- «Вышивка крестом по предложенной схеме» план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- План-конспект урока технологии «Вышивание крестом»
- План конспект урока по теме «Вышивка крестом»
- Тема: «Вышивка крестом».
- Отделка швейных изделий вышивкой.
- Материалы и оборудование для вышивки крестом.
- Подготовка ткани и ниток к вышивке.
- Технология вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали.
- Использование компьютера в вышивке крестом.
- Литература.
«Вышивка крестом по предложенной схеме»
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме
Вашему вниманию представляется план-конспект урока технологии в разделе декоративно-прикладное искуство с учениками коррекционной школы 6 вида. Целью данного занятия является развитие всех психических функций и мелкой моторики рук через освоение навыков вышивки крестом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока | 27.12 КБ |
Фото отчет выполненных работ | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»
по технологии в 8м классе
по теме: «Вышивка крестом по предложенной схеме»
Учитель технологии Колчина Н.К.
Тема : Вышивка крестом по предложенной схеме.
Цель : Учить навыкам вышивки крестом.
- Формировать умения и навыки последовательного выполнения вышивки крестом по предложенной схеме.
- Научить приемам вышивки крестом.
- Развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику.
- Воспитывать навыки организации рабочего места.
Материалы и инструменты: рисунок на канве, технологическая карта, пяльцы, нитки, иголка, наперсток, ножницы, таблица цветов, сортировальный планшет.
1. Организационный момент :
Здравствуйте ребята. Сегодня мы будем учиться вышивке крестом. Нам понадобятся рисунок на канве, технологическая карта, пяльцы, нитки, иголка, наперсток, ножницы, таблица цветов, сортировальный планшет.
Просмотрите — все ли у вас есть для этой работы
2. Вводная беседа:
Учитель проводит вводную беседу, в которой обращает внимание, что любой человек может создать уют в своей комнате собственными руками. Для этого нужно желание и определенные навыки, которым мы научимся на наших уроках. В начальной школе мы уже освоили вышивальные швы «Козлик», «Косичка», «Гладь» и «Назад иголка», а сегодня мы начнем изучать технику вышивки «Крестом». Данной работой мы будем заниматься 8 уроков.
Ребята давайте повторим правила безопасной работы с ножницами, иглой, утюгом и клеем. Ученики правила повторяют по схемам (ученики рассказывает по одному правилу).
Ребята посмотрите на вышивку, которую сделала я.
Ребята, подумайте — в какой последовательности лучше всего выполнить вышивку? (опрос 1-3 учеников)
А сейчас давайте, сравним вашу последовательность с технологической картой. Повторите последовательность выполнения работы: (1-3 ученик по одной операции)
- Обработать канву по краям клеем ПВА.
- Найти центр канвы и центр вышивки на схеме.
- Вставить канву в пяльцы.
- Скомбинируйте нужное количество нитей и вденьте их в иголку.
- Начинай работу с центра вышивки с использованием сортировального планшета и таблицы цветов.
- Готовую вышивку постирать и прогладить.
- Оформить вышивку в рамку.
- Вышивай всегда на туго натянутой канве.
- Все наружные кресты должны быть в одном направлении.
- На изнанке работы не следует протягивать слишком длинные нити от одной части рисунка к другой.
- Не используйте в работе узлы, заправляйте конец нити под стежки.
- Храните вышивку в пакете или сумке. Это поможет избежать выцветания нитей.
- Физ. Минутка
Выполняя физминутку учитель уделяет внимание на разминку пальцев рук, плечевого и шейного отдела.
А теперь по технологической карте вы самостоятельно выполняете свою поделку, если вам понадобится помощь, вы поднимете руку. Работайте аккуратно. В конце урока мы сравним и оценим каждую работу в количественном и качественном выполнении, а выставку работ устроим на последнем занятии.
Во время практической, самостоятельной работы учитель следит за выполнением детьми поделки и оказывает необходимую помощь.
