- План-конспект «Вышивка простейшими швами (по индивидуальному эскизу)» план-конспект
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок в 5 классе «Ручные вышивальные швы». Презентация «Вышивка простыми швами» план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методическое пособие по простейшим швам вышивки.
План-конспект «Вышивка простейшими швами (по индивидуальному эскизу)»
план-конспект
План-конспект занятия, посвященного вышивке простейшими швами. Материал предназначен для педагогов дополнительного образования.
Цель — развитие личности ребенка, его творческих способностей и эстетическое воспитание при изготовлении изделий с вышивкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyshivka_prosteyshimi_shvami.doc | 315.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Вышивка простейшими швами (по индивидуальному эскизу). Инструктаж по Т/Б. »
Цель: развитие личности ребенка, его творческих способностей и эстетическое воспитание при изготовлении изделий с вышивкой;
Образовательные: Ознакомить с простейшими швами, применяемыми в вышивке, изготовить образцы.
Воспитательные: воспитание аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца.
Развивающие: развитие памяти, внимания, моторных навыков, творческого мышления, формирование эстетического и художественного вкуса.
Технологии, используемые на уроке:
Технология личностно-ориентированного обучения: обучение организуется с учетом индивидуальных, психологических особенностей каждого ребёнка.
Технология коллективной деятельности: совместная деятельность детей и взрослого. Взаимопомощь детей.
Здоровьесберегающая технология : создание условий, положительно влияющих на здоровье ребенка.
Методы и формы контроля:
Наблюдение, обсуждение, анализ работ
Материалы и оборудование:
Ткань, иголки, нитки, ножницы, пяльцы, схемы (эскизы)
- Организационный момент
- Сообщение темы занятия (« Вышивка. Простейшие швы »)
Беседа с обучающимися.
Виды швов. Презентация «История вышивки».
Технология выполнения вышивки.
а) Шов «вперед иголкой» (рис.1) – самый простой. Он используется для имитации и выполнения контуров рисунка. Иголку с ниткой пропускают в ткань справа налево, все время вперед, набирая один или несколько стежков. Этим швом вышивают узоры на блузках, салфетках, сумках.
Б) Шов «строчка» (рис.2) или «за иголку». Напоминает машинный строчный шов. На лицевой стороне стежки прилегают один к одному, а на выворотной длина стежка равна двум стежкам с лицевой стороны.
в) Стебельчатый шов (рис.3) выполняют слева направо. Острие иголки все время направлено влево, а каждый новый стежок начинают, отступая назад, т.е. направо. На лицевой стороне стежки заходят один за другой, а вывороте создают строчку. Стебельчатым швом вышивают контуры рисунка (например, стебли, цветы, листья).
г)Закрепление нити в начале и конце работы.
Урок в 5 классе «Ручные вышивальные швы». Презентация «Вышивка простыми швами»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Разработка урока для 5 класса «ручные вышивальные швы» , презентация «Вышивка простыми швами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок для 5 класса «Ручные вышивальные швы» | 24.75 КБ |
Презентация » Вышивка простыми швами» | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Ручные вышивальные швы. Шов «стебельчатый» 5 класс
Тип урока : Изучение нового материала
Цель : Формирование компетенций по изучению выполнения шва «стебельчатый»
Познакомить с инструментами и материалами для вышивки:
- ознакомить с правила техники безопасности при работе с инструментами;
- раскрыть содержание понятий «пяльцы», нитки мулине, пасма;
- научиться выполнять шов «стебельчатый»
- освоить технологическую последовательность выполнения шва «стебельчатый»;
- закрепить приемы безопасной работы с иголкой, ножницами;
познакомить с профессией вышивальщицы.
- подбирать инструменты, материала и приспособления для работы;
- организовать рабочее место;
- планировать последовательность выполнения работы;
- рационально распределять время для выполнения работы;
- овладеть алгоритмом действий, сравнения, анализа.
