конспект урока швейного дела по теме «Ночная сорочка. Снятие мерок».
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме
разработка урока позволяет познакомить учащихся с плечевыми изделиями, знакомить с историей ночной сорочки, дает представление о тканях для пошива сорочки, швах применяемых для обработки срезов, содержит материал в виде тестов для закрепления изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nochnaya_sorochka.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Нижняя сорочка с круглым вырезом. Снятие мерок.
Образовательные — формировать представление о плечевых изделиях, о сорочке с круглым вырезом, формировать навыки снятия мерок;
Развивающие — способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (коррекция образного и абстрактного мышления); развивать двигательную сноровку, соразмерность движений (коррекция мелкой моторики).
Воспитательные – формировать и развивать трудовые качества личности.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: плечевые изделия, сорочка с круглым вырезом, срез горловины, срез проймы.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку, карточки, коллекция ткани,
ТИП УРОКА: комбинированный урок
Орг.момент. Проверка настроения.
А) Найдите лишний предмет.
Б) Найдите отличия.
3. Изучение нового материала.
Нижняя сорочка с круглым вырезом. Снятие мерок.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с плечевыми изделиями в частности с нижней сорочкой, узнаем, из каких тканей шьют сорочки, как украшают эти изделия, как называются детали и срезы сорочки, научимся снимать мерки для построения чертежа, а на последующих уроках выполним чертеж и приступим к изготовлению сорочки.
Какие изделия относятся к плечевым изделиям?
Швейные изделия, которые держатся на фигуре человека, на линии плеча относятся к плечевым.
Плечевые изделия бывают бельевыми – это ночные сорочки, купальники, бюстгальтеры, распашонки. Верхняя плечевая одежда – это платья, сарафаны, блузки и т.д.
С давних времен наших бабушек, ночную сорочку (рубашку) называли так: « Бабьи рубашки, те же мешки, рукава завяжи, да что хошь положи». Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ. У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками по кругу, разрез спереди, застегивающий на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка, перехваченная на талии поясом, служила домашним платьем. Женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту и по швам. Шили их в зависимости от достатка из различной материи, от холста до шелка. Знатные женщины сорочки делали из дорогих материй, простые из — домотканого холста.
Вывод учителя : Вот такова история нашей ночной сорочки. В жизни многое изменилось, в том числе и наша сорочка. И если раньше она могла служить домашним платьем, то теперь у нее одно назначение – для отдыха в ночное время. Для удобства сна, отдыха в ночное время.
Сорочка относится к нательному белью.
Сорочка может быть детской и женской.
Шьют сорочки из хлопчатобумажных тканей (ситца, сатина, мадаполама, фланели) гладкокрашеных или с мелким рисунком.
При пошиве сорочки применяют соединительный запошивочный шов и краевой шов вподгибку с закрытым срезом. Срез горловины и срез проймы обрабатывают косой обтачкой.
Для украшения сорочки используют : тесьму, кружево, оборки, вышивку.
Крой сорочки состоит из деталей – переда, спинки, обтачек горловины и проймы.
Крой сорочки имеет срезы: срез горловины, срез проймы, плечевой срез, боковой срез, нижний срез.
ОБУЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОТЫ по изготовлению сорочки.
На доске план работы на карточках, собрать последовательность.
* Мерки снимают используя ……………………
* На талии необходимо …………………….
* Сантиметровую ленту при измерении ……………………….
Игра «Условные линии» ( Линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колена).
Для построения чертежа сорочки снимают две мерки: обхват груди и длину изделия. Мерка обхват груди определяет размер изделия, её делят пополам и записывают в половинном размере, мерку длины записывают полностью. Давайте с вами представим, что это не швейная мастерская, а ателье по пошиву одежды, а вы закройщики. Закройщик снимает мерки с клиента ателье, производит раскрой изделия.
Снятие мерок для построения чертежа сорочки.
Запись мерок в тетрадь.
Контроль за правильностью выполнения приёмов работы
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль объёма и качества выполненной работы.
Закрепление изученного материала
Работа с тестами
Выберите правильный ответ
А) плечевое изделие
Б) поясное изделие
Сорочка относится к
А) к бельевым изделиям
Б) к верхней одежде
При пошиве применяют швы
А) стачной, шов вподгибку с закрытым срезом
Б) запошивочный, шов вподгибку с закрытым срезом
РАБОТА С КОЛЛЕКЦИЕЙ ТКАНИ
На столе у вас лежат образцы ткани, выберите те, которые, по вашему мнению, подойдут для пошива сорочки. (Работа в паре)
Что нового узнали на уроке? Чему научились на уроке?
Оценивание деятельности учащихся на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида. «Юбка. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки» Материал содержит презентацию к уроку. Данный урок является первым из темы «Юб.
Цели урока Образовательные: Познакомить детей с миром тканей.Научить определять хлопчатобумажные, льняные ткани по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей.