За урок оценки получают………. потому что …………
Итак, работу вы сегодня выполняли?
Расскажите последовательность выполнения работы?
Какие материала вы использовали и почему?
Какие инструменты использовались в работе?
8. Уборка своего рабочего места
- А сейчас наведем порядок на своих местах. Убираем все на своё место.
- Ученики убирают свои рабочие места, сдают инструменты и работы.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В презентации представлен материал по основам вышивки крестом и представлены работы, выполненные моими ученицами. Данная презентация является совместной работой учителя и ученицы (Шарапова Люба.
Творческий проект выполнен ученицей В-Ханжоновской школы 8 класса Синчук Дарьей. Руководитель проекта Гущенко Светлана Александровна.
Презентация ученического проекта «Вышивка крестом» 7 класс.
Предлагаю вашему вниманию разработку для 6 класса, которой пользуюсь при изучениe раздела «Рукоделие. Вышивка крестом». В качестве объекта для вышивки предлагаю детям сделать игольницу «Зигугу».
Предлагаю вашему вниманию разработку для 6 класса, которой пользуюсь при изучениe раздела «Рукоделие. Вышивка крестом». В качестве объекта для вышивки предлагаю детям сделать игольницу «Зигугу».
Файл Notebook создан для демонстрации процесса создания схемы для вышивки крестом.
Тема урока «Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом».
План-конспект урока технологии «Вышивание крестом»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ.
Автор: Дуброва Татьяна Евгеньевна
Тема урока: «Вышивание крестом»
Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии дифференцированного обучения.
Дидактическая цель урока: создать условия для изучения темы и систематизации учебной информации по теме средствами технологии дифференцированного обучения. Познакомить учащихся с технологией вышивания крестом.
Цели по содержанию:
— активизировать познавательную деятельность учащихся;
— познакомить с технологией выполнения вышивки крестом, областью применения вышитых работ;
— научить приемам вышивания крестом;
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать художественный вкус;
— развивать умение слушать учителя и товарища;
Методы и приемы:технология дифференцированного обучения, методы, основанные на коммуникации; практическая работа учащихся.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, практическая работа.
Оборудование урока: образцы изделий, выполненных в технике «крест», книги, журналы, схемы.
Оформление: занятие проходит в кабинете технологии.
I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
II. Вступительное слово учителя.Актуализация прежних знаний.
Учитель: На предыдущих уроках мы говорили с вами о вышивальном искусстве, об узорах, которые используются в вышивке. Давайте вспомним, какие виды узоров вы знаете, что на них изображается?
Учитель: Вы сами пробовали придумать узор для вышивки; посмотрим, что получилось.
Просмотр эскизов, выполненных в тетрадях учащимися.
Учитель: Как называется такой вид узора, можно ли назвать его орнаментом, почему?
Сегодня вам снова понадобится умение рисовать по клеткам, потому что мы подошли к самому интересному — вышиванию.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Посмотрите, какие работы я для вас подготовила — картины и елочные игрушки, игрушки-брелоки, разнообразные игольницы и подушечки. Все они вышиты крестом. Этот шов — самый любимый и распространенный из всех вышивальных швов. Им занимаются во многих странах мира, выпускают журналы по вышиванию крестом, книги, печатают схемы, продают специальные наборы. Некоторые из вас уже, наверное, пробовали вышивать. Давайте вспомним, что необходимо иметь для работы.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель: Какие правила нужно соблюдать, чтобы работа получилась красивой? Помните?
Давайте запишем в тетради основные правила вышивания крестом.
Работа в тетради.
1. Вышивать нужно слева направо, делая на изнанке вертикальные переходы.
2. Покрывающие стежки проходят справа налево, они всегда имеют наклон в одну сторону.
3. При вышивке вертикальными рядами или по диагонали каждый крестик вышивают полностью.
4. При смене цвета в одном ряду можно пропускать не более трех стежков.
