксессуары. Многие дизайнеры используют красоту бисера во всём разнообразии его блеска и цвета. Вы можете самостоятельно сделать множество красивых вещей, всё зависит от опыта, умения, желания и терпения. Именно терпения, потому что любое женское рукоделие требует терпения.

Читайте также:  Пиджак для куклы выкройка простой

Изящество, блеск и яркость бисера не могут вас оставить равнодушной.

За чашкой чая

понедельник, 24 августа 2015 г.

История украшений из бисера


История украшений из бисера напрямую связана с историей развития человеческого общества, его культуры, традиций, быта, развитием эстетического и художе­ственного вкуса. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться. В качестве исходного материала использовались раковины, зубы животных, кости птиц, зернышки.

Как ни странно первоначально украшения носили не женщины, а мужчины, так как они исполняли роль талисманов, способных принести удачу на охоте или защитить от злых духов. Бусы и ожерелья носили шаманы и колдуны, которые использовали их в ритуалах и праздничных церемониях. Для того, чтобы защитить свое жилище, индейцы украшали его изделиями из бисера. Также бисеринки из перламутра или ракушек вплетались в корзины из травы.
Со временем украшения стали выполнять и функцию индивидуальности, выделяя соплеменника из ряда других. Еще орнамент украшения позволял узнать о месте жительства и роде занятий человека. А со временем отметить и черту характера их носителя. Сегодня изделия из бисера используются, как чисто декоративные предметы, которые способны подчеркнуть индивидуальность человека и помочь ему выделиться из толпы.

С развитием человечества стали появляться бусы, изготовленные из камня, а чуть позже из металла. И хоть они и не напоминали сегодняшний бисер, но имели ту же форму, к которой мы привыкли сегодня.

И только в четвертом веке до нашей эры, с изобретением стекла, на свет появились бусы из стекла, которые сразу же привлекли внимание модников того времени.

Первыми, кто научился изготавливать бисер, были египтяне, которые не только плели из них ожерелья, но и украшали бусинами платья и головные уборы. Бисер даже использовался вместе с золотом для создания символов власти фараона.

Именно бисеринка считается самой старшей из всех существующих в настоящее время вещей, изготовленных из стекла. Она была найдена во время раскопок египетского города Фивы.

От египтян бисер распространился по всему свету. Сначала искусство изготовления бисера приняли римляне, а позже центром его производства и применения стала Византия. Расцвет изготовления и использования бисера относится к десятому веку.

В Европе бисер использовался для украшения сумочек, одежды, обуви, изготовления чехлов.


Производство качественного бисера удалось освоить мастерам из Чехии. Они научились не только производить бисер, по качеству не уступающий византийскому, но и смогли покрывать его эмалями, а также гранить его.

Количество стеклянных бус, найденных на территории Древней Руси, огромно — около 26 тысяч. Это и различные стеклянные, и золоченые, многоцветные и одноцветные бусы, привозные и местного изготовления. Собственное производство зародилось у нас в начале XI в. и достигло наивысшего подъема к середине XIII в., затем следует некоторый спад.


В эпоху Древней Руси очень широко применялось жемчужное шитье, как в женском костюме, так и в предметах церковного обихода. С XV в. для церковной утвари и одежд, предметов церковного двора мастерицы стали широко использовать привозной венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и жемчугом, который добывали более чем в двухстах водоемах Российского государства. Русский жемчуг был очень высокого качества и уступал привозному в основном по размерам. В России встречался не только белый, но и редкий черный жемчуг.

Из русского привозного жемчуга выполнялись женские украшения для знати и зажиточных крестьянок севера.


Изделия из бисера составляют гордость русского прикладного искусст­ва, несмотря на то, что и материал, и образцы были иност­ранными. В отличие от других европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначались для торговли. Рукоде­лие было домашним занятием. На продажу изделия производили в мо­настырях да изредка крепостные в небольших мастерских.

Украшения из бисера: вчера и сегодня

Кустарные мастерские в деревнях стали источни­ком дохода для крестьян. Такие мастерские были организованы в Тверской, Московской губерниях. После 1917 года работа кустарных мастер­ских, использующих импортный матери­ал и сбывающих продукцию за границу, стала невозможна. Уклад жизни резко изменился, женское рукоделие потеря­ло свою былую популярность, став да­же признаком мещанства. Наверное, именно эти обстоятельства в 20-х и в 80-х годах XX века позволили российским авто­рам книг о бисерных работах писать: «бисерные рукоделия – явление, ото­шедшее в область истории», «время бисера ушло безвозвратно».