- выполнять безопасные приемы работы с инструментами;
- понимать необходимость правильной организации
- прививать аккуратность и качество работы;
- повышать интерес к вышивке;
- воспитывать уважение к ручному труду, народному творчеству;
- формирование эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Межпредметные связи : окружающий мир, тема «Натуральные волокна, нити», изобразительное искусство, тема «Узоры, которые создали люди», черчение
- Рабочая программа.
- Учебник.
- Электронное приложение к учебнику.
- Пособие для учителя.
- Презентация.
Учебник : О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая. « Технология. Обслуживающий труд», 5 класс.
Раздел программы: «Рукоделие. Вышивание». с. 213-219
- Материалы: нитки мулине, ткань для выполнения образца;
- инструменты: иголки, ножницы,
- приспособления: пяльцы;
- наперсток, игольница;
- наглядные пособия и раздаточный материал;
- образцы готовых работ, образцы швов.
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося
Актуализация необходимых знаний
- Что вы выполняли на прошлом уроке и узнали нового?
- Выполняли вы уже подобные работы ранее?
- Где еще можно применить нитки?
- Какие правила при работе с инструментами и нитками вы запомнили?
Отвечают на вопросы учителя.
Мотивация познавательной деятельности
Люди с какой профессией занимаются вышивкой?
Демонстрирует иллюстрации по вышивке.
Чтобы уметь выполнять вышивальные работы, нужно очень захотеть и постараться. Вы разовьете у себя хорошие качества: силу воли, усидчивость, аккуратность. Сможете модно украшать свои изделия.
Какие пословицы и поговорки вы знаете?
«Смотреть на цветы легко, а вышивать их…
«Не учись безделью, а учись…
«Маленькое дело лучше большого…
Вещи ручной работы- это роскошь.
Иметь их каждому совсем не обязательно.
Тот, кто хочет их иметь, делает их сам
Или платит мастеру за его труд.
(ведущий французский модельер)
- Называют профессию «вышивальщица», определяют какими качествами должен обладать человек с такой профессией, в чем еще, кроме выполнения вышивки, должен разбираться человек.
Организация познавательной деятельности
Не губи ты жизнь бездельем-
Занимайся рукодельем. Шей, вяжи- не унывай,
Или гладью вышивай.
Обращаю внимание детей на доску:
– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке сегодня?
- Показывает образцы выполненных украшающих швов, показывает стебельчатый шов.
- Показывает презентацию по украшающим швам.
- Обращает внимание на качество и аккуратность работы.
- Задает наводящие вопросы.
Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узора в вышивке. Стебельчатый шов незаменим для проработки элегантных контурных линий. При правильном выполнении этот изящный стежок может творить чудеса в вышивке.
Стебельчатым швом можно выполнять метки и монограммы
Метки – это обозначение принадлежности данного предмета или одежды определённому лицу. Вышивали инициалы или имя хозяина. Метки располагали так, чтобы они не портили внешний вид одежды.
Монограмма- это вязь из начальных букв имени, фамилии, инициалы владельца или герб семьи. Монограммы – это не только метки, но и украшения изделия в уголке платка. Они вышиваются нитками одного цвета, нежных, пастельных оттенков: голубого, розового, персикового, зелёного, а иногда и просто белыми, но за счёт блеска ниток вышивка на ткани выделялась.
Прежде чем мы перейдём к практической работе, повторим, какие нам для этого необходимы инструменты?
Предлагает отгадать загадки:
Одноуха, длинный нос,
Нет ни глаз и ни волос,
Не сидит она без дела,
Протыкает ткань она.
А вот еще одна загадка:
Пара острых, тонких ног
Без туфель и без сапог.
На ногах — по голове
Для чего, скажите мне?
По бумаге ходят ноги,
Режут все, что на дороге…
Вам понравилось отгадывать? Давайте еще одну отгадаем:
У меня есть, у подружки.
Вышивали мы открытки,
Какие загадки вы знаете?
Труд – дело очень важное,
порой не безопасное.
Правила должны вы знать,
Повторяют правила безопасной работы.
