Уроки технологии для девочек художественная вышивка

Разработка урока «Вышивка художественная, белая, владимировская» 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Разработка урока «Вышивка художественная, белая, владимировская» 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
Разработка урока «Вышивка художественная, белая, владимировская» 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект урока. 451.38 КБ
Разработка урока «Вышивка художественная, белая, владимировская» 7 класс ФГОС. Технология девочки. Презентация. 583.99 КБ
Разработка урока «Вышивка художественная, белая, владимировская» 7 класс ФГОС. Технология девочки.Презентация 2 2.13 МБ
Разработка урока «Вышивка художественная, белая, владимировская» 7 класс ФГОС. Технология девочки.Презентация 3 545.15 КБ
Разработка урока «Вышивка художественная, белая, владимировская» 7 класс ФГОС. Технология девочки.Презентация 4. 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект проведения урока № 23 по теме:

«Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Т/Б.».

ФГОС второго поколения 7 класс (2 часа)

Учителя технологии: Лаптиевой Н.Э.

Цель: Научить учащихся вышиванию художественной, белой и владимирской гладью.

— расширить знания учащихся о технике вышивания художественной, белой и владимирской гладью;

  • отработать практические навыки помещения ткани в пяльцы;
  • закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;
  • развивать сноровку, координацию движений;
  • прививать аккуратность и терпение в работе;
  • развивать мышление;
  • способствовать развитию компетенций;

— соблюдать правила техники безопасности;

  • воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.

— Познакомить учащихся с различными видами глади.

Метапредметные результаты : (развивающие)

— Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу. адекватно воспринимать оценку учителя,

-уметь выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда.

-освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности, действовать с учетом позиций другого и уметь согласовывать свои действия, оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда.

Личностные результаты:
-умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

— воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.

Тип урока : урок-исследование.

Материалы для учителя :

1. «Технология. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

2. сеть Интернет.

Оборудование: образцы вышивок, ткань, нитки мулине, иглы, ножницы, пяльцы, калька, копировальная бумага, простой карандаш.

Подготовительный этап: Перед уроком проводится проверка гигиенических условий:

  • температура – 18-22 0 С;
  • соблюдение режима проветривания (длительность зависит от температуры наружного воздуха 1–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене); порядок в классе.

Этапы урока, время

1.1. Приветствие;
1.2. Проверка явки учащихся;
1.3. Заполнение классного журнала;
1.4. Проверка готовности учащихся к уроку;
1.5. Настрой учащихся на работу;
1.6. Доведение до учащихся темы и плана урока.

Дети проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

2.Изложение нового материала

1.Актуализация опорных знаний и умений .

Проверка выполнения домашнего задания.

— Какую ткань используют для вышивки счетными швами и почему?

-Что представляет собой схема для вышивки?

-Как изготовить схему рисунка или фотографии с помощью компьютера?

— Какие вы знаете счетные швы?

Изучение нового материала.

Художественная гладь — это двусторонняя гладь с эффектом светотени. Плавный переход от одного цвета к другому достигается применением редкой глади — заполнением мотива стежками разной длины очень тонкими нитками для вышивания различных цветков. При этом сначала стежками разной длины нитью одного цвета заполняется часть формы, а затем нитью другого, близкого к исходному цвету тона заполняются промежутки, образованные стежками неодинаковой длины. При вышивке художественной гладью стежки должны быть ориентированы следующим образом: лепестки цветов — радиально к центру, листья — по направлению прожилок, лицо человека — по расположению лицевых мышц, животные — по росту шерсти. Для выбора цветового решения в мотиве можно пользоваться художественными открытками, картинами художников. Лепестки начинают вышивать нитками светлого тона в одно сложение. Направление стежков делают к центру цветка, чередуя короткие и длинные стежки, чтобы между ними легче проложить стежки другого тона и для лучшего их слияния. Второй ряд стежков (от края лепестка) надо выполнять редкой гладью нитками более темного тона, что создает видимость вогнутости лепестка к центру. Для большей глубины делают два-три стежка от центра самым темным тоном.

Чтобы лепестки не казались плоскими, одну их сторону вышивают светлыми нитками, другую — более темными или же затемняют по краю. Это создает впечатление изогнутости лепестка. Отвернутую, тыльную, часть лепестка вышивают самыми светлыми нитками.

Не стоит все лепестки выполнять одинаково — такая работа выглядит однообразной. Лучше несколько лепестков вышить с преобладанием одного тона — самого светлого теплого оттенка, а оставшуюся часть — более темным холодным оттенком.

Ленточные листья выполняют художественной гладью, укладывая стежки вдоль листа. Выпуклые места вышивают более светлыми и, углубления — более темными, вливая один тон в другой без резких переходов, выделяя среднюю жилку листа светлым или темным тоном.

