5 класс урок «Технологии лоскутного шитья»
Урок технологии 5 класс.
Учитель :Лесняк Т.Н.
Количество часов по теме : 2 часа. Урок №1.
Тема: Технологии лоскутного шитья .Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности техники лоскутного шитья, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Практическая работа. Изготовление образца лоскутного узора (лоскутный верх ) Изготовление прихватки в лоскутной технике «Спираль».
Тип урока : Комбинированный .
Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений изготовлять лоскутное изделие Прихватка.
Познакомить учащихся с традиционным народным промыслом — лоскутное шитьё.
-с основными технологическими понятиями и характеристиками лоскутного шитья;
-с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;
-с элементами дизайнерского и художественного оформления. Ознакомление с узорами «спираль», «изба»
-ознакомление с правилами изготовления шаблонов .
-умение подбирать цветовую гамму лоскутков.
Умение применять полученную информацию на практике, умение пользоваться инструкционной картой
Регулятивные УУД: Планирование собственной деятельности, умение организовывать своё рабочее место под руководством учителя, осуществлять контроль, адекватно воспринимать предложения учителя по исправлению ошибок.
Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других, проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила
Личностные УУД: Формирование эстетического вкуса, развивать фантазию, творческое воображение, логическое и образное мышление, формирование мотивации к учению, базовых ценностей: доброжелательность, терпение
Оборудование и материалы: ножницы, иглы, швейные нитки, рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, хлопчатобумажные лоскутки ткани, квадрат плотной ткани, инструкционная карта
Межпредметные связи: ОБЖ, черчение, история. Тип урока : Комбинированный .
I. Организационный момент.
Приветствие ,проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку. II. Теоретическая часть.
2. Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения.
1.Как определить нити основы и утка на ткани ?
2 По каким признакам можно определить лицевую сторону ткани?
3. Что значит «стачать срезы»?
3 . Основная часть.
Беседа . На сегодняшнем уроке вам предстоит окунуться в мир прекрасного , красивого, в мир творчества.
Какие виды ремесел , вы знаете ?
Произведением декоративно – прикладного творчества отвечают требованиям: обладают эстетическим качествам, рассчитаны на художественный эффект ,служат для оформления быта и интерьера . Такими произведениями являются : ткани, мебель, фарфор, ювелирные и другие художественные изделия.
Давайте попробуем разгадать загадки ,а начальные букв отгадок и будет ключевое слово нашего урока.
Инструмент для измерения.(Линейка)
Обработка срезов швов,( Обмотка)
Часть шва расстояние между двумя проколами иглы.(Стежка)
Ткань разрезанная по выкройке.(Крой)
Электрическое приспособление для влажной обработки изделия.(Утюг)
Что производит текстильное производство ?(Ткань)
Как называется после выкройки ткань ? ( обрезки)
Деталь или узел швейного изделия для хранения мелких предметов и декоративного оформления изделия.(Карман)
Итак ,ребята , какое ключевое слово у нас получилось?(Лоскуток) О каком виде декоративном – прикладном искусстве мы будем говорить?(Лоскутной)
1. Сообщение темы и цели урока:
Тема нашего урока «Изготовление прихватки в лоскутной технике» Вы познакомитесь с новым видом рукоделия – лоскутным шитьем; научитесь приемам выполнения лоскутного шитья и подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания цветов; изготовите прихватку из лоскутков; закрепите приемы работы на швейной машине.
Перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленные из хлопчатобумажной ткани. (Постельное белье, занавески, покрывала, полотенца, прихватки и т.д.).
Какое назначение имеет прихватка? (Предохранение рук от ожогов).
3. Изложение нового материала
1) История лоскутного шитья. Презентация Лоскутное шитье.
Где первоначально возникло лоскутное шитье?
Первая ученица.(Войтенко К.) Самое древнее изделие лоскутной мозаики датируется 980г до н.э. и было найдено в Египте. В Англии и Франции бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны.
