- Технологическая карта урока по технологии в 5 классе по теме Вышивка. Выполнение простейших швов план-конспект урока по технологии (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Презентация по технологии «Вышивка» 5 класс
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Урок по технологии для 5 класса (девочки) на тему «Вышивание»
Технологическая карта урока по технологии в 5 классе по теме Вышивка. Выполнение простейших швов
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Разработка урока по технологии в 5 классе (девочки) по теме Вышивка. Выполнение простейших швов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку в 5 классе по теме Вышивка. Выполнение простейших швов | 2.4 МБ |
Технологическая карта урока по технологии в 5 классе по теме Вышивка. Выполнение простейших швов | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока технологии. 5 класс
Тема: Вышивка. Выполнение простейших ручных швов
Дата урока : 16.05.2019
Тип урока: Комбинированный
Технология урока : технология системно-деятельностного подхода
Обучающая: организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности в выполнении ручных швов необходимых для выполнения практической работы.
Развивающая: способствовать совершенствованию практических навыков в выполнении простейших швов и применению их на практике.
Воспитательная: формировать ценностное отношение учащихся к совместной учебной деятельности по применению знаний, полученных на уроках.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска, упражнения, самостоятельная работа.
Приемы: рассказ, демонстрация, объяснение, практическая работа, рефлексия, игровой момент.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль.
Практическая работа : изготовление монограммы стебельчатым швом.
Межпредметные связи: история, ИЗО, русский язык, информатика.
Цифровые образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование и материалы:
- образцы готовых изделий, выставка работ ручной вышивки;
- стенд «Сегодня на уроке» с новыми терминами;
- дидактический материал: Инструкционная карта по выполнению стебельчатого шва, Инструкционная карта по изготовлению монограммы;
- раздаточный материал: нитки мулине, ножницы, пяльцы, ткань для вышивки, иглы;
- учебник «Технология», «Рабочая тетрадь 5 кл.».
Планируемые образовательные результаты. Универсальные учебные действия.
1. Предметные умения: научить приемам вышивки простейшими ручными швами (стебельчатый шов).
2. Личностные умения:
- Развитие познавательного интереса, учебной мотивации, творческого воображения.
- Формирование личного, эмоционального отношения к себе, окружающему миру.
- Развитие осознания адекватной позитивной самооценки.
3. Метапредметные умения:
— Умение определять и формулировать тему урока, планировать последовательность действий на уроке.
— Работать по составленному плану.
— Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
— Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, с заданным алгоритмом развития логического мышления.
— формирование представлений об окружающем мире и о себе самом;
— умение ориентироваться в системе знаний, уметь отличать новое от уже известного;
— использовать учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— проводить анализ, строить логическую цепочку рассуждений;
— самостоятельно решать проблемы творческого характера.
— умение оформлять свои мысли в устной форме;
— слушать и понимать речь других;
— совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
— сотрудничать в поиске решения проблемы.
Этапы урока (системно-деятельностный подход)
Содержание учебного материала
I. Мотивация к учебной деятельности
Прием рефлексии «Цветик-многоцветик». Каждая ученица выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения, затем все лепестки собирают в один общий цветок
Создание ситуации для определения темы урока: 1.« Сундучок с сокровищами »: Слайд № 4
1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)
2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань)
3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)
4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)
Презентация по технологии «Вышивка» 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Т Е Х Н О Л О Г И Я В ы ш и в к а – 5 класс. Автор: Андреева Марина Александровна учитель технологии Усть — Качкинская средняя школа.
С о д е р ж а н и е Начинаем с радуги Готовимся вышивать Научились вышивать Источник информации Тест
Гармоничными контрастными сочетаниями принято считать цвета секторов, расположенных друг против друга: красный – зеленый; оранжевый – синий; желтый – фиолетовый.
Ахроматические (нейтральные) Хроматические «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»
Красный Оранжевый Желтый Зелёный Голубой Синий Фиолетовый Цвета воды и льда Солнце и тепло
Г о т о в и м с я в ы ш и в а т ь Нитки бывают натуральные (из хлопка,шелка,льна, конопли и даже из крапивы) и искусственные ( из химических волокон ). Канва. Пяльцы. Иголки. Для вышивания нужны иголки разной толщины и длины (номер от 0 до 12). Ножницы, шило, наперсток и другие нужные вещи.
Шов «Вперед иголку» — это ряд одинаковых стежков,проложенных справа налево. Шов «Шнурок» — Стежки обвивают толстой шерстяной нитью.
Шов « Назад иголку» Шов «Назад иголку» представляет собой ряд одинаковых стежков,проложенных справа налево на одном и том же расстоянии друг от друга. «Россыпь» — разновидность шва.