5. Вышивая, нельзя сильно стягивать стежки, превращая канву в сетку, верхние стежки нужно расправлять.
6. Закрепки должны быть аккуратными, обратная сторона тоже.
Учитель: Очень важно уметь незаметно закреплять нитку. Есть разные способы закрепки.
Демонстрация приемов работы.
Учитель показывает способы закрепления четного и нечетного количества ниток.
Упражнение «Попробуем». Проба на плотной бумаге. Закрепка петлей, стежки в одну сторону. Ученики пробуют закреплять нитку на образце.
Беседа «Сложно ли вышивать крестом?»
Конечно, удобнее вышивать крестом на ткани с определенным переплетением. Каким, почему? (Полотняное переплетение).
А еще лучше вышивать на специальной ткани. Как она называется? Что это за ткань, чем она отличается от обычной? (Канва, как она появилась, размеры канвы).
Почему для вышивания нужна тупая игла?
Зачем нужны пяльцы, можно ли вышивать без них?
В каком месте на ткани нужно начинать вышивку, почему?
Ответив на эти вопросы, приступаем к практической работе.
Учитель: Нельзя вышивать без рисунка. Рисунок для креста называется схемой, потому что он очень упрощен, геометризован.
Такой рисунок можно найти в журнале для рукоделия, он входит в состав специального набора для вышивания. Схему можно придумать и самому. Но нужно соблюдать определенные правила, рисовать только по клеточкам.
Для учеников подготовлены схемы для вышивания разных степеней сложности.
Учитель: Я приготовила для вас схемы «Елка», трех видов. Можете выбрать любую, какая понравится и какая вам по силам. Тот, кто еще не вышивал, может выбрать более простой вариант, оценка будет выставляться только за качество работы.
IV. Практическая работа.
1. Учитель раздает схемы, ученики копируют рисунки в тетради.
2. Учитель: Теперь приступим к работе.
Схема для вышивания имеет небольшой размер, поэтому используем пяльцы диаметром 16 см и канву 20х20 см. В данном случае можно отступить от правил и начать вышивание сверху вниз.
Вначале нужно сложить канву пополам и найти середину, отметить ее карандашом, затем по линии середины спуститься вниз на 5–6 см, отметить точкой начало вышивки. Теперь канву нужно заправить в пяльцы – запялить. Демонстрация.
Учитель: Теперь подготовим нитки мулине.
Мулине продают в упаковках, там оно сложено в пасмы по 6 ниток. Нам нужно выбрать, во сколько ниток вышивать. Если канва крупная, как у меня, то вышивать нужно в 6 ниток, если же мелкая, то и ниток нужно меньше. Давайте посмотрим, какая у вас канва. Закреплять нитку мы будем петлей, поэтому будем брать четное количество ниток и складывать их пополам. Демонстрация.
Учащиеся выполняют задание.
3. Выполнение вышивки.
Учитель наблюдает за работой, помогает исправлять ошибки.
Во время работы проводится зарядка для глаз.
V. Итог урока. Рефлексия.
Мини-выставка. Учащиеся раскладывают работы на большом столе.
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось. Работы еще не закончены, но их уже можно оценить предварительно. Посмотрите внимательно, правильно ли сшиты верхние стежки, расправлены ли нитки.
— Какие работы наиболее аккуратны?
— У кого получилась самая красивая изнанка?
— Кто ошибся в счете клеток?
— Трудно ли вышивать крестом?
VI. Заключительное слово учителя.
Научиться выполнять любую работу качественно — очень важно. Вот и сегодня вы постарались добиться, чтобы вышивка выглядела красиво и аккуратно. Работа еще не закончена, мы продолжим ее на следующем уроке, дополним ее декоративной фурнитурой и оформим. Надеюсь, что в итоге получится прекрасный новогодний подарок.