Вторая ученица.(Гранкина К) А в России шить из лоскутков стали во II половине 19 века. В это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутов – лоскутные одеяла, дорожки, вышивка. Среди городского населения изделия из лоскутов считались признаком бедности. Лишь в 70-е годы 20 века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани , оставшиеся после раскроя, экономные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому лоскутку находили определенное место в орнаменте. Хозяйки не просто сшивали лоскутки ,а старались сделать это искусно. И сегодня из разнообразных лоскутков можно создать удивительные вещи, настоящие произведения декоративно-прикладного творчества, которые будут нас окружать в повседневной жизни. Лоскутная техника очень проста и поэтому доступна каждому.
2) Знакомство с цветовым кругом (рассказ учителя).
Чтобы правильно подобрать лоскутики для будущего изделия, необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они взаимодействуют друг с другом. Для этого надо понять, что такое цветовая гармония, т.е. согласованность в сочетании цветов.
Цвет характеризуется тремя показателями:
цветовым тоном – отношением цвета к его оттенкам, полученным от смешивания с другим цветом;
светлотой или яркостью, то есть степенью близости к белому цвету (различают светлые и темные тона одного цвета);
интенсивностью или насыщенностью, то есть степенью густоты цвета.
Для того, чтобы разобраться в цветовых сочетаниях, применяют так называемый цветовой круг. (Показ Цветового круга) Основные цвета в нем – желтый, красный и синий. Смешение красного и желтого в равных количествах дает оранжевый цвет, красного и синего – фиолетовый, синего и желтого – зеленый. На самом деле, количество таких смешанных, промежуточных тонов безгранично, и переходы от одного цвета к другому – плавные, незаметные.
Цвета красно-желтой половины цветового круга и все их оттенки называются теплыми, они менее контрастны. Самый теплый цвет – красный. Теплые тона более яркие, они зрительно выступают на первый план и как бы увеличивают предмет.
Цвета сине-зеленой половины цветового круга и все их оттенки называются холодными, они более контрастны. Самый холодный цвет – синий. Холодные тона отходят на второй план и зрительно уменьшают предмет.
Нейтральные цветовые тона – это черный, серый и белый. Они дают хорошие сочетания и между собой и с любым другим цветом: теплые цветовые тона выигрывают рядом с серым в его оттеночных переходах до черного, а холодные – с серым в оттеночных переходах до белого.
Гармоничными контрастными сочетаниями принято считать цвета секторов, расположенных друг против друга: красный — зеленый, оранжевый — синий, желтый — фиолетовый. Цвета соседних секторов не гармонируют, поэтому не стоит в узоре соединять их вместе. Цвета секторов, расположенных через один, более гармоничны. Дисгармонию в сочетании цветов можно уменьшить, если использовать дополнительный нейтральный цвет.
Ребята, вы наверное устали? Давайте сделаем физкультминутку!
3) Объяснение нового материала.
В лоскутном шитье очень много различных техник: узор из полос – «Изба» (Приложение презентация),из наборных полос и много других технологий соединения лоскутков .
Есть в лоскутном шитье замечательная техника, придуманная самыми бережливыми и экономными рукодельницами: из вороха разноцветных обрезков ткани, ничего не выкраивая, можно создать что-то полезное, оригинальное и красивое.
Сегодня на уроке мы изготовим прихватку в лоскутной технике «спираль». Эту технику еще называют «карусель», «лабиринт», .Буйная пестрота красок, неожиданные цветовые сочетания и обилии ломаных линий производят впечатление неразберихи .
На самом деле есть свои четкие и строгие правила. В «спирали» используют обрезки тканей самой разной формы. Начинают работу от центра и пришивают лоскутик к лоскутику, двигаясь по часовой стрелке. Центральный лоскутик называют «зрачком» и подбирают для него ткани ярких расцветок (приложение). Изделия из разноцветных маленьких лоскутков напоминают мозаичные картинки . Из одного блока можно сделать небольшое изделие: прихватку, подставку под чайник, коврик, наволочку на диванную подушку, картину, панно и другие изделия. А большие изделия – покрывала, одеяла, панно – собирают из нескольких одинаковых по размеру блоков.
4) Правила БЖ при выполнении ручных работ: С колючими предметами № 21.
