Увеличение нижней части выкройки юбки это

§ 10. Моделирование юбок

Моделирование одежды — это процесс разработки выкроек изделия по готовой модели или ее графическому изображению. Например, на основе выкройки юбки (переднее и заднее полотнища), блузки, брюк можно разработать другие покрои изделий. При этом швейное изделие должно соответствовать направлениям современной моды, отвечать своему назначению. При моделировании одежды объектами преобразования являются форма и силуэт, покрой, выбор материала, отделки, цветового решения.

Моделирование конической юбки

Конструкция конической юбки обеспечивает ее прекрасную посадку па любой фигуре. Моделирование конической юбки чаще всего направлено на изменение длины изделия и применение художественной отделки.

На основе конической юбки можно выполнить моделирование нарядной многоярусной юбки с одной или несколькими оборками, которые к тому же могут быть выкроены из различных тканей (рис. 30; табл. 15).

Рис. 30. Модели конической юбки:
а — трехцветная; б — с оборкой; в — выполненная в лоскутной технике

Таблица 15.
Создание моделей конической юбки

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Модель № 1. Трехцветная коническая юбка (рис. 30, а)

1. На готовый чертеж конической юбки нанести линии разрезов, делящих юбку на три полосы равной ширины или в любой произвольной пропорции

2. Разрезать выкройку по намеченным линиям и полученные части использовать как выкройки для трех различных отрезов ткани, подобранных по цветовой гамме и рисунку

Модель № 2. Коническая юбка с оборкой (рис. 30, б)

Данная модель является развитием предыдущей. Сначала следует провести линию отреза, определив ширину оборки, а затем увеличить длину нижней части юбки в 1,5—2 раза.

Для получения оборки эту прибавку собрать в мелкие складочки или в сборку

Модель № 3. Коническая юбка, выполненная в лоскутной технике (рис. 30, в)

1. Построить чертеж двухшовной конической юбки и нанести на него линии разреза таким образом, чтобы они совпали на боковых швах переднего и заднего полотнищ

2. Разрезать выкройку по намеченным линиям и полученные части использовать как выкройки для вставок, выполненных в лоскутной технике

Моделирование клиньевой юбки

Моделирование клиньевой юбки (рис. 31) осуществляют, как правило, изменением формы клина. При этом следует помнить, что при любых изменениях размеры клина по линии бедер должны оставаться постоянными, а любое увеличение размера по линии талии придется заложить в вытачки или складки в соответствии с твоими размерами.

Рис. 31. Клиньевые юбки

Расширение клина по линии низа можно выполнить различными способами.

Первый способ. На чертеже клина провести линию А1А2, с которой начинается расширение. Затем продлить линию низа и отложить на ней симметрично в обе стороны необходимую величину расширения (точки Н3 и Н4) (рис. 32, а).

Рис. 32. Первый способ расширения формы клина

Соединив прямыми линиями точки A1 и Н3, а также А2 и Н4, получим новый чертеж клина с расширенной нижней частью (рис. 32, б).

Второй способ. Расширение клиньевой юбки по линии низа при малом количестве ткани можно получить за счет вставки между основными клиньями дополнительных клиньев, величина которых зависит от желаемой ширины юбки (рис. 33).

Рис. 33. Расширение клина вставкой

Юбка годе. Форму клина можно усложнить. Например, для более плотного облегания юбки по бедрам допускается небольшое уменьшение клина ниже линии бедер, причем ширина по линии низа остается прежней (рис. 34, а) или может быть увеличена (рис. 34, б).

Рис. 34. Изменение формы клина юбки годе

Моделирование прямой юбки

На основе чертежа прямой юбки можно получить большое количество моделей юбок: узких и широких, длинных и коротких, с кокетками сзади и спереди, с разрезами и складками различной формы. При построении чертежа прямой юбки были получены чертежи двух ее частей: переднего и заднего полотнищ. Для моделирования эти части нужно разделить (разрезать), поскольку моделируют каждое полотнище в отдельности.