Цели урока Образовательные: Познакомить детей с миром тканей.Научить определять хлопчатобумажные, льняные ткани по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей.
Урок изучения нового материала знакомит учащихся с швейным изделием — хозяйственной сумкой. Учащиеся познакомятся с историей появления сумки, разнообразием сумок по видам, фасонам, назначению. Презент.
разработка урока швейного дела в 8 классе. «сведения о блузках. Снятие мерок".
Урок разработан для учащихся с ОВЗ профильный труд (швейное дело) 7 класс. На уроке показана лабораторная работа «Определение свойств шерстяного волокна». В практической части урока — .
Тема урока: Изготовление прихватки квадратной формы с аппликацией Цели урока. Образовательные: -познакомить учащихся с технологией соединения деталей кроя прихватки; оформлен.
Конспект урока «Пошив ночной сорочки»
Урок «Изготовление ночной сорочки.
Обработка плечевых срезов запошивочным швом».
— учить изготовлению нательного белья на примере ночной сорочки с использованием соединительных и краевых швов;
— отрабатывать умение работать в технологической последовательности, опираясь на инструкционную карту.
— развитие сенсорной сферы через ориентировку в крое изделия (в предметно-технологической карте);
— развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления ночной сорочки;
— развитие умения выделять главное.
— воспитание практического чувства;
— воспитание аккуратности в работе;
— воспитание чувства вкуса.
Оборудование: оборудование швейной мастерской, образцы готовых ночных сорочек, образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы машинных швов, крои сорочек, технологические карты «Изготовление ночной сорочки», «Выполнение запошивочного шва», инструкции по ТБ.
Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение 1)
I. Организация класса на урок
— Здравствуйте! Тихонечко садимся. Кто у нас дежурный? Кого у нас нет.
— На урок пришел 9 класс, в классе 7 девочек, отсутствующих нет.
II. Психолого-педагогическая настройка
— Девочки, вслушайтесь внимательно в слова пословицы:
К большому терпенью придет и уменье. (СЛАЙД 1)
— Чему учит нас эта пословица?
(Человек должен терпеливо, упорно учиться чему-то, и научится этому делу, станет его выполнять умело, как мастер.)
— Молодцы, вот так и нам на уроке нужно набраться терпения и эта настойчивость поможет учиться. Еще в народе говорят: Терпенье и труд, дивные всходы дают.
А сейчас давайте вспомним:
1) Какие виды белья вы знаете? (СЛАЙД 2, СЛАЙД 3,СЛАЙД 4)(столовое, нательное, постельное)
2) Что относится к нательному белью? (СЛАЙД 4)(купальники, трусы, бюсгалтера, сорочки, распашонки, халаты)
3) Из каких тканей можно пошить ночную сорочку? (СЛАЙД 5) (Ночную сорочку можно сшить из сатина, ситца, мадопалана, бязи, фланели)
Возьмите файл с образцами тканей. Выберите тот образец, из которого вы пошили бы сорочку.
4) Почему для пошива сорочек используют хлопчатобумажные ткани? (Свойства тканей). (СЛАЙД 6)
Способность тканей впитывать влагу (гидроскопичность)
4) Назовите и покажите на чертеже линии кроя сорочки. (СЛАЙД 7)
(Девочки у доски показывают и называют линии чертежа.)
5) Какие швы применяют при пошиве сорочки? (СЛАЙД 8)
Ученицы рассматривают образцы ночных сорочек и дают ответы:
— срезы горловины и проймы двойной косой обтачкой;
— срезы боковые и плеча — запошивочный шов;
— нижний срез — швом вподгибку с закрытым срезом.
Найдите среди образцов названные швы. (Дети работают с коллекцией «Швы».)
6) Что такое обтачки? Какие обтачки вы знаете? (СЛАЙД 9)
Обтачка — это полоска ткани для обработки срезов или отделки деталей изделия.
V. Постановка темы урока
— Тема нашего урока: Пошив ночной сорочки. Обработка плечевых срезов запошивочным швом. (СЛАЙД 10)
Ни строительство дома,
Ни путь капитана
Без составления плана.
Так будь как строитель,
Составляй наших действий план.
— Изучим план пошива сорочки и по нему начнем изготовление ночной сорочки. (СЛАЙДЫ 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17)
1) Рассмотрите образцы ночных сорочек. (СЛАЙД 18)
2) Почему ночная сорочка относится к плечевым изделиям? (сорочка держится на фигуре человека на линии плеча.)
3) Какие виды отделки можно использовать? (Для отделки используют тесьму, кружево, шитьё, вышивку, аппликацию, оборки, подкройные и косые обтачки из отделочной ткани.)
Рассматривают образцы готовых сорочек. (СЛАЙД 19)
4)Чем могут различаться сорочки по внешнему виду?
