Урок технологии технология вышивка крестом

План-конспект урока технологии «Вышивание крестом»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ.

Автор: Дуброва Татьяна Евгеньевна

Тема урока: «Вышивание крестом»

Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии дифференцированного обучения.

Дидактическая цель урока: создать условия для изучения темы и систематизации учебной информации по теме средствами технологии дифференцированного обучения. Познакомить учащихся с технологией вышивания крестом.

Цели по содержанию:

— активизировать познавательную деятельность учащихся;

— познакомить с технологией выполнения вышивки крестом, областью применения вышитых работ;

— научить приемам вышивания крестом;

— развивать мелкую моторику рук;

— развивать художественный вкус;

— развивать умение слушать учителя и товарища;

Методы и приемы:технология дифференцированного обучения, методы, основанные на коммуникации; практическая работа учащихся.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, практическая работа.

Оборудование урока: образцы изделий, выполненных в технике «крест», книги, журналы, схемы.

Оформление: занятие проходит в кабинете технологии.

I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

II. Вступительное слово учителя.Актуализация прежних знаний.

Учитель: На предыдущих уроках мы говорили с вами о вышивальном искусстве, об узорах, которые используются в вышивке. Давайте вспомним, какие виды узоров вы знаете, что на них изображается?

Учитель: Вы сами пробовали придумать узор для вышивки; посмотрим, что получилось.

Просмотр эскизов, выполненных в тетрадях учащимися.

Учитель: Как называется такой вид узора, можно ли назвать его орнаментом, почему?

Сегодня вам снова понадобится умение рисовать по клеткам, потому что мы подошли к самому интересному — вышиванию.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Посмотрите, какие работы я для вас подготовила — картины и елочные игрушки, игрушки-брелоки, разнообразные игольницы и подушечки. Все они вышиты крестом. Этот шов — самый любимый и распространенный из всех вышивальных швов. Им занимаются во многих странах мира, выпускают журналы по вышиванию крестом, книги, печатают схемы, продают специальные наборы. Некоторые из вас уже, наверное, пробовали вышивать. Давайте вспомним, что необходимо иметь для работы.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Какие правила нужно соблюдать, чтобы работа получилась красивой? Помните?

Давайте запишем в тетради основные правила вышивания крестом.

Работа в тетради.

1. Вышивать нужно слева направо, делая на изнанке вертикальные переходы.

2. Покрывающие стежки проходят справа налево, они всегда имеют наклон в одну сторону.

3. При вышивке вертикальными рядами или по диагонали каждый крестик вышивают полностью.

4. При смене цвета в одном ряду можно пропускать не более трех стежков.

5. Вышивая, нельзя сильно стягивать стежки, превращая канву в сетку, верхние стежки нужно расправлять.

6. Закрепки должны быть аккуратными, обратная сторона тоже.

Учитель: Очень важно уметь незаметно закреплять нитку. Есть разные способы закрепки.

Демонстрация приемов работы.

Учитель показывает способы закрепления четного и нечетного количества ниток.

Упражнение «Попробуем». Проба на плотной бумаге. Закрепка петлей, стежки в одну сторону. Ученики пробуют закреплять нитку на образце.

Беседа «Сложно ли вышивать крестом?»

Конечно, удобнее вышивать крестом на ткани с определенным переплетением. Каким, почему? (Полотняное переплетение).

А еще лучше вышивать на специальной ткани. Как она называется? Что это за ткань, чем она отличается от обычной? (Канва, как она появилась, размеры канвы).

Почему для вышивания нужна тупая игла?

Зачем нужны пяльцы, можно ли вышивать без них?

В каком месте на ткани нужно начинать вышивку, почему?

Ответив на эти вопросы, приступаем к практической работе.

Учитель: Нельзя вышивать без рисунка. Рисунок для креста называется схемой, потому что он очень упрощен, геометризован.

Такой рисунок можно найти в журнале для рукоделия, он входит в состав специального набора для вышивания. Схему можно придумать и самому. Но нужно соблюдать определенные правила, рисовать только по клеточкам.

Для учеников подготовлены схемы для вышивания разных степеней сложности.