Даже такая небольшая вышивка, как «Елка», требует довольно много времени, тем более что большинство учениц занимаются этим впервые. Мы вышиваем ее в классе и дорабатываем дома или на внеурочных занятиях. Когда работа закончена, мы проутюживаем ее с изнанки, положив на мягкое полотенце, стараясь не касаться стежков. Далее вышивку необходимо оформить. Такая небольшая работа хорошо смотрится в раме или в рамке-открытке.
Елочку можно обшить по контуру швом «вперед иголку».
Также елочку можно нарядить по-разному, например, вышить игрушки и
украсить гирляндами из золотых и серебряных нитей металлик.
Изнанка тоже оценивается, она должна выглядеть аккуратно, концы ниток протягиваем под стежками и обрезаем.
План конспект урока по теме «Вышивка крестом»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Школа №156 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан
План – конспект урока
Файзрахманова Римма Файзрахмановна
Тема: «Вышивка крестом».
Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.
Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.
Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.
Профориентационная – знакомство с профессией художник — модельер.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.
Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.
Оборудование, материалы, инструменты: учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, сантиметровая лента, нитки для вышивания, калька, копировальная бумага, канва.
Проверка готовности учащихся к уроку;
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация ранее полученных знаний:
Что такое вышивание?
Как можно украсить одежду?
Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?
Изучение нового материала:
Сообщение теоретических сведений.
Отделка швейных изделий вышивкой.
Из глубины веков пришла в нашу современную жизнь любовь к рукоделию. Женщинам самых разных поколений и сословий всегда было по душе изготавливать своими руками различные безделушки и серьёзные вещи, украшая свой дом и одежду.
С древних времён искусные мастерицы украшали вышивкой крестом одежду и предметы быта. Ещё при археологических раскопках древних курганов были найдены остатки одежды, вышитые шерстяными и шёлковыми нитями.
Для того, чтобы вышить рисунок, его сначала изображали контуром на фоне мелкой сетки, которую потом раскрашивали вручную. Позже стали появляться рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорами с обозначением цветов.
Первые изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаге появились в Германии. Именно там впервые были выпущены наборы раскрашенных узоров для вышивания и нитки – они назывались «берлинская вышивка». Эти вышивки выполнялись шерстью или шёлком по канве или холсту и воспроизводили жанровые сцены, пасторальные и религиозные мотивы. Большой популярностью пользовались узоры с изображением цветов и растений.
Первые счётные схемы в том виде, в котором мы привыкли их видеть и сегодня, были напечатаны в 1810 г. Л. В. Виттихом и сразу приобрели большую популярность. А в 1849 г. Издавалось уже несколько десятков тысяч различных счётных схем. Они были чёрно-белые с напечатанными контурами цветовых оттенков, которые потом вручную раскрашивали специально нанятые девушки из бедных семей.
Благодаря этим схемам особым спросом стала пользоваться и ярко окрашенная берлинская шерсть. Для вышивок были специально разработаны нитки новых оттенков – ярко — розового, пурпурного, лимонного и цвета фуксии.
Полный расчёт схемы рисунка с цветом и чёткими границами привёл к значительному упрощению работы рукодельницы и свёл всё многообразие стежков по канве к двум – кресту и полукресту.
Во второй половине 19 века стал популярен так называемый «лоскутный стиль» вышивки по канве. Работы, выполненные в это манере, представляют собой отдельные элементы, соединённые в виде лоскутков в одно большое панно. Так вошли в моду геометрические орнаменты.
В те времена многие рукодельницы предпочитали самостоятельно раскрашивать схемы, подбирая цвета по собственному вкусу – это придавало каждой работе индивидуальность.
В Росси вышивка крестом по канве стала повсеместно развиваться после 1812 г., когда из-за границы хлынули разнообразные европейские рисунки и узоры. Но в некоторых регионах России рукодельницы продолжали вышивать старинные узоры, характерные для своих губерний и областей. Выполнялись они на холсте с очень чётким и ровным переплетением нитей.
Девочка 7-8 летнего возраста начинала готовить себе приданное, и к 15-16 годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почётных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.