Стебельчатый шов состоит из одинаковых косых стежков,плотно прилегающих друг к другу.
Тамбурный шов или тамбур – один из древнейших декоративных швов.Им вышивали ковры и покрывала.
ПЕТЕЛЬНЫЙ ШОВ – ЭТО РЯД ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПЕТЛЕОБРАЗНЫХ СТЕЖКОВ,ПРОЛОЖЕННЫХ СЛЕВА НАПРАВО.
«Узелки».Чаще всего их используют,вышивая цветочные тычинки. «Узелки»можно сделать совсем крохотными или чуть больше – все зависит от толщины нити и количества витков, накрученных на иглу.
«Рококо» или шов «навивка»,»кучерявый»,»витой»,так называли его в старину, — это те же «узелки»,только с большим количеством витков.
Гладь – вышивка прямыми и косыми стежками,плотно уложенными один к одному.
Крест или,как его любовно называют рукодельницы, крестик – один из самых популярных видов вышивки.
Вертикальные ряды крестиков вышивают снизу вверх.
Н А У Ч И Л И С Ь В Ы Ш И В А Т Ь
Маргарита Максимова Марина Кузьмина
1. Какие швы вам известны а)петельный; б) стебельчатый; в) закрепочный. 2.Какой шов состоит из одних косых стежков а)стебельчатый; б) тамбурный; в) крест. 3.Как нужно выбирать нитка для вышивания а) при дневном свете; б) при электрическом свете.
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДВ-214445
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по технологии для 5 класса (девочки) на тему «Вышивание»
Тема урока технологии в 5 классе «Вышивка»
Цели: Познакомить с элементом рукоделия вышивка крестом.
Развить навыки и умения вышивать обычным крестом по схемам.
Воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость и эстетическое отношение к выполняемой работе.
Оборудование: Схемы рисунков для вышивания крестом, технологические карты для вышивания крестом, образцы, готовые изделия.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Организация рабочего стола:
Материалы, т.е.: ткань, нитки, положите слева, а инструменты — ножницы, иглы, наперстки – справа.
Желаю вам творческих успехов, удачи в работе и хорошего настроения.
Сообщение темы урока:
Сегодня на уроке вы познакомитесь с техникой — вышивка крестом.
Правила по ТБ при работе с иглами, ножницами.
Что такое рукоделие?
Что такое вышивание?
Какие виды швов вам известны?
Изложение нового материала:
У всех народов мира наряду с общими имеются свои виды рукоделия. Одни из распространенных видов рукоделия является вышивка. В начальных классах вы уже знакомились с техникой вышивания. Вышивка включает в себя большое количество различных швов. Вышивку принято делить на сквозную и глухую.
К сквозной вышивке можно отнести следующие виды работ: мережка, гипюр и т.д.
К глухой вышивке можно отнести следующие виды работ: гладь, крестик, роспись и т.д.
В свободной вышивке кроме гладьевых швов используются и другие – стебельчатый тамбур, елочка, козлик, соединительные швы и т.д.
Шов крест широко используют в цветной вышивке для украшения салфеток, подушек, скатертей, изготовления настенных панно. Крестом вышивают по канве (демонстрация), по продернутым ниткам, по счету ниток, но можно вышивать также по ткани с крупной ровной нитью, составляющей квадраты.
Запись темы урока и таблиц вместе с терминами в тетрадь:
Практическая работа учащихся.
По технике безопасности
Проверка правильности выполнения работы –обход учителем.
Завершение работы –обход учителем.
Кроссворд на доске.
Тема урока технологии в 5 классе «Вышивка» Дата:
· Познакомить с историей вышивки.
· Освоить приемы вышивания.
· Вспомнить вышитые семейные реликвии.
· Показать образцы современной вышивки.
· Выставка семейных, образцов вышивки
· Дефиле современной одежды с вышивкой.
· Показ слайд-шоу с современной вышивкой.
· Практическая работа: приемы вышивки, изготовление образцов.
Оттого, что мы забываем о солнце, оно не перестает нам светить, прощая нас забывчивых. Так и народ, в целом, прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды, предания, легенды, поверья, молитвы, традиционные украшения одежды и жилищ. Любой народ бережлив, но для каждодневной жизни остается только самое ценное и необходимое. Обряды играли раньше столь значительную роль в жизни народа, что переоценить их невозможно. Они не только поддерживали нравственный свод норм поведения, но во многом и сами составляли его. А в песенном, поэтическом, этническом облачении и украшениях одежды и жилищ, сопровождении тех или иных действий, народ не только воплотил представление о добре и зле, о прекрасном, безобразном, но и оставил свои, веками накопленные, педагогические, медицинские, бытовые познания.