Учитель: Я приготовила для вас схемы «Елка», трех видов. Можете выбрать любую, какая понравится и какая вам по силам. Тот, кто еще не вышивал, может выбрать более простой вариант, оценка будет выставляться только за качество работы.

IV. Практическая работа.

1. Учитель раздает схемы, ученики копируют рисунки в тетради.

2. Учитель: Теперь приступим к работе.

Схема для вышивания имеет небольшой размер, поэтому используем пяльцы диаметром 16 см и канву 20х20 см. В данном случае можно отступить от правил и начать вышивание сверху вниз.

Вначале нужно сложить канву пополам и найти середину, отметить ее карандашом, затем по линии середины спуститься вниз на 5–6 см, отметить точкой начало вышивки. Теперь канву нужно заправить в пяльцы – запялить. Демонстрация.

Учитель: Теперь подготовим нитки мулине.

Мулине продают в упаковках, там оно сложено в пасмы по 6 ниток. Нам нужно выбрать, во сколько ниток вышивать. Если канва крупная, как у меня, то вышивать нужно в 6 ниток, если же мелкая, то и ниток нужно меньше. Давайте посмотрим, какая у вас канва. Закреплять нитку мы будем петлей, поэтому будем брать четное количество ниток и складывать их пополам. Демонстрация.

Учащиеся выполняют задание.

3. Выполнение вышивки.

Учитель наблюдает за работой, помогает исправлять ошибки.

Во время работы проводится зарядка для глаз.

V. Итог урока. Рефлексия.

Мини-выставка. Учащиеся раскладывают работы на большом столе.

Учитель: Давайте посмотрим, что получилось. Работы еще не закончены, но их уже можно оценить предварительно. Посмотрите внимательно, правильно ли сшиты верхние стежки, расправлены ли нитки.

— Какие работы наиболее аккуратны?

— У кого получилась самая красивая изнанка?

— Кто ошибся в счете клеток?

— Трудно ли вышивать крестом?

VI. Заключительное слово учителя.

Научиться выполнять любую работу качественно — очень важно. Вот и сегодня вы постарались добиться, чтобы вышивка выглядела красиво и аккуратно. Работа еще не закончена, мы продолжим ее на следующем уроке, дополним ее декоративной фурнитурой и оформим. Надеюсь, что в итоге получится прекрасный новогодний подарок.

Даже такая небольшая вышивка, как «Елка», требует довольно много времени, тем более что большинство учениц занимаются этим впервые. Мы вышиваем ее в классе и дорабатываем дома или на внеурочных занятиях. Когда работа закончена, мы проутюживаем ее с изнанки, положив на мягкое полотенце, стараясь не касаться стежков. Далее вышивку необходимо оформить. Такая небольшая работа хорошо смотрится в раме или в рамке-открытке.

Елочку можно обшить по контуру швом «вперед иголку».

Также елочку можно нарядить по-разному, например, вышить игрушки и

украсить гирляндами из золотых и серебряных нитей металлик.

Изнанка тоже оценивается, она должна выглядеть аккуратно, концы ниток протягиваем под стежками и обрезаем.

Разработка урока «Вышивка крестом» 7 класс ФГОС. Технология девочки.
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Разработка урока «Вышивка крестом» 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
Разработка урока «Вышивка крестом» 7 класс ФГОС. Технология девочки. 878.36 КБ
Разработка урока «Вышивка крестом» 7 класс ФГОС. Технология девочки. 632.55 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект проведения урока № 21 по теме:

«Техника вышивания швом крест по горизонтали, по вертикали, по диагонали».

ФГОС II поколения 7 класс ( 2 часа)

Учителя технологии: Лаптиевой Н.Э.

Цель: создать красивые подарки, сувениры в технике вышивки ткани , расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.

— расширить знания учащихся о шве крест, выполняемый по горизонтали, во вертикали, по диагонали;

  • отработать практические навыки помещения ткани в пяльцы;
  • закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;
  • развивать сноровку, координацию движений;
  • прививать аккуратность и терпение в работе;
  • развивать мышление;
  • способствовать развитию компетенций;

— соблюдать правила техники безопасности;

  • воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.