Ночные сорочки бывают разных фасонов. Они могут быть короткими и длинными, с рукавами разной длины и без рукавов, с воротником и без воротника, со швом по линии плеча и без него. Вырез горловины ночной сорочки может иметь различную форму – овальную, квадратную, углом, фигурную.
5) Чем различаются зимние сорочки от летных?
— Для лета ночные сорочки шьют из ситца, сатина, бязи. Можно изменять крой сорочки, сделать ее более открытую, на бретелях. Для зимы сорочки шьют из фланели, байки. Крой изменяют — добавляют рукава.
Учитель раздает подготовленный крой ночной сорочки с круглым вырезом.
— У вас на столах лежит крой.
— Крой какого изделия?
— Посмотрите, сколько деталей. Назовите их. (Перед, спинка, обтачки.)
VII. Закрепление материала
Работа по плану пошива сорочки с повторением технологической карты «Запошивочный шов». (СЛАЙДЫ 20, 21, 22)
— С чего начнем изготовление сорочки?
— Как выполняется запошивочный шов? (Работа с инструкционной картой.)
— Какой будет вторая операция? Обработать срезы горловины косой двойной обтачкой.
— Какие срезы сорочки также обрабатывают обтачками? (Срезы проймы.)
— После обработки горловины переходим, на какую операцию?
— Каким швом обрабатывается низ изделия? (Швом вподгибку с закрытым срезом.)
Учитель прикрепляет степлером в тетради учащихся план изготовления ночной сорочки.
VIII. Повторение правил безопасной работы с инструментами
— Какие инструменты понадобятся для предстоящей работы? (СЛАЙД 23)
1) Правила безопасной работы с ножницами
Ножницы — острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно!
Хранить ножницы в определенной месте.
Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперед.
Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми, а также у вращающихся частей швейной машины.
2) Правила безопасной работы с иглой. (СЛАЙД 24)
Игла — острый инструмент. Пользоваться иглой надо осторожно!
Хранить иглу в определенной месте.
Не допускать потери иглы.
Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье.
Сломанную иглу сдать учителю.
При шитье применять наперсток.
3) Правила безопасной работы на швейной машине (СЛАЙДЫ 25, 26)
Перед началом работы:
Спрятать волосы под косынку.
Проверить, нет ли булавок в изделии.
Проверить, нет ли посторонних предметов на платформе машины.
Во время работы:
Следить за правильным положением рук, чтобы не проколоть пальцы иглой.
Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
Не производить чистку и смазку машины на рабочем ходу.
По окончании работы:
Отрывать нитки при помощи нитеобрезывателя.
4) Правила безопасной работы с утюгом: (СЛАЙД 27)
Следить, чтобы шнур не касался утюга.
Следить за нагревом утюга, при перегреве немедленно выключить его.
Брать утюг только за ручку.
Ставить утюг только на подставку.
Работать. Стоя на резиновом коврике.
Закончив работу, поставить утюг на подставку и выключить его.
IX. Пальчиковая моторика
— Перед практической работой разомнем пальцы, чтобы работу выполнить правильно и аккуратно.
Раз, два, три, четыре, пять
— Можно пальцы сосчитать!
Десять пальцев, пара рук —
Вот твое богатство, друг!
X. Практическая работа
— Теперь, опираясь на Технологическую карту и не забывая о правилах безопасной работы, приступим к практической работе.
— Итак, с чего начнем работу? (С обработки плечевых срезов сорочки запошивочным швом.)
1) Сложить детали кроя лицевой стороной внутрь, уравнять плечевые срезы. Выпустить плечевой срез спинки на 10 мм, сколоть.
2) Обогнуть верхний срез детали припуском нижней детали, заметать. Стачать на ширину шва (7 мм). Удалить нитки заметывания.
3) Разложить детали, обогнуть шов, закрывая срез, наметать. Настрочить на 1-2 мм от края подгиба. Удалить нитки строчек временного назначения, приутюжить швы.
Во время практической работы учитель следит за правильностью выполнения трудовых приемов, проводит текущий инструктаж.
XI. Проверка качества работы
1) Ширина плечевого шва должна быть равна 7 мм.
2) С лицевой стороны нет слабины ткани.
3) Строчка ровная, проложена по краю подгиба.
4) Влажно-тепловая обработка выполнена качественно.
1) Какое изделие мы начали шить? (Ночную сорочку.)
2) С чего начинают пошив изделия? (С обработки плечевых срезов запошивочным швом.)
Изготовление изделия мы продолжим на следующем уроке.
Оценки за урок (с выставлением в журнал и дневник)
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.; В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Мерсиянова Г.Н., Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело, учебное пособие для 5 – 6 классов вспомогательной школы, М. : Просвещение, 1989.
3. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Швейное дело 7 – 8, учебное пособие для учащихся вспомогательной школы, М. : Просвещение, 1993.
4. Как шить красиво: пер. с англ. / Предисл. В. Зайцева. – М. : Мир, 1990.