Показ и объяснение технологии выполнения стебельчатого шва по таблице «Простейшие швы». Объясняет выполнение стебельчатого шва по схеме.
Предлагает приступить к практической работе, используя для этого технологические карты, эскизы монограмм и все необходимые инструменты и приспособления.
- Определяют тему урока.
- Просматривают иллюстративный материал; делают выводы о наличии стеков в вышивке, о знакомых швах.
- Смотрят образцы швов, делают выводы о качестве работы, о сложности швов, находят знакомые швы.
- Находят в презентации стебельчатый шов;
- Определяют, на что похожи маленькие стежки.
- Высказывают свое мнение по поводу количества ниток для выполнения стежков.
- Определяют, какими нитками можно выполнять шов.
- Просматривают образцы
вышитых изделий, определяют лицевую и изнаночную стороны изделия и делают выводы о качестве вышивальных работ.
- Делают выводы: какие детали вышивок выполнены этим швом.
Методическое пособие по простейшим швам вышивки.
Методическое пособие по простейшим швам вышивки.
Шов «вперед иголку»
Выполняется шов одинаковыми равномерными стежками длиной от 2 до 10 мм справа налево. Промежутки между стежками также равны между собой и по длине такие же, как стежок, или меньше его. Работа ведется без пялец (рис1).
В основном шов используется при обведении контура рисунка (рис. 2) ,
и как самостоятельный украшающий шов, в различных видах своего проявления, например: стежки шва в каждом последующем ряду располагаются строго один под другим (рис. 3) ,
стежки шва в каждом последующем ряду располагаются в шахматном порядке, относительно предыдущего ряда (рис. 4) ,
стежки шва в каждом последующем ряду расположены со смещением, относительно предыдущего ряда (рис. 5) ,
стежки шва в каждом последующем ряду имеют свой размер и расположены, согласно рисунку, с разными смещениями, относительно предыдущего ряда (рис. 6) ,
ряды шва расположены в разных направлениях относительно друг друга: под прямым углом (рис. 7) , под острым и тупым углом (рис. 8) , по спирали — по кругу и под прямым углом, равными стежками (рис. 9) , по кругу — плавно увеличивающимися стежками с равным расстоянием между ними (рис. 10) , по спирали — по кругу и под прямым углом, равными стежками с постепенным увеличением толщины нити (рис. 11) .
При многогранном использовании цветовой гаммы ниток и всех разновидностей этого шва художественные возможности его неисчерпаемы.
Шов «назад иголку»
Шов «назад иголку» — само название шва говорит о том, что стежки делаются путём прокола ткани иглой не вперёд, а за вторым проколом.
В этом шве лицевые стежки равномерно расположены по прямой, с одинаковыми промежутками, равными лицевому стежку. Каждый лицевой стежок равен 1/3 изнаночного стежка. Изнаночные стежки находят один на другой. Шов «назад иголку» — скрепляющий.
Закрепив нитку, иглу выводят на лицевую сторону, набирают на неё несколько нитей ткани и протягивают рабочую нитку. На изнанке получается стежок величиной в эти несколько нитей .(рис.12)
Рис. 12.
Вышивать надо, точно соблюдая величину стежков и их направление — по нити ткани или по намеченной линии. Шов должен ложиться свободно, нитку затягивать не следует.
Шов «строчка» — это разновидность шва «назад иголку». В этом шве лицевые стежки плотно ложатся друг к другу; они одинаковой величины и каждый из них равен половине изнаночного стежка. (Рис. 13)
Рис. 13
Этот шов делается таким же приёмом, как и шов «назад иголку», но только на лицевой стороне нет интервалов между стежками. На изнаночной стороне образуется плотная линия шва из стежков в два ряда.
Шов «строчка» плотный, соединяющий и украшающий. Этим швом вышивают контуры рисунков и украшающие полоски.
Стебельчатый шов ( рис. 14 ) представляет собой ряд одинаковых горизонтальных стежков, плотно примыкающих друг к другу. Таким швом вышивают контуры рисунка и чаще всего — стебли цветов, откуда и его название.