Любая обрядовая одежда украшена вышивкой. Вышивка — способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками. Этот вид рукоделия возник очень давно, возможно, именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур.
Искусство вышивки развивалось вместе с человеком и зачастую служило средством выражения его отношения к окружающему миру. Именно поэтому узоры вышивки порой символичны и связаны с верованиями и обрядами того или иного народа. В древние времена различные виды вышивки имели свое предназначение.
В культуре славянских народов вышивка также играла важную роль. Одежду расшивали разного рода орнаментами, которые не только украшали ее, но и служили оберегами от зла. Такими знаками были руны – магические символы, в дальнейшем способствовавшие происхождению письменности. Неслучайно вышивка располагалась на вороте, подоле, краях рукавов, то есть именно в тех местах, где тело человека было открыто. Определенные узоры предназначались для украшения праздничных и свадебных нарядов, ритуальной одежды. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, окон и икон. Вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение ребенка.
В Х-ХII вв. вышивку стали использовать не только в ритуальных целях, но и для украшения различных вещей (сарафанов, головных уборов, полотенец, скатертей, занавесок, постельного белья и т. д.). В то время рукодельницы умели вышивать самые различные узоры, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая сценками из жизни. Соревнуясь между собой в мастерстве, они постоянно совершенствовали приемы вышивки. Одним из наиболее распространенных видов стала вышивка крестиком
Вышивание было известно в глубокой древности, и, как для многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. Так как древние народы были пастухами, то и первые ткани и вышивки выделывались из шерсти. Впоследствии, когда в Египте были открыты волокнистые свойства некоторых растений, преимущественно пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые по своей белизне оказались особенно подходящими к великолепию религиозных обрядов и для этой цели употреблялись у всех древних народов. Позднее в Индии найдено было хлопчатобумажное растение, и там начали делать тончайшие ткани, по которым вышивали шерстяными, бумажными и, наконец, золотыми нитками.
Очень часто с помощью вышивки подчеркивалось социальное положение. Так, на найденном в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду. Вышивка была распространена не только в Древнем Египте, но и в Древней Греции. Свидетельством тому служит найденная при раскопках ваза, датируемая V веком до н. э., на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей.
В Азии это искусство процветало широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение Минерве, Афине-Палладе. Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав ее на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивке и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато украшена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом были привезены в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за нее троян и греков.
Более развитое искусство вышивки заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых золотыми вышивками и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками Некоторые писатели приписывают фригийцам изобретение вышивки золотом. Достоверно только, что римляне познакомились с ним через Атталу, царя пергамского, умершего в 133 г. до Р. Хр.; поэтому первые вышивки золотом получили название атталинских; но по искусству исполнения самыми лучшими вышивками были фригийские.
Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступны, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. Заметив это, некто Жан Робэн (Jean Robin) вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал разводить в нем самые разнообразные чужестранные и редкие растения. Его затея имела громадный успех; вскоре его цветочное заведение куплено было Генрихом IV и, сделавшись принадлежностью правительства, стало называться «королевским садом». В 1626 г. ученому Гюи де ла Бросс (Guy de la Bross) пришла счастливая мысль воспользоваться этим садом с его многочисленными растениями для научного обучения студентов-медиков. Так основан был первый ботанический сад (Jardin des Plantes) с его музеем естественных наук: вышивка косвенным образом оказала помощь и услугу науке.
Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.
Инструменты и приспособления.
Для вышивания потребуются несложные инструменты и приспособления: пяльцы, иглы, ножницы и некоторые другие.
Пяльцы. Вышивать гораздо удобнее, если ткань равномерно натянута. В этом случае отдельные стежки получаются ровными, а вышивка не стягивает полотно. Для натяжения ткани при вышивке используют пяльцы. Существует несколько их разновидностей, различающихся формой, материалом и конструктивными особенностями.
Круглые пяльцы состоят из двух обручей разного диаметра. На меньший кладут ткань, натягивают с помощью большего и закрепляют, регулируя винт. Круглые пяльцы изготавливают из пластмассы или дерева.