Расширение юбки по линии низа

На чертежах переднего и заднего полотнищ со стороны линии бокового среза отложить по линии низа требуемое расширение (5-7 см). Затем соединить полученные точки Н3 и Н4 с линиями бокового среза, проведя касательные прямые к линиям боковой вытачки (рис. 35, а). Обвести контур чертежа по намеченным линиям (рис. 35, б)

Рис. 35. Расширение линии низа юбки

Сужение юбки по линии низа

На чертежах переднего и заднего полотнищ со стороны бокового среза уменьшить ширину юбки но линии низа на желаемую величину (точки Н3 и Н4). Затем соединить точки Н3 и Н4 с точками Б2 и Б’2 на линии бедер (рис. 36, а). Лишние части выкройки отрезать (рис. 36, б).

Рис. 36. Сужение линии низа юбки

Изменение длины юбки

Длина юбки — от макси до мини — определяется модой. Для того чтобы изменить длину юбки, линию низа на чертеже либо опускают на желаемую величину (рис. 37, а), либо поднимают (рис. 37, б). Для свободы движения очень узкие длинные юбки выполняют с разрезами, шлицами, застежками.

Рис. 37. Изменение длины прямой юбки Расширение прямой юбки

Очень удобна в носке немного расширенная прямая юбка. Такое расширение несложно выполнить путем закрытия вытачек на основном чертеже прямой юбки.

При значительном расширении юбки можно выполнить на полотнищах дополнительные вертикальные разрезы, которые сделают расширение более равномерным (табл. 16).

Таблица 16.
Способы расширения прямой юбки

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

1. Методом закрытия вытачек

1. По осевым линиям вытачек переднего и заднего полотнищ провести вертикальные прямые линии до их пересечения с линией низа и разрезать выкройки по этим линиям

2. Раздвинуть выкройки в нижней части до полного закрытия вытачек

3. Оформить линию низа плавной кривой

2. Методом частичного закрытия вытачки и дополнительного разреза

1. По осевым линиям вытачек переднего и заднего полотнищ, а также через середины отрезков Б6Б2 и Б’2Б7 провести вертикальные прямые линии до их пересечения с линией низа

2. Разрезать выкройки по намеченным линиям и раздвинуть полученные части на нужную ширину

3. Оформить линию низа плавной кривой

Моделирование прямой юбки с кокеткой

Очень часто при моделировании юбок используют кокетки. Они обеспечивают более точную посадку юбки на фигуре, особенно при изготовлении юбки из плотной ткани. Конструктивные линии кокетки делают юбку наряднее, зрительно удлиняют фигуру. Кокетка может быть как на переднем, так и на заднем полотнище или на обоих сразу.

При моделировании линия кокетки может представлять собой прямую, кривую или ломаную линию, которая, как правило, проходит через конец вытачки. Если линия кокетки расположена выше конца вытачки, то ее верхнюю часть закрывают, а оставшуюся на полотнище часть вытачки включают в рельефы, складки и другие конструктивные линии. Если линия кокетки расположена ниже конца вытачки, то ее либо сохраняют, либо удлиняют до линии кокетки и потом закрывают.

Через конец вытачки переднего (или заднего) полотнища проводят прямую линию кокетки АБ (рис. 38, а).

Рис. 38. Получение кокетки

Разрезают выкройку но этой линии и из отрезанных верхних частей складывают кокетку, закрыв при этом вытачку. Верхний и нижний срезы кокетки оформляют плавной линией (рис. 38, б).

Теперь рассмотрим, как применяют эти и некоторые другие способы моделирования юбок на конкретных фасонах (рис. 39; табл. 17).