Выполняется стебельчатый шов слева направо. Нить закрепляется в точке 1, расположенной на линии рисунка. Далее делается горизонтальный стежок (1-2) вправо. В точке 2 игла уходит на изнанку, где делает горизонтальный стежок (2-3) влево, равный 1/2 стежка (1-2). В точке 3 игла выходит на лицо. Далее технология выполнения стебельчатого шва от точки 3 такая же, как отточки 1. Причем при выполнении данного шва необходимо следить за тем, чтобы рабочая нить всегда находилась снизу по отношению к выполненным стежкам.
На рисунке 15 показано заполнение фона вышивки стебельчатым швом, когда горизонтальные ряды шва плотно уложены один к другому.
Шов «козлик» состоит из двух параллельных рядов наклонных стежков, перекрещенных вверху и внизу. На изнаночной стороне два параллельных ряда маленьких стежков.
«Козлик» можно вышивать по прямым и закруглённым линиям.
На ткань карандашом наносят две параллельные линии на расстоянии друг от друга в 1 см. На обеих линиях, точно одна под другой, ставят точки, делящие их на отрезки по 1 см.
Нитку закрепляют по диагонали под первый стежок. Иглу выкалывают в первой точке верхней линии и вкалывают во вторую точку нижней линии. Таким образом, получают первый наклонный стежок.
Иглу выкалывают в середине между первой и второй точками нижней линии.
Нитку откидывают вправо наверх, иглу вкалывают в середину между второй и третьей точками верхней линии и выкалывают во вторую точку верхнего ряда. Получается второй наклонный стежок. Стежки внизу перекрещены.
Нитку откидывают вправо и вниз. Иглу вкалывают в третью нижнюю точку. Получается третий наклонный стежок, наверху стежки перекрещены.
На протяжении всего ряда «козлика» по верхней линии иглу вкалывают в промежуток между точками, а выкалывают в правые точки. Перекрещенные нитки по верхней линии располагаются напротив промежутков внизу, а перекрещенные нитки по нижней линии находятся против промежутков наверху. Если это расположение перекрещенных ниток не соблюдать, то «козлик» перекосится. (Рис. 16)
Выполняют в два приема. Сначала по контуру узора делают стежки шва «вперед иголку» (рис. 17а). При этом расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткани. Если иглу с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится новый шов (рис. 17б) .
Краевой шов закрепляет прямые и закруглённые линии изделия, вышивают им и контуры рисунков.
Вышивают слева направо. Иголку вкалывают по внутренней линии края и выкалывают на внешней линии. Нитка откинута налево и вверх, игла выходит в петлю, образовавшуюся от нитки, откинутой вверх. Рабочая нитка вытянута. Затягивают петлю от себя влево в сторону стежка. (Рис. 18)
Краевым швом можно вышивать по прямым линиям. В гладевых вышивках края обрабатываются в основном зубцами.
Петельки и полупетельки с приклепками.
Мелкие листочки и лепестки цветков часто вышивают петельками с одной (рис. 19а), двумя (рис. 19б) и тремя (рис. 19в) приклепками. При этом иглу вводят в то место, откуда нитка вышла с изнаночной стороны ткани на лицевую. Если эти проколы иглой сделать на расстоянии (рис. 19г), получится полупетля. Полупетлей можно выполнять сердцевину цветка или контур листочка.
