Урок технологии шьем куклу

План-конспект занятия «Изготовление текстильной куклы: набивка сшитых деталей (туловище)»

Содержимое публикации

Муниципальное казенное учреждение

дом детского творчества

Омутнинского района Кировской области

творческого объединение «Театра моды «Грация»

(дети 1 года обучения, 2 уровень «Золотая иголочка» (8-11 лет)

подготовила Смирнова Светлана Николаевна

педагог дополнительного образования

декабрь 2017 года

Тема: Изготовление текстильной куклы : набивка сшитых деталей (туловище).

— Развивать умения и навыки изготовления текстильной куклы.

— Создать условия для развития творческих способностей детей, расширения их знаний при работе с разными материалами, формирование технологических умений.

— Развивать творческие способности, вырабатывать навыки, способствующие развитию аккуратности, чувство к красоте в изделие.

— Прививать интерес к шитью.

– Научить работать с тканью в комбинации с другими материалами (холлофайбер или синтепон), познакомить с технологией изготовления игрушки.

— Закрепить технологические виды шитья. Отработать приемы ручного шитья швом «вперед иголку».

— Развивать умения творчески подходить к осуществляемой деятельности.

— Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающегося, умению слушать и выделять главное, совершенствовать умения и навыки групповой и индивидуальной работы.

— Формировать культуру труда и соблюдать правила безопасной работы.

— Воспитывать эстетический и художественный вкус, культуру вкуса, чувство поддержки и взаимовыручки, активное творческое начало в трудовой деятельности.

Оборудование и наглядность:

кабинет, компьютер, компьютерная презентация.

Инструменты и материалы:

игла с широким ушком;

Методы обучения: словесные , инструктаж, наглядные, практические, мастер-класс.

Формы организации познавательной деятельностиобучающегося: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип занятия: комбинированный.

— Здравствуйте, ребята! Очень приятно видеть вас веселыми и энергичными: значит, к работе вы готовы.
Чем мы занимались на предыдущих занятиях?

— (Раскраивали и прошивали детали текстильной куклы)

Проверка все ли дети присутствуют.

— Хорошо, а какие швы, мы применяли?

-.(Шов «вперед иголку», шов «назад иголку»).

— Молодцы, а кто желает показать, как их выполняют?

— (Дети, демонстрируя, прошивают на листе картона швы)

Выполненные образцы размещаем на доске под названия швов

(шов «вперед иголку»,

шов «назад иголку»)

Сообщение темы, постановка целей и задач занятия

— А какой следующий этап нашей работы будет?

— ( набивка сшитых деталей ватой, синтепоном, поролоном)

— Правильно. Вот вы и назвали тему нашего занятия

Тема: Изготовление текстильной куклы : набивка сшитых деталей (туловище)

Наша задача сегодня:

— Научиться работать с тканью в комбинации с другими материалами (порлоном, синтепон, пенопластовым шаром).

— Познакомиться с технологией изготовления игрушки.

— Отработать приемы ручного шитья швом «вперед иголку»

— А теперь я вам предлагаю посмотреть мастер-класс от мастерицы.

Просмотр видео мастер-класса

Педагог: Избавит ваш труд

От напрасной заботы

Знание правил безопасной работы.

Ребята, а вы знаете эти правила?!

Ты не бери иголку в рот!

Иголка острая – не плод!

Ты лучше с нею не шути,

А то окажется в нутрии!

Игла в работе весела!

Она тонка и так мала!

Не будешь класть ее на место,

Вдруг потеряется в отместку.

И затаится в беспорядке….

Тебе ж потом воткнется в пятку.

Работать ножницами можно,

но только очень осторожно.

Не бегай с ними по квартире-

Так можно сделать харакири!

Лишь окончена работа-

Ножницам нужна забота.

Не забудь ты их закрыть

И на место положить!

Все эти правила нужно не только знать, но и выполнять во время работы.

А сейчас давайте подготовим наши ручки к работе.

Раз, два, три, четыре,

Кто живет у нас в квартире

Мама, папа, брат, сестренка
Кошка Мурка, два котенка

Мой щенок, сверчок и Я

Вот и вся моя семья.