Цветные счётные схемы в России стали выпускаться во второй половине 19 века, поэтому больше не было необходимости вручную раскрашивать рисунки. В основном это были схемы, привезённые из Европы, т. к. традиционно русских рисунков в России почти не выпускалось. Большой популярностью пользовалась продукция немецких, австрийских и французских фирм.
Счётные схемы для вышивания в те времена были очень дорогими, поэтому их бережно хранили и они передавались от матери к дочери.
В наше время интерес к вышиванию крестом по канве возрос после Великой Отечественной войны. Вышивкой крестом украшали и украшают детскую и женскую одежду, а также предметы быта: занавеси на окна, салфетки, скатерти, наволочки, панно, полотенца, фартуки, сумки и т. д.
Материалы и оборудование для вышивки крестом.
Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента и пяльцы.
Канва – бывает простая и двойная.
Простая канва – это сетка. Для вышивания по такой канве необходимо её наложить на ткань, а затем канву приметать по всей поверхности ткани. Когда вышивка будет готова, канву осторожно, по одной ниточке, удаляют.
Двойная канва имеет расположенные парами нити основы и утка. Это самая популярная канва, т. к. вышивание по ней не представляет никакой сложности.
Для вышивки крестом подходят все ткани полотняного переплетения: это льняные и полульняные ткани, бязь, рогожка, штапельное полотно.
Нитки для вышивания могут быть любые: х/б, льняные, шерстяные, полушерстяные, шёлковые с добавлением золотых и серебряные нитей, ирис, мулине. Но наиболее распространена вышивка нитками мулине, т. к. они имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Их подбирают в соответствии с цветовой гаммой рисунка.
Иглы ( специальные для вышивания ) – длина и толщина иглы соответствует толщине ниток и плотности ткани. Игла должна быть немного толще нитки, чтобы нитка легко проходила сквозь ткань. Для работы по плотным тканям используют иглу с острым концом, а для работы на редких тканях и канве – иглу с тупым концом.
Напёрсток ( надевают на средний палец правой руки ). Он предохраняет палец от уколов при проталкивании иглы через ткань. Напёрсток подбирают точно по размеру пальца – он не должен ни сжимать и ни спадать с него.
Ножницы должны быть двух видов:
1.Маленькие с загнутыми вверх острыми концами – для подрезания нитей.
2.Большие – для раскроя.
Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора, ширины подгиба изделия и т. д.
Пяльцы равномерно натягивают ткань с целью нанесения на неё ровных стежков. Они могут быть круглые, овальные, квадратные с закруглёнными углами и прямоугольные. Удобнее для работы пользоваться пяльцами с регулировочным винтовым зажимом.
Чтобы изделие во время вышивания не загрязнилось, поверх него кладут другую ткань с вырезанным в середине отверстием диаметром меньшим диаметра пялец или закрывают край работы вместе с пяльцами полиэтиленовой пищевой плёнкой.
Для закрепления пялец и удобства вышивания выпускаются всевозможные стойки ( напольные и кресельные ), а также крепежи, при помощи которых можно закрепить пяльцы к столу.
Существуют всевозможные варианты пялец:
Пяльцы – рамка – это одна из разновидностей круглых пялец. Внутренний обруч таких пялец сделан из пластмассы, а внешний – из прорезиненного материала с рисунком под дерево. Ткань натягивается, рисунок вышивается, излишки ткани закрепляются с обратной стороны, и вот готова вышитая и оформленная работа, которую можно повесить за имеющуюся на пяльцах петельку. Т. е. по окончании работы пяльцы выполняют функцию рамки. Диаметр и форма их разнообразны.
-Рамочные пяльцы ( рамки гобеленовые ) – сделаны из дерева. Ткань на рамке крепится с двух сторон – сверху и снизу. Они бывают раздвижные.
-Рамка с клипами – канва крепится к такой рамке с помощью специальных зажимов.