I. Вышивание листьев: а — ленточных; б — зубчатых, фигурных и резных; в — круглых.

Зубчатые, фигурные и резные листья при вышивке делят на две половинки по жилке и каждую часть застилают, начиная от верхушки листа, наклонными стежками к середине (жилке), плавно переходя к основанию листа. Одну сторону можно вышить сначала светлой зеленью, добавляя постепенно к средней жилке темные тона, а другую — так, чтобы средней жилки был средний тон зелени. Получится лист с углублением по средней линии. При вышивке края листа светлой зеленью в некоторых местах доходят ею до средней жилки и получают выпуклую поверхность или наоборот — темным по светлому, чтобы получить углубление. Круглые листья — выполняют от края к центру, располагая стежки по радиусу.

Цветы имеют самую разнообразную форму. Даже в одном цветке лепестки могут быть разными по величине, форме и окраске. Любые лепестки выполняют стежками от края к центру цветка. На изгибах и отворотах направление стежков меняется соответственно форме изгиба лепестка. Направление жилок в живом цветке указывает направление стежков в вышивке. Края лепестков вышивают с настилом. Для этого предварительно прокладывают по контуру лепестка два ряда прямых стежков и вышивают крупными гладевыми стежками по форме лепестка к центру цветка, согласуя тона ниток с природными тонами и освещением. Серединки цветов с мелкими тычинками выполняют «узелками» в одну нитку и один оборот, крупные тычинки — в несколько оборотов или швом «рококо». Пестик и коробочку вышивают одним из видов глади в зависимости от их формы.

2) Элементы белой глади и техника их вышивания.

Белая гладь имеет много разновидностей. Основной прием этой вышивки — двусторонняя гладь. Ее выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая по форме мотива, как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Выполняют гладь нитками мулине (в 1-2 сложения) тонкой иглой с маленьким ушком. Чтобы гладь получилась выпуклой, предварительно можно сделать настил из тех же ниток, располагая стежки его в направлении, противоположном направлению стежков глади. В выполнении узоров применяют различные виды ажурных сеток, стяги, дырочки, узелки, россыпь, подкладной шов, или восьмерку, детали в виде кружочков, усиков и др.Переходы от выпуклой, рельефной поверхности гладьевых стежков к прозрачным разделкам в самой ткани придают вышивке, выполненной в одном цвете, особую декоративность, красоту.

Детали узоров в форме кружочков — пышечки — вышивают гладью с настилом. Для этого контур кружочка обшивают швом вперед иголку, делают настил и выполняют гладьевые стежки. Гладью с настилом вышивают цветы, листья, стебли. На рисунках показано, как вышивают цветки с настилом. Сначала цветок обшивают по контуру швом вперед иголку, делают настил, располагая стежки по кругу и вдоль контура, а затем сверху кладут гладьевые стежки вдоль лепестков. Если цветок состоит из отдельных лепестков, то их вышивают последовательно один за другим, располагая гладьевые стежки поперек лепестков.

При вышивании мелких листочков гладьевые стежки кладут в прямом или косом направлении. Более крупные листочки вышивают гладью и россыпью или узелками.

Листочек на две трети длины может быть разделен пополам («лист в раскол»). Сделав настил по длине листочка и два параллельных стежка посередине его, начинают выполнение гладьевых стежков с верхней части листка. Дойдя до места раскола, вышивают сначала одну сторону, затем другую, вкалывая иглу между параллельными стежками и выводя на линии контура листка. Россыпь выполняют мелкими стежками швом за иголку. Стежки шва россыпь или узелки располагают параллельными, плотно прилегающими друг к другу рядами, заполняя всю половину листочка. Край такого листочка обшивают гладьевым валиком.

В белой глади встречаются мотивы, выполненные дырочками и прорезной гладью. Маленькую дырочку обшивают по контуру швом вперед иголку и прокалывают ткань внутри контура деревянной, костяной, или пластмассовой палочкой с заостренным концом. Затем плотно прилегающими друг к другу стежками обшивают край дырочки.

Получается узкий гладьевой валик. Дырочки большего размера обшивают после того, как ткань внутри контура будет разрезана острыми ножницами в двух направлениях: по вертикали и горизонтали (прорезная гладь). Прорезной гладью выполняют и листья удлиненной формы.

Сердцевины цветов выполняют швом, который называется стяги. В основном их выполняют на тонких тканях с полотняным переплетением.

Прозрачные узоры в самой ткани получаются от стягивания нитей в различных направлениях: по горизонтали и вертикали или диагонали. Прежде чем выполнить узор стягов на плотной ткани, часть нитей по утку; и основе подрезают и выдергивают.