— расширить знания учащихся о шве крест;

— закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий

Метапредметные результаты : (развивающие)

— научить развивать образность, внимание, речь;

-уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

— развить навык работы в группах при выполнении практических работ;

-находить способы созидательного труда внутри группового общения;

— соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;

— уметь обобщать и делать выводы.

Личностные результаты:
-умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

— воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.

Тип урока : урок-исследование.

Материалы для учителя :

1. «Технология. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

2. сеть Интернет.

Оборудование: образцы вышивок, ткань, нитки мулине, иглы, ножницы, пяльцы, калька, копировальная бумага, простой карандаш.

Подготовительный этап: Перед уроком проводится проверка гигиенических условий:

  • температура – 18-22 0 С;
  • соблюдение режима проветривания (длительность зависит от температуры наружного воздуха 1–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене); порядок в классе.

Этапы урока, время

Проверка присутствующих, их готовность к уроку.

Вопросы на повторение предыдущей темы:

  1. Какую ткань используют для вышивки?
  2. Зачем ткань натягивают в пяльцах?
  3. Назовите основные стежки и швы на их основе.
  4. Почему ткань нужно вынимать из пялец после каждого сеанса вышивания?

Дети проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

Отвечают на вопросы.

2.Изложение нового материала

1.Актуализация опорных знаний и умений.

Что подарить подруге, близким на день рождения, праздник? Эту проблему можно решить, если вы умеете и любите заниматься рукоделием. Авторские изделия всегда очень ценятся. Они штучные, поэтому их нигде не купишь. К тому же авторская вещь хранит тепло рук, а значит, частицу души её создателя.

Сегодня мы ознакомимся с одним из распространённых видов рукоделия вышивкой.

Вышивка — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства в России. Она применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно. Узор на тканях, коже и других материалах выполняется льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми, металлическими нитями, бисером, жемчугом или блёстками. Вышивку выполняют вручную или с помощью вышивальной машины. До XVIII в. все виды вышивки назывались «шитьё».

Вышивание счётными швами

В народных вышивках большое распространение получили счётные швы (счётная вышивка). Популярны они и в наше время.

Материалы и оборудование для счётной вышивки

Для выполнения счётной вышивки в старину использовали домотканое полотно, у которого легко было считать нити. Современная ткань для вышивки по счёту нитей — канва с чёткой сеткообразной структурой. Такая ткань • может иметь разный размер ячейки (клеточки). Чем больше стежков размещается на 1 см ткани, тем «тоньше», сложнее и меньше по размеру будет работа.

Остриё иглы для вышивки по канве должно быть закруглённым, чтобы игла легко проскальзывала в нужное отверстие, не раскалывая нити ткани.

Для счётной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например хлопчатобумажное мулине, шёлк, шерсть. Толщина ниток зависит от плотности ткани и величины стежка.

При вышивании счётными швами пользуются схемой для вышивки — листом бумаги в клетку, на котором с помощью цвета или условных значков нанесён рисунок (рис. 93).

Подготовка к вышивке

Обработать края канвы, как было описано выше. Определить центр ткани, сложив её пополам по длине и ширине. Разметить центральные линии прямыми стежками ниткой контрастного цвета или специальным маркером (следы со временем исчезнут). Натянуть ткань в пяльцах.

Вышивание швом крест

Шов крест — самый любимый и распространённый из всех вышивальных швов, им вышивают на протяжении многих веков. Одиночный крестик состоит из двух пересекающихся косых стежков (рис. 94). Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков ниткой одного цвета, то сначала выполняют все косые стежки, двигаясь от точки 1 слева направо (рис. 95, а), а затем покрывают их косыми стежками, двигаясь справа налево (рис. 95, б).

На лице вышивки эти швы выглядят одинаково, основное их отличие в изнаночных стежках. При вышивке полукрестом на изнанке получаются вертикальные стежки, а вышивая гобеленовый стежок диагональные.

Переход к следующему горизонтальному ряду, такому же по длине, выполняют по вертикали вниз (рис. 96, а). Переход к следующему ряду, смещённому на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз (рис. 96, б, в).

При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полностью (рис. 98).

При выполнении шва крест по диагонали каждый крестик также вышивают полностью (рис. 99).