До начала работы:
Посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место;
Во время работы:
Надеть наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
Вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
5) Приемы выполнения лоскутной техники «спираль»
III. Практическая часть.
1. Показ трудовых приемов
Вам необходимо было подготовить основу (джинсовая ткань) размером 18х18см, «зрачок» с рисунком, лоскутки хлопчатобумажной ткани.
«Зрачок» с рисунком располагаем в центре основы, прикалываем булавкой.
Второй лоскуток прикалываем лицевой стороной вниз к любой из сторон «зрачка», срезы выравниваем. Проведем линию, отступив от срезов 0,5см. Это линия стачивания. Выполняем сметывание лоскутков . Третий лоскуток приколем лицевой стороной вниз ко второму и к следующей стороне «зрачка», продолжая двигаться по часовой стрелке. Приметаем, притачаем.
Каждый следующий лоскуток должен полностью перекрывать срезы лоскутиков, к которым его притачивают.
После образования первого ряда начинаем притачивать лоскутки ко второму ряду, двигаясь по часовой стрелке, пока не заполнится лоскутиками вся основа.
Заполнив лоскутиками всю основу, срезаем лишнюю ткань по краям квадрата.
2. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.
Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места учащихся.
Проверка правильности выполнения наметывания лоскутков.
Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.
Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности.
Проверка применяемых способов самоконтроля.
Прием и оценка практических работ учащихся.
IV. Закрепление материала.
Какие изделия можно выполнить из лоскутков? (Прихватки, панно, покрывала, наволочки на подушку, коврики и др.).
Какие инструменты и материалы и приспособления необходимы для выполнения работ из лоскутков? (Ткани, ножницы, иглы, швейная машина, линейка, простой карандаш, швейные нитки).
Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике? (Хлопчатобумажной ткани).
Как называется лоскутная техника, с помощью которой вы сегодня выполняли лицевую часть прихватки? («Спираль», «карусель», «лабиринт», )
Как можно использовать прихватку? (Предохранять руки от ожогов, как подставку под горячее).
Правила БЖ по окончании работы:
Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы;
Убрать рабочее место.
Сообщение о достижении цели.
Цель урока достигнута, т.к. учащиеся освоили лоскутную технику и закрепили на практике весь изученный материал.
Анализ выполнения практических работ.
Показ лучших работ.
Рассмотрение случаев потери рабочего времени.
Выставление оценок и их аргументы.
Сообщение темы следующего урока: «Изготовление прихватки. Окончательная работа».
VI. Домашнее задание.
Подготовить лоскуты 24Х24 для подкладки, используя сочетание цветов в цветовом круге.
Конспект урока по технологии на тему «Лоскутное шитье» (5 класс)
План конспект открытого урока по технологии
ФИО учителя: Гариева Лифа Фагитовна.
Место работы: МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Верхнелачентау.
Раздел: Художественные ремесла.
Тип урока: Комбинированный.
Цель уроков: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений изготовлять лоскутное изделие.
Ознакомить с лоскутным шитьем как древним и современным видом декоративно – прикладного творчества.
Ознакомить с узорами лоскутного шитья “спираль” и “изба”.
Ознакомить обучающихся с правилами изготовления шаблонов.
Научить выполнять лоскутное шитье по шаблонам.
Способствовать соблюдению норм и правил культуры труда и правил безопасной работы.
Дидактические средства обучения: учебник технологии автор? (п. 28, 29), ПК, проектор, образцы, схемы, шаблоны, картон, карандаш, линейка, кусочки ткани, авторская презентация «Лоскутное шитье».
I. Организационный момент:
Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих в классе. Формулировка задач. Организация рабочего места.
II . Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения (Слайд 2).
1. Как определить нити основы и утка на ткани (раздать образцы ткани)?
(Нить основы идет вдоль кромки, а нить, идущая поперек нити основы — уток. По растяжению: нить основы не растягивается, нить утка — тянется.
2. По каким признакам можно определить лицевую сторону ткани? На какой стороне ткани напечатанный рисунок более яркий и четкий? (На лицевой стороне (показать ткань).)
3. Что значит «стачать срезы»? (Соединить детали — по величине, строчками постоянного назначения по намеченным линиям.)
