Урок технологии 5 класс девочки лоскутное шитье

Урок технологии 5 класс «Лоскутное шитье»

Ознакомление учащихся с традиционным народным промыслом — лоскутное шитье. Из разнообразных лоскутков можно создать удивительные вещи, настоящие произведения декоративно-прикладного творчества., которые будут нас окружать в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии 5 класс «Лоскутное шитье»»

Урок технологии 5 класс 08.12.2020

Тема: «Технологии лоскутного шитья»

Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений изготовлять лоскутное изделие Прихватка.

Познакомить учащихся с традиционным народным промыслом — лоскутное шитьё.

-с основными технологическими понятиями и характеристиками лоскутного шитья;

-с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;

-с элементами дизайнерского и художественного оформления. Ознакомление с узорами «спираль», «изба»

-ознакомление с правилами изготовления шаблонов .

-умение подбирать цветовую гамму лоскутков.

Умение применять полученную информацию на практике, умение пользоваться инструкционной картой

Регулятивные УУД: Планирование собственной деятельности, умение организовывать своё рабочее место под руководством учителя, осуществлять контроль, адекватно воспринимать предложения учителя по исправлению ошибок.

Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других, проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила

Личностные УУД: Формирование эстетического вкуса, развивать фантазию, творческое воображение, логическое и образное мышление, формирование мотивации к учению, базовых ценностей: доброжелательность, терпение

Оборудование и материалы: ножницы, иглы, швейные нитки, рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, хлопчатобумажные лоскутки ткани, квадрат плотной ткани, инструкционная карта

Технологии:
— развивающего и личностно ориентированного обучения;
-проектной деятельности;
— информационно – коммуникационные.

Межпредметные связи: ОБЖ, черчение, история.

Тип урока : Комбинированный .

I. Организационный момент.

Приветствие ,проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку

Урок начинается с «установочных» слов учителя: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты». Под тихую музыку дети повторяют за учителем:

– «Я в школе на уроке».

– «Сейчас я начну учиться».

– «Голова мыслит ясно».

– «Я буду внимателен на уроке».

– «У меня хорошее настроение».

– «Я очень хочу учиться».

– «Все будет хорошо».

– «Мы успеем все сделать». И т. п.

Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно.

II. Повторение пройденного материала.(Фронтальный опрос)

1.Как определить нити основы и утка на ткани ?

2 По каким признакам можно определить лицевую сторону ткани?

3. Что значит «стачать срезы»?

4/.Скажите пожалуйста, что означает слово декоро (украшаю).

5.Назовите некоторые виды декоративно – прикладного искусства? ( узорное 6.ткачество, вышивка. кружевоплетение, вязание…).

7.Для чего используется орнамент? ( для украшения различных предметов).

8.В виде каких геометрических фигур изображали главные символы: огнь и солнце? ( квадрат, ромб, крестики).

9.Назовите основные цвета – (красный, жёлтый, синий).

III. Изучение нового материала.

Беседа . На сегодняшнем уроке вам предстоит окунуться в мир прекрасного , красивого, в мир творчества.

-Какие виды ремесел , вы знаете ?

Произведением декоративно – прикладного творчества отвечают требованиям: обладают эстетическим качествам, рассчитаны на художественный эффект ,служат для оформления быта и интерьера . Такими произведениями являются : ткани, мебель, фарфор, ювелирные и другие художественные изделия.

Давайте попробуем разгадать загадки ,а начальные букв отгадок и будет ключевое слово нашего урока.

Инструмент для измерения.(Линейка)

Обработка срезов швов,( Обметка)

Часть шва расстояние между двумя проколами иглы.(Стежок)

Ткань разрезанная по выкройке.(Крой)

Электрическое приспособление для влажно-тепловой обработки изделия.(Утюг)

Что производит текстильное производство ?(Ткань)

Как называется после выкройки ткань ? ( обрезки)

Деталь или узел швейного изделия для хранения мелких предметов и декоративного оформления изделия.(Карман)

Итак ,ребята , какое ключевое слово у нас получилось?(Лоскуток) О каком виде декоративном – прикладном искусстве мы будем говорить?(Лоскутное шитье)

Сообщение темы и цели урока:

Учитель: Сегодня речь пойдет о лоскутном шитье. Тема нашего урока «Лоскутное шитье». Вы познакомитесь с новым видом рукоделия – лоскутным шитьем; научитесь приемам выполнения лоскутного шитья и подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания цветов; изготовите прихватку из лоскутков; закрепите приемы работы на швейной машине.

— Перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленные из хлопчатобумажной ткани. (Постельное белье, занавески, покрывала, полотенца, прихватки и т.д.).

