Конспект занятия «Вышивка крестиком»
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyshivka_krestikom.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Вышивка крестиком
Цели: создать условия для
— знакомства с историей возникновения вышивки крестом;
— изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;
— освоение технических условий и приёмов выполнения вышивки крестом;
— овладения приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом.
— развивать, внимательность, глазомер, моторику кисти рук;
— развивать устойчивый интерес к вышивке крестиком.
— воспитывать аккуратность при выполнении работы;
Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки, отделочные материалы, виды швов.
Оборудование: ножницы, иголки, нитки мулине, слайды со схемами рисунков, канва.
Тип урока: комбинированный.
1. Организация урока.
2. Изучение нового материала
а) Постановка целеполагания занятия:
— представление опыта работы школы по данной проблеме (демонстрация ранее изготовленных работ);
— драматизация интереса к работе вышивка крестом;
— знакомство с социальным опытом детей по овладению предлагаемой технологией;
— построение учебных и технологических действий по овладению технологией вышивки крестом.
б) Сообщение познавательных сведений.
Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.
В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.
Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру.
Выбор материалов, инструментов, приспособлений.
Иглы должны быть короткими с удлинённым ушком.
Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоёв ткани.
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий – полностью смыкаться.
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации.
В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка.
Цвет имеет большое значение в осуществлении замысла художника. Цветом можно усилить или уменьшить звучание того или иного элемента узора. Не все цвета, расположенные рядом, выглядят красиво.
Гармония, то есть согласованность, стройность в сочетании цветов, является очень важным элементом зрительного восприятия.
Цвет – это ощущение, возникающее в результате возникновения света на наш глаз. Тёплые цвета – красный, жёлтый. Холодные – все оттенки синего.
Рис.1.- шов вперёд иголка;
Рис. 2.- шов козлик;
Рис. 3.- счетная гладь;
Рис. 4.-шов полукрест;
Рис. 5.- крест простой.
Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.
Организация рабочего места.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков- в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
3. Практическая работа.
а). Выберите схему рисунка.
б). Заправьте ткань в пяльцы.
в). Подберите по цвету нитки для рисунка и приступайте к работе.
В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований, сочетании цветов, закрепка ниток и др.
4. Заключительная часть.
Вопросы для закрепления:
— Как давно существует искусство вышивки крестом на Руси?
— Какие орнаменты используют в вышивке крестом?
— Что можно украсить вышивкой крестом?
5. Рефлексия. Анализ и оценка работы.
На данном уроке учащиеся познакомились с историей возникновения вышивки крестом. Посмотрели творческие работы школы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом. Самостоятельно используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки крестом ,приступили к выполнению творческой работы.
-С какой вышивкой вы познакомились?
— Как давно зародилась вышивка крестом?
— Где можно применять этот вид творчества?
— Какие виды швов вы узнали?
С давних пор люди разных народов использовали вышивку для украшения текстильных изделий. Это и одежда, и предметы домашнего обихода, и просто декоративные изделия.
Пусть они послужат источником вдохновения в ваших творческих попытках.
Вышивка – это большое искусство, желаю вам успехов в технологии его освоения.
Домашнее задание. Выполнить вышивку крестом.
Конспект урока технологии «Вышивка крестом» 3 класс
план-конспект урока (технология, 3 класс) на тему
В конспекте изложен ход урока и технология вышивки крестом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_tehnologii_vyshivka_krestom_3_klass.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Вышивка крестом»
Цель: научить выполнению вышивки крестом по канве.
- Познакомить учащихся с вышивкой крестом, её особенностями; совершенствовать умения и навыки при вышивке крестом;
- Развить навыки работы в коллективе. Развитие таких качеств как познавательный процесс, логическое мышление, аккуратность, усидчивость, внимательность, взаимопонимание, самостоятельности, умение делать выводы.
- Формирование навыков совместной деятельности учащихся, точность и взаимопомощь при выполнении работ. Формирование творческой активности учащихся, точности, научить применять полученные знания на практике, способствовать совершенствованию эстетического вкуса воспитывать аккуратность.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Изложение нового материала.
3.Вводный инструктаж и практическая работа.
4.Заключительный инструктаж.
5.Уборка рабочих мест.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно -иллюстративный (беседа, демонстрация, рассказ, инструктаж, самоконтроль, сравнительная характеристика), репродуктивный, практическая работа.
Оборудование – для учителя: канва, сетка, сантиметровая лента, линейка, утюг, карандаш, инструкционные карты с вышивкой и схемами, мулине.