-Пяльцы Q – Snap относятся к «рамочным». В их основу входит прямоугольная рамка круглого сечения и зажимы ( клипы ), которые фиксируют ткань по всем четырём сторонам. Зажимы по длине практически равны длине планки, что позволяет добиться равномерного натяжения канвы по всей длине.
Подготовка ткани и ниток к вышивке.
Ткань и нитки для вышивания выбирают в зависимости от назначения будущего изделия. Прежде чем приступить к работе, надо:
Ткань выстирать в тёплой воде, чтобы она не подсела при дальнейших стирках изделия и не перекосила вышивку. Линяющие ткани при полоскании закрепить уксусом.
Сушить ткань не пересушивая, лучше до чуть влажного состояния.
Выровнять срезы ткани: выдернуть крайнюю нить и по её следу отрезать лишнюю ткань.
Для предотвращения осыпания ткани её срезы надо обработать:
-Обрезать по краям ножницами «зиг – заг»;
-Обметать срезы катушечной ниткой;
-Обработать края зигзагообразной строчкой на швейной машине;
-Обработать тканевой клейкой лентой.
Заправить ткань в пяльцы:
-Положить меньший обруч пялец на стол и накрыть его тканью ( расправить её, чтобы нити не перекосились );
-Большим обручем прижать ткань к меньшему;
-Натянуть ткань в направлениях нитей основы и по утку.
Внимание! Ткань обрезают на 2,5 – 3 см больше, чем необходимо по длине и ширине узора.
Нитки разложить по цветам и их оттенкам. Шерстяные нитки хранить отдельно от х/б; а чтобы они не путались, намотать их на полоски картона и закрепить конец нити в специально проделанной прорези.
При выборе цвета ниток необходимо учитывать назначение вещи, величину и расположение узора. Изделия, которые смотрятся на большом расстоянии ( панно ), лучше вышивать нитками насыщенных цветов.
Технология вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали.
Во время вышивания необходимо следить за правильной посадкой. Расстояние от глаз до работы 25 – 30 см. Стул должен быть со спинкой, чтобы на неё можно было опереться. Стол для работы должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны или спереди. Если естественного света не хватает, надо включить лампу дневного света.
Избегать напряжения и периодически менять рабочую позу. Через каждые 40 мин. давать отдых глазам.
При вышивании соблюдать технику безопасности во время работы с ножницами и иглой.
Вышивать крестом удобнее всего по канве. Определяем место расположения рисунка на ткани:
-В центре изделия – сложить ткань вчетверо и по полученным линиям наметать осевые линии стежками «вперёд иголка»;
-В углах изделия ( салфетки, воротнички ит. д. ) – найти середину угла, наметив на ткани и на узоре осевые линии.
Простые рисунки растений, птиц, животных, рыб можно легко сделать пригодными для вышивки крестом. Для этого на кальке карандашом вычерчивают сетку с клетками желаемого размера. Лист кальки с сеткой кладут на рисунок и прикрепляют к нему. Затем мягким карандашом прорисовывают детали узора по клеткам. Это можно делать, заполняя клетки крестиками или обводя рисунок жирной линией.
Вышивая по канве, необходимо попадать иглой в центр клеточки канвы, чтобы крестики получались ровными и одинаковыми. По канве чаще всего вышивают, начиная от центра и продвигаясь к краям.
Для начала вденем нитку в иголку: если нитка плохо проходит в ушко иглы, надо воспользоваться нитковдевателем. Если его нет, можно использовать тонкую проволоку, предварительно перегну её пополам.
В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелки. Изнанка должна быть чистой и аккуратной. При вышивании по канве в начале работы нитку можно закрепить двумя способами :
Вышивка в чётное число нитей – нитку складываем вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок. Не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают её. ( рис. 1 )
Вышивание в нечётное число нитей – нитку проводят под стежками, чтобы спрятать кончик. Для этого делают первый прокол и оставляют на изнаночной стороне работы конец нитки около 6 см и закрепляют его после того, как нитка закончится: продёрнуть нитку в иглу и протянуть её под вышивкой. ( рис. 2 )
( рис. 1 )
( рис. 2 )
По окончании вышивки нитку прячут на изнаночной стороне работы, проводя её под стежками ( см. 2 способ закрепления нитки в начале работы ).