Ими выполняют сердцевину цветов или половин листика в белой глади. Иногда цветок, вышитый белой гладью, обшивают по контуру узелками. Закрепите нитку и выведите сё на лицевую сторону ткани на линии контура. Левой рукой оттяните нитку влево. Иглу держите в горизонтальной плоскости, направляя острый конец влево. Рабочей ниткой обвейте иглу 1—2 раза в направлении от себя и придерживайте нитку левой рукой до конца выполнения шва. Правой рукой проколите ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани. Осторожно протяните нитку на изнаночную сторону, подтягивая к ткани получившийся узелок. Выполняя узелки, следите за тем, чтобы игла не попадала в точку первого прокола, т.к. в этом случае узелок вместе с ниткой легко пройдёт на изнаночную сторону. Выкалывайте иглу на лицевую сторону, отступя от узелка вправо на 1,5—2 мм, а вкалывайте рядом с сделанным узелком по кругу до тех пор. пока будет заполнена вся сердцевина цветка. В вышивках цветной гладью узелки выполняют цветными нитками мулине, иногда в 4—6 и более сложений, а иглу обвивают .3—4 раза. Величина узелка зависит и от толщины иглы. Чтобы узелок получился аккуратный, левой рукой поддергивайте нитку в то время, когда правая рука протягивает ее на изнаночную сторону. (Рис. 20)
К этим швам, отличающимся большой декоративностью, относятся те швы, которые легко выполняются по свободному контуру, прочерченному на ткани от руки, — отсюда и их название.
Назначение таких швов очень разнообразно. В основном они служат прекрасной украшающей отделкой одежды, белья, рушников, изделий бытового назначения и предметов интерьера. Также их применяют для обметки петель и края готовых изделий. Эти швы являются хорошим дополнением к более сложным вышивкам («ришелье», «белая гладь», «аппликация»). А главное, на основе технологии их выполнения создан целый раздел вышивки — «свободные вышивки».
Свободные отделочно-декоративные швы включают в себя: стебельчатый шов и большой объемный раздел швов, в котором использован принцип образования петли из рабочей нити, так называемых петельных швов.
В данном разделе подробно рассмотрены те виды петельных швов, которые построены на принципе ряда петель, выходящих одна из другой и являющихся непрерывными швами, то есть каждая последующая петля цепляется за предыдущую и неотъемлемо связана с ней. Это так называемые «тамбурные швы». Их название происходит от круглых пялец, похожих на большой барабан — тамбурин. Такие швы были известны еще до нашей эры, и впоследствии было изобретено множество их разновидностей.
Тамбурный шов . Шов «цепочка» — это второе название тамбурного шва, поскольку он напоминает цепочку — ряд петель, выходящих одна из другой (рис. 21-в) . Вышивать его можно в любом направлении по контуру рисунка.
Иголку вкалываем в точку 1, где закреплена нить, выводим ее на изнанку, где она делает стежок (1-2) по контуру рисунка. В точке 2 иголку выкалываем на лицо, подводим под нее нить и затягиваем петлю (рис. 21-а) . Нить выходит на лицо из точки 2. Далее технология выполнения шва от точки 2 такая же, как от точки 1 (рис 21-6) .
Основой для вышивки шва 2 служит тамбурный шов. Технологию его выполнения смотри на рисунке 21 , шов 1. В зависимости от размеров стежков, проложенных по изнанке (длинные и короткие), меняется и форма петель на лицевой стороне (большие и маленькие). Таким образом, и существенно меняется внешний вид шва ( рис. 22 , шов 2).
Основой для выполнения шва 3 служит тамбурный шов. Технологию его выполнения смотри на рисунке 21 , шов 1. В зависимости от направления стежков, проложенных по изнанке (один вправо и вверх, другой вправо и вниз), меняется и направление петель на лицевой стороне. Таким образом и существенно меняется внешний вид шва. ( Рис. 23 , шов 3)
Основой для выполнения шва 4 служит тамбурный шов. Технологию его выполнения смотри на рисунке 21 . Сначала нитью одного цвета вышивают тамбурный шов, а затем нитью другого цвета, не прокалывая ткань, украшают его, обвивая ею каждую петлю шва сверху вниз. По внешнему виду получается своеобразная веревочка — отсюда и второе название этого шва. ( Рис. 24 , шов 4).