Оборудование – для учащихся: ткань х/б, канва, тетрадь, фартук, игла, нитки-мулине, ножницы, распарыватель, утюг,.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, установка должной дисциплины в классе, проверка отсутствующих, готовности к уроку. Объявление темы и цели урока.
2. Сейчас я вам предлагаю немножко поотгадывать загадки:
Инструменты для вышивки (загадки):
У тети Моти
Всегда в почете –
Штучка – одноручка,
Носочек стальной,
А хвостик льняной. (игла с ниткой)
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет.
(ножницы)
На стебле белеют чашки,
В них и нитки и рубашки.
(хлопок)
На одной яме –
Сто ям с ямой.
(наперсток)
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки.(утюг)
У тети Моти
Всегда в работе
Пять братьев,
Годами равные,
Ростом разные (пальцы)
3. Изложение нового материала.
Вышивка — одно из самых интересных и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Вышивание — увлекательный, творческий труд, который может принести детям много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного, дети приобретут такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность.
Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Вышивка тесно связана с появлением первого стежка.
Материалом для вышивки в разные далёкие времена служили жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шёлка, также применялся и натуральный волос.
В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище.
Вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую.
Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.
Народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.
Один из древнейших видов рукоделия, которым увлечены множество женщин и мужчин по всему миру.
И это не удивительно, ведь все что надо для вышивания — это терпение, терпение и еще раз терпение. Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет.
Вышивка крестом — это техника украшения изделий различными стежками из ниток. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине. В этой вышивке используется техника в полный «крест» или «полукрест»
Необходимые инструменты для вышивки
Методы вышивания крестом
4. Но прежде чем приступить к выполнению вышивки, повторим правила ТБ:
Инструктаж по технике безопасности.
Деятельность учителя
Во время вышивания следует помнить о правилах техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками.
Ответ учащихся:
1. Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице.
2. Не шить ржавой иглой.
3. Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.
4. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
5. Передавать ножницы кольцами вперед.
5. Самостоятельная работа учащихся. Оказание контроля и индивидуальной помощи.
Запяливание – заправка ткани в пяльцы. Положите меньший обруч пялец на стол, накройте его канвой. Прижмите большим обручем канву к меньшему. Подтяните винт. Натяните канву.
Ученики выполняют запяливание.
Раскрыть пасму мулине, разрезать в том месте, где узелок. Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити. Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.
Приемлемая длина нити – 50–60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами. Пучок состоит из 6 нитей. Отделите 2 нити.
3. Отмеряют длину нити, отделяют от пучка две нити.
Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом. Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить.
4. Подрезают нить под углом, вдевают нить в иглу в два сложения.
В вышивке на рабочей нити никогда не делают узелки.
Изнаночная сторона вышитого изделия должна быть аккуратной и чистой. Нить закрепляется на лицевой стороне ткани в том месте, где будет располагаться вышивка.
Выполните небольшой стежок в начале работы, протяните нить, оставляя на лицевой поверхности кончик в виде петельки, в которую введите иглу и затяните нить.
5. Закрепляют нить на канве.
Обратите внимание на цвет, используемых ниток.
6. Выполняют простой крест по горизонтали снизу вверх.7. Работают красными нитями.
Предупреждение о возможных ошибках:
1. Демонстрация приемов выполнения швов.
2. Выполнение учащимися практической работы.
3. Целевые обходы рабочих мест учащихся по выявлению:
4. Соблюдения правил по технике безопасности;
5. Правильности выполнения приемов вышивания;
6. Самостоятельности выполнения работ;
7. Сбор материала для заключительной части урока
3.Вводный инструктаж и практическая работа.
6. Физминутка
7. Практическая работа. Девочки приступают к практической работе. Задание: вышивка по схемам
Самоконтроль:
a) Равномерность ширины шва;
b) Аккуратность обработки срезов;
c) Ровность строчек;
Провожу своевременно текущий инструктаж, слежу за последовательностью выполнения практической работы, исправляю ошибки, помогаю их устранить.
8. Рефлексия.
а. Чему вы научились на уроке?
б. Каким образом выполняют простой крест?
в. Что было трудно?
г. Зачем вам нужен этот урок?
1.Проанализировать практические работы учащихся; Рассмотреть типичные ошибки, их причины, способы устранения; Вопросы к учащимся: Задание к следующему уроку;
Общие выводы по уроку.
По ходу проверки, отмечаю допущенные ошибки, анализирую их вместе с девочками. Выставление оценок. Демонстрация.
9. Уборка рабочих мест.
Учащиеся убирают свои рабочие места.
Урок технологии в 4-м классе по теме «Учимся вышивать крестиком»
Класс: 4
Цели урока: формирование первоначальных умений и навыков выполнения шва “простой крест”.