4. Что значит «разутюжить шов»? (Разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении.)
Беседа о видах декоративно — прикладного творчества.
Учитель: На сегодняшнем уроке вам предстоит окунуться в мир прекрасного, красивого, в мир творчества.
Какие виды художественных ремесел, вы знаете?
Ученики: ( Учащиеся, перечисляют виды, с которыми знакомы ).
Учитель: Предлагаю вам, более подробно познакомиться с этими видами.
Декоративно – прикладное искусство (от лат.decoro – украшаю) раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение (Слайд 3). Запишите в тетрадь данное определение.
Учитель: Произведения декоративно — прикладного творчества отвечают требованиям: обладают эстетическим качествам, рассчитаны на художественный эффект, служат для оформления быта и интерьера (Слайд 4).
Такими произведениями являются: одежда, ткани, мебель, фарфор, ювелирные и другие художественные изделия.
Предметы декоративно – прикладного творчества делятся по признакам: по материалу, по технике исполнения, по назначению (Слайд 5).
Учитель: Давайте попробуем определить из какого материала, как и для чего сделаны данные корзина и ваза (Слайд 6).
Ученики: Корзина: материал – прутья, по технике исполнения – плетение, по назначению – для переноски небольших предметов. Ваза: материал – глина, по технике исполнения – лепка, по назначению – для цветов.
Учитель: Молодцы! Демонстрирую виды декоративно – прикладного искусства: резьбы по дереву и по кости, различные виды вышивки, вязания, плетения, чеканки, пирографии, витражей, мозаики и другие виды (Слайд 7). Какой из этих видов деятельности вам ближе всего?
Ученики: (ответы учеников).
Учитель: Отлично! Давайте попробуем разгадать небольшой кроссворд и определить ключевое слово (ЛОСКУТ) (Слайды 8-14).
На экран последовательно выходят вопросы кроссворда. При постепенном их разгадывании, учащиеся определяют ключевое слово, и определяют то, чем мы будем заниматься на уроке.
Инструмент для шитья (Игла).
Приспособление для безопасной работы иглой на плотных материалах (Наперсток).
Часть шва, расстояние между двумя проколами иглы (Стежок).
Процесс вырезания деталей нужной формы (Раскрой).
Фурнитура для швейного изделия (Пуговица).
Как … за иголкой (Нитка).
Учитель: Итак, ребята, какое ключевое слово у нас получилось? О каком виде декративно-прикладного искусства мы будем говорить?
Ученики: Ключевое слово – лоскут. Вид декоративно-прикладного искусства – лоскутное шитье.
Учитель : Правильно. Напишите тему сегодняшнего урока: лоскутное шитье (Слайд 15).
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, что такое лоскутное шитьё, как оно появилось, актуальность этого вида рукоделия на сегодняшнем этапе жизни человека. Узнаем, какие виды лоскутного шитья бывают, и попробуем сами придумать узор и изготовить шаблон.
Задачи нашего урока (Слайд 16).
Сообщение нового материала. Лоскутное шитьё, что это за вид рукоделия? Почему люди его так любят, и в настоящее время он стал снова актуален?
Теперь давайте послушаем краткие сообщения ребят. Они нашли в интернете информацию, откуда появилось лоскутное шитьё, как развивалось у нас в России.
Заслушивание кратких сообщений учащихся из истории лоскутного шитья:
Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников. История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Есть предположение, что ремесло сие пришло с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества .
Лоскутное шитье в России.
Первоначально это было не столько лоскутное шитье в современном понимании этих слов, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища из лоскутков отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики-половички. Поскольку «мелкоте» — так на Руси называли мальчиков и девочек до шести – восьми лет – новой одежды не полагалось, то русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых маленьких. Да и одежде для более взрослых детей шили преимущественно из старой одежды родителей или просто давали донашивать свою. Такая традиция была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных и даже богатых. Сейчас это может показаться странным, но если учесть, что вся одежда состояла только из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, то становится понятным, почему вещи, послужившие одному поколению, не только не выбрасывались, но и могли пригодиться детям и внукам. Все это давало бережливому и расчетливому крестьянскому уму толчок к лоскутному творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых вещей.