Основой для выполнения шва 5 служит тамбурный шов. Технологию его выполнения смотри на рисунке 21 . Сначала нитью одного цвета вышивается тамбурный шов, а затем нитью другого цвета украшают его, делая справа налево короткие горизонтальные стежки на каждом перекрестии петель шва (рис. 25-а) . Стежки прокладываются по технологии шва «назад иголку» (рис. 12). Нить закрепляют внутри петли в точке 1, делают горизонтальный стежок (1-2) по лицевой стороне вправо. В точке 2 игла уходит на изнанку и делает там горизонтальный стежок (2-3) влево в следующую петлю. В точке 3 игла выходит на лицевую сторону и делает горизонтальный стежок (3-4) вправо в предыдущую петлю, перекрывая перекрестие петель. В точке 4 игла уходит на изнанку. Далее технология выполнения такая же, как отточки 2 (рис. 25-б).
Шов 6 выполняется двумя нитками разного цвета, одновременно заправленными в иглу. Технология шва 6 такая же, как и тамбурного шва, с той лишь разницей, что каждая последующая петля выполняется ниткой противоположного цвета ( рис. 26 , шов б).
Иглу вкалываем в точку 1, где закреплены нити, и выводим ее на изнанку, где она делает горизонтальный стежок (1-2) вправо. В точке 2 иглу выкалываем на лицевую сторону, подводим под нее нить первого цвета и затягиваем петлю (рис. 26-а) . Из точки 2 нити выходят на лицевую сторону. Далее иглу вкалываем в точку 2 и выводим ее на изнанку, где она делает горизонтальный стежок (2-3) вправо. В точке 3 выкалываем иглу на лицевую сторону, подводим под нить второго цвета и затягиваем петлю (рис. 26-б) . В точке 3 обе нити выходят на лицо. Далее технология выполнения от точки 3 такая же, как от точки 1.
Шов 7 (рис. 27) является разновидностью тамбурного шва ( рис. 21 , шов 1).
Шов 7 выполняется слева направо. Нить закрепляется в точке 1, расположенной на верхней грани. Далее игла вкалывается в точку 2, расположенную на нижней грани левее точки I, уходит на изнанку и делает там диагональный стежок (2-3) вверх и вправо на верхнюю грань. В точке 3 выходит на лицо. Нить подводится под иглу, и петля затягивается (рис. 28-а) . Далее игла вкалывается в точке 4, расположенной на нижней грани подточкой 1, уходит на изнанку, делает там диагональный стежок (4-5) вверх и вправо на верхнюю грань. Расстояния 1-3, 3-5 и т.д. равны между собой. В точке 5 игла выходит на лицевую сторону, нить снизу подводится под нее и петля затягивается (рис. 28-б) . Далее технология выполнения шва от точки 5 такая же, как отточки 1.
Шов 8 (рис29. ) является разновидностью тамбурного шва (рис 21) . Технология выполнения шва 8 такая же, как и шва 7 (рис. 27) , с той лишь разницей, что длинный «хвостик», чередуясь через петлю, меняет свою длину, что необходимо учитывать при его выполнении (рис. 29 а-б). Также длина «хвостика» у каждой петли может быть своя, что существенно изменит внешний вид шва.
Рис. 29.
Шов 9 является разновидностью тамбурного шва (рис. 21).
Выполняется шов 9 слева направо. Нить закрепляется в точке 1 на средней грани, затем иглу вкалываем в точку 2, расположенную на нижней грани левее точки 1, и выкалываем ее на изнанку, где она делает диагональный стежок (2-3) вверх и вправо на среднюю грань.
В точке 3 игла выходит на лицевую сторону, нить снизу подводится под нее, и петля затягивается (рис. 31-а) . Далее вкалываем иглу в точку 4, расположенную на верхней грани над точкой 1, выводим ее на изнанку, где она делает диагональный стежок (4-5) вниз и вправо на среднюю грань. Отрезки 1-3, 3-5 и т.д. равны между собой. В точке 5 игла выходит на лицевую сторону, нить сверху подводится под нее, и петля затягивается (рис. 31-б) . Далее технология выполнения шва от точки 5 такая же, как от точки 1.
Рис. 31.
Шов 10 является разновидностью тамбурного шва (рис. 21) . Перехлест нити происходит внутри петли (рис. 32) .