— создать условия для ознакомления со швом простой крестик как элемента национального орнамента;
— обсудить идеи выполнения шва “простой крест” на канве;
— закрепить навыки работы с иголкой;
— создать условия для развития аккуратности и терпения в работе;
— приобрести навыки работы с иголкой;
— развить творческих способностей учащихся, образного логического мышления, памяти, воображения, внимания, речи;
3) воспитывающие: создать условия для воспитания трудолюбия, эстетического вкуса, сплочения коллектива класса.
По типу: урок первоначального формирования умений и навыков вышивания крестиком.
Вид урока: комбинированный.
Методика обучения на данном уроке: развивающее обучение.
Развитие мотивации: с помощью создания проблемной ситуации.
Методы обучения на уроке: словесные (слово учителя, диалог между учителем и учащимися), наглядные (схемы для вышивания крестиком, мини-выставка готовых работ), самостоятельная работа на канве, методы стимулирования (отметки).
Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для вышивания:
1. Для учителя: дидактические материалы по технологии “Умелые руки найдут себе работу” Е.П. Кондратьевой и Л.М. Григорьевой; канва, льняная ткань, мулине, иглы, пяльцы, ножницы; “волшебная” шкатулка с загадками.
2. Для учащихся: нити мулине, иглы, наперсток, ножницы, канва.
3. Информационно-технологические ресурсы: инструкционные карты с вышивкой и схемами, таблицы с правилами безопасной работы с иголкой и ножницами.
Предметные умения:
- участвовать в диалоге на уроке, отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других;
- выполнять правила безопасной работы с иголкой, ниткой и ножницами;
- работать с иголкой и ножницами;
- выполнить шов “простой крестик” на канве;
- читать и понимать инструкционные карты со схемами.
Личностные УУД:
- сохранять мотивацию к учёбе;
- ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;
- развивать способность к самооценке.
Регулятивные УУД:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно;
- оценка, контроль.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества;
- управление поведением партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. | Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся. |
— Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь же друг другу,
Поприветствуйте друзей
И начнём урок скорей.
— А с каким настроением вы пришли? Покажите свое настроение.
— визуально контролируют свою готовность к уроку;
— рассаживаются на рабочие места; показывают своё настроение.
Мотивация учебной деятельности.
— Чем они вам понравились?
— Что объединяет эти предметы?
— А у вас дома есть украшенные вышивкой вещи?
— Кто у вас вышивает? Чьи это вещи?
— А какой вид шва использовали для вышивания этих предметов? Кто может сказать? (Если дети не могут назвать, то учитель сам называет этот вид шва)
— Все предметы украшены вышивкой.
— Дети называют, если есть.
— Называют чьи вещи, кто вышивал.
— Простой крест.
— Значит, чему сегодня будем учиться? Назовите цель урока.
— Как вы думаете, можно так научиться вышивать?
— А какие черты характера человека нужны, чтобы научиться так вышивать?
— Будем учиться вышивать крестиком.
— Усидчивость, аккуратность, терпение, внимательность, точность.
Краткое сообщение учителя о шве простой крест.
Два — нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
1. Знакомство с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для вышивания
1. Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
— Правильно. Это ножницы.
— А как нужно пользоваться ножницами?
— Повторяют правила безопасности при работе с ножницами
— А какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с иголкой? Давайте сейчас вместе с вами вспомним эти правила.
— Повторяют правила безопасности при работе с иголкой
— А как называется ткань для вышивания?
— Канва
— Почему во время шитья, вышивания одевают на палец напёрсток?
— Чтобы не уколоться.
Я длинная и тонкая
И смотана в клубок,
Сбежала от котенка я
В укромный уголок.
— Проверьте, все ли у вас готово на столе.
— Посмотрите, пожалуйста, вот такие швы мы будем учиться выполнять. Рассмотрите технологические карты выполнения шва “простой крест”.
Учитель показывает последовательность выполнения шва, дети повторяют.
— Если возникают трудности, обратитесь за помощью к товарищам или к учителю.
Учитель демонстрирует образы выполненных на канве швов.
Ребята внимательно смотрят как учитель поэтапно выполняет работу, начинают выполнять сами
Выполняют шов “простой крест” по горизонтали, по вертикали, по диагонали на канве по технологическим картам со схемами красными нитями
— С каким материалом работали?
— Какой простой крест был самым легким?
— Какое у вас настроение?
— Ниткой мулине, ножницами, канвой
— Самый лёгкий – по горизонтали
— Самые трудные – по вертикали и по диагонали
— Бодрое
— Удалось ли выполнить работу?
— Кто выполнил всё правильно и были ли недочёты?