Рис. 39. Модели юбок с кокеткой:
а — расширенная книзу с кокеткой спереди; б — с кокеткой и встречной складкой спереди; в — с карманами и односторонними складками спереди

Последовательность выполнения работ

Графическое изображение

Модель № 3. Юбка с карманами и односторонними складками спереди (рис. 39, в)

1. Увеличить ширину переднего полотнища по линии низа со стороны бокового среза на 3 см. Провести новую линию бокового среза по касательной к прежней

2. Увеличить ширину заднего полотнища так же, как и переднего

3. Провести на переднем полотнище линию кокетки через конец вытачки

4. Отрезать кокетку, закрыть вытачку. Оформить верхний и нижний срезы кокетки плавными линиями

Модель № 2. Юбка с кокеткой и встречной складкой спереди (рис. 39, б)

1. Провести линию кокетки через конец вытачки

2. Отрезать кокетку, закрыть вытачку. Верхний и нижний срезы кокетки оформить плавными линиями

3. Параллельно линии середины переднего полотнища провести прямые линии, обозначающие глубину встречной складки. Достроить лекало в верхней части складки, как показано на рисунке

Модель № 3. Юбка с карманами и односторонними складками спереди (рис. 39, в)

1. Построить на чертеже переднего полотнища линию входа в карман К1К2, линию глубины кармана К3К4 и линию начала складок аб

2. Разрезать чертеж по линии входа в карман К1К2, линии начала складок аби по вертикальной линии оси вытачки

3. Построить чертеж мешковины кармана К1К2К4К3. Достроить боковую часть переднего полотнища юбки участком К1К2К4К3

4. Построить часть лекала со складками, предварительно изготовив макет из бумаги

Встречными называются складки, у которых на лицевой стороне сгибы ткани направлены навстречу друг другу, а на изнаночной — в разные стороны (рис. 40, а).

Рис. 40. Встречная (а) и односторонняя (б) складки

Встречную складку размечают с изнаночной стороны ткани тремя линиями:

  • линией перегиба;
  • боковой линией;
  • линией, которая определяет конец стачивания.

Припуск на складку равен глубине одного сгиба, умноженной на 4.

Односторонние — это складки, у которых сгиб ткани на лицевой стороне направлен в одну сторону, а припуск на складку с изнаночной стороны — в другую (рис. 40, б).

Практическая работа № 10

Материалы и инструменты: калька, цветная бумага, ножницы, линейка закройщика, клей, карандаш, учебник, рабочая тетрадь.

  1. Переведи чертеж юбки в масштабе 1 : 4 через кальку.
  2. Выполни моделирование юбки в масштабе 1: 4 в соответствии с выбранной моделью на цветной бумаге, приклей образец в рабочую тетрадь.
  3. Выполни моделирование юбки в натуральную величину в соответствии с выбранной моделью.

Практическая работа № 11

Материалы и инструменты: плотная бумага большого формата (ватман), резец, карандаш, линейка, ножницы, учебник.

  1. Наложи чертеж юбки в натуральную величину на лист бумаги.
  2. Обведи карандашом контуры деталей переднего и заднего полотнищ юбки, места расположения вытачек.
  3. Переведи на другой лист бумаги кокетки и мелкие детали в соответствии с выбранной моделью.
  4. Наметь на всех деталях линии нитей основы и напиши наименования деталей.
  5. Вырежи лекала по линиям контуров деталей.

Новые слова и понятия

Моделирование, кокетка, встречная складка, односторонняя складка.

Выкройка расклешенной юбки.

Всем привет! И снова на связи с вами, уважаемые любители шитья, блог milla-sidelnikova.com!

Все юбки, которые в той или иной степени, но облегают бёдра, а к низу, опять же в той или иной степени, но расширяются – сейчас в моде, что называется, в тренде.

А если фасон такой юбки подходит ещё и вашему типу фигуры, то вы счастливица. Такого рода юбки это всегда красиво, всегда уместно.

Однако не совсем правильно, что все подобные юбки называют одинаково – расклешёнными.

В моём понимании, и профессионалу и любителю шитья следует чётко разделять: юбки конические и расклешённые.