Детали узора можно выполнить также подкладным швом. Стежки шва за иголку располагают поочередно то на одной, то на другой стороне. по контуру рисунка. Переходы от стежка к стежку ложатся на изнаночной стороне ткани, переплетаясь в виде восьмерки. Элементы рисунка, выполненные подкладным швом на тонкой ткани, придают вышивке рельефность.

Край воротника, салфетки, выреза и рукавов на сорочке часто обшивают петельным швом в виде фестонов. Сначала по контуру узора прокладывают шов вперед иголку, делают небольшой настил, располагая стежки вдоль контура, и выполняют петельный шов. Лишнюю ткань обрезают острыми ножницами после того, как изделие будет выстирано и выглажено.

3 . Владимирская гладь . Мстёрские мастерицы в 1950-х гг. стали также использовать технику цветной владимирской глади, которая раньше была широко распространена в городах и посёлках Владимирской области. Владимирские швы — яркая, красочная вышивка, состоящая из крупных мотивов. Узоры выполняются крупными стежками толстыми нитками (мулине, шерсть) красного цвета с небольшими вкраплениями синего, зелёного и жёлтого цветов. К владимирским швам относят гладь «верхошов» (односторонний шов), накладные сетки, шов «козлик» и др. Вышивку применяют в основном для украшения женской одежды и столового белья.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Гимнастика для глаз 1. Исходное положение — сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна). 8-12 раз.

2. Исходное положение — сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8-10 раз.

3. Исходное положение — сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4-6 раз.

4. Исходное положение — сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15-30секунд.

Разработка урока «Вышивание. Первые шаги»

Разделы: Технология

Цель урока: Изучение технологии выполнения основных стежков и швов на их основе.

Задачи:

  1. Образовательные — обучать выполнять задания по образцу; формировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации; учить самостоятельно оценивать результаты работы.
  2. Воспитательные — вызывать интерес к культуре и искусству вышивания; совершенствовать эстетические взгляды.
  3. Коррекционно-развивающие — улучшать сенсорные и моторные навыки учащихся; развивать творческие способности личности; знакомить их с образцами самых популярных видов вышивки, развивать речь и внимание.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы обучения:

  • теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков учителя на доске.
  • практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) при непосредственном участии учителя и самостоятельно.

Материальное обеспечение:

  • Схемы
  • Образцы
  • Материалы и инструменты.

План урока:

  1. Историческая справка.
  2. Классификация вышивок.
  3. Инструменты и материалы.
  4. Практическая работа (организация рабочего места и техника безопасности). Технология ручной вышивки.
  5. Итоги урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Историческая справка. (Вступительное слово учителя).

Вышивка — распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах, льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, и др.

Этот вид искусства возник давно — корни его уходят в глубину веков. (На доске написаны слова “Вышивать, вышить что — шить по чему-либо узоры шерстями, шелками, бумагой, золотом и пр.”-(Даль В.И.) Из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить когда впервые удалось воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, определить время возникновения этого искусства. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего вышивок XIX века).

Вышитая белая сорочка — неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.

Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом особой гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты.

Вышиванием занимались во всех слоях общества — от королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. В России в XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.

Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.

Коми земля — богатый и живописный край, который хранит глубокие традиции народных промыслов и ремесленного производства. Народный костюм — бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Украшение одежды выполнялось вышивкой и нашивкой из шелковой или парчовой ткани. Вышивку выполняли по вороту и оплечьям в мужских рубахах, у женщин — по низу передника, а нашивками из шелковых тканей и парчи — оплечья рубахи и низ сарафана. (Приложение 1).

Что интересно в национальном костюме коми — ижемцы не использовали вышивку. Исключением являлись лишь головные уборы. Они делились на девичьи и женские. Если коми-девушка могла ходить без головного убора, то замужняя женщина не могла выйти на улицу с непокрытой головой. Головные уборы шились из дорогих тканей и украшались вышивкой, бисером и т.д. (Приложение 2 ).

Вопрос: Девочки, есть ли в вашем доме изделия с вышивкой?
Вопрос: Кроме швейных изделий, что ещё можно украсить вышивкой?
Вопрос: Кто в основном занимался вышивкой?
Вопрос: Что являлось предметом гордости каждой семьи?
Вопрос: Какие детали одежды коми костюма украшались вышивкой или нашивкой?

Итак, вы познакомились с историей возникновения вышивки, её применением в одежде разных народов, в том числе и коми.

И в наше время люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.

Художественная вышивка — один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби ещё долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.

Демонстрация вышивок выполненных учащимися старших классов.

II. Классификация вышивок.

Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом и другими гобеленовыми швами по канве) и гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров).

Физминута, включая гимнастику для глаз.

III. Инструменты и материалы для вышивания (с демонстрацией).

При выполнении вышивания необходимы материалы, инструменты и приспособления.

В качестве материала используют ткани и нитки. Для вышивания крестом используют канву. Лучшие нитки для вышивания — мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.