— Какое назначение имеет прихватка? (Предохранение рук от ожогов).

Изложение нового материала с использованием презентации

История лоскутного шитья. Где первоначально возникло лоскутное шитье?

(Доклад ученицы Евстифеевой Киры)

Учитель: В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани , оставшиеся после раскроя, экономные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому лоскутку находили определенное место в орнаменте. Хозяйки не просто сшивали лоскутки ,а старались сделать это искусно. И сегодня из разнообразных лоскутков можно создать удивительные вещи, настоящие произведения декоративно-прикладного творчества, которые будут нас окружать в повседневной жизни. Лоскутная техника очень проста и поэтому доступна каждому. Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика” или «пэчворк», – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.

Лоскутные мозаики – прихватки, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома.

Необходимо отметить, что мастерицы экономно сшивая самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.

Секреты мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.

Учитель: Ответьте на вопросы:

— Когда в России стало активно развиваться лоскутное шитьё? (С середины 19 века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства).

— Что такое лоскутная мозаика?(шитье из лоскутков различных изделий для украшения интерьера жилого дома).

— Чем же привлекательна лоскутная техника? (В первую очередь своей доступностью и разнообразием).

Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. Сегодня мы научимся подбирать лоскуток по цвету, выкраивать детали изделия по шаблонам, точно соединять их в единый блок.

Главное условие нашего успеха – аккуратность, правильная последовательность сбора всего блока, и, конечно, трудолюбие.

Есть в лоскутном шитье замечательная техника, придуманная самыми бережливыми и экономными рукодельницами: из вороха разноцветных обрезков ткани, ничего не выкраивая, можно создать что-то полезное, оригинальное и красивое.

Сегодня на уроке мы изготовим прихватку в лоскутной технике «спираль». Эту технику еще называют «карусель», «лабиринт», .Буйная пестрота красок, неожиданные цветовые сочетания и обилии ломаных линий производят впечатление неразберихи .

На самом деле есть свои четкие и строгие правила. В «спирали» используют обрезки тканей самой разной формы. Начинают работу от центра и пришивают лоскутик к лоскутику, двигаясь по часовой стрелке. Центральный лоскутик называют «зрачком» и подбирают для него ткани ярких расцветок (приложение). Изделия из разноцветных маленьких лоскутков напоминают мозаичные картинки . Из одного блока можно сделать небольшое изделие: прихватку, подставку под чайник, коврик, наволочку на диванную подушку, картину, панно и другие изделия. А большие изделия – покрывала, одеяла, панно – собирают из нескольких одинаковых по размеру блоков.

Физкультминутка (упражнения для глаз, шеи, рук, туловища)

Повторение правил безопасной работы при выполнении ручных работ.

Приемы выполнения лоскутной техники «квадраты»

Показ трудовых приемов

Последовательность работы:
1. берем лист бумаги и делаем лекало. Размер прихватки — 7 на 7 см один элемент (квадратик)
2. Вырезаем лекало одного элемента — квадратик 7 на 7 см. Не забудьте прибавить по 1 см для припусков на швы.
3. Теперь можно перенести квадратик на ткани. Не забывайте, что ткань нам нужна двух цветов.
И так, нам понадобится 5 квадратиков одного цвета и 4 квадратика — другого.

4. Теперь выложим нашу будущую прихватку и начинаем стачивать полосками.

5.Затем разутюживаем шов.
Таким образом стачиваем и проутюживаем все детали, чтобы получились вот такие полоски. И стачиваем их между собой.
6. Теперь вырезаем ватиновую вкладку, чтобы прихватка была плотной и не обжечься. Складываем все слои вместе: сперва подкладку, которую вырезали заранее, затем ватин, затем декоративную (лицевую) часть нашей прихватки.
7. Теперь готовим кантик. Пришиваем кантик еще ко всем сторонам прихватки и утюжим ее.

2. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.

Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места учащихся.

Проверка правильности выполнения наметывания лоскутков.

Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.

Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.

Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности.

Проверка применяемых способов самоконтроля.

Прием и оценка практических работ учащихся.

V. Закрепление материала.

Взаимоопрос — ученики опрашивают друг друга по теме урока.

Какие изделия можно выполнить из лоскутков

Убрать рабочее место.

Сообщение о достижении цели.

Цель урока достигнута, т.к. учащиеся освоили лоскутную технику и закрепили на практике весь изученный материал.

Анализ выполнения практических работ.

Показ лучших работ.

Рассмотрение случаев потери рабочего времени.

Выставление оценок и их аргументы.

Домашнее задание: Продумать творческий проект выполнения изделия из лоскутного шитья для интерьера своего дома.