Необходимо следить, чтобы во всей работе наклон верхних покрывающих стежков был одинаковым, иначе вышивка будет выглядеть неряшливо. При этом с изнаночной стороны все стежки должны быть вертикальными, за исключением переходов с одного ряда на другой.

  • белый; коричневый, оранжевый, черный, розовый, красный.

Учащиеся кратко записывают основные термины в тетрадь.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Бабочка летала, над цветком порхала

Села, посидела и нектар поела

Два своих больших крыла опустила, подняла

Полетела дальше, чтобы мир был краше!

3.Практическая работа «Вышивание швом крест»

практика 30 мин

1. Вводный инструктаж .

2.Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иглами.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Текущий инструктаж.

Самостоятельная работа учащихся.

4.Рефлексия пройденного урока

3. Рефлексия учебной деятельности.

Повторим новые слова: Счётные швы, схема для вышивки, шов крест

Закрепление изученного материала.

  1. Какую ткань используют для вышивки счётными швами и почему?
  2. Что представляет собой схема для вышивки?
  3. Как изготовить схему рисунка или фотографии с помощью компью
    тера?
  4. Какие вы знаете старинные счётные швы? Какие из них были рас
    пространены в вашем регионе?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Выставление оценок за урок.

Найдите информацию об истории счётной вышивки в России и о народных промыслах, связанных с ней

Дети записывают домашнее задание в дневники.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Вышивка крестом. Разработала учитель технологии БОУСОШ №29 МО Динской район Лаптиева Нелли Эдуардовна

Вышивание не только приносит огромное удовольствие, но и дает возможность украсить Дом и подарить радость близким.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а так же бытовых вещей: занавесок для окон, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др. ИТАК! ВЫШИВКА – это искусство украшения ткани или трикотажа стежками, которые обогащают её поверхность и подчёркивают красоту. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. К ним относится вышивка крестом. Современность вышивки

Один из древнейших видов рукоделия, которым увлечены множество женщин и мужчин по всему миру. И это не удивительно, ведь все что надо для вышивания — это терпение, терпение и еще раз терпение. Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет. Вышивка крестом — это техника украшения изделий различными стежками из ниток. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине. В этой вышивке используется техника в полный «крест» или «полукрест» Вышивка крестом

Способы вышивания 1 .Ручной 2. Машинный 3.Компьютерный 4.Промышленный

Нитки для вышивания (мулине ) Вышивальные иглы(гобеленовые) Пяльцы Рисунки, схемы Напёрсток Ножницы, сантиметр, лупа Канва Инструменты и материалы для вышивки крестом:

«Традиционный метод» Вы заканчиваете предыдущий крестик и начинаете следующий. Методы вышивания крестом: «Датский метод» Сначала вышиваете половину крестика и заканчиваете крестики по мере того, как возвращаетесь . В большинстве случаев используются оба метода. Например, «датский метод» для большинства стежков и «традиционный» — для изолированных крестиков . Выбирайте тот способ, который вам больше всего нравится.

Виды вышивки крестом: Полукрест — первый стежок шитья обыкновенного крестика (гобеленовый). Простой крест . Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий. Двойной крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых. Крест Левиафан (Болгарский) — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися стежками (вертикальным и горизонтальным). Крест “Звёздочка” — еще один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.

Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Рисовый шов — сначала заполняется весь фон большими крестами нитями одного цвета , а затем приступают к рисовым стежкам нитями другого цвета. Итальянский крест – это крест в квадрате. Козлик – это шов перекрещенных стежков по диагонали. След горностая – это сложный крест из трёх стежков. Двусторонний крест – это , когда простые кресты получаются и на лицевой, и на изнаночной сторонах. Разновидность креста

Вышивка крестом – это тот вид рукоделия, который создается на многие годы, делая теплым и уютным ваш дом, радуя вас и привлекая интерес окружающих.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП 6 кл.по технологии на 70 часов с УУД и планируемыми результатами на каждый урок.Симоненко.

Разработка урока «Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика» 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока «Вышивание. Материалы и оборудование для вышивки» 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока «Вышивка художественная, белая, владимировская» 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока «Атласная гладь и штриховая» 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока «Французский узелок» 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока «Вышивка шелковыми лентами» 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Читайте также:  Шьем детское лоскутное одеяло мастер класс
Оцените статью