К инструментам для вышивания относятся пяльцы, ножницы и иглы.

  • Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец — держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.
  • Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами — для подрезания ниток, и большие – для раскроя.
  • Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы№1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы№2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы№6-12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.

Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька.

Для перевода рисунка на ткань используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу.

Калька- это прозрачная белая бумага, которая служит для перевода изображения, рисунка, орнамента.

Вопрос: Какие инструменты и приспособления вам знакомы?
Вопрос: С какими инструментами и приспособлениями вы работали?

Зная назначение инструментов и приспособлений, свойства необходимых материалов мы можем приступать к выполнению практической части урока.

IV. Практическая работа (переход в зону выполнения практической работы).

Организация рабочего места.

Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным, свет должен падать слева или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы — в левой. Очень важно принять правильное положение при вышивании, т.к. неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости, а в последствии к сутулости, к искривлению позвоночника и к близорукости. Во время работы корпус немного наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.

В процессе вышивания следуют соблюдать осторожность при работе:

  • с ножницами
  • ручной иглой
  • булавками
  • утюгом

Давайте вспомним и повторим правила по технике безопасности при выполнении ручных работ и влажно-тепловой обработки. (Приложение 3).

В четвертом классе на уроках трудового обучения вы проходили швы “вперёд иголку”, “назад иголку”, “уголки” и “тамбурный шов”. Вспомним их. Перед вами карточки с изображением вышивальных швов с одной стороны и название этих швов с другой. С помощью стрелок определите соответствие швов их названию. (Приложение 4). Карточки сдайте учителю.

Выполним на образце знакомые швы по одной линии.

  • “вперёд иголку”
  • “тамбурный шов”

Берем лоскут ткани (20х20) гладкокрашенного ситца (можно бывшего в употреблении ) и переносим на него линии с карточки – схемы (Приложение 5).

Захватываем 2-3 нити ткани в начале первой строчки почти полностью протягиваем нить через ткань и вводим иглу в петлю, оставшуюся над тканью. Выполняем по первой линии шов “вперёд иголку”. Шов состоит из последовательных стежков, укладывающихся по линии контура, который может быть прямолинейным или криволинейным. Шов выполняем справа налево, игла направлена всегда вперёд. Стежки должны быть одинаковыми по величине, длиной 2-3мм. Шов “вперёд иголку” применяется в шитье для обрисовки контуров и для смётки деталей, в вышивке этот шов выполняем толстыми нитками.

Переходим на вторую линию и выполняет “тамбурный шов”. Тамбурный шов соответствует цепочке из воздушных петель, связанных между собой.

Иглу направляем остриём вниз и каждый стежок образует петлю за счёт того, что до прокалывания ткани и выхода иглы на лицевую сторону материала движением правой руки рабочая нить укладывается на ткани по дуге. Вытянутая затем из ткани игла оказывается расположенной над этой дугой. Тамбурный шов применяется в украинских народных вышивках.

Посмотрите внимательно на доску и найдите знакомые вам швы. (К доске прикреплены карты с изображением швов) (Приложение 6).

А какие швы вам незнакомы? (Отвечают и показывают у доски по картам).

Сегодня мы с вами продолжим изучение вышивальных швов и новое с чем мы познакомимся это:

  • “стебельчатый шов”
  • “петельки с прикрепом”

Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В вышивках чаще всего применяется для исполнения стеблей, но может применяться для заполнения кружков либо других фигур. Удобнее исполнять стебельчатый шов снизу вверх либо слева направо. Иглу с рабочей нитью направляем назад, выходим на лицевую сторону материала примерно посредине последнего стежка, нить лежит слева либо справа от него. По окончанию работы с нитью закрепляем её, проводя под 5-7 стежком с изнанки и отрезаем остаток нити.

Далее выполняем последний шов “петельки с прикрепом”.Этот шов очень хорош для вышивания как растительных( цветы и листики), так и геометрических узоров. Шов состоит из петельки закреплённой маленьким стежком. Если несколько петель сходятся своими началами в одной точке, то получается цветочек. При этом иглу направляем по радиусу окружности от центра, рабочую нить укладываем под иглу, После протягивания иглы закрепляем маленьким стежком и возвращаемся в исходную точку. Для украшения шва можно закреплять каждую петлю не один, а два либо три раза, делая симметричные стежки.

V. Итоги урока.

Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линии и длину стежка.

Проверка выполняемой работы и оценивание.

Домашнее задание: закончить работу, посмотреть есть ли изделия с вышивкой дома и каким способом они выполнены.

Опорные понятия: мулине, пяльцы, копировальная бумага, шов “вперед иголку”, “стебельчатый шов”, “петельки с прикрепом”, “тамбурный шов”. (Написаны на доске).

Читайте также:  Шитье занавесок своими руками
Оцените статью