Конические юбки, а это юбки «солнце», «полусолнце», юбки «колокол» и юбки «клёш» разной степени клешения, представляют собой усечённый конус.

А расклешённые юбки это юбки, выкройка которых строится на основе прямой юбки.

На конических юбках клешение юбки начинается от линии талии, на расклешённых от линии бёдер.

По сравнению с коническими юбками юбки расклешённые имеют существенно меньшую степень клешённости обоих полотен юбки – заднего и переднего.

Путём определённых манипуляций с выкройкой прямой юбки можно достичь небольшого расклешения прямой юбки и большого.

Юбка с небольшим расклешением.

Для выполнения выкройки прямой юбки с небольшим расклешением я воспользуюсь такой технологией построения выкройкой прямой юбки (50-й размер (рост 164 см, 1-я полнотная группа, Объём груди – 100 см, Объём талии – 78,2 см, Объём бёдер – 104 см (с учётом выступа живота)).

Но, ту технологию построения прямой юбки возьмём только за основу. При построении выкройки расклешенной юбки в неё нужно внести некоторые изменения. Например, изменить расположение вытачек.

Ещё на стадии построения базисной сетки делим линию бёдер переднего и заднего полотнищ юбки, каждую на три равные части. Линиями, которые чертим по вертикали, от условной линии талии до линии низа, делим обе детали на две части – 1/3 и 2/3 (см. картинку).

И при дальнейшем построении выкройки прямой юбки новые вертикальные линии используем для размещения на них вытачек.

А вот здесь, при построении вытачек и линии талии, используем «старую» технологию (ссылка на статью находится выше, в первом абзаце раздела).

Итак, выкройка прямой юбки готова, приступаем непосредственно к моделированию прямой юбки с небольшим расклешением. Для этого вершины вытачек опускаем на линию бёдер (увеличиваем глубину вытачек до линии бёдер).

Теперь будем работать с новой глубиной вытачек, старые в расчёт не берём.

Но работать будем на каждой из двух главных деталей чертежа по отдельности.

Передняя половинка выкройки.

Разрезаем выкройку по вертикальной линии (проходит через вершину передней вытачки) до линии бёдер и раздвигаем части выкройки так, чтобы вверху полностью закрылась передняя вытачка.

По низу переднего полотнища измеряем L – величину полученного расширения.

И чтобы не нарушить баланс изделия, точно на такую величину L расширяем заднее полотнище.

Как это выполняется технологически?

Из точки (точка пересечение линии низа и вертикальной линий, на которой находится вершина задней вытачки) в сторону боковой линии, дугой радиусом равным L, помечаем нужную величину расширения заднего полотнища.

Разрезаем выкройку по вертикальной линии и раздвигаем детали выкройки так, чтобы вершина угла по низу правой части заднего полотнища точь-в-точь совпала с точкой на дуге.

Ширина расширения на передней и задней деталях должна быть абсолютно одинаковой. В противном случае нарушится баланс изделия.

Для правильного расклешения обеих частей юбки, по боковых сторонам переднего и заднего полотнищ тоже нужно сделать расширение. Для этого на продолжении линии низа откладываем отрезки равные 1/2 L.

От внешних концов «достроенных» отрезков, вверх по касательной к «старым» боковым линиям, строим новые боковые линии.

По нижней стороне обеих деталей строим новую линию низа. Из линий середины полотнищ и боковых линий, линия низа, теперь это дуга, должна выходить под углом в 90⁰.

Возвращаем задней вытачке её прежнюю глубину. Здесь 16 см. Для этого:

  1. крайние точки сторон вытачки у её основания соединяем отрезком, которые делим пополам;
  2. полученную точку соединяем отрезком с вершиной вытачки;
  3. от середины достроенного отрезка у основания вытачки, по линии идущей к вершине вытачки откладываем «старую» глубину вытачки;
  4. от нижнего конца этого отрезка строим «новые – старые» стороны вытачки.