К счас­тью, они ошиблись. Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популяр­на работа с бисером. Многие масте­рицы творят из бисера чудеса – велико­лепные картины, роскошные украше­ния, нарядные бытовые мелочи. Навер­ное, мы устали от того, что нас окружают вещи массового машинного производства, хочется чего-нибудь особенного, рукотвор­ного, хранящего частицу души мастера.

Волшебные украшения: история возникновения бисера

Искусство создания украшений начало развиваться практически с появлением человечества. Издревле человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешком и клыков убитых животных. Использовались и природные материалы: семена, стручки, орехи, ракушки, косточки. Это делалось с разными целями – от украшения до спасения от злых духов и животных.

Позднее люди начинают делать бусины из глины, окрашивают и обжигают их. С развитием ремёсел появляются металлические бусины.

Через украшения человек выражал своё понимание мира. Например, американские индейцы бусами украшали даже свои дома, расшивали бисером костюмы и вплетали бисерные ленты в волосы. Бусины они изготавливали из перьев и раковин, кораллов, серебра, бирюзы и т.д.

Родиной знакомого нам бисера считается Древний Египет, а его появление связано с развитием технологии изготовления стекла. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти.

Вначале это были крупные бусины из непрозрачного стекла, украшавшие одежду древнеегипетских фараонов. Бисерными вышивками отделывали платья, нанизывали бусины. Позднее было изобретено сетчатое низание – появились самостоятельные изделия из бисера, а также узоры и схемы. Такие украшения стали продаваться и экспортироваться в другие страны.

Бисероплетение стало распространяться в Сирии, Римской империи, а в Китае даже было изобретено счётное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам в деревянной рамке – счёты. Древние кельты и викинги тоже знали бисероплетение, имели схемы и узоры, изготавливали бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире.

Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы.

С развитием ремесла в Венеции стекольные заводы были перенесены на остров Мурано, ставший позднее «столицей» бусин и бисера. Венецианская республика веками хранила секреты стекольного производства, а со временем и вовсе прекращает вывоз сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. Венецианские стеклоделы причислялись к привилегированным слоям общества.

В 16 веке стекольные заводы открываются в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и Франции, а в 17-18 веках значительным конкурентом по производству бисера для Венеции Стала Богемия (Чехия).

Во второй половине 18 века были изобретены машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Конкуренция Венеции и Богемии способствовало разнообразию и красоте форм изготавливаемых бусин. В Европе проходят целые ярмарки бисера.

Все модницы Европы начинают проявлять интерес к изделиям из бисера. В 19-20 веках из бисера изготавливали уже дамские сумочки, бумажники, чехлы и подстаканники.

В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов , которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности благодаря этому долговечному материалу.

Бисер: история возникновения, становления и расцвета

Бисер — это один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нём и загадочный блеск, и сочность красок, и чёткость линий, и неограниченные возможности творческого поиска.

Этот уникальный материал на протяжении всей истории человечества являлся важным элементом культуры многих народов. Может быть поэтому у искусства бисероплетения такая долгая история, охватывающая целые тысячелетия и разные континенты.

Мы не можем с точностью говорить о конкретной дате и месте появления первой бисеринки на Земле, но вот что нам известно наверняка, так это то, что задолго до появления бисера бусины для различных украшений первобытные люди изготавливали из зубов и рогов животных, раковин моллюсков, дерева и семян.

В разные эпохи бусины использовались как в качестве денег, так и талисманов или амулетов. При этом самым древним бусинам, найденным археологами, около 82 тысяч лет.

И только с с изобретением стекла — а это произошло примерно 3 тысячи лет назад в Египте — бисер постепенно стал принимать привычный для нас вид, а стекло стало самым важным материалом в изготовлении бусинок. Поэтому первое упоминание о бисере, его появление, использование и внедрение произошло как раз на территории Египта.

Основанием для этого служит огромное количество свидетельств, полученных при археологических раскопках египетских пирамид, внутри которых были найдены глазурованные стеклом фаянсовые плитки, а также различные украшения из бисера. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры.

Древние египтяне из глухого непрозрачного стекла изготавливали искусственные жемчужины, которые по-арабски звучат как «BUSRA» (стеклянный жемчуг или стеклярус), а во множественном числе – «BUSER».