Иглы. Иглы для вышивки подбирают так, чтобы их размер соответствовал толщине используемых ниток и ткани. Чем тоньше ткань, тем меньше должен быть диаметр иглы. В то же время удобнее использовать иглы с широким ушком, так как чаще всего вышивку выполняют нитками в несколько сложений. Для вышивки гладью рекомендуются иглы с острым кончиком, для вышивки крестиком — с тупым. Длина иглы также имеет значение: для вышивки нитками удобнее использовать сравнительно короткие (до 3 см) иглы, для вышивки бисером — более длинные, вам понадобится игольница (небольшая подушечка, наполненная ватой или поролоном)
Ножницы. Ножницы могут понадобиться для обрезания нити. Удобнее использовать небольшие ножницы с острыми кончиками, которыми можно легко подцепить отдельные стежки. Если нет специальных, подойдут маникюрные ножницы с загнутыми кончиками. Чтобы при распарывании вышивки не повредить ткань, перед работой ножницы нужно хорошо заточить.
Дополнительные инструменты и приспособления. Кроме пялец, игл, канвы и ножниц, для вышивания вам могут понадобиться некоторые другие инструменты и приспособления, которые значительно облегчат работу.
Наперсток нужен для того, чтобы не поранить руки иглой, особенно если приходится работать с толстыми плотными тканями. Его надевают на средний палец, при этом он должен быть подобран по размеру.
Сантиметровая лента или линейка необходима для того, чтобы разметить на ткани размеры вышивки.
· Калька и копировальная бумага понадобятся для переведения рисунка вышивки с бумаги на ткань. На кальку наносят рисунок, затем скрепляют ее с тканью, прокладывают по контурам рисунка стежки, после чего кальку удаляют. С помощью копировальной бумаги узор перенести еще проще. Достаточно проложить ее между тканью и листом бумаги с рисунком, скрепить булавками и обвести рисунок по контуру.
· Способ перевода рисунка, выполненного специальной печатной краской : соответствующий узор положить стороной с печатным узором на ткань и подержать под утюгом не более 5 секунд при температуре нагрева 185 градусов С. При вышивке на синтетических тканях рекомендуется между утюгом и рисунком положить лист бумаги.
· “На просвет”. На тонкие прозрачные ткани узор переводят с помощью подсвечивания или через стекло. Ткань кладут на бумагу с узором и скалывают. Затем через стекло карандашом переводят узор на ткань.
· “Бабушкин”. На готовое вышитое изделие накладывают непрозрачный лист бумаги, закрепляют по краям и трут алюминиевой ложкой, пока не проявится контур рисунка.
Нитки для вышивки.
Мулине обычно изготавливают из хлопка, кроме того, в продаже бывают мулине с металлизированными нитями и мулине из мерсеризированного хлопка (специально обработанного с целью повышения блеска и прочности волокон)
Кроме хлопковых ниток, можно вышивать шелковыми, шерстяными и синтетическими Прекрасные нитки получаются из атласных лент, из шерстяной, шелковой тесьмы, если она распускается, а также из капронового шнура. Атласную ленту надо распустить по долевой нити, предварительно срезав кромку. Яркие нитки проверяют, линяют ли они.
Вышивают нитками, бумагою, шерстью, шелком, золотом, серебром с примесью бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блесток, а также и монет, что преимущественно делается в Грузии и Малой Азии. У многих восточных народов в вышивку. входят самые разнородные элементы: цветные блестящие жучки, когти, зубы, меха некоторых животных, а также змеиная кожа. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. Перья употребляются весьма искусно и с большим вкусом, особенно в Бразилии, где такое изобилие и разнообразие красивых и разноцветных птиц.
Орнамент. Термин происходит от латинского слова “украшение”. Орнамент — это условные знаки, символы, обозначающие выражение человеком своего отношения к явлениям природы.
· Геометрические (разные геометрические фигуры).
· Меандровый (непрерывные ломаные линии).
· Растительный (растения), Животный (фигуры зверей), Птичий (фигуры птиц).
· Шрифтовый (знаки., напоминающие восточную письменность).
Композиция : в переводе с латинского “составление”, “сочинение”, “соединение”. Композиция — это определенное расположение узора или отдельных его частей на ткани, т.е. единое целое.
Раппорт — абсолютно одинаковое повторение элементов или групп элементов орнамента.
Большое значение в вышивке придавалось не только виду орнамента, но и его цветовой гамме. Определенные сочетания цветов являлись визитной карточкой той или иной народности, региона, а иногда и отдельной деревни.
Виды декоративных стежков ручной вышивки.
Шов “вперед иголку”, “назад иголку”, стебельчатый шов, тамбурный, петельный, узелки, “рококо”, счетные стежки, полукрест, крест, козлик, “владимирская гладь”(односторонняя гладь), “Александровская” и “белая” гладь” (двухсторонняя гладь.)
В наше время вновь завоевывает былую популярность вышивка бисером. В современных изделиях появились самые разнообразные виды бисера, пришивных стразов, бусин, пайеток, стекляруса, вызывающие восхищение
3.Закрепление пройденного П.р. Виды декоративных стежков ручной вышивки.