Нам осталось только новую линию талии на обеих деталях начертить. Новая линия талии, а это две дуги, своей новой формой должны быть максимально близка к форме старой линии, но при этом она должна быть плавной линией, с естественными изгибами. У линий середины обеих полотнищ, линия талии должна проходить под прямыми углами к ним.

Чтобы получить новую ровную линию талии совсем не обязательно перечерчивать вторую, зеркальную половину каждой из деталей на новый лист бумаги полностью. (Если, конечно, обратного не требует модель юбки).

Достаточным будет на клочок бумаги перевести контуры верхней стороны зеркальной копии детали выкройки (участок боковой линии, часть линии середины и полностью линию талии).

К линии середины нарисованного контура, встык и с полным совмещением линий середины и талии, ложится фактическая, бумажная ½ часть выкройки. На клочок бумаги с выкройки переносится только линия талии. Теперь новую линию талии нужно начертить, соблюдая всё требования, выдвигаемые к её построению (см. выше в статье).

(Если новая линия талии выгнута, верхняя часть выкройки наклеивается на клочок бумаги. По новой линии талии лишнюю бумагу потом отсекаем).

Вот, собственно говоря, выкройка расклешенной юбки с небольшим расклешением и готова!

Изменяя величину угла закрытия передней вытачки, например:

  • на 1/3 ширины вытачки
  • на 1/2;
  • на 2/3 ширины

получим выкройки прямых юбок с разной (минимальной) величиной расширения (по модели, по желанию).

Примечание. В каждом отдельном взятом случае, задняя часть выкройки должна раскрыться точно на такую величину, как раскрылась передняя.

Перемещая линию, на которой будут размещены вершины вытачек, от линии бёдер до линии, на которой изначально находится вершина самой глубокой вытачки, можно добиться ещё большего количества разных величин расширения по низу прямой юбки.

Например, линия, где будут размещены вершины вытачек, находится на 3 см выше линии бёдер.

Примечание. Построение выкройки такой юбки происходит по тому же принципу, что и описанный выше в статье.

Самое широкое расширение юбки с небольшим расклешением можно получить, если расположить линию с центрами перемещения вытачек на линию, где находится вершина самой глубокой вытачки. Здесь это задняя вытачка.

Но с другой линией перемещения вытачек.

Получается точно такая же юбка, но с максимально возможным в этой ситуации расширением.

Так, визуально, увидеть разницу в расширениях трудно. А вот если контуры выкроек наложить друг на друга, разница между ними становится очевидной.

  • Контур голубого цвета это выкройка, где центр перемещения вытачек находился на линии бёдер.
  • Контур розового цвета – это выкройка юбки, где центр перемещения вытачек находился на 3 см выше линии бёдер.
  • Контур зеленого цвета – выкройка юбки, центр перемещения вытачек находился на линии, которая прошла через вершину задней вытачки.

Юбка с большим расклешением.

Большое расклешение на прямой юбке, ему конечно ещё очень далеко до клешенности самой узкой из конических юбок – до юбки «клёш», но, тем не менее, после определенных действий с выкройкой прямой юбки можно получить выкройку прямой юбки с большим расклешением.

Для построения выкройки юбки с большим расклешением лучше всего подойдёт технология построения прямой юбки таким способом. Здесь не очень важны ярко выраженная боковая линия и линия талии.

Ещё при построении базисной сетки,

делим переднее и заднее полотнища основы выкройки каждую на 5 частей.

Через точки 1/5 и 2/5 чертим вертикальные линии.

И ещё одно отличие от построения выкройки простой прямой юбки. Обычно делая расчёты ширины вытачек, на боковую вытачку «дают» 50% излишка ткани по линии талии. И так как для юбок с большим расклешением не очень важна ярко выраженная боковая линия, при расчёте ширины боковой вытачки от полученной цифры отнимают 2 см. Эти 2 см потом по одному добавляют к расчётным величина задней и передней вытачек. Полученные цифровые значения делят в свою очередь на две вытачки. Тоесть на переднем и заднем полотнищах юбки строится по две одинаковой ширины вытачки.