Добавляя в стекломассу кобальт, медь, марганец, древние египтяне получали стекло голубого, зелёного и пурпурного цветов. Бусы, изготовленные из такого стекла, были очень модными. Их носили как женщины, так и мужчины, в основном с одеждой белого цвета.

Справка: *ПЕКТОРАЛЬ (от лат. pectorale «касающееся груди, относящееся к груди») — нагрудное украшение, могло быть частью защитной амуниции воина. Вероятно, происходит от боевого снаряжения, защищавшего верхнюю часть груди, горло и плечи.

Справка: **УДЖАТ (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с богом Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили многие египтяне — и фараоны, и простой люд. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.

Кроме того, древние египтяне первыми создали способ изготовления бисера путём навивания разноцветной стеклянной массы на костяной или каменный стержень, а, позднее, на тонкую металлическую нить. Затем стержень извлекали, а бусину подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой.

Однако технология эта была трудоёмкой и дорогой, поэтому носить украшения из бисера могли позволить себе лишь египетские фараоны или жрецы. Первые использовали бисер для оформления тканей, головных уборов, создания различных украшений (серьги, бусы, колье, кольца, браслеты), а вторые же использовали его для украшения различных элементов храма.

Кроме того в Древнем Египте бисер выступал и в качестве меновой монеты — за несколько связок бисера можно было купить одного раба. Так что у древних египтян бисер имел не только сакральный смысл и был неотъемлемой частью захоронений (им расшивали одежды усопших фараонов, украшали головные уборы и символы власти), но и был своего рода денежной единицей.

Дальше после захвата Египта технология изготовления бисера попала в Римскую империю, а затем после её распада и раскола на два государства, центр стеклоделия был перенесён в её восточную часть — Византию.

В эпоху эллинизма центрами стеклоделия стали Александрия и Рим. Римляне изобрели технику выдувания, при которой стекло становится прозрачным. С появлением этого способа изменился и сам процесс изготовления бусин и бисера, который заключался в следующем:

  1. Бисер делали не из нити, а из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии.
  2. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, отсеивали их от осколков на сите и обрабатывали во вращающемся барабане увлажнённой шлифовальной смесью из толчёного угля с известью или огнеупорной глиной.
  3. После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнёво-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягчённые стеклянные колечки округлялись, неровности сглаживались, потому что вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям.
  4. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании.

Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.

После распада Римской империи в конце V века н.э. Византия на правах правопреемницы переняла традиции стеклоделия, а также сохранила дух и принципы римских мозаик.

Их смысловое звучание получило здесь дальнейшее развитие: прагматичное декоративное искусство перешло в разряд культового творчества. Искусство мозаики переживает в Византии IV–XV вв. невиданный расцвет.

В отличие от Рима византийские мозаики делали из смальты, глушённого (непрозрачного) стекла. Смальта почти не подвержена старению и естественному разрушению, поэтому византийцы рассматривали её как неувядаемый «вечный материал, не подверженный тлению».

Они были уверены, что смальта как материал воспроизводит характер небесного мира и Царствия Божия, а мозаика в качестве технического средства призвана воспевать это Царствие. Зачастую византийские мозаики называли «вечной живописью». Византийская мозаика прежде всего использовалась для украшения храмов, где смальтой выкладывали колоссальные площади от пола до купола.

Из Византии стекольное производство проникло в Венецию, куда переселилось много греческих и византийских мастеров после взятия Константинополя турецкими войсками. Здесь в XV-XVII веках в руках итальянцев, горящих страстью ко всему прекрасному, стеклоделие и, в частности, производство бисера, достигают особого расцвета. Об этом свидетельствовало появление огромного количества стекольных и бисерных мануфактур, которые в то время составляли основную часть бюджета этого города.

Вначале стекольные мастерские располагались в самой Венеции, но производство стекла, связанное с огнём, грозило пожаром деревянным постройкам города. Поэтому в 1221 году был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских из Венеции на остров Мурано с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности.

С XIII века остров Мурано славится стеклом, которое изготавливается по особым технологиям, разработанным венецианскими мастерами. Мастера-стеклодувы были изолированы на острове и с 1275 года под страхом смертной казни и под угрозой конфискации имущества не имели право выезжать за границу и вывозить необработанное стекло, по составу которого можно было узнать секреты его изготовления. Однако взамен они получали определённые привилегии: так, дочери главных муранских стеклодувов имели право выходить замуж за венецианских патрициев, и при этом их потомство сохраняло все дворянские титулы.