Учитель: В настоящее время шитьё из лоскутков переживает второе рождение (Слайд 17). Оно превратилось в вид декоративно – прикладного искусства, с помощью которого создаются уникальные изделия для оформления интерьеров кухни, спальни или столовой. Мастерицы разных народов выполняли всевозможные полезные для дома вещи: коврики, шторки, покрывала, сумки, одеяла и так далее. Кусочки ткани так искусно подбирались по цвету, соединялись в гармоничные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
В лоскутных изделиях можно использовать различные виды тканей, главное, что их надо подобрать так, чтобы ткани были одной плотности (толщины). В настенных ковриках, панно, аппликациях, игрушках используются кроме ткани и другие материалы: тесьма, ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы и прочее. Нередко приходится ориентироваться на старые вещи, главное, чтобы они не были очень ветхие и быстро не порвались.
Учитель: Запишем определение лоскутного шитья (Слайд 18).
Ученики: (Записывают определение).
Учитель: Техник шитья из лоскутков много, это шитьё из квадратов (Слайд 19). Треугольников (Техника «Звезда»). Полос (техника «Колодец» «Паркет», «Изба»). Узор «Спираль» пришивают лоскуток к лоскутку произвольной формы и размера по кругу, по спирали.
Изделие из лоскутков должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме: тёмные ткани будут хорошо сочетаться со светлыми, крупный рисунок с мелким, хорошо, когда набивные рисунки чередуются с однотонными.
Для того чтобы правильно выкроить детали, вы будете пользоваться картонными трафаретами с внутренней пустотой. Обводить надо трафарет и снаружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя – для выполнения шва.
Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых. Но хочется напомнить вам две народные мудрости (Слайд 20).
• Бережёная вещь два века живёт.
• Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Учитель: Прежде, чем приступить к практической работе, сделаем небольшую дыхательную гимнастику, разминку для глаз, шеи и рук.
И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперёд к крышке стола – вдох. Повторить 5-6 раз.
И. п. – сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза, затем открыть их. Повторить 10-12 раз.
Ученики: (делают разминку).
Учитель: Техника работы с лоскутками подразумевает как работу по шаблонам (лекалам), так и произвольное вырезание деталей сразу на ткани.
Все заготовки предварительно следует проверить на прочность окраски. Для этого уголок ткани проутюживают через мокрую ткань.
Если на ней остается след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки в теплой воде. При необходимости можно попытаться закрепить краску, замочив ткань в воде с добавлением столового уксуса.
Перед раскроем как более крупные куски тканей, так и мелкие необходимо декатировать и, по желанию, подкрахмалить.
Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки (Слайд 21).
Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. А ведь лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.
Но в какой технике не выполнялось бы изделие, есть ряд общих требований , которые необходимо соблюдать при работе с лоскутом:
1. Соблюдение цветовой гармонии в подборе цветов лоскутков тканей и при составлении узоров (Слайд 22). О правилах цветовой гармонии мы с вами разговаривали на предыдущем уроке, давайте вспомним эту тему.
Работа фронтально с классом:
Игра «Я знаю цветовую грамоту» (Слайд 22) .
На слайдах выходят вопросы и рисунки, на которые следует ответить.
Спектр ахроматических цветов.
Спектр хроматических цветов
Спектр тёплых цветов
Спектр холодных цветов
Контрастность цвета (цветовой круг)
Ученики: (Сопоставляют вопросы с правильным рисунком).
Учитель: Оттого , как грамотно вы научитесь работать с цветом, от этого будут зависеть, насколько интересные узоры вы выполните. И всегда следует помнить, наш главный учитель в подборе цветов, это наша природа, будьте внимательны к окружающей вас природе, смотрите, наблюдайте и вырабатывайте свой вкус.
2. Грамотное продумывание узора изделия, зарисовка эскиза (Слайд 22).