Уход за вышитыми изделиями.
Стирать в тёплой воде очень осторожно. Их нельзя замачивать, заливать кипятком и кипятить. Выстиранное изделие прополаскивают в холодной воде, отжимают и завёртывают на несколько минут в махровое полотенце. Утюжат изделие во влажном состоянии с изнаночной стороны на мягкой чистой ткани. Отутюженное изделие держат в развёрнутом виде до тех пор, пока оно не остынет.
Порядок выполнения крестиков:
Шов крест – самый распространённый вышивальный шов. Одиночный крест выполняют в два приёма: первый стежок – снизу слева вверх направо; второй стежок ( покрывающий ) – снизу справа вверх налево.
Шов крестом по горизонтали – основные стежки лицевого ряда проходят слева снизу направо вверх ( А – начало ); покрывающие стежки выполняют в обратном ряду справа снизу налево вверх ( рис. 1, 2 ).
Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все основные стежки, а затем, возвращаясь, дополняют их покрывающими стежками. Необходимо следить, чтобы по всей работе наклон верхних покрывающих стежков был одинаковым, т. е. в одном направлении. На изнаночной стороне работы должны быть вертикальные стежки.
( рис. 1, 2 ) ( рис. 3, 4 ) ( рис. 5, 6 )
Шов крестом по вертикали – при выполнении вертикального ряда каждый крестик вышивается полностью ( рис. 3, 4 ).
Шов крестом по диагонали – при выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивается полностью ( рис. 5, 6 ).
Использование компьютера в вышивке крестом.
Современные технологии позволяют создать вышивку счётными швами по авторским рисункам или фотографиям. Для этого нужно иметь компьютер и программу по вышивке крестом. С помощью этих программ легко превратить любое изображение в проект для вышивания.
Сейчас существует ряд таких программ, которые переводят любую Вашу фотографию или рисунок в схему для вышивки крестом с разложением её по цветам той фирмы, которую Вы задали программе. Компьютер подберёт наиболее подходящие цвета ниток, создаст схему, которую можно посмотреть на экране монитора и распечатать вместе со списком необходимого количества цветов ниток.
Создание схемы вышивки крестом.
Выполнение образцов вышивки.
Проведение мини – выставки.
Закрепление изученного материала: ( учащиеся отвечают на вопросы )
Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?
Как организовать рабочее место для вышивания?
Какова технологическая последовательность вышивания?
Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при вышивании?
Анализ и оценка урока:
Беседа с учащимися:
Что узнали нового на уроке?
Что научились делать на уроке?
Литература.
Технология: программа: 5 – 8 ( 9 ) классы / Н. В. Синица, П. С. Самородский. – М. : Вентана – Граф, 2013.
Любимое рукоделие / сост. А. Григорьева – М. : Белый город, 2009.
Т. И. Ерёменко. Вышивка крестом – М. : Т. О. О. «Мария Л», 1992.
Попивщая С. Искусство вышивки: Курс обучения. – М. : Изд – во Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004 ( серия: Академия «Умелые руки» ).
Геворкова Э. Г. Орнаменты: Скандинавские узоры. – М. : Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2001.
Дамское рукоделие. ( Книга о вышивке ) / сост. С. Попова. – ТОО «ПК Инжиниринг, Лтд «Нижний Новгород», 1993.
Зарза. Вышиваем крестом: Альбом 1: Пер. с фран. – М. : Мир, 1991.
Мэг Эвершед. Объёмная вышивка крестом. ( Игрушки, сувениры, подарки ). Перевод с английского У. Сапциной – М. : ЗАО «Издательская группа «Контент», 2008.
Альбом рисунков для вышивания – Рига, 1957.