Из-за подъёма линии талии у боковой линии, две вытачки на переднем и заднем полотнищах в результате могут оказаться чуть разной глубины. Это не важно. Так как всё равно они «вытягиваются» вершинами до одной линии.

Сделаем максимально возможное расширение по низу, расположив линию перемещения вытачек на линию, где находится вершина самой глубокой вытачки. Здесь это ближняя к линии середины задняя вытачка.

Поработаем с каждой частью выкройки отдельно.

  • Сначала разрезаем линию, ближнюю к линии середины и закрываем первую переднюю вытачку.
  • Потом вторую.

Измеряем первой и второе расширение. Из-за того, что видоизменённые вытачки немного отличаются друг от друга глубиной, то и величина обоих «раскрытий» низа выкройки тоже отличаются друг от друга. Но отличие это совсем незначительное, в пределах 2 – 3 мм. На готовой выкройке это никак не скажется.

А вот выполняя расширения нижней стороны задней части выкройки, симметричность соблюдать придётся. Я имею в виду, что по вертикальной линии, которая ближе к линии середины, раздвигать выкройку задней части юбки следует на такую же величину, что и на передней части. (Это правило касается и второго расширения).

Делаем клешение по боковым линиям. (Добавляем 1/2 величины, первого от боковой линии раскрытия).

Достраиваем новую линию низа на обеих деталях (требования к выполнению линии низа смотрите выше в статье).

И новую линию талии. На передней части выкройки это делается совсем просто.

Основные требования: линия талии – дуга, должна быть плавной, естественной и проходить через крайнюю верхнюю точку линии середины под прямым углом с обеих сторон передней части выкройки.

Линия талии на заднем полотнище.

(Стороны вытачек нужно сделать одинаковой длины).

Вырезаем выкройку заднего полотнища по полученным контурам. На выкройке вдоль всей линии талии следует оставить небольшой выступ из бумаги. На выкройке закладываем вытачки. Так как бы они заложились на ткани. Прочерчиваем новую, плавную линию талии. От линии середины она должна выходить под прямым углом. По новой линии талии отрезаем лишнюю бумагу. Выкройку распрямляем (в этой статье смотрите, как это выполняется).

Теперь задней вытачке, которая находится ближе к боковой линии «придаём» более естественную глубину. Она должна быть на 2 – 4 см мельче, чем та задняя вытачка, что находится ближе к линии середины. (Как это делается, смотрите картинка №16 сверху (реклама не в счёт)).

Выкройка юбки с большим расширением выглядит вот так.

Очень сложно увидеть большее расширение на отдельно взятой детали. А вот если контуры наложить….

Контур оранжевого цвета – выкройка юбки с небольшим расширением.

Контур фиолетового цвета – большим.

Итак, главные правила по «превращению» прямой юбки в расклешённую.

  • Для сбалансированного расширения обеих полотнищ юбки, вытачки следует размещать на полотнищах особым образом.
  • Линия, на которой будут находиться центры перемещения вытачек, можно размещать на расстоянии от линии бёдер (включительно), до линии (включительно), где находится вершина самой глубокой вытачки. Это, как правило, задняя вытачка.
  • Величина раскрытия задней части выкройки идентична величине раскрытия передней части.
  • Новая боковая линия должна «отойти» от старой на 1/2 раскрытия передней или задней части. А они напоминаю, должны быть равны.
  • Новые линии талии и низа должны быть плавными и естественными, и из линии середины «выходить» под прямым углом. Линия низа и из боковой линии тоже должна «выходить» под прямым углом.

Я надеюсь, мои труды не будут напрасными, и вы, уважаемые любители шитья, теперь без труда сможете построить выкройку расклешенной юбки.

Всем удачи! С уважением, Милла Сидельникова!

Читайте также:  Выкройка русской народной рубахи для мальчика 9 лет
Оцените статью