Таким образом, Венеция на многие века стала единственным центром и бисерного производства. Она снабжала бисером страны Европы, Азии, где его обменивали на золото, пряности, шелка, меха, рабов, а у народов Африки даже использовали как разменную монету. После открытия Америки Венецианская республика и здесь стала главным поставщиком бисера и изделий из стекла.

Например, в Европу, шёл громадный сбыт бисера. Там его помещали на большие склады и даже устраивали бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий и блестящий бисер диаметром 0,5 мм. Также в рукоделии широко применялся парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

Кроме того, стараясь превзойти друг друга в мастерстве изготовления бисера, профессионалы своего дела начали специализироваться на определенном типе бусин. Это помогало дифференцировать товар, что положительно сказывалось и на продажах.

Стеклянные изделия из Венеции и с острова Мурано пользовались большим спросом и моментально раскупались по очень высокой цене знатными особами, что фактически сделало Венецианскую республику монополистом в этой сфере.

Всё потому, что в основе создания муранского стекла лежит уникальная методика ручного выдувания, которую итальянские мастера и стеклодувы до сих пор используют при изготовлении изумительной фактуры и цветовой гаммы украшений и предметов интерьера.

Если раньше муранские украшения могли позволить себе только самые знатные дамы, то в наше время изделия муранских стеклодувов может приобрести практически каждый. Так что муранское стекло поистине легендарно!

Но рано или поздно всё тайное становится явным, и информация о производстве стекла и, в частности, бисера просочилась во внешний мир. Несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII века во многих городах Италии возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами-перебежчиками. Знания утекали и вместе с мастерами, которые бросали всё и бежали из Венеции в другие города Европы из-за иллюзорных богатств, предлагаемых иностранными шпионами.

Поэтому уже в XIV-XV веках такие мастерские появляются и в Германии, и во Франции. На смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI-XVII веках в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию вплоть до конца XVII века.

Секреты производства венецианского бисера проникли и в Богемию (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла.

В XVII веке Венеция начала сдавать свои позиции на рынке стекла и стеклянных изделий, что позволило чешским стеклоделам перехватить пальму первенства в Европе и расширить производство. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные экземпляры.

В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии (входившей тогда в состав Австро-Венгрии) создали свою технологию изготовления стекла, в состав которого ввели древесную золу (поташ) вместо соды, используемой венецианцами.

Отсюда и пошло название «лесное стекло». Оно твёрже, легче поддаётся обработке, гранению и шлифованию.

Так физические свойства богемского стекла привели к невероятному всплеску популярности чешской стекольной продукции по всему миру в конце XVII — начале XVIII веков, а также задали форму и специфику изделий.

В 1820-1830 годы богемские стекольщики, пытаясь сымитировать переливы полудрагоценных камней, изобрели новые способы окрашивания стекла и разработали новые варианты гравировки и украшения бокалов прозрачными эмалями.

Основными продуктами чешских мастеров стали прочные толстостенные сосуды, бутыли и флаконы. Благодаря своей глубокой огранке стекло начинало играть в солнечных лучах, словно драгоценный камень. Именно поэтому продукция из богемского стекла смогла превзойти своим качеством и уникальной цветовой гаммой венецианское стекло, а чуть позже – английское. А само словосочетание «богемское стекло» стало синонимом безупречного качества и высоких художественных достоинств.

Однако графинами и флаконами дело не ограничилось и с начала XVIII века чешские мастера наряду с крупными изделиями начинают производство бусин, искусственных драгоценных камней для вышивания, хрустального и стеклянного бисера, а также стекляруса. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой.

Первая четверть XIX века для Чехии ознаменована машинным производством бисера. В этот период бисерное производство в Богемии достигло наибольшего расцвета, когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков. Цена его снизилась, а качество осталось на прежнем уровне. Так что Венеция вынуждена была уступить пальму первенства Чехии.

А спустя совсем немного времени чешский бисер буквально заполонил торговые лавки по всему миру. Поэтому когда вы встречаете на одежде или вещах красивый бисер, знайте — скорее всего, он родом из Чехии. Далее после распространения бисера по Европе это искусство стало проникать и в Россию.

Ну, а об истории появления русского бисера я обязательно расскажу вам в следующий раз.

Оцените статью