Раз, два, три, четыре, пять

Всех начну считать опять.

— А теперь приступаем к нашей работе.

Поэтапно объясняю ход работы.

ПЕРВОЕ: Вырезаем деталь туловища по контурной линии и в ыворачиваем на лицевую сторону.

ВТОРОЕ: Пенопластовый шар вставляем в голову.

ТРЕТЬЕ: Прошиваем по краю детали головы швом «вперед иголку». При стягивании ткани на пенопластовом шаре, естественно, образуются складочки. Можно убрать на затылочную часть головы, где их не будет заметно под паричком или шапочкой.

Пауза для разминки (видео)
Делаю упор на гимнастику для глаз, шеи и пальцев рук.

ЧЕТВЁРТОЕ: Следующий этап работы — набивка . Для этого можно взять любой объемный материал: вату, поролон, синтепон. Набиваем туловище очень плотно.

ПЯТОЕ: Зашиваем отверстие снизу швом «вперед иголку».

Самостоятельная работа обучающихся.
При необходимости оказываю помощь советом, показом способа или приема, корректирую неточности.

В ходе работы осуществляется текущий инструктаж с целью предупреждения ошибок.

Рефлексия. Итог урока.

— Вот и завершилась наша творческая работа, у каждого получилась замечательное туловище для нашей куклы. выполненное по одному лекалу. Посмотрите, какие разные получились у вас работы.
— Мы справились со своей задачей. Цель урока достигнута.

— На следующем занятии мы продолжим шить игрушку: набивать синтепоном и оформлять нашу куклу.

— А теперь я вам предлагаю взять картинки с нарисованными тильдочками, раскрасит их, приклеить себе в рабочую тетрадь и нарисовать своё настроение (солнце, тучка или солнце с тучкой).

Уборка рабочих мест

Сдача инструментов и приспособлений

Дети делают оценку своей работы. (Что получилось, что нет.)

Конспект урока «Изготовление тряпичной куклы»
план-конспект занятия по технологии (2, 3, 4 класс) по теме

В настоящее время важно повышать интерес детей к народной культуре, народным традициям и обрядам, воспитывать позитивное отношение детей к творчеству.

Скачать:

Вложение Размер
kukla-otkrytoe_zanyatie.odt 73.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Изготовление тряпичной куклы».

Повышение интереса детей к народной культуре, народным традициям и обрядам. Знакомство с элементарными приемами рукоделия, создание условий для коррекции недостатков психофизического развития детей с ОВЗ, проявления их индивидуальных способностей через практическую деятельность.

-включение учащихся в творческую деятельность, требующую проявления повышенной концентрации внимания и координации движений;

-освоение приемов изготовления тряпичной куклы;

-формирование умений и навыков при выполнении самостоятельных работ.

-развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации;

-развитие мышления, внимания, памяти, фантазии, художественного и цветового восприятия;

-формирование творческой активности, самостоятельности, трудолюбия.

-воспитание усидчивости, аккуратности, позитивного отношения к творчеству;

-создание благоприятной эмоционально-комфортной атмосферы для раскрытия творческого потенциала учащихся, формирования их манеры поведения и общения.

Народные куклы существуют столько, сколько этнос, нация помнят себя. Куклы отражают мировосприятие того народа, который их сотворил. Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Почему народная аутентичная кукла оказалась жизненно стойкой, несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами? Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.

История тряпичной куклы.

— Что вы знаете о тряпичной кукле?

— Ваши бабушки, мамы делали вам тряпичные куклы?

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. В кукол играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Давным-давно их делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее. Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью.

А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?). Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.

Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие).

Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла. Специалисты называю этот эффект симпатической магией, т. е. способностью вещей воздействовать друг на друга на расстоянии, передавая импульсы посредством чего-то весьма похожего на эфир. Кто его знает, может ли на самом деле материализовываться тайная волшебная симпатия и связывать изготовителя с обрядово-обережной куколкой? Но что-то символическое (вернее, архетипическое) в подобном колдовском процессе определенно есть.

— Почему куклы делали безликими?

Примечательно, что в большинстве случаев кукол оставляли безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. И это подчеркивало неодушевленность предмета. Согласно поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и, следовательно, никогда не причинит вред человеку. Ни намеренно, ни случайно. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям .

Делали кукол, в основном, женщины – хранительницы родовых традиций еще со времен эпохи матриархата. Кроме того, многие обрядово-обережные фигурки столь миниатюрны (не большемизинца), что справиться с ювелирной работой способны лишь проворные женские пальчики. Плюс, прекрасная половина человечества всегда отличалась особым созидательным даром, который в те далекие времена особенно ярко проявлялся в быту. К тому же, как по сей день утверждают поэты, каждая женщина – чуть-чуть колдунья.

К примеру, их нельзя было делать в «плохое» для любого рукоделия время . Не только в праздничные и выходные дни, но также ночью, плюс – по средам и пятницам. Считалось, что в это время с текстилем (нитками, пряжей, холстами) «работают» духи и нечистая сила (в частности, кикиморы и русалки). Зато, занятие рукоделием в «хорошее» время (особенно в зимний сезон) приветствовались и нередко проводились мастерицами массово, в форме девичьих посиделок с длинными разговорами, шутками и песнями.

— Какие виды кукол вы знаете?

  1. Куклы-обереги. Безликие куклы. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. Кукольные платья сшили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Вышитый узор тоже был не случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки – знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей – символы плодородия, волнообразные линии – знак земли, ромбики с точками внутри – символ засеянного поля, вертикальные линии – знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета. Куклу оберег вешали над изголовьем кровати. В подарок на именины делали ангелочка. (Бессоница, Берегиня, Кукла-Кубышка, Зерновушка, День и Ночь, Крупеничка)
  1. Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть, сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток в доме и хороший урожай. Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лыка. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком . ( Кувадка, Мартинички, Кукушка, Русалка, Коза, Купавка, Десятиручка, Коляда)
  1. Игровые куклы предназначались для детский забав. Они были сернутыми, делались без иголки и нитки. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготовливались так: туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленной ниткой. Так же делали и руки, а небольшой шарик-головку с помощью нитки прикрепляли к туловищу. (Пеленашка, Стригушка,).

Технология изготовления куклы Кувадки.

Итак, нам потребуется: ножницы, нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы.

Сначала изготовим основу куклы.

Для этого плотно скатаем кусок белой ткани для туловища.

Затем свернем пополам.

Зрительно поделим на 3 части.

Нитками зафиксируем голову, затем туловище, ноги.

Далее нам нужно изготовить руки.

Для этого берем цветной лоскуток прямоугольной формы, плотно скатываем его, фиксируем по краям нитками, как на рисунке. Затем продеваем руки через туловище куклы. У нас получилась кукла — мальчик. Можно ноги также зафиксировать нитками.

Д ля того чтобы сделать куклу – девочку, необходимо из цветных лоскутков свернуть юбочку и закрепить ее на талии.

Кувадка — обереговая кукла.

Куклу можно украсить, как подскажет ваша фантазия.

— Как вы считаете стоит ли делать куклы собственными руками ?

— Где можно использовать народные куклы?

Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик. В арт-терапии возникло даже такое направление, как куклотерапия. И это неудивительно. Ведь народная традиционная кукла является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая. Нам следует сохранить свою, отшлифованную веками, традицию. Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная хата с глиняным полом была намного полезнее, чем современный пол с подогревом. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь. Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке – золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии в 4 классе. Конспект урока+презентация.

Методический проект «Новое педагогическое образование»Направление «Траектория будущего»Тема «Методическое обеспечение качественно нового уровня развития детского творческого коллектива» Отк.

Внеклассное мероприятие знакомит детей с игрушками наших прабабушек, помогает приобщить детей к народному творчеству.

Данную презентацию можно использовать на уроках технологии в любом классе начальной школы.

Информационный проект «Тряпичные куклы» рассказывает об истории тряпичных кукол, их разновидностях. Особое внимание уделено тряпичной кукле — оберегу «Колокольчик».

мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе.

Конспект НОД «Знакомство с народной тряпичной куклой» . Знакомство с историей и видами кукол.

Читайте также:  Шить 1 канал утро
Оцените статью