3. Правильный подбор тканей для изделия . Об этом мы с вами тоже уже говорили. Важно грамотно подбирать ткани идентичные по толщине и фактуре и волокнистому составу. Самым подходящим материалом для лоскутного шитья для начинающих, конечно, являются различные хлопчатобумажные ткани. Основной их недостаток ,имеются в виду наши российские ткани, – то, что они дают сильную усадку и нуждаются в обязательном замачивании. Но они прекрасно гладятся, шьются, не осыпаются, а главное – красивы, экологичны и долговечны .
Многие изделия шьют из лоскутов, имеющих геометрическую форму: Прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб. Такие лоскуты не нашивают на основу, а соединяют друг с другом стачным швом (можно шить и вручную, и на швейной машине). Чтобы изделие получилось аккуратным, детали кроят по шаблону.
Технология изготовления шаблонов из плотного картона (Слайд 24).
Начерти на картоне геометрическую фигуру нужного размера с помощью чертежных инструментов.
Отложи припуски на швы (10мм) со всех сторон и начерти еще одну линию.
Вырежи картон по внешней и внутренней линиям, получится шаблон с окошком (рамка). Лучше это делать на подложке с помощью острого ножа и металлической линейки, соблюдая правила безопасного труда.
4. Правильное соблюдение направления долевой и поперечной нитей при раскрое деталей (Слайд 25) :
Шаблоны раскладывают на ткани строго в соответствии с направлением долевой нити. Кроят по косой, долевой и поперечной.
Перед тем как начать кроить, обязательно определите долевую нить и срежьте кромку, чтобы она случайно не попала под раскрой. Шаблон наложите на изнаночную сторону ткани, и обведите мылом или мелом (если ткань темная) и карандашом (если ткань светлая). Если вы собираетесь сделать аппликацию, то шаблон следует накладывать на лицевую сторону ткани.
5. Все выкраиваемые детали должны быть ровные, одного размера с одинаковыми припусками на швы (Слайд 25) . (Иначе узор получиться неровный и не аккуратный)
6. Стачивание на швейной машине выполнять аккуратно, точно по намеченным линиям шва и выполняя закрепки в начале и конце строчки (Слайд 25) .
III . Практическая работа. Изготовление шаблонов
Прежде чем приступить к работе учащиеся знакомятся с техникой безопасности на уроке технологии (Слайды 26-27). Учащиеся закрепляют изученный материал, изготавливая шаблоны для прихватки из картона в следующей последовательности:
Придумывают и зарисовывают в рабочей тетради эскиз прихватки из геометрических фигур: тругольников, квадратов, ромбов и т.д.
Выполняют шаблоны из картона согласно своему рисунку.
Учитель, обходя рабочие места, контролирует оргаизацию рабочего места, правильность выполнения работы и технику безопасности при работе с ножницами, помогает рассчитать размеры шаблонов в индивидуальном порядке. Учащиеся при работе выполняют самоконтроль и взаимоконтроль.
Критерии оценки практической работы . Учитель объявляет критерии оценки качества работы (Слайд 28):
шаблон имеет правильную геометрическую форму;
припуски на швы вокруг всех деталей 10мм;
припуски на швы разутюжены аккуратно.
IV . Контроль формирования знаний и умений.
Проверка знаний осуществляется с помощью задания « Проверь себя» в рабочей тетради.
Контроль умений, сформированных в результате практической работы, осуществляется с помощью оценочного листа. По мере завершения практической работы ученики будут пытаться самостоятельно оценить качество выполнения образца по выработанным во время вводного инструктажа критериям (самоконтроль). Для этого у учителя имеется специально оформленный оценочный лист, в который обучающийся выставляют по 1 баллу за каждый выдержанный критерий.
VI . Подведение итогов урока (Слайд 29).
1. Беседа с обучающимися:
Что нового узнали на уроке?
Что нового научились делать?
Для чего в хозяйстве нужны прихватки?
Поможет ли прихватка избежать ожогов?
2. Оценка и анализ устных ответов учащихся.
3. Оценка и анализ работ учащихся.
Домашнее задание (Слайд 30):
1. Изучить матеиал п.28, 29. ответить на вопросы параграфов.
2. Принести на следующий урок лоскутный верх проектного изделия или эскиз нового изделия, инструменты для швейных работ.