Лоскутное шитье

Урок 28. Технология 5 класс (девочки) ФГОС

Конспект урока «Лоскутное шитье»

Лоскутное шитье или лоскутная мозаика – это древний вид декоративно-прикладного искусства.

Свое начало история создания изделий из лоскутков берет на Востоке. Так в Египте, при археологических раскопках, были найдены изделия, которые были изготовлены в этой технике более чем три тысячи лет назад.

В Европе, лоскутная мозаика появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. На юге Франции и Англии, где примерно до 1750 г. бережливые женщины, выкроив из дорого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий.

Техника шитья из кусочков ткани, которые называются лоскуты, в России известна с давних времен. Во все времена, на Руси бережно относились к ткани. Не только к той, которую пряли дома, но и к той, которую покупали. Поэтому, бережливые хозяйки часто из остатков старой одежды шили новую, а из лоскутков изготавливали предметы быта.

Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

Как вид творчества, лоскутное шитье распространилось в России в девятнадцатом веке. Именно тогда в деревнях стали появляться покупные ткани – ситцы и сатины.

Но и сейчас, когда можно купить любую ткань, лоскутное шитье остается популярным и современным.

Лоскутное шитье (или еще можно услышать пэчворк – от английского слова, которое обозначает одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов) является хобби очень многих людей. Но это не только хобби, посмотрите, как работают в этой технике профессиональные дизайнеры. Из разноцветных лоскутов можно получить очень оригинальные вещи. Это и сумки и юбки, жилеты, одеяла, подушки и многое другое.

Мастера с любовью выкладывают узоры из лоскутов, часто, изделия напоминают вышивку или роспись. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то не только можно судить о вкусе рукодельницы, но и определить ее настроение. Чем же привлекателен этот вид декоративно-прикладного искусства? Во-первых, эта техника очень доступна, ведь старая и ненужная одежда есть у каждого. Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты. Кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.

Для того чтобы создать такое изделие, надо научится шить отдельные узоры. Виды узоров:

Узор «спираль». Этот узор напоминает мозаичные картинки. У такого шитья много названий: спираль, карусель, лабиринт, крейзи.

Лоскутки нашивают на основу. В качестве основы, как правило, берут отрез светлой ткани. Выкроить ее надо размером немного больше чем размер изделия, которое мы хотим получить потому что при строчке на швейной машине – материал может дать усадку. Если же работать без основы, то швы потянутся в разные стороны и получится неряшливое, некрасивое изделие.

Для создания вещи с таким узором используют обрезки ткани самой различной формы. Для того, чтобы сложить узор, следует начинать с центра изделия и сразу вручную или с помощью швейной машины пришивают лоскут к лоскуту, двигаясь по часовой стрелке.

Существует традиция, по которой центральный лоскут называют зрачком. Для него подбирают очень яркий кусок ткани. Например, яркого цвета или блестящий.

Центральную часть изделия заполняется мелкими лоскутами, а по мере увеличения полотна присоединяют все более крупные.

Лоскутки объединяют по цвету в разных вариантах, не забудьте про цветовую сочетаемость.

Например, начинают пришивать светлые кусочки и после прохождения очередного круга, в следующем витке – выбирают более темные лоскутки ткани, но в той же цветовой гамме.

Иногда, все соседние лоскутные витки делают контрастными по цвету. Но очень важно стараться на соединять между собой лоскутки, которое похожи по цвету и рисунку, иначе они будут смотреться как одно цветовое пятно и будет не очень красиво.

Еще один вид узора, который популярный при лоскутном шитье – это «Изба». Он состоит из полосок, которые особым образом соединены вокруг маленького квадрата красного или желтого цвета, который символизирует огонь или очаг. Узор называют «Избой» условно, можно услышать еще такие названия: «Американский квадрат», «Бревенчатый дом».

Если в качестве центра используется квадрат синего цвета, то такой узор называют «Колодцем». Синий цвет символизирует воду.

Для классического узора, характерно то, что одна половина квадрата выполнена из светлых полос, а другая – из тёмных. Как бы одна половина избы освещена солнцем, а вторая находится в тени.

Размер центрального «очага» может быть разным, но обязательно длина его стороны не должна быть меньше ширины полоски.

Сборка полосок вокруг «очага» может вестись как по, так и против часовой стрелки, по мере того, как узор удаляется от центра – длина полосок увеличивается.

Помимо этих узоров, существует еще целое множество красивых узоров.

Итоги урока. Мы познакомились с таким видом декоративно-прикладного искусства как лоскутное шитье.

Читайте также:  Детская вышивка с